ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ И МИРОВОЙ РЫНОК ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО АВИАСТРОЕНИЯ 17
1.1. Концептуальные аспекты формирования конкурентных
стратегий 17
1.2. Мировой рынок продукции гражданского авиастроения:
современное состояние и перспективы развития 36
1.3. Особенности конкуренции на мировом рынке продукции
гражданского авиастроения 59
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЕВРОПЕЙСКИХ
АВИАСТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ 82
2.1. Роль наднационального и государственного регулирования в
обеспечении конкурентных преимуществ европейских
авиастроительных компаний 82
2.2. Конкурентные преимущества и стратегия конкурентного
поведения ведущего европейского производителя гражданской авиатехники AIRBUS на мировом рынке 103
2.3. Системный анализ конкурентных стратегий европейских
авиастроительных компаний отраслей региональной и бизнес - авиации 123
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ РОССИЙСКИХ АВИАСТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ В КОНТЕКСТЕ АДАПТАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА 145
3.1. Основные этапы формирования российского гражданского авиастроения и участие отечественных компаний в международной
кооперации 145
3.2. Роль государства в формировании конкурентных преимуществ
российской авиастроительной продукции на мировом рынке 159
3.3. Оценка и формирование конкурентных стратегий компаний
российского авиастроения с учетом опыта европейских стран 178
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 197
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 207
ПРИЛОЖЕНИЯ 234
Актуальность темы исследования. Авиационная промышленность для России традиционно является одним из важных системообразующих элементов национальной экономики в силу своей принадлежности к наукоемким и высокотехнологичным отраслям, возможности встраивания в международное технико-технологическое сотрудничество и кооперацию, а также влияния на инновационное развитие и устойчивость экономического роста. Несмотря на застой в постсоветское десятилетие и наметившийся вследствие этого тренд на отставание от ведущих авиастроительных стран, развитие отрасли всегда имело для России стратегическое значение в первую очередь в рамках обеспечения транспортной безопасности страны. Для реализации интеграционных задач в такой огромной стране требуется функционирование развитой системы обеспечения авиаперевозок, в том числе национального парка гражданских воздушных судов.
Актуальность проблемы возросла в свете реализации политики санкций западными странами в отношении России, направленной на подрыв деятельности целых отраслей российской экономики. При этом вся система воздушных перевозок в России основана на использовании американских и европейских гражданских самолетов, что само по себе представляет угрозу транспортной безопасности страны. Поэтому в программах развития промышленного сектора гражданскому авиастроению в России, наряду с военно-промышленным комплексом, уделяется особое внимание как одной из ведущих наукоемких и системообразующих отраслей национальной экономики.
Однако для успешного развития отрасли критически важным аспектом является создание конкурентоспособных самолетов, обеспечивающих экономическую целесообразность их использования. Это условие требует разработку и реализацию конкурентных стратегий как для конкретных производителей, так и для национальной отрасли в целом. В этой связи руководителям профильных государственных структур, а также компаний- производителей гражданской авиатехники представляется целесообразным учесть опыт европейских авиастроительных компаний, наиболее успешно реализовавших широкий спектр конкурентных стратегий. Акцент на использование европейской модели расставлен с учетом успешного опыта интеграции авиастроительных отраслей нескольких соседних стран в единую промышленную группу Airbus, которая, в том числе и за счет эффективных конкурентных стратегий, смогла за короткий период разрушить монополию Boeing на мировом рынке продукции авиастроения. Подобные пути развития также могут быть рассмотрены в контексте идентичных моделей государственного регулирования отрасли авиастроения в России и европейских странах. Отдельного внимания заслуживает опыт становления и развития европейских производителей региональных самолетов и бизнес-джетов, которые внесли свой ощутимый вклад в развитие интеграционных процессов в Европейском Союзе.
Авиастроение (также могут использоваться и такие названия отрасли как самолетостроение, аэрокосмическая промышленность, производство авиационной техники) всегда являлось инновационным сектором промышленного производства в любой стране мира - так сложилось исторически. На разработку и конструирование самолета (причем не важно, военного или гражданского) может уходить до 10 лет, поэтому авиационное производство имеет очень высокую наукоемкость. Вполне обоснованно и закономерно, что сложность решения технологических задач и высокие издержки на проектирование и производство определяют всего несколько стран и компаний-лидеров, которые представляют мировое авиастроение.
Авиастроение исторически было основано на прорывных для своего времени технологиях, поэтому в настоящее время, характерное появлением новых видов авиационного оборудования, новых более прочных материалов, стремлением к экологичности работы и комплексным использованием инфокоммуникационных технологий, представления о характере конкуренции на рынке гражданского самолетостроения трансформируются с приоритетом выбора технологичности и оптимизации стоимостных параметров. Учитывая необходимость существенных капиталовложений в развитие авиастроительных компаний, в разных странах по-разному организовано финансовое обеспечение - это может быть как сфера государственного регулирования и бюджетной поддержки (в России, Европейском Союзе, Китае), так и сфера частных и корпоративных инвестиций (в США) с косвенными мерами поддержки со стороны государства. Именно это подчеркивает важность авиастроения для национального и мирового экономического развития.
Большинство экспертов в отрасли склонны считать, что самолетостроение изначально формировалась и развивалась как отрасль, имеющая оборонное значение для государств, в которой разрабатывались и поддерживались исключительно передовые и прорывные технологии, способствующие как совершенствованию конструкции летательных аппаратов и их функционала, так и позволяющие развиваться смежным отраслям, включая гражданское самолетостроение, транспортное обслуживание, аэронавигацию, производство топлива и прочее.
Отрасль гражданского самолетостроения прошла определенные этапы развития - от свободной конкуренции до конца Второй мировой войны, пока не определились с конструкцией авиадвигателей с учетом полетной практики военных самолетов, до дуополии в настоящее время, когда на мировом рынке определились два лидера в самолетостроении, которые фактически поделили его поровну, это американская компания Boeing и европейский консорциум Airbus, средне- и дальнемагистральные лайнеры которых есть в самолетных парках абсолютно всех авиакомпаний мира.
Современная задача развития российского авиастроения заключается в развитии конкурентных отношений, которые будут способствовать не только технико-эколого-технологическому совершенствованию самолетов, но и привлечению капитала частного бизнеса, поскольку гражданское авиастроение отделено от финансируемого государством сектора военного самолетостроения (и это является уже сформировавшейся практикой ведущих в данной отрасли стран). При этом следует отметить и продолжающуюся межстрановую кооперацию (США, ЕС, Канада, Бразилия, Россия, Китай) при производстве новых пассажирских узко- и широкофюзеляжных самолетов, ведь сегодня любой пассажирский лайнер это результат взаимодействия разработчиков и поставщиков, представляющих эти страны и ведущие авиационные компании мира. Поэтому в современных условиях существует необходимость систематизации особенностей и параметров формирования и реализации конкурентных стратегий авиастроительных компаний с учетом актуальных технологических решений, прогнозируемым увеличением спроса на пассажирские перевозки и поиском путей восстановления свободной конкуренции на рынке гражданского самолетостроения. Таким образом, вопросы конкурентных стратегий авиастроительных компаний являются актуальной темой исследования, имеющей существенное значение для развития мирового авиастроения и мирового рынка гражданской авиации.
Степень разработанности темы. Вопросы и проблемы, связанные с разработкой конкурентных стратегий, стратегического менеджмента предприятий и организаций, международного бизнеса и корпоративного управления являются достаточно проработанными и рассматриваются в работах М. Портера, Х. Девиса, Ф. Котлера, К. Прахалада, П. Кругмана, П. Бакли, И.Н. Герчиковой, П.С. Завьялова, Р.Б. Ноздревой, Н.Ю. Кониной, А.Г. Дементьевой , М.И. Соколовой, О.И. Дегтяревой и др.
Изучению динамики рынка авиационных пассажирских перевозок и исследованию деятельности и конкурентоспособности российских и зарубежных авиастроительных компаний, а также авиастроительной отрасли в целом, посвящены работы российских (Дементьев В.Е., Воробьев А.К., Голов Р.С., Дунаев О.Н., Борисов Ф.А., Крамаренко А.В., Крупенский Н.А., Колпаков С.Г., Гусакова Е.А, Калачанов В.Д., Шапкин В.С., Самойлов И.А., Лесничий И.В., Яшин В.Ю., Русанова А.Л., Лавринов Г.А., Косенко А.А., Бабкин Г.В. и др.) и зарубежных ученых (Hinsch М., Boroweic J., Norbage N., Kuzio J., Morrell P., Graham A. Idzikowski L., Akay A., Fleming G.G., Hellweg R.D.Jr., Ohlandt C.J.R., Morris L.J., Thompson J.A., Chan A., Scobell A., Samunderu E., Vertesy D., Salvetat D., Geraudel M., d'Armagnac S., MacDonald L., Thomas A., Heerkens H., Cassiolato J. Е.и др.).
Анализ содержания и систематизация результатов опубликованных научных исследований и прикладных работ позволяют утверждать, что в настоящее время как в российской, так и в зарубежной научной литературе недостаточно полно представлены результаты исследований состояния мирового и национальных рынков выпуска и эксплуатации гражданских самолетов, а также не в полной мере отражены результаты анализа конкурентных стратегий авиастроительных компаний и корпораций, кроме как в публицистических материалах и экспертных оценках, публикуемых в СМИ и специализированной технической литературе. В связи с этим существует необходимость развития аналитических подходов к исследованию проблем конкуренции и стратегий, которые разрабатывают и реализуют лидеры мирового рынка самолетостроения и компании, стремящиеся своими новыми разработками войти на действующие рынки.
Целью данного исследования является разработка основных направлений совершенствования конкурентных стратегий российских производителей гражданской авиационной техники на основе анализа параметров формирования конкурентных стратегий европейских авиастроительных компаний на мировом рынке.
В соответствие с указанной целью в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:
- выявить наиболее существенные современные черты, базовые характеристики мирового рынка гражданского авиастроения и перспективы его развития;
- систематизировать представление о конкуренции на рынке мирового гражданского авиастроения как одной из ведущих отраслей мировых экономических отношений;
- выявить новые факторы конкурентной среды в современной индустрии самолетостроения, включая влияние компаний-авиаперевозчиков и предпочтений пассажиров;
- выявить особенности конкурентных стратегий компаний- производителей гражданских самолетов;
- систематизировать модели государственной поддержки национальных авиационных компаний и транснациональных корпораций с учетом европейской и российской практики;
- установить детерминанты стратегии конкурентного поведения ведущего европейского производителя гражданской авиатехники Airbus на мировом рынке;
- проанализировать конкурентные стратегии европейских авиастроительных компаний отраслей региональной и бизнес-авиации;
- оценить перспективы вхождения в мировой рынок гражданского самолетостроения российских авиастроительных компаний;
- разработать рекомендации для формирования конкурентной стратегии участникам российской индустрии авиастроения.
...
Авиастроительная отрасль - это одна из вершин научно-технического прогресса, которая функционирует в наиболее жесткой конкурентной среде и постоянно находится в динамичном состоянии, что обусловливает необходимость для производителей в своевременной адаптации и принятию решительных шагов с целью удержания и закрепления своих позиций на рынке. Успех компании в данном случае определяется способностью не только разрабатывать и внедрять инновационные стратегии, но и чутко реагировать на изменения в поведении других действующих и потенциальных участников рынка, поскольку основной и системообразующей конкурентной стратегией у всех поставщиков авиационной техники является работа на опережение других участников рынка. Это условие характерно не только для лидеров отрасли, но и для всех желающих войти в этот высокотехнологичный рынок. Поэтому авиастроительные компании с самого начала формирования отрасли были ориентированы на совершенствование своей продукции, и именно это позволяло обеспечивать ее конкурентоспособность.
Рассматривая конкуренцию как фактор, определяющий условия функционирования рынка, можно констатировать, что для авиастроительной отрасли это является наиболее корректным определением. Ретроспективный анализ развития авиастроения демонстрирует, что рост поставок гражданской авиационной техники непосредственно коррелируется с научно-техническими достижениями, позволяющими совершать полеты более быстрым, безопасным и дешевым способом.
В условиях глобализации конкурентные стратегии приобрели особое значение для авиастроительных корпораций. Существенно изменились как рыночная среда, так и поведение всех компаний -участников рынка, обострилась необходимость искать новые приемы и технологии для повышения конкурентоспособности продукции и обеспечения конкурентных преимуществ, реализуемые в конкурентных стратегиях.
За последние два десятилетия отрасль самолетостроения радикально изменилась:
- рыночный спрос больше не является ограничением, поскольку сложившаяся дуополия на рынке диктует правила авиакомпаниям - потребителям;
- барьеры для входа в отрасль самолетостроения стали еще выше в связи с технологическими изменениями, которые требует существенных капиталовложений или со стороны бизнеса, или со стороны государства (в зависимости от используемых моделей финансирования в индустрии самолетостроения).
Для современных авиастроительных компаний необходимо не просто производить продукцию с улучшенными характеристиками, в сравнении с конкурентами, нужно быть и финансово устойчивой компанией, иметь доказанные производственные мощности и безупречную репутацию надежного поставщика, корпоративную открытость и глобальную сеть послепродажного обслуживания. В настоящее время конкурируют не продукты, а компании всей совокупностью своих ресурсов и компетенций, при мощнейшей поддержке национальных правительств, перенося процесс формирования конкурентоспособности с продуктов на бизнес-процессы в компании.
Анализ концептуальных аспектов формирования и реализации конкурентных стратегий позволил установить базовые детерминанты, отличающие стратегии производителей гражданской авиационной техники, с учетом современного состояния мирового рынка, а именно: 1) доступ к финансовым ресурсам для обеспечения разработки и производства новых самолетов и модификации действующих, включая доступ к государственной финансовой поддержке; 2) оптимизация стоимостных параметров эксплуатации самолета у авиакомпаний; 3) наличие инновационно¬технического потенциала; 4) владение технологиями формирования портфеля заказов, включая оптимизацию ценообразования и пакеты коммерческих и финансовых предложений; 5) репутация и развитие имиджевой составляющей производителя надежной сертифицированной авиационной техники; 6) возможности для кооперационных связей и создания стратегических альянсов для упрочнения конкурентных преимуществ.
В современном мире до начала пандемии коронавируса воздушным путем ежегодно перемещалось в среднем около 3,5 млрд пассажиров по более чем 50 тыс. маршрутам. В системе мирового авиастроения, воздушных перевозок и технического обслуживания авиатехники было задействовано 58 млн рабочих мест. По результатам 2019 года, мировой пассажирооборот превысил 4,5 млрд перевезенных пассажиров, что на 29% больше, чем в 2015 году. Существенным фактором развития авиаперевозок стало развитие бюджетных авиакомпаний, обеспечивающих при минимальном комфорте и уровне обслуживания достижение основной цели - быстрое преодоление больших расстояний. По результатам 2019 года, 28% всего пассажиропотока было перевезено силами бюджетных авиакомпаний.
Структура распределения поставок авиационной техники характеризуется закономерной корреляцией с уровнем регионального развития. Если лидерами по производству самолетов являются ЕС и США, то лидерами по заказам в отрасли остаются авиакомпании США и Китая. Тем временем значительный ежегодный прирост заказов обеспечивается за счет эксплуатантов из Индии, Индонезии, Малайзии, стран Ближнего Востока и России. Большие объемы заказов в США и Китае обусловлены развитием внутреннего рынка авиаперевозок и стабильным экономическим ростом, в то время как на развитие авиаперевозчиков в других странах воздействуют региональные интеграционные процессы.
Сложившийся мировой рынок гражданской авиационной техники носит дуополистичный характер конкуренции в силу наличия лидеров рынка - американской компании Boeing и европейского концерна Airbus. Предпочтение европейским авиастроителям стали постепенно отдавать в начале 21 века, хотя ранее, начиная с 1970-х годов на рынке гражданского авиастроения и в небе фактически была установлена монополия Boeing. В ходе исследования установлено, что на рынке гражданского самолетостроения сформированы предельно высокие барьеры вхождения (включая временные, финансовые и ресурсные барьеры), что последовательно изменяет деятельность других участников рынка - они становятся либо подразделениями этих крупных компаний или уходят с данного рынка в другие отраслевые сегменты (чаще всего, производства техники с применением моторов и двигателей).
При этом отличительной чертой авиастроительного рынка на современном этапе развития становится появление в конкурентной борьбе новых производителей гражданской авиационной техники. Укрепление национальных экономик в России, Китае и Японии, массивные инвестиции в аэрокосмическую отрасль с начала 2000-х годов позволили этим государствам добиться значительных успехов в области гражданского самолетостроения. В настоящее время в этих странах развернуты широкомасштабные разработки собственной авиационной техники, которую планируется поставлять авиакомпаниям по всему миру, используя уже исторически сложившиеся конкурентные преимущества. В перспективе ближайших десятилетий рынок гражданского авиастроения, несмотря на волатильность темпов мировой экономики, вероятно, продолжит свое развитие как по качественным, так и количественным параметрам.
Анализ развития европейской отрасли самолетостроения показал существенное влияние государства, прежде всего, в инвестиционной поддержке, что фактически отражает значимость этой отрасли для социально-экономического развития страны, поскольку она задействует практически все отрасли обрабатывающей промышленности. Однако, с точки зрения властей США, которые косвенным образом финансируют Boeing, предоставляя компании налоговые преференции и субсидирование военных разработок, такая государственная политика не соответствует принципам справедливой конкуренции и ведет к формированию несовершенной конкуренции на рынке гражданского авиастроения в формах участия государства, реализуемых в национальных моделях, рассмотренных в диссертации на примере Европейского Союза, США, России, Китая, Канады, Бразилии, в которых развито самолетостроение мирового уровня.
К существенным выводам, полученным в ходе диссертационного исследования в рамках выполнения технико-стоимостного анализа, следует отнести идентификацию европейской модели конкуренции, отличительной особенностью которой является использование платформенного принципа с государственным участием, реализуемой на основе технологических платформ выполнения научно-исследовательских работ по
совершенствованию технологий самолетостроения, конструктивных деталей и элементов самолета и его двигателя, а также более высокой социальной ответственности, точной ориентации на требования авиаперевозчиков, позволяющей открытое привлечение новых участников авиастроительного консорциума, в отличие от американской модели, основанной на собственности (удовлетворении потребности акционеров) и кооперации, что обеспечивает более высокую устойчивость и создает перспективу для вхождения в консорциум мелким производителям.
Оценивая текущее состояние мировой отрасли авиастроения, необходимо отметить значительные негативные последствия, возникшие в результате пандемии коронавируса. Сокращение международных перелетов и повсеместное введение ограничений на передвижение людей оказали ощутимое воздействие на авиационную отрасль. В результате все без исключения авиастроительные компании были вынуждены сократить планы производства и сдвинуть поставки самолетов заказчикам. Однако этот негативный эффект, вероятно, повлияет на объем рынка, но вряд ли изменит сами принципы функционирования рынка продукции авиастроения. Необходимость сохранения стратегической отрасли и десятков тысяч рабочих мест приведет к интенсивной государственной поддержке отрасли, что позволит компаниям-производителям преодолеть сокрушительный эффект этого кризиса.
...
1. Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года : утверждены Указом Президента РФ 01.04.2012 № Пр-804. - Текст : электронный // Кодекс. - URL : http://docs.cntd.ru/document/902344136.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации (с
изменениями и дополнениями): федер. закон Российской Федерации от 28.06.2014 №172-ФЗ: принят Гос. Думой 20.06.2014, одобрен Советом Федерации 25.06.2014. - Текст : электронный // Kremlin.ru - URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630.
3. Стратегия развития экспорта гражданской продукции авиационной
промышленности на период до 2025 г. : утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2017 №1997-р. - Текст : электронный // Правительство России. - URL:
http://static.government.ru/media/files/FqvBtqzTMv8dGFrjLeet3puTyZWnmUnA.pdf.
4. Стратегия развития авиационной промышленности РФ до 2030 года // Минпромторг России. - Текст : электронный // Минпромторг России. -URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!strategiya_razvitiya_aviacionnoy_promyshlenn osti_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2030_goda.
5. Государственная программа РФ «Развитие авиационной
промышленности на 2013-2025 годы» : утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 303. - Текст : электронный //
Минпромторг России. URL: - https://minpromtorg.gov.ru/docs/#!gosudarstvennaya_programma_rossiyskoy_fe deracii_razvitie_aviacionnoy_promyshlennosti_na_20132025_gody.
6. Государственная программа «Развитие авиационной
промышленности» // Минпромторг России. - Текст : электронный. - URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Razvitie_aviatsionnoy_pro myshlennosti[1]. pdf.
7. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета
российским организациям на возмещение части затрат на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
приоритетным направлениям развития авиационной промышленности: утверждены постановлением Правительства РФ от 26.06.2018 № 733. - Текст : электронный // Минпромторг России. - URL:
https://minpromtorg.gov.ru/docs/#!43163.
8. Ключевые положения проекта Стратегии авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года: материалы Заседания Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России, Самара, май 2017. - Текст : электронный // Союзмаш России - URL: https://soyuzmash.ru/docs/prez/prez-kavp-060516-1 .pdf.
Научная литература на русском языке
9. Арсеньева Н.В. Оценка эффективности маркетинговых затрат на современных высокотехнологичных предприятиях / Н.В. Арсеньева, Р.С. Голов, Л.М. Путятина // Экономика и управление в машиностроении. - 2019. - №5. - С. 27-30.
10. Базикова И.В. Основные проблемы реализации проекта «Sukhoi Superjet 100» / И.В. Базикова // Вестник ГУУ. - 2018. - №6. - С. 48-54.
11. Большой юридический словарь / под ред.: А.Я. Сухарева,
B. Е. Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 704 с. - (Библиотека словарей ИНФРА-М).
12. Велижаев А.А. Авиапромышленность в условиях империализма / А.А. Велижаев // История авиации : сборник статей и материалов / под общ. ред. и с пред. А.А. Зворыкина ; НКТП-ГУАП. - Москва : Моск. авиац. ин-т, 1934. - Ч. 1. - С. 25-101.
13. Герчикова И.Н. Менеджмент : учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2016. - 511 с. - (Золотой фонд российских учебников).
14. Грант Р. Современный стратегический анализ / Р. Грант. - 5-е изд. -СПб.: Питер, 2008. - 560 с. - (Классика MBA).
15. Дегтярева О.И. Управление рисками в международном бизнесе: учебник / О.И. Дегтярева. - Москва : ФЛИНТА, 2008. - 344 с.
...208