Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИТУАЦИОННО ОБУСЛОВЛЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ОБРАЗА РОССИИ В СМИ ГЕРМАНИИ

Работа №179458

Тип работы

Диссертация

Предмет

филология

Объем работы144
Год сдачи2019
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Метафора как средство создания образа страны в СМИ 11
1.1. Понятие концептуальной метафоры 11
1.2 Особенности функционирования метафоры в публицистическом тексте 17
1.3. Роль концептуальной метафоры в создании образа «чужого» 24
1.4. Метафора как средство актуализации стереотипов 28
1.5. Традиционные стереотипные представления немцев о России и русских.
33 Выводы по первой главе 45
Глава 2. Метафорическое моделирование образа России в СМИ Германии.. 47
2.1. Понятие и признаки метафорической модели 47
2.2. Метафорические модели в субсфере «ЧЕЛОВЕК» 51
2.3. Метафорические модели в субсфере «СОЦИУМ» 57
2.4. Метафорические модели в субсфере «ПРИРОДА» 68
2.5. Метафорические модели в субсфере «АРТЕФАКТЫ» 75
Выводы по второй главе 78
Глава 3. Стереотипообразующий потенциал метафоры в моделировании
образа России в немецких СМИ до наступления украинского кризиса и во время его развития 80
3.1. Тематическая область «Географическое пространство, природа,
климат» 80
3.2. Тематическая область «Внешнеполитические отношения» 87
3.3. Т ематическая область «Внутриполитические отношения» 96
3.4. Тематическая область «Социально-экономическая картина мира» 99
3.5. Тематическая область «Культура» 106
3.6. Количественный анализ изменения метафорического образа России . 108
Выводы по третьей главе 121
Заключение 123
Список литературы 127
Приложение 147


Настоящая диссертация посвящена исследованию изменения метафорического образа России в немецких СМИ в зависимости от меняющейся политической ситуации, в нашем случае - российско-германских межгосударственных отношений в связи с возникновением и развитием кризиса на Украине в 2013-2015 гг.
Актуальность предпринимаемого исследования обусловлена необходимостью выявления лингвистического конструирования зависимости образа России в немецких СМИ от политических реалий, влияющих на российско-германские отношения, на фоне которых акутализируются старые или формируются новые стереотипные представления о стране.
Объектом исследования являются концептуальные метафоры как одно из средств моделирования объективной реальности в языке.
Предметом исследования являются метафоры, используемые в современных периодических изданиях Германии для представления образа России.
Основная цель предпринимаемого исследования состоит в том, чтобы исследовать динамику изменения метафорического образа России как средства отражения политической реальности в сфере межгосударственных отношений на основе анализа и классификации метафорических моделей в разные периоды исторического развития.
В исследовании рассматриваются два периода - с 2011 г. до наступления украинского кризиса в ноябре 2013 г. и в период его развития с ноября 2013 г. до 2015 г. В связи с этим были проанализированы концептуальные метафоры, создающие образ России в немецких СМИ, за период с 2011 г. по осень 2013 г., когда решение правительства Украины приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом вызвало политический кризис в стране, и метафоры, которые используются авторами статей немецких СМИ в 2014 - 2015 гг.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Выявить исторически обусловленный образ России, сложившийся в представлении немцев в ходе исторического взаимодействия с русскими.
2. Выявить и систематизировать наиболее продуктивные типы концептуальных метафор, представленных в немецких СМИ до наступления кризиса в российско-германских отношениях и в период развития кризиса.
3. Проследить динамику изменения метафорического образа России до
возникновения кризиса, связанного с событиями на Украине в 2013-2014 гг., и в период его развития.
4. Распределить метафоры по тематическим областям.
5. Выявить наиболее часто актуализируемые стереотипные представления о России в СМИ Германии до наступления украинского кризиса в 2014 г. и в период его развития.
6. Выявить степень зависимости между исследуемым периодом и эмоциональной оценкой контекста, между исследуемым периодом и частотностью употребления метафор в определенных тематических областях.
Методологическую основу исследования составляют системный подход к рассмотрению теоретического и практического материала, а также методы классификации лексики и анализа количественных данных. За основу взяты метод когнитивно-дискурсивного анализа, фреймового моделирования, контекстуального анализа, лингвокультурной интерпретации.
В результате систематизации обнаруженных в текстах немецких СМИ метафорических высказываний концептуальные метафоры распределяются в соответствии с существующими в отношении России стереотипами по следующим наиболее продуктивным тематическим областям: «Географическое пространство, природа, климат», «Внешнеполитические отношения», «Внутриполитические отношения», «Социально-экономическая картина мира», «Культура».
Для проведения количественного анализа метафор, а именно для установления зависимости между исследуемым периодом и эмоциональной оценкой контекста был использованы различные методы статистической обработки на основе теста Хи- квадрат. Помимо прочего, такие тесты позволяют установить, имеется ли зависимость между такими переменными как тематическая область и исследуемый период, и если зависимость есть, то насколько она велика.
Теоретическую основу работы составляют труды как отечественных, так и зарубежных ученых в области теории метафоры (Н.Д Арутюнова., А.Н Баранов.,
Э.В. Будаев, А. Вежбицкая, В.Г. Гак, Е.С. Кубрякова, В.Н. Телия, А.П. Чудинов, М. Блэк, М. Джонсон, Дж. Лакофф, Э. Маккормак), теории метафорического моделирования (А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, А. П. Чудинов, М. Джонсон, Дж. Лакофф и др.), исследования стереотипов (В.М.Глушак, Н.В. Уфимцева, Е.Е. Коптякова, S. Basewitz, J. Hoffmann, J. Konrad).
Материалом диссертации послужили метафоры, обнаруженные методом сплошной выборки в текстах онлайн-версий выпусков наиболее популярных общественно-политических газет и журналов Германии «Frankfurter Allgemeine Zeitung» (F.A.Z.), «Handelsblatt», «Spiegel», «Stern», «Suddeutsche Zeitung» (SZ), «Tagesspiegel», «Tageszeitung», «Wirtschaftswoche», «Welt», «Zeit». Общий объем проанализированных работ составил 407 статей. Общее количество отобранных примеров с концептуальными метафорами составило 947 употреблений метафорических единиц.
Степень разработанности вопроса
В отечественной лингвистике за последние десятилетия сложилась традиция изучения когнитивной метафоры, опирающаяся на когнитивно-дискурсивную теорию метафоры, разработанную Дж. Лакоффом и М. Джонсоном во второй половине XX в. Представление о том, что метафора - это не просто средство украшения речи, а инструмент воздействия на реципиента изменило понимание сущности феномена и вызвало большой интерес у исследователей. В первую очередь следует выделить Екатеринбургскую школу исследований, у истоков которой стоит А.П. Чудинов. Данной проблематике также посвящены исследования Н.Д. Арутюновой, А.Н. Баранова, Э.В. Будаева, В.Г. Гак, Ю.Н. Караулова, Е.С. Кубряковой, Е.О. Опариной, Г.Н. Скляревской, В.Н. Телии, Т.В. Шмелевой, и др.
В 90-е гг. XX в. отечественные лингвисты исследовали метафорический образ России в российском политическом дискурсе, среди которых стоит назвать работы А.Н. Баранова, Э.В. Будаева, Ю.Н. Караулова, А.П. Чудинова и др. [Баранов, Караулов 1994; Будаев 2007; Чудинов 2001, 2003]. Также проводились исследования по изучению развития политической лингвистики и метафорологии в зарубежных странах [Будаев, Чудинов 2006; 2008]. Среди современных исследователей растет интерес к изучению метафорического образа России в зарубежных СМИ: Франции [Зарипов 2016], Германии [Makulkina 2013], США [Моисеева 2007] и др.
Предпринимаемые исследования, как правило, посвящены проблеме создания метафорического образа страны или глав государств, сопоставительному анализу метафорических моделей, используемых для представления разных стран в синхронном срезе. Кроме того, внимание уделяется метафорическим высказываниям, используемым в речах политиков и предвыборных выступлениях. В отечественном языкознании многие исследования рассматривают метафорические модели с точки зрения сфер-источников метафорического переноса, а также вслед за западными учеными анализируют особенности онтологических, ориентационных и структурных метафор.
Несмотря на многообразие работ, посвященных метафорам, проблема изменения образа одной страны в восприятии другой в диахроническом аспекте в зависимости от изменения исторических реалий не получила должного освещения.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что метафоры, используемые для создания образа России в текстах немецких СМИ, распределяются по тематическим областям с целью выявления их корреляции с традиционными стереотипными представлениями немцев о России и русских. В работе впервые продемонстрировано динамическое изменение концептуальной картины России и русских в сознании немцев за короткий период времени в результате ухудшения межгосударственных отношений: до наступления украинского кризиса и в период его развития.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она дополняет базу исследований, посвященных изучению концептуальной метафоры в языке немецких СМИ и, соответственно, вносит вклад в теорию политической лингвистики и в развитие положений когнитивной лингвистики относительно процессов стереотипизации.
С точки зрения практического применения результаты исследования могут быть использованы на занятиях по межкультурной коммуникации, лексикологии и стилистике немецкого языка, а также в спецкурсах по когнитоголии и при написании студенческих научных работ, при составлении учебных пособий с целью ознакомления студентов с особенностями создания образа России в немецких СМИ, а также при организации семинаров, круглых столов. Настоящее исследование может способствовать пониманию изменения образа России в немецких периодических изданиях в зависимости от политических реалий, а также более глубокому пониманию механизмов формирования стереотипов, создающих образ страны в Германии.
Ожидаемые результаты
Предполагается составить и систематизировать отобранные метафоры, используемые в отношении России в немецких периодических изданиях за 2011-2015 гг., а также распределить метафоры по тематическим областям. Исследование метафор с точки зрения актуализации ими стереотипных представлений о России позволит сопоставить современные представления немцев о России с традиционными стереотипами. Кроме того, в результате исследования будет проведен качественный и количественный анализ концептуальных метафор, что позволит проследить динамику изменения метафорического образа России в немецких СМИ на фоне кризиса российско-украинских отношений.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования формулируется следующим образом: при ухудшении отношений между Россией и Германией изменяется характер метафорического представления России в немецких СМИ в связи с актуализацией традиционных стереотипов в отношении России и русских. В плане эмоциональной коннотации используемых концептуальных метафор в период развития кризиса увеличивается негативная эмоциональная оценка метафоризируемых событий в России, а частотность использования метафорических высказываний, соответствующих определенным тематическим областям, напрямую зависит от политических реалий.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В метафорическом образе России, существующем в сознании немцев, доминируют негативно заряженные векторы агрессивности, представляющие собой манипулятивные инструменты для представления России как агрессивного, недемократичного, милитантного, непредсказуемого и экономически слабого государства.
2. При представлении России и объяснении ее действий, а также в качестве
дополнительной аргументации используются метафорические
словоупотребления, актуализирующие традиционные стереотипы,
сформировавшиеся в немецкой лингвокультурной общности в период с 16 по 19 в. При этом авторы статей избегают неполиткорректных и уничижительных стереотипов.
3. Метафорические модели характеризуются полифункциональностью, которая основывается на возможности использовании многих метафорических моделей как целиком, так и в виде их слотов для представления различных тематических областей.
4. Метафорические высказывания в контексте с негативной эмоциональной оценкой активно используются немецкими журналистами, как до наступления кризиса, так и в процессе его развития.
5. На фоне ухудшения отношений между Россией и Германией в связи с развитием украинского кризиса увеличилось использование метафорических словоупотреблений из субсфер «СОЦИУМ» и «ЧЕЛОВЕК» и уменьшилось количество высказываний из субсфер «ПРИРОДА» и «АРТЕФАКТЫ».
6. В докризисный период наиболее часто используются метафорические словоупотребления в тематической области «Внутриполитические отношения», в то время как во время развития кризиса доминируют концептуальные метафоры в тематической области «Внешнеполитические отношения».
Апробация работы. Основные результаты данного исследования были представлены на XIV и XVI съездах Российского союза германистов (лингвистическая германистика) (Коломна, 2016, Москва, 2018), научно-практической конференции «Магия ИННО: новые измерения в лингвистике и лингводидактике» (МГИМО МИД России, 2017), заседаниях кафедры немецкого языка МГИМО МИД России (2015-2019).
Теме настоящего исследования посвящено 7 научных публикаций, 5 из которых представлены в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК, по одной публикации в системах WoS и РИНЦ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В предпринятом диссертационном исследовании проводилось изучение метафорического образа России в СМИ Германии в связи с ситуационно обусловленными изменениями - до наступления украинского кризиса осенью 2013 г. и во время его острой фазы развития до 2015 года. Всего было отобрано 947 случаев употребления метафорических единиц в публицистических текстах в обоих исследуемых периодах.
В соответствии с поставленными в настоящем исследовании задачами был представлен сложившийся в представлении немцев в ходе исторического развития образ России, были выявлены и систематизированы наиболее продуктивные типы концептуальных метафор, используемых в СМИ Германии для представления России, проанализирована динамика изменения метафорического образа страны в обоих периодах.
Метафорические словоупотребления распределены по тематическим областям «Географическое пространство, природа, климат», «Внешнеполитические отношения», «Внутриполитические отношения», «Социально-экономическая картина мира», «Культура». Кроме того, были выявлены наиболее часто актуализируемые стереотипные представления о России в СМИ Германии в обоих периодах, степень зависимости между исследуемым периодом и эмоциональной оценкой контекста, между исследуемым периодом и частотностью употребления метафор в определенных тематических областях.
Проанализированный материал позволяет сделать следующие выводы:
1. Несмотря на многовековую историю межгосударственных отношений, Россия до сих пор остается для жителей Германии малознакомым феноменом, что объясняет стремление журналистов прибегать к метафорам, облегчающим восприятие незнакомых понятий. При этом преобладают негативно заряженные метафорические высказывания, представляющие Россию как агрессивное, милитантное, непредсказуемое и экономически слабое государство.
2. Метафорические высказывания, используемые для создания образа России в СМИ Германии, актуализируют сформировавшиеся в немецкой лингвокультурной общности традиционные стереотипы о стране. С помощью образно-метафорической информации стереотипы вводятся посредством прямого отождествления, например, когда Россию напрямую называют медведем. Кроме того, стереотипы актуализируются и в тех случаях, когда в текстах СМИ Россия не отождествляется напрямую с каким-либо образом, а стереотип «дешифровывается» из контекста при анализе высказывания целиком. Подобная стереотипизация образа России раскрывает огромный потенциал для манипулирования сознанием реципиента. Тем не менее, следует отметить, что авторы статей избегают неполиткорректных и уничижительных стереотипов.
3. Метафорические модели, используемые для представления России в СМИ Германии, характеризуются полифункциональностью, что объясняет их употребление в различных тематических областях. Например, метафорические модели РОССИЯ - ЭТО ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, РОССИЯ - ЭТО БОЛЬНОЙ ОРГАНИЗМ, РОССИЯ - ЭТО СПОРТСМЕН, РОССИЯ - ЭТО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АКТОР, РОССИЯ - ЭТО МЕХАНИЗМ, либо их отдельные слоты активно используются практически во всех тематических областях.
4. Метафорические высказывания в контексте с негативной эмоциональной оценкой активно используются немецкими журналистами, как до наступления кризиса, так и в процессе его развития. Проведенный количественный анализ в абсолютных значениях свидетельствует о том, что в обоих исследуемых периодах доминируют метафоры с негативной эмоциональной оценкой, в меньшей степени представлены метафоры с нейтральной и позитивной коннотацией. По результатам теста Хи-квадарт не было выявлено зависимости между исследуемым периодом и эмоциональной оценкой контекста. Таким образом, настоящее исследование выявило, что в метафорическом образе России, представленном в немецком сознании, доминируют негативные векторы независимо от изменения межгосударственных отношений обоих государств.
5. Проведенный количественный анализ показывает, что на фоне ухудшения отношений между Россией и Германией в связи с развитием украинского кризиса увеличилось использование метафорических словоупотреблений из субсфер «СОЦИУМ» и «ЧЕЛОВЕК» и уменьшилось количество высказываний из субсфер «ПРИРОДА» и «АРТЕФАКТЫ». Данная тенденция объясняется акцентированием внимания на социальной деятельности России как актора в процессе развития кризиса.
6. В докризисный период наиболее часто используются метафорические словоупотребления в тематической области «Внутриполитические отношения», что объясняется повышенным вниманием журналистов к внутренней жизни страны. В этот период на первое место выходят такие темы как верховенство закона в стране, отсутствие демократии, коррупция, слаборазвитая экономика и другие.
Результаты теста Хи-квадрат свидетельствуют о том, что между периодом развития украинского кризиса и частотностью употребления метафор, описывающий образ России в немецких СМИ, в определенных тематических областях существует определенная зависимость. Во время развития украинского кризиса доминируют высказывания в тематической области «Внешнеполитические отношения», что объясняется вниманием к действиям России на международной арене на фоне развивающегося кризиса на Украине. С помощью метафорических высказываний в этот период актуализируются традиционные стереотипы, эксплицирующие имперские амбиции России, ее агрессивную государственную политику, а также опасность, которую она представляет для соседних государств.
В перспективе представляется целесообразным изучение динамики метафорического образа России на более протяженных временных отрезках как в СМИ Германии, так и других государств. Кроме того, интерес представляет более детальное изучение изменения фреймо-слотовой структуры этнических концептуальных метафор внутри одной страны при изменении идеологической базы ее политической системы.



1. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») / Т Адорно // Социологические исследования. - 1993. - №3. - С. 75 - 85.
2. Азнаурова Э. С. Очерки по стилистике слова / Э.С. Азнаурова. - Ташкент: Изд- во «Фан» Узбекской ССР, 1973. - 405 с.
3. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. - 352 с.
4. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. (Стилистика декодирования): Учебное пособие для студентов фак. и ин-тов иностр. яз / И.В. Арнольд. - Л.: Просвещение, 1973. - 304 с.
5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
6. Арутюнова Н.Д. Метафора / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь: под ред. В.Н. Ярцевой. - 2-е изд., дополненное. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - С. 296.
7. Балли Ш. Французская стилистика / Ш. Балли. - 2-е изд., стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2001. - 392 с.
8. Баранов А.Н. Предисловие редактора. Когнитивная теория метафоры почти 20 лет спустя / А.Н. Баранов // Лакофф Дж, Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. Изд. 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - С. 7-21.
9. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Политическая метафора как объект лингвистического исследования / А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов // Русская политическая метафора. Материалы к словарю. - М.: Институт русского языка РАН, 1991. - С. 12- 16.
10. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю/ А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов. - М., 1994.
11. Будаев Э.В. Становление когнитивной теории метафоры / Э.В. Будаев // Лингвокультурология. - Вып. 1. - Екатеринбург, 2007. - С. 16 - 32.
12. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в политическом интердискурсе / Э.В. Будаев, А.П. Чудинов. - Екатеринбург, 2006. - 213с.
13. Блинков А.А., Зайцева М.В. Военная метафора в современном английском медиадискурсе / А.А. Блинков, М.В. Зайцева // Язык и межкультурная коммуникация в современных условиях. Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции, 2017. - С. 39 -44.
14. Блисковский З.Д. Муки заголовка / З.Д. Блисковский. - М.: Рус. язык, 1981. - 111 с.
15. Блэк М. Метафора / М. Блэк // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 153¬172.
...176


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ