ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания гражданственности у студентов международного профиля средствами социально значимой проектной деятельности 17
1.1. Становление понятия «гражданственность» в профессиональной
подготовке сотрудников внешнеполитического ведомства 17
1.2. Современные требования к воспитанию гражданственности у студентов
международного профиля 31
1.3. Структурно-функциональные компоненты, критерии и показатели
гражданственности студента-международника 44
1.4. Моделирование процесса воспитания гражданственности у студентов
международного профиля средствами проектной деятельности 57
Выводы к первой главе 73
Глава 2. Практическая реализация модели в процесс воспитания гражданственности у студентов международного профиля средствами проектной деятельности (на примере МГИМО) 76
2.1. Программа и методика воспитания гражданственности у студентов
международного профиля (констатирующий этап) 76
2.2. Разработка и внедрение социально значимых проектов как путь
воспитания гражданственности студентов международного профиля МГИМО (формирующий этап) 91
2.3. Содержательная интерпретация процесса воспитания гражданственности
у студентов международного профиля (заключительный этап) 130
Выводы ко второй главе 138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 150
Актуальность исследования процесса воспитания гражданственности у студентов международного профиля обусловлена новыми задачами, стоящими перед международниками в информационном пространстве XXI века. Гражданственность, как нравственное чувство и совокупность социально-политических компетенций, является мощным стимулом достижения успеха в современной международной конкуренции, сохранения и укрепления российской государственности. Российская патриотическая идея эволюционировала от статуса «невостребованной» до «национальной идеи», подкрепленной рядом Программ и принятием «Стратегии развития воспитания на период до 2025 года» . Политические лидеры все чаще обращаются к вопросам национальной идентичности, необходимости служения Отечеству и защиты национальных интересов. Воспитание патриотизма и гражданственности названы в числе «основных факторов национальной безопасности, защиты национальных интересов России и важнейшей задачей внутренней и внешней политики государства» .
Интересы государства и их отстаивание на мировой арене представляет специалист-международник, осознающий важность внешнеполитических отношений, имеющий понятие о потребностях граждан своей страны в сфере вопросов международного регулирования. «Российские дипломаты многих поколений с честью служили Родине, оставались верны своему профессиональному долгу. И сегодня отечественная дипломатия вносит весомый вклад в укрепление мира, решение актуальных региональных и глобальных проблем, развитие сотрудничества с зарубежными партнерами» . Специалист международного профиля - должностное лицо, уполномоченное правительством страны на представление её интересов в международном сообществе. Всё это возможно, только если специалист-международник - истинный патриот своей страны, человек, проявляющий уважение к России, к ее культурному многообразию и многоконфессиональности. Благодаря глубоким изменениям в социально-экономической и политической жизни роль специалиста международного профиля неуклонно возрастает.
Проявление гражданственности студента международного профиля выражается в демонстрации позиции как системы установок, определяющих готовность к профессиональной деятельности, поэтому современные требования к воспитанию гражданственности у студентов-международников рассматриваются через призму исторического опыта становления профессиональной подготовки сотрудников внешнеполитического ведомства, положений ФГОС ВО и собственных образовательных запросов МГИМО-Университета (СОС МГИМО). Гражданственность, как социальное новаторство, критерий социальной активности и зрелости личности, будет эффективной, если специалист-международник сам включен в социально значимую деятельность, стал активным создателем, творцом и участником созидательных процессов в стране и на международной арене. «Внимание деятельности дипломатического корпуса накладывает на всех нас повышенные обязательства в деле обеспечения благоприятных внешних условий для устойчивого развития России, укрепления ее экономического, научно-технологического потенциала, повышения качества жизни наших граждан» .
Наиболее важный и эффективный способ воспитания у студентов международного профиля чувства гражданственности - это социально-значимая проектная деятельность, в том числе, в международной сфере. Международные совместные социально значимые проекты - это не только активный вид и способ развития международного сообщества, представляющий собой определенную цепочку мероприятий, акций, но и достижение решения глобальных задач, значимых для всего мирового сообщества. Современная система гражданско-патриотического воспитания в условиях социальной нестабильности, но имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Чтобы повысить качество и уровень гражданского воспитания студента-международника, требуется внедрение инновационных отлаженных техник и технологий, их адаптация к учебному процессу, исходя из новых реалий и государственного заказа на выпускника-международника.
Степень разработанности проблемы. Обращение к проблеме воспитания гражданственности показало, что на разных этапах развития человечества вопрос о ее значимости для государства, общества и личности всегда находился в центре внимания зарубежных и отечественных ученых. Базовые основы гражданского воспитания были заложены еще Аристотелем, Платоном, Т. Гоббсом, Д. Локком, Ж.- Ж. Руссо, К. Гельвецием, А. Дистервегом, Г. Кершенштейнером и др. Активно эволюционировала тема гражданственности и патриотизма в работах отечественных философов и педагогов - М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, В. С. Соловьёв, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Теоретико-методологические основы гражданского воспитания студенческой молодежи изучены в ряде докторских исследований (Л. И. Аманбаева, А. В. Беляев, А. С. Гаязов, Л.В. Кузнецова, И. Г. Руссу, Н. А. Савотина, И. В. Суколенов и др.). Парадигма гражданского воспитания предполагает свободу и стремление личности к самоопределению, самореализации в социально значимой деятельности (О. С. Газман, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Михайлова, И. К. Никушев, С. М. Юсфин). Исследования ряда ученых нацелены на анализ зарубежного опыта воспитания гражданственности (Б. С. Гершунский, Н. Н. Михалева, П. А. Сергоманов, А. К. Совеева, А. Н. Тубельский, Л. Ю. Уварин и др.). Важным вопросом настоящего исследования выделяется изучение вопросов воспитания гражданственности и патриотизма у студенческой молодежи (З. В. Аракчеева, Э. С. Аришина, А. В. Беляев, Н. М. Борытко, О. В. Лешер, Г. Н. Филонов). Современное состояние системы гражданского воспитания проанализированы в работах О. И. Волжиной, О. В. Лебедевой, Г. Т. Суколеновой, Т. И. Тюляевой, А. В. Фахрутдиновой, М. А. Якобсон и др. В рамках задействованности социально-значимой деятельности при воспитании у молодежи гражданственности были использованы работы, посвященные использованию различных методик и технологий в воспитании социально значимых качеств личности (Л. В. Байборо- дова, В. П. Беспалько, В. М. Коротов, А. М. Лопухин, В. А. Луков, Л. А. Петровская, А. С. Прутченков, Н. В. Самоукина, С. В. Тетерский, И. И. Фришман и др.). Проблемам гражданского воспитания, формированию патриотической позиции у учащейся молодежи посвящены следующие диссертации: Е. Шагардингова (Формирование аксиологических основ профессиональной подготовки военных переводчиков на примере Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, 2019, Москва); М. Ю. Корнилова (Патриотическое воспитание курсантов морского вуза на традициях города-героя, 2017, Великий Новгород); М. П. Илюх (Формирование гражданской позиции курсантов авиационных вузов средствами воинских традиций, 2017, Карачаевск); Т.Р. Лыкова (Формирование патриотической позиции будущих бакалавров туризма, 2017, Екатеринбург).
Представленный анализ научной литературы позволяет заключить, что в исследуемом аспекте накоплен внушительный список научных разработок, однако проблема воспитания гражданственности у студентов международного профиля средствами социально значимой проектной деятельности прежде не была предметом научных исследований. Поэтому настоящее исследование направлено на формирование гражданской позиции студента международного профиля через его приобщение к социально значимой проектной деятельности, к гражданским инициативам молодежи, отечественным духовно -нравственным и патриотическим традициям, призванных систематизировать и углубить деятельность вуза международного профиля по патриотическому воспитанию студенческой молодежи. Изучение современной практики также продемонстрировало, что гражданское воспитание у бакалавров международного профиля не отвечает актуальным запросам государственного заказа на выпускника вуза и требованиям, разработанным новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать более эффективному формированию гражданской позиции студента международного профиля через приобщение к социально значимой проектной деятельности:
- на социально-педагогическом уровне - между государственным заказом на бакалавра международного профиля, для которого является приоритетным выполнение гражданских обязанностей и ограничение личной социальной активности студентов, игнорирование общественной социально значимой деятельности, наиболее важного и эффективного способа формирования патриотических качеств;
- на научно-теоретическом уровне - между целесообразностью формирования у бакалавров гражданственности как социального новаторства, критерия социальной активности, зрелости личности и отсутствием адекватного современным требованиям научного обоснования процесса воспитания гражданственности, недостаточной теоретической разработанностью данного процесса в психолого -педагогической, социально-практической и научной литературе;
- на этико-педагогическом уровне - между необходимостью бакалавров международного профиля в гражданской самореализации, являющейся мощным стимулом достижения успеха в современной международной практике, и недостаточной разработанностью педагогических условий становления их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе, углубляющимися негативными процессами, затрудняющими проведение воспитательной работы с молодежью;
- на практико-методическом уровне - между превалированием в процессе гражданского воспитания традиционных техник и технологий, имеющих в прошлом прочные, проверенные временем традиции, но нуждающиеся в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями, и пренебрежение педагогов в использовании эффективных инструментальных и ресурсных возможностей исследуемого процесса.
Необходимость преодоления указанных противоречий определила проблему исследования: каковы педагогические условия воспитания гражданственности у студентов международного профиля средствами социально значимой проектной деятельности?
Исходя из сформулированной проблемы, нами предложена тема исследования: «Воспитание гражданственности студентов-международников
в процессе профессиональной подготовки».
Объект исследования: воспитание гражданственности у студентов международного профиля.
Предмет исследования: воспитание гражданственности у студентов международного профиля средствами социально значимой проектной деятельности.
Цель исследования: разработка и верификация модели воспитания гражданственности у студентов международного профиля и педагогических условий ее эффективной реализации средствами проектного метода.
Гипотеза исследования: процесс гражданского воспитания студентов международного профиля в системе профессиональной подготовки будет эффективным, если:
- осуществлен анализ состояния разработанности проблемы в педагогической теории и практике и уточнено содержательное наполнение понятия «гражданское воспитание студента международного профиля»;
- выявлены и дополнены современные требования к процессу гражданского воспитания студентов международного профиля;
- реализована структуризация, компонентный состав, критерии, уровни и показатели сформированности гражданственных качеств у студентов международного профиля;
- разработана модель воспитания гражданственности у студентов международного профиля средствами социально значимой проектной деятельности;
- обоснован содержательно-технологический комплекс социально значимой проектной деятельности по воспитанию гражданственности у студентов международного профиля.
В соответствии с поставленными проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой, определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние разработанности проблемы в теории и педагогической практике, дать содержательное наполнение понятия «гражданское воспитание студента международного профиля».
2. Выявить и дополнить современные требования к процессу гражданского воспитания студентов международного профиля.
3. Структурировать гражданственность у студентов международного профиля через разработку ее компонентного состава.
4. На основе исторического, аксиологического, компетентностного, социально-деятельностного, технологического и уровневого подходов разработать и верифицировать модель воспитания гражданственности у студентов международного профиля средствами социально значимой проектной деятельности.
5. Определить содержательно-технологическое обеспечение реализации модели процесса воспитания гражданственности у студентов международного профиля средствами социально значимой проектной деятельности.
Методологическую базу исследования составили ведущие положения философии, истории педагогики, педагогики и психологии в области теории и методологии высшего профессионального образования (С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, Г. С. Трофимова). Ключевыми методологическими предпосылками исследования стали подходы: исторический, определяющий генезис понятия «гражданственность» в профессиональной подготовке сотрудников внешнеполитического ведомства в ретроспективном аспекте (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, В. Б. Аксенов, В. А. Артамонов, Ю. А. Буранов, Е. В. Воевода, А. В. Ганин, Т. Н. Грановский, Н. К. Гудзий, И. Н. Данилевский, П. Н. Зырянов, А. И. Кузнецов, А. А. Кошкин, М. М. Кром, Т. Г. Таирова-Яковлева, Е. Е. Юдин и др. ); аксиологический (Е. И. Артамонова, М. Я. Виленский, В. Е. Гмурман, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, Ф. Ф. Королев, Н. Д. Никандров и др.); компетентностный подход был представлен зарубежными (С. Пэрри, Дж. Равен, Р. Уайт, Д. Хаймс и др.) и отечественными учеными (А. И. Арнольдов, В. И. Байденко, А. К. Быков, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, Г. П. Щедровицкий и др.); социально-деятельностный (В. В. Давыдов, И. И. Ильясов, А. Б. Орлова и др.); технологический (И. П. Волков, В. Г. Гайфуллин, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, Г. К. Селевко, С. А. Смирнов и др.); уровневый (В. П. Беспалько, И. Я. Лернер, Э. Г. Патрикеева, И. Ю. Троицкая, Е. Н. Трухма- нова и др.).
С целью разрешения поставленных задач были использованы следующие научные методы: теоретические (анализ и синтез педагогической, психологической, философской литературы по изучаемой проблеме с целью определения сущности аксиологических основ личности военных переводчиков; обобщение, моделирование); прикладные (наблюдение, включенное анкетирование, тестирование, опрос, опытно-экспериментальный метод, методы математической статистики с целью определения уровня сформированности гражданственности студентов международного профиля, контент-анализ, кейс-стади); прогностические (моделирование процесса воспитания гражданственности студентов международного профиля средствами социально значимой проектной деятельности; методы экспертных оценок)...
В условиях современной социокультурной ситуации в России повышение внимания к опыту гражданского воспитания специалистов-международников имеет исторически закономерный и педагогически целесообразный характер. В отечественной историко-педагогической науке накоплено немало знаний, в той или иной мере связанных с вопросами гражданского образования служащих внешнеполитических ведомств.
Осуществленное теоретико-прикладное исследование воспитания гражданственности специалиста международного профиля средствами социально значимой проектной деятельности определило становление понятия «гражданственность» в профессиональной подготовке сотрудников внешнеполитического ведомства в историческом аспекте. История развития педагогической теории и практики на протяжении длительного периода показывает, что содержание понятия «гражданственность», «патриотизм» постоянно менялись, следуя за изменениями, происходящими в обществе, а также изменениями в содержании образования. Наряду с этим, определяющее воздействие на изменение идеи гражданского воспитания оказывают и культурно-исторические предпосылки. Специальная подготовка служащих для внешнеполитического ведомства (дьяков, подьячих) не осуществлялась, однако расширение внешнеполитических связей потребовало подготовки толмачей и переводчиков. Правительство инициировало обучение молодых людей за границей, при этом не все «студенты» вернулись в Московское государство. «Представителями западных государств были предприняты попытки открыть языковые школы для русских учащихся, но все они были отклонены в связи с тем, что все они имели определенную цель, а именно - распространение католицизма и обращение русских в католическую веру.
Гражданское воспитание как важная составляющая его профессиональной деятельности на международной арене, представляет собой интегративное личностное образование, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы за рубежом, выражающееся в сохранении, проявляющееся в сбережении российской государственности, в воспроизводстве патриотически выраженных социальных отношений, стремление защищать государственные и национальные интересы России через идентификацию социокультурной среды и соотнесения себя в международном пространстве.
Гражданственность студентов международного профиля выражается в демонстрации его позиции как системы установок, определяющих ее готовность к деятельности - в общественно-политической, экономической, учебной и внеучеб- ной. Сохранение исторической памяти, исторического опыта, передача информации из поколения в поколение - важнейшие задачи государства. Поэтому современные требования к воспитанию гражданственности у студентов -международников мы рассматриваем через призму исторического опыта становления профессиональной подготовки сотрудников внешнеполитического ведомства и положений ФГОС, внесенных в него собственных образовательных запросов МГИМО - Университета, предполагающие формирование у студента направления «международные отношения» целого ряда общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), направленных на воспитание гражданственности. Современные требования к воспитанию гражданственности студентов международного профиля средствами социально значимой проектной деятельности предполагает его активную гражданскую позицию как осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, гражданская инициативность, стремление к активной роли в обществе, участие в преобразованиях производственной, экологической, политической и информационной сфер, понимание ими гражданских основ будущей профессиональной деятельности, определяющей действия и поступки человека в аспекте гражданских ценностей и ориентированность на понимания роли и места России в структуре мировых процессов.
В рамках теоретического исследования были также выявлены компонентный состав, критерии и показатели гражданственности: когнитивно-знаниевый (знания о профессии международника; истории становления дипломатической службы, права и обязанности международника); социально-нравственный (хорошее социальное самочувствие, потребность приносить людям благо, патриотизм, готовность жертвовать своими частными интересами в пользу общества); инициативно-деятельностный (активность в международном сотрудничестве, осознанное желание участвовать в жизни общества (вуза), гражданская инициативность, стремление к активной роли в реализации предложенных социальных проектов в вузе); эмоционально-волевой (эмоциональная устойчивость и стрессоустойчивость, сдержанность, положительное эмоциональное отношение к деятельности в гражданской сфере; умение доводить начатое дело до конца, не пасовать перед трудностями).
В нашем понимании социально значимая проектная деятельность - это концепция запланированного проекта с четким распределением ролей в групповой работе, включая задания для каждого участника при условии тесного взаимодействия, системный план, состоящий из подсистем, выполняющих конкретные опции, базирующийся на принципе социальной полезности и практически реализуемых проектах (международных, «Национальные интересы России в Арктике в области рационального освоения природных ресурсов», «Ботанический сад у тебя под боком», «Международное освоение Арктики с сохранением жизни коренных жителей, флоры и фауны», «Украсим свой дом цветами» и др.).
Воспитание гражданственности у студентов международного профиля средствами проектной деятельности было решено осуществлять с помощью метода моделирования, который представляет собой конкретный вид аналитической деятельности и отличается от простого исследования, поскольку в аналитический процесс вторгается некоторое «промежуточное звено». Другими словами, модель, которая является в то же время и средство, и объект исследования, который в процессе теоретического исследования заменяет нам оригинал. Моделирование процесса включает теоретическое мышление и активизирует практическую деятельность, которое не только является средством изображения исследуемого процесса в настоящих условиях учреждения, но и является представляет четкий, понятный критерием проверки предложенных знаний и возможность проверить гипотетические положения. Гражданственность (гражданственность, социальная ответственность, национальное самосознание, толерантность) мы рассматриваем как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего основные социально -ролевые функции осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине делает возможным для педагога активно развивать у студентов подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовые, межнациональные и межличностные отношения. Модель процесса гражданского воспитания студента международного профиля средствами социально значимой проектной деятельности включает модули: целеполагающий блок (постановка целей и задач, мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса); организационно-активизирующий модуль (формы, методы и средства стимулирования); социально значимая проектная деятельность (разработка и реализация социальной значимой, полезной деятельности); содержательно-технологический модуль (прикладные креативные формы, кино как форма социального проектирования, темы: здоровье, экология, патриотизм и любовь к Отечеству, наркомания, суицидальные явления в молодежной среде (Голубой кит) и т. д.). социально значимый проект; Аудиовизуальные технологии (вебинары с учеными полярниками); Мозговой штурм “Узнай Арктику”; Технологии организации научной деятельности (конференция, круглый стол, викторина), Деловые игры экологической направленности; Творческий конкурс на воображение; Игра буриме на природную тематику; компонентно-критериальный модуль (когнитивно-знаниевый компонент социально-нравственный компонент, инициативно-деятельностный, эмоционально-волевой компонент); итогово-результативный модуль (результативность и эффективность сформированности гражданственности у студентов международного профиля с помощью различных методов и методик: Диагностика воспитанности у студентов гражданственности осуществлялась через специально подобранные диагностические методики. А именно: Опросник «Я понимаю гражданственность»; Методика М. Рокича «Составление понятийного словаря»; Методика М. И. Рожкова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»; Методика диагностического типа поведенческой активности Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка; Методика В. В. Бойко «Диагностика «помех»» в установлении эмоциональных контактов»; «Методика нахождения средней величины Э. К. Васильевой и В. С. Лялина»).
Для гипотетической проверки и доказательств подтверждения положений гипотезы, разработанной модели нами была подготовлена и осуществлена опытноэкспериментальная работа, в ходе которой ставились и разрешались цели и задачи средствами эффективных техник и технологий в рамках второй главы «Педагогические условия внедрения модели воспитания гражданственности у студентов международного профиля средствами проектной деятельности (на примере МГИМО)».
Педагогические условия внедрения модели воспитания гражданственности у студентов международного профиля средствами проектной деятельности включают в себя: а) разработку специальной опытно-экспериментальной программы, которая будет способна изменить качественное состояние сформированной у студентов ЭГ гражданственности, подбор диагностик; б) подбор и внедрение в практику МГИМО социально значимых проектов и социально значимой деятельности; в) сопоставительный анализ и содержательная интерпретация процесса воспитания гражданственности у студентов международного профиля.
Эксперимент в воспитании и формировании важных профессионально-личностных качеств предполагает качественные и количественные изменения, являющиеся целью приращений в развитии и формировании личности будущего студента-международника. В ходе опытно-экспериментальной работе диагностировались и формировались качества личности, отвечающие за патриотизм и гражданственность. А именно: когнитивно-знаниевый компонент, предполагающий умение добывать, анализировать и использовать информацию, касающуюся жизни в гражданском обществе, широкий спектр социально-гражданских знаний; знание своих профессиональных обязанностей и компетенций. Социально-нравственные качества предполагают проявление нравственности, как духовного качества человека, это потребность приносить людям благо, является ядром личности специалиста- международника. Именно нравственные качества специалиста во многом определяют его профессиональное поведение за рубежом, его социальное самочувствие и психологическое состояние. Инициативно-деятельностные качества, выраженные в активной гражданской позиции, осознанном участии человека в жизни общества, отражающих его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане; гражданской инициативности, в стремлении к активной роли в обществе. Известно, что международник - это должностное лицо, уполномоченное правительством страны на представление её интересов в международном сообществе. Эмоционально-волевые качества международника как умение адекватно оценивать себя и свои возможности в сфере профессиональной деятельности; положительное эмоциональное отношение к деятельности в гражданской сфере; настойчивость и решительность в достижении своих профессиональных целей.
Опытная работа осуществлялась в три этапа.
Первый констатирующий этап проходил - с 2014 по 2015 годы, в ходе решались следующие задачи:
- разработать программы и методику опытно-экспериментального работы;
- продиагностировать компонентный ряд, критерии и показатели личностных качеств студента, отвечающие за воспитание гражданственности у студентов международного профиля;
- подобрать диагностические Методы и методики;
- выявить начальный уровень воспитания гражданственности у студентов ЭГ и КГ направлений «Экология и природопользование» и «Международная журналистика».
Диагностика воспитанности у студентов гражданственности осуществлялась через специально подобранные диагностические методики. А именно: Опросник «Я понимаю гражданственность»; Методика М. Рокича «Составление понятийного словаря»; Методика М. И. Рожкова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»; Методика диагностического типа поведенческой активности Л.И. Вассермана и Н. В. Гуменюка; Методика В. В. Бойко «Диагностика «помех»» в установлении эмоциональных контактов»; «Методика нахождения средней величины Э. К. Васильевой и В. С. Лялина». Представленные диаграммы, как графические рисунки, представленные линейными отрезками и геометрическими фигурами, дает возможность увидеть наглядное соотношение полученных результатов. Представленные данные по уровням гражданского воспитания у студентов ЭГ и КГ международного профиля доказано, что они достаточно тождественны. При сравнении полученных данных у студентов ЭГ и КГ на констатирующем этапе, мы пришли к выводу: высокие уровни гражданского воспитания: ЭГ 27,8% и у КГ 30,5%. Разница всего в 2,7% . Если сравнить данные средних уровней у ЭГ 38,5% и у КГ 44,2 %, то они составляют разницу - 5,7%. Сравним данные низких уровней студентов ЭГ и КГ - ЭГ 33,7% и КГ - 25,3% где разница составила - 8,4%.
Второй формирующий этап проходил с 2015 по 2016 годы, во время которого подбирался комплекс эффективных техник, технологий; проходила апробацию модель процесса формирования у студентов международного профиля гражданственности средствами проективной деятельности; были апробированы инновационнокомплексные технологии, тренинги, методики и методы. В опытно-экспериментальной работе на данном этапе не принимали участие студенты контрольной группы, поскольку перед нами стояла задача сравнить итоговые показатели двух групп - ЭГ и КГ, нужно было узнать - насколько результаты в сформированности гражданственности и патриотизма отличаются между собой, были ли эффективными подобранные технологии, развивающие качества будущего студента-международника. На формирующем этапе студенты экспериментальной группы были задействованы в опытно-экспериментальной работе, студенты же контрольной группы профиля «Международная журналистика»» Факультета международной журналистики обучались по ФГОС ВО; разрабатывался инструментарий и задания, формирующие у студентов международного профиля качества. Участие студентов Экспериментальной группы направления «Экология и природопользование» на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, в создании и защите проектов способствовало развитию у них таких качеств как умение добывать, анализировать и использовать информацию, касающуюся создания социально значимого проекта экологической направленности, широкий спектр социально -гражданских знаний, чувство любви к своему университету, городу, Отчизне, готовность пожертвовать своими частными интересами, уважение к России. Участие в проекте активизировало развитие гражданской позиции, потому что выразили желание даже те студенты, раннее проявившие себя достаточно индифферентно к любой общественной деятельности. Студенты осознанно участвовали в социально-проектной деятельности университета, отражающей сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, демонстрировали гражданскую инициативность, стремление к активной роли в общественной жизни университета. Нельзя не упомянуть о том, что активное участие студентов в социально значимом проекте подвигло к развитию у них умения адекватно оценивать себя и свои возможности в сфере социально-общественной деятельности; положительное эмоциональное отношение к деятельности в гражданской сфере; настойчивость и решительность в достижении целей; способность, проявляющаяся к социальной деятельности (умение влиять на людей, привлекать ресурсы общества для достижения своих целей и т. п.).
Третий итоговый этап проходил с 2016 по 2017 годы; анализировались итоговые результаты и содержательная интерпретация опытно-педагогической работы, проходила анализ и обобщение полученных данных; уточнялись теоретические и прикладные выводы; с помощью тех же диагностических методов и методик, задействованных на констатирующем этапе, проводилась диагностика итоговых уровней сформированности у студентов международного профиля гражданских качеств и патриотических чувств, важных для реализации профессиональной деятельности; уточнялись гипотетические положения; осуществлялось литературное оформление диссертационного исследования.
Итак, осуществленный констатирующий этап опытно-экспериментального исследования, а также поставленные задачи:
- сформировать студенческие группы - Экспериментальную и Контрольную группы;
- разработать программы и методику опытно-экспериментального работы;
- продиагностировать компонентный ряд, критерии и показатели личностных качеств студента, отвечающие за воспитание гражданственности у студентов международного профиля;
- подобрать диагностические Методы и методики;
- выявить начальный уровень воспитания гражданственности у студентов ЭГ и КГ направлений «Экология и природопользование» и «Международная журналистика».
Осуществленный заключительный этап опытно-экспериментального исследования, а также поставленные цели и задачи были успешно решены.
На заключительном этапе мы получили следующие показатели по эмоционально-волевому компоненту: теперь количество студентов, относящихся к высокому уровню составил 57% ЭГ и 45% КГ; средний уровень составили: 40% ЭГ и КГ 40%; низкий уровень составили ЭГ 3% и КГ 15%. Если обратиться к предыдущему анализу данных сформированных уровней воспитания гражданственности, то мы получим: высокий уровень ЭГ на констатирующем этапе был 27,8%, на заключительном - 52,8%. Приращение студентов высокого уровня составил на заключительном этапе составил 25%. Если проанализируем данные КГ, то увидим, что цифры начального и заключительного этапа составили 30,5% и 37,5%, составив приращение всего на 7%, что составило разницу в 3,5 раза между ЭГ и КГ. То же самое можно констатировать и по другим уровням. Например, если количество студентов низкого уровня в ЭГ снизился на 25,7% (33,7 - 8,0 = 25,7%), то в КГ он составил всего на 2,8% (25,3-22,5=2,8%). В связи с этим, можно сделать вывод: создание особых условий для качественного изменения уровня гражданственности привело к его повышению среди студентов ЭГ в сравнении с КГ. То есть комплекс технологий, применяемых на формирующем уровне являются результативными и эффективными, что позволило прийти к выводу - цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Аббасова, К. Я. Философия в системе культуры: теория и практика / К. Я. Аббасова. - 2-е изд. - Баку: Изд-во Азербайджан. ун-та, 2017. - 340 с.
2. Аджумерова, Л. А. Креативность как основа формирования творческого потенциала будущего специалиста в условиях учебного процесса высшей школы: материал технической информации / Л. А. Аджумерова. - М.: Изд-во ТГУ, 2018. - 210 с.
3. Алиев, Б. Р. Российская дипломатическая служба в Дагестане: проблемы и перспективы / Б. Р. Алиев // Региональные аспекты социальной политики. - 2012. - № 14. - С. 51-57.
4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX вв. / под ред. П. А. Лебедева. - М.: Педагогика, 1990. - 608 с. - С. 231.
5. Антюхина-Московченко, В. И. Основы теории международных отношений / В. И. Антюхина-Московченко, А. А. Злобин, М. А. Хрусталев // Основы теории международных отношений. - М., 1988. - 233 с.
6. Антюхов, А. В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспек¬тивы / А. В. Антюхов // Высшее образование в России. - 2010. - № 10. - С. 28-29.
7. Асмолов, А. Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образова¬ния: от феноменологии к технологии: монография: в 2 ч. / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011. - 112 с.
8. Барабанщиков, Б. А. Системная организация и развитие психики / Б.А. Ба¬рабанщиков // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 1. - 732 с.
9. Батыгин, Г. С. Структурный функционализм Талкотта Парсонса / Г. С. Ба¬тыгин // Вестник РУДН. Серия Социология. - 2003. - № 4-5. - С. 100-112.
10. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. / В. Г. Белинский; ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков [и др.]. - М.: АН СССР, 1954. - Т. 4. - 676 с.
11. Беляева, Е. В. Этика гражданственности: монография / Е. В. Беляева, Т. В. Мишаткина. - Минск: МИГУ, 2018. - 222 с.
12. Бирючинская, Т. А. Проблема воспитания гражданственности и патрио¬тизма в трудах отечественных ученых конца XVIII - начала XX века: автореф. дис.
... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бирючинская Татьяна Александровна. - Рязань, 2009.
- 199 с.
13. Богатуров, А. Д. Динамика международной стабильности / А. Д. Богату- ров, К. В. Плешаков // Мировая экономика и международные отношения. -1991. - № 2.
14. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бода¬лев. - 3-е изд., допол. и исправл. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. - 344 с.
15. Большой энциклопедический словарь. - М.: Языкознание, 2005. - 710 с.
...175