Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Работа №179450

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы211
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДПО 21
1.1. Кросс-функциональный менеджмент как новый концептуальный продукт в
практике компаний и системе ДПО 21
1.2. Развитие кросс-функциональной компетентности руководителя на основе
андрагогических принципов 48
1.3. Принципы интеграции и структурирования в формировании кросс-
функциональной компетентности современного руководителя 68
1.4. Модель формирования кросс-функциональной компетентности современного
руководителя в системе ДПО 90
ГЛАВА II. ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ СОДЕРЖАТЕЛЬНО¬
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КРОСС- ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ БИЗНЕСА И МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МГИМО) 103
2.1. Системное описание поэтапной программы опытно-экспериментальной работы по формированию кросс-функциональной компетентности руководителя в системе ДПО 103
2.2. Внедрение технологического комплекса как условие эффективного развития
кросс-функциональной компетентности руководителя 122
2.3. Содержательная интерпретация динамики процесса формирования кросс-
функциональной компетентности руководителя 160
Выводы по второй главе 173
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175
БИБЛИОГРАФИЯ 181
ПРИЛОЖЕНИЯ 204


Актуальность исследования обусловлена острой потребностью в профессиональной подготовке управленческого корпуса нового поколения, в научном переосмыслении концепций и технологий современного менеджмента . В эпоху «экономики знаний» функциональная организация предприятия перестаёт удовлетворять его основную потребность - быть лучше своих конкурентов, так как данный тип экономики предполагает не просто улучшения работы отдельных функциональных подразделений предприятия, но совершенствования работы всего предприятия на основе постоянной переподготовки его руководителей . Основатель «экономики знаний» Ф. Махлуп определил ее еще в 70-е годы ХХ столетия как «совокупность достижения практики, систему методов управления для функционирования и поддержания научно-исследовательской
деятельности» . В настоящее время информационное общество и быстрый технологический прогресс требуют от управленцев систематического повышения ранее приобретенных знаний, а непрерывное обучение стало не просто опцией, а необходимостью сохранения руководителем конкурентоспособности своей компании на рынке труда.
По мнению Питера Друкера, «не существует слаборазвитых стран, есть только плохо управляемые страны» . Адаптируя данное положение к российской системе образования, осуществляющей подготовку управленческого корпуса, можно сказать, что введение кардинальных изменений в подготовку и переподготовку руководителей, внедрение инновационного инструментария и технологий, кросс-функциональных принципов в управление предприятиями обеспечат эффективный менеджмент, от которого зависит конкурентоспособность российской экономики в мировом экономическом пространстве.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 21 апреля 2021 года даны поручения по новому качеству государственного управления: «Федеральные инфраструктурные кредиты - мощный ресурс, но насколько он сработает на развитие зависит от того, как будут действовать управленческие команды» . Неудовлетворенность сложившейся системой профессиональной подготовки управленческих кадров, которая по ряду причин не отвечает задачам социальной и образовательной политики , требует разработки принципиально новых, научно обоснованных преобразований в дополнительном образовании (ДПО), внедрения эффективных технологий для переподготовки
современных руководителей, способных конкурировать на рынке труда. «Узкая специализация профессионалов - прошлое. Чем шире кругозор специалиста, чем шире его опыт и знания, тем больше он эффективен в организации будущего» . Обучение управленческих кадров на постоянной основе является ключом к успеху, так как в эпоху постоянных изменений современный руководитель должен не только уметь приобретать и использовать новые знания, налаживать деловые коммуникации, но и решать возникающие кросс-функциональные задачи организации - осуществлять в области управления комплекс системных мероприятий, направленных на эффективное взаимодействие структурных подразделений при планировании, разработке, производстве и реализации продукции или услуги с целью извлечения максимальной прибыли для предприятия.
Кросс-функциональность в руководстве компаний как новый тип менеджмента и кросс-функционального взаимодействия персонала требует особого внимания со стороны руководителей, так как связана со значительными затратами на организацию такого управления. Соответственно, инвестируя средства в формирование кросс- функциональных команд, руководители ожидают результатов, которые не только возместят расходы, но и принесут ощутимую прибыль . Это приводит к особой заинтересованности руководителей к созданию условий для максимизации усилий кросс-функционального взаимодействия.
В этой связи выросли требования к современному менеджеру, который должен быть руководителем - интеллектуально подготовленным, постоянно повышающим уровень профессиональной квалификации и управленческой культуры, что для большинства руководителей все еще является редким явлением .
Кросс-функциональные задачи, стоящие перед современным управлением бизнес-структурами, привели к появлению кросс- функционального менеджмента, направленного на «координацию деятельности различных подразделений и создание синергии между ними...» . Однако до сих пор нет научного обоснования и решения проблемы профессиональной подготовки руководителя нового поколения, способного организовать инновационный менеджмент на кросс- функциональных принципах. Своевременность анализа проблемы кросс- функционального взаимодействия как комплекса системных мероприятий по управлению и принятию комплексных решений обусловлена стремительной динамикой и сложностью структуры современных рыночных отношений, требующих постоянного совершенствования качества профессиональной переподготовки современного руководителя.
Применение андрагогического подхода позволяет выстраивать более эффективную образовательную политику в работе со взрослым населением. «Если в периоды экономического подъема необходимость образования взрослых обусловлена динамикой социального и научно-технического прогресса, увеличением свободного времени и возможностей его рационального использования, то в периоды спада поворот к образованию взрослых диктуется рынком труда, главными требованиями которого к специалисту становятся компетентность и профессионализм. Это приводит к возникновению у многих потребности в переподготовке и получении новых навыков, обеспечивающих им конкурентоспособность» .
Все перечисленное составляет базовую теоретическую основу кросс- функциональной компетентности руководителя, сформированность которой позволит ему значительно расширить управленческий кругозор, оптимизировать работу компании за счет кросс-функционального взаимодействия, основанного на креативности, дивергентности и сплоченности сотрудников. Указанные факторы обусловили актуальность темы диссертационного исследования - формирование кросс- функциональной компетентности современного руководителя как готовности к решению кросс-функциональных управленческих задач.
Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день российский менеджмент, его эффективность и качество, характеризуется рядом ученых как «слабо разработанные стратегия и тактика управления
организациями» . В педагогической науке представлен ряд
диссертационных работ, уделяющих внимание следующим проблемам:
- подготовка и переподготовка руководителей в системе дополнительного профессионального образования (О. Л. Табашникова );
- образование менеджера как трудный путь становления и развития (М. В. Фролова );
- педагогические условия совершенствования управленческих решений руководителей образования в рыночных отношениях (М. И. Сидорова, Е. И. Гордеева );
- воспитание профессионально устойчивых качеств личности современного руководителя в системе непрерывного экономического образования (Е. В. Любицкая, А. Д. Качан );
- подготовка менеджеров в высшей школе (Д. Н. Сухиненко , М. Имаи );
- методология, теория и педагогические технологии преодоления профессиональной деформации руководителей социально-культурных учреждений (М. А. Лазарев ) и др.
В рамках исследования кросс-функциональной компетентности
управленцев менеджменту известны работы зарубежных и отечественных ученых в сфере экономики и управления: П. Лейнван и Ч. Майнарди (Кросс-функциональный менеджмент); L. Dinca, C. Voinescu
(Межфункциональные группы и их роль в повышении конкурентоспособности организационных партнерств); I. Gavrila, T. Gavrila (Конкурентоспособность и конкурентная среда: поощрение и защита конкурентоспособности в ЕС.); K. Koura (Развитие межфункционального управления в Японии); M. L. Pimenta, A. L. Silva, W. L. Tate (Разработка и управление межфункциональными группами: многоаспектное исследование бразильских производственных компаний); М. И. Сидорова (Управленческий учет и менеджмент: вопросы кросс-функционального взаимодействия); Е. И. Гордеева (Кросс-функциональное взаимодействие в информационной поддержке бизнеса); А. С. Филатов (Особенности формирования кросс- функциональных команд для управления инновационными проектами) и др.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате теоретико-методологического анализа были получены выводы о сути и содержании кросс-функционального менеджмента как нового концептуального продукта, разработаны методологические основы теории организации как фактора развития кросс-функционального менеджмента, определены принципы интеграции и структурирования в формировании кросс-функциональной компетентности руководителя, смоделирован процесс формирования кросс-функциональной
компетентности руководителя в системе ДПО. Проведенное исследование продемонстрировало, что важнейшим инструментом построения инновационной экономики является выработка новой парадигмы социально - экономического развития, в основе которой находятся эффективная организация труда и высокий уровень управленческой культуры руководящего состава.
Времена доминирования на предприятии «I-shaped-сотрудников» уходят в прошлое, им на смену приходят специалисты нового типа, имеющие дополнительные компетенции, готовые по-новому осуществлять коммуникацию и реализовывать кросс-функциональные связи внутри и вне предприятия.
Сложившаяся система профессиональной подготовки управленческих кадров, которая по ряду причин не отвечает задачам социально-экономической повестки дня, требует разработки принципиально новых, научно обоснованных преобразований в дополнительном профессиональном образовании, обеспечения организационно-педагогических условий для переподготовки управленцев. В эпоху постоянных изменений современный руководитель должен не только приобретать и использовать новые знания, налаживать деловые и иные коммуникации, но и каждый день решать кросс- функциональные задачи организации - осуществлять комплекс системных мероприятий по управлению для обеспечения эффективного взаимодействия структурных подразделений предприятия.
Доказано, что без эффективного взаимодействия между подразделениями в любой компании невозможно решить общие комплексные задачи. Взаимодействие - главный принцип, обеспечивающий командную работу, когда сотрудники не чувствуют себя в информационном вакууме. Суть современного кросс-функционального взаимодействия и сплочения сотрудников в единую кросс-функциональную команду заключается в четкой, последовательной координации работы всех отделов и подразделений, образовании единого информационного пространства, донесения новостей компании до каждого сотрудника. Для реализации общей цели предприятия руководство предпринимает определенные меры: компании разрабатывают определенные правила кросс-функционального поведения сотрудников, их взаимоотношений, акцентируют внимание на понимания ими цели и значимости взаимодействия при решении комплексных задач. Наряду с этим, особая роль отводится эффективной коммуникации между отделами, осознанию работающими в них реальности того, что сотрудничество в организации - это многогранная, многовекторная работа. Учет указанных выше положений играет важную роль в выборе продуктивных методов руководства организацией, в обеспечении взаимодействия разнофункциональных подразделений внутри компании и между работниками.
Вышеизложенное подвело нас к авторской формулировке предмета исследования, согласно которому кросс-функциональная компетентность современного руководителя - это целостное личностное образование, отражающее владение рядом смежных или принципиально противоположных по направлению деятельности компетенций,
востребованных в управлении современных компаний, сложность которого ежедневно растет, вызывая расширение функциональных задач персонала для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Кросс-функциональность определяет способность руководителя разносторонне мыслить и принимать решения на стыке профессиональных навыков и умений, что тождественно понятию междисциплинарности, обеспечивающей руководителю кросс-функциональное взаимодействие с сотрудниками, агентами и контрагентами.
Наряду с понятием «кросс-функциональная компетентность современного руководителя» были определены следующие термины:
- «кросс-функциональное взаимодействие», которое выражается через эффективную коммуникацию между руководителем и участниками кросс- функциональной команды, осознание руководителем степени и уровня связей между участниками коммуникативного процесса, знание руководителем того, как связи между участниками коммуникативного процесса формируют кросс-функциональную команду;
- «кросс-функциональная команда» - рабочие группы внутри одной организации, включающие в себя работников с разными функциональными обязанностями, представителей различных функциональных отделов с неограниченной сферой деятельности каждого, размытием границ между участниками команды и руководителем, взаимозаменяемостью и ответственностью друг перед другом за принятие решений в ходе проектной работы.
На основе ряда методологических подходов (компетентностного, гуманистического, структурно-функционального, технологического,
уровневого) был разработан комплекс системных мероприятий по развитию кросс-функциональной компетентности руководителя:
- координация деятельности структурных элементов компании при достижении кросс-целей и кросс-функциональных задач, являющихся приоритетными;
- принятие руководителем принципа непрерывного развития в рамках профессиональной переподготовки сотрудников;
- достижение конкурентоспособности персонала на рынке труда при условии перенастройки корпоративной системы повышения квалификации путем расширения и объединения учебных планов разных специальностей с внедрением постоянного изучения нескольких востребованных иностранных языков.
В современных требованиях, предъявляемых к выпускнику программ ДПО Школы бизнеса МГИМО, отмечено, что «выпускник должен обладать целостным представлением об управленческой деятельности, объединяющим капитал, информацию, материалы, где центральной фигурой является человек» . Анализ состояния исследуемого вопроса продемонстрировал, что в отечественной науке слабо разработаны суть и содержание способности руководителя к разрешению кросс-функциональных задач, ведения кросс- функционального менеджмента предприятия, владения кросс - функциональными принципами. Практически не разработаны в педагогической науке и практике пути и механизмы формирования кросс- функциональных способностей.
Решение данной проблемы мы видим через иную композицию исследуемой компетентности и интеграцию наиболее значимых профессионально-личностных качеств управленца, его основных компетенций в единое личностное образование. Использованный в исследовании интегративный подход и принципы структурирования усилили взаимосвязь между отдельными компонентами способности управленца решать кросс-функциональные задачи и осуществлять кросс- функциональный менеджмент в организации.
Компонентный состав сформированной кросс-функциональной компетентности включает:
■ командно-коммуникабельный - проявление доверия и сотрудничества, взаимовыручки на принципах командного взаимодействия; понимание единства интересов сотрудников и руководства; управление на основе принципа делегирования полномочий;
■ дивергентно-вариативный - способность к стратегии генерирования множества решений в противовес одной единственной задаче, активное использование метода творческого мышления;
■ эмпатийно-рефлексивный - обращение внимания руководителя на продукты собственной деятельности и их осознание, переосмысление; способность к размышлению над уже осуществленными актами;
■ нравственно-этический - этичное отношение к подчиненным, создание благоприятного климата, честность, ответственность руководителя в отношениях со своими сотрудниками, клиентами, контрагентами, акционерами; внимание и терпимость к своим служащим, так как проявление внимания и заботы - это путь к взаимопониманию, сокращению дистанции, исключению ситуаций, вызывающих потребность руководителя использовать административные санкции).
Интеграция и структурирование кросс-функциональной
компетентности современного руководителя, его способности решать кросс- функциональные задачи рассматривается нами как процесс, обусловленный состоянием связанности, соединения отдельных частей данной способности и ее отдельных компетенций в единое целое.
Основываясь на тезисе о том, что моделирование - это способ описать процессы, сделать их более наглядными, последовательными, встроенными в оптимальный, четкий алгоритм, мы разработали модель формирования кросс-функциональной компетентности у современного руководителя.
Выявленные теоретические положения были подтверждены в ходе реализации программы опытно-экспериментальной работы по формированию кросс-функциональной компетентности руководителя в системе ДПО с целью доказательства эффективности внедренного содержательно-технологического комплекса.
Прикладная часть диссертации представлена классическими этапами, разработанными отечественными педагогами-академиками Ю. Л. Бабанским, В. В. Краевским, В. С. Лазаревым, М. М. Поташником. По завершении констатирующего этапа мы пришли к выводу, что задачи, поставленные на данном этапе опытно-экспериментальной работы полностью решены, а цель достигнута. На преобразующем этапе слушатели контрольной группы были выведены из-под воздействия экспериментальных условий, которые далее распространялись только на слушателей экспериментальной группы. Тогда же был разработан содержательно-технологический комплекс для повышения уровня кросс-функциональной компетентности и внедрены технологии, способствующие повышению уровня сформированности кросс- функциональной компетентности.
В целом, проведённое исследование обеспечило доказательность положений гипотезы, подтвердило эффективность разработанной модели и обеспечивающего её содержательно-технологического комплекса, позволяющих усовершенствовать и повысить уровень сформированности кросс-функциональной компетентности современного руководителя.



1. Абдикеев Н. М. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебник / Н. М. Абдикеев, Т. П. Данько, С. В. Ильдеменов, А. Д. Киселев. 2-е изд., испр. М.: Эксмо, 2007.
2. Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 3 (3). С.12-16.
3. Авилов А., Розманов О., Сидоров Н. Новый взгляд на деятельность руководителя // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 3. С. 37-48.
4. Адизес И. К. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует. Москва: ООО «Альпина Паблишер», 2014. 416 с.
5. Акинфиев В. К. Управление развитием интегрированных промышленных компаний. Теория и практика / В. К. Акинфиев. М.: Ленанд, 2011. 226 с.
6. Акопян Р. Э. Специфика стиля в европейских организациях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. С. 45-48.
7. Андрушкив Б. М., Мельник Л. Н. Формирование системы бизнес процессов предприятия в контексте устойчивого развития. Теоретические и практические аспекты экономики и интеллектуальной собственности. 2019. № 2 (1). С. 91-97.
8. Аргирис К. и Шен Д. Организационное обучение II: теория, метод и практика. Ридинг, Массачусетс: Эддисон Уэсли, 1996.
9. Аргирис К. и Шен Д. Теория на практике: повышение
профессиональной эффективности. Сан-Франциско. 1974.
10. Аргирис К. Повышение эффективности лидерства, Нью-Йорк: Wiley- Interscience, 1976.
11. Аргирис К. Преодоление Организационных Защит. Содействие организационному обучению. Бостон: Эллин и Бэкон, 1990.
12. Аргирис К. Рассуждение, обучение и действие: индивидуальное и организационное. Сан-Франциско: Джосси-Басс,1982.
13. Аргирис К. Теория и метод вмешательства: взгляд на поведенческую науку. Чтение. Масс.: Аддисон Уэсли, 1970.
14. Аргирис К. Учит умных людей учиться. Harvard Business Review, май- июнь. 1991.
15. Ашер Р. и Брайант И. Образование взрослых как теория, практика и исследования, Лондон: Рутледж, 1989.
...248


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ