ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
1.1. Концептуализация и операционализация основных понятий 25
1.2. Балканский случай: история межнациональных отношений народов Боснии и
Герцеговины и Северной Македонии 35
ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ И СЕВЕРНОЙ МАКЕДОНИИ 46
2.1. Гражданская идентичность на пост-югославском пространстве: краткая история
вопроса, методы и понятия анализа 46
2.2. Политика формирования гражданской идентичности в пост-югославский период:
общее и особенное в конструировании институтов гражданского участия в Боснии и Герцеговине и Северной Македонии 51
ГЛАВА III ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В БОСНИИ И
ГЕРЦЕГОВИНЕ И СЕВЕРНОЙ МАКЕДОНИИ 71
3.1. Режимы гражданства и модели формирования гражданской идентичности в Боснии и Герцеговине как механизм преодоления этнополитических конфликтов 71
3.2. Режим гражданства как попытка преодоления этнополитической конфликтности в Северной Македонии 88
3.3. Сравнительный анализ процессов формирования гражданской идентичности в
Боснии и Герцеговине и Северной Македонии 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
БИБЛИОГРАФИЯ 133
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, тем, что в современных условиях «этнический фактор» все чаще становится объектом целенаправленных усилий участников политического процесса, рассматривающих этничность как важный мобилизационный ресурс публичной политики, позволяющий ведущим игрокам решать те или иные задачи. С другой - активизируются процессы поиска основ для конструирования гражданской идентичности, что особенно актуально для полиэтничных обществ, исторически формировавшихся на стыках культур и религий и обладающих высоким потенциалом конфликтности (Балканы, Ближний Восток, Кавказ, Центральная Азия). Однако анализ соответствующей политической практики представляется неполным как в контексте этнополитической конфликтологии, так и в контексте изучения процесса формирования гражданской идентичности в мультиэтничных политиях.
Исследование формирования институтов гражданского участия и гражданской идентичности в одной из реперных точек мировой политики - на Балканах - позволяет не только выявить рабочие механизмы политической социализации представителей этнически неоднородных обществ (что в перспективе может стать залогом экономического роста, повышения качества жизни, способствовать развитию нации как культурно-ценностной единицы общей политической рамки), но и дать обоснованные рекомендации по корректировке внешнеполитического курса Российской Федерации на Балканах. Выбранные для анализа кейсы - Босния и Герцеговина (БиГ) и Северная Македония (СМ) - представляют особый интерес для политической науки, поскольку после распада Югославии именно в БиГ и СМ этнические противоречия оказались наиболее политизироваными, что определяет незавершенность процесса
нациестроительства.
Степень разработанности проблемы. Существующий корпус научной литературы по проблемам формирования гражданской идентичности вообще и случаев БиГ и СМ в частности, а также по вопросам взаимосвязи этнополитической конфликтности и процессов формирования гражданских институтов, который будет использоваться в данном исследовании, целесообразно сгруппировать следующим образом:
I. Решение поставленных целей потребовало обращения к работам, определяющим теоретические и методологические основы идентичности и связанных с данным понятием концепты. Среди актуальных исследований можно выделить труды А. Бадью, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, Ж. Делёза, Ж. Деррида, Ж. Лиотара, М. Фуко, Э. Эриксона . В ряду российских ученых данным вопросом в разное время занимались и занимаются И.М. Бусыгина, Л.М. Дробижева, И.В. Кудряшова, В.В. Лапкин, В.И. Пантин, И.С. Семененко .
Проблематика этнополитической конфликтности и ее влияния на формирование идентичности в диссертации освещается также с опорой на работы В.А. Авксентьева, А.Р. Аклаева, Т.Р. Гарра, Д. Горовица, Н.М. Губогло, Л.М. Дробижевой, К. Корделля, В.А. Тишкова, Ю.П. Шабаева и других . Анализ современных политических систем дается в работе на основе признанных классическими исследований Г. Алмонда, А. Лейпхарта, Х. Линца, С.М. Липсета, А. Пшеворского, С. Роккана, А. Степана, Ф. Шмиттера и других . Ряд аспектов исследуемой проблематики потребовал обращения к работам С.А. Арутюнова, Ю.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, О.В. Борисовой, Л.Н. Гумилева, Д.В. Драгунского, А.Г. Здравомыслова, В.И. Козлова, Г.И. Марченко, Е.Ю. Мелешкиной, Д. Мойнихана, А.В. Носковой, А.А. Сусоколова, Ж.Т. Тощенко, С.М. Хенкина, В. Цымбурского и др. .
Среди зарубежных ученых, разработки которых существенно повлияли на осмысление этничности и этнического фактора в политике и становлении гражданской идентичности, стоит выделить Б. Андерсона, Ф. Барта, Р. Брубейкера, П. Ван ден Берга, К. Вердери, Э. Геллнера, Р. Дженкинса, Дж. Ротшильда, Э. Смита, Дж. Хатчисона, Э. Хобсбаума, Д. Горовица . Сюда же тематически можно отнести группу исследователей и их трудов по изучению национализма. Это вновь Б. Андерсон, Дж. Брёли, Р. Брубейкер, К. Вердери, Э. Геллнер, М. Грох, Ф. Купер, М.Р. Лукас, Д. Мартин, Э. Смит и некоторые другие, а из числа российских - К.П. Боришполец, Л.М. Дробижева, В.В. Коротеева, В.С. Малахов, А.И. Миллер, М.А. Мунтян, Э.А. Поздняков, А.И. Тэвдой-Бурмули и другие .
II. Вторую группу составляют работы, в которых разрабатываются и актуализируются подходы к пониманию природы конфликта в современных международных отношениях. Проблематика конфликта трудно (если вообще) отделима от вопроса использования значения этничности и религии в деструктивных общественно-политических практиках. В числе конфликтологов, к слову, преимущественно российских, отметим В.А. Авксентьева, В. Григорьянца, Л.М. Дробижеву, Ж.А. Зайончковскую, А.Г. Здравомыслова, М.М. Лебедеву, Л.В. Сагитову, И. Сампиева, А.А. Цуциева, а также авторов по проблемам сепаратизма: А.В. Авраменко, Б. Бэари, Дж. Данлопа, Ю.В Емельянова, Ж.-П. Кабестана, А.Б. Крылова и др. .
III. Третью группу представляет пласт литературы по проблемам развития балканского региона и конкретно Боснии и Герцеговины и Северной Македонии. Преимущественно труды данной группы рассматривают процесс распада Югославии, сложности и перспективы постконфликтного урегулирования в бывших югославских республиках, в частности, в БиГ и СМ. В этом контексте значительный интерес для диссертации представляют труды С. Аврамова, Дж. Вукадиновича, М. Ешича, И.И. Лещиловской, С.А. Романенко, П. Силича, Р. Стояновича, А. Улуняна, Д. Чосича, Б.А. Шмелева и других специалистов . Особое место в исследовании становления новых государств на Балканах занимают работы Е.Ю. Гуськовой, не только посвященные причинам распада СФРЮ и последующим межэтническим войнам, но и обнародующие уникальные документы балканского кризиса и посткризисного развития ; Е.Г. Пономаревой, занимающейся анализом внутренних и внешних факторов, влияющих на процесс становления и развития государственности стран региона ; К.В. Никифорова, посвященные политической истории Балкан . Для понимания исторических и социокультурных процессов формирования наций в этом мультикультурном и многонационально регионе потребовалось обращение к исследованиям Я.В. Вишнякова, Л.Я. Гибианского, А.Б. Едемского, Ю.В. Ивановой, П.Е. Канделя, Е.А.
Колоскова, Г.Г. Литаврина, Л.В. Кузьмичевой, С. Месича, Г. Милорадовича, С. Терзича, А.Ю. Тимофеева, М. Третьяковой, Ар.А. Улуняна, А. Шарого, А.Л. Шемякина, Е.Г. Энтиной . Существенное значение для написания диссертации имели труды авторского коллектива Института славяноведения РАН .
Несмотря на серьезный массив научной литературы, посвященный данной проблематике, исследование гражданской идентичности в сложных этнокультурных политиях, таких как Босния и Г ерцеговина и Северная Македония, является необходимым и важным как с научной, так и с практической точек зрения.
Гражданская идентичность в условиях большой сегментированности политических пространств и появления новых государственных образований выступает фактором двойной направленности. С одной стороны, данная идентитарная форма может способствовать преодолению этнополитической конфликтности и установлению политического и социального мира в мультинациональных странах. С другой - при непродуманной и, тем более, насильственной модели формирования гражданской идентичности очевидны риски дестабилизации. Успех политики формирования гражданской идентичности зависит не только от учета исторических реалий, но и бережного сохранения языковых норм, традиций и установок населяющих конкретную страну народов.
Таким образом, научная гипотеза исследования заключается в том, что в Боснии и Герцеговине и Северной Македонии проводимая центром политика гражданской идентичности формирует рисковую модель развития, закрепляет и усиливает конфликт между населяющими страну нациями.
Цель и задачи исследования.
Основной целью диссертационной работы является определение содержания процессов формирования гражданской идентичности в государствах с «замороженным» этнополитическим конфликтом на примере Боснии и Г ерцеговины и Северной Македонии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать феномен гражданской идентичности, обобщив имеющиеся научные достижения в данной сфере;
2. Исследовать существовавшие в разные исторические периоды в границах современных БиГ и СМ формы гражданской идентичности;
3. Провести сравнительный анализ режимов и моделей гражданства Боснии и Г ерцеговины и Северной Македонии;
4. Идентифицировать и систематизировать основные требования, цели и устремления субъектов политического процесса в БиГ и СМ, а также внешних акторов, влияющих на формирование гражданской идентичности в данных странах;
5. Определить эффективные инструменты политики создания гражданской идентичности в выбранных кейсах;
6. На основе сравнительного анализа процессов формирования гражданской идентичности в БиГ и СМ выявить общее и особенное данных процессов с позиции преодоления этнополитических конфликтов.
Объектом диссертационного исследования является политика государства по формированию гражданской идентичности в постконфликтный период в поликультурных и многонациональных обществах на примере Боснии и Г ерцеговины и Северной Македонии.
Предмет исследования — гражданская идентичность как фактор преодоления/усиления этнополитической конфликтности в БиГ и СМ.
Исследовательский вопрос. Может ли политика формирования гражданской идентичности в Боснии и Герцеговине и Северной Македонии стать основой для преодоления этнополитической конфликтности в данных странах?
Теоретическая и методологическая основы исследования.
Базовые понятия диссертации находятся на стыке нескольких обществоведческих дисциплин, что определило необходимость соотносить разные теоретико-методологические принципы. Так, гражданская идентичность в работе понимается как форма самоопределения индивида через причастность к определенному государству, осознание себя наделенным правами гражданином определенного государства, что предполагает осознание ответственности за судьбу страны и вовлеченность в социальные взаимодействия. Иными словами, «гражданская идентичность маркирует членство в макрополитическом сообществе и предполагает самоидентификацию индивида с его политической культурой и институтами, в том числе с определяющим индивидуальный политико-правовой статус институтом гражданства» .
Именно такая трактовка определила дизайн данного исследования. Вслед за отечественными учеными в данной работе национальная идентичность, в отличие от гражданской, трактуется как форма самоидентификации, основанная на «чувстве принадлежности человека к национально-государственному сообществу, усвоение значимых для страны культурных установок и ориентаций, символов, традиций, преемственности исторической памяти» .
Под этничностью понимается форма социальной организации устойчивых групп, обладающих общими характерными для них признаками, посредством выполнения функций их консолидации и ориентации в нормативно-символическом пространстве цивилизаций .
В свою очередь опыт конструктивистов учтен и реализован при моделировании механизмов и процессов политизации этничности .
Конструктивизм позволили сделать акцент на лингвистических конструкциях и социальных дискурсах в процессе формирования идентичности и социальной реальности, что дало возможность определить конструирование гражданской идентичности в БиГ и СМ как фактор преодоления этнополитической конфликтности. Поскольку конструктивистский подход трактует этничность не как социобиологическую сущность, а как политический конструкт, использующийся для приобретения сторонников в межэтнической конкуренции, то этнополитический конфликт возникает не по причине ненависти одной этнической группы к другой, а из-за борьбы этнических групп за экономические или политические ресурсы . «По мнению сторонников конструктивистского подхода, социальные конфликты встроены в такие когнитивные (познавательные) структуры, как идеология, национализм, этничность или религия. Эти структуры состоят из разделяемых смыслов, ожиданий и общего социального знания и дают акторам ценностно-заряженное восприятие себя и других, что в результате влияет на их стратегический выбор» . С этой точки зрения, рассматриваемый в данных кейса этнополитические конфликты в Боснии и Герцеговине и Северной Македонии есть столкновение этнических общностей, которое в значительной степени спровоцировано политическими лидерами для мобилизации своих сторонников .
Корни конфликтов в БиГ и СМ уходят далеко в историю и непосредственно связаны с территорией, культурой, религией и самовосприятием членов разделенных обществ, поэтому онтология конструктивизма позволила сформулировать изучаемую реальность как продукт разделяемых в этом обществе перцепций, ценностей, идей, практик и материальных факторов.
Инструменталистский подход задействован при анализе политической мобилизации этнических и этно-религиозных групп (прежде всего в контексте этнополитического конфликта).
Особая роль в диссертации принадлежит системному подходу, методологические основы которого в совокупности с принципом историзма позволяют рассматривать этничность в качестве системной целостности, состоящей из взаимосвязанных и часто взаимозависимых подсистем. Соответственно, этничность может быть осмыслена посредством категорий «институты идентификации», «этническая система», «идентификационная система» с дроблением той на ряд взаимосвязанных подсистем: социально - экономическую, культурную и т.д. В этом смысле теоретической платформой стали исследования и теоретические обобщения отечественных авторов - Е.В. Морозовой, О.В. Рябова, Г.Л. Тульчинского и др. .
Обращение к парадигме идентитарных исследований позволило, с одной стороны, не выходить за рамки когнитивной карты понятий, используемых в современном научном дискурсе по проблемам идентичности. С другой - оно дало возможность определить особенности и эффективность политики идентичности в преодолении этнополитического конфликта в государстве. В частности, определенное влияние на формирование концепции и построение научной гипотезы оказали исследования таких отечественных авторов, как И.В. Кудряшова и И.С. Семененко, а также зарубежных ученых - M. Гурбиз, М. Кастельс, А. Нортон, А. Смит, Ч. Тилли и др. .
«Научное понимание и прогнозирование политических процессов особенно в условиях плюрализации и как следствие размытости критериев оценки требует формирования четкой понятийной рамки, что следует рассматривать не только, как conditio sine gua non (лат. непременное условие) исследования, но и как его суть» . Такой подход лежит в основе фундаментального труда под редакцией О.В. Гаман - Голутвиной и А.И. Никитина «Современная политическая наука: Методология» . Именно эта книга стала прочным фундаментом данного исследования.
Анализ выбранных казусов осуществлялся также в русле рекомендаций Дж. Матца для сравнительного анализа сходных стран: была ограничена
пространственная область, т.е. изучались только две страны пост-югославского пространства; использовался мультивариативный эмпирический анализ и делались обобщения среднего уровня; практиковался «аналитический эклектизм», т.е. в исследование включались культурные переменные вместе с социально¬экономическими и институциональными. Кроме того, «избежать регионального провинциализма» исследования помогла методологическая, теоретическая и субстанциальная увязка с глобальными проблемами и тенденциями .
Методы исследования. В исследовании использованы методы
сравнительного анализа, критический анализ документов, дискурс-анализ, а также метод кейс-стади. Кроме того, работа опирается на серию экспертных интервью и социологический опрос, проведенный среди молодежи в рамках гранта РФФИ и АНО ЭИСИ № 19-011-31138 «“Новое прошлое” и его роль в политических трансформациях: опыт стран Западных Балкан». 20 вопросов на английском языке были размещены на специальной платформе
(https: //ru.surveymonkey .com/r/politicalidentity) и разосланы в университеты БиГ и СМ, а также размещены на сетевых ресурсах. К настоящему моменту в опросе приняли участие 162 человека. Автор лично провела серию экспертных интервью с аналитиками, чиновниками, журналистами из БиГ и СМ , а также с представителями российских посольств в Скопье и Сараево. Материалы интервью и сводные таблицы обработанных опросов будут приведены в приложениях к диссертации.
Источники, на которые в той или иной степени опирается диссертационное исследование можно разделить на несколько групп.
1. Международные нормативные документы по вопросам гражданства: Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. ; Резолюция Генассамблеи ООН «Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств» ; Всеобщая декларация прав человека ; Международный пакт о гражданских и политических правах и др. .
2. Национальные государственные акты по вопросам гражданства: Конституция Боснии и Герцеговины 1995 г. ; Закон о гражданстве Боснии и Герцеговины 1997 г. , Конституция Северной Македонии 1991 г. (с поправками 2019 г.) , Закон о гражданстве Республики Северная Македония 1992 г. (с поправками 2019 г.) , иные соответствующие законы и нормативно-правовые документы.
3. Двусторонние договоры в сфере гражданства, декларации, совместные
заявления глав государств. Например, Договор о двойном гражданстве между Боснией и Г ерцеговиной и Югославией ; Договор о двойном гражданстве между Боснией и Герцеговиной и Республикой Хорватия ; Договор о двойном
гражданстве между БиГ и Королевством Швеция ; Договор о двойном
гражданстве между Республикой Македония и Черногорией и т. д.
4. Выступления официальных лиц БиГ и СМ, государств и международных организаций, занимающихся вопросами гражданства на территории БиГ и СМ, по проблеме диссертации.
5. Статистические и справочные материалы: научно-методическая
литература Центра изучения проблем гражданства и идентичности Института Философии РАН, ежегодные доклады статистических агентств БиГ и СМ, энциклопедии, сборники и справочники по вопросам гражданской идентичности, а также идентитарные исследования российских и зарубежных фондов на Балканах и др.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы.
Научная новизна работы состоит, во-первых, в том, что она является первым в отечественной политической науке исследованием, максимально полно и комплексно раскрывающем проблематику формирования гражданской идентичности в таких странах с этнополитической конфликтностью, как Босния и Г ерцеговина и Северная Македония в парадигме сравнительного анализа.
Во-вторых, комплекс теоретических подходов и методологических приемов, широкий круг источников и литературы, а также глубинные интервью и авторское социологическое исследование настроений и идентификационных оснований молодежи БиГ и СМ позволили сформулировать концепцию успешности/неуспешности формирования гражданской идентичности в решении этнополитических противоречий в исследуемых странах.
В-третьих, теоретическая значимость работы заключается в приращении нового знания в сфере идентитарных исследований на базе критического осмысления концепций конструктивизма.
В-четвертых, проведенное исследование доказывает, что инструментарий конструирования гражданской идентичности в этнически разделенных обществах позволяет как сдерживать этнополитические противоречия, так и активизировать их с новой силой в зависимости от интенций субъектов, которые данный инструментарий используют.
Соответственно, научно-практическая значимость данного
диссертационного исследования определяется возможностью его воздействия, во- первых, на процесс принятия внутри - и внешнеполитических решений, затрагивающих интересы РФ; во-вторых - на сферу профессиональной подготовки кадров, планирующих и принимающих эти решения в нашей стране.
Теоретическая и практическая значимость работы. В исследовании обобщен и систематизирован накопленный российскими и зарубежными исследователями опыт теоретических обоснований самоидентификации народов балканского региона. Синтезированные актуальные выводы диссертации могут послужить основой как для дальнейших межотраслевых разработок по Балканам, так и для практического применения при выработке руководством Российской Федерации внешнеполитических и внешнеэкономических решений. Прежде всего, материалы и выводы могут быть полезны при разработке внешнеполитической стратегии Министерством иностранных дел, Советом безопасности, соответствующими управлениями Администрации Президента РФ, комитетами Государственной Думы и Совета Федерации. Определенный интерес данные диссертации могут представлять для Россотрудничества в целом и для его региональных структур.
Кроме того, теоретические положения, основные выводы и эмпирические данные диссертации могут быть полезны при разработке учебных курсов по сравнительной политологии, мировой политике, политическому анализу и прогнозированию, политическим рынкам и рискам в высших учебных заведениях и структурах дополнительного профессионального образования.
Хронологические рамки диссертационного исследования определены ходом процесса становления государственности БиГ и СМ. Поэтому точкой отсчета анализа считается распад Югославии, начавшийся в 1991 году. В качестве завершающей стадии анализа определен 2021 год. При этом в целом ряде случаев для объяснения причин возникновения этнополитической конфликтности в изучаемых странах потребовался выход за данные хронологические рамки.
Область исследования диссертации соответствует паспорту специальности ВАК РФ, что отражено в следующих пунктах. В п. 2 «Политическая система, ее структура», в частности, отражены такие проблемы, как «Государственная система. Государственная политика и управление. Виды государственной политики». П. 7 «Роль религии в обществе» содержит такие положения, как «Проблемы межконфессионального диалога». Из п. 8 «Место политического процесса в системе общественных наук» диссертации соответствуют следующие положения: «Социокультурные основания политического процесса. Субъекты и объекты политпроцесса. Структурные элементы политпроцесса, способы и механизмы их взаимосвязи и взаимодействия» . Кроме того, область исследования соответствует таким приоритетным направлениям научных исследований МГИМО на 2021 год, как «Международные отношения, безопасность, политика», «Религии и новые идеологии как факторы международных отношений», а также «Роль культуры в современных МО. Культура и межкультурные отношения» .
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Этнополитическая конфликтность, характерная для таких балканских стран, как Босния и Г ерцеговина и Северная Македония, определена комплексом культурно-исторических, социально-экономических и политических факторов. Существенное влияние на формирование современной этно-национальной палитры данных государств оказали Средние века (закрепление православных традиций для славянского населения региона), имперский (вхождение в политическую рамку Османской Турции и Австро-Венгрии) и социалистический (СФРЮ) периоды.
2. Гражданская идентичность встроена в неиерархическое понимание личностной идентичности, в которой совместимы различные составляющие в зависимости от их ситуативной значимости. Процесс строительства гражданской идентичности - это путь сложения/наложения конструктов, в котором участвуют политические субъекты разного уровня, статуса и влияния. Цель политики формирования гражданской идентификации - создание общих представлений о государстве и его властных институтах, внедрение в сознание населения единых ценностных ориентиров. Ключевым актором процесса формирования гражданской идентичности является государство, использующее языковую политику, политическую символику и историческую память.
3. Гражданская идентичность в Боснии и Герцеговине, вопреки теории идентитарных исследований, не строится по принципу перевернутой пирамиды, когда государство признается суверенным субъектом политических отношений другими странами, является автономным и способным принимать самостоятельные внутри- и внешнеполитические решения, что существенным образом влияет на эволюцию у граждан чувства сопряженности с этим государством. Поскольку в БиГ центральная власть крайне слаба (согласной Дейтонским соглашениям 1995 года страна управляется Аппаратом Высокого представителя), большинство сербов определяют свою гражданскую идентичность через один из энтитетов - Республику Сербскую. Среди хорватского населения БиГ наблюдается феномен двойственной гражданской идентичности - хорватско- мусульманский энтитет (Федерация БиГ) не воспринимается хорватами как единственное «общее» государство, поскольку многие хорваты связывают себя больше с гражданами соседней Хорватии. Для боснийских мусульман (бошняков) БиГ также не является единственным ядром объединения: на первый план чаще выходит религиозная идентичность и связь с другими странами с доминирующим мусульманским населением, принимающими активную роль в политической и экономической жизни БиГ (Турция, Саудовская Аравия и др.).
4. Формированию гражданской идентичности в Северной Македонии, как и в БиГ, также препятствует этнополитический фактор: для разрешения острой фазы конфликта в Македонии в 2001 году между этническими македонцами и албанским меньшинством структура македонского гражданства была реформирована, демократизирована и расширена, преимущественно в интересах проживающих в стране албанцев, что в результате привело к повторной этнитизации на всех уровнях власти и определило современное состояние «разобщенной нации».
5. Гражданская идентичность является инструментом, который может примирить две идентичности - государственную и этническую. Для этого необходимо повысить важность аспектов статуса гражданства, прав и равенства граждан, в то время как значение этнической и религиозной принадлежности нуждается в ослаблении. В регионе, который традиционно существовал и развивался в транснациональных рамках и социокультурных образованиях и структурах, таких как многоязычные империи или многоэтнические федерации, этнокультурные или религиозные аспекты всегда были важным аспектом социально-политической реальности. Поэтому существующие противоречия между этнокультурными и политическими аспектами не могут быть устранены
Т1
полностью, особенно, когда сложное экономическое положение двух стран, высокий уровень безработицы, коррупция и последствия пандемии Covid-19 мотивируют политиков и дальше использовать этническую повестку в своих тактических целях.
6. В Боснии и Герцеговине и Северной Македонии внешние субъекты сыграли решающую роль в принятии законов о гражданстве. Следовательно, в исследуемых кейсах имеет место прямое вмешательство международных организаций и их постоянный прямой надзор, что необычно по сравнению с большинством новых государств. Перспектива вступления в Европейский союз для БиГ и СМ может создать дополнительное давление на и без того хрупкую гражданскую идентичность, предлагая гражданам БиГ и СМ еще один сложный конструкт в виде европейской идентичности.
7. Проведенный на основе идентитарных и конструктивистских парадигм анализ кейсов Боснии и Герцеговины и Северной Македонии, позволяет сделать вывод о том, что поддержка государствами формирования гражданской идентичности основывается на отрицательной форме идентичности. Иными словами, механизмы политической социализации представителей этнически неоднородных обществ в странах, переживших острые фазы этнополитической конфликтности, строятся по принципу самоопределения через внутреннего «другого» («мы» - не такие как «они»), что не дает различным этническим группам чувствовать себя в полной мере гражданами одной страны. В то же время следует признать, что расширение гражданских прав по этническому (а также культурному и религиозному) признаку отчасти способствует снижению конфликтности, что в перспективе может стать залогом экономического роста, повышения качества жизни, способствовать развитию народов как мультикультурных единиц общей политической рамки.
Степень достоверности и апробации результатов
Ряд результатов диссертационного исследования представлен на всероссийских и международных конференциях, а также статьях в ведущих рецензируемых научных журналах, входящих в перечень рекомендованных ВАК РФ:
1. Попадьева Т.И. Босния и Герцеговина: этнополитический фактор проблемной государственности / Е.Г. Пономарева, Т.И. Попадьева // Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer». - 2018. - №11 (346). - С. 63-76.
2. Попадьева Т. И. Тренды идентификации в молодежной среде Боснии и Г ерцеговины и Северной Македонии / Е.Г. Пономарева, Т.И. Попадьева // Дискурс- Пи. - 2019. - №3 (36). - С. 98-119. DOI:10.24411/1817-9568-2019-10307.
3. Попадьева Т.И. Языковая политика как инструмент формирования гражданской идентичности: на примере Боснии и Герцеговины // Вестник МГИМО-Университета. - 2021. - № 14(4). - С. 91-106. DOI:10.24833/2071-8160- 2021-4-79-91-106.
4. Попадьева, Т. И. Религиозный фактор формирования гражданской идентичности в Северной Македонии // Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer». - 2021. - № 10(381). - С. 54-66. DOI: 10.48137/2074- 2975_2021_10_54.
5. Popadeva T. Language Policy and Identity: The Case of Bosnia and Herzegovina / Popadeva T., Drazeta B. // Зборник Матице српске за друштвене науке [Matica Srpska Social Sciences Quarterly] - Novi Sad. - 2021. - № 180 (4/2021). - P. 653-668. (In Serbian) - DOI: 10.2298/ZMSDN2180653P
Выступления на конференциях:
1. Попадьева Т.И. Босния и Герцеговина во внешней политике России: главный ключ к Балканам // Национальные интересы и внешняя политика России: история и современность: сборник докладов VI-й Всероссийской научной конференции. Самара, 30 ноября 2018 г. / отв. ред. А.Н. Сквозников. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2018. 134 с.
2. Попадьева Т.И. Этнический фактор формирования государственности (случай Боснии и Герцеговины) // Развитие государства и общества: идеи, субъекты, институты и практики. Материалы V Всероссийского Форума молодых политологов, Москва, 8 декабря 2018 г./ Под общей ред. И.А. Помигуева, Р.В. Савенкова, М.: Аспект Пресс, 2018. 296 с.
3. I Межрегиональный исследовательский конвент «Национальная и международная политика перед вызовами современности»; секция «Балканы между Россией и ЕС: проблемы, риски, перспективы» (Москва). Доклад: «Босния и Герцеговина между Россией и ЕС: определяющая роль этнического фактора» (Диплом об особом поощрении со стороны экспертной комиссии, организатор - РАПН, Совет Молодых Политологов).
4. Международная научная конференция «Наука и реальность» Босния и Герцеговина, Университет Восточного Сараево, 22.05.2021). Доклад: «Языковая политика как инструмент формирования гражданской идентичности: на примере Боснии и Герцеговины».
5. IX Всероссийский конгресс политологов «Россия и политический порядок в меняющемся мире: ценности, институты, перспективы». (Москва, МГИМО МИД России, 16-18.12.2021). Доклад: «Религиозный фактор формирования гражданской идентичности в Северной Македонии».
Основной целью настоящей работы был анализ содержания процессов формирования гражданской идентичности в государствах с «замороженными» этнополитическими конфликтами на примере Боснии и Герцеговины и Северной Македонии, а также выявление роли идентитарных факторов в преодолении/усилении культурно-исторической и политической конфликтности, в основе которой лежит понимание национальной принадлежности.
Результаты исследования обнаружили, что понятие «гражданская идентичность» позволяет поставить в центр аналитического внимания мотивацию индивидуального выбора в социально и политически обусловленном контексте. К важным результатам концептуализации идентичности можно отнести тот факт, что категориальные прилагательные «национальная», «гражданская», «политическая», «этническая», относящиеся к идентичности, наполнились смысловым содержанием. Множественная, многосоставная идентичность стала символом современности. При этом идентичность была и остается, по выражению З. Баумана, в высшей степени состязательным термином. Ученый уточнял: где бы ни употреблялось это слово, можно быть уверенным, что речь идет о борьбе . «Поле битвы - это родной дом идентичности. Идентичность приходит в жизнь в грохоте битвы, и она задремывает и становится безмолвной, когда битва стихает» .
Идентичность как базовая характеристика современного общества занимает не только важное место в научном дискурсе, но и самым непосредственным образом сопряжена с практической политикой. В процесс формирования идентичности «снизу» и «сверху» вовлечены общественные и государственные институты, что при внимательном и деликатном обращении с данным предметом обеспечивает уникальность и целостность конкретного сообщества, его «самость». В сложносоставных, гетерогенных и потому потенциально конфликтных обществах проблема идентивности ощущается особо остро.
Идеально типичный (в веберовском понимании) пример таких сообществ - Босния и Герцеговина и Северная Македония.
Проведенный сравнительный политических анализ убеждает в том, что будущее Балкан в целом и изученных кейсов Боснии и Герцеговины и Северной Македонии в частности неразрывно связано с политикой в области примирения этнических групп, а также с отходом от политизации этнической идентичности.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
✓ На основе обобщения имеющихся научных достижений в сфере политических наук был проанализирован феномен гражданской идентичности;
✓ Были исследованы существовавшие в разные исторические периоды в границах современных БиГ и СМ формы гражданской идентичности;
✓ Проведен сравнительный анализ режимов и моделей гражданства Боснии и Герцеговины и Северной Македонии;
✓ Идентифицированы и систематизированы основные требования, цели и устремления субъектов политического процесса в БиГ и СМ, а также внешних акторов, влияющих на формирование гражданской идентичности в данных странах;
✓ Определены эффективные инструменты политики создания гражданской идентичности в изученных странах;
✓ На основе сравнительного анализа процессов формирования гражданской идентичности в БиГ и СМ выявлено общее и особенное данных процессов с позиции преодоления этнополитических конфликтов.
Таким образом, главная цель диссертации, заключающаяся в определении содержания и изучении факторов формирования гражданской идентичности в государствах с «замороженным» этнополитическим конфликтом, достигнута.
Отдельно следует отметить, что в диссертации доказана роль этнического инжиниринга. Положенный в основу режимов гражданства БиГ и СМ он остановил лишь острые фазы этнополитических конфликтов в странах, но не разрешил их. Напротив, активизация этнической повестки в постконфликных фазах развития изучаемых кейсов привела к состоянию разделенного общества, при котором граждане стран, принадлежащие к разным этническим группам, отказываются от взаимодействия не только на политическом уровне, но и в повседневной жизни.
Таким образом, главной задачей для политиков БиГ и СМ должно стать позитивное совмещение гражданской и этнической идентичностей: принципы исключения и противопоставления себя внутреннему «другому» должны быть заменены интегративными идеями общей гражданской идентичности. В идеале существующая на локальном уровне практика вовлечения представителей разных этнических групп во взаимодействия в рамках разных социальных институтов должна быть расширена до государственного уровня.
Среди основных факторов, влияющих на формирование гражданской идентичности в выбранных странах, в ходе работы были выделены: социокультурный (религия, язык, историческая память), экономический, правовой (в первую очередь, режимы гражданства и состояние прав человека), политический и международный (вмешательство внешних игроков во внутренние дела БиГ и СМ). Как было показано в диссертации, на данном этапе они носят деструктивный характер, являясь основанием для выделения внутренних «других» в обществе. Однако и в Боснии и Герцеговине, и в Северной Македонии есть потенциал для созидательного действия вышеназванных факторов, что может стать реальным основанием для преодоления этнополитической конфликтности.
Проведенный сравнительный анализ процессов формирования гражданской идентичности в БиГ и СМ позволил разработать рекомендации по возможному преодолению этнополитических конфликтов в БиГ и СМ через процесс нациестроительства. В частности, было доказано, что при наложении теоретических рамок режимов гражданства К. Йоппке , А. Винера , Р. Баубока и Р. Беллами на исследуемые кейсы «гражданская идентичность»/ «ощущение принадлежности»/«практики гражданского участия» выходят на первый план по сравнению с юридическими и политическими параметрами. В связи с этим можно сделать вывод, что формирование гражданской идентичности в изучаемых странах является основным инструментом преодоления этнополитической конфликтности, который политические и гражданские институты БиГ и СМ могут и должны использовать.
Обобщая результаты исследования, можно выделить четыре группы факторов формирования гражданской идентичности как способствующих, так и препятствующих преодолению этнополитической конфликности.
I. Социально-экономические. Слабая экономика, устаревшая
материально-техническая база, недостаток средств и инвестиций, высокий уровень коррупции и кумовства препятствует формированию климата здоровой, независящей от этнонациональных пристрастий рыночной конкуренции. Действующие экономические модели в изученных странах является примерами этнократии, где социально-экономическое положение населения, доступ к финансовым потокам и государственным заказам напрямую зависит от принадлежности к той или иной национальной группе.
II. Политико-правовые. Существующие в БиГ и СМ режимы гражданства скорее закрепляют межнациональное деление, чем способствуют его преодолению. Используемые при формировали политических институтов элементы консоциативной модели демократии также не являются обнадеживающими для преодоления этнополитической конфликтности, а скорее закрепляют национальные границы.
III. Историко-культурные. Богатая и сложная история региона, включенность в политические и культурно-религиозные рамки империй и влияние идеологических конструкций - все это за века существования народов БиГ и СМ заложили трудно преодолимые межнациональные границы, что является на данный момент непреодолимым препятствием формирования устойчивой гражданской индентичности и преодоления этнополитической конфликтности.
IV. Интересы внешних игроков. Роль внешних субъектов, поддерживающих одну этническую группу (в БиГ это, прежде всего, боснийские мусульмане, в СМ - албанцы), в целом ряде случаев оказывает дестабилизирующее влияние на процесс формирования устойчивой гражданской идентичности и преодоления этнополитической конфликтности. В частности, проведенное исследование показало, что институт Высокого представителя в Боснии и Герцеговине нуждается в реформировании в сторону сокращения имеющихся полномочий, а в идеале - в их прекращении. В Северной Македонии необходима модернизация положений Охридской конституции.
На основании вышесказанного можно сделать еще один важный вывод: процесс нациестроительства Боснии и Г ерцеговины и Северной Македонии менее успешен с точки зрения внешних факторов построения гражданской идентичности: зависимость от международного сообщества и иностранного капитала делает данные страны для ведущих акторов глобальной политики плацдармом для демонстрации политических интересов, а не суверенными государствами. Однако именно внутренний раскол общества по этническому принципу мешает гражданскому сообществу в обоих случаях отказаться от внешнего протектората и взять процесс государственного строительства в свои руки. Только устойчивая принимаемая и одобряемая всеми членами общества гражданская идентичность способна стать фактором успешного преодоления этнополитической конфликтности.
1. Балканское расширение: Северная Македония стала 30-м членом НАТО // RT на русском [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/730624-makedoniya- nato-armiya
2. В Скопье рассказали, когда настроены решить с Грецией проблему наименования // РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20180108/1512234695.htmPinjM
3. В Скопье рассказали, когда настроены решить с Грецией проблему наименования // РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ria.ru/20180108/1512234695.htmPiniM
4. Гуськова Е.Ю. Международные организации и кризис на Балканах. Документы. В 3-х тт. - М.: Индрик, 2000. - 496 с.
5. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека» // Посольство Российской Федерации В
Боснии и Герцеговине. 26.02.2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://bih.mid.ru/ru/press- centre/news/doklad_mid_rossii_o_situatsii_s_pravami_cheloveka_20200226/
6. Закъучни Изв]ешта] Независне ме^ународне комисще за истраживаше страдаша Срба у Сара]еву у периоду 1991-1995. године. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.incomfis- saraievo.org/wp-content/uploads/Concluding-report-Serbian-Srpski.pdf
7. Закон за држав]анството на Република Македонка („Службен весник на Република Македони]а“ бр. 67/1992; 8/2004; 98/2008; 158/2011 и 55/2016). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=5aabca124
8. Закон за правата на заедниците кои се помалку од 20% од населението во Република Северна Македонка, Службен весник на Република Македонца, 18/2020 од 27.01.2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://deiure.mk/zakon/zakon-za-pravata-na-zaednicite-koi-se-pomalku- od-20-od-naselenieto-vo-republika-severna-makedonija
9. Конституци]а на Република Македонка од 1991. Службени весник на Република Македонка. Skopje, 1991.
10. Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославии (Принята Союзной Народной Скупщиной 7 апреля 1963 г.) / Перевод с сербско-хорватского языка Д.А. Севьяна. - М.: Издательство «Юридическая литература», 1966. - 168 с.
11. Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославия. Белград, «Борба», 1974.
12. Македонцы провалили явку. Но страна продолжит путь в НАТО и ЕС // Коммерсантъ. 2018. №179. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3758177
13. Рамковен Договор, 13 август 2001 // Службен Весник на РМ. 2001. № 50.
14. Референдум поделил Македонию // РИА Новости. 08.11.2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20041108/727615.html?chat room id=727615
15. Сейдич и Финци против Боснии и Герцеговины (Sejdic and Finci v. Bosnia and Herzegovina): Постановление Большой Палаты Европейского Суда по правам человека от 22 декабря 2009 года (жалобы NN 27996/06, 34836/06).
...361