ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Стратегическое планирование государственной политики обеспечения национальной безопасности 42
1.1. Стратегическое планирование как важнейший компонент государственной политики
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации 42
1.2 Анализ зарубежного и отечественного опыта стратегического планирования 63
1.3. Роль и место стратегического планирования в государственной политической практике ... 91
Выводы по главе 104
ГЛАВА 2. Теоретические и методологические основы стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности 108
2.1. Методологические основы государственной политики в области обеспечения национальной
безопасности 108
2.2. Стратегическое планирование и стратегическое управление в области обеспечения
национальной безопасности: состояние и перспективы развития 138
2.3 Вопросы совершенствования целеполагания в стратегическом планировании 154
Выводы по главе 167
ГЛАВА 3. Оценка состояния национальной безопасности Российской Федерации как инструмент государственной политики 170
3.1 Стратегический анализ и стратегический прогноз в интересах оценки состояния национальной безопасности и стратегического целеуказания 170
3.2. Система государственного мониторинга и оценки состояния национальной безопасности 205
3.3 Инструментарий оценки состояния национальной безопасности 231
Выводы по главе 240
ГЛАВА 4. Совершенствование нормативно-правовых и организационных основ стратегического планирования в Российской Федерации 243
4.1. Система документов стратегического планирования 243
4.2. Информационная поддержка стратегического планирования 290
4.3. Общая координация государственной политики в области стратегического планирования 304
Выводы по главе 311
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 317
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 324
ПРИЛОЖЕНИЯ 382
Приложение № 1 Основные направления развития концептуальных взглядов зарубежных
государств на обеспечение национальной безопасности (на примере США и Китая) 382
Приложение № 2 Основные направления совершенствования концептуальных взглядов
Великобритании, Германии, Франции, Израиля, Польши на обеспечение национальной безопасности 384
Приложение № 3 Состав и основные функции Министерства внутренней безопасности США 390
Приложение № 4 Сравнительный анализ основных изменений политики США в сфере национальной безопасности, затрагивающих национальные интересы Российской Федерации
392
Приложение № 5 Состав разведывательного сообщества США 421
Приложение № 6 Система материалов и документов стратегического планирования,
представляемая разведсообществом США 422
Приложение № 7 Вопросы Совета безопасности Российской Федерации 425
Приложение № 8 Тематика заседаний Совета безопасности Российской Федерации за период с 1994 по 2015 год 431
Приложение № 9 Матрица документов стратегического планирования в Российской Федерации 442
Приложение № 10 Система ситуационных центров органов государственной власти Российской Федерации 461
Приложение № 11 Иерархически-функциональная модель системы документов стратегического планирования 462
Динамика социально-экономического развития и практика обеспечения национальной безопасности Российской Федерации последних лет показывают, что существующий инструментарий государственного управления, основанный на принципах оперативного реагирования на возникающие угрозы и вызовы, нуждается в серьезной корректировке. Масштабные задачи, определенные Президентом Российской Федерации в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года” , требуют новых системных подходов к вопросам государственного управления, использования современных методов стратегического планирования для достижения качественного прорыва в развитии экономики, инфраструктуры, науки и технологий, в социальной сфере.
Это ставит на повестку дня научно-практическую и научно-теоретическую разработку новых механизмов государственной политики, увязывающих воедино вопросы развития экономики, социальной сферы, гражданского общества, регионов, возможности финансовой системы страны, ее демографического, производственного, интеллектуального и ресурсного потенциалов с задачами укрепления национальной безопасности. Решение этой сложной задачи возможно лишь на путях развития и совершенствования единой системы государственного стратегического планирования, способной на основе общих принципов и подходов решать задачи обеспечения устойчивого социально-экономического развития в условиях действия вызовов и угроз.
Актуальность темы диссертационного исследования и обоснования методологических основ стратегического планирования в Российской Федерации как политологической проблемы в условиях новых вызовов и угроз обусловлена важностью стратегического планирования как ключевого компонента государственного стратегического управления и обеспечения национальной безопасности.
Современная международная и военно-политическая обстановка существенно расширяет диапазон угроз и стратегических рисков для Российской Федерации, вызванных политикой Запада по «сдерживанию России». На фоне массированного информационного воздействия на российское гражданское общество Западом реализуется курс, угрожающий самому существованию России как целостного государства, способного самостоятельно определять свои место и роль в мире. Ставится задача подрыва суверенных возможностей Российской Федерации в сфере обеспечения энергетической безопасности и иных конкурентоспособных отраслях и решения, за счет этого, задачи устранения с мировой арены России как важного фактора в формировании многополярного мира. С помощью политически и экономически зависимых от Запада режимов, в частности на Украине, нагнетается напряженность на границах России и инициируются новые витки антироссийских санкций. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, Западом ведется политика сдерживания России, «последовательная и весьма агрессивная». Ее цель - сорвать и затормозить развитие, создать проблемы по внешнему периметру и контуру, спровоцировать внутреннюю нестабильность, подорвать ценности. «В конечном итоге - ослабить Россию, поставить ее под внешний контроль» .
Как отмечает академик А.А. Дынкин, повышается риск негативного влияния на Российскую Федерацию новых вызовов и угроз, которые в ближайшие 20 лет будут сосредоточены в сфере энергетики и высоких технологий, в информационной сфере, в области экологии, развития новых средств и методов ведения противоборства . Отмечается нарастание дефицита питьевой воды и продовольственных ресурсов. Лейтмотивом государственной политики целого ряда развитых стран становится борьба за энергетические и природные ресурсы в ключевых регионах мира, что является ключевым политическим и военно- стратегическим риском сохранения стратегической стабильности в мире.
Все это требует выработки действенных мер по парированию угроз и вызовов Российской Федерации в экономической, военной, информационной и других сферах, диктует необходимость выстраивания стратегической линии, направленной на повышение устойчивости экономики, социальной сферы, научно-технического и научно-технологического потенциала страны, ее информационных ресурсов к негативным внешним воздействиям, обеспечения конкурентоспособности России в мировой экономике и политике.
При этом реализация государственной политики обеспечения национальной безопасности, основанной на достижении стратегических национальных приоритетов, должна сопровождаться повышением эффективности государственного управления. Как определяет Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, это диктует необходимость совершенствования процедур и инструментов стратегического планирования, оптимизации системы обеспечения национальной безопасности России и обеспечения устойчивости экономики, социальной сферы, научно-технического и научно-технологического потенциала страны, ее информационных ресурсов, повышения конкурентоспособности .
Решение такого рода задач требует развития научно-методологических и теоретических основ стратегического планирования как важнейшей составной части общей теории национальной безопасности и стратегического управления, разработки новых мер по обеспечению стабильности гражданского общества, противодействия технологиям создания кризисных ситуаций в финансово-экономической и общественно-политической сферах, а также повышения возможностей системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы.
Кроме того, свое влияние на устойчивость системы обеспечения национальной безопасности оказывает и существенное усиление фактора неопределенности, так как стираются традиционные границы между внешними и внутренними опасностями, угрозами и вызовами — практически все они взаимосвязаны. Анализ внешнеполитической ситуации показывает, что процесс формирования новой полицентрической системы мироустройства сопровождается ростом нестабильности и углублением противоречий, связанных с пересмотром традиционных сфер влияния, борьбой за ресурсы, рынки сбыта и контроль над стратегическими коммуникациями, появлением новых трансграничных очагов напряженности.
Противоборство между государствами в возрастающей степени переносится в область ценностных и моральных установок, моделей развития. По словам С.В. Лаврова, налицо «мессианская одержимость насаждением ценностей» (был экспорт демократии, сейчас мы наблюдаем попытку экспорта ценностей), которые можно характеризовать как постхристианские .
При этом основным внешним источником угроз национальной безопасности Российской Федерации является политика мирового лидерства США, направленная на глобализацию мира по-американски. Это порождает целый ряд новых угроз национальной безопасности России. К ним можно отнести многочисленные очаги военной напряженности, часть из которых имеет тенденцию разрастания до уровня региональных международных военных конфликтов, использование экономических санкций и запретов в политических целях, а также попытки США и ряда их европейских союзников осуществить геополитический передел мира. В целом современная политика США, ставящая своей целью антиконституционное изменение власти в России, создает реальную угрозу жизненно важным национальным интересам.
Одновременно следует учитывать, что в современных условиях изменилась инструментальная сторона войны. Новыми инструментально-операционными средствами войны являются современные информационные и экономические технологии, сетевое воздействие на структуры и институты гражданского общества. Они носят тотальный характер, позволяют достигать спланированных и ожидаемых результатов войны, что должно менять устоявшиеся и привычные подходы к формированию стратегии национальной обороны государства.
В целом в условиях тотального и, по всем признакам, исторически
длительного противоборства России и Запада приоритеты обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации существенно меняются. Так называемая гибридная война превращает опасности и угрозы из периодически возникающих и/или обостряющихся явлений и процессов в фактор повседневной жизни. На первый план среди задач обеспечения национальной безопасности выходит не только отражение первостепенных по значимости опасностей и угроз, но и управление сопряженными с ними рисками в стратегических целях и долговременной перспективе. Все это требует формирования новых механизмов решения осуществления государственной политики на принципах и методах стратегического планирования, развития аппарата оценки состояния национальной безопасности, а также оптимизации деятельности органов государственной власти и государственного управления при решении задач обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития.
Принятие Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» заложило основы этого процесса. Развитие его положений за счет принятия ряда нормативных подзаконных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации позволили в определенной степени гармонизировать процессы государственного управления. Вместе с тем практика показывает, что комплексный подход к научно- методологическому исследованию вопросов применения стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации разработан недостаточно и роль механизмов стратегического планирования в практике государственного управления пока еще не велика. В частности, сложной проблемой реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» остается координация процесса формирования и реализации документов стратегического планирования федерального и регионального уровней. Недостаточное развитие получил инструментарий стратегического целеполагания.
Проведенное под руководством Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушева 5 февраля 2019 года совещание по стратегическому планированию констатировало, что комплексный подход к реализации положений Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» применяется крайне редко, а такие инструменты стратегического планирования, как стратегический анализ и стратегический прогноз практически не используются федеральными органами исполнительной власти9 . Это приводит к несогласованности и изолированности документов стратегического планирования различных сфер применения, сдерживает формирование единой системы документов стратегического планирования, не дает четкого стратегического целеполагания и стратегических ориентиров для развития бизнеса и регионов. Именно такая разбалансированность и отсутствие должной координации является на сегодня одним из наиболее важных недостатков, подрывающих главный принцип современного стратегического планирования — принцип неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости задач обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития страны. Особенно важно это при планировании развития «силовой» компоненты государства, так как при формировании оптимальных алгоритмов стратегического планирования критически необходимо соотносить политические решения с военными и экономическими возможностями страны. И здесь уместно вспомнить высказывание выдающегося военного стратега и мыслителя А.А. Свечина, который отмечал, что «Стратегия является одним из важнейших орудий политики; политика и в мирное время должна основывать свои расчеты на военных возможностях дружественных и враждебных государств» .
...
Работа представляет собой целостное научное исследование одной из важных и недостаточно разработанных проблем политологии, а именно — развития инструментария стратегического планирования в условиях новых вызовов и угроз национальной безопасности.
Цель исследования — совершенствование методологии, теории и практики стратегического планирования в интересах повышения эффективности государственной политики и государственного управления на основе единых и взаимоувязанных подходов к решению задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.
В диссертации рассмотрен широкий комплекс теоретических, методологических, нормативно-правовых и научно-практических проблем стратегического планирования и общей теории национальной безопасности. Использование массивного пласта источников, изучение зарубежного и отечественного опыта стратегического планирования, стратегического управления и политики в области обеспечения национальной безопасности позволили с позиций системного и взаимоувязанного подхода к задачам обеспечения устойчивого социально — экономического развития, национальной безопасности и формирования мер бюджетной политики провести комплексный анализ наиболее проблемных научно-теоретических и научно-практических вопросов стратегического планирования. На результатах такого анализа удалось выработать конкретные предложения, направленные на повышение эффективности системы стратегического планирования, формирование и реализацию государственной политики, призванной обеспечить динамичное социально-экономическое развитие, укрепление национальной безопасности, повышение устойчивости государственной и общественной системы Российской Федерации к угрозам и вызовам современности.
В рамках исследования рассмотрен ряд проблем, имеющих важное научно-теоретическое и научно-практическое значение для обеспечения национальной безопасности. Определяющим стал вывод об объективно возрастающей роли стратегического планирования в формировании и реализации государственной политики обеспечения национальной безопасности и защиты национальных интересов Российской Федерации, основанной на принципах единства, взаимосвязи и взаимозависимости задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности. Опираясь на анализ основного содержания и суть ключевой функции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которая заключается в обеспечении, на основе консолидации органов государственной власти всех уровней и гражданского общества, защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов развития и укрепления национальной безопасности, автор показал необходимость нового понимания дефиниции «национальная безопасность».
Предлагаемый подход исходит из того, что принятая сегодня официальная трактовка понятия «национальная безопасность» как «состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства» уже не отвечает потребностям общества и современной государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Если в качестве объекта национальной безопасности рассматривать всю общественно-политическую, экономическую и социально-территориальную систему, а в качестве субъекта — государство, обеспечивающее устойчивое развитие данной системы в условиях вызовов и угроз, то понятие «национальная безопасность» следует определить как состояние политических и общественных отношений, ресурсных и институциональных возможностей общества и государства по реализации стратегических национальных приоритетов, гарантирующее возможность создания условий, необходимых и достаточных для удовлетворения национальных интересов. Отсюда - систему национальной безопасности следует рассматривать как совокупность органов государственной власти, правовых норм и институтов гражданского общества, реализующих государственную политику защиты национальных интересов, а систему обеспечения национальной безопасности — как механизм, позволяющий преобразовать принятую государством стратегию в области национальной безопасности в скоординированную деятельность конкретных ведомств, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства.
Новое прочтение объектно-субъектной сущности национальной безопасности имеет важное значение для развития теории национальной безопасности, так как рассматривает эту сущность много шире, чем принятое «состояние защищенности личности — общества — государства». В научно¬практическом плане такой подход позволяет рассматривать функции государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности с охранительной, исполнительной и мобилизующей позиции, что является важной научно-практической новацией и в условиях роста санкционного воздействия и международной напряженности способствует выработке действенных мер по повышению конкурентоспособности экономики, достижению стратегических национальных приоритетов, решению задач обеспечения международной и военной безопасности России.
Существенное значение имеет сформулированное в работе понятие «стратегическое планирование обеспечения национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации» как процесс определения и согласования во времени и пространстве необходимых для достижения стратегических целей методов, средств и ресурсов, реализованный принятием соответствующих управленческих документов. Такой подход непосредственно увязывает стратегическое планирование и стратегическое управление и может стать основой для развития отечественной теории государственного управления и разработки унифицированных методик государственного управления процессами социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности. Одновременно в исследовании доказано, что государственное управление выступает как важнейший регулирующий фактор, обеспечивающий формирование необходимых институциональных и нормативно-правовых механизмов, а также рациональное распределение материальных, организационных. финансовых, людских, информационных и иных ресурсов для реализации стратегических национальных приоритетов.
Важнейшими из таких институциональных механизмов должны стать стратегический анализ как инструмент реализации государственной политики развития и обеспечения национальной безопасности, методология стратегического прогнозирования, включая обоснование разработки сводной части стратегического прогноза как основного инструмента стратегического целеполагания и методология формирования единой системы документов стратегического планирования в Российской Федерации, поддерживаемые разработанной моделью оценки состояния национальной безопасности.
Большое внимание уделено проблематике формирования единой и взаимоувязанной по целям, задачам и ресурсам системы документов стратегического планирования, основанной на принципе единства, взаимосвязи и взаимозависимости стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации. Разработаны и опробованы на приведенной в Приложении 11 матрице методики построения иерархичной единой архитектуры документов стратегического планирования, которая может служить эффективным инструментом оценки состояния всей системы стратегического планирования на федеральном уровне, основой для принятия управленческих решений.
Предлагаемая методика, базирующаяся на приоритете стратегического целеполагания, позволяет определить «узкие места» в сложившейся системе документов стратегического планирования и сформулировать задачи по подготовке и корректировке конкретных документов. На основании этих
разработок автором сделан ряд предложений, направленных на корректировку отдельных документов стратегического целеполагания, а также на оптимизацию всего «пакета» госпрограмм Российской Федерации. Кроме того, разработан обобщенный алгоритм процесса стратегического планирования и взаимодействия его участников, объединяющий в рамках единой логики процессы стратегического целеполагания, стратегического анализа, стратегического прогнозирования и планирования, стратегического управления, поддерживаемые системой надведомственного государственного мониторинга и оценки состояния национальной безопасности и уровня социально - экономического развития Российской Федерации. Введение предлагаемого алгоритма в управленческую практику вкупе с разработанной методологией формирования адекватной условиям, задачам, угрозам и вызовам современной архитектуры документов стратегического планирования, способно упорядочить и регламентировать деятельность его участников в интересах реализации стратегических национальных приоритетов и целей развития.
Также сформулированы конкретные предложения по совершенствованию общей координации государственной политики Российской Федерации в области стратегического планирования в интересах повышения эффективности государственного управления, причем, что весьма существенно, на уже имеющейся организационной структуре, без создания новых органов управления.
Как представляется, результаты исследования могут быть использованы в целях развития общей теории национальной безопасности и имеют практическую значимость для совершенствования процедур и регламентов государственного стратегического планирования и стратегического управления в интересах устойчивого социально-экономического развития, защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Эта задача поставлена Президентом Российской Федерации по итогам проведенного в феврале 2019 года Совещания Совета Безопасности Российской Федерации по стратегическому планированию (Пр- 247 от 20 февраля 2019 года) .
Таким образом, научные задачи, определенные в диссертации, решены, а цель исследования, которая заключается в разработке и научном обосновании методологии совершенствования стратегического планирования в Российской Федерации в условиях нарастания угроз и вызовов национальной безопасности, - достигнута.
Вместе с тем исследование позволило расширить горизонты научно - методологического обеспечения стратегического планирования и выявить ряд новых перспективных задач. К ним следовало бы отнести, прежде всего, вопросы уточнения общей теории национальной безопасности, разработки научно обоснованной методологии определения и уточнения национальных интересов и стратегических национальных приоритетов, их ранжирования относительно друг друга и взаимовлияния, методики формирования агрегированных оценок состояния национальной безопасности по каждому стратегическому национальному приоритету, а также алгоритма обобщенной оценки состояния национальной безопасности, которая, что особенно важно, могла бы применяться также в интересах анализа ситуации в отдельных регионах Российской Федерации.
...
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
2. Федеральный закон от 13.12.1994 г. № 60-ФЗ «О поставках
продукции для федеральных государственных нужд» (с изменениями и дополнениями от 19 июня 1995 г., 17 марта 1997 г., 6 мая 1999 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г., 24 июля 2007 г., 19 июля 2011 г., 20 апреля 2014 г., 13 июля 2015 г.) // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально — экономического развития Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018. —№ 22. — Ст. 3039.
4. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 51. — Ст. 5712.
6. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.
7. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс.
8. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». — URL: https://base.garant.ru/12145408/
9. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 1. — Ст. 2.
10. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
11. Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности
объектов топливно-энергетического комплекса» // Собрание
законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 30 (ч. 1). — Ст. 4604.
12. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской
Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание
законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 26 (часть I). — Ст. 3378.
13. Федеральный закон от 05.12.2017 N 362-ФЗ (ред. от 29.11.2018) "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Нормативные правовые акты и другие официальные документы Президента Российской Федерации
14. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, 13 июня 2013 года. — URL: http: //www.kreml in.ru/acts/news/18332
15. Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № Пр-2976). — URL: http://spsc- ras.ru/dokumenty/99-dokumenty-v-sfere-voennoj-bezopasnosti-2
...518