Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФИЛЯ

Работа №179512

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы447
Год сдачи2021
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФИЛЯ С ПОЗИЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА 40
1.1. Генезис высшего профессионального образования в контексте цивилизационно-
парадигмальной динамики 40
1.2. Социокультурные тренды мировой политики и их отражение в подготовке
международника 62
1.3. Функциональная и методологическая структуризация социокультурного подхода в
профессиональном образовании 79
Выводы по Главе 1 97
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФИЛЯ 103
2.1. Социокультурная компетентность как цель и результат методологического
социокультурного подхода 103
2.2. Социокультурный аспект содержания образования в профессиональной подготовке
выпускника вуза 124
2.3. Концептуальные основы реализации социокультурного подхода в подготовке
специалиста международного профиля 140
Выводы по Главе 2 161
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА 169
3.1. Презентация модели профессиональной подготовки специалиста международного
профиля на основе социокультурного подхода 169
3.2. Содержательно-технологическое обеспечение модели профессиональной подготовки
специалиста международного профиля 191
3.3. Программа опытно-экспериментальной апробации модели профессиональной
подготовки на основе социокультурного подхода 215
Выводы по Главе 3 236
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО
ПОДХОДА 245
4.1. Анализ диагностико-прогностического и формирующе-продуктивного этапов
апробации модели 245
4.2. Мониторинг динамики формирования социокультурной компетентности личности
специалиста международного профиля 273
4.3. Перспективы совершенствования высшего профессионального образования в условиях
современных социокультурных трендов 295
Выводы по Главе 4 302
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 312
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 326
ГЛОССАРИЙ 327
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 340
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 386
ПРИЛОЖЕНИЯ 389
Приложение 1. Экспериментальная авторская диагностико-прогностическая методика «Социокультурная компетентность специалиста» 389
Приложение 2. Экспериментальный авторский педагогико-формирующий экспресс-опрос «Мои социокультурные ценности» 399
Приложение 3. Экспериментальная авторская диагностико-прогностическая анкета «Человеческий потенциал как культурная ценность и ресурс успешной профессиональной деятельности» 401
Приложение 4. Экспериментальная авторская педагогико-формирующая методика «Социокультурный дискурс в учебном исследовании» 403
Приложение 5. Требования к творческому проекту студентов с применением экспериментального авторского педагогико-формирующего метода «Культурный анализ социальных явлений» 413
Приложение 6. Примеры эссе студентов, подготовленных по материалам курсовых работ с применением метода «Культурный анализ социальных явлений» 414
Приложение 7. Примеры презентаций студентов, подготовленных по материалам курсовых работ с применением метода «Культурный анализ социальных явлений» 427

Актуальность исследования проблемы социокультурного подхода в высшем профессиональном образовании обусловлена наступлением новой постиндустриальной эпохи, обострившей значимость культурного, человеческого измерения социально-экономических, социально-политических и технологических инноваций, поставивших на повестку дня формирование ценностно-мировоззренческих характеристик личности специалиста
международного профиля, способного к разрешению конфликта ценностей, характеризующего социокультурную динамику переходных систем, готового к преодолению противоречий и угроз, сопутствующих многомерным процессам фрагментации и интеграции социальных культур. Главным маркером постиндустриального общества стал уровень развития конвергентных технологий , процесс единения микро-, макро- и мегамира , теоретического синтеза междисциплинарных знаний , активизации «прорывных» направлений , способных обеспечить создание принципиально новой образовательной реальности для обучающихся . Признавая успехи мировой науки, отечественные и зарубежные ученые отмечают наличие дегуманизирующих тенденций, «заложенных в процедурах научного поиска», поставивших на грань возможность выживания человечества, в связи с чем настоятельно указывают на необходимость социокультурной рефлексии научного познания, осмысления его как «особого компонента культуры и социальной жизни», детерминированного, согласно концепциям постнеклассической рациональности и глобального эволюционизма , этическими принципами и ценностями.
Гуманистический императив периода социокультурных трансформаций определил востребованность компетентного специалиста международного профиля, осознающего важность гармонизации его приверженности традиционным ценностям и значимым инновациям, затрагивающим жизнь мирового сообщества через принятие совокупности установок, целей и ценностей, обеспечивающих единение, взаимообогащение и целостность мира . Гуманизм как социокультурный феномен и исторически обусловленный конструкт идей, позитивно влияющих на национальную и международную безопасность , обосновывает целесообразность и служит методологическим основанием внедрения в систему профессиональной подготовки широкого круга специалистов международного профиля социокультурного подхода, ориентирующего на становление социокультурной компетентности как интегративного, надпрофессионального свойства личности , задающего личностный смысл профессиональной деятельности и формирующего внутреннюю готовность к ее эффективному осуществлению.
Социокультурный подход, развивающий гражданскую, этнокультурную и общечеловеческую идентичность , призван обеспечить осмысление международником собственной миссии как ведущей социальной деятельности, осуществляемой в международной и межкультурной среде «в соответствии с принятыми в обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями», основанной «на утверждении взаимопонимания и сотрудничества между людьми, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности , позволяющей «разрубить» узловое противоречие современного мира, сформулированное академиком А. В. Торкуновым как «коллизия между глобализацией и национальной самобытностью отдельных государств ... которые сталкиваются с необходимостью найти органичное сочетание этих двух начал, совместить их в интересах поддержания устойчивого развития и международной стабильности» . Социокультурный подход, интегрированный в высшее образование международного профиля как методологический, позволит сфокусироваться на подготовке специалистов, востребованных на мировом рынке труда, «конкурентоспособных не только в России, но и в ключевых ее странах-партнерах, как на Западе, так и в странах Ближнего Востока и Азии» .
Разработка и применение социокультурного подхода ориентированы на решение задач, характерных для постмодернистской культуры и философии образования, признающих поливариативность знания, разноуровневость методологии познания, плюрализм методологических позиций и равноправность различных систем ценностей.
Настоящая диссертация представляет собой фундаментальное исследование проблемы профессиональной подготовки специалиста международного профиля на основе социокультурного подхода c научно обоснованной, практикоориентированной моделью, разработкой ее концептуальных основ, методологического и структурно-функционального обоснования, а также содержательно-технологического обеспечения.
Степень разработанности проблемы
В науке накоплен значительный потенциал для разработки проблемы социокультурного подхода и его методологических оснований в подготовке специалиста международного профиля.
Проблемы методологии науки в философском и культурологическом аспектах исследуются как зарубежными авторами (Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер, П. Фейерабенд ), так и отечественными учеными (В. Г. Горохов, А. В. Кезин, А. И. Ракитов, М. А. Розов, В. С. Швырев ); вопросы социокультурного подхода как методологии исследования общественных процессов в контексте развития конвергентных технологий раскрываются в концепции постнеклассической науки (Н. Е. Аматова, В. Г. Буданов, И. В. Жог, В. Н. Князев, В. С. Степин) .
Проблема методологии педагогического исследования разработана Б. C. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. В. Краевским, И. Я. Лернером, М. В. Розиным, М. Н. Скаткиным ; современная концепция гуманизации и экологизации образования и ее социокультурные аспекты раскрываются В. П. Бездуховым, И. Б. Орловым, О. К. Поздняковой, Л. Фесенковой, Н. С. Шиловской , культурологическая концепция личностно-ориентированного образования разработана В. С. Библер, Е. В. Бондаревской, Э. Ф. Зеером, Е. П. Ильиным, И. С. Якиманской , проблема формирования личностно-мировоззренческих и ценностно-целевых основ картины мира обучающихся в контексте глобального эволюционизма исследуется Н. Н. Моисеевым, В. С. Пазенюк, О. Р. Раджабовым, С. А. Степановым .
Концепция социокультурной модернизации высшего профессионального образования представлена в работах А. Г. Асмолова, К. К. Колина, Е. Е. Сартаковой, Н. Е. Тихоновой, А. М. Цирюльникова ; антропологический аспект модернизации глобальных моделей образования анализируется П. И. Касаткиным, М. В. Силантьевой, Э. А. Орловой, А. А. Поповым, Д. К. Танатовой, А. В. Шестопалом .
Вопросы теории и практики профессиональной подготовки специалиста международного профиля исследуются Е. В. Воеводой, А. И. Кузнецовым, Н. М. Романенко, А. В. Торкуновым ; исследования социокультурных и социогуманитарных аспектов мировой политики и международных отношений предприняты Т. А. Алексеевой, О. В. Гаман-Голутвиной, Т. В. Зоновой, М. М. Лебедевой, А. В. Мальгиным, А. И. Подберезкиным, А. В Торкуновым, М. С. Умаровой, П. А. Цыганковым, С. В. Чугровым .
Исследования социокультурного подхода в профессиональном языковом образовании, в том числе специалиста международного профиля, осуществлены отечественными - Л. Г. Ведениной, Е. В. Воеводой, Н. В. Екимовой, Н. А. Корнеевой, Л. П. Костиковой, О. А. Мерзляковой, Т. А. Мырза, В. В. Сафоновой и зарубежными учеными M. Byram, A. Feng, M. Hawkins, P. J. Liendo, G. Neuner , проблема социокультурного подхода рассмотрена рядом зарубежных авторов в контексте социокультурной адаптации мигрантов (M. J. Westwood, A. Mak, M. Barker, F. I. Ishiyama , C. H. Firth, A. Ibarrola- Armendariz ).
Истоки исследования социокультурного подхода в социогуманитарном знании составляют работы, вызвавшие «лингвистический поворот» в современной науке (Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко) и способствовавшие «прорывам» в социогуманитарном знании, в том числе в сфере культурологии (А. Я. Гуревич, И. К. Гончарова, Т. Ф. Кряклина, С. В. Реттих) , социологии (Ю. Л. Белякова, А. С. Кравченко, П. Сорокин) педагогики (А. Ю. Белогуров, А. А. Вербицкий, А. Ю. Вершинина, А. М. Новиков, А. В. Хуторской, А. М. Цырюльников) . Ученые едины в том, что «в условиях современного глобального кризиса социокультурные исследования станут основными интеллектуальными течениями» , которые позволят создать новую парадигму социогуманитарного и естественно-научного знания, жесткая граница между которыми сегодня стирается.
Нормативно правовыми документами, основополагающими для профессиональной подготовки специалиста международного профиля в условиях социокультурных трансформаций постиндустриального мира, являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в последней ред. от 2 июля 2021 г.) ; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 (в последней ред. от 7 июля 2021 г.) ; Федеральные государственные образовательные стандарты (3++) по направлениям бакалавриата ; Образовательные стандарты высшего образования МГИМО МИД России по направлениям бакалавриата ; Устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», утвержденный Министерством иностранных дел Российской Федерации 1 июля 2015 г., приказ № 11500 (с изменениями по состоянию на сентябрь 2021 г.) ; Стратегия развития МГИМО МИД РОССИИ на 2020-2025 годы, утвержденная на заседании Наблюдательного и Попечительского советов МГИМО от 22 января 2020 года ; Стратегическая программа развития МГИМО МИД РОССИИ на 2014 -2020 годы, утвержденная на заседании Ученого совета 27 мая 2014 года (с последними изменениями и дополнениями от 16 июня 2015 г.) ; Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятая резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года .
В научной литературе обоснована необходимость совершенствования подготовки специалиста международного профиля в условиях новых социокультурных трендов, однако системно и фундаментально не исследован и не реализован потенциал социокультурного подхода в формировании компетентной личности специалиста международного профиля в рамках его «общепрофессиональной» подготовки. В связи с этим возникает ряд противоречий, которые требуют разрешения и проявляются на следующих уровнях:
- на социально-философском - между возрастающей динамикой социокультурных изменений в российском и мировом социумах, сопровождающихся процессами интеграции и дифференциации культур и требующих подготовки социокультурно компетентной личности специалиста и отсутствием в педагогической науке философско-концептуальных, методологических и мировоззренческих основ профессиональной подготовки социокультурно компетентной личности профессионала как субъекта общественно-исторического и культурного развития;
- на теоретико-методологическом уровне: между необходимостью разработки теоретико-методологических оснований профессиональной подготовки специалиста международного профиля, целью и результатом которой является формирование социокультурной компетентности, и неразработанностью комплекса необходимых для этого методологических подходов, а также обеспечивающих их концептуализацию системы базовых понятий и положений в теории высшего профессионального образования;.....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая диссертация представляет собой фундаментальное исследование проблемы социокультурного подхода в высшем образовании международного профиля, выполненное в контексте осмысления социальной востребованности социокультурно компетентного и конкурентоспособного специалиста, готового к эффективной профессиональной деятельности в международной и межкультурной среде в условиях социокультурных трансформаций и глобальных противоречий постиндустриальной эпохи.
Применение цивилизационно-парадигмального подхода к осмыслению генезиса профессиональной подготовки в контексте социокультурной динамики позволило выявить тип общественного развития и тип образовательной парадигмы, актуализировавших институционализацию социокультурного подхода в высшем профессиональном образовании, в том числе международного профиля. В работе установлено соответствие между цивилизационными периодами развития общества (прединдустриальным, индустриальным, переходным к постиндустриальному) и типом доминирующей на каждом этапе образовательной парадигмы (знаниево-ориентированной, предметно-ориентированной, личностно¬ориентированной). Социокультурный подход становится востребованным в условиях переходного общества, в котором человеческий фактор начинает приобретать статус основного ресурса социального развития, и концептуализируется в контексте личностно-ориентированной образовательной парадигмы, способствуя ее дальнейшей эволюции, как отвечающей новым потребностям постиндустриальной эпохи.
Необходимость и возможность интеграции социокультурного подхода в образовательную среду вуза обусловлена комплексом предпосылок нормативного, организационного и содержательного планов. К ним относятся: наличие круга социальных и культурных компетенций, зафиксированных в образовательных документах федерального и институционального уровней, обеспечивающих личностно-профессиональную компетентность выпускника; особенности развития университета как «человекоцентристкой» образовательной организации, открытой инновациям и сохраняющей лучшие традиции; создание в вузе поликультурной образовательной среды, обогащающей практику межкультурного взаимодействия; развитие культурологического направления в исследовательской и педагогической практике профессорско-преподавательского состава; опыт реализации лингвосоциокультурного подхода в профессиональном языковом образовании, во многом обеспечивающем конкурентоспособность выпускника.
Современный социокультурный дискурс концептуализируется в гуманитарном знании в контексте теории модернизации и постмодернизации, основополагающими факторами которой признаны «традиции» и «инновации» в их динамическом соотношении: от понимания традиций и инноваций как систем противостоящих к осмыслению их как систем взаимообогащающих. В преодолении характерного для переходных обществ конфликта ценностей, обусловленного неравномерностью происходящих преобразований в сфере ценностей человека, являющейся более консервативной, и преобразований в сфере социальных институтов, ведущая роль принадлежит механизму социокультурной идентификации, соответствующему индивидуальному уровню и являющемуся особенно значимым для реализации социокультурного подхода в образовательной практике.
Взаимозависимость социального и культурного уровней, свойственная переходным обществам и выражающаяся в процессах аккультурации и субъективации социальных явлений, обосновала правомерность разработки обозначающих ее интегративных понятий, имеющих социокультурно инновационный, ценностно-мировоззренческий смысл: «социокультурный подход», «социокультурная компетентность», «социокультурная идентификация», «социокультурно-ориентированная образовательная среда», «социокультурный потенциал», «социокультурный аспект содержания образования», метод «Культурный анализ социальных явлений», «ценностно-мировоззренческий социокультурный дискурс» и другие. Сущность и содержание данных понятий, сопровождающих концептуализацию социокультурного подхода в образовании и отражающих теоретическую и практическую значимость проблемы исследования, систематизированы и последовательно изложены в Глоссарии диссертации.
Объективная тенденция возрастания роли культурного начала в социальных явлениях и процессах нашла отражение в политической науке и практике, когда человеческий фактор начал рассматриваться в качестве важнейшей составляющей международной проблематики. Социальные и гуманитарные аспекты политики стали использоваться как сфера взаимодействия и международного сотрудничества, как способ развития и взаимообогащения, как ресурс воздействия на другие страны, как средство преодоления возникающих социальных конфликтов. А. В. Торкунов отмечает, что: «... ворота в крепость канонической теории международных отношений распахнулись и новые идеи, подчерпнутые из различных культур, из истории и онтологии, начали процесс завоевания все новых и новых университетов и кафедр» Однако, как подчеркивает М. М. Лебедева, «современные исследования социальной и гуманитарной проблематики как в России, так и за рубежом в целом пока не отвечают той роли, которую приобретает сегодня человек в мировой политике. Требуется концептуальный анализ социальной и гуманитарной компоненты мировой политики» . Представители социогуманитарного знания едины в том, что истинной «всечеловеческой» значимостью обладают в противовес универсальным, «обесчеловеченным ценностям глобализма» , гуманистические ценности, «способные объединить все человечество».
Социокультурные и социогуманитарные аспекты развития мировой политики и международных отношений актуализировали интеграцию социокультурного подхода в профессиональную подготовку специалиста международного профиля, ориентирующего образовательный процесс на
формирование у обучающихся нового типа социокультурной жизнедеятельности, проявляющейся в осознанном отношению к себе как культурно-историческому субъекту, готовности к реализации человеческого потенциала и проявлению социальной ответственности в профессиональной деятельности, способности к преодолению социальных конфликтов и противоречий, сопутствующих многомерным процессам интеграции и фрагментации, глобализации и регионализации социальных культур.
В связи с осмыслением востребованности социокультурного подхода как методологического впервые разработана его функциональная структура и определены методологические уровни реализации. Функциональная структура социокультурного подхода устанавливает диалектическую взаимосвязь его структурных уровней, структурных понятий и структурных функций, которые заключаются в гармонизации традиций и инноваций с учетом понимания их ценностного, антропологического смысла (аксиологический уровень) а также в повышении уровня социокультурной компетентности с учетом понимания ее как личностного свойства выпускника вуза (личностно-ориентированный уровень). Методологические уровни реализации социокультурного подхода охватывают: философский уровень методологии, которому соответствует аксиологический подход, общенаучный уровень методологии, которому соответствует комплекс личностно-ориентированных подходов, и уровень методики и техники исследования, которому соответствует технологический подход, представленный в исследовании авторской Технологией обновления социокультурного аспекта содержания образования.
Целью и результатом социокультурного подхода в профессиональной подготовке специалиста международного профиля является социокультурная компетентность, понимаемая как интегративное, надпрофессиональное свойство личности, более широкое, чем профессиональная компетентность и не сводимое к лингвосоциокультурной компетентности, формируемой в процессе языковой подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Критериями и происходящие на уровне личностных характеристик специалиста, отражающие его приверженность социокультурным гуманистическим ценностям и являющиеся базой для дальнейшего становления социокультурных компетенций. Социокультурные характеристики личности (когнитивно-рефлексивная, эмоционально-оценочная, коммуникативно-деятельностная) и формируемые на их основе социокультурные компетенции специалиста (информационно- знаниевая, ценностно-смысловая, мотивационно-поведенческая) представляют собой структурные компонентами социокультурной компетентности личности специалиста международного профиля.

Успешное решение задач подготовки социокультурно компетентной личности специалиста в условиях социокультурных трансформаций постиндустриального мира потребовало обновления содержания образования, наполнения его ценностно-мировоззренческим социокультурным смыслом. Анализ культурологических концепций содержания образования позволил рассмотреть эту системообразующую для педагогического знания категорию в двух значениях - явном и скрытом. Если явное содержание образования, традиционное для социогуманитарной науки и практики, определяется как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, целенаправленно транслируемый в образовательном процессе, то скрытое содержание образования, являющееся инновационным, впервые было определено в работе как педагогически неадаптированный, недекларированный и нецеленаправленно транслируемый социокультурный опыт. Установлено, что потенциал скрытого содержания образования, недостаточно используемый в образовательном процессе, особенно значим для становления необходимого уровня социокультурной компетентности специалиста международного профиля.
Ценностно-мировоззренческий дискурс социокультурного аспекта содержания образования обусловлен осмысленной трансляцией социокультурных ценностей в их общечеловеческом, гуманистических измерении, как утверждающих значимость человека, его преобразующего потенциала и социальной ответственности, вне зависимости от национальной, расовой, гендерной, религиозной принадлежности, как способствующих гармонизации традиций и инноваций с учетом их ценностного, антропологического смысла, органическому единению и взаимообогащению социальных культур в условиях новых вызовов и угроз постиндустриальной эпохи. Понятие «общечеловеческие» ценности, подчеркивающее культурную общность, используется в диссертации как не тождественное «универсальным» ценностям, нивелирующим культурную самобытность, и «глобализационным» ценностям, утверждающим однородность мира. Понятие «общечеловеческие ценности» созвучно понятию «всечеловеческие ценности», которые служат не единообразию мира, а его единству и целостности, подразумевают гармонизацию культурной идентичности и общности людей.
Концептуальные положения исследования, разработанные на базе его теоретико-методологических и научно-прикладных оснований, определили сущность социокультурного подхода в профессиональной подготовке специалиста международного профиля как: интегративного, детерминированного социокультурной динамикой переходных систем и утверждающего определяющую роль культурного фактора в социальных процессах; мировоззренческого, реализующего гуманистический вектор обновления содержания образования ценностно-мировоззренческим социокультурным дискурсом; ценностного, способствующего преодолению конфликта ценностей путем гармонизации традиций и инноваций на уровне механизма социокультурной идентификации; междисциплинарного, применяемого при изучении социогуманитарных дисциплин широкого профиля и способствующего креативной междисциплинарной коммуникации; постнеклассического, воплощающего инновационный тип научного познания, в основе которого интеграция целе-рационального и ценностно-рационального знания; трансформационного, способствующего эволюции образовательных парадигм.
Определение теоретико-методологических и концептуальных оснований исследования способствовало построению и апробации модели профессиональной подготовки специалиста международного профиля на основе социокультурного подхода, позволившей получить целостное представление о сущности процесса формирования социокультурной компетентности как показателя качества профессиональной подготовки в вузе. Модель, отвечающая социальному заказу на подготовку специалиста международного профиля, обладающего социокультурной компетентностью, включает комплекс компонентов (систему требований, концепцию, идеологию, методологию) и модулей (целеполагающий, организационно-технологический, содержательно-перспективный, критериально-диагностический и результативный), а также этапы апробации (ориентировочно-пропедевтический, диагностико-прогностический, формирующе-продуктивный, оценочно-итоговый), отвечающие целям и задачам исследования.
В качестве необходимого условия реализации модели профессиональной подготовки специалиста международного профиля на основе социокультурного подхода рассмотрено управление социокультурно-ориентированной
образовательной средой вуза, структура которой включает уровень образовательной организации и уровень образовательного процесса. Направлениями совершенствования профессиональной подготовки специалиста на основе социокультурного подхода, осуществляемой в рамках социокультурно¬ориентированной образовательной среды, являются: на уровне образовательной организации - обновление явного компонента социокультурного аспекта содержания образования, на уровне образовательного процесса - обновление его скрытого компонента в единстве предметного и коммуникативного элементов.
...


1. Адамский, А. И. Манифест «Гуманистическая педагогика: XXI век» / А. И. Адамский, А. Г. Асмолов, А. Н. Архангельский и др. // Вестник образования. - 2015. - № 10. - С. 1-17.
2. Александров, В. Б. От общечеловеческих ценностей к межкультурной реальности / В. Б. Александров // Управленческое консультирование. - 2016. - № 7. - С. 136-145.
3. Алексеева, Т. А. Теория международных отношений в зеркалах “научных картин мира”: что дальше? / Т. А. Алексеева // Сравнительная политика. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 30-41.
4. Аматова, Н. Е. Социокультурный подход как методология исследования общественных процессов в контексте развития конвергентных технологий / Н. Е. Аматова // Актуальные вопросы общественных наук : социология, политология, философия, история. - 2014. - № 41-42. - С. 29-35.
5. Антипин, Н. А. Мировоззренческие и методологические проблемы разработки философии образования для XXI века / Н. А. Антипин // Инновации и образование : сб. материалов конф. Серия «Symposium», вып. 29. - СПб. : Изд- во Санкт-Петербургского философского общества, 2003. - С. 15-27.
6. Антонова, Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С.131-143.
7. Антюхова, Е. А. Образование в политике мягкой силы США / Е. А. Антюхова // Полис. Политические исследования. - 2019. - № 2. - С. 123-136.
8. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая системно деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 16-23.
9. Асмолов, А. Г. Социальные эффекты образовательной политики / А. Г. Асмолов // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — С. 100-106.
10. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования : на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 65-86.
11. Ардашкин, И. Б. Проблемоцентризм в познании как основание междисциплинарности научного знания / И. Б. Ардашкин // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук : сб. статей Международной научной конференции в 5 т. - Магнитогорск : МаГУ, 2009. - Вып. 4. - Т. 1. - С. 29-34.
12. Арсланов, В. А. Коперниковский поворот современного гуманизма [Электронный ресурс] / В. А. Арсланов // Альтернативы. - 2004. - Режим доступа : https://www.alternativy.ru/ru/print/443 (дата обращения : 02.09.2021).
13. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева - М. : Сов. Энциклопедия, 1990. - С. 136-137.
14. Байденко, В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста : научно-методический сборник. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - С. 22-46.
15. Байков, А. А. Магистерская подготовка в МГИМО : традиции и новаторство / А. А. Байков, О. Б. Пичков // Высшее образование в России. - 2016. - № 4 (200). - С. 136-143.
...368


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ