ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВО-КОГНИТИВНОГО АНАЛИЗА 12
1.1. СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ» В НАУКЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 12
1.2. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
УЧЕНЫХ (ОБЗОР РАБОТ) 22
1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ
КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ 30
1.4. НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ ДИСКУРСА Б. ОБАМЫ 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 59
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА БАРАКА ОБАМЫ В
ТЕКСТАХ МЕМУАРНО-АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ЖАНРА И ПУБЛИЧНЫХ
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЧАХ 61
2.1. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА АВТОБИОГРАФИИ. ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МЕМУАРНО-АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ 61
2.2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ “DREAMS FROM MY FATHER” КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ЦЕНТРАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ БАРАКА ОБАМЫ ДОПРЕЗИДЕНТСКОГО ПЕРИОДА 70
2.2.1. BLACKNESS как один из центральных концептов языковой личности
Барака Обамы в автобиографическом произведении “Dreams from my Father” 75
2.2.2. Концепт ALIENATION в автобиографическом произведении “Dreams
from my Father” 91
2.2.3. Концепт COMMUNITY 99
2.2.4. Концепт IDENTITY 107
2.3. ПРОИЗВЕДЕНИЕ “THE AUDACITY OF HOPE” КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ЦЕНТРАЛЬНЫХ
КОНЦЕПТОВ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ БАРАКА ОБАМЫ В ДОПРЕЗИДЕНТСКИЙ ПЕРИОД 114
2.3.1. Концепт UNITY как один из ключевых концептов “The Audacity
of Hope” 123
2.3.2. Концепт VALUES 128
2.3.3. Концепт EDUCATON 136
2.3.4. Концепт WORK 140
2.3.5. Концепт SECURITY 146
2.4. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА БАРАКА ОБАМЫ В ПУБЛИЧНЫХ РЕЧАХ 157
2.4.1. Некоторые особенности публичной политической речи как жанра.... 157
2.4.2. Концепт AMERICA как фрагмент концептосферы языковой личности
Барака Обамы в публичных речах 161
2.4.3. Концепт THREAT в публичных речах Барака Обамы 172
2.4.4. Концепт CHANGE в публичных речах Барака Обамы 179
2.4.5. Концепт UNITY в публичных речах Барака Обамы 186
2.4.6. Концепт SECURITY в публичных речах Барака Обамы 193
2.4.7. Концепт WORK в публичных речах Барака Обамы 204
2.4.8. Концепт EDUCATION в публичных речах Б. Обамы 209
2.5. МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИКА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
АНАЛИЗА КЛЮЧЕВЫХ КОНЦЕПТОВ В МЕМУАРАХ И РЕЧАХ Б. ОБАМЫ) 214
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 223
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 226
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 231
В рамках антропоцентрической парадигмы лингвисты, проводящие лингво¬когнитивные исследования, наряду с представителями таких наук как социолингвистика, этнолингвистика, антропология, дискурс-анализ все больше внимания уделяют взаимосвязи языка и мышления. Современные исследования языковых явлений проводятся с учетом психологического, культурного, социального, прагматического факторов. Различные отрасли научного знания стали переплетаться, в результате чего появилось множество междисциплинарных исследований, изучающих языковые, мыслительные, культурные и другие феномены комплексно. Особенно активно междисциплинарные исследования реализуются в рамках когнитивного подхода. Междисциплинарность порождает многоаспектность исследования, в результате чего различные науки представляют конкретные аспекты изучаемого явления.
Данная работа посвящена проблеме многоаспектности языковой личности 44-го президента США Барака Обамы. Описываемая нами языковая личность политика принадлежит к англоговорящему культурному сообществу США. В диссертационном исследовании языковая личность Б. Обамы изучается на основе анализа произведенных им текстов: автобиографии, политического эссе и политических речей.
Современные исследования языковой личности по определению междисциплинарны, поскольку данное явление может рассматриваться с позиций философии, психологии, теории коммуникации и, конечно, лингвистики. При этом очевидно, что применяемые методы могут определять те направления, по которым изучается языковая личность. В данном диссертационном исследовании центральным является метод концептуального анализа, применяемый к англоязычным произведениям Б. Обамы.
Современные достижения концептуального анализа делают возможным через исследование языка и идиолекта формировать представления о ментальных и языковых характеристиках конкретной языковой личности.
Языковая личность исследуется в данной работе в рамках лингво-когнитивного подхода. Мы исходим из положения о том, что речевые произведения Б. Обамы (книги, тексты публичных политических речей) характеризуют когнитивные параметры исследуемой языковой личности, формируемой под воздействием как внутренних (индивидуально - психологических), так и внешних (социальных) факторов. Дискурс Барака Обамы является интересным с исследовательской точки зрения объектом, так как и отечественные, и американские ученые признают незаурядные ораторские способности 44-го американского президента, его дар оратора и писателя, что, несомненно, будет способствовать дальнейшей разработке такого когнитивного явления как языковая личность.
Диссертация построена на методологии концептуального анализа, проводимого на основе изучения характерных для данного автора языковых репрезентаций ключевых концептов его языковой личности. В исследовании также использованы: интерпретационный метод, метод лексико-семантического и контекстуального анализа, метод количественного и качественного анализа репрезентантов исследуемых концептов.
Актуальность диссертационной работы обусловлена, прежде всего, обращением в качестве методологической основы к наиболее актуальным парадигмам научного знания - антропоцентрической и когнитивно-дискурсивной. Работа является актуальной и потому, что дискурс современных политических деятелей США представляет несомненный интерес в аспекте мировой политики и глобализационных тенденций. Изучение подобного дискурса и его ключевых концептов является одной из передовых тенденций современной социо- и когнитивной лингвистики. Актуальность исследования определяется также тем, что исследуются тексты 1995 - 2016 годов, в которых представлен американский вариант английского языка новейшего времени. Изучение харизматичной языковой личности также актуально, поскольку наиболее яркие образцы ораторского и писательского мастерства нашего времени востребованы в журналистике и PR.
Объектом исследования являются тексты автобиографических произведений и тексты речей Б. Обамы.
Предметом исследования являются ключевые концепты, выявленные в данных текстах, и их значение для изучения языковой личности Б. Обамы.
Гипотеза исследования: лингво-когнитивное изучение языковой личности политика путем исследования ключевых концептов в речевых произведениях позволяет получить данные о концептосфере как составляющей его индивидуальной картины мира, а также об изменениях и развитии концептосферы под влиянием мотивационных ориентиров и ценностей; в свою очередь развитие концептосферы формирует многоаспектность языковой личности как в плане ее структуры, так и в плане динамики.
Целью диссертационной работы является изучение ключевых концептов, характерных для Б. Обамы как языковой личности в разные периоды его жизни, и исследование динамики изменений в его языковой и картине мира.
Данная цель определила постановку ряда задач:
1. Изучение сущности, особенностей и областей применения метода концептуального анализа для изучения языковой личности.
2. Выработка методологии проведения концептуального анализа текстов автобиографических произведений и речей Б. Обамы.
3. Изучение языковой личности Б. Обамы в трудах политологов, социологов и лингвистов.
4. Анализ жанровых особенностей текстов, из которых извлекаются ключевые концепты, характерные для языковой личности Б. Обамы.
5. Проведение концептуального анализа текстов автобиографических произведений Б. Обамы и его речей.
6. Описание концептосферы Б. Обамы в разные периоды его жизни на основе проанализированных текстов.
7. Получение и интерпретация данных об изменениях в языковой и концептуальной картине мира Б. Обамы.
8. Разработка положений о многоаспектности языковой личности Б. Обамы.
Теоретической базой положений данного исследования стали выводы, сформулированные в научных трудах ученых в следующих областях:
- методы исследования лексических единиц, так как мы проводим лексические исследования;
- когнитивная лингвистика (Болдырев Н.Н., Демьянков В.З., Карасик В.И., Кубрякова Е.С., Позднякова Е.М., Попова З.Д., Пименова М.В., Стернин И.А., Ю. С. Степанов);
- концептуальный анализ (Демьянков В.З., Карасик В.И., Пименова Н.В.,);
- исследования языковой личности (Богин Г.И., Иванцова Е.В., Лютикова В.Д., Караулов Ю.Н., Карасик В.И., Голев Н.Д., Мельник Н.В., Седов К.Ф.);
- исследования произведений мемуарно-автобиографического жанра (Ф. Лежен, Е.Г. Местергази, Л.Я. Гаранин, Н.А. Николина, Е.Г. Новикова, Л.М. Нюбина, Т.В. Романова, А.Г. Тартаковский, О.В. Петрышева, Чекалов П.К.);
- исследования публичной политической речи (Арнольд И.В. 2002, Кохтев Н.Н., Чикилева Л.С., Москвин В.П., Шмелев Д.Н., Шейгал Е.И.).
- В качестве материала исследования использовались книги Б. Обамы и тексты его речей.
Достоверность результатов исследования обеспечивается комплексной методикой работы, сочетающей использование общих методов научного познания (наблюдение, синтез, анализ, сравнение) и методов, используемых в когнитивной лингвистике, а именно применение метода концептуального анализа. В рамках метода концептуального анализа для выявления ключевых концептов применялся метод текстового анализа изучаемых произведений Б. Обамы. Для более глубокого анализа семантики вербальных элементов текстов использован метод анализа словарных дефиниций. Большое значение для исследования имеет контекстуальный метод, который позволил учитывать возможные варианты интерпретации смысла лексем в тексте.
В ходе исследования были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
1. Для анализа ключевых концептов в книгах и речах Б. Обамы была
8 разработана методика концептуального анализа, учитывающая их вербальные репрезентации в виде лексем, словосочетаний, предложений.
Методика предполагает распределение ключевых концептов от центральных к периферийным с опорой на количество вербальных репрезентаций и их значимость для ценностных ориентаций Б. Обамы.
2. Изучение широкого социокультурного контекста, представленного в работах американских исследователей деятельности Б. Обамы, показало, что концептосфера данной языковой личности, в особенности в период его сенаторства и президентства, во многом сформирована социальными и этическиими нормами американского общества.
3. Языковая личность осуществляет речевую деятельность (письменную и устную), опираясь на присущую ей концептосферу и активируя ключевые концепты в соответствии с ее мотивационными ориентирами и ценностями.
4. Анализ произведений различных жанров (автобиография, политическое
эссе с элементами автобиографии, речи в допрезидентский и президентский период) позволили выявить динамику ключевых концептов данной
языковой личности, что объясняется как изменением социально¬
политического контекста деятельности Б. Обамы, так и жанровыми характеристиками созданных им текстов.
5. Концептуальный анализ текстов книг и речей Б. Обамы показал, что в автобиографическом произведении “Dreams from my Father” представлены ключевые концепты BLACKNESS, ALIENATION, COMMUNITY, IDENTITY, характеризующие развитие личностных ценностей будущего президента США, его внутренний конфликт относительно расовых проблем.
В политическом эссе с элементами автобиографии «The Audacity of Hope» представлены ключевые концепты, демонстрирующие изменение структуры языковой личности в направлении политической концептуализации: UNITY, VALUES, EDUCATION, WORK, SECURITY.
В речах представлены ключевые концепты, демонстрирующие активацию и вербализацию ключевых концептов, демонстрирующие мотивы и ценности Б. Обамы как государственного деятеля: AMERICA, THREAT, CHANGE, UNITY, SECURITY, WORK, EDUCATION.
6. Анализ ключевых концептов в произведениях различных жанров, созданных Б. Обамой, показал, что концептосфера языковой личности характеризуется динамичностью, наличием центральных и периферийных концептов. Центральные (ключевые) концепты включают наибольшее число концептуальных признаков, указывая на значимость подобных концептов для концептосферы языковой личности политика.
7. Многоаспектность языковой личности политика рассматривается в структурном плане (семантический, когнитивный и мотивационный уровни) и в плане динамики, демонстрирующей, что новые аспекты языковой личности когнитивного и мотивационного характера формируются в ходе ее временнОго, интеллектуального и социально- обусловленного развития.
Научная новизна исследования заключается в том, что: в ней разрабатывается новый комплексный метод анализа коцептосферы языковой личности; рассматривается соотношение центральных и периферийных концептов концептосферы языковой личности Б. Обамы; прослеживается динамика изменений в структуре концептосферы; изучается языковая личность первого президента США афро-американского происхождения.
Теоретическая значимость работы определяется тем фактом, что в диссертации получает свое дальнейшее развитие теория языковой личности; проблема соотношения жанра произведения и концептосферы автора этого произведения; выдвинуты положения о влиянии ценностных, мотивационных и деятельностных характеристик языковой личности на изменение отдельных участков концептосферы и прослежена динамика подобных изменений, разрабатываются положения о многоаспектности языковой личности.
Практическая значимость работы определяется использования политологами выводов, сделанных автором исследования.
Практическая значимость работы состоит также в ее использовании при обучении английскому языку студентов специальности «Международные отношения» и «Международная журналистика».
...
В нашей работе с использованием методики лингвокогнитивного анализа было проведено исследование части концептосферы языковой личности Барака Обамы на материале двух его произведений автобиографического жанра и 67 публичных речей, произнесенных как во время предвыборных кампаний, так и во время двух президентских сроков. В каждом из автобиографических произведений, а также в публичных речах были выделены концепты, которые чаще всего актуализировал политик в своих текстах, и которые мы в связи с этим можем считать ключевыми концептами в картине мира языковой личности в определенный период. Концептуальная картина мира идиолектной языковой личности - явление динамическое. Изменения, происходящие в сознании индивида, находят отражение в речи, и, исследуя тексты языковой личности, мы можем делать выводы о динамике ее сознания.
В даннной работе нам удалось доказать, что языковая личность осуществляет речевую деятельность в соответствии с ее мотивационными ориентирами и ценностями, опираясь на присущую ей концептуальную картину мира. Для анализа ключевых концептов в текстах Б. Обамы была разработана методика концептуального анализа, учитывающая их вербальные репрезентации во всем многообразии.
Изучив работы американских исследователей, посвященных деятельности Обамы, и приняв во внимание широкий социокультурный контекст, мы сделали выводы о влиянии социальных и этических норм американского общества на формирование концептосферы данной языковой личности, в особенности в период его сенаторства и президентства.
Анализ текстов разных жанров, произведенных языковой личностью в разные периоды жизни и политической деятельности, позволил выявить динамику концептосферы данной языковой личности, проявляющуюся в изменении ключевых концептов. Данная динамика объясняется как изменением социально¬политического контекста деятельности Б. Обамы, так и внутренним развитием его
личности, а также жанровыми особенностями его текстов.
Лингво-когнитивный подход, от которого мы отталкивались в данном исследовании, позволил нам выявить характерные для языковой личности Барака Обамы иерархии смыслов и ценностей в его картине мира в разные периоды его жизни.
В первой книге Барака Обамы, которую мы отнесли к жанру художественной автобиографии, методом концептуального, семантического и дискурсивного анализа мы выявили и описали следующие ключевые концепты: BLACKNESS, ALIENATION, COMMUNITY и IDENTITY. Данный набор концептов позволяет нам сделать выводы об основных мотивах, определяющих дискурс языковой личности. С одной стороны, это действительно была попытка подвести черту после длительного процесса самоидентификации автора, с другой стороны, в ней хоть и не столь очевидно, но присутствует имиджинговая составляющая, формирующая у читательской аудитории образ Обамы как «своего», как выходца из обычной американской семьи. Сюжетообразующие концепты автобиографии отражают основные проблемы, волнующие автора в период его личностного становления, а также частично отражают систему его ценностных ориентиров.
Вторая книга, на наш взгляд, представляет собой политическое эссе с элементами автобиографии, так как по сути она является политической программой, которая легла в основу дальнейшего политического дискурса Барака Обамы. Автобиографические вкрапления в ней являются скорее вспомогательным средством, чтобы разнообразить и оживить основное содержание политического эссе, чем служат сюжетом повествования. В качестве ключевых концептов мы выделили: UNITY, VALUES, SECURITY, WORK, EDUCATION. Такой набор концептов отражает как изменения в концептуальной картине мира самого автора, произошедшие за 10 лет с момента написания первой книги, так и изменение его социального статуса и связанных с этим мотивов и целей дискурса. Здесь дискурс политика очевиднее становится ориентирован на «другого», на систему ценностей всего американского лингвокультурного сообщества, что выражается тех смыслах, которые актуализирует политик чаще всего.
Как известно, манипулятивный потенциал публичной политической речи, как жанра, всегда нацеленного на «другого», очень высок. Мы выделили в речах следующие ключевые концепты: AMERICA, THREAT, CHANGE, UNITY, SECURITY, WORK, EDUCATION. Такой выбор ключевых концептов в речи политика отражает как иерархию ценностей самого политика и мотивы, движущие его речевым поведением (борьба за власть, создание положительной самопрезентации, оказание речевого воздействия), так и приоритеты всего американского общества, как целевой аудитории публичного дискурса политика.
Лингвокогнитивный подход к исследованию языковой личности позволяет с достаточной точностью отразить взгляды и жизненный опыт индивида.
Любая личность с момента рождения находится погруженной в определенное лингвокультурное пространство, под воздействием которого формируется ее система ценностей, взглядов и представлений, ее картина мира, следовательно, выделенные концепты, являясь частью концептосферы самого автора, являются отражением не только его индивидуальной картины мира, но и национальной.
Концепты, опираясь на которые Барак Обама строил свой дискурс, являются близкими и понятными большинству представителей американского лингвокультурного сообщества, что способствовало росту популярности и построению успешной самопрезентации.
Значимым практическим результатом нашего исследования можно считать выявление с опорой на языковые средства центральных концептов, характерных для языковой личности Барака Обамы и воссоздание части его концептосферы в тот или иной период его жизни.
Мы также определили два возможных направления исследования многоаспектности языковой личности. Первое направление отталкивается от понимания аспекта как стороны предмета, изучаемого определенной наукой, и предполагает рассмотрение такого аспекта языковой личности как ее структура и связанные с ней уровни языковой личности: вербально-семантический, лингво¬когнитивный и мотивационный. Второе направление предполагает рассмотрение дискурса политика в аспекте его языковой личности, то есть включает анализ дискурса с определенной для данного периода его жизни точки зрения, с учётом того, что языковая личность изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов. В данном случае многоаспектность языковой личности Б. Обамы проявляется в изменениях в его концептуальной картине мира, происходящих под воздействием таких характеристик личности человека, как возраст, социальный статус, политическая карьера и т.п. Терминологически «многоаспектность языковой личности» трактуется здесь как изменение характеристик языковой личности во времени.
Разработка методов изучения как конкретной, так и коллективной или национальной языковой личности становится актуальной задачей современных лингвистических и социально-гуманитарных исследований, и данная работа является шагом на этом пути.
Исследование дискурса Барака Обамы, лексических единиц, объективирующих те или иные концепты, позволило сделать выводы о ключевых концептах его ЯЛ, о динамике концептуального развития Б. Обамы как личности и как политика.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что лингво-когнитивное изучение языковой личности политика путем исследования ключевых концептов в речевых произведениях позволяет получить данные о концептосфере как составляющей его индивидуальной картины мира, а также об изменениях и развитии концептосферы под влиянием мотивационных ориентиров и ценностей; в свою очередь развитие концептосферы формирует многоаспектность языковой личности как в плане ее структуры, так и в плане динамики.
Существует несколько возможных путей развития данной исследовательской проблемы:
1. Прежде всего, это реконструкция более объемного фрагмента концептосферы 44 американского президента за счет расширения
230 исследовательского материала (еще множество речей Барака Обамы остались неисследованными), что позволило бы построить более полную
картину мира данной языковой личности.
2. Развитие данного исследования в область изучения национальной концептосферы американцев.
3. Возможно дальнейшее развитие и уточнение методики концептуального анализа.
4. Возможно использование предложенной методики анализа для исследования других языковых личностей с целью изучения их мотивационных ориентиров, воздействующего потенциала их дискурса и т.д.
Языковая личность любого человека - явление сложное и может изучаться с применением различных методик, отвечающих целям исследования. Выявление ключевых концептов концептосферы является существенным шагом на пути исследования языковых личностей, дающим возможности развивать новые способы изучения данного явления.
1. Алимурадов, О. А. От концептосферы к лексике и обратно: проблемы
метонимического моделирования ментального пространства языковой личности / О. А. Алимурадов // Когнитивные исследования языка, типы категорий в языке: сборник научных трудов. - М.: Институт языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. - С. 233-241.
2. Арнольд, И.И. Стилистика. Современный английский язык/ И.И. Арнольд. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 383 с.
3. Архипов, И.К. Язык и языковая личность: учебное пособие/ И.И. Архипов. - СПб: Книжный дом, 2008. - 244 с.
4. Аскольдов, С.А. Концепт и слово/ С.А. Аскольдов//Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология/ Под общ. ред. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С. 267 - 279.
5. Асланова М. Г. Средства создания позитивного имиджа в речи политика (на материале текста второго инаугурационного обращения Барака Обамы) / М. Г. Асланова // Политическая лингвистика. — 2015. — № 1 (51). — С. 74—82.
6. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: дисс. ... докт. филол. наук: 10.02.19. / Бабушкин Анатолий Павлович. - Воронеж, 1997. - 330 с.
7. Бахтин, М. М. Автор и герой / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 332 с.
8. Беляева, Ю.Н. О социальных функциях государства/ Ю.Н. Беляева//Государство и право в современном мире: проблемы теории и истории. Журнал российского права. - М., 2016. - № 1 (229). - С. 99 - 106.
9. Белянин, В. П. Психологические аспекты художественного текста/ В.П. Белянин. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 123 с.
10. Белянин, В.П. Психолингвистика/ В.П. Белянин. - М.: Флинта, 2003. - 232 с.
11. Беспамятнова, Т.Н. Языковая личность телевизионного ведущего: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19/ Беспамятнова Галина Николаевна. - Воронеж, 1994. - 19 с.
12. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию/ И.А. Бодуэн де Куртенэ. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - Т. 2. - 391 с.
13. Богин, Г.И. Современная лингводидактика/ Г.И. Богин. - Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1980. - 61 с.
14. Богин, Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19/ Богин Георгий Исаевич. - Л., 1984. - 254 с.
15. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.02.19/ Богин Георгий Исаевич. - Л., 1984. - 31 с.
...268