ВВЕДЕНИЕ 3-10
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы конституциональной психотипологической и личностной изменчивости у молодежи в современной России 11-42
1.1. Личностно - типологическая конституциональная изменчивость .11-15
1.2. Характеристика процесса личностной изменчивости от акцентуаций
характера до аномальной изменчивости в конституциональном личностном континуме 16-32
1.3. Причины и условия личностной изменчивости субъектов высшего
образования 32-42
ГЛАВА 2. Материалы и методы экспериментально-психологического исследования студентов в процессе субъект-объектного
взаимодействия 43-58
2.1. Выбор участников исследования 43-45
2.2. Психологические методы и методики исследования 45-56
2.3. Методы статистической обработки результатов исследования ...56-58 ГЛАВА 3. Конституционально-психотипологические и морально-нравственные
характеристики субъектов высшего образования 59-122
3.1. Высшее образование как системообразующий фактор нравственного
сознания личности студента 59-77
3.2. Особенности морально-нравственных переживаний и поведения у
студентов, представляющих 3 системы высшего образования 77-107
3.3. Сравнительный многомерный психологический анализ студентов различных диапазонов конституционально-континуального пространства
личности 108-124
Заключение 125-128
Выводы 129-131
Список использованной литературы
Актуальность и постановка проблемы исследования. Общественные преобразования, происходящие в экономике страны, в социокультурной сфере, обязывают с особым вниманием отнестись к пониманию системы общечеловеческих ценностей, идеалов, моральных принципов. В современных условиях глобальные задачи развития общества имеют единую точку отсчета - значимость человека, уважение к его правам, приоритеты духовнонравственных отношений между людьми. Пока общество не признает первостепенную важность культуры и образования, необходимость этических норм поведения, оно не сможет стать цивилизованным и демократическим.
Образование - это та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной отстаивать общечеловеческие ценности. В последние годы в научный оборот образования прочно вошли понятия глобального и планетарного мышления. (Гершунский Г.С.,1998; Карпова Е.Г.,2002 и др.) Эти термины порождены реальными процессами, происходящими в современном мире, они выходят за пределы утилитаризма, который ограничивается пространством отдельной личности, социальной группы, частной системы, общества, нации, религии. Отсюда следует, что глобальное и планетарное мышление современного образования состоят в восстановлении естественной связи человека с природой, возрождении духовно-чувственного познания, расширении миропонимания.
Формирование индивидуально-типологических и индивидуально-личностных различий обусловлено как биологическими, так и социальными факторами в широком смысле этого слова (Д.И. Дубровский, 1971; А.Н. Леонтьев, 1972; B. Bernstein, 1971). Жизненный путь предполагает единство множества автономных линий развития, которые сходятся, расходятся или пересекаются, но не могут быть поняты в отрыве друг от друга или от конкретных социально-исторических условий (Л.В. Сохань, 1987).
Процесс становления полноценной личности очень длительный, сложный и противоречивый. Ограничение в психическом развитии, как правило, ведет к деградации личности. Современные научные представления о диалектике постоянства (стабильности, устойчивости, неизменности), изменчивости (подвижности, текучести) личности и ее свойств подверглись существенному изменению (Э.В. Ильенков, 1974; И.С. Кон, 1987; И.С. Нарский, 1986). Личность как интегральная индивидуальность, согласно В.С. Мерлину (1986), А.А. Деркачу и Н.В. Кузьмину (1993), В.В. Белоусу (1999) целиком реагирует на социальные' условия среды обитания. Более аде'кватные' или менее аде'кватные' реакции зависят от конституционально-психотипологической личностной предиспозиции, способствуя формированию личностной изменчивости в конституционально-континуальном пространстве от психологической нормы - акцентуации до аномальной личностной изменчивости (И.В. Боев, 1995;О.А. Ахвердова, 1998; А.В. Кочергина, 1999; В.Ф. Гнучев, 2001; Э.В. Терещенко, 2002; В. А. Шурупов, 2002).
Конституционально-психотипологическая личностная изменчивость, возникающая под влиянием социально-стрессовых, информационных, экологических и иных факторов или их комплексов, изменяя структуру личности по вектору «норма - патология», усложняет социальную адаптацию, затрудняет осмысление социально-психологических ситуаций, ограничивает возможности осознанного выбора разрешения жизненных проблем.
Проблемы личности оказываются непосредственно связанными с историкосоциальными переменами, происходящими в нашей стране. Современные требования подготовки индивида системой отечественного образования таковы, что для смены его амплуа в производственной, социальной, политической и других сферах на протяжении жизни могло бы произойти немало преобразований не один раз и безболезненно (В.Д. Шадриков, 1993; В.Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, 1993; В.А. Шаповалов, 1996; Б.С. Гершунский, 1998). Специфика различных систем образования, подчиненных гуманистическим морально-нравственным принципам, способна переломить стремительно нарастающие негативные тенденции в духовной сфере современного российского общества.
...
Процесс становления полноценной личности очень длительный, сложный и противоречивый.. Более адекватные или менее адекватные реакции зависят от конституционально-психотипологической личностной предиспозиции, способствуя формированию личностной изменчивости в конституционально-континуальном пространстве от психологической нормы - акцентуации до аномальной личностной изменчивости (И.В. Боев, 1995;О.А. Ахвердова, 1998; А.В. Кочергина, 1999; В.Ф. Гнучев, 2001; Э.В. Терещенко, 2002; В.А. Шурупов, 2002).
Проблемы личности оказываются непосредственно связанными с историко-социальными переменами, происходящими в нашей стране. Современные требования подготовки индивида системой отечественного образования таковы, что для смены его амплуа в производственной, социальной, политической и других сферах на протяжении жизни могло бы произойти немало преобразований не один раз и без-болезненно (В.Д. Шадриков, 1993; В.Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, 1993; В.А. Шапо-валов, 1996; Б.С. Гершунский, 1998). Специфика различных систем образования, подчиненных гуманистическим морально-нравственным принципам, способна переломить стремительно нарастающие негативные тенденции в духовной сфере современного российского общества.
Объективная регистрация закономерностей конституциональноконтинуальной изменчивости личностной структуры у молодежи под влиянием системы образования невозможна без многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии (В.Д. Шадриков, 1982; Б.Ф. Ломов, 1994).
Цель исследования - объективизировать вероятностную личностную изменчивость у молодежи в процессе взаимодействия конституционально-психотипологической структуры личности и специфики различных систем образования - достигнута. Проделанная нами работа: изучение научной литературы, дифференциальная экспериментально-психологическая диаг-ностика изменчивости конституционально-психотипологической структуры личности под влиянием особенностей трех систем высшего образования, объективизация и анализ влияния системы образования на моральнонравственные характеристики субъектов высшего образования в зависимости от их принадлежности к личностному психотипу, сравнительный многомерный психологический анализ студентов, относящихся к различным диапазонам конституциональноконтинуального пространства: диапазоны психологической нормы - акцентуации и пограничной аномальной личности в процессе обучения - все это позволяет нам заключть, что гипотезы исследования нашли свое теоретическое и эмпирическое подтверждение.
...
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Абульханова К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблемы исследования индивидуального сознания //Психологический журнал Т.12. 1999, №4. С.2740.
3. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: Деловая книга,
1. - 368 с.
4. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых
стереотипов //Вопросы психологии 1987, № 2. С. 152 - 158.
5. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М..: Медицина, 1976.
6. Алешина Ю.С., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии 1991, №4. С.123-134.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977 с. 379
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во МГУ, 1969.
9. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
10. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека. / В кн.: соотношение биологического и социального в человеке. М, 1975, - С.301.
11. Аралова Е. В. Динамика формирования духовности как критерий общественного развития. М., 1995.
12. Аралова Е. В. Место и роль категории духовности в иерархии человеческих ценностей. М., 1992. - 38 с.
13. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики Под ред. И.Б.Ханиной. - М.: Наука, Смысл, 1999. -349 с.
14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
15. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С.118-130.
... всего 290 источников