Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно - педагогические условия содействия профессиональному самоопределению школьников ( на примере дополнительной образовательной программы «Фабрика программирования»)

Работа №17948

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
609
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы профессионального самоопределения школьников 12
1.1 Сущность, структура и специфика понятия «профессиональное
самоопределение» в психолого-педагогической литературе 12
1.2 Основные подходы, формы, методы и приемы организации
профессионального самоопределения школьников 29
Выводы по первой главе 39
2 Определение и выявление организационно - педагогических условий,
способствующих профессиональному самоопределению школьников в дополнительном образовании 40
2.1 Особенности организационно - педагогических условий, влияющих на
самоопределения школьников (на примере дополнительной образовательной программе ДО «Фабрика программирования») 40
2.2 Анализ результатов по выявлению состояния профессионального
самоопределения у школьников 52
Выводы по второй главе 63
Заключение 64
Библиографический список 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
Приложение Г 78
Приложение Д 79


Актуальность исследования профессионального самоопределения школьников обусловлена неослабевающим научным интересом к данной проблеме, приобретающей особую значимость в связи с социально-экономическими изменениями, которые происходят в нашем обществе.
Если вдаваться в историю вопроса о профессиональном самоопределении, то становится ясно, что данная проблема является достаточно новой, так как сегодня она ставится с особой остротой в силу быстрого развития общества, знаний и техники и растущей потребности каждого принимать активное участие в социально-экономической, культурной и политической деятельности, а так же наличия исследований за последние годы, подтверждающих новизну и актуальность данной проблемы.
До 1990 - х годов профессиональная ориентация была господствующим направлением при работе со школьниками, в плане их профессионального выбора. Специалисты констатируют: «Доминировала установка не на человека, а на профессиональную сферу»[31]. «У претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и уже на основании этого выдавали рекомендацию о пригодности или непригодности человека к данной профессии» [28]. После 1990 - х годов оно стало заполняться другим содержанием - «стала доминировать установка на человека, а не на профессиональную сферу» [31]. То есть, профессиональная ориентация - это то, что общество делает по отношению к человеку, а профессиональное самоопределение - это то, что он сам делает по отношению к себе и профессиям.
Главным объектом нашего исследования является профессиональное самоопределение, которое Е. А Климов, Н.С Пряжников, В. Д Симоненко, С. Н Чистякова, О. Н Давыдкина и др. стали рассматривать как длительный
процесс развития личности в качестве субъекта профессиональной деятельности, как существенную сторону общего процесса развития человека[30].
Реализация профессионального самоопределения актуальна для различных возрастных категорий, особенно это касается школьного возраста, перед которыми вопрос выбора профессии встает особенно остро.
Школьный возраст это период поиска себя в самом обществе, в профессиональной деятельности. В школе у учащихся формируются различные навыки, способности и интересы, в соответствии с которыми они могут выбрать ту профессиональную сферу, которая нравится. Но выбор у них особенно сложный, так как надо учитывать много факторов, такие, как большое количество профессий, осознание собственных интересов, ценностей, способностей, а также учитывать социальные и экономические обстоятельства.
Готовность учащихся к выбору профессии к моменту окончания девятого класса и средней школы в нашей литературе освещается неоднозначно. Большинство проведенных исследований доказывают, что учащиеся девятых классов, задавая себе вопрос «Кем быть?», еще не в состоянии на него ответить. Многие школьники, говоря о своих ближайших профессиональных намерениях, утверждают, что будут продолжать учебу в десятом и одиннадцатом классе общеобразовательной школы, после чего выберут профессию. К выпуску из школы, учащиеся, как правило, не готовы к профессиональному самоопределению, вследствие чего, выбирая профессию, они руководствуются тем, например, куда пошел товарищ или куда посоветовали родители, учителя. То есть произошел акт выбора учебного заведения, что входит в профессиональную ориентацию, но не произошло профессиональное самоопределение, которое представляет собой процесс. Чаще всего такой выбор оказывается случайным. Школьники еще не готовы самостоятельно принимать решение, они еще не чувствуют ответственности выбора. Возникновение потребности выбора зависит от ряда условий, а не только от особенностей возраста, благодаря которым подросток будет готов к профессиональному самоопределению. Но школа не предоставляет такие условий, что требует собой разворачивание специального дополнительного образования, в котором можно организовать образовательный процесс, способствующий успешному профессиональному самоопределению школьника [1].
Таким образом, становится ясным, что профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация два разных понятия, которые необходимо разграничивать.
Мы считаем, что для того, чтобы длительный процесс развития человека в рамках профессионального самоопределения был эффективен, необходима реализация различных педагогических стратегий, таких как педагогическая поддержка, сопровождение, содействие, осуществление которых производят различные педагогические позиции, обособленные в современном обществе многообразными названиями, такими, как куратор, тьютор, наставник, консультант, эксперт, модератор, фасилитатор. Так же важную роль в таком процессе играет использование в практике образования принципа продуктивного подхода, в результате чего учащиеся создают реальный, профессионально - значимый продукт, что современные авторы считают неотъемлемой частью профессионального самоопределения].
Понятие «профессиональное самоопределение» имеет много трактовок. Так, по мнению A.M. Кухарчук и А.В. Цинципер[21], профессиональным самоопределением следует назвать самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов и соотнесение их с требованиями профессии. А по мнению отечественного исследователя Н.С. Пряжникова [28] профессиональное самоопределение понимается как процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Эти авторы игнорируют роль в профессиональном самоопределении профессионального образования и выбор направления профессионального образования.
В работах Э.Ф.Зеера[12] дается понимание профессионального самоопределения как нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации.
Результатом профессионального самоопределения могут являться:
- в качестве промежуточного результата - готовность к профессиональному выбору (Е.А. Климов);
- в качестве итогового результата - профессиональный выбор (Д.А. Леонтьев), или нахождение смыслов деятельности (Н.С. Пряжников).
Вопрос профессионального самоопределения возникает еще со школьного возраста, в период поиска себя в самом обществе. Абитуриенты, как правило, еще не готовы самостоятельно принимать решение. Происходит акт выбора учебного заведения. Возникновение ответственности выбора зависит от ряда условий, а не только от особенностей возраста. Но школа не предоставляет таких условий. Поэтому требуется разворачивание специального дополнительного образования, в котором можно организовать образовательный процесс, способствующий успешному профессиональному самоопределению школьника [1].
Обобщая, можно сказать, что в процессе профессионального самоопределения, возможно выделить, по крайней мере, три этапа.
Первый этап: обеспечение условий для готовности к профессиональному самоопределению (например [1]). Его результатом будет - выбор направления профессионального образования;
Второй этап: обеспечение условий в профессиональном образовании для осознанного выбора профессиональной деятельности (например [34]);
Третий этап: в рамках профессиональной деятельности принятие решения о соответствии данной профессии личным установкам человека,освоение возможностей данной профессии для самоактуализации (например [13]).
При традиционном подходе к профессиональному самоопределению эти этапы занимают от восьми до десяти лет, что для современного темпа жизни неприемлемо. Зачастую некоторые профессии за это время стареют и умирают.
Анализ результатов исследования отечественных ученых позволил выделить ряд противоречий, существующих в современных условиях:
- между возрастающей потребностью общества в совершенствовании процесса профессионального самоопределения у школьников и недостаточной практической разработанностью педагогических основ, обеспечивающих эффективность данного процесса.
-между потребностями и ожиданиями школьников в оказании им педагогической поддержки в профессиональном самоопределении и недостаточной готовностью педагогов, родителей и других социальных партнеров к решению данной проблемы;
-между необходимостью организации образовательного процесса, способствующего профессиональному самоопределению школьников и отсутствием разработанной педагогической модели такого процесса;
Проблема исследования вытекает из указанных противоречий: Отсутствует модель организации дополнительного образовательного процесса, способствующего профессиональному самоопределению и содержащей организационно - педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников.
Целью исследовательской работы является выявление и описание организационно - педагогических условий, содействующих профессиональному самоопределению школьников в дополнительном образовании (на примере программы дополнительного образования «Фабрика программирования») и апробирование их в ходе опытно - экспериментальной работы.
Объект исследования: профессиональное самоопределение школьников в дополнительной образовательной программе «Фабрика программирования».
Предмет исследования: организационно - педагогические условия профессионального самоопределения школьников (на примере программы дополнительного образования «Фабрика программирования»).
Анализ литературы, посвященной вопросам профессионального самоопределения школьников и наблюдение за реализацией образовательной программы «Фабрика программирования» (2015), позволили сформулировать следующую гипотезу:
Гипотеза исследования: Профессиональное самоопределение школьников в образовательном процессе программы дополнительного образования будет результативным, если будет выполнен комплекс организационно - педагогических условий содействия:
1) Образовательный процесс основан на проектной деятельности;
2) В образовательном процессе организованы профессиональные пробы школьников, которые направлены на создание профессионально - значимого продукта;
3) В образовательном процессе реализуются различные профессионально - образовательные стратегии (сопровождение, поддержка, содействие), которые осуществляют такие педагогические позиции, как тьютор, куратор, наставник.
Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили постановку задач исследования:
1. Провести анализ литературы с целью обоснования актуальности работы, формулирования проблемы, определения теоретического и методического аппарата;
2. Определить критерии и показатели результативности профессионального самоопределения школьников, соответствующие условиям современного рынка труда, теоретико-методологическим основаниям и реальному состоянию готовности современных школьников к профессиональному самоопределению;
3. Определить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия эффективности профессионального самоопределения школьников в процессе дополнительного образования;
4. На основе протоколов занятий, результатов анкетирования, интервью, экспертных оценок выявить эффективность выделенных организационно - педагогических условий, способствующих профессиональному самоопределению школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования профессионального самоопределения составили: труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрывается сущность и содержание понятия «профессиональной ориентации» (B.C. Аванесов; Б.И. Бухалов, А.Е. Голомшток, Н.Н. Захаров, М.М. Пархоменко, В.А. Поляков, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, И.Т. Сенченко, Б.Л. Федоришин и др.) и «профессионального самоопределения» (A.M. Кухарчук, А.В. Цинципер М.Р. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, И.М. Кондаков, Т.В. Кудрявцев; Н.С. Пряжников, А.В. Сухарев, Д. Сьюпер, Д. Холланд и др.).
Для проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические: теоретический анализ и синтез, моделирование, классификация, обобщение, сравнение, аналогия.
- эмпирические: анализ научной литературы и документации, диагностический (анкетирование, интервьюирование, протоколирование, наблюдение, методы экспертной оценки), экспериментальный, изучение и обобщение практического опыта деятельности программы «Фабрика программирования»;
- статистические.
Этапы исследования:
Первый этап:Изучение литературы по проблеме и профессионального самоопределения школьников и профессионализации
Второй этап: Выделение условий, содействующие профессиональному самоопределению;
Третий этап: Анализ образовательного процесса в программе дополнительного образования «Фабрика программирования» для подтверждения эффективности выделенных условиях;
Четвертый: Оформление ВКР.
Новизна исследования заключается:
- в выявлении комплекса организационно - педагогических условий, обеспечивающих становление профессионального самоопределения школьников в условиях дополнительного образования;
- в разработке критериев и показателей результативности организационно - педагогических условий становления профессионального самоопределения школьников в условиях дополнительного образования соответствующих условиям современного рынка труда, теоретико-методологическим основаниям и реальному состоянию готовности современных школьников к профессиональному самоопределению;
Теоретическая значимость заключается в обосновании развивающей концепции профессионального самоопределения школьников, теоретических представлений о возможности самоопределения школьника в дополнительном образовании и разработке научно-педагогических основ формирования у школьников профессионального самоопределения.
Практическая значимость проведенного исследования проявляется в обосновании возможности построения процессов самоопределения в различных образовательных формах. Результаты могут быть использованы при проектировании временных детских сообществ, различных форм дополнительного образования; они могут быть полезным для работников детских лагерей, для учителей, для педагогов дополнительного образования.
Экспериментальная база для проведения исследования являлась независимая ассоциация дополнительного образования «Общий деловой интерес», программа дополнительного образования «Фабрика программирования».
Структура ВКР: Введение; две главы; Заключение; Список используемых источников; Приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой главе данной работы был проведено понятийное различение понятий «профессиональное самоопределение» и «профессиональная ориентация», как направленное на разное отношение человека и профессии. Затем обосновали значимость выявления их по интенсификации процесса профессионального самоопределения в современном мире, и на основе анализа работ разных авторов был выделен комплекс условий эффективного профессионального самоопределения.
Комплекс условий включает в себя определяющий комплекс педагогических стратегий, которые в нашем исследовании выполняют такие позиции, как тьютор, куратор и наставник, затем, наличие использования в образовательном процессе профессиональных проб и проектного подхода, и созданный по окончанию пробы профессионально - значимый продукт.
Мы заметили, что указные условия присутствуют в дополнительной образовательной программе «Фабрика программирования» и на ее примере решили проверить содействует ли выделенный комплекс условий на профессиональное самоопределение школьников, для этого мы использовали опросник, наблюдение и интервью.
В работе подробно обсуждаются полученные данные. Которые, в целом, говорят о присвоении большинством учащихся ценностей развития и самодеятельности; о начале освоения ими таких средств мышления как рефлексия и планирование; о повышении уровня притязаний и уверенности в себе; о позитивном изменении отношения к взрослому миру; о появившемся стремлении расширить сферу своего возможного действия, выявив основания этого действия. Эти данные показывают, что в школе могут создаваться условия, способствующие самоопределению.



1. Аверьянова, С. Ю. Динамика профессионального самоопределен ия школьников / С.Ю. Аверьянова// Альманах современной науки и образования. - 2007. - № 1. - C. 9-10.
2. Апостолов, О. П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы): авторская редакция /О.П. Апостолов. - 1-е изд. Москва: ИП Татаринов Михаил Васильевич, 2011. - 185 с.
3. Аронов, А. М, Бутенко, А.В, Конторин, В.А. О деятельностном понимании профессионального самоопределения молодеж и// Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам научно-практической конференции / под общей ред. Смоляниновой О.Г., член- корр. РАО, д.п.н., проф. - Красноярск, 2013. - 184 с. 36.
4. Байбородова, Л. В. Особенности проектной деятельности сельских школьников / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - Том 2 (Психолого-педагогические науки). - 2013. - № 1. - С. 54¬59.
5. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных: пособие для учителей общеобразоват. орг. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - Москва: Просвещение, 2013. - 175 с.
6. Блинов, В. И. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков / В. И. Блинов, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 4. - С. 14-17.
7. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - Москва: ПЕР СЭ, 2001 - 511 с.
8. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 261 с.
9. Горская, Г.Б. Психологические эффекты ранней профессионализации личности / Г. Б. Горская // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. — 2008. —№ 3. С. 106-113.
10. Заева, И.Н. Основные подходы к пониманию понятия «проктная деятельность школьников» / И.Н Заева // Амурский научный вестник. 20¬12. - №1. - С. 48 - 59.
11. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.- 2-е изд. - Москва: Академический Проект, 2003.- 336 с.
12. Зеер, Э.Ф. Основы профориентологии / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. — Москва: Высшая школа, 2005. — 160 с.
13. Ильина О.Б. Методика исследования осведомленности старшеклассников о мире профессий: опыт проведения / О.Б. Ильина// Актуальные проблемы психологии образования: сборник научных статей /под ред. Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ. — 2013. - С.38-43.
14. Ильина, О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения/ О.Б. Ильина// Электронный журнал «Психологическая наука и образование» . - 2014. - № 3. - С. 255¬263.
15. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебник/ Е.А. Климов.- Москва: Академия, 2004.- 304 с.
16. Климов, Е.А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд): уч. пособие / Е.А. Климов. - Москва: МПСИ, 2006. - 176 с.
17. Кудрявцев, Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы/ Т.В. Кудрявцев // Вопр. психологии. - 1981. -№ 2 - С. 20-30.
18. Кузнецова, О.В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно - практической конференции 29-30 июня 2011 г. — Москва: Институт стратегических исследований. —2011. С. 113-117.
19. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учебник / Д.И. Латышева. — Москва: Г ардарики, 2005. — 603 с.
20. Лонская, Л. В Анализ понятия профессионализации в психолого-педагогических исследованиях / Л.В Лонская // Омский научный вестник. - 2007. - №6-62. С.42 - 146.
21. Лупанова, Н. А Профессиональное самоопределение, как педагогическая категория / Н.А. Лупанова // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. -2011. - № 24. - С.703.
22. Малявин, В.В. Конфуций и его школа// Антология гуманной педагогики. - Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 175с.
23. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К Маркова. - Москва: Просвящение,1996. - 306 с.
24. Мокроусова, Т. А.Профессиональное самоопределение студента в контексте формирования субъектной позиции / Т.А Мокроусова // Символ науки. - 2015. -№12 - 2. - С. 171 - 173.
25. Муфтахова, Ю. Д. Профессиональное самоопределение студента / Ю.Д Муфтахова // Народное образование. - 2013. - №16. - С. 68- 71.
26. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / И. Г. Песталоцци; под.ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина.- Москва: Педагогика, 1981. - Т.1. - 336 с.
27. Поляков, В. А. Профессиональное самоопределение молодежи/Рук. коллек. В. А. Поляков, С. Н. Чистякова // Педагогика. - 1993. - №5. - С. 33-37.
28. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 62 - 67.
29. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределе ние/ Н.С. Пряжников.- Москва: Институт практической психологии, 1996. - 256 с.
30. Ретевых, М. В. Формирование профессионального самоопределе ния школьников, как научно - педагогическая проблема / М. В. Ретевых // Вестник Брянского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 18¬
20.
31. Ретивых, М. В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению: дис. д-ра пед. наук:
13.0. 01 / Ретевых Михаил Васильевич. - Москва РГБ, 2003. - 323 с.
32. Рогачёва, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст: монография / Е.Ю. Рогачёва. - Владимир: ВГПУ, 2005. - 333 с.
33. Саитбаева, Э.Р. Теоретические основы самоопределения педагог а-профессионала/ Э. Р. Саитбаева. - Москва: Прометей, 2000. - 204 с.
34. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебник / Г.К Селевко. — Москва: Народное образование, 1998. — 256 с.
35. Сорокина, И. Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования/ И.Р Сорокина // Педагогическое образование в России. - 2013 — № 5.- С.79-84.
36. Цвык, В.А. Профессионализация как социальный процесс / В.А. Цвык // Вестник РУДН. - 2009. -№4. - С. 3-17.
37. Щеколдина, Н. В. Профессиональное самоопределение взрослых, включенных в повторный выбор профессии: дис. канд. психол.наук: 10.00.05 /Н.А.Щеколдина. - Самара, 2006. - 190 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ