Введение 3
Глава 1. Особенности формирования нефтегазового лобби США 30
1.1. Факторы формирования нефтегазового лобби в США 30
1.2. Политика США в области нефтяного бизнеса 37
1.3. Современная система лоббизма в США и влияние лоббистских
группировок на формирование внешнеполитического курса США 43
1.3.1. Лоббизм вооруженных сил. Военно-нефтегазовый комплекс США 45
1.3.2. Национальные лоббистские структуры на примере арабского лобби 49
1.3.3. Лоббизм ТНК (на примере компании «Халлибуртон») 54
Глава 2. Интересы нефтегазового лобби США
в Иракской войне (1991-2003 гг.) 65
2.1. Государство Ирак в ХХ веке. Политическая фигура С. Хусейна
Кувейтский кризис 1991 г 65
2.2. Кризис 1991 г. И политика США 76
2.3. Иракская кампания и нефтегазовое лобби США 99
Глава 3. Влияние нефтегазового лобби США на события
в Ливии 2011 г 119
3.1. Международно-политическая обстановка в Ливии
в первой половине ХХ в 119
3.2. М. Каддафи и политика Ливии во второй половине ХХ века 121
3.3. Ситуация в Ливии в начале XXI века и влияние
нефтегазового лобби США 126
Заключение 140
Список литературы и источников 158
Актуальность темы исследования. Важнейшим сегментом мировой промышленности, оказывающим значительное влияние на экономические, социально-политические составляющие государств, владеющих природными запасами нефти и газа, является их добыча, переработка и реализация на мировом рынке. Очевидно, что в современном мире нефтегазовый фактор играет важную роль и оказывает существенное влияние на формирование внутренней, внешней и экономической политики большинства стран. По меткому выражению американского экономиста и автора работ по нефтегазовой проблематике Д. Ергина, «нефть — это уже почти деньги» , а добыча, переработка и продажа углеводородов тесно связаны с формированием политической стратегии государства, о чем свидетельствуют события Первой и Второй мировой войны, холодной войны, конца XX века и современный период.
В буквальном смысле нефть — это «кровь в жилах» мировой экономики, причем для обеспечения уровня энергетической безопасности требуется ее достаточное количество «по приемлемым ценам» . Необходимо физически защитить активы, торговые пути, поставщиков, доступ к энергоресурсам, в случае чрезвычайной ситуации принимать скоординированные меры, а также инвестировать в нефтяную отрасль и будущее ее развитие и инфраструктуру для обеспечения стратегической безопасности.
Среди мировых держав, являющихся серьезными игроками на мировом рынке нефтяной индустрии, безусловно, в первую очередь следует назвать США.
Нефтегазовый сектор США, получивший бурное развитие со второй половины XIX века, один из старейших в мире. Наметившаяся в конце XX века тенденция переноса нефтегазодобывающей деятельности США за рубеж отразилась и на энергетическом, и на внешнеполитическом курсе США XXI века.
В XXI веке возросло значение газового топлива: к первоначально трем рынкам сбыта газа — азиатскому, европейскому и российскому — добавился еще один — ближневосточный, главным образом за счет Катара, которому принадлежит треть запасов природного газа в мире. Подобно нефтяным рынкам, газовые объединились, создав глобальный рынок с едиными ценами. Также была начата международная торговля сжиженным природным газом (СПГ), специфика рынка СПГ состоит в том, что стороны заключают длительные контракты — в среднем примерно на 20 лет, а также покупают в совместную собственность танкеры по перевозке газа, заводы и терминалы по его сжижению. Многие азиатские страны, в особенности Япония, стали крупнейшими импортерами СПГ. Природный газ сейчас считается топливом будущего, наряду с нефтью и атомной энергией.
Существует также мнение, которого, например, придерживается Д. Ергин, что будущее также определится биотопливом и тем, на каком именно топливе будет работать транспорт (газ, гибридный двигатель, электромобиль и т.д.). Именно автомобиль и двигатель внутреннего сгорания сделал потребность в нефтяном топливе столь необходимой — керосин перестал использоваться для освещения в начале XX века, с приходом эры электричества.
Неоспоримо одно — углеводороды и нефть, ее добыча и использование сыграли колоссальную роль в экономическом развитии человечества, достигнутого в XXI веке, и будут продолжать оказывать влияние на ход истории и международные отношения в дальнейшем.
Новым инструментом в продвижении интересов нефтяного лобби стала санкционная политика США, направленная против экспорта России нефти и газа. Администрация Президента Дж. Байдена использовала свое давление на остальные страны «коллективного Запада» для продвижения интересов нефтяной отрасли США с целью увеличения экспорта нефти в Европу. По итогам 2022 г. поставки американской нефти в страны ЕС увеличились на 41%, а США стали мировым лидером в экспорте нефти, обогнав Россию и Саудовскую Аравию .
Понимание основ, причин формирования, механизмов и принципов функционирования американского нефтегазового лобби, оказывающего колоссальное влияние на политический курс США в разные периоды истории, представляется чрезвычайно важным и актуальным особенно в свете проводимого новой администрацией президента Дж. Байдена внешнеполитического курса, в том числе в отношении арабских государств Ближнего Востока и Северной Африки.
Объектом исследования является влияние нефтегазового лобби США на формирование и проведение внешнеполитического курса Соединенных Штатов на Ближнем Востоке и Северной Африке на рубеже XX-XXI вв.
Предмет исследования — влияние нефтегазового лобби США на внешнюю политику США на примере событий в Ираке (1991-2003 гг.) и Ливии (2011г.).
На страны Персидского залива приходится около 30% мировых запасов нефти. Район Персидского залива и регион Северной Африки являются важнейшими стратегическими объектами глобального нефтяного рынка. Часто Ближний Восток становился ареной противостояний: Суэцкий кризис 1956 г., закончившийся военной интервенцией Франции, Великобритании и Израиля; Шестидневная война 1967 г.; революция в Иране 1979 г.; вторжение С. Хусейна в Кувейт и операция в Персидском заливе 1991 г. — все это страницы истории региона, тесно связанные с нефтяным рынком и бизнесом крупнейших американских ТНК.
Между США и Саудовской Аравией еще с 1945 г., когда президент США Ф. Рузвельт встретился с саудовским королем А.-А. ибн Саудом, были установлены особые отношения, курс на которые поддерживался внешней политикой всех последующих американских президентов.
Защита Саудовской Аравии и ее нефтяных запасов стала одним из важнейших приоритетов американской стратегии. Так, доктрина президента Дж. Картера подразумевала, что любые попытки установить контроль над регионом Персидского залива являются непосредственной угрозой национальной безопасности США и будут «отражены любыми средствами, в том числе военной силой». После окончания кризиса в Персидском заливе в Саудовской Аравии продолжал располагаться американский контингент войск с целью контроля и сдерживания Ирака .
Анализ внешнеполитической стратегии США, разработка которой ведется при активном участии нефтегазового лобби, важен на фоне проводимого администрацией президента Дж. Байдена антироссийского внешнеполитического курса.
Во внешнеполитической стратегии Российской Федерации четко прописана необходимость «предотвращения межцивилизационных разломов, формирования партнерства между культурами, религиями и цивилизациями, призванного обеспечить гармоничное развитие человечества» .
Исследование влияния нефтегазового лобби на политику Соединенных Штатов и процесс принятия решений правительством США представляется важным ввиду наметившейся тенденции проведения агрессивного внешнеполитического курса США в регионе исследования. Анализ причин и предпосылок принятия политических решений американского руководства является актуальным и для формирования стратегического курса национальной безопасности Российской Федерации в связи с настоящей международной ситуацией. Дестабилизация обстановки на Ближнем Востоке и регионе Северной Африки не только имеет колоссальное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации, но и на систему международных отношений в целом.
Исследовательский вопрос работы: какими интересами руководствовалось нефтегазовое лобби, оказывая влияние на внешнюю политику США в регионе Ближнего Востока и Северной Африки в конце XX - начале XXI вв. (на примере событий в Ираке 1991-2003 гг., Ливии 2011 г.).
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении факторов, позволивших нефтегазовому лобби США добиться успеха в сфере влияния на внешнеполитический курс Соединенных Штатов в проведении политики на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 1991-2011 гг.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Проанализировать причины и особенности формирования нефтегазового лобби США.
2. Выявить интересы нефтегазового лобби США в Иракской войне (1991-2003 гг.) и обобщить влияние, оказанное на ход войны, ее течение и результаты.
3. Определить и рассмотреть влияние нефтегазового лобби США на события в Ливии 2011 г.
4. Обозначить угрозы, связанные с влиянием нефтегазового лобби США в условиях антироссийских санкций, и рассмотреть варианты потенциальных контрмер.
Степень научной разработанности. Проблема влияния нефтегазового лобби на формирование внешнеполитической стратегии США на Ближнем Востоке и в Северной Африке не получила комплексного освещения в научной литературе. В исследованиях по вопросам формирования внешнеполитического курса США больший акцент делается на развитии международных отношений и влиянии американской дипломатии на международную ситуацию в целом.
В работах ведущих российских исследователей Н.Г. Зяблюка , И.Ю. Козлихина, К.С. Гаджиева , А.А. Кинякина, Н.М. Сироты рассматривается воздействие так называемых заинтересованных групп на внешнеполитические процессы США как следствие процессов плюрализма в американском политическом истеблишменте.
А.В. Зяблюк разработал концепцию заинтересованных групп США, А.В. Павроз рассматривал противоречия плюралистической парадигмы и теории заинтересованных групп. Э.Я. Баталов в своих работах уделил внимание эволюции политической культуры США, В.В. Согрин анализировал также теорию элитизма.
Ведущий российский ученый-американист В.О. Печатнов свои основные работы посвятил изучению структуры политической системы США, Демократической партии, а также взаимодействию конгрессменов с заинтересованными группами в рамках механизмов деятельности Демократической партии США 17. А.А. Гришанов18 рассматривал рост влияния групп интересов на внешнеполитический курс США и политические элиты государств. Проблематикой финансирования заинтересованными группами предвыборных кампаний в США занимались С.С. Костяев , Н.М. Травкина , С.М. Самуйлов .
Этническому фактору лоббизма в США посвящены исследования С.В. Черногорцевой (пророссийский лоббизм в США), Д.Б. Графова (прокитайский и произраильский лоббизм), И.Д. Лошкарева (пропольский лоббизм в Соединенных Штатах), а также труды Дж. Миршаймера и С. Уолта , М. Бэрда , Л. Дэвидсона и др.
Проблемы действий групп интересов затрагивались в работах А. Гамильтона , Дж. Мэдисона, А. де Токвиля . Новый импульс изучение заинтересованных групп получило в середине XX в., когда были изданы работы И. Латхама , Т. Лоуи , С. Вербы , Дж. Гарсона и др. В рамках работ по проблематике заинтересованных групп, опубликованных в конце XX — начале XXI века, можно выделить труды Э. Ноунса , Дж. Джудиса , С. Айнсворта и др.
Среди современных работ, посвященных проблематике лоббизма, можно отметить монографию А. Розенталя , труды С. Мэка , Э. Макфарланда . Об открытой конкуренции лоббистских групп писали американские политологи К. Дотрич и Д. Ялоф . Эволюция деятельности американских лоббистских групп от сугубо внутриполитической направленности к оказанию влияния на мировую политику рассматривается в работах американских политологов Р. Самуэльсона , Р. Гребенара, Б. Моргана . Дж. Макган43, опубликовал ряд исследований, связанных с влиянием групп интересов на деятельность научно-исследовательских центров (think tanks).
Отдельно следует выделить работы А.А. Дегтярева , представителя школы МГИМО по GR и лоббизму, изучающего процессы взаимодействия ТНК, правительств и политических систем различных государств.
При этом такой важный сегмент, как анализ формирования нефтяного лоббизма и лоббистских структур в США, их влияние на внешнеполитический курс Америки по переделу арабского рынка нефти и смене авторитарных режимов, заслуживает пристального внимания ученых.
В настоящем диссертационном исследовании рассматривается проблематика воздействия нефтегазовых лоббистов на стратегический курс внешней политики Соединенных Штатов.
Источниковую базу исследования целесообразно разделить на несколько групп.
Правовые акты: официальные документы и законодательные акты Российской Федерации и Соединенных Штатов, правовые документы и резолюции международных организаций, среди которых можно выделить следующие:
- стратегию национальной безопасности Российской Федерации ;
- концепцию внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом В.В. Путиным 31 марта 2023 г.) ;
- указ Президента Российской Федерации об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации от 13.05.2019 г. № 2 1 6 ;
- стратегию национальной безопасности США ;
- национальную военную стратегию США ;
- национальную стратегию обороны США50 ;
- обращения президентов США о положении в стране (1991-2011 гг.) ;
- документы Временной коалиционной администрации в Ираке ;
- документы посольства США в Ираке ;
- материалы энергетического центра поддержки Министерства обороны США ;
- устав ОПЕК;
- материалы Белого дома США ;
- документы и резолюции слушаний Конгресса США по вопросам, связанным с событиями в Ираке (1991-2003 гг.) и Ливии (2011 г.);
- доклады комиссий Конгресса США, посвященные ОМУ в Ираке ;
- федеральные законы США о регулировании лоббистской деятельности и др.
Теоретическая часть исследования основывается на трудах представителей школы аналитического эклектизма Р. Сила, П. Катценштайна , прагматичном научном подходе, предусматривающем комплексный анализ реальной политической ситуации. В рамках данной концепции предполагается, что эклектическая комбинация различных теоретических школ помогает дать более четкую оценку различным событиям в мировой политике . При написании работы автор также использовал труды неоклассических реалистов С. Уолта, Дж. Миршаймера , Г. Икенбери, У. Уолфорта , Р. Гилпина , Г. Роуза, Ф. Закарии и др., поскольку в диссертации рассматривается влияние военно-нефтегазового комплекса США на проводимую политику Соединенных Штатов в нефтегазовых регионах Ближнего Востока и Северной Африки.
В трудах А. Бентли и А. Харта , изучавших влияние групп интересов на правительства государств, отмечается, что к середине XX столетия в США начинают доминировать лоббистские организации, с помощью которых оказывается воздействие на правительство страны.
В работе использовался теоретический опыт школ МГИМО:
- школы МГИМО по лабораторному анализу прикладных проблем и структурного реализма, представителями которой являются Т.А. Шаклеина, И.А. Истомин , А.А. Сушенцов и др.;
- школы американистики МГИМО — В. О. Печатнов , В.В. Согрин , А.Г. Арбатов , А.С. Маныкин , В.А. Кременюк , Т.А. Шаклеина и др.;
- научной школы МГИМО по изучению лоббизма и GR — А.А. Дегтярев 77, ;
A. Д. Богатуров и др.
В рамках написания диссертации автор использовал труды других научных школ:
- научной школы ИСКРАН, освещающей проблемы лоббизма, —
Н.Г. Зяблюк , А.Б. Белоусов , Н.М. Травкина и др.;
- системной школы ИМЭМО — Н.А. Косолапов , Э.А. Поздняков,
B. Г. Барановский и др.
Исследование также опирается на работы Н.Г. Зяблюка , А.В. Павроза , Н.М. Травкиной86, 87, 88, С.С. Костяева89, , Б. Моргана, А. Розенталя и др., посвященных проблематике влияния заинтересованных групп на внешнюю и внутреннюю политику США.
В диссертации рассматривается процесс формирования и функционирования лоббистских структур Соединенных Штатов на основе исследовательских работ А.Б. Белоусова , В.М. Васильевой , А.С. Галстяна , Т.Н. Окилова , М.В. Малютина , А.В. Павроза96, 97 и др.
Работа основывается на теоретических исследованиях проблем политики и международных отношений, формирования внешнеполитического курса США: труды М.М. Лебедевой98, 99, , В.В. Штоля , Г.А. Арбатова, А.Д. Богатурова, А.А. Кокошина , Е.М. Примакова, А.В. Торкунова , Н.Г. Зяблюка, Е.П. Бажанова , А.И. Подберезкина , А.Б. Белоусова , К.А. Белоусовой , Е.С. Бирюкова , Ю.В. Боровского , А.А. Кокошкина, А.А. Сафронова, М.А. Сафроновой109 , а также иностранных авторов: Р. Кохейна , Д. Ергина, К. Алдреда, Дж. Ная и М. Смита , Б. Вудварда, , Ф. Закария , Д. Браоди, В. Смила, Р. Миллса и др.
Эмпирическая часть основывается на трудах российских и зарубежных специалистов в области нефтяной политики и международных отношений: Ю.В. Боровского , М. Брукса , А.М. Васильевой, Д. Ергина , А.П. Криворучко, В.Т. Рощупкина, А.А. Кокошина, М. Коллона , А.С. Лалетиной, Э. Лорана, Е.С. Мелкумяна, В.В. Наумкина, М. Николацци, А.И. Подберезкина, А.А. Сафронова, М.А. Сафроновой, Л.М. Томашпольского, Д.А. Удалова, В.В. Штоля, А.И. Шумилина , Т.А. Шаклеиной , M. Adelman, T. Ahlbrandt, A.F., K. Borgadus, Bentley, R.L. Bradley , D. Briody , M.A.Smith, K. Deffeyes, A. B. Hart, D. Halpin, A.Herbert, M. Klare, D. McKay, D., R. Mills, A. Nownes, S.G. Randal, V. Smil, D.B. Truman T. Van de Graaf, B. Woodward, F. Zakaria и др.
В ходе написания диссертационной работы автором изучались информационно-аналитические ресурсы официальных интернет-сайтов международных и государственных организаций, а также периодических изданий и публикаций в сети Интернет: «Международная жизнь», «Наука и Школа», «Институт Ближнего Востока», «Институт Востоковедения РАН», Lobby Watch, Foreign Policy, Foreign Affairs, International Journal of Global Energy Issues, Multinational Monitor Magazine и др.
В процессе работы диссертантом были проанализированы монографические и диссертационные исследования А.Д. Арямовой , В.Г. Барановского , А.Р. Борисовой , Д.Б. Графова , А.А. Гришанова , И.Д. Лошкарева , С.В. Старкина , Д.А. Удалова , А.А. Харламова , К.В. Хозинской , С.В. Черногорцевой , посвященные проблематике образования лоббистских структур, влиянию заинтересованных групп и корпораций на внешнеполитические процессы Соединенных Штатов. В монографии И. Даалдера и И. Дестлера содержится значительный документальный материал по подготовке к иракской кампании .
Таким образом, в работе над диссертацией использовался обширный круг источников и работ российских и зарубежных исследователей.
Научную новизну работы определяет обстоятельство, что проблемам лоббизма в Соединенных Штатах Америки посвящено большое количество научных трудов как российских, так и зарубежных исследователей. Тем не менее в настоящей диссертации автор впервые анализирует причины, движущую силу, основные этапы формирования и интересы нефтегазового лобби Соединенных Штатов и военно-нефтегазового комплекса Соединенных Штатов, пришедшего на смену военно-промышленному комплексу, получившему развитие при президенте Д. Эйзенхауэре.
Новизной работы является то, что современная международная ситуация рассматривается через призму интересов крупнейших международных нефтегазовых корпораций, принимающих активное участие в формировании внешне- и внутриполитической стратегии Соединенных Штатов. В работе детально доказывается, что основной причиной проведения военных кампаний США в Ираке (1991-2003 гг.) и Ливии (2011 г.) была заинтересованность нефтегазового лобби США.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды российских и иностранных авторов, посвященные проблемным вопросам внешнеполитической стратегии США на Ближнем Востоке и в Северной Африке на рубеже XX-XXI веков в области нефтяного бизнеса, истории формирования нефтегазового лобби США и военно-нефтегазового комплекса США, особенностям их функционирования и взаимодействия с властью, факторам, влияющим на формирование повестки дня лоббистов и внешнеполитического курса США.
Работа основывается на теории аналитического эклектизма Р. Сила, П. Катценштайна, а также на теории неоклассического реализма, транснационализма и комплексной взаимозависимости, основоположниками которой являются Р. Кохейн и Дж. Най, и концепции турбулентности в мировой политике, транспарентности внешней и внутренней политики государств, трансграничной активности акторов, предложенной Д.Н. Розенау.
...
Цель настоящего диссертационного исследования заключалась в выявлении факторов, позволивших нефтегазовому лобби США добиться успеха во влиянии на внешнеполитический курс Соединенных Штатов в проведении политики на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 1991-2011 гг.
В ходе работы были рассмотрены причины и особенности формирования нефтегазового лобби США, которое является исторической особенностью политической системы Соединенных Штатов. Учитывая данную специфику, можно сделать вывод о том, что влияние нефтегазового лобби в ближайшем будущем не только не сократится, но и будет неуклонно расти вне зависимости от того, какая правящая партия находится в Конгрессе США или от какой партии был избран американский президент.
В рамках действующей системы власти США был создан режим благоприятствования для развития большого количества лоббистских групп, в том числе и нефтегазового лобби. Но в итоге лоббистские группы стали неподконтрольными демократическим механизмам — нефтегазовые лоббизм является тайным инструментом влияния на политическую жизнь, внутреннюю и внешнеполитическую стратегию Соединенных Штатов.
Деятельность нефтегазового лобби далека от публичности и скрыта от общественности, кулуарна, можно назвать ее теневой: частные мероприятия с руководством страны, публикации докладов в научно-исследовательских центрах, проведение неформальных встреч — лишь немногие методы деятельности нефтегазового лобби.
Лоббизм и стратегия развития крупнейших ТНК США тесно связаны с правительством страны и оказывают влияние на формирование политического, экономического курса Соединенных Штатов. Нефтегазовое лобби США непосредственно влияет на формирование внешнеполитического курса страны, законодательную и исполнительную власть США.
Наибольшим влиянием на внешнюю политику США в конце XX - начале XXI в. обладали нефтегазовые корпорации. В 1994 г. в первую двадцатку компаний США с наиболее высоким доходом входила лишь одна энергетическая компания — «Эксон Мобил», годовой доход которой составлял 5,1 млрд долларов США , по этому показателю корпорация «Эксон Мобил» занимала второе место после компании «Форд Моторс» с доходом 5,3 млрд долларов США в год. Уже к концу 1995 г. корпорация «Эксон Мобил» выходит на первое место с доходом более 7,2 млрд долларов США и остается лидером вплоть до 1998 г., увеличив ежегодные доходы до 8 млрд долларов США.
В 1997 г. «Эксон Мобил» на два года уступает первое место корпорациям «Форд Моторс» и «Дженерал Электрик», но уже в 1999 г. с доходом более 15,9 млрд долларов США триумфально возвращается в лидеры, сохранив первенство вплоть до середины 2012 г. (за небольшим исключением в течение краткосрочного периода в 2001 г., когда на первое место вышла банковская корпорация «Ситигруп», а на второе вновь поднялась корпорация «Дженерал Электрик»). На пике доход «Эксон Мобил» составлял 43,37 млрд долларов США. Также следует отметить, что если в 1994 г. «Эксон Мобил» была единственной энергетической корпорацией, входящей в двадцатку лидеров по доходам, то в 2000 г. в список добавляется корпорация «Шеврон» (вышедшая на второе место с доходом в 22,6 млрд долларов США в 2007 г.), в 2003 — «Коноко Филлипс», в 2007 г. — «Оксидентал Петролеум». Компании «Шеврон» и «Коноко Филлипс» продержались в двадцатке лидеров вплоть до 2012 г., а «Эксон Мобил» входит в группу лидеров до настоящего времени.
Определяющим фактором внешней политики США становятся экономические интересы крупнейших компаний военно-нефтегазового комплекса. В этот период прослеживается синтез интересов нефтегазового лобби США и государственных приоритетов Соединенных Штатов: интересы национальной безопасности и бизнеса совпадают, образуется военно-нефтегазовый комплекс (military-petroleum complex), определявший политику США в нефтегазовых регионах Ближнего Востока и Северной Африки. Контроль над крупнейшими мировыми месторождениями углеводородов становится единственным условием международного доминирования.
В работе рассмотрены интересы нефтегазового лобби США в Иракской войне (1991-2003 гг.) и влияние, оказанное на ход войны, ее течение и результаты. Война в Ираке продемонстрировала, насколько важным влияние нефтегазового лобби может быть для бизнес-структур. Именно благодаря политическим связям компания «Халлибуртон» получила выгодные контракты на восстановление Ирака. Американские корпорации оказывают огромное воздействие на исполнительную власть Соединенных Штатов. Особенным влиянием пользуются нефтяные ТНК, предоставлявшие, например, финансовую поддержку администрации Дж. Буша-старшего.
Крупнейшие нефтяные компании оказывают влияние на формирование внешнеполитического курса Соединенных Штатов, особенно в периоды внешнеполитических кризисов и в случае ведения военных действий в том или ином регионе мира, причем очень часто для целей пропаганды используются СМИ.
Политическая структура США неразрывно связана с лоббистами, преследующими собственные цели при разжигании очередных военных конфликтов и получающими выгодные государственные заказы, в итоге влияющими на внутренний и внешний политический курс США.
В американском политическом истеблишменте происходит регулярный обмен кадрами между лидерами крупнейшего корпоративного бизнеса и политическими руководителями. Примеров подобной тенденции много. Например, госсекретарь Дж. Шульц, министр обороны К. Вайнбергер занимали посты вице-президентов в корпорации «Бектэл» — строительном гиганте США, занимающемся обустройством нефтегазовых месторождений и объектов инфраструктуры.
Большинство советников Дж. Буша-младшего были выходцами из энергетического сектора США; энергетические корпорации в разы увеличили свои финансовые пожертвования республиканской партии. Например, спонсорские взносы корпорации «Халлибуртон» выросли до 1,2 млн долларов США, а Р. Бектэл, глава вышеупомянутой корпорации, занял пост советника президента по экспортному контролю.
Американское нефтяное лобби стало основной движущей силой по продвижению идеи начала иракской кампании с целью восстановления контроля над нефтяной отраслью страны, потерянного после национализации нефтяной отрасли Ирака в 1972 г.
В ходе Первой Иракской войны 1991 г. Ирак объявлен недружественным государством и американским корпорациям было запрещено приходить на рынок страны. Нефтегазовому лобби США приходилось наблюдать, как энергетические компании России и Европы налаживают экономические связи с иракским нефтегазовым сектором, в то время как американские корпорации остаются «не у дел». Таким образом, американское нефтегазовое лобби начало лоббирование президентской администрации Дж. Буша-младшего по развязыванию второй иракской кампании.
...
1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом В.В. Путиным 31 марта 2023 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/udpjZePcMAycLXOGGAgmVHQDIoFC N2Ae.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
2. Указ Президента Российской Федерации об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации от 13.05.2019 г. № 216 [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.kremlin.ru (дата обращения: 15.05.2023).
3. Совместная резолюция Сената США о разрешении использования
вооруженных сил против Ирака. 12.01.1991 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.congress.gOv/bill/102nd-congress/senate-joint-resolution/2 (дата
обращения: 15.04.2022).
4. Акт Палаты Представителей Конгресса США № 4655 об освобождении
Ирака. 31.10.1998 [Электронный ресурс]. — URL:
https://www.congress.gov/bill/105th-congress/house-bill/4655 (дата обращения: 17.04.2022).
5. Совместная резолюция Палаты Представителей Конгресса США № 114 об использовании военных сил против Ирака. 16.10.2002. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.congress.gov/bill/107th-congress/house-joint-resolution/114 (дата обращения: 15.02.2022).
6. Акт о создании фонда безопасности и стабилизации ситуации в Ираке №
S.1634. 17.09.2003 [Электронный ресурс]. — URL:
https://www.congress.gov/bill/108th-congress/senate-bill/1634 (дата обращения: 15.04.2023).
7. Указ президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
8. 140 Congress Rec. H. Lobbying Disclosure Act [Электронный ресурс]. — URL: https://www.govinfo.gov/app/details/CREC-1994-09-29/CREC-1994-09-29-pt1- PgH72 (дата обращения: 18.02.2023).
9. 141 Cong. Rec. S10654 — Congress Lobbying Disclosure Act [Электронный ресурс]. — URL: https://www.govinfo.gov/app/details/CREC-1995-07- 25/CREC-1995-07-25-pt1-PgS10654-2 (дата обращения: 15.04.2022).
Другие источники
10. Материалы энергетического центра поддержки Министерства обороны США [Электронный ресурс]. — URL: https://www.dla.mil/Energy/ (дата обращения: 15.04.2023).
11. Устав ОПЕК [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.opec.org/opec _web/en /about_ us/23. htm (дата обращения: 15.05.2023).
12. Open Secrets. Industry Profile Oil & Gas [Электронный ресурс]. — URL:
https://www.opensecrets.org/federal-lobbying/industries/summary?id=E01. (дата
обращения: 21.06.2023).
13. Annual Messages to Congress on the State of the Union [Электронный ресурс]. — URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/presidential-documents- archive-guidebook/annual-messages-congress-the-state-the-union (дата обращения: 15.07.2023).
14. Coalition Provisional Authority Documents [Электронный ресурс]. — URL: www.cpa-iraq.org (дата обращения: 13.05.2023).
15. Embassy of the United States in Baghdad, Iraq Documents [Электронный ресурс]. — URL: http://iraq.usembassy.gov (дата обращения: 19.07.2023).
...245