ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ.... 17
1.1. Этапы и особенности становления электроэнергетического комплекса
постсоветского пространства 17
1.2. Теоретические основы концепций энергетической безопасности и
устойчивого развития 31
1.3. Особенности системного эффекта регионального электроэнергетического
взаимодействия 50
1.4. Способы и риски реструктуризации электроэнергетических рынков 68
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И АПРОБАЦИЯ КОМПЛЕКСА МНОГОФАКТОРНОГО АНАЛИЗА РИСКОВ И ДИСБАЛАНСОВ РАЗВИТИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЭНЕРГОСИСТЕМ 87
2.1. Анализ фундаментальных принципов построения модели энергосистем стран -
участниц ЕЭС/ОЭС 87
2.2. Создание Комплекса многофакторного анализа рисков и дисбалансов
развития крупномасштабных энергосистем 121
2.3. Выявление ключевых дисбалансов в функционировании национальных
энергосистем 139
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ МНОГОСТОРОННИХ АСПЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 169
3.1. Формирование универсального алгоритма трансформации коммерческой
инфраструктуры на основе высокоадаптивных структурных единиц 169
3.2. Определение вектора имплементации гармонизированных положений в
области энергетической безопасности в соответствии с выявленными внутрихозяйственными асимметриями 185
3.3. Практические рекомендации в области преобразования коммерческой
инфраструктуры крупномасштабных энергосистем 201
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 219
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 230
ПРИЛОЖЕНИЯ 248
Актуальность темы исследования
Создание надежной, экологически чистой и рентабельной системы генерации и поставок электроэнергии - ключевое условие мирового экономического развития. Высокие требования к энергетической безопасности, разумный подход к формированию топливно-энергетического баланса, неминуемое увеличение доли возобновляемых источников энергии, следование принципам энергетической безопасности в долгосрочной перспективе приведут к трансформации структуры существующих энергосистем. Процесс
всевозрастающей интеграции национальных и региональных
электроэнергетических рынков в международные образования
(межгосударственные энергетические объединения и рынки стран Северной Америки, Южной Америки, Европы, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона) соответствует принципам совместного устойчивого и экономически эффективного развития.
Межгосударственная система «Мир», состоявшая из единой энергетической системы СССР, объединенной с энергетической системой стран Совета экономической взаимопомощи, является эталонным примером экономически и геополитически успешного отраслевого объединения. Однако распад СССР и дальнейшее изменение социально-экономического строя республик, которые в настоящее время входят в Содружество независимых государств, несомненно, коснулись и энергетической сферы. Возникла острая необходимость реформирования электроэнергетической отрасли и создания обособленных электроэнергетических рынков.
Первоочередные схожие проблемы и последующие пути их решения дали различные, но сопоставимые экономические, технические и социально - политические результаты, что позволяет выполнить полноценное исследование в области создания модели преобразования коммерческой инфраструктуры Единой энергетической системы/Объединенной энергетической системы (ЕЭС/ОЭС). Комплексный анализ дисбалансов постсоветского развития с созданием соответствующего данным задачам инструментария позволит определить контуры структурного взаимодействия и сосредоточить усилия в аспектах преобразования коммерческой инфраструктуры с учетом широкого перечня фундаментальных институциональных вопросов и локальных интеграционных концепций.
При разработке оптимальной модели поэтапной реструктуризации и объединения национальных сегментов в расчет берутся следующие ориентиры: повышение надежности электроснабжения и качества обслуживания потребителей в государствах-участниках, внедрение универсальных адаптивных структур развития и управления общего электроэнергетического рынка (ОЭР), гармонизация нормативно-правового регулирования и технологических регламентов, конвергенция процессов ценообразования, оптимизация использования топливно-энергетических ресурсов и генерационных мощностей, полноценное востребование потенциала возобновляемой энергетики, определение общих социально-экономических ориентиров и вопросов инновационной парадигмы.
В связи с актуальностью и недостаточной изученностью данной тематики представляется значимым подготовка диссертационного исследования по проблемам и перспективам преобразования коммерческой инфраструктуры ЕЭС/ОЭС в разрезе формирования общей конкурентной среды, применения лучших зарубежных практик в области совершенствования экономических институтов, параметров коллективного развития в рамках глобальных и локальных детерминирующих концепций; координации механизмов трансформации сегментов объединения и разработки Комплекса многофакторного анализа рисков и дисбалансов развития крупномасштабных энергосистем.
Степень разработанности проблемы
Проблема преобразования коммерческой инфраструктуры
крупномасштабных энергосистем на фоне происходящих технологических, геополитических и социально-экономических изменений занимает первостепенное место в энергетической стратегии ведущих развитых стран и соотносится с вопросами эффективного социально-экономического развития. Современный базис в разработке специфической тематики был заложен в работах А.Б. Басса , С. Борштейна , Л.С. Беляева , Н.И. Воропая , Ф. Грейфса ,
О.В. Марченко , С.В. Подковальникова , А. Форда , В. Хогана , С. Штофта ,. Вклад перечисленных ученных позволил выстроить контуры изменения организационной надстройки электроэнергетики и определить магистральные задачи в сфере перехода к рыночным механизмам.
Тематика исследования с учетом интеграционных аспектов и особенностей становления концепций энергетической безопасности получила широкое распространение в формате работ зарубежных специалистов: З. Атаева, П. Бискаса, А. Боттеруда , Ф. Боуффарда, Д. Вайта, А. Вебера, Х. Вейта, Е. Воррела, Н. Гала, Н. Дамме , К. Итаока, Дж. Карла, Дж. Контрераса, А.А. Курбаналиева , Ланга С., И. Майлштайна, Л. Мееуса, А. Муллане, Д. Ньюбери , Л. Ореа, С. Пацера, Е. Пиллини, Н. Райана, И. Рутлеге , А. Тишлера, Р. Хармсена, Дж. Хаукапа, К. Чеунга, Дж. Штейнбукса.
Актуальные методологические разработки, модели межотраслевого взаимодействия, институциональные предложения, внешнеполитические и экономико-технические изыскания наряду с системными исследованиями в сфере трансграничного взаимодействия и совершенствования регуляторной основы региональных объединений представлены в публикациях
высококвалифицированных отечественных специалистов в области экономики и электроэнергетики: Д.Н. Арифуловой, В.Я. Афанасьевой, А.И. Белякова,
Л.Ю. Богачковой , В.В. Бушуева , Е.Ю. Винокурова, И.О. Волковой,
A. Ф. Дьякова, М.А. Мастепанова, В.Р. Окорокова , Р.В. Окорокова, А.С. Орлова,
B. В. Первухина , В.В. Платонова, В.А. Савельева, К.А. Семенова, В.А. Таратина, А.А. Троицкого, М.П. Федорова, О.В. Хамисова, Л.Ю. Чудиновой, Н.Н. Швеца
Беспрецедентный опыт реформирования и объединения
электроэнергетических систем отражен в фундаментальных исследованиях крупных российских аналитических центров: Института народнохозяйственного прогнозирования РАН2223, Института энергетических исследований РАН2425, Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН 2627и Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России2829.
Однако, по мнению автора диссертационного исследования, в опубликованных на сегодняшний день научных работах, которые, безусловно, внесли значительный вклад в развитие электроэнергетических систем, изучены не в полной мере проблемы и перспективы преобразования и объединения схожих электроэнергетических частей крупномасштабной энергосистемы ЕЭС/ОЭС с учетом воздействия национальных стратегических концепций и комплекса экономико-политических вызовов. Также принимая во внимание существенную роль энергетического комплекса в развитии национального и регионального хозяйства и первостепенное значение в качестве социально-производственной инфраструктуры, в исследование дополняется перечнем разработок в области коллективной энергетической безопасности и институциональными решениями.
21Швец Н.Н. Развитие отечественной электротехнической промышленности в контексте обеспечения энергетической безопасности России // Энергия единой сети. -2016. -№ 1 (24). -С. 4-12.
22Усманова Т.Х. Проекты развития взаимодействия ТЭК и ЖКХ: проблемы прогнозирования и управления // Проблемы прогнозирования. -2018. -№ 3 (168). -С. 67-74.
23Ивантер В.В. Роль атомной промышленности в экономике страны и стоящие перед ней вызовы // Энергетическая политика. 2017. № 3. С. 3-11.
24 Макаров А.А. Стратегические перспективы развития энергетического комплекса России // Проблемы прогнозирования. -2018. -№ 5 (170). -С. 81-96.
25Веселов Ф.В. Интеллектуальная энергосистема России как новый этап развития электроэнергетики в условиях цифровой экономики // Энергетическая политика. -2018. -№ 5. - С. 43-52.
26Хамисов О.В. Обоснование эффективности межгосударственных энергообъединений с разделением эффектов между участниками // Автоматика и телемеханика. -2018. -№ 10. -С. 26¬38
27Воропай Н.И. Задачи обоснования развития активных систем электроснабжения // Промышленная энергетика. -2018. -№ 1. -С. 2-6.
28Салыгин В.И. Сопряжение концепций энергетической безопасности в формате Большой Евразии: Теоретические аспекты и инновационная парадигма / Салыгин В.И., Мустафинов Р.К. // Креативная экономика. -2018. -Т. 12. -№ 8. -С. 1051-1064.
29Мустафинов Р.К. Теоретические особенности и риски дерегуляции электроэнергетических рынков/ Мустафинов Р.К. //Российское предпринимательство. -2018. -№ 2. -С. 381-394.
Объект исследования
Рынки электроэнергии стран-участниц ЕЭС/ОЭС.
Предмет исследования
Внешнеэкономическое взаимодействие стран-участниц ЕЭС/ОЭС в преобразовании и объединении коммерческой инфраструктуры.
Цель и задачи исследования
Цель исследования - анализ проблем и перспектив преобразования и объединения коммерческой инфраструктуры стран-участниц ЕЭС/ОЭС.
В рамках достижения цели исследования определены следующие задачи:
1. Изучение теоретической базы, методов, механизмов организации и функционирования национальных и региональных рынков;
2. Проведение ретроспективного анализа зарубежной практики проведения реформ с целью выявления наилучшего инструментария в реструктуризации электроэнергетических рынков;
3. Детерминация инклюзивного подхода в сфере коллективной энергетической безопасности с учетом приоритетности надежного функционирования системы;
4. Создание Комплекса многофакторного анализа рисков и дисбалансов развития крупномасштабных энергосистем;
5. Выявление ключевых дисбалансов в развитии энергосистем стран-участниц
ЕЭС/ОЭС с учетом особенностей функционирования
электроэнергетических рынков;
6. Определение перечня мер в сфере поэтапного преобразования и объединения коммерческой инфраструктуры национальных энергосистем стран-участниц ЕЭС/ОЭС;
7. Разработка практических рекомендаций в области пошаговой интеграции в контексте спектра проблем энергетической безопасности.
Границы и хронологические рамки исследования
В расширенный перечень исследования, помимо стран СНГ, в целях повышения качества аналитических изысканий также включены другие работающие параллельно в формате ЕЭС/ОЭС энергосистемы. В рамках диссертации детально анализируются электроэнергетические сегменты 15 стран: Россия, Беларусь, Молдова, Украина, Латвия, Литва, Эстония, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Монголия, Азербайджан, Грузия, Армения. Россия с учетом масштаба генерационных мощностей и величиной территории рассматривается обособленно. Европейский субрегион представлен энергосистемами Беларуси, Молдовы и Украины. В числе стран Балтии детальному анализу подвержены Латвия, Литва и Эстония. Центрально-Азиатский субрегион опирается на системы Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В формате Закавказья, исходя из вышеперечисленных критериев выбора, детально исследуются энергосистема Азербайджана и Грузии.
...
1. Энергетические системы стран-участниц ЕЭС/ОЭС были сформированы Советским Союзом на базисе единой технологической инфраструктуры. Дробление синхронной зоны ЕЭС СССР в 1990-х гг. привело к резкому снижению качества работы систем независимых республик и нанесло
существенный вред их развитию. При этом значительное сокращение
потребления электроэнергии индустриальным сектором и домашними
хозяйствами негативно отразилось на финансовых отраслевых показателях, что привело к ограниченному воспроизводству основных фондов и, как следствие, - повышению уровня износа. Данные измен ения привели к разделению юрисдикций владения сетевыми активами между независимыми государствами, что внесло дополнительные трудности в обеспечение коллективной безопасности. Начиная с 2000-х гг. наблюдается рост потребления электроэнергии. Однако деградация трансграничной инфраструктуры, высокий уровень отраслевой монополизации, внутриполитические разногласия и чрезмерная бюрократизированность процедур регионального взаимодействия препятствуют повышению объема межсистемных перетоков, который в 2010¬х гг. был в 3-4 раза меньше уровня 1980-х гг.
Современные политико-экономические действия, направленные на усиление реинтеграционных процессов в электроэнергетике на базе принципов паритетности национальных хозяйств и рыночного подхода к экономическому взаимодействию, подразумевают восстановление потенциала взаимодействия за счет формирования ОЭР на постсоветском пространстве, что происходит в условиях активного влияния традиционных и возрастающих геополитических факторов, которые следует рассматривать через призму концепций «Энергетическая безопасность» и «Устойчивое развитие» наряду с такими инициативами, как «Большая Евразия», «Экономический пояс Шелкового пути», «Энергетический союз» и прочими программами регионального характера.
2. Функционирование трансграничного рынка электричества возможно при
участии стран с различной моделью, что продемонстрировано в формате анализа ключевых предпосылок и текущих особенностей развития ОЭР в Центральной Америке, ЕС, Южной и Западной Африке. Вопрос
необходимости проведения политики дерегулирования как элемента интеграции остается ключевым в рамках воссоздания площадки для торговых отношений в рыночных условиях. Одной из опций является осуществление торговых операций между вертикально интегрированными предприятиями без включения перечня мер в области реструктуризации в межгосударственную повестку. Однако проведение ретроспективного анализа зарубежного опыта позволило выявить низкий уровень перетоков между коммерческими
монополизированными национальными энергосистемами.
Решение различных стратегических задач через создание ОЭР подразумевает структурное преобразование фундаментальных частей архитектуры наряду с выделением естественномонопольных и конкурентных сегментов при обеспечении антимонопольного регулирования. Показательным примером имплементации эффективной комплексной политики в формировании общего энергетического пространства является ЕС, где трансформация коммерческой инфраструктуры является следствием переплетения инновационной парадигмы и стратегической внутриблоковой повестки. Системный и планомерный подход к формированию ОЭР позволяет в соответствии со спецификой целевой модели преобразовывать национальные системы исходя из различных первоначальных позиций.
3. Гармонизация ряда национальных концепций в соответствии с принципами коллективной безопасности применительно к электроэнергетике заложит теоретическую базу в вопросы оптимизации структуры генерационных мощностей и прочих проблем многостороннего сотрудничества, а также позволит сфокусировать процессы определения политико-экономических точек соприкосновения и контуров внешнего курса в формате энергетических объединений. Стратегические риски условно сгруппированы в две укрупненные категории: страны-нетто-импортеры и нетто-экспортеры. Анализ различных теоретических подходов в области энергетической безопасности выявил единую цель принятия указанных документов для обеих категорий - обеспечение в долгосрочном периоде надежного покрытия спроса на энергоресурсы при минимальных издержках.
Изучение проблематики через призму общего базиса выявило набор аспектов, свойственных электроэнергетической отрасли: экзогенные риски (колебания конъюнктуры рынка, установление технико-политических барьеров в транзите энергетических ресурсов, ограничение третьими странами возможностей реализации проектов возведения транспортно-энергетической инфраструктуры, применение перечня положений глобальных концепций в протекционистских целях, усугубление уровня импортозависимости) и внутренние вызовы (неэффективность системы прогнозирования стихийных угроз, низкий уровень воспроизводства основных фондов, отсутствие национальных аналогов стратегической инвестиционной продукции, возрастание расходов с их последующей трансляцией в цены конечных потребителей, хищение сырья и основных фондов, дискоординация технологического управления энергосистемой). Некоторые эндогенные риски также сосредоточены в институциональной среде: ошибки фискальной, тарифной и таможенной политики, неразвитость предпринимательской сферы, отсутствие доступа к передовым информационным и инновационным рынкам.
4. Специфика электричества как товара подразумевает необходимость поддержания точного баланса между спросом и предложением, что с учетом мгновенности протекания процессов генерации и потребления обусловило развитие механизмов планирования режимов передачи. Данная особенность усложняет торговлю и, соответственно, создание электроэнергетических рынков, однако наличие современных информационно-коммуникационных технологий и параллельное внедрение кластера базисных инноваций положительно отражается на повышении опций реструктуризации. Возникновение технологий распределенной генерации и улучшение технико-экономических характеристик солнечных и ветровых станций, которым свойственна неоднородная энергоотдача, в среднесрочной перспективе являются ключевыми детерминантами в изменении электроэнергетических рынков.
Риски в сфере дерегулирования национальных рынков находятся в пространстве вариантов, которое распространяется за рамки традиционных подходов, что отчетливо проявилось в период реформирования коммерческой инфраструктуры в штате Калифорния (США), где неэффективная политика децентрализации привела к дефициту мощности, росту финансовой задолженности субъектов и манипуляциям контрагентов с целью получения сверхприбыли. Наряду с этим некомпетентная регуляторная деятельность и группа внешних факторов усугубили негативную ситуацию, что в итоге привело к введению чрезвычайного положения, централизации рынка и резкому повышению степени участия государственных институтов. С момента нормализации ситуации осуществляется постепенное внедрение преобразованного типа рыночных механизмов с сохранением усиленной регуляторной основы.
5. Наличие разветвленной инфраструктуры, сложившихся оперативно-технических и коммерческих отношений способствует созданию ОЭР ЕЭС/ОЭС и позволяет сосредоточиться на реорганизации некоторых субъектов хозяйственной деятельности, обновлении технических стандартов, обеспечении недискриминационного доступа независимых производителей, имплементации единых алгоритмов ценообразования в конкурентных сегментах и рационализации объемов и типов перекрестного субсидирования. Разнородные подходы к управлению соответствуют выбранному типу перехода стран- участниц ЕЭС/ОЭС к рыночному хозяйству. Преимущества географического положения, уникальная практика развития крупномасштабных энергосистем, высокий ресурсный и научно-технический потенциал и разветвленная инфраструктура наряду с масштабом и уровнем коммерческих механизмов обусловливают центральную роль России в формировании регионального и в перспективе - континентального объединения, а также позволяют рассматривать отечественную систему в формате субрегиона.
В развитии восточноевропейского субрегиона ЕЭС/ОЭС, представленного Беларусью, Молдовой и Украиной, преобладают тенденции использования возможностей экспорта электроэнергии и привлечения капитала, что в случае Молдовы и Украины выражается через имплементацию законодательной базы ЕС. В Украине и Молдове высокий износ основных фондов, редуцированный тип государственного планирования и сложная территориальная ситуация оставляют перечень обозначенных политических задач в области популизма. Преобразование энергосистемы Беларуси из-за потенциала введения в эксплуатацию энергоблоков АЭС нацелено на экспорт избытка электроэнергии в страны ЕС в условиях энергоизбыточной системы России. Однако протекционистские меры и барьеры политического характера, выраженные через призму стратегических документов ЕС, в среднесрочной перспективе ограничивают экспорт Беларуси в данном направлении.
...
1. Постановление Правительства Российской Федерации «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» от 11.07.2001. № 526.
2. Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995. № 41-ФЗ.
3. Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21.07.2011. № 256-ФЗ.
4. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009. № 261-ФЗ.
5. Закон Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» от 27.12.2010. № 204-З.
6. Закон Республики Беларусь «Об использовании атомной энергии» от 30.07.2008. № 426-З.
7. Закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» от 15.07.2010. № 169-З.
8. Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» от 13.01.2012. № 541-IV.
9. Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 04.07.2009. № 165-IV ЗРК.
10.Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка» от 04.07.2012. №25-V ЗРК.
11. Закон Республики Узбекистан «О рациональном использовании энергии» от 25.04.1997. № 412-I.
12. Указ президента Республики Узбекистан «Об углублении экономических реформ в энергетике Республики Узбекистан» 22.02.2001. № УП-2812.
13.Закон Азербайджанской Республики «Об антимонопольной деятельности » от 04.04.1993. № 526.
14.Закон Азербайджанской Республики «Об электрических и тепловых станциях» от 28.12.1999. № 784-1Г.
15. Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических
систем государств-участников СНГ" от 25.11.1998 // База данных
Электроэнергетического совета СНГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://energo-cis.ru/rumain24/
..194