Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение эффективности организации муниципальных закупок органами местного самоуправления (на материалах управления муниципального заказа администрации городского округа «Город Белгород»)

Работа №179507

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

Государственное и муниципальное управления

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА 26
МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 43
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 73


Актуальность темы исследования. Муниципальный заказ представляет собой совокупность контрактов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг, формируемый от имени органов местного самоуправления, финансируемый из местного бюджета и направленный на удовлетворение муниципальных нужд. Институт муниципального заказа в Российской Федерации призван обеспечить ряд важнейших задач в социальной и экономической сферах жизни общества. С одной стороны, муниципальные закупки направлены на приобретения различного рода материальных благ для реализации интересов муниципального образования, с другой стороны, они должны производится при наиболее рациональном расходовании бюджетных средств.
Необходимость повышения эффективности организации
муниципальных закупок вызвана, прежде всего, значительным увеличением их доли в бюджете ввиду возрастания объема расходования денежных средств. Кроме того, успешное и рациональное функционирование системы муниципального заказа оказывает прямое влияние на благоприятное развитие экономики в муниципальном образовании.
С точки зрения нормативно-правового регулирования институт муниципального заказа отличается достаточно разветвленным перечнем юридических норм, требующих детального изучения и проработки, что ведет к неизбежному возникновению коллизий в процессе их реализации, а также указывает на необходимость восполнения пробелов в законодательстве. Как правило, недостаточная степень правовой урегулированности служит одной из основных причин появления проблем в сфере финансирования и неэффективного расходования бюджетных средств.
Кроме того, наличие множества проблем в сфере регулирования и управления муниципальных закупок отразилось на формировании неформального «теневого» института коррупции, препятствующего развитию цивилизованного рынка муниципальных заказов, формированию экономической среды для установления эффективных контрактных отношений между государством - заказчиком и его поставщиками (исполнителями, подрядчиками).
В настоящее время возросла необходимость совершенствования механизма муниципальных закупок за счет консолидации заказов, применения современных процедур их размещения, исключения неоправданных ограничений, усложненных и неэффективных процедур.
Актуальность проблемы повышения эффективности
функционирования системы муниципального заказа, а также недостаточная изученность данной сферы и предопределили выбор темы исследования.
Степень изученности темы. Проанализированная нами литература позволила сделать вывод, что отечественными учеными был внесен значительный вклад в теорию и практику осуществления муниципальных закупок.
Основополагающие вопросы отечественного и международного развития сферы государственных и муниципальных закупок раскрываются в трудах Е. Абрамовой, Б. Ткаченко и др.
Различные аспекты повышения уровня эффективного
функционирования муниципального заказа отражены в трудах Ю.П. Калмыкова, А.О. Фроловой. и ряда других исследователей.
В работах О. Е Кутафина, Л. Я. Прохоренко и В.И. Фадеева рассмотрены особенности правового регулирования института муниципального заказа и основные проблемы восполнения пробелов в законодательстве в данной сфере.
В исследованиях К. А. Агузановой, И. С. Бакина и В.В. Еремина затрагиваются вопросы преимуществ и недостатков, с которыми сталкивается институт государственного и муниципального заказа после введения контрактной системы закупок, а также приводится детальный анализ действующих нормативно-правовых актов с подробным разъяснением нововведений.
Работы Е. И. Мереминской, А. Павелина и А.А. Симатова посвящены рассмотрению проблем, с которыми сталкиваются муниципальные и региональные органы при проведении закупок. Данные исследования содержат указания на имеющиеся нарушения и практические предложения 3 по устранению выявленных недостатков.
В научных трудах М.В. Охтырской и А.А. Тимошенко исследуются риски контрактной системы, обосновываются пути преодоления возможных неблагоприятных последствий.
Несмотря на наличие большого числа исследований, особенности функционирования и развития муниципальных закупок, а также приемы и способы повышения эффективности организации закупок на муниципальном уровне не получили должного освещения в научной литературе, что предопределяет необходимость проведения дальнейших теоретических и практических исследований по данной проблематике.
Проблема исследования. В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью значительного повышения эффективности функционирования сферы муниципального заказа, и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию организации муниципальных закупок в городском округе «Город Белгород».
Объектом выпускной квалификационной работы является система организации государственных и муниципальных закупок, действующая на территории Российской Федерации.
Предметом исследования является повышение эффективности организации муниципальных закупок органами местного самоуправления в городском округе «Город Белгород».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций для оптимизации и повышения эффективности организации органами местного самоуправления муниципальных закупок в г. Белгород.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы организации института муниципального заказа.
2. Проанализировать практику осуществления органами местного самоуправления муниципальных закупок в г. Белгород.
3. Предложить направления совершенствования эффективности функционирования сферы муниципального заказа в городском округе «Город Белгород».
Теоретико-методологические основы исследования. В работе применяется комплексный подход к решению поставленных задач, что обусловлено необходимостью рассмотрения исследуемой проблематики как с точки зрения экономики, так и государственного управления. Базу для применения комплексного подхода составили труды Н. А. Мамедовой, М. М Пуховой, С. И. Скобелкиной , А. В. Шатлыгиной и М.В. Яворской. Новая информация создается такими методами как: сравнение, анализ.
В ходе изучения поставленной проблемы применялись следующие методы: исторический, абстрактно-логический метод, используемый для построения теории и включающий многообразные приемы и операции: анализ и синтез, дедукцию и индукцию, переход от абстрактного к конкретному и наоборот, аналогию и гипотетическое предположение и др.
Эмпирическую базу составили нормативно-правовые акты федерального и муниципального уровней , анализ официальных статистических данных , а также материалы авторского социологического исследования (опрос сотрудников Управления муниципального заказа администрации г. Белгорода, N 20).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования ее результатов и рекомендаций в деятельности органов местного самоуправления, а также при чтении специальных курсов по конкретной дисциплине для студентов-бакалавров направления подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное в рамках выпускной квалификационной работы исследование теоретических основ и практики организации системы муниципальных закупок органами местного самоуправления (на материалах Управления муниципального заказа администрации городского округа «Город Белгород») позволило сформулировать следующие обобщающие выводы.
Из многообразия подходов к определению понятия муниципального заказа наиболее удачным представляется следующий: под муниципальным заказом следует понимать совокупность действий, включающих в себя планирование, определение исполнителей и заключение контрактов между органами местного самоуправления и организациями с целью удовлетворения муниципальных потребностей за счет средств местного бюджета. Проведенное исследование продемонстрировало, что нецелесообразно говорить о муниципальном заказе как об обособленном договоре на оказание услуг или выполнение работ, необходимо рассматривать данный институт именно как последовательность взаимосвязанных действий и процессов.
Для наиболее эффективного изучения муниципального заказа целесообразно рассматривать его через составляющие части - элементы. Муниципальный заказ представляет собой сложную систему, включающую в себя четыре последовательных этапа. Первый этап подразумевает формирование заявок бюджетных учреждений и организаций о наличии потребностей в каких-либо товарах и услугах. Данный этап совпадает с созданием проекта бюджета и не должен выходить за его рамки. На втором этапе осуществляется разработка свободного плана муниципального заказа. Третий этап предполагает определение конкретных заказчиков по каждой из позиций. Четвертый этап включает в себя непосредственное размещение муниципального заказа, заключение контрактов и контроль за их исполнением.
Контрактная система закупок является относительной инновацией в отечественном законодательстве, однако за последние годы можно говорить о ее явных преимуществах. Введение контрактной системы в сфере муниципального заказа в Российской Федерации позволило снизить расходы бюджетов и свести к минимуму коррупционный фактор при выборе поставщиков для выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения муниципальных нужд.
Анализ нормативно-правовой базы позволил определить, что основным регулятором сферы муниципальных закупок является Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который обладает рядом преимуществ с точки зрения юридической техники по отношению к ранее действовавшему законодательству. Однако следует отметить, что правовое регулирование в данной области имеет пробелы, создающие препятствия для правоприменителя при реализации своих полномочий, и нуждается в совершенствовании и доработке.
Решение Совета депутатов города Белгорода от 24 декабря 2013 года № 50 «О создании уполномоченного органа» (в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 31 мая 2016 г. № 388) наделяет
администрацию городского округа «Город Белгород» полномочиями для реализации деятельности по определению исполнителей при обеспечении муниципальных нужд заказчиков . Данную задачу администрация осуществляет с помощью своего функционального органа - Управления муниципального заказа администрации города Белгорода.
В связи с тем, что одной из основных целей осуществления муниципального заказа является экономия бюджетных средств, были проанализированы статистические данные, позволяющие сделать вывод о реализации указанной цели и эффективности института контракта. Для выполнения поставленной задачи рассматривались данные об экономии бюджетных средств за 2016, 2017 и 2018 годы в сфере, урегулированной Федеральным законом от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .
Удалось выяснить, что сумма общей экономии является значительной для регионального бюджета области. Тем не менее, статистика позволяет говорить о значительном падении численных показателей процента экономии 2018 года по сравнению с 2016 годом, несмотря на существенный рост расходования средств, затраченных на заключение контрактов.
Для наиболее детального выявления проблем, возникающих при осуществлении муниципальных закупок, был проведен опрос сотрудников Управления муниципального заказа администрации города Белгорода, который определил наиболее существенные недостатки в функционировании действующей системы закупок. Подавляющее большинство сталкиваются со значительными трудностями в связи с высокой динамикой изменений в действующем законодательстве (70%). Ряд опрошенных отмечают недостатки в деятельности заказчиков (20%) и поставщиков (10%).
Для подтверждения позиции респондентов была рассмотрена динамика внесения поправок в Федеральный закон от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2017-2019 годы. Было выявлено, что степень внесения поправок и изменений в закон действительно находится на высоком уровне, что позволяет говорить о целесообразности внедрения процедур, позволяющих сотрудникам Управления муниципального заказа администрации города Белгорода в кратчайшие сроки знакомиться с нововведениями и максимально эффективно внедрять их при реализации своих функций.
Одним из возможных путей разрешения проблемы своевременности получения сотрудниками Управления актуальной информации о внесении изменений и поправок в федеральные законы и подзаконные акты в области муниципального заказа является реализации проекта «Внедрение в Управлении муниципального заказа администрации города Белгорода практики обучающих онлайн-семинаров».
Основной целью проекта является разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих своевременное получение сотрудниками Управления муниципального заказа администрации города Белгорода актуальной информации по внесению изменений и поправок в действующие федеральные законы и подзаконные акты в сфере муниципальных закупок. Проект разделен на этапы, каждый из которых включает в себя комплекс мероприятий, призванных решить конкретные задачи и привести к итоговому достижению поставленной цели.
Основными преимуществами проекта по сравнению с уже существующими и реализуемыми на базе нескольких образовательных организаций курсами повышения квалификации являются: минимизация затрат рабочего времени сотрудников, увеличение процента регулярности получения информации, своевременное и оперативное уведомление о произошедших изменениях, возможность получать информацию на базе Управления в удобном формате, сокращение возможных ошибок при самостоятельном толковании законодательства. Предлагаемые меры позволят увеличить эффективность деятельности Управления и усовершенствовать систему муниципальных закупок в целом.
Для повышения эффективности организации муниципальных закупок органами местного самоуправления, и, в частности, Управлением муниципального заказа администрации городского округа «Город Белгород», целесообразно рекомендовать:
- увеличить степень взаимодействия Управления с муниципальными заказчиками, ввести практику консультирования заинтересованных лиц по возникающим вопросам в целях минимизации допущенных заказчиками ошибок и нарушений законодательства;
- развивать уровень конкурентной среды муниципального образования и региона, создать систему поддержки организаций и предприятий, являющихся регулярными участниками муниципальных закупок;
- реализовать предложенный проект «Внедрение в Управлении муниципального заказа администрации города Белгорода практики обучающих онлайн-семинаров».



1. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар.
голосованием 25.12.1993 : ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 06.10.2003 № 131 : ред. 01.05.2019 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая)
[Электронный ресурс] : от 30.11.1994 № 51-ФЗ : ред. от 05.12.2017 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : от 30.12.2001 № 195-ФЗ : ред. от 01.05.2019 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ : ред. 03.07.2016 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
6. О внесении изменений в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : федеральный закон от
31.12.2017 № 504-ФЗ : ред. 31.12.2017 // Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
7. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс] : федер. закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ : ред. от
28.11.2018 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ : ред. от 01.05.2019 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
9. О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления которых
заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р : ред. 12.02.2018 // Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
10. О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 : ред. от 11.04.2019 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
11. Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 : ред. от 30.03.2019 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
12. Об утверждении правил оценки заявок, окончательных
предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 [Электронный ресурс] : ред. от 21.03.2019 //
Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
13. Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 : ред. от 21.03.2019 // Справочная правовая система«Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
14. О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 08.06.2018 № 656 : ред. от 13.02.2019 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
15. Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 : ред. от 19.02.2019 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)»... 51

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ