ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ 12
1.1. Категория общественных благ в трактовке различных экономических
школ. Специфика спроса и предложения общественных благ 12
1.2. Теоретико-методологические подходы к определению оптимального
выпуска общественных благ 28
1.3. Классификация общественных благ 42
ГЛАВА 2. ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ
БЛАГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ 57
2.1. Природа возникновения электронно-сетевых общественных благ 57
2.2. Производство и распределение электронно-сетевых общественных благ 77
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ 100
3.1. Социально-экономическая эффективность производства и
распределения общественных благ 100
3.2. Влияние производства и распределения общественных благ на уровень
человеческого капитала 113
3.3. Социально-экономические последствия производства и распределения
электронно-сетевых общественных благ в развитых странах и в России 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 182
ПРИЛОЖЕНИЯ 202
Актуальность исследования. Повышение уровня благосостояния населения является одной из важнейших задач для любой страны, а это непосредственно связано с производством и распределением общественных благ. Предоставление таких благ имеет форму гарантированных государством услуг в виде обороны, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения. Уровень развития страны или региона определяет роль общественных благ в удовлетворении человеческих потребностей, а рост значимости таких благ требует поиска более эффективных решений в процессе их производства и распределения.
Вопрос оценки социально-экономических последствий производства и распределения общественных благ является дискуссионным, так как необходимо использовать стандарты по предоставлению таких благ на основе качественных и количественных показателей, которые в общепринятой, унифицированной форме на сегодняшний день отсутствуют. Поэтому данная тематика интересует многих экспертов и лежит в основе анализа благосостояния страны или региона.
Автор работы предлагает свое исследование социально-экономических последствий производства и распределения общественных благ в различных странах через оценку благосостояния, качества жизни, уровня счастья и других критериев с помощью международных индексов и рейтингов.
В работе особое внимание уделено новой категории общественных благ, связанной с появлением инновационных электронно-сетевых технологий.
На сегодняшний день происходит активное проникновение Интернета в жизнь населения мира, общая численность которого по оценке ООН в к середине 2019 года достигла 7,7 миллиарда человек , а общее количество интернет- пользователей по состоянию на 30 июня 2019 года выросло до 4,5 миллиардов человек . Поэтому процесс цифровизации взаимодействия государства и общества обуславливает благоприятную среду для производства и распределения общественных благ в электронном виде. Все это, несомненно, требует переосмысления происходящих изменений, поиска новых теоретических подходов к анализу сложившейся ситуации, уточнению терминологии в исследуемой области. Кроме того, в ходе исследования автор предполагает решение проблемы определения спроса на традиционные общественные блага и их предложения с помощью инновационных электронно-сетевых технологий.
Изложенные в работе взгляды и высказанные предложения послужат дальнейшей активизации научных исследований в направлении поиска путей повышения эффективности производства и распределения общественных благ. В связи с вышеизложенным тема исследования видится обоснованной и актуальной.
Степень разработанности проблемы. Темой общественных благ занимались многие экономисты и философы. Основоположники классической политэкономии Дж. Ст. Милль, А. Смит одними из первых упомянули о значимости общественных благ и отмечали необходимость изучения несовершенств рыночного механизма. Классик Ж. Б. Сэй писал о наличии общественных потребностей, которые невозможно удовлетворить только с помощью рыночных механизмов. Теория К. Маркса и Ф. Энгельса рассматривает общественные блага, прежде всего, как блага, которые производятся и распределяются в интересах правящего класса. Представитель Австрийской школы маржинализма Ф. фон Визер предполагал существование равенства в потреблении общественных товаров, предоставляемых государством и неравенства в отношении благ от частного производства .
Неоклассический подход А. Маршалла позволяет выявить дополнительные характеристики таких благ. Итальянские экономисты В. Де Марко, У. Маццола, М. Панталеоне развили теорию государственного регулирования воспроизводства общественных благ. Политический вопрос в отношении развития системы налогообложения, связанный с предоставлением общественных благ, впервые основательно рассмотрел К. Виксель. Проблемами «внешних эффектов» занимался А. Пигу. Шведский экономист Э. Линдаль предложил свою концепцию эффективного представления таких благ, а также решение проблемы «безбилетника». В этом же направлении работал и Д. Б. Кларк. Американский экономист П. Самуэльсон внес большой вклад в развитие теории общественных благ, описал их основные свойства, вывел условия их оптимального производства.
Р. Масгрейв признан первооткрывателем в области общественных финансов. Он ввел понятие «мериторных благ» (merit goods), которые определил как блага, спрос на которые у частных лиц не совпадает с обществом и требует государственного стимулирования. Р. Коуз обнаружил парадокс частных источников обеспечения общественных благ.
По мере развития теории общественных благ, была разработана теория экономической социодинамики российскими экономистами Р. С. Гринбергом и А. Я. Рубинштейном.
Большой вклад в экономику общественного сектора внесли А. Д. Некипелов, Л. И. Якобсон.
Вопросы общественного выбора рассматривали такие ученые, как: Дж. Бьюкенен, Дж. К. Гэлбрейт, Дж. Р. Коммонс, М. Олсон, Т. Парсонс. Дж. Бьюкенен также рассматривал производство и распределение общественных благ через призму теории клубов.
Институциональная среда общественных благ изучалась Ч. Тибу. Также в диссертационной работе нашли отражение отдельные экономические труды У. Оутса, Д. Рубинфельда, А. Хиршмана.
Значительный вклад в современное изучение общественного сектора внесли российские экономисты Р. И. Капелюшников, В. Ю. Музычук, Т. В. Чубарова,
А. В. Ярашева.
Таким образом, проблематика эффективности производства и распределения общественных благ широко представлена в научной литературе. Традиционные и вновь возникающие теории и подходы к оценке общественного сектора усиливают интерес к данной теме. Стремительное и инновационное развитие техники и информационно-коммуникационных технологий, глобализация, рост мирового населения требуют применения
междисциплинарного и комплексного метода к изучению сферы общественных благ.
Между тем, необходимо отметить, что вопросы оценки эффективности производства и распределения общественных благ в современных условиях, определения спроса на такой вид благ и их предложения мало исследованы, и в настоящее время остаются дискуссионными.
Недостаточная проработанность указанных направлений и их актуальность обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Цель исследования - выявить социально-экономическое влияние производства и распределения общественных благ в современном обществе и показать новые тенденции в этой сфере в условиях цифровизации экономики.
Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи:
- провести компаративистский анализ основных теоретических концепций, характеризующих сферу общественных благ;
- уточнить определение общественных благ с учетом современных тенденций;
- выделить новый вид общественных благ, теоретически обосновать необходимость включения в принятую классификацию дополнительно электронно-сетевых общественных благ;
- оценить социально-экономическую эффективность производства и распределения общественных благ, выявить базовые критерии оценки;
- выявить и описать социально-экономические последствия от производства и распределения общественных благ в условиях информационно-коммуникационной и технологической трансформации и модернизации экономики с помощью проведения полевого исследования;
- сформулировать практические рекомендации относительно перспектив развития общественных благ в РФ в условиях цифровизации.
Объектом исследования являются общественные блага.
Предметом исследования является анализ социально-экономических последствий производства и распределения общественных благ в современном мире.
Соответствие содержания диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование выполнено согласно паспорту специальности ВАК 08.00.01 - Экономическая теория и содержит положения и результаты, соответствующие пункту 1.2. «Микроэкономическая теория: теория потребительского спроса; теория фирмы; теория организации рынков; теория конкуренции и антимонопольного регулирования; теория общего экономического равновесия; теории экономики благосостояния; взаимозависимость общественного и личного благосостояния».
Теоретическую и методологическую базу диссертации составили фундаментальные концепции, предложенные в трудах ученых классического и неоклассического направления. Методологической основой работы стали положения теории общественных благ, теории общего экономического равновесия, теории общественного выбора, экономической теории благосостояния.
В ходе подготовки диссертационной работы были использованы различные методы научного исследования, среди которых: анализ, синтез, индукция и дедукция, аналогия, научная абстракция, экономико-социологический и историко¬сравнительный методы.
Наряду с этим для достижения поставленных целей и задач автор применяет экономико-статистический, факторный, функциональный и структурный анализы.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые документы и статистические данные ООН, Всемирного Банка, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейской комиссии, Всемирного экономического форума, Федеральной службы государственной статистики России (Росстат), Центрального Банка Российской Федерации, федеральных органов власти России (Правительства, Администрации Президента, Министерства экономического развития, Министерства финансов, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерства образования и науки), специализированных институтов, международных консалтинговых компаний, а также информационные и аналитические обзоры, материалы периодических изданий, монографии и научная литература по теме диссертации.
Научная новизна проведенного диссертационного исследования заключается в комплексном изучении социально-экономических эффектов производства и распределения общественных благ с учетом глобализации, а также информационно-коммуникационной и технологической трансформации и модернизации экономики.
Наиболее значимые с точки зрения научной новизны выводы, выносимые на защиту:
1. Автор соединяет традиционный анализ общественных благ с сетевым подходом и доказывает применимость такого метода исследования для выявления специфики производства и распределения общественных благ в современных экономических условиях.
2. Автор вводит в научный оборот новое понятие - электронно-сетевое общественное благо, обосновывает необходимость его использования и предлагает включить это понятие в классификацию общественных благ.
3. Составлена авторская классификация общественных благ.
4. Автор доказывает, что проблема определения спроса и предложения на традиционные общественные блага решаема с помощью электронно¬сетевых инструментов.
5. Путем компаративистского анализа международных показателей,
9 характеризующих основные аспекты благосостояния, автор проводит собственное исследование, в котором выявляет лидеров среди стран с наиболее высокой обеспеченностью общественными благами.
....
С момента возникновения института государственности важным элементом на пути к созданию благоприятных условий для жизни населения было предоставление защиты от внешних угроз, обеспечение элементарными медицинскими услугами и рядом других благ, получивших название «общественных». Процессы производства, распределения и потребления общественных благ становились значительнее с развитием человеческого общества.
Общественный сектор представляет собой область, где всегда есть потенциал для совершенствования в целях улучшения качества жизни населения.
Выбранная проблематика интересна тем, что эффективное производство, распределение и потребление общественных благ благоприятно сказывается на социально-экономических показателях государства: снижается степень
дифференциации доходов, сглаживается общественное неравенство, улучшаются показатели качества жизни населения, растет общий уровень благосостояния, происходит экономический рост.
Современные тенденции ко всеобщей цифровизации различных процессов проникают в социальную сферу, побуждая выявлять и создавать новые общественные блага. Такие блага имеют электронно-сетевой характер и с каждым днем приобретают все большее значение в современном взаимодействии государства и общества.
По итогам диссертационного исследования можно сделать ряд выводов:
1. Многие экономисты и философы изучали в своих трудах тематику общественных благ. Начиная с работ основоположников классической политэкономии Дж. Ст. Милля, А. Смита, которые одними из первых заговорили о значимости общественных благ и отмечали необходимость изучения несовершенств рыночного механизма. В. Де Марко, У. Маццола, М. Панталеоне развили теорию государственного регулирования воспроизводства общественных благ. Проблемами «внешних эффектов» занимался А. Пигу. Экономист Э.
Линдаль предложил свою концепцию эффективного представления таких благ, а также решение проблемы «безбилетника». П. Самуэльсон описал основные свойства общественных благ, вывел условия их оптимального производства.
Профессор Р. Масгрейв изучал общественные финансы, ввел новый термин «мериторные блага» (merit goods). Р. Коуз обнаружил парадокс частных источников обеспечения общественных благ. Вопросы общественного выбора рассматривали такие ученые, как: Дж. К. Гэлбрейт, Дж. Р. Коммонс, М. Олсон, Т. Парсонс.
По мере развития теории общественных благ, была разработана теория экономической социодинамики экономистами Р. С. Гринбергом, А. Я. Рубинштейном. Большой вклад в экономику общественного сектора внесли А. Д. Некипелов, Л. И. Якобсон.
Тем не менее, принимая во внимание неоднозначность и сложность данной проблематики, вопросы их эффективного производства и распределения по- прежнему остаются дискуссионными.
2. Определение общественных благ с учетом современных условий окончательно не сформировано. В диссертационном исследовании было предложено следующее: общественные блага - это такие товары и услуги, которые производятся и распределяются благодаря финансовому обеспечению из средств заинтересованных экономических субъектов, потребляются совместно индивидами на безвозмездной основе и обладают свойствами несоперничества, неисключаемости и неделимости. По мнению автора, именно такое определение в наилучшей степени отражает, с одной стороны, специфику формирования общественных благ, а с другой стороны, - характер их потребления.
3. Анализируя длительные тенденции развития общественного сектора, автор делает вывод, что на начальном этапе развития промышленного капитализма доля данного сектора была довольно значительна, затем последовало ее снижение, однако в современном мире удельный вес общественного сектора снова вырос. Рост происходил главным образом из-за необходимости обслуживания широких масс населения. Значительные суммы средств стали вкладываться в производство общественных благ, а также расходоваться на перераспределительные программы.
4. В отсутствие общепринятой методики измерения социально-экономических последствий производства и распределения общественных благ сформировались вариации подходов к оценке эффективности подобных благ, которые основаны на количественных и качественных показателях.
Авторская оценка социально-экономических последствий производства и распределения общественных благ была проведена в диссертационной работе с помощью международных индексов и рейтингов. На основе анализа вышеупомянутых данных была составлена сводная таблица с ранжированием баллов.
5. Общественные блага участвуют в формировании человеческого капитала, который, в свою очередь, отражает государственный вклад в значимые сферы жизни общества: оборону, здравоохранение, образование, культуру, спорт, жилищные вопросы, социальную политику, окружающую среду и многое другое.
Вопрос необходимости эффективного производства и распределения общественных благ для обеспечения высокого уровня человеческого капитала обсуждается общественностью и органами власти и уже находит свое отражение в соответствующих мероприятиях и государственных программах, одну из которых автор подробно проанализировал в исследовании.
6. Цифровое пространство с каждым годом расширяется, увеличивая количество пользователей, становясь жизненно необходимой частью деятельности человечества. Государственные функции, в том числе и в области предоставления общественных благ, переходят на электронную платформу, воплощая мировые идеи программы «электронного правительства». Изучив множество определений, автор приводит свою формулировку: электронное правительство определяется как виртуальное взаимодействие государства с обществом и выполнение соответствующих государственных функций с помощью цифровых технологий.
7. Автором проведен компаративистский анализ основных моделей и этапов становления электронного правительства в различных странах.
8. Новая цифровая действительность создает перспективную базу для производства и распределения общественных благ в электронной форме и потребления их как в виртуальном, так и в физическом воплощении. С помощью инновационных технологий возможно решение многих проблем и задач общественного сектора, поэтому с учетом повсеместного внедрения информационных технологий автор расширяет классификацию общественных благ, вводя новый вид - электронно-сетевые общественные блага, которые понимаются, как блага цифрового пространства, с одной стороны, обладающие свойствами смешанных общественных благ (неисключаемость и несоперничество выполняются не в полной мере), а с другой стороны, имеют свойства сетевых благ таких, как: комплементарность, совместимость и стандартность; эффект масштаба; сетевые экстерналии; эффекты ловушки; мультипликационные сетевые эффекты.
9. Автор доказывает, что виртуальная среда эффективна для выявления спроса на общественные блага через электронно-сетевые инструменты.
В работе описывается необычная специфика спроса и предложения электронно-сетевых общественных благ: кривая предложения имеет
отрицательный наклон, так как предельные издержки стремятся к нулю на значительных интервалах, а кривая спроса - положительный, так как предельная полезность увеличивается по мере роста количества участников потребления блага.
Электронно-сетевые общественные блага также обладают высокой эффективностью, так как снижают трансакционные издержки.
10. Развивая теорию электронно-сетевых общественных благ, автор выделяет различные варианты их финансирования: государственное, частное и смешанное; дает классификацию вышеупомянутых благ относительно границ
предоставления: международные, национальные (в рамках государства),
региональные, местные (локальные).
11. В работе выявлены и описаны положительные и отрицательные социально-экономические последствия производства и распределения электронно-сетевых общественных благ.
Отмечена направленность таких благ по содействию к сокращению числа неэффективных госслужащих, снижению уровня коррупции и бюрократии.
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в госструктуры способствует повышению качества государственного управления. Таким образом, электронное правительство и электронные госуслуги можно рассматривать как одни из возможных инструментов антикоррупционной политики в России.
В то же время, в исследовании описан обратный эффект, который состоит в появлении «е-коррупции», то есть принудительном вмешательстве в цифровые системы и процессы в целях извлечения персональных выгод, что в свою очередь определяет развитие соответствующей деятельности по устранению такого негативного явления.
12. В рамках данной диссертации для более четкого определения социально-экономических последствий от производства и распределения электронно-сетевых общественных благ был проведен опрос, который обусловил ряд выводов.
По результатам проведенного анализа сравнения трех показателей группы «Возрастные группы» можно сделать вывод о том, что с возрастом все больше ценится снижение издержек при получении госуслуг; удовлетворённость от пользования порталами остается стабильно высокой. Самыми активными пользователями электронно-сетевых общественных благ является возрастная категория от 19 до 35 лет, хотя статистически значимые различия получены только для социальных сетей и видео-порталов. Старшая группа (35 лет и более) отмечает гораздо меньше ограничений при пользовании электронными благами, чем те, кто моложе.
По результатам проведенного анализа сравнения двух показателей группы «Пол» можно сделать вывод о том, что статистически значимых различий между мужчинами и женщинами по оценке свойств общественных благ нет. Группы также эквивалентны по возрасту. Мужчины чаще используют видео-порталы; остальные электронно-сетевые общественные блага пользуются одинаковым спросом у мужчин и у женщин. Мужчины и женщины также одинаково часто называют одни и те же причины использования электронно-сетевых общественных благ, за исключением того, что женщины более склонны к конформизму: они чаще используют эти блага, потому что «так делают все». Статистический анализ также показал, что мужчины чаще пользуются электронно-сетевыми общественными благами.
В ходе анализа данных опроса выявлено, что большее количество респондентов пользуются поисковыми сервисами, так как это позволяет быстро и беспрепятственно найти интересующую их информацию и удовлетворить свой спрос.
Цифровые механизмы позволяют копить массивы запросов, а вычислительные технологии, анализируя данные, дают четкую картину количества требуемого блага. Таким образом, с помощью электронно-сетевых общественных благ определение спроса и формирование под него предложения в отношении как экономических, так и общественных благ оформляется в более эффективный процесс.
Лица как мужского, так и женского пола, особенно в молодом возрасте активно пользуются благами цифровой революции. Практически все интересующее возможно найти в Интернете: ответы на вопросы, общение, получение госуслуг, просмотр фильмов и обучающих видео, а также многое другое. Почти ежедневное пользование электронно-сетевыми общественными благами отличается высокой удовлетворенностью потребителей от пользования ими, ввиду удобства, скорости решения вопросов, информативности и эффективности.
В ходе анализа данных опроса выявлены отрицательные явления от электронно-сетевых общественных благ, которые можно минимизировать с помощью существующих технологий и альтернатив. Многие ограничения, с которыми сталкиваются пользователи в ходе потребления вышеупомянутых благ, обуславливаются законодательными рамками в целях обеспечения государственного правопорядка.
13. С помощью опроса были определены направления развития электронно¬сетевых общественных благ.
В образовательной области - получение дистанционного образования в ведущих университетах страны, формирование исключительно образовательного портала, создание и совершенствование бесплатного доступа к любым книгам, журналам, статьям, фильмам на разных языках, зарубежным сайтам.
Вопрос карьеры актуален для многих молодых людей, которые обнаружили потребность в пользовании порталом с вакансиями, предполагающими гибкий график режима работы в целях совмещения с учебой.
Выявлена необходимость развития электронно-сетевых общественных благ в направлении улучшения качества предоставляемых электронных госуслуг.
В ходе анализа данных опроса определен спрос на прохождение службы онлайн, решение текущих вопросов по военной службе с помощью специализированных сайтов, а также создание информационных и функциональных страниц военкоматов в Интернете.
В отношении спорта выявлен интерес в создании электронно-сетевого общественного блага по поиску свободных спортивных площадок и информации о количестве людей в ближайшем спортивном клубе в режиме реального времени.
Описанные выше предложения могут стать основой для создания новых электронно-сетевых общественных благ. Определение спроса на исследуемые блага и последующее их эффективное производство возможно через проведение дополнительных опросов, в том числе через электронные сервисы анкетирования.
Таким образом, по итогам анализа опроса выявлена высокая социально-экономическая эффективность производства, распределения и потребления электронно-сетевых общественных благ.
1. О Концепции развития механизмов предоставления государственных
и муниципальных услуг в электронном виде: Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 2516-р. // Справочно-правовая система «Гарант»:
[Электронный ресурс] // НИИ «Гарант-Сервис».
2. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы): Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 // Справочно - правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] // НПП «Гарант-Сервис».
3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] // НПП «Гарант-Сервис».
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Информационное общество (2011-2020 годы): Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 // Справочно-правовая система «Гарант»:
[Электронный ресурс] // НПП «Гарант-Сервис».
5. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]
/ Президент Российской Федерации. - Москва, 201. - Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957
6. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации. - 2017. - Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/05/programmaCE.pdf
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662 -р от
17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. - Режим
доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.03.2018 г. № 528-р. [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации. - Режим доступа:
http://static. government.ru/media/files/aqrGeWIr4N7FhERxWr92sNB9E080xmAU. pdf
9. Europe 2020 [Electronic resource] / European Commission. - Brussels,
2010. - Mode of Access: http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2010:2020:FIN:EN:PDF
Статистические материалы и базы данных
10. Статистические данные Всемирного Банка по мировому ВВП [Электронный ресурс] / Официальный сайт Всемирного Банка. - Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?end=2016&name_desc=false &start=2006&view=chart
11. Развитие человеческого капитала. Проект. [Электронный ресурс] //
Группа Всемирного банка. - 2018. - Режим доступа:
https://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/human-capital
12. Better Life Index [Electronic resource] / OECD Better Life Index. - Mode of access: http://www.oecdbetterlifeindex.org/#/55555555555
13. Brandmeir K., Grimm Dr. M., Holzhausen Dr. A. Allianz Global Wealth
Report 2019 [Electronic resource] / K. Brandmeir, Dr. M. Grimm, Dr. A. Holzhausen // Allianz SE Economic Research. - 2019. - Mode of access:
https://www.allianz.com/en/economic_research/publications/specials_fmo/GWR2019_1 8092019.html
14. Brandmeir K., Grimm Dr. M., Holzhausen Dr. A. Allianz Global Wealth
Report 2018 [Electronic resource] / K. Brandmeir, Dr. M. Grimm, Dr. A. Holzhausen // Allianz SE Economic Research. - 2018. - Mode of access:
https://www.allianz.com/en/economic_research/publications/specials_fmo/agwr18e.htm l
15. Europe’s Digital Progress Report 2017 [Electronic resource] / European
Commission. - Mode of access: https://ec.europa.eu/digital-single-
market/en/news/europes-digital-progress-report-2017
...198