Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ ПО НАЛОГОВЫМ ВОПРОСАМ (НА ПРИМЕРЕ США И ЕС)

Работа №179446

Тип работы

Диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы231
Год сдачи2021
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
ИНФОРМАЦИЕЙ 18
§ 1.1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ 18
§ 1.2. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕСТО АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО ПРАВА 43
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОМАТИЧЕСКОГО
ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В США 76
§ 2.1. ВЫБОР НАДЛЕЖАЩЕЙ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ 76
§ 2.2. ОСОБЕННОСТИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
89
§ 2.3. СООТНОШЕНИЕ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОМ
ОБМЕНЕ ИНФОРМАЦИЕЙ 108
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОМАТИЧЕСКОГО
ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В ЕС 137
§ 3.1. ВЫБОР НАДЛЕЖАЩЕЙ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ 137
§ 3.2. ОСОБЕННОСТИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
156
§ 3.3. СООТНОШЕНИЕ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОМ
ОБМЕНЕ ИНФОРМАЦИЕЙ 173
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 199
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 207


Актуальность темы исследования. Автоматический обмен информацией является формой международного сотрудничества налоговых органов, направленной, прежде всего, на борьбу с уклонением от уплаты налогов.
Как отмечают Минди Хэрцфелд и Ричард Дернберг, данный вид обмена информацией «призван способствовать борьбе с уклонением от уплаты налогов, которое выражается в сокрытии финансовых активов на счетах зарубежных финансовых учреждений» . Иными словами, имеет место стремление государств к предотвращению вывода капитала в зарубежные юрисдикции и репатриации уже выведенных финансовых активов.
В свою очередь, Васильева Е.Г. пишет, что «международный обмен налоговой информацией, как правило, один из эффективных, а в отдельных случаях единственно возможный способ регулирования глобального цифрового рынка» .
В настоящее время существует несколько разновидностей автоматического обмена информацией, но международное признание получили только две из них - автоматический обмен информацией о финансовых счетах и автоматический обмен межстрановой отчетностью.
Так, автоматический обмен информацией о финансовых счетах возник в ЕС, но получил развитие в США, где сформировалась собственная система, представленная национальным законом и межправительственными соглашениями, принятыми в целях его имплементации. Параллельно ОЭСР предприняла ряд действий, направленных на разработку собственного стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах, который был воспринят международным сообществом.
Также ОЭСР разработала стандарт автоматического обмена межстрановой отчетностью и стандарт обмена решениями налоговых органов. Первый стандарт получил международное признание, тогда как второй стандарт обрел автоматическую форму обмена информацией лишь в праве ЕС.
На данный момент автоматический обмен информацией продолжает развиваться. Наряду с этим за время его существования были выявлены определенные проблемы, среди которых: проблема разного объема
имплементации международных стандартов автоматического обмена информацией; проблема выбора надлежащей правовой основы для такого обмена информацией; проблема защиты прав налогоплательщика при автоматическом обмене информацией.
Общей проблемой является обеспечение эффективности
функционирования автоматического обмена информацией как правового института. Для ее решения ОЭСР разработала Модельные правила обязательного раскрытия информации, которые в совокупности с Моделью многостороннего соглашения компетентных органов в будущем должны сформировать новый международный стандарт автоматического обмена информацией, а именно - стандарт автоматического обмена информацией о трансграничных схемах налогового планирования.
Отметим, что в ЕС этот вид автоматического обмена информацией уже имеет место. Более того, система мер международного сотрудничества, в целом, и система автоматического обмена информацией, в частности, будут представлены в будущем в ЕС в рамках единой директивы, а не базовой директивы с директивами о поправках к ней. Речь идет о Проекте кодификации Директивы ЕС об административном сотрудничестве 2011 года, представленном на портале правовой информации ЕС . Кодификация данного источника права ЕС указывает на значимость объекта его правового регулирования для ЕС , в целом.
Среди всех разновидностей автоматического обмена информацией именно автоматический обмен информацией о финансовых счетах представляет наибольший интерес, поскольку его осуществление сопряжено со всеми проблемами, перечисленными выше. По этой причине в настоящем диссертационном исследовании особое внимание будет уделено именно ему.
Примечательно, что в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» одним из направлений деофшоризации российской экономики является «приведение законодательства о международном автоматическом обмене информацией в полное соответствие Единому стандарту отчетности ОЭСР (Common Reporting Standard) и повышение эффективности обмена финансовыми данными (в т.ч. посредством совершенствования порядка взаимодействия компетентных органов)» . Другими словами, именно автоматический обмен информацией о финансовых счетах является приоритетным направлением налоговой политики России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте ОЭСР , с 2017 по 2019 год количество юрисдикций, участвующих в автоматическом обмене информацией о финансовых счетах, увеличилось с 48 до 97, количество отношений по обмену тоже увеличилось с 2600 до 6100. Также количество счетов, сведения о которых являются предметом обмена, возросло с 11 миллионов до 84 миллионов, сумма активов, находящихся на них, возросла с 1,1 триллиона евро до 10 триллионов евро. Иначе говоря, данная разновидность автоматического обмена информацией позволила раскрыть сведения об активах на 10 триллионов евро, что является достижением в контексте борьбы с уклонением от уплаты налогов.
Международные стандарты и правовое регулирование автоматического обмена информацией по налоговым вопросам в рамках данного диссертационного исследования будут изучены на примере США и ЕС, их взаимоотношений друг с другом, а также с третьими странами, среди которых, повышенное внимание будет уделено России.
Для России важно понимать суть проблем, связанных с автоматическим обменом информацией, чтобы правильно выстраивать соответствующие отношения, иметь точное представление о правах и обязанностях, а также международно-правовой ответственности, соблюдать баланс между налоговой прозрачностью и конфиденциальностью. Также для России важно уже сейчас видеть преимущества и осознавать риски, связанные с автоматическим обменом информацией о трансграничных схемах налогового планирования, который имеет все предпосылки для того, чтобы стать новым международным стандартом.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблеме автоматического обмена информацией посвящен ряд зарубежных исследований следующих авторов: Анджело Венардос (Angelo Venardos), Виктория Верер (Viktoria Wohrer), Дайана Ринг (Diane M. Ring), Дэвид Керцнер (David S. Kerzner), Дэвид Чедикофф (David W. Chodikoff), Дэниэл Лэтроп (Daniel Lathrope), Кристофер Хэй (Christopher A. Haye), Ксавье Оберсон (Xavier Oberson), Росс МакГилл (Ross K. McGill), Рювен Ави-Йона (Reuven S. Avi-Yonah), Стюарт Липо (Stuart Lipo), Ярив Браунер (Yariv Brauner).
Между тем, исследования указанных зарубежных авторов в большей степени сконцентрированы на проблеме защиты прав налогоплательщика при автоматическом обмене информацией и не уделяют должного внимания иным проблемам. Например, проблема выбора надлежащей правовой основы упоминается, но не анализируется. Проблема разного объема имплементации международных стандартов автоматического обмена информацией , по имеющимся сведениям, не исследовалась, в целом. Что касается общей проблемы обеспечения эффективности автоматического обмена информацией, то ввиду своей новизны она еще не нашла отражение в зарубежных исследованиях.
В российской научной литературе на данный момент отсутствуют комплексные исследования проблем, связанных с автоматическим обменом информацией. Между тем, есть ряд диссертаций, в которых автоматический обмен информацией упоминается в качестве актуального направления международного сотрудничества налоговых органов: «Правовой механизм имплементации налогового права ЕС в Федеративной Республике Германия» (Агеева А.Д.) , «Правовой механизм противодействия злоупотреблению правом в международной налоговой практике Швейцарской Конфедерации» (Кириллов А.В.) , «Особенности имплементации права ЕС о прямом налогообложении» (Леонова О.А.) , «Правовые основы международного сотрудничества в области избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов» (Кастанова Е.Д.) , «Правовое регулирование налогообложения в Республике Молдова и в Румынии» (Нани Л.) .
Автоматический обмен информацией также был предметом научных статей следующих российских авторов: Абдрашитова А.Ф., Айдаева Д.З., Берберов А.Б., Будылин С.Л., Васильева Е.Г., Викулов К.Е., Волова Л.И., Воробьева Н.Н., Гаврютин С.Н., Гончарова Л.В., Грицепанова К., Демин А.В., Жилевская Н.И, Жилкин В.А., Канашевский В.А., Кандыба М., Килинкарова Е.В., Кирилин А.В., Коваль А.А., Крохина А.М., Кузнец И.М., Левашенко А.Д., Милоголов Н.С., Овчарова Е.В., Осина Д.М., Пекарская М.С., Пономарева К.А., Прокаев М.В., Родыгина В.Е., Сарнакова А.В., Старженецкая Л.Н., Тасалов К.А., Толстопятенко Г.П., Шашкова А.В., Яковлев С.Ю.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с автоматическим обменом информацией по налоговым вопросам.
Предмет диссертационного исследования представлен нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы автоматического обмена информацией, судебной практикой, связанной с их применением,
международными стандартами и рекомендациями, которые по общему правилу не имеют юридической силы, но оказывают влияние на правовое регулирование автоматического обмена информацией, а также отечественной и зарубежн ой доктриной, посвященной данному правовому институту.
Цель исследования - в комплексном изучении проблем, связанных с автоматическим обменом информацией, которое в теории даст представление об актуальном состоянии данного правового института, что необходимо для целей его последующего совершенствования, а на практике позволит России грамотно выстраивать отношения по автоматическому обмену информацией с другими государствами, а налогоплательщикам эффективно защищать свои права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть историю становления и развития автоматического обмена информацией;
2. сформулировать понятие и выявить основные виды автоматического обмена информацией;
3. определить место автоматического обмена информацией в системе налогового права;
4. изучить национальное законодательство США об автоматическом
обмене информацией и особенности его имплементации через
соответствующие межправительственные соглашения;
5. исследовать правовые основы для автоматического обмена информацией на примере США и выявить среди них надлежащие;
6. проанализировать соотношение налоговой прозрачности и конфиденциальности в контексте автоматического обмена информацией в США;
7. изучить особенности имплементации международных стандартов автоматического обмена информацией через источники права ЕС в национальное законодательство государств-членов ЕС;
8. исследовать правовые основы для автоматического обмена информацией среди государств-членов ЕС, а также между государствами-членами ЕС и третьими странами, выявить среди них надлежащие;
9. проанализировать соотношение налоговой прозрачности и конфиденциальности при автоматическом обмене информацией в ЕС....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В проведенном исследовании было продемонстрировано, что автоматический обмен информацией является институтом налогового права, изучение которого представляет как теоретический, так и практический интерес.
С теоретической точки зрения, было важно изучить историю становления и развития автоматического обмена информацией как комплексного правового явления. Так, автоматический обмен информацией возник одновременно с первыми международными договорами по налоговым вопросам. Изначально он был закреплен в комментариях к ним и лишь с течением времени стал официально выделяться в качестве одного из видов обмена информацией наряду с обменом информацией по запросу и инициативным обменом информацией. Впоследствии автоматический обмен информацией начал самостоятельное развитие. Это произошло, когда первоначальный механизм обмена информацией об определенных категориях дохода, дополнился обменом информацией о финансовых счетах. Иными словами, произошло расширение содержания автоматического обмена информацией, которое продолжается до сих пор.
Так, на настоящий момент времени выделяют следующие разновидности автоматического обмена информацией: обмен информацией о финансовых счетах, обмен межстрановой отчетностью, обмен решениями налоговых органов, а также обмен информацией о трансграничных схемах налогового планирования. Возникновение четвертой разновидности автоматического обмена информацией обусловлено необходимостью повышения эффективности его первой разновидности. Сейчас данная инициатива ОЭСР реализована на уровне ЕС, но в перспективе можно будет говорить об очередном международном стандарте автоматического обмена информацией. База для него уже есть - Модельные правила обязательного раскрытия информации и Модель многостороннего соглашения компетентных органов.
Общепризнанными на сегодняшний день международными стандартами являются разработанные ОЭСР Общий стандарт отчетности, который лежит в основе автоматического обмена информацией о финансовых счетах, и Стандарт обмена межстрановой отчетностью, на котором основан автоматический обмен межстрановой отчетностью. Отметим, что к Общему стандарту отчетности присоединилось значительное количество государств, но не США. США мотивировали свое неучастие наличием собственной системы автоматического обмена информацией, ядром которой является FATCA.
Система FATCA представлена двумя подсистемами: FATCA как законом, имеющим экстерриториальное действие, и FATCA как законом вместе с имплементирующими его межправительственными соглашениями. Явным недостатком первой системы, как было продемонстрировано в проведенном исследовании, является коллизия между национальным законодательством, содержащим положения о режиме тайны либо об ответственности за его нарушение, и FATCA как законом.
Особенностью ЕС является расширенный подход к системе автоматического обмена информацией, в целом. Так, в ЕС исходят из автоматического обмена решениями налоговых органов, хотя международный стандарт, представленный в Действии 5 Плана BEPS, этого не требует. Между тем, такая инициатива со стороны ЕС видится уместной, поскольку автоматический обмен решениями налоговых органов и автоматический обмен межстрановой отчетностью положительным образом влияют на эффективность обмена информацией по запросу как иного правового института в системе мер международного сотрудничества.
Примечательно, что все четыре разновидности автоматического обмена информацией применяются в разных сферах и , как следствие, распространяются на разных участников. Так, автоматический обмен информацией о финансовых счетах направлен, прежде всего, на получение информации о финансовой деятельности физических лиц. Автоматический обмен межстрановой отчетностью ориентирован в первую очередь на экономическую деятельность юридических лиц. Если говорить об автоматическом обмене решениями налоговых органов, то его участниками являются исключительно налоговые органы. А действие автоматического обмена информацией о трансграничных схемах налогового планирования направлено на посредников и в некоторых случаях налогоплательщиков.
Также для теории важно, что автоматический обмен информацией - это институт именно налогового права. Данное положение доказывается тем, что автоматический обмен информацией является видом обмена информацией, который, в свою очередь, представлен в системе мер международного сотрудничества по налоговым вопросам. С учетом того, что источниками правового регулирования международного сотрудничества налоговых органов являются международные договоры по налоговым вопросам, автоматический обмен информацией следует считать институтом налогового права. Также международные стандарты автоматического обмена информацией имплементируются в национальное налоговое законодательство, которое тоже является источником налогового права. Значит, с позиции национального и международного права, автоматический обмен информацией - это институт налогового права.
Дополнительным аргументом в пользу того, что отношения по поводу автоматического обмена информацией являются предметом налогового права, следует признать их соответствие организационно -имущественному критерию. Именно с учетом данного критерия они в большей степени относятся к предмету налогового, нежели административного права. Имущественная составляющая выражается в том, что предметом автоматического обмена информацией являются сведения финансово-экономического характера, а суть данного правового явления состоит в обеспечении налогового администрирования и налогового контроля.
С практической точки зрения, было необходимо исследовать те проблемы, которые возникают при осуществлении автоматического обмена информацией. Так, в качестве основных были выделены следующие проблемы:
1) проблема выбора надлежащей правовой основы для автоматического обмена информацией;
2) проблема имплементации такого обмена информацией;
3) проблема соотношения частного и публичного интереса при автоматическом обмене информацией.
Перечисленные проблемы были исследованы на примере ЕС и США, поскольку именно эти субъекты международного права в своем праве отражают основные мировые тенденции в области автоматического обмена информацией.
Так, проблема выбора надлежащей правовой основы состоит в том, что одновременно несколько международных договоров и межправительственных соглашений могут быть определены в качестве правовой основы для автоматического обмена информацией. При этом все они предусматривают разный объем прав и обязанностей сторон, разную ответственность за нарушение международно-правовых обязательств. Более того, они содержат разный объем гарантий прав налогоплательщика, что тоже является весомым аргументом в пользу необходимости решения указанной проблемы.
В рамках проведенного исследования было установлено, что в США автоматический обмен информацией прямо предусмотрен соглашениями об обмене налоговой информацией с Аргентиной, Коста-Рикой, Сингапуром, Техническим руководством к Модельной конвенции 2006 года, а также собственными техническими руководствами к соглашениям об избежании двойного налогообложения (например, с Канадой). Следовательно, некоторые двусторонние международные договоры США по налоговым вопросам, действительно, предусматривают автоматический обмен информацией, но не все. Для остальных требуется заключение соответствующих протоколов. Особенность США заключается в том, что для целей автоматического обмена информацией о финансовых счетах некоторые межправительственные соглашения могут признаваться в качестве надлежащей правовой основы. Речь идет о тех межправительственных соглашениях, имплементирующих FATCA, которые не требуют под собой международных договоров по налоговым вопросам.
В ЕС проблема выбора надлежащей правовой основы для автоматического обмена информацией возникает не всегда. Так, внутри ЕС, а также при таком обмене информацией с Андоррой, Лихтенштейном, Монако, Сан-Марино и Швейцарией подобной проблемы нет, поскольку правовая основа четко определена. В первом случае - это Директива ЕС об административном сотрудничестве 2011 года, а во втором - это Соглашения ЕС....


1. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно -тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (утв. Минфином России).
2. 2000/520/EC: Commission Decision of 26 July 2000 pursuant to Directive
95/46/EC of the European Parliament and of the Council on the adequacy of the protection provided by the safe harbour privacy principles and related frequently asked questions issued by the US Department of Commerce (notified under document number C(2000) 2441) [Electronic resource]. URL: https://eur-
lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=CELEX%3A32000D0520.
3. 2010/87/EU: Commission Decision of 5 February 2010 on standard contractual clauses for the transfer of personal data to processors established in third countries under Directive 95/46/EC of the European Parliament and of the Council (notified under document C(2010) 593) [Electronic resource]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32010D0087.
4. 3rd Enhanced Follow-up Report & Technical Compliance Re-Rating on the
United States' measures to combat money laundering and terrorist financing of 2020 [Electronic resource]. URL: https ://www. fatf-
gafi.org/ media/ fatf/documents/reports/fur/F ollow-Up-Report-United- States- March-2020.pdf.
5. Agreement between the European Community and the Principality of Andorra
providing for measures equivalent to those laid down in Council Directive 2003/48/EC on taxation of savings income in the form of interest payments [Electronic resource]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A22004A1204%2801 %29.
6. Agreement between the European Community and the Principality of
Liechtenstein providing for measures equivalent to those laid down in Council Directive 2003/48/EC on taxation of savings income in the form of interest payments [Electronic resource]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A22004A1224%2801%29&qid=16033732011 34.
7. Agreement between the European Community and the Principality of Monaco
providing for measures equivalent to those laid down in Council Directive 2003/48/EC [Electronic resource]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A22005A0121%2801 %29&qid=16033734579 58.
8. Agreement between the European Community and the Republic of San Marino
providing for measures equivalent to those laid down in Council Directive 2003/48/EC on taxation of savings income in the form of interest payments [Electronic resource]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A22004A1228%2802%29&qid=16033741074 49.
9. Agreement between the European Community and the Swiss Confederation
providing for measures equivalent to those laid down in Council Directive 2003/48/EC on taxation of savings income in the form of interest payments [Electronic resource]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A22004A1229%2801 %29.
10. Agreement between the European Union and the Principality of Andorra on the
automatic exchange of financial account information to improve international tax compliance (consolidated text) [Electronic resource]. URL: https://eur-
lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:02004A1204(01)- 20170101&from=EN.
11. Agreement between the European Union and the Principality of Liechtenstein on the automatic exchange of financial account information to improve international tax compliance (consolidated text) [Electronic resource]. URL: https://eur- lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:02004A1224(01)- 20160101 &from=EN.
12. Agreement between the European Union and the Principality of Monaco on the exchange of financial account information to improve international tax
compliance in accordance with the Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information in Tax Matters developed by the Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD) (consolidated text) [Electronic resource]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:02005A0121(01)-20170101&from=EN.
13. Agreement between the European Union and the Republic of San Marino on the automatic exchange of financial account information to improve international tax compliance (consolidated text) [Electronic resource]. URL: https://eur- lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:02004A1228(02)- 20160101 &from=EN.
14. Agreement between the European Union and the Swiss Confederation on the automatic exchange of financial account information to improve international tax compliance (consolidated text) [Electronic resource]. URL: https://eur- lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:02004A1229(01)- 20170101&from=EN.
15. Agreement between the Government of the Commonwealth of the Bahamas and the Government of the United States of America for the provision of information with respect to taxes and for other matters of 2002 [Electronic resource]. URL: http ://www.oecd.org/unitedstates/35514646.pdf.
...259


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ