Введение 4
Глава 1. Феномен имиджа в лингвистических исследованиях 11
1.1. Политическая коммуникация как объект исследования политической
лингвистики 11
1.2. Общая характеристика жанра парламентских дебатов 21
1.3. Понятие имиджа 29
1.4. Конструирование и моделирование имиджа 37
1.5. Прагмалингвистический аспект изучения имиджа 43
1.6. Когнитивные аспекты изучения имиджа 50
1.7. Номинации в политическом дискурсе 54
Выводы по главе 1 59
Глава 2. Концептуальная организация имиджа политических партий Германии . 62
2.1. Соотношение понятий концепт и фрейм 62
2.2. Дефиниционный анализ концепта IMAGE 65
2.3. Структура концепта IMAGE 78
2.4. ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ в немецком парламентском дискурсе 86
2.4.1. Доминанта МОТИВЫ 86
2.4.2. Доминанта СУБЪЕКТ ИМИДЖА 87
2.4.3. Доминанта ОБЪЕКТ ИМИДЖА 92
2.4.4. Доминанта РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИМИДЖА ... 96
2.4.5. Доминанта ПРОЦЕССУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА
ИМИДЖА 103
Выводы по главе 2 110
Глава 3. Фокусирование и дефокусирование имидженарушающих и имиджеподдерживающих интенций с помощью субстантивных номинаций партий 114
3.1. Прагматические функции номинаций 114
3.2. Интенции, направленные на фокусирование позитивного имиджа своей
партии 121
3.3. Интенции, направленные на фокусирование негативного имиджа
конкурирующей партии 133
3.4. Интенции, направленные на дефокусирование недостатков своей партии 147
3.5. Интенции, направленные на дефокусирование достоинств конкурирующих
партий 153
Выводы по главе 3 161
Заключение 164
Список литературы 170
Список источников исследовательского корпуса 192
В области речевого поведения коммуникантов в политическом дискурсе особый научный интерес представляет аспект манипулирования массовым сознанием избирателей. Результатами исследований, проводимыми в обозначенном русле, пользуются различные агенты политических процессов для более эффективной организации своей общественно-политической деятельности.
Актуальность проведенного исследования обусловлена необходимостью описания лингвистической составляющей механизмов конструирования политического имиджа и изучения воздействующего потенциала языковых средств на массовую аудиторию. Кроме того, представляется необходимым описать языковые средства, участвующие в моделировании имиджа партий, их употребление в высказываниях политиков как для поддержания позитивного имиджа своей политической силы, так и для воздействия на имидж конкурирующих партий с целью его нарушения или демонтажа. Необходимым также является обращение к создаваемым и репрезентируемым в высказываниях политиков оценочных номинаций деятельности своей партии и конкурирующих политических сил, которые определяются ситуационно обусловленными интенциями говорящих и представляют собой компоненты (слоты) когнитивной структуры имиджа партии в той или иной лингвокультурной общности.
Объектом исследования выступают языковые средства вербализации имиджа.
Предметом исследования являются имиджеформирующие субстантивные номинации политических партий в коммуникативном взаимодействии их представителей в парламентском дискурсе.
Рабочей гипотезой исследования является предположение о том, что в каждом лингвокультурном обществе имеется некое стереотипизированное представление о положительном имидже политических партий, в соответствии с которым каждая политическая сила организует свое речевое поведение в парламентском дискурсе таким образом, чтобы сфокусировать преимущества и дефокусировать недостатки своей партии и, наоборот, сфокусировать недостатки и дефокусировать преимущества своих политических оппонентов.
Цель работы состоит в описании когнитивно-прагматических параметров моделирования имиджа политических партий Германии и языковых средств их вербализации в парламентских дебатах.
Постановка данной цели обусловила необходимость разрешения следующих конкретных задач:
1. Уточнить методологические подходы к изучению сущности и содержания феномена «имиджа».
2. Описать виды и способы номинаций в политическом дискурсе.
3. Определить доминантно-слотовую структуру идеализированной когнитивной модели имиджа партии (ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ) в немецкой лингвокультурной общности.
4. Обосновать фокусирование и дефокусирование достоинств и недостатков как базовые когнитивные операции поддержания и нарушения имиджа политических акторов.
5. Выявить ментальные пространства, которые участвуют в реализации интенций, направленных на фокусирование позитивного имиджа своей партии и негативного имиджа политических оппонентов.
6. Выявить когнитивные модели реализации интенций, направленных на дефокусирование недостатков своей партии и достоинств политических оппонентов.
7. Установить языковые стредства, способные маркировать фокусирование и дефокусирование слотов ИМК ИМИДЖ ПАРТИИ.
Материалом исследования послужили стенограммы заседаний германского бундестага в период с 2018 по 2021 годы. В качестве образцов для анализа методом сплошной выборки было отобрано 420 контекстно маркированных случаев употребления имиджеподдерживающих и имидженарушающих номинации партий. Матариалом исследования послужили 44 стенограммы бундестага (6876 страниц).
Предпринятое исследование выполнено в русле когнитивно-дискурсивной парадигмы научного знания с учетом интерпретационного подхода к анализу языкового материала.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области теории дискурса (Т. А. ван Дейк, Н. Д. Арутюнова, Е. И. Шейгал, В. И. Карасик, В. З. Демьянков и др.), политической коммуникации (А. П. Чудинов, А. Буркхард, В. Дикман), имагологии (А. Ю. Панасюк, В. М. Шепель, Е. Б. Перелыгина, Д. В. Ольшанский), теории номинации (Е. С. Кубрякова, В. Г. Гак, В. Н. Телия, Г. В. Колшанский, М. И. Киосе, В. В. Катермина), когнитивной лингвистики (М. Минский, Е. С. Кубрякова, Н. Н. Болдырев, О. К. Ирисханова, Дж. Лакофф, Л. Тэлми,
Ч. Филмор, Э. Рош), прагмалингвистики (П. Браун, П. Грайс, С. Левинсон, Дж. Лич, Дж. Остин, Дж. Серл), речевого и коммуникативного поведения (И. Гоффман, И. А. Стернин, Н. И. Формановская, Е. А. Земская, Р. Ратмайр, Т. В. Ларина, В. М. Глушак).
Методика проведения лингвистического анализа базируется на сочетании процедуры лингвистического моделирования и традиционного для языкознания описательного метода. Непосредственное наблюдение за функционированием языкового материала осуществляется с применением прагмалингвистического, аргументативного, дефиниционного, контекстуального, интерпретационного и стилистического анализа. Комплексное применение указанных методов позволяет описать маркируемые различными языковыми средствами смыслы, актуализирующие те или иные стороны имиджа политических партий.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые имидж партии рассматривается как когнитивно-прагматический феномен, выстраивается его идеализированная когнитивная модель. Ранее не проводились исследования интенций политиков, направленные на поддержание имиджа своей партии и нарушение имиджа конкурентов с учетом когнитивных механизмов фокусирования и дефокусирования характеристик и действий политических сил.
Теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в том, что оно
- способствует дальнейшему развитию теории речевого воздействия;
- углубляет и расширяет современные представления об имидже, как одной из основных категорий лингвистической прагматики;
- уточняет понимание имиджа в рамках политического дискурса;
- вносит вклад в развитие методики концептуального моделирования социальных явлений, процессов и интенций коммуникантов;
- расширяет возможности учета когнитивных механизмов
фокусирования/дефокусирования в раскрытии имиджеподдерживающих и имидженарушающих интенций говорящих.
Практическая значимость диссертации связана с тем, что полученные результаты могут быть использованы как при разработке языковедческих лекционных курсов по прагмалингвистике, когнитивной лингвистике, политической лингвистике, имагологии, так и на практических занятиях по немецкому языку. Кроме того, результаты исследования могут быть интересны политологам и специалистам по связям с общественностью, занимающихся проблемами формирования и поддержания имиджа как политических партий и их деятелей, так и коммерческих организаций и их руководителей. Применяемая в диссертации исследовательская методика может быть использована при лингвистическом анализе других феноменов политического дискурса в рамках написания кандидатских, магистерских и бакалаврских работ.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Положительные качества, с которыми большинство носителей немецкой лингвокультурной общности ассоциируют позитивный образ политиков и их политических партий, составляют идеализированную когнитивную модель имиджа партии (ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ), учет которой является обязательной составляющей имиджеподдерживающего и имидженарушающего речевого поведения депутатов германского бундестага.
2. ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ может быть представлен в виде фреймовой структуры с доминантами СУБЪЕКТ ИМИДЖА, ОБЪЕКТ ИМИДЖА, МОТИВЫ, РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИМИДЖА и ПРОЦЕССУАЛЬНО¬СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ИМИДЖА. Слотами каждой доминанты выступают номинации, обозначающие различные стороны деятельности политических акторов.
3. При реализации интенций, направленных на поддержание или демонтаж позитивного образа политических акторов, политики фокусируют имиджеподдерживающие или имидженарущающие номинации с привлечением ментальных пространств в высказывании ДЕЯТЕЛЬ, СТЕПЕНЬ НАЛИЧИЯ ПРИЗНАКА, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, УНИКАЛЬНОСТЬ/ОТЛИЧИЕ, УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ АРГУМЕНТАЦИИ, КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, НЕПРЕРЫВНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ. С помощью ментальных пространств говорящий прибегает к эмфатическому выделению степени соответствия своей партии или несоответствия действий политических оппонентов актуализируемым на парламентских дебатах слотам ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ.
4. При дефокусировании недостатков своей партии и достоинств конкурирующих политических сил говорящие используют лексемы, представляющие собой номинации политических партий, а также другие языковые средства, которые направлены на корректировку и дополнение пропозиций, связанных с ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ.
5. Модели оправдания недостатков своей партии и умаления достоинств конкурирующей партии строятся на основе когнитивного механизма сравнения: что сравнивается, с чем сравнивается и основание для сравнения.
6. Наиболее частотными языковыми средствами
фокусирования/дефокусирования слотов ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ являются эпистемические средства и различного вида градуаторы для смягчения недостатков партии говорящего или категоричного суждения о критикуемых действиях конкурирующих партий, концептуальные метафоры, метонимии и прецедентные феномены для расширения значения имиджеобозначающих номинаций, а также различные сравнительные конструкции для указания на соответствие/несоответствие действий оппонентов слотам ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ и перевода фокуса с одного слота на другой.
Апробация диссертации. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры немецкого языка факультета международных отношений МГИМО МИД России (2019-2021 гг.), а также были представлены в форме докладов на международной конференции в ФГБОУ ВО МГИМО МИД России «Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе» (10-11.04.2020), на II Международной научно-практической конференции «Диалог культур. Культура диалога: от конфликта к взаимопониманию» в ФГБОУ ВО МИГУ (23-25.04.2020), на II Международной научно-практической конференции «Лингвокультурные аспекты глобализационных процессов: Социокультурный контекст и динамика речевых практик» в ФГБОУ ВО МГЛУ (25-26.02.2021).
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:
I. Научные статьи в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства науки и образования РФ:
1. Ульянова Е. С., Принципалова О. В. Языковые средства создания образов политиков в немецкоязычной прессе // Мир науки, культуры, образования. - 2021.
- №1. - С. 322-323.
2. Принципалова О. В. Модель ИМИДЖА в немецком языке: опыт дефиниционного анализа // Филологические науки в МГИМО. - 2021. - Т1. - Т. 7.
- С. 83-90.
3. Принципалова О. В. Роль слов-градуаторов в представлении имиджа немецких политических партий // Иностранные языки в высшей школе. - 2021. - № 1 (56). - С. 46-54
II. Статьи в научных изданиях, индексируемых в базе данных SCOPUS:
1. Глушак В. М., Принципалова О. В. Вербализация имидженарушающих интенций в немецком политическом дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2020. - №4. - С. 92-99.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 233 работы, а также списка источников языкового материала, анализируемых в настоящем исследовании.
Во введении обосновываются актуальность и новизна работы, формулируются ее цель, задачи, теоретическая и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются материал и методы, структура, содержание и апробация работы, излагаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе рассматриваются актуальные проблемы исследования имиджа в лингвистике, анализируются особенности речевого поведения участников политической коммуникации, рассматриваются основания феномена «имидж» с точки зрения прагмалингвистки и когнитивистики, а также типы и способы номинаций в политическом дискурсе.
Во второй главе проводится дефиниционный анализ концепта IMAGE и выявляются составляющие его доминанты и слоты. Далее рассматривается концептуальная организация имиджа политических партий Германии, которая представлена в виде ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ.
Третья глава включает практическое исследование интенций политических акторов и языковых средств, направленных на поддержание имиджа собственной партии или нарушение имиджа партий-конкурентов.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы и указываются перспективы продолжения разработки проблемных вопросов темы.
Проведенное исследование посвящено описанию когнитивно-прагматических параметров моделирования имиджа политических партий Германии и языковых средств их вербализации в парламентских дебатах.
Парламентские дебаты являются одним из основных жанров политической коммуникации. Жанровая специфика парламентских дебатов обуславливает использование речевых стратегий и тактик, направленных на организацию коммуникативного взаимодействия депутатов. При этом речевое поведение политиков в рамках парламентских дебатов имеет разновекторную направленность. Во-первых, депутаты, представляющие разные партии, несмотря на имеющиеся идеологические разногласия, должны придерживаться принципа кооперации для нормального функционирования парламента как основного законодательного органа, принимающего законы в интересах своих избирателей. Во-вторых, парламентские дебаты представляют собой эффективную среду для критики одной политической силы другой, умаляя тем самым ее значимости в глазах избирателей. В-третьих, депутаты используют публичные выступления для самовосхваления своей партии, повышая ее авторитет среди избирателей.
Любое выступление политиков в германском бундестаге так или иначе связано с имиджеподдерживающим или имидженарушающим речевым поведением. Стремление оказать воздействие на формирование имиджа своей партии и партий-конкурентов может быть выражено как эксплицитно, так имплицитно. Ораторы придают огромное значение данному аспекту в своих выступлениях, поскольку имиджевая составляющая политического актора являет одним из базовых конституентов политического дискурса. Имидж соотносится с такими категориями, как «образ», «представление», «стереотип», «репутация», и формируется целенаправленно в сознании индивида или группы. Положительный имидж политической партии и ее членов - это сигнал для избирателей доверять этой политической силе. Поэтому в межпартийной борьбе речевое поведение часто сопровождается нападками говорящих на конкурирующие партии, чтобы навредить ее имиджу и вызвать тем самым сомнения в умах избирателей относительно ее благонадежности.
Основным языковым инструментом воздействия на формирование и изменение имиджа политических партий выступают номинации, которые создают в сознании массового реципиента определенный субъективный образ политика и представляемой им политической партии. Это обусловлено тем, что прямые номинации могут непосредственно маркировать достоинства или недостатки партий, а вторичные номинации помимо указания на положительные и отрицательные характеристики политических сил благодаря своей эмоциональной оценочности и наглядной образности активируют у избирателей ментальные процессы, заставляющие ассоциировать себя с той или иной партией или, наоборот, дистанцироваться от нее.
Проведенный дефиниционный анализ немецкой лексемы Image позволил выявить набор слотов, составляющих основание для построения позитивного имиджа лица или группы лиц. Все выявленные слоты были сгруппированы с учетом деятельностного подхода в идеализированную когнитивную модель имиджа (ИКМ ИМИДЖ). Ключевые компоненты деятельностной структуры, каким ее понимают представители деятельностной научной школы (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов,
Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Габай и др.), образуют доминанты ИКМ ИМИДЖ: МОТИВЫ, СУБЪЕКТ ИМИДЖА, ОБЪЕКТ ИМИДЖА,
РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИМИДЖА и ПРОЦЕССУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ИМИДЖА. Вокруг каждой доминанты группируются слоты, которые представляют собой номинации, обозначающие различные стороны деятельности носителей имиджа.
Положительные качества, с которыми большинство представителей немецкой лингвокультурной общности ассоциируют позитивный образ политиков и их политических партий, составляют ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ, учет которой является обязательной составляющей имиджеподдерживающего и имидженарушающего речевого поведения депутатов германского бундестага.
ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ имеет фреймовую структуру, слоты которой группируются по тематическому признаку. При этом ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ является подвижным конструктом и может меняться с течением времени в результате изменения ценностных представлений общества.
Основная прагматическая сущность речевого поведения депутатов германского бундестага состоит в том, чтобы реализовать следующие интенции:
1) поддержать позитивный имидж своей партии,
2) нанести урон имиджу конкурирующих партий,
3) нивелировать критику в адрес своей политической партии,
4) умалить достоинства конкурирующих партий.
Чтобы реализовать обозначенные интенции, говорящий прибегает к фокусированию и дефокусированию достоинств и недостатков как базовым когнитивным операциям поддержания и нарушения имиджа партий.
В высказываниях, ориентированных как на поддержание своего имиджа, так и на нарушение имиджа оппонентов, говорящий совершает речевые действия, связанные с фокусированием значимых в момент говорения элементов ИКМ ИМИДЖА ПАРТИИ. С одной стороны, фокусирование базируется на представлении соответствия характеристик своей партии со слотами ИКМ ИМИДЖА ПАРТИИ. С другой стороны, оратор пытается выстроить контрастные отношения между слотами ИКМ ИМИДЖА ПАРТИИ и несоответствия им характеристик конкурирующих политических сил. Целью фокусирования недостатков оппонентов является их публичное порицание за совершенные ошибки или ошибочные действия в глазах широкой общественности - носителей имиджа партии.
При фокусировании позитивного имиджа своей партии и отрицательного имиджа конкурирующих партий говорящий прибегает к эмфатическому выделению соответствия своей партии и несоответствию конкурирующих политических сил ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ. Эмфаза используется для подчеркивания информации, которая представляется важной в силу определенных субъективных и эмоциональных причин адресата и создается с помощью ментальных полей ДЕЯТЕЛЬ, СТЕПЕНЬ НАЛИЧИЯ ПРИЗНАКА, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, УНИКАЛЬНОСТЬ/ОТЛИЧИЕ, УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ АРГУМЕНТАЦИИ, КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, НЕПРЕРЫВНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ.
При дефокусировании недостатков своей партии и достоинств конкурирующих партий речь идет о коррекционных и дополняющих пропозициях. Описанные модели строятся на основе когнитивного механизма сравнения и состоят из нескольких частей: что сравнивается, с чем сравнивается и основание для сравнения, которые связываются формальными средствами выражения сравнительного значения. В качестве основания сравнения выступает ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ. Представитель партии сравнивает свои действия или действия своей политической силы с поведением оппонентов, затемняет свои негативные качества, перефокусирует их в качества с положительной коннотацией и перераспределяет фокусировку несоответствия ИКМ ИМИДЖА ПАРТИИ со своей политической силы на конкурирующие партии.
Наиболее распространенными языковыми средствами реализации имиджеподдерживающих и имидженарушающих интенций политиков могут выступать прилагательные в функции атрибута, различные разряды обстоятельств, артикли и указательные местоимения с эмфатическим ударением, придаточные определительные предложения, эвиденциальные выражения, перформативные глаголы и конструкции, соединительные средства и конструкции, грамматическое будущее время и лексические средства обозначения действий в будущем, модальные глаголы sollen и mussen, а также другие конструкции со значением долженствования, концептуальные метафоры и метонимии, средства отрицания nicht, kein и т.п., двойные союзы, языковые средства сравнения, противительные конструкции. Выявленные языковые средства являются полифункциональными, то есть способны участвовать в реализации всех описанных интенций.
Среди выявленных языковых маркеров когнитивных механизмов фокусирования/дефокусирования слотов ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ наиболее употребительными являются средства эпистемической модальности и различного вида градуаторы, которые способны нивелировать недостатки партии говорящего или повысить категоричность суждения о несоответствиях действий конкурирующих партий ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ. Высокой частотностью употребления отличаются концептуальные метафоры, метонимии и прецедентные феномены. С их помощью происходить расширение значения имиджеобозначающих номинаций. Кроме того, они помогают реализовать сравнительные конструкции для указания на соответствие или несоответствие действий оппонентов слотам ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ, а также совершить перевод фокуса с одного слота на другой.
Анализ исследовательского корпуса позволил подтвердить рабочую гипотезу о том, что в лингвокультурном обществе имеется некое стереотипизированное представление о положительном имидже политических партий, которое основывается на ожиданиях электората и на ценностных ориентирах в обществе. В соответствии с этим представлением каждая политическая сила организовывает свое речевое поведение в парламентском дискурсе таким образом, чтобы сфокусировать преимущества и дефокусировать недостатки своей партии и, наоборот, сфокусировать недостатки и дефокусировать преимущества своих политических оппонентов. С целью дискредитации политического оппонента или указания на негативные последствия политики «чужих» парламентарии используют нападки на слоты идеализированной когнитивной модели с целью представить своих политических оппонентов как несоответствующих идеализированной когнитивной модели ИМИДЖ.
В качестве перспектив дальнейшего исследования
имиджеподдерживающего и имидженарушающего речевого поведения можно отметить возможность изучения конфронтационной коммуникации политиков в рамках других жанров, а также сравнить когнитивно-прагматические особенности формирования имиджа политических партий в сравнительном аспекте на базе как близких, так и существенно различающихся лингвокультур. Перспективным представляется также специально исследовать развитие ИКМ ИМИДЖ ПАРТИИ в немецком языке в различные исторические периоды - диктатуры и демократии, а также в период разделения
Германии на два немецких государства после Второй мировой войны во второй половине XX века.
1. Алферов А. В., Белова В. Ф., Кустова Е. Ю. Атональность
парламентской коммуникации (на материале дебатов в немецком парламенте) /
А. В. Алферов, В. Ф. Белова, Е. Ю. Кустова // Политическая лингвистика. - 2014. - №4. - С. 21-26.
2. Алферов А. В., Кустова Е. Ю. О дискурсивном статусе и категориях парламентской коммуникации: подходы к исследованию // Политическая лингвистика. - 2014. - №3. - С. 24-32.
3. Аристотель. Риторика. Книга I. Глава I. [Электронный ресурс] / Аристотель; перевод с древнегреческого Н. Платоновой. - Москва: АСТ, 2019. - 349 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=159360&p=2 (дата обращения: 6.03.2021).
4. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике: учебное пособие / И. В. Арнольд. - М.: Высшая школа, 1991. - 140 с.
5. Арутюнова Н. Д. Номинация и текст / Н. Д. Арутюнова // Языковая номинация. Виды наименований. - М.: Наука, 1977. - С. 304-357.
6. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику / А. Н. Баранов. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 360 с.
7. Бахтин М. М. Фрейдизм Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи / М. М. Бахтин. - М.: Лабиринт, 2000. - 640 с.
8. Белобрагин В. В. Имидж педагога как феномен социального восприятия и стереотипа [Электронный ресурс] / В. В. Белобрагин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 7. - С. 167-170. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12348 (дата обращения: 15.02.2021).
9. Бельчиков Ю. А. Язык и культура (материалы спецкурса) / Ю. А. Бельчиков. - М., 2009. - 126 с.
10. Бозаджиев В. Л. Политическая психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Л. Бозаджиев. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015. - 474 с.
11. Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова / Н. Н. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание; под ред. И. А. Стернина. - Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 25-36.
12. Болдырев Н. Н. Когнитивные схемы языковой интерпретации /
Н. Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2016. - № 4. - С. 10-20.
13. Болдырев Н. Н. Доминантный принцип организации языкового сознания / Н. Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. - 2019. - Вып. XXXVII. - C. 37-44.
14. Бондарко А. В. О стратификации семантики / А. В. Бондарко // Общее языкознание и теория грамматики: Материалы чтений, посвященных 90-летию со дня рождения С. Д. Кацнельсона / Отв. ред. А. В. Бондарко. - Санкт-Петербург: "Наука", 1998. - С. 51-63.
15. Бочкарев А. Е. В поисках единой модели значения / А. Е. Бочкарев // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. - 2016. - № 2. - С. 192-199.
...283