Введение 4
Глава 1. Теоретическая основа работы 14
Глава 2. Особенности китайского сегмента сети Интернет 26
2.1. Развитие китайского сегмента сети Интернет и процесс формирования в нем новых медиа 26
2.2. «Новые медиа» КНР: WeChat, Tencent News, SINA, Baidu.com, Sohu.com (Sogou.com),
Fenghuang.com (Ifeng.com), NetEase (163.com) 29
2.3. Узконаправленные «Новые медиа»: Douban, Guancha.cn, платформа микроблогов Weibo и
другие 35
Глава 3. Анализ присутствия России на платформах Douban, Baidu.com, социальной медиа-площадке WeChat и в микроблогах Weibo 39
3.1. Анализ присутствия «России» на Baidu.com 39
3.2. Анализ присутствия «России» на социальной медиа-площадке WeChat 42
3.3. Анализ присутствия «России» в микроблогах Weibo 46
3.4. Анализ присутствия «России» на платформе Douban 47
Глава 4. Имидж России в Китае на основе анализа статей новых медиа КНР 55
4.1. Выбор статей для проведения исследования 55
4.2. Процесс развития сотрудничества двух стран в период 2000-2020 годов на основе
содержания статей 59
4.2.1. Начало сближения двух стран в XXI веке - 2000-2005 годы 59
4.2.2. Формирование прочной базы развития отношений - 2006-2010 годы 69
4.2.3. Пик развития отношений - 2011-2017 годы 79
4.2.4. Новый этап всеобъемлющего сотрудничества двух стран - 2018-2020 годы 91
4.3. Основные послания, транслируемые в новых медиа в период 2000-2020 годов 99
4.3.1. Послания - «добрые соседи», «традиционная дружба» и «рост доверия» 99
4.3.2. Послания - «беспрецедентный уровень и пик развития отношений» и «новая эра
всеобъемлющего стратегического партнерства» 104
4.3.3. Послания - «общие цели» и «перспективы сотрудничества» 105
4.3.4. Послание - «поддержка в многополярном мире» 111
4.4. Роль лидеров двух стран в формировании имиджа России в Китае 117
4.5. Интерес китайских Интернет-пользователей к России через деятелей культуры двух стран 127
Глава 5. Анализ комментариев и мемов о России 137
5.1. Анализ комментариев в новых медиа КНР 137
5.2. Анализ мемов о России 141
5.2.1. «Народ-воин» ^^КЖ 142
5.2.2. «Белый медведь»4ЬШШ 146
5.2.3. «Шерстяные люди» ^Т 148
Заключение. 150
Список литературы 162
Книги и монографии 162
Научные статьи 165
Список статей автора в ведущих рецензируемых изданиях ВАК 171
В прочих изданиях 171
Диссертации 172
Электронные ресурсы 172
ПРИЛОЖЕНИЯ 218
Приложение 1. Публичные аккаунты о России и русском языке WeChat 218
Приложение 2. Блоги о России и русском языке Weibo 283
Приложение 3. Таблицы реингов Douban 304
Приложение 4. Политические и политико-экономические события с 2000 по 2020 года между
Россией и Китаем 311
Приложение 5. Гуманитарные события с 2000 по 2020 г. между Россией и Китаем 413
Приложение 6. Рейтинги индивидуальных деятелей искусства 460
Приложение 7. Комментарии к статьям 461
Приложение 8. Мемы в новых медиа 463
«Холодная война» привлекла внимание ученых к вопросам формирования и продвижения имиджа государства. В настоящее время государства обеспокоены имиджевой политикой, так как хотят выглядеть привлекательно для иностранной аудитории. Эта проблема актуальна для большинства государств, и Россия не является исключением. Впервые имиджевые вопросы в России рассматривались в Концепции внешней политики 2000 года 1. В 2004 году Президент России Владимир Путин на Совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации поставил задачу по улучшению имиджа страны на международной арене .
В современном мире, где правительства конкурируют друг с другом, чтобы завоевать доверие населения других стран, Интернет и СМИ стали новыми и незаменимыми инструментами формирования и продвижения имиджа государства. Роль новых технологий настолько велика, что это привело к введению нового термина — «Публичная дипломатия 2.0» или “network public diplomacy” , что означает продвижение и формирование позитивного имиджа страны «от человека к человеку» через Интернет . В настоящее время СМИ и граждане требуют большей открытости от государств. С одной стороны, для любого правительства важно быть (или, по крайней мере, выглядеть) «открытым» внутри страны и за ее пределами. Другая сторона проблемы заключается в недостаточном внимании, которое уделяется аудитории. Отсутствие понимания других культур мешает четко сформулировать послание и не дает иностранной аудитории четкого понимания культуры и ценностей другого государства, не привлекает иностранцев к культуре страны и тем самым не реализует цели правительственной стратегии.
«Публичная дипломатия 2.0» как способ воздействия на иностранную аудиторию посредством сети Интернет, была обозначена Джеймсом Глассманом, занимавшим пост заместителя госсекретаря США . Это случилось в 2008 году на пике борьбы с международным терроризмом. Подразумевалось, что Интернет является эффективным инструментом, обеспечивающим решение внешнеполитических задач. При этом предполагалось использовать как официальные средства массовой информации, так и неформальные каналы, а именно блоги, соцсети, лидеров мнений и пр. При публичной дипломатии в сети Интернет именно они обеспечивают доступность информации и позволяют создать общественный резонанс . Для КНР это особенно актуально, поскольку в настоящий момент по всей стране Интернет становится все более и более доступным. Об этом говорят данные статистики, предоставленной CNNIC (Информационный центр интернет-инфраструктуры Китая) . Более того, увеличение доступности Интернета косвенно подтверждают и веб-площадки (блоги, соцсети), посещаемость которых постоянно растет. При этом важно отметить, что необходимым показателем, обеспечивающим увеличение кредита доверия, является достоверность размещенной информации. Именно от нее зависят читаемость и распространенность опубликованных материалов. В современных условиях необходимо как разместить послание, так и получить обратную связь — сообщение должно разойтись и вызвать реакцию пользователей.
Актуальность данного исследования обоснована как текущим состоянием российско - китайских отношений, так и историей их развития в XXI веке. В изучаемый период общественное мнение о России в КНР вызывает живой интерес. В китайских научных журналах и на открытых Интернет-площадках появляются статьи об имидже В.В. Путина в КНР и многогранности русской культуры. С 2013 года в китайских Интернет-СМИ все чаще рассказывают о «народе- войне/воинствующей нации» , ведется обсуждение имиджа России, русского народа, видных политических деятелей, спортсменов и артистов; русский язык и культура привлекают все больше людей, наблюдается позитивная динамика в расширении масштабов и географии изучения русского языка . В китайских СМИ и блогосфере «неоднократно звучат призывы, что Китаю в действиях на международной арене нужно брать пример с России. Так как сейчас Россия и ее внешняя политика стали важным фактором внутрикитайской политической дискуссии» . Результаты опроса, проведенного в России на тему «Как россияне видят Китай», цитировались в китайских новых медиа, что демонстрирует интерес китайской общественности к мнению россиян о Китае .
Стремясь укрепить свою позицию на международной арене, Россия не должна занижать важность публичной дипломатии, поскольку последняя является эффективным инструментом государственного управления. Она способствует продвижению страны среди зарубежной аудитории и таким образом позволяет формировать собственный имидж и преследовать свои интересы. Вместе с тем следует отметить, что публичную дипломатию нельзя приравнивать к пропаганде. Она представляет собой намного более сложный механизм, который включает в себя не только анализ и понимание зарубежной аудитории (то, что Николас Дж. Калл назвал словом “listening”, характеризуя эту деятельность как необходимую подготовительную работу для успешного осуществления публичной дипломатии), но и передачу сообщений о позициях и культуре страны через разные медиа и платформы.
В XXI веке партнерство России и Китая вызывает большой интерес исследователей. Отношения двух стран много раз испытывались на прочность территориальными и идеологическими конфликтами, однако в XXI веке вышли на качественно новый уровень стратегического партнерства. Все чаще российские исследователи вспоминают слова академика В.М. Алексеева: «Надо следить за Китаем и за его интересом к России. Надо выписывать китайские книги о России и переводы» . В связи с этим, изучение имиджа России в Китае на современном этапе исторического и технологического развития является крайне актуальным.
Образ России и представление о России и русских в Китае изучались отечественными исследователями Н.Ю. Новгородской («Становление и модификация дипломатического стереотипа русского государства в империи Цин в XVII-середине XIX в.», 1987 г.), Е.И.
Кычановым («Образ Китая в России XVII в.», 1997 г.), Д.Н. Воскресенским («Революционно-демократическое движение в России и его отражение в китайской литературе начала XX в.», 1977), С.Л. Тихвинским («Восприятие в Китае образа России», 2008), Ю.М. Галеновичем («Россия — Китай — Америка: от соперничества к гармонии интересов?», 2006; «Взгляд на Россию из Китая: прошлое и настоящее России и наших отношений с Китаем в трактовке китайских ученых», 2010), в статье Юй Цзе («Восприятие образа России в Цинском Китае в XVII - XIX вв», 2006), в диссертации О.С. Артемьевой («Изменение восприятия СССР в КНР и китайско-советские отношения в 1978-1989 гг.», 1989) и Н.В. Тен («Образ России в современном Китае», 2012), а также поднимались в коллективных трудах Института Дальнего Востока РАН, таких как «Основные особенности современного внутри- и внешнеполитического курса китайского руководства и их влияние на образ России в Китае», 2008, «Российско-китайские отношения (конец XIX — начало XXI вв.)» 2007 года и многих других.
В России вопросы имиджа и, в частности, имиджа государства, стали изучаться с 1990 годов XX века. Среди ведущих ученых и исследователей по данному направлению выделяют Л.А. Зак («Западная дипломатия и внешнеполитические стереотипы», 1976), Э.А. Галумова (Международный имидж России: стратегия формирования, 2003; Имидж против имиджа, 2005) и других. В данной области ежегодно выходит множество работ и публикаций, например, такие книги, как «Политическая имиджелогия» под редакцией Л.Г. Лаптева и Е.А. Петровой (2006), «Динамика образа государства в международных отношениях» Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. (2006), сборник статей «Современные политические процессы и имидж России» под редакцией Э.Г. Соловьева (2007), «Образы государств, наций" и лидеров» Е.Б. Шестопал (2008), «Имидж России. Ресурсы, опыт, приоритеты» И. Рожкова и В. Кисмерешкина (2006) и многие другие; статьи «От образа к имиджу. Психосемантический брендинг» Леонтьев Д. А. (2000), «Образ России: методология исследования» Тарасов Е.Ф. (2006), «Географические образы и
геополитические представления: Пути формирования и подходы к изучению» Колосов В.А. (2008), «Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели» Гринберг Т.Э. (2008), «Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности» Семененко И.С. (2008), «Имиджевые ресурсы территории: идентификация, оценка, разработка и подготовка к продвижению имиджа» Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. (2007), «Soft power как подход к формированию образа государства в американской политической науке» Буланов М.В. (2010). А.А. Гравер в статье «Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования» охарактеризовал историю развития исследований понятия «имидж» в России. Результаты исследований имиджа стран все чаще представлены в работах на соискание кандидатских степеней и на научных конференциях, форумах и мероприятиях, посвященных вопросам изучения имиджа, например, научный форум «Политический имидж: российский и зарубежный опыт» в Президентской Академии, Евразийский Медиа-форум, дискуссии Совета по внешней и оборонной политике и т.д.
Интерес к исследованию образа и имиджа других стран и восприятию своего в других странах в КНР возник не так давно. Среди наиболее значимых исследований Китая в этой области можно выделить статьи «Основа образа государства» Гуана Вэньху, 1999 г., «Россия:
национальный характер и культурная специфика» Лю Лина, 2002 г., «Создание образа государства: пропаганда политики государства и влияние СМИ» Ли Чжэнго 2006 года, «Образ России в китайских средствах массовой информации (на примере анализа содержания газеты “Чжунго цинняньбао”)» авторов Кэ Хуйсиня, Чжэн Чуньли, У Яня, 2007 г., «Образ государства в литературном творчестве и искусстве» Ли Чаоцюань 2007 года, «Современный имидж государства России с учетом применения сравнительного анализа стран БРИКС» Лю Тяньлаи 2015 года и многие другие, работы Ли Суйаня «Китай и Россия: сравнение образов», 2007 г., «Изменение образа России в Китае за последние полвека», 2008, «Образ В.В. Путина в глазах китайцев», 2009 г., «Образ России в Китае» (1949-2009 гг.), 2012 г., работы Сюй Хуа «Проблемы национального образа современной России», 2008 г., «Имидж страны в глазах россиян», 2013, «Политические лидеры и образ государства в современной России», 2014 г. и т.д.
В последние годы актуальность темы растет, что отражается появлением диссертационных работ по проблематике, защищаемых в России, так можно выделить диссертации 2020 года Чэнь Ци («Образы современной России в культуре Китая (1991-2019)») и Ли Минда («Восприятие России в современной китайской культуре»).
Цель данного исследования - проследить формирование и эволюцию имиджа России в представлении граждан КНР в XXI веке на основе анализа китайского сегмента сети Интернет, представленного медиа-платформами, платформами социальных сетей и «новых СМИ» (популярных платформ независимых Интернет-СМИ КНР), а именно Sohu.com, Fenghuang.com (Ifeng.com), Baidu (https://baijiahao.baidu.com), Douban, WeChat и другие (SINA.com, NetEase, новости Tencent (qq.com), аналитический портал www.guancha.cn,www.fengniao.com,163.com и другие), выдачей поисковых сервисов и статистикой микроблогов Weibo по двум направлениям - политико-экономическому и гуманитарному (культурному).
Для исследования был выбран период с 2000 года по 2020 год включительно, так как именно с 2000 года начинается геополитическое сближение России и Китая , а отправной точкой в развитии двусторонних отношений стал «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», подписанный 16 июля 2001 года.
Объектом данного исследования является китайское общественное сознание, представленное через социальные медиа-площадки КНР. Предметом данного исследования является восприятие пользователей китайского сегмента сети Интернет имиджа России в Китае в указанный период.
Среди задач исследования: выявить наиболее устойчивые стереотипы о России в Китае в начале XXI века; проследить значимые политические и культурные события российско - китайских отношений в обозначенный период на материале статей «новых СМИ»; проанализировать поисковую выдачу китайских сервисов информационного поиска по запросу «Россия» и динамику появления микроблогов по тематике «Россия» в изучаемый период; проследить восприятие России и мероприятий, проводимых в сфере продвижения русской культуры по материалам статей и обсуждений на социальных медиа-площадках; проследить определенные тенденции восприятия имиджа России в Китае на примере комментариев пользователей под анализируемыми статьями, а также определить какие именно действия в сфере культурной и публичной дипломатии России оказались наиболее эффективными и действенными для продвижения позитивного имиджа Российской Федерации (действия правительства, гуманитарное сотрудничество, совместные инициативы и т.д.); выявить какие положительные и отрицательные стороны национального характера и аспекты культуры отмечают китайские Интернет-пользователи в своем «северном соседе».
Научная новизна работы состоит анализе материала новых медиа-платформ в китайском сегменте сети Интернет, изучении динамики формирования российско-китайских отношений на примере Интернет-статей, блогов, аккаунтов социальных сетей и лент сообщений. В заключительной части работы подводятся итоги анализа, выявляются позитивные и негативные аспекты формирования имиджа России в Китае, даются предложения по возможности улучшения имиджа.
Теоретическая значимость настоящей работы состоит в расширении и углублении спектра исследуемых источников информации за счет акцента на обзоре новых медиа-площадок, размещаемого на них контента, статистики поисковой выдачи и анализа активности пользователей на социальных медиа-площадках и микроблогах в китайском сегменте сети Интернет. Практическая ценность работы состоит в том, что отмеченные позитивные и негативные стороны имиджа России в китайском сегменте сети Интернет могут быть применены для оптимизации практической работы в области публичной дипломатии России в Китае. Также обозначены направления работы, которые по мнению автора могут способствовать более успешному продвижению имиджа России в КНР. В работе подчеркивается роль негосударственных акторов, в частности деятелей культуры, в продвижении имиджа России в Китае и делается вывод о необходимости стимуляции данного направления деятельности. Культурологическая значимость данного исследования проявляется в рассмотрении восприятия имиджа России в цифровой среде КНР, выявлении слабых и сильных сторон репрезентации культуры, а также выработке рекомендаций для улучшения и усиления межкультурной коммуникации России и Китая.
Методология исследования включает в себя использование исторического метода для воссоздания хронологии сотрудничества России и Китая с целью проследить развитие и изменение имиджа России в «новых медиа», анализ данных различных новых медиа-платформ китайского сегмента сети Интернет (включая статистические и количественные показатели, рейтинги, динамику регистрации и т.д.), обобщение информации, собранной с разных платформ, и выработка рекомендаций на основе выводов исследования.
В данной работе будет активно использован инструмент «прослушивание» (listening), концепт, введенный Николасом Дж. Каллом в работе, получившей название «Публичная дипломатия: таксономия и история». В своей работе, ученый выделяет пять основных инструментов, используемых для создания и продвижения имиджа. Это listening (прослушивание/вслушивание), advocacy (пропаганда/информационные кампании),
международное вещание, культурная дипломатия (проекты в области культуры) и обмены. Инструмент «прослушивание» позволяет составить представление об образе и/или имидже другой страны за счет изучения зарубежного общественного мнения. С его помощью можно оценить как существующий образ страны, так и те или иные факторы, под воздействием которых он сложился. Наконец, он помогает определить, насколько этот образ соответствует имиджу, транслируемому через официальные и негосударственные каналы.
....
С 2000 года начинается постепенное сближение двух стран, инициированное на уровне правительств России и Китая. В этом «потеплении» двухсторонних отношений роль форвардов сотрудничества принадлежит лидерам стран, чьи частые визиты, совместное проведение мероприятий и личные отношения неоднократно освещались как в официальной прессе, так и на Интернет-площадках КНР. Среди значимых событий за указанный период, упоминаемых в большом количестве статей и комментируемых пользователями - важные политические решения и встречи лидеров стран (во время визитов, посещения знаковых мероприятий, встреч на полях крупных форумов и саммитов), крупные проекты в энергетической сфере, совместные военные учения, динамика торговли, перекрестные годы сотрудничества и редкие культурные феномены (концерты популярных в Китае российских исполнителей или их участие в популярных китайских телешоу).
Анализируя статьи в китайском сегменте сети Интернет можно сделать выводы, что постоянными посланиями статей в указанный период являются акценты на общих целях и общих подходах как в вопросах внутренней политики, так и в вопросах взаимодействия на глобальной арене (в частности, отстаивание общего видения в аспекте многополярности), а также взаимодополняемость двух стран по основным направлениям сотрудничества: торговому, энергетическому, военному. Частыми темами статей на Интернет-площадках, подчеркивающими успешность развития отношений являются успехи двусторонней торговли (выраженные количественно), прорывы в сотрудничестве по крупным проектам (энергетическим, военным, гуманитарным), тесные связи (с акцентом на дружбу лидеров) и сотрудничество по основным международным и региональным проблемам (взаимная поддержка на международных площадках, сотрудничество в рамках международных и региональных организаций, поддержка позиций друг друга по ключевым вопросам — суверенитет двух стан, неприемлемость вмешательства других стран во внутренние дела стран, отношения к странам-сторонникам (как пример, общая резолюция по Сирии 2012 года). Среди характерных посланий в сфере налаживания сотрудничества: «создание мостов» между разными социальными слоями двух стран, укрепление и рост доверия между народами двух стран; постоянные отсылки к общему прошлому в позитивном контексте (общая борьба с фашизмом, помощь СССР Китаю в период становления, отмечание годовщин подписания ключевых договоров и соглашений).
Стремление правительства Китая к формированию позитивных отношений с «северным соседом» сказалось на представлении России в СМИ КНР и на Интернет-площадках. Так, официальные СМИ и новые медиа Китая с середины 2010 годов все более активно стараются представить лидеров России в лучшем свете, включая нового президента РФ Д.А. Медведева, не забывая поддерживать имидж В.В. Путина на высоком уровне: активно размещаются видео- и фото отчеты, интервью и биографии; акцент на культурных мероприятиях и важных для Китая аспектах сотрудничества, таких как выход на российский рынок в области торгово-экономического сотрудничества и крупные энергетические проекты. В прессе и на Интернет- площадках начинают постоянно звучать одни и те же фразы о достижении «лучшего исторического периода» в отношениях двух стран и «пика» развития отношений; транслируются послания о близких отношениях двух стран, такие как: углубление взаимовыгодного сотрудничества, укрепление взаимопонимания между двумя народами, укрепление политического доверия между двумя странами. Однако, реалии страны-партнера и устоявшиеся стереотипы (как положительные, так и отрицательные) также влияют на формирование оценки пользователей. Одной из особенностей восприятия России и русских в КНР, отмечаемой отечественными и зарубежными исследователями, является двойственность восприятия - с одной стороны русским приписываются позитивные черты и качества, среди которых трудолюбие, упорство, щедрость, мужество, а с другой - негативные черты, такие как жестокость, свирепость, алкоголизм, агрессия, авантюризм и т.д. Также русским приписывают коллективизм и национализм, который выражается в риторике создания сильного государства и нетерпимости к покушению на свои национальные интересы, что является одним из ключевых факторов солидарности в российско-китайских отношениях. Эта двойственность отражается и в использовании мемов, в комментариях и их трактовке самими пользователями.
Говоря об основных составляющих имиджа России, можно выделить следующие:
1. Политическая составляющая, которая является основной определяющей формирования имиджа России в Китае в XXI веке. Именно политическое сближение двух стран во многом дало импульс развитию интереса к России в китайском сегменте сети Интернет. Диверсификация видов медиа и рост потребления повысили общественную уверенность в социальных медиа и участии граждан в политических дискуссиях, увеличив как интерес к политическому направлению, так и открытость в выражении собственного мнения. Несмотря на то, что цензура по-прежнему существует в китайском сегменте сети Интернет, а часть статей и комментариев удаляется на постоянной основе, даже Правительство КНР вынужденно учитывать общественное мнение и проводить исследования в этом направлении. Кроме того, важными элементами, определяющими общественное мнение в Китае, являются, с одной стороны, традиционное мышление, в котором сильно влияние конфуцианской доктрины и семейных, родственных и локальных связей, с другой — прагматический подход и рыночная экономика, которая определяет зависимость тех или иных решений, включая политические, от выгод из их последствий . Таким образом, в состав политической составляющей входят:
• Упор на прагматический подход. Как показали результаты исследования, этот подход является важным фактором, влияющими позитивно или негативно на оценку китайской Интернет-общественностью имиджа России. Китайскому правительству и обществу в основном интересно то, что может быть на практике применено для достижения целей, которые ставит перед собой правительство и/или отдельные граждане КНР, а также то, что соответствует их ценностям. Анализируя источники, можно сделать вывод, что данная черта прогрессирует со временем при росте уровня благосостояния и национального самосознания. Прагматизм китайского сознания, уходящий корнями в историю Китая (к периодам династий Шан и Чжоу), отмечали ведущие отечественные историки и синологи, такие как А.В. Меликсетов, Л.С. Васильев, З.Г. Лапина и многие другие. В оценке культур других стран граждане КНР в первую очередь используют принцип прагматизма. Так, на оценку России сильнее всего влияют такие факторы, как пограничные вопросы, торгово-экономическое, энергетическое и военное сотрудничество. Важной частью формирования оценки является состояние самой России, определяемое по таким компонентам как политика, экономика, демография и международное влияние. Улучшение или ухудшение российской экономики, политические реформы и политический курс России, отношения России с другими странами и деятельность России в рамках международных и региональных организаций влияет на оценку России китайскими пользователями. При этом важно заметить, что в виду особой политической системы и наличия цензуры в Интернет-пространстве КНР, даже статьи в новых социальных медиа, как правило, отражают правительственную точку зрения и стремятся улучшать имидж России в соответствии с общей повесткой двусторонних отношений.
Здесь также можно подчеркнуть прагматический аспект союза двух стран на международной арене. В статьях на новых медиа Россия для Китая выступает союзником перед лицом общих угроз, разделяя общие позиции и видение мультиполярного мира. С 2017 года начинается прослеживаться тенденция противостояния Китая Западу на фоне экономического лидерства Китая и роста влияния Китая в составе международных и региональных организаций (БРИКС, ШОС). В этот период вектор отношений Китая и России к Западу (в основном, к США) начинает совпадать, что также оказывает влияние на мнение Интернет-пользователей. Однако стоит отметить, что исследование комментариев показало, что не все пользователи разделяют позитивное отношение к сближению Китая и России, некоторые, напротив, испытывают симпатию к США (одними из причин такого отношения могут быть как экономический уровень, так и успехи публичной дипломатии США - в частности, успехи культурной дипломатии и продвижение современной культуры своей страны). В период 2016-2018 годов, под влиянием ухудшения отношений Китая с США, страны активизируют сотрудничество, оказывают друг другу беспрецедентные знаки внимания и поддержки: вручают престижные награды, открывают совместный университет (крупный гуманитарный и политический проект), проводят встречи на высоком уровне и выстраивают личные отношения в дружеском ключе. В 2019-2020 эта тенденция только усиливается на фоне торговой войны и проблем внутри самого Китая (сокращение темпов роста экономики, падение рождаемости, турбулентность на рынке недвижимости, протесты в Гонконге, начало распространения Covid-19 и т.д.).
• Двойственность в оценке экономического статуса России. Относительно экономики России китайские онлайн-статьи не всегда высказываются однозначно. Одним из популярных посланий является акцент на восстановлении российской экономики после периода 1990х годов, также подчеркивается взаимовыгодность сотрудничества в сфере экономики для обеих стран. Однако, в статьях указывается, что экономические реформы в России прошли менее успешно, чем в Китае, Россия больше страдает от экономических кризисов глобального характера и не может изменить макет экономики с упора на собственные ресурсы, несмотря на попытки. В статьях о результатах опроса журналистами граждан РФ о Китае, проведенного в 2002 году, подчеркивалось, что 67% опрошенных считают, что экономика Китая развивается намного быстрее, чем экономика России, а реформы в Китае более успешны, чем в России . В связи с этим, частой повторяющейся мыслью периода начала 2000 годов является мысль о развитии России, улучшении российской экономики и повышении уровня жизни в России, что указывает на необходимость постоянной трансляции таких посланий в период негативной оценки экономики России в китайском обществе. В китайских медиа середины 2005 года можно заметить недовольство структурой российско-китайского торгового оборота («торговля двух стран представлена российской нефтью и китайским текстилем»), в этот период Китай активно стремится выйти на реализацию крупных инвестиционных проектов в России, чья экономика, хотя и совершила подъем с конца 1990 годов, но так и не окрепла достаточно для конкуренции с Китаем в этом направлении. Недовольство состоянием российской экономики на китайских Интернет-платформах будет усиливаться в период международного финансового кризиса 2008-2009 годов. В 2008 году международный финансовый кризис вывел Китай в однозначные форварды двусторонних отношений в экономическом аспекте в качестве одного из глобальных экономических лидеров, быстро оправившихся после кризиса, в то время как экономическая ситуация в России показывает слабость российской экономики на международном уровне для китайских пользователей.
• Двойственность в оценке международного статуса России. С 2010 года в статьях на Интернет-порталах КНР о политических событиях появляются статьи китайских аналитиков и ученых, в которых указывается, что статус России на международной арене изменился. Россия потеряла статус экономически сильного участника международного взаимодействия, члена «Большой восьмерки» и даже не позиционируется как развитая страна, становясь одной из развивающихся стран наряду с Индией и Бразилией (подчеркивается, что экономическое развитие России является худшим из четырех стран БРИК), что цитируется и распространяется не только среди политической и академической элиты КНР, но и среди Интернет-пользователей. Появление подобных статей в новых медиа показывает, что социальная оценка России меняется в худшую сторону. В дальнейшем, во время политических событий, связанных с кризисом на Украине 2014 года, мысль о том, что именно Китай нужен России, а не наоборот, будет часто встречаться в Интернет-статьях и прослеживаться в комментариях, отражая лидерство Китая в двусторонних отношениях. Одним из часто транслируемых негативных посланий является потеря Россией статуса одного из сильнейших государств на международной арене, а участие в организациях БРИК, ШОС и сотрудничество с КНР видится как необходимые для России действия, цель которых - возвращение и изменение своего статуса на международной арене. В статьях проводится мысль, что Китай становится нужным России как важная поддержка в период обострения взаимоотношений со странами Запада.
• Двойственность восприятия военной составляющей. Восхищение этой компонентой имиджа, сопровождается, однако, некоторым страхом и недоверием к военной силе географического соседа. Возможно, именно это впечатление от России является одной из причин многократного повторения послания об укреплении доверия между двумя странами. История России видится Интернет-пользователям (а также в целом гражданам КНР, как отмечали другие исследователи) историей постоянных войн и преодоления жестких климатических условий, во многом благодаря географическому расположению.
• Личный имидж Президента РФ В.В. Путина. На Интернет-площадках, в статьях и обсуждениях, часто подчеркивается роль личности В.В. Путина (даже в период его премьерства) и роль политической партии «Единая Россия», которую он представлял на заре карьеры, а также политического окружения Президента РФ, министров и других политических фигур. Частые визиты руководства двух стран освещаются в прессе как маркер гладкого развития отношений между двумя государствами. Личности лидеров стран и их отношение к развитию стратегического сотрудничества влияют на настроения большого количества пользователей. Национализм, на который обращают внимание многие исследователи китайского политического дискурса и общественного мнения в китайском сегменте сети Интернет, также является одной из основ фундамента солидарности российско-китайских отношений . Про-национальная политика В.В. Путина, на которую часто ссылаются как авторы статей, так и комментаторы, является одной из причин одобрения его действий китайским обществом. Схожесть векторов России и Китая в аспекте борьбы с сепаратизмом, поддержка принципа многополярности влияет на позитивный настрой китайской общественности по отношению к России. Однако, несмотря на все еще высокий рейтинг Президента РФ В.В. Путина, пик его славы приходится на период 2015-2017 годов. Имидж современной России тесно связан с имиджем лидера. Именно поэтому изменение политической ситуации в одной из стран может повлиять на оценку России как китайскими Интернет-пользователями, так и населением в целом. Существенным аспектом, отмечаемым многими исследователями и аналитиками в сфере российско-китайских отношений, является то, что в XXI веке в китайском обществе мало распространен устойчивый интерес к России вне политического контекста.
Из негативных аспектов, выделяемых как слабые стороны политического имиджа России авторами статей и пользователями КНР необходимо отметить:
• демографический фактор - малая численность и убывание населения РФ;
• экономический фактор - слабая, ресурсозависимая экономика, невозможность справиться с кризисами, низкий уровень жизни, неумение извлечь выгоду из большой территории, которая является отличительной чертой и основным богатством России, по мнению китайских Интернет-пользователей и аналитиков;
• малоэффективная работа органов государственной власти (бюрократические трудности, таможенные барьеры, коррупция, недружелюбно настроенные полицейские, низкий уровень безопасности и комфорта, нападения расистских и националистических группировок, низкий уровень административного контроля и надзора);
• слабое взаимодействие народов двух стран, несмотря на постоянные попытки правительства создавать платформы для международных обменов и усиливать культурное взаимопонимание. Стереотипы и влияние исторических событий доминируют в мышлении народов двух стран, часто определяя отношение, как в негативную, так и в позитивную сторону....
1. Arsenault A. Public diplomacy 2.0. Toward a New Public Diplomacy: Redirecting US Foreign Policy./ A.Arsenault// Palgrave Macmillan - 2009/- 268 p.
2. Aunger R. Cultural Transmission and Diffusion. // Encyclopedia of Cognitive Science. - 2006 URL: [Электронный ресурс]. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/book/10.1002/0470018860
3. Boulding, Kenneth. The Image: Knowledge in Life and Society. Ann Arbor// University of Michigan Press/ - 1956.- 184 p.
4. Buchanan W., Cantril H., How nations see each other: A study in public opinion. // University of Illinois Press/ - 1953. - 220 p.
5. Cooper, R. The breaking of nations: order and chaos in the Twenty-first Century.// London: Atlantic Book/ - 2003 - 180 p.
6. Knobel M., Lankshear C. A New Literacies Sampler (New Literacies and Digital Epistemologies). // Peter Lang Inc., International Academic Publishers. - 2007 - P. 251
7. Leerssen, J. National thought in Europe. A cultural history. // Amsterdam: Amsterdam University Press. / - 2006- 312 p.
8. Tang W. Public Opinion and Political Change in China/ Tang W. // Perspectives on Politics - 2007.- 5(01). - 191 p.
9. Nye, J. S. Bound to lead: The changing nature of American power./ Nye, J. S.// New York: Basic Books. - 1990. - 261 p.
10. Nye, J. S. Soft power: the means to success in world politics./ Nye, J. S. // New York: Public Affairs. - 2004. - 208 p.
11. Алексеев В.М. Дневники путешествия 1907 г. / В. М. Алексеев // Москва: Изд-во вост. лит., - 1958. - 312 с.
12. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека (изд. 2-е, исправленное) // М: Языки русской культуры. - 1999 - 896 с.
13. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии / Н.Я. Бичурин. - М. : Восточный Дом, 2002. - 423 с.
14. Василенко И.А. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта // под ред. Проф. И.А. Василенко. - М. - 2013 - 360 с.
15. Галенович Ю.М. Взгляд на Россию из Китая: прошлое и настоящее России и наших отношений с Китаем в трактовке китайских ученых./ Ю. М. Галенович. - М.: Диалог (Время) - 2010 - 302 с.
...531