Введение 3
ГЛАВА 1. Подготовка педагогических кадров в дореволюционной России: ретроспективный анализ 16
1.1. Подготовка учительских кадров начальной школы (XIX
- начало XX века) 16
1.2. Профессиональные учебные заведения уездного города
Белгорода - регионального центра. Подготовка учительских кадров конца XIX - начала XX века 29
1.2.1. Подготовка учительских кадров в Белгородской учительской
семинарии 40
1.2.2. Белгородский учительский институт (1876 - 1917 годы) 44
ГЛАВА 2. Социальная и профессиональная характеристика учительских кадров сельских начальных школ южных уездов
Курской губернии конца XIX - начала XX века 53
2.1. Белгородский уезд 55
2.2. Грайворонский уезд 62
2.3. Новооскольский уезд 72
2.4. Старооскольский уезд 79
Заключение 85
Источники и исследования 89
Актуальность темы. Современное образование - это своеобразно зеркало, в котором отражается многогранная жизнь социума. На рубеже XX - XXI веков, когда все области социально - экономической, политической и духовной жизни подвержены глубоким изменениям, более актуальным становится изучение роли отдельных социальных групп, их вклада в разработку и реализацию реформ, определение ими перспектив развития России с учетом исторического прошлого. Особый интерес представляет современный этап реформ в области общего и профессионального образования, который затрагивает в первую очередь непосредственно работающих в этой системе и чьей профессиональной обязанностью является реализация государственной политики в области образования. Поиск моделей школы, технологий обучения и воспитания, трудности, успехи, недостатки в ходе реализации реформы - все, что происходит в условиях ориентации на западные модели систем образования. О российском опыте реформирования системы образования в XIX - начале XX века вспоминают не часто, да и то лишь для того, чтобы подчеркнуть, что в условиях самодержавной России образование было привилегией немногих, особенно высшее образование.
История общего и профессионального образования России до 1917 года дает много ценного интересного материала, в частности позволяет рассмотреть такие проблемы, как взаимодействие министерств и ведомств с честными органами власти (губернскими и уездными) по созданию системы всеобщего начального обучения, формирование региональных центров по подготовке учительских кадров для начальной, средней и низшей профессиональной школы. В условиях современного реформирования системы образования, отказа от жесткой вертикальной системы управления этой отраслью значение регионов в определении действенной образовательной политики резко возрастает. Региональная администрация становится главным заказчиком подготовленных специалистов, в том числе и учительских кадров. Отношение региональных властей к учительству в прошлом и настоящем, социальный статус учителя в России начала XX и XXI веков, возможности профессионального роста школьного учителя в дореволюционной и современной России - эти проблемы вызывают живой интерес, актуальность их бесспорна. Ответить на эти и другие вопросы мы попытаемся в настоящем исследовании.
Объектом исследования является система профессиональной подготовки учительских кадров Курской губернии на рубеже XIX - XX веков.
Предметом исследования являются учительские кадры сельских школ Курской губернии в обозначенный период.
Цель настоящего исследования - реконструировать целостную картину развития системы профессиональной подготовки учительских кадров России на основе имеющихся материалов Курской губернии (социальное, экономическое, правовое положение учителей земской школы - как наиболее представительной категории провинциальной интеллигенции).
В соответствии с поставленной целью автором предполагается решение следующих задач:
1. выявление состояния и перспектив развития
культурно-образовательной среды на селе на рубеже XIX - XX столетий;
2. анализ работы правительства по формированию учительских кадров сельских школ;
3. изучение процесса становления системы учебных заведений по подготовке учительских кадров в Курской губернии в целом и в уездном городе Белгороде в частности.
Хронологические рамки исследования охватывают пореформенный период российской истории - с начала эпохи «великих реформ» 60-х годов XIX века по 1905 год.
Ограничивая хронологические рамки исследования, мы можем выделить основные этапы развития системы общего и профессионального образования на общероссийском уровне и конкретно напримере Курской губернии. Рассматривая этот процесс во взаимосвязи, нам удастся рельефнее выделить признаки победы светского начала над религиозным.
Территориальные рамки следования охватывают часть Курской губернии, а именно: Белгородский, Грайворонский, Новооскольский и Старооскольский уезды. Ограничивая рамки исследования, нами будет предпринята попытка провести более детальный анализ учительских кадров сельской школы, выделить отличительные особенности в политике местной власти по закреплению преподавательских кадров на селе, а также обнаружить существенные различия в профессиональной подготовке учительства. Региональный подход позволит полнее и глубже, на репрезентативной источниковой базе, изучить данные проблемы в целом и их аспекты.
Степень изученности проблемы. Литература по истории школы и подготовке учительских кадров в России пореформенного периода представлена разнообразно. Она охватывает практически все национальные регионы, раскрывает широкий спектр проблем. Однако следует заметить, что большая часть исследований написана свыше четверти века назад. Естественно, что многое в них требует сегодня уточнения и переосмысления.
В исторической литературе дооктябрьского периода выделяют несколько различных идейно-политических направлений исследований.
Официальное направление отражало и обосновывало, главным образом, правительственную картину в области школьного образования. Ярким представителем этого направления был С.В. Рождественский. Но в его монографиях в тени осталась роль общественных органов и движений в развитии народного просвещения, формировании кадров народных учителей.
Более широкой постановкой вопроса и тем исследований отличается либерально-демократическое направление. В многочисленных работах, среди которых особенно выделяются труды Н.В. Чехова , В.И. Чарнолуского , Г.А. Фольборка , Е.А. Звягинцева , нашли отражение вопросы становления школы, правового и материального статуса народного учителя.
Проблема технологий систем образования фактически не присутствует в исследованиях. Она была лишь однажды затронута в работе Н.В. Чехова «Типы русской школы в их историческом развитии» .
Наиболее широкой постановкой вопросов отличаются работы по истории отдельных учебных заведений. Они призваны раскрыть реальную педагогическую сущность, живой, сохранивший свою значимость, опыт отечественной школы, ведущие направления деятельности.
Изучение деятельности отдельных учебных заведений вовсе не отменяет, а, напротив, предполагает создание серьезных обобщающих исследований по истории различных отраслей народного образования. Таких исследований пока еще немного, тоже можно сказать об истории подготовки педагогических кадров, среди них видное место занимают монографии Н.А. Константинова, В.Я. Струминского «Очерки по истории начального образования в России, А.В. Ососкова «Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917 годы) .
Единственной в отечественной историко-педагогической литературе попыткой публикации документов по истории российской школы являлась «Хрестоматия по истории школы и педагогики» под редакцией С.Ф. Егорова , изданная в 30-х годах XX века. Хрестоматия представляет собой достаточно полную публикацию документов по истории отечественной школы и педагогики.
В 1920-е - начале 1930-х годов историческая литература по народному образованию и просвещению в дореволюционной России основывалась преимущественно на мемуарном материале и часто носила субъективный характер - Ф.Ф. Королев «Очерки по истории школы и педагогики» , И.Л. Цветков «К истории учительского движения в России» .
Первые обобщающие исследования подготовки учительских кадров в России пореформенного периода появляются в 1940-е - начале 1950-х годов: работы Н.А. Константинова, В.А. Струминского, В.З. Смирнова , М.Ф. Шабаева , Е.Н. Медынского и других.
В связи с преодолением сталинизма и, связанного с ним, догматизма в исторических исследованиях с конца 1950-х годов значительно усиливается исследовательский элемент, расширяется тематика. В этих трудах освещены вопросы учительской подготовки и повышения квалификации, истории возникновения и развития начальных школ и других учебных заведений.
В1970-егодыбылиопубликованытруды, раскрывающие вопросы формирования русской интеллигенции во второй половине XIX - начале XX века, в том числе и педагогической интеллигенции - В.Р. Лейкина-Свирская «Интеллигенция в России во второй половине XIX века». Работа Ф.Г.
Паначина «Педагогическое образование в России» являлась, по сути, первым обобщающим исследованием истории развития в стране педагогического образования, основных путей становления российского учительства.
С середины 1970-х годов публикуется целый ряд исследований Э.Д. Днепрова , связанных с историей российской школы второй половины XIX века, современной школьной реформы и перспективами развития системы образования в России. В 1979 году под редакцией Э.Д. Днепрова вышел в свет Фундаментальный библиографический указатель советской литературы по истории школы и педагогики дореволюционной России , охватывающий период с 1918 по 1977 годы.
В коллективных монографиях «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века» и «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX века» дан структурный анализ развития системы народного образования в России, показаны пути формирования учительских кадров школ. Эти труды явились своеобразными итогами работы советских исследователей по истории народного образования и просвещения в дореволюционной России.
Краткие очерки, посвященные истории педагогического образования в России, содержатся в ряде изданий энциклопедического характера, таких как
«Энциклопедический словарь» Брокгауза Эфрона , «Российская
педагогическая энциклопедия» .
В наше время значительно расширяется интерес исследователей к проблемам истории начального образования и просвещения, наметились серьезные изменения и в методологии исследований. Это работы Е.Ю. Ромашиной «Подготовка учителей в России» , И.В. Сучкова «Учительство в России в конце XIX - начале XX века» , М.В. Михайловой «Общественные педагогические и просветительские организации дореволюционной России». Данные труды представляют собой оригинальные научные разработки, обоснованные на конкретном анализе широкого круга источников.
Интересные сведения по истории развития грамотности и образования в форменной России содержатся в монографии Н.М. Богданова «Грамотность и образование в дореволюционной России» .
Достаточно важное место в нашем исследовании занимает периодика. Наиболее значимыми являлись статьи Э.Д. Днепрова «Социальный состав учащихся русской школы во второй половине XIX века» , «Школа в России во второй половине XIX века» , опубликованные в журнале «Советская педагогика», а также работа Смирнова Н.Н. «Российское учительство накануне новой революции» , опубликованная в журнале «Анатомия революции: 1917год в России: массы, партии, власть».
Использование в работе журнальных публикаций способствует большей конкретизации материала, существенно дополняет и оживляет официальные документы.
Наряду с работами общероссийского плана, имеются исследования с узкой региональной направленностью. Краеведческая литература по истории народного просвещения дооктябрьского периода носила ярко выраженный очерковый, популяризаторский характер.
В конце XIX века - начале 1900-х годов были опубликованы очерки, в которых собран огромный фактический и статистический материал о состоянии различных типов начальных народных училищ, о положении и нуждах сельского учительства, что немало важно, но, вместе с тем, без серьезного критического осмысления и всестороннего анализа затронутых проблем.
Также, следует отметить сочинение Ф.П. Тройно «Очерк социально-экономического развития Белгородчины» , в котором анализируются вопросы, связанные с состоянием образования на территории нашего края.
Таким образом, отдельные стороны системы образования пореформенной России исследовались в отечественной историографии как дореволюционного, так и послеоктябрьского периодов, и это еще раз доказывает важность комплексного изучения темы, как условие ее научного продвижения.
В ходе исследования нами применялись следующие методы:
а) метод системного анализа, необходимый для целостного изучения экономической и общественной жизни в Курской губернии в конце XIX - начале XX века;
б) ретроспективный метод, позволяющий в условиях поставленной цели реконструировать комплексную картину развития педагогического образования в Курской губернии в пореформенный период;
в) проблемно-хронологический, позволяющий рассмотреть динамику изменения сети школ начального образования и качественные изменения в профессиональной подготовке учителей этих школ;
г) сравнительно-исторический, позволяющий выделить характерные черты в социальной структуре российской региональной интеллектуальной элиты, составной частью которой, несомненно, являлось учительство.
Источниковая база. В ходе работы над исследованием привлечен круг разнообразных источников, в которых нашла свое отражение история общего и профессионального образования Курской губернии в пореформенный период.
Основу работы составляют архивные материалы по истории Белгородской учительской семинарии.
Материалы по Белгородской учительской семинарии представлены документами фонда № 174 «Белгородская учительская семинария (1871-1896 годы)» Государственного архива Белгородской области (далее ГАБО).
Материалы указанного фонда представляют собой комплекс делопроизводственной документации и нормативных документов Белгородской учительской семинарии. Архивный материал фонда охватывает период с 1871по 1896 год включительно.
Основную часть делопроизводственной документации Белгородской учительской семинарии составляют материалы текущей документации - журналы и протоколы заседаний педагогического совета.
Журнал является протокольной записью заседания. В нем указываются номер, дата заседания, присутствующие, излагается содержание рассматриваемого вопроса и мнение по нему участников собрания. На заседании решались следующие вопросы: прием и увольнение воспитанников семинарии, распределение наград и вынесение взысканий, вопросы, связанные методикой преподавания, выбор учебных книг и пособий из числа одобренных Министерством народного просвещения и Синодом по дисциплинам, распределение учебных предметов между наставниками и тому подобное.
Среди архивных материалов фонда Белгородской учительской семинарии следует выделить годовые отчеты, составленные директором семинарии. Они более полно дают сведения о численности учащихся с указанием их вероисповедания, сословной принадлежности, о состоянии учебно - воспитательного процесса, хозяйственной деятельности семинарии и так далее.
Важнейшей группой делопроизводственной документации является переписка семинарии с Курской губернской земской управой, касающаяся вопросов управления, организации, финансирования Белгородской учительской семинарии. Переписка велась также с попечителем Харьковского учебного округа об устройстве курсов повышения квалификации учителей начальных школ. Попечителю ежеквартально предоставлялась смета расходов и доходов семинарии. Подобных документов в архивном фонде № 174 сохранилось немного.
Отдельные факты, представляющие для нас наибольший интерес, можно почерпнуть, познакомившись с нормативными документами. Они особенно ценны для исследования темы, так как в них содержится информация об открытии Белгородской учительской семинарии, о текущих и перспективных задачах подготовки учительских кадров, сведения о преподавательском составе, количестве учащихся, о состоянии учебно-воспитательной работы семинарии и тому подобное.
В достоверности данной информации не приходится сомневаться, так как нормативные документы нотариально заверены.
К опубликованным нормативно-правовым документам относится "Положение об учительских институтах» 1872 года, взятое нами из «Полного собрания законов Российской империи» Т. XLVII за 1872 год .
Данное «Положение об учительских институтах» позволяет изучить вопросы, связанные с историей становления Белгородского учительского института, а также систему управления, педагогический состав института, финансовое обеспечение, количество студентов, учебную программу (перечень предметов, подлежащих изучению), список вступительных экзаменов, условия приема в институт, правила поведения воспитанников и другие.
Одним из наиболее важных источников для данного исследования явились земско-статистические материалы, позволяющие объективно оценить социальное, правовое, экономическое положение учительских кадров земской школы как наиболее распространенного типа начальной школы с наибольшим количеством обучающихся. В первую очередь, это такие источники как: Сборник статистических сведений по Курской губернии , Обзор состояния народного образования в Курской губернии за 5 лет с 1895 по 1900 год , Текущая школьная статистика Курского губернского земства, 1897-1905 гг. ,Памятные книжки Курской губернии на 1875-1905 годы .
Большую группу источников составляют опубликованные земствами сборники документов: Сборники Курского губернского земского собрания с 1865-1891 гг. , Сборники постановлений Белгородского уездного земского собрания с 1866 по 3 марта 1896 года , журналы уездных и губернских собраний - Журналы заседаний Белгородского уездного земского собрания за период 1867-1895гг. ; Журналы заседаний Старооскольского уездного земского собрания за этот же период и другие.
Весомым информативным источником являются материалы школьной переписи по Курской губернии, опубликованные в типографии Курского губернского земства в 1897 году «Начальное народное образование в Курской губернии» под редакцией И.П. Белоконского. В своей работе автор показал историю развития грамотности и состояние образования губернии на рубеже XIX - XX веков.
Таким образом, критический отбор, глубокий и всесторонний анализ и обобщение использованных в дипломной работе разнообразных источников позволяет восстановить и изучить состояние и основные направления развития системы общего и профессионального образования в Курской губернии в рассматриваемый период.
Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что впервые система профессиональной подготовки учительских кадров Курской губернии становится объектом детального анализа. Продуктом деятельности этой системы являются учительские кадры сельской школы, которая уже к концу XIX века способна перейти к всеобщему обучению сельских детей и в этом немалая заслуга учителей. Создать портрет учителя сельской школы со всеми его достоинствами и недостатками задача, несомненно, трудная даже для опытного исследователя. Привлечение широкого круга источников позволяет нам решить только часть этой научно-значимой проблемы. Новизна исследования определяется также введением в научный оборот большого числа ранее неизвестного фактического материала, что дало возможность полнее раскрыть как общие закономерности, так и региональную специфику данной темы.
Практическая значимость работы определяется тем, что изучение истории общего и профессионального образования на примере данного региона представляет ценность для формирования основных направлений и содержания проводимой в настоящее время политики реформирования системы образования.
Исследование данной темы обогащает современную
социально-образовательную политику опытом профессиональной, общественной и педагогической деятельности одного из самых обширных регионов страны - Курской губернии. Материалы диплома можно органично связать со школьным учением истории, применять во внеклассной работе при проведении факультативных занятий, исторических вечеров, олимпиад. Также материалы исследования могут быть широко использованы при разработке тем по краеведению в исторических курсах для учащихся старших классов, разработки спецкурса для студентов исторических факультетов, на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей истории и дисциплин гуманитарного цикла.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют, что во второй половине XIX - начале XX века в Российской империи большое внимание уделяется развитию начального образования. Вызвано это было, в первую очередь, экономическими потребностями. Развитие
товарно-денежных отношений, промышленности в стране требовали увеличения численности грамотных людей. Все более отчетливо выступали противоречия между растущими потребностями общественного развития и низким уровнем народного образования, общей культуры населения.
Набиравший силу российский капитализм разрушал остатки феодальных экономических отношений, способствовал быстрому вытеснению дворян-помещиков из различных сфер экономической жизни. Тем самым подрывался фундамент самодержавной власти. Не менее активно с политической арены вытеснялось и дворянство, что предвещало окончательный крах монархической идеологии. Российское самодержавие на протяжении всего пореформенного периода отчаянно боролось за сохранение своего политического господства.
В общей политике закрепления самодержавных устоев важное место отводилось школе. Растут ассигнования на ее развитие, особенно заметный вклад в расширение этой сети вносят земства, городские и сельские общества. В свою очередь, стал складываться новый тип школы с общественным направлением, отвергшим узко-сословный, прикладной характер начальной школы.
Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века вынудило правительство разработать новые положения о начальной и средней школах. В ходе подготовки проектов учитывались современные взгляды на обучение и воспитание, потребности народа в образовании. Это потребовало расширения подготовки учительских кадров. Начались поиски создания наиболее рациональных типов учебных заведений для их подготовки.
Подготовка народных учителей, как и все начальное образование, находилось в ведении Министерства народного просвещения и Синода. Учителей для начальных школ в основном готовили учительские семинарии. Они располагались в небольших городах и сельских местностях, тем самым правительство стремилось оградить учащихся от революционного влияния. Все это определило и тот факт, что было принято решение создать учительскую семинарию в Харьковском учебном округе, куда входили территории губерний и Донской области, не в губернских городах, а в городе Белгороде - тогда уездном центре Курской губернии.
При непосредственном участии попечителя Харьковского учебного округа, возникшая в Белгороде учительская семинария, скоро превращается в один из крупных центров не только по подготовке народных учителей, но и проводит большую работу по их переподготовке. Уездный город Белгород становится центром подготовки учительских кадров, поскольку здесь были созданы: учительская семинария (1871 год), гимназия (1874 год) и
учительский институт (1876 год).
В уездах Курской губернии большую роль в развитии образования сыграла деятельность Училищного совета и земства. Именно земство старалось поддерживать материальную сторону обеспечения школ. Благодаря этому происходило увеличение сети земских школ по губернии. И только поэтому школы могли принимать большое число учащихся, то есть происходило повышение уровня образованности населения. С течением времени изменился и состав преподавателей по своей профессиональной подготовке.
Большой вклад в подготовку учительских кадров внесли университеты, специальные педагогические институты при них, учительские институты, а также учительские семинарии.
В Курской губернии учителями в земских школах были в основном воспитанники, окончившие светские учебные заведения. Получивших же образование в заведениях духовного ведомства среди учителей-мужчин было лишь 14,85 %, а среди учителей-женщин - 25,84 %.
Подавляющий процент учителей давала учительская семинария (70,6%), а учительниц - гимназии и прогимназии (62,5%), затем следует епархиальное училище (здесь училось 25,84 % учительниц).
Так к 1905 году значительно повысился уровень образованности преподавательского состава по сравнению с 1878 годом.
В целом, можно сказать, что во второй половине XIX - начале XX века как в Белгородском, Грайворонском, так и Новооскольском и Старооскольском уездах Курской губернии шло интенсивное развитие народного образования.
1. Белоконский И.П. Народное начальное образование в Курской губернии. - Курск, 1897. - 320 с.
2. Журналы заседаний Белгородского уездного земского собрания, 1867-1905 гг. - Белгород, 1867 - 1905.
3. Журнал заседаний XII Грайворонского уездного земского собрания с 14 по 18 сентября 1876 года. - Курск, 1877.
4. Журнал заседаний XXIII очередного Грайворонского земского собрания с 20 по 24 октября 1887 года. - Курск, 1888.
5. Журнал заседаний XXVII Грайворонского земского собрания с 25 по 30 октября 1891 года. - Курск, 1892.
6. Журнал заседаний XXXI Грайворонского уездного земского
собрания,11 октября 1895 года. - Курск, 1896.
7. Журнал заседаний Грайворонского уездного земского собрания за 1903 год. - Курск, 1904.
8. Журналы заседаний XIX очередного Новооскольского уездного земского собрания с 3 по 8 октября 1883 года. - Курск, 1884.
9. Журналы заседаний XX очередного Новооскольского уездного земского собрания с 23 по 27 октября 1884 года. - Курск, 1885.
10. Журналы заседаний Старооскольского уездного земского собрания, 1867-1900. - Курск, 1867-1905.
11. Обзор состояния начального народного образования в Курской губер нии за 5 лет с 1895 по 1900 гг. - Курск, 1902.
12. Отчет Белгородской уездной земской управы по делопроизводству Белгородского уездного земства за 1912 год. - Курск, 1913. - 92 с.
13. Памятные книжки Курской губернии за 1875-1905 годы. Сост. Г.И. Вержбицкий. - Курск. Изд. Губ. Стат. комитета, 1905.
14. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. XLVII.1872 год. - СПб., 1875. - 972 с.
15. Сборники Курского губернского земского собрания с 1865 по 1891 год. - Курск, 1893. - 230 с... 48