СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ. КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИИ С
АУДИТОРИЕЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ. РАЗРАБОТКА СУВЕНИРНОЙ
ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ПЕРВОГО МУЗЕЯ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ
АННОТАЦИЯ 2
ОГЛАВЛЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы разработки музейной сувенирной продукции 7
1.1 Сувенирная продукция, как инструмент коммуникации с аудиторией 7
1.2 Особенность музеев этнической направленности 11
1.3 Целевая аудитория этнографических музеев 14
1.4 Анализ аналогов этнографических музеев за рубежом 16
1.5 Анализ аналогов этнографических музеев в россии 21
1.6 Анализ конкурентов с точки зрения визуального решения 24
2 Разработка сувенирной продукции Первого музея славянской мифологии 28
2.1 Общая характеристика и анализ Первого музея славянской мифологии 28
2.2 Анализ фирменного стиля Первого музея славянской мифологии 30
2.3 Определение и анализ целевой аудитории Первого музея славянской мифологии
и задач сувенирной продукции 32
2.4 Поиск визуальной концепции и этап эскизирования 38
2.5 Доработка конечной концепции сувенирной продукции 41
3 Процесс производства сувенирной продукции 45
3.1 Требования к макетам полиграфической продукции 47
3.2 Разработка дизайн-макетов для разных видов сувенирной и печатной продукции 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Аналоги сувенирной продукции зарубежных и российских музеев .. 60 ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Сбор информации о Первом музее славянской мифологии 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Проектная деятельность по разработке сувенирной продукции Первого музея славянской мифологии 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Специфика реализации сувенирных носителей 97
В современном мире уже недостаточно обходиться рекламными плакатами. По определению сувенирная продукция - это памятная вещь, которую могут приобретать после посещения значимых культурных мест, в особенности музеев. Однако в последние годы сувениры приобретают более значимое место в коммуникации с музейной аудиторией.
Актуальность продиктована значимостью музейной сувенирной продукции как инструмента культурного взаимодействия с аудиторией и ее приобщения к культуре этнографических музеев. Сувенирная продукция создает эмоциональный контакт с посетителем, повышает лояльность и доверие к музею, побуждает посетить музей в следующий раз, а также транслирует ценности музея и работает на узнаваемость. Преимущество сувенирной продукции перед печатной рекламой заключается в более глубоком эмоциональном воздействии на аудиторию. Она дает возможность обладать, носить и взаимодействовать с носителем. Из -за информационного шума и развития цифровой рекламы и смены особенностей восприятия аудитории печатная реклама утрачивает значение. Сувенирная продукция же в силу своей функциональности, например, шоппер или футболку можно использовать в быту, остается актуальной. Это ненавязчивая форма презентации музея. В особенности сувенирная продукция требуется музеям, которые хотят выйти на новый уровень известности, стоять наравне с Кунсткамерой, Пушкинским музеем, например. Соответствуя современным требованиям каждый музей должен иметь линейку сувенирной продукции, которая используется как инструмент коммуникации с аудиторией. В силу специфики этнографических музеев сувенирная продукция способствует развитию интереса к народному творчеству, традиционным ремеслам, обрядам и мифологии. Часто происходит подмена понятий «сувенирная продукция» и «изделия народного промысла». Сувенирная продукция содержит логотип и контактную информацию музея, а изделия народного творчества лишь отражают специфику технологии изготовления или художественную составляющую. Также сувенирная продукции в отличие от брендированной, которая тоже работает на узнаваемость, содержит концепцию и графический образ, а не просто фирменный паттерн. Сувенирная продукция содержит смыслы и идеи, которые может разделять музейная аудитория, что делает ее актуальным. Так люди демонстрируют свою причастность к музею, к особому кругу людей, кто выступает за традиции, преемственность и народное творчество.
Проблемой является отсутствие качественной визуальной коммуникации между музеем и посетителями. В музее имеется сувенирная продукция, связанная с традиционными промыслами, а также сувениры с символами Томска, которые есть и у других подобных музеев Томска.
Степень разработанности проблемы. Исследование опирается на труды отечественных и зарубежных авторов. Роль сувенирной продукции в музейном комплексе описывают Акинфеева И. И., Железняк О. Е., Антипов Д.А., Костылев И.О., Балаш А.Н., Быстрова Т. Ю., Кривошеева Т.М., Кузнецова Н.Ф., Никифорова А.А., Скульмовская Л.Г. Особенности славянской культуры описал в своих трудах Рыбаков Б. А., а также Коваль В. И., Крючкова О.Е, Гизбрехт А.И., Грот Л. П. Принципы дизайна описывают П. Рэнд, Я. Чихольд, И. Иттен, Т. Социокультурный контекст проектирования (в том числе музейную целевую аудиторию) сувенирной продукции описали Бойлан П. Дж., Глухих Е. А., Даршт О.Э., Зиновьев В. П., Корнилова К.С., Громова П.С., Шляхтина Л.М., Юренева Т.Ю.
Объектом исследования является процесс разработки музейной сувенирной продукции.
Предметом исследования является процесс разработки сувенирной продукции для Первого музея славянской мифологии.
Целью исследования является разработка сувенирную продукцию для Первого музея славянской мифологии для конечного потребителя: детей и их родителей, а также студентов в качестве целевой группы.
Вышеописанная цель формирует следующие задачи:
1) Изучить проблему позиционирования музейной сувенирной продукции;
2) Провести анализ аналогов этнических музеев и рассмотреть конкурентов;
3) Изучить историю и концепцию Первого музея славянской мифологии;
4) Исследовать целевую аудиторию Первого музея славянской мифологии;
5) Провести анализ графических образов в славянской культуре и выявить их особенности;
6) На основе анализа аналогов и конкурентов, а также предпочтений директора, разработать концепцию сувенирной линейки;
7) Определить сувенирные носители в соответствии с целевой аудиторией;
8) Разработать дизайн для конкретных носителей;
9) Предусмотреть способы реализации физических сувенирных носителей.
Методы исследования. Теоретические методы, лежащие в основе разработки сувенирной продукции: изучение и анализ российской и зарубежной литературы, классификация, систематизация и сравнительный анализ. Эмпирические методы разработки сувенирной продукции для Первого музея славянской мифологии: проведение брифинга и интервью, поиск и наблюдение, опрос целевой аудитории. В качестве разработки сувенирной продукции был использован метод эскизного проектирования и моделирование.
Теоретическая значимость работы заключается в использовании полученной информации о существующих сувенирных линейках аналогичных этнических музеев, особенностях целевой аудитории музеев, специфике сувениров как инструмента эмоционального воздействия на потребителя, а также коммуникации Первого музея славянской мифологии с ним.
Практическая значимость работы заключается в возможности реализовать проект, дальнейшем сотрудничестве по расширению сувенирной линейки. А также использовании сувенирной продукции как инструмента привлечения новой аудитории и повышения лояльности имеющейся, транслирования ценностей Первого музея славянской мифологии.
В ходе работы были решены следующие задачи: проведен анализ аналогов этнологических музеев, анализ конкурентов и выявлены особенности их сувенирной продукции; изучена история и концепция Первого Музея славянской мифологии; исследована целевая аудитория Первого Музея славянской мифологии; проведен анализ графических образов в славянской культуре и выявлены их особенности; подобраны сувенирные носители в соответствии с целевой аудиторией; на основе проведенного исследования, а также предпочтений директора Музея, была разработана концепция сувенирной продукции для Первого музея славянской мифологии в виде графического образа, перенесенного на физические носители; предусмотрены способы реализации физических носителей.
В ходе работы на предпроектном и проектном этапах исследования был проделан анализ позиционирования и роли сувенирной продукции как средства продвижения и коммуникации с посетителями. Описана характеристика целевой аудитории Первого музея славянской мифологии. Проведен конкурентный анализ и оценка мирового, российского и местного музейного сегментов.
При проведении анализа зарубежного и отечественного рынка музеев были изучены визуальные концепции сувенирной продукции. Теоретико-методологический анализ исследования показывает, что проблема разработки сувенирной продукции музеев рассматривалась достаточно широко. В то же время, проблематика, связанная с процессом проектирования музейной сувенирной продукции, остается менее проработанной. Как правило, сувенирная продукция представляется собой носитель с логотипом музея или изображение экспонатов. Такое вариант имеет место быть, однако более запоминающимися и визуально привлекательными являются сувениры, который несут в себе идею, содержат образ и выдержаны в единой концепции. Отдельно стоит отметить достижения в этой области дизайн-студиями, которые выполняют заказы на разработку сувенирной продукции, например, Depot. Что подтверждает тезис о том, что проектирование сувенирной продукции невозможно без участия дизайнера. За рубежом продуманная концепция сувенирной продукции встречается гораздо чаще. Графические образы которой опираются на национальные и природные особенности региона, а также представляемую народность или культуру. В городе Томск отсутствует качественно представленная сувенирная продукция, как показывает анализ рынка музейных сувениров. Как правило, в качестве сувенирной используются изделия, созданные томскими мастерами, имитирующие народные промыслы или содержащие изображение видов и достопримечательностей Томска. Отдельно стоит отметить томские сувенирные магазины, которые хоть как-то пытаются разнообразить ассортимент, предлагая носители с авторской графикой. Поэтому работа по разработке сувенирной продукции является актуальной в городе Томск, так и в регионе в целом.
При решении задачи разработки визуальной концепции сувенирной продукции было проведено эмпирическое исследование в виде брифинга и интервью с директором Первого музея славянской мифологии Павловой О.Г. Это предопределило целеполагание и алгоритм креативного процесса разработки сувенирной продукции. Полученные материалы позволили сформулировать потребности целевой аудитории и подобрать соответствующее визуально-графическое решение, воплощенное в подобранных музейных сувенирах. Также было проведено исследование славянского пантеона и иконографического изображения каждого божества. В результате была разработана дизайн-концепции для будущей сувенирной продукции, которая опирается на идею осовремененной старины, щедрости русской души, задорном характере и русском гостеприимстве. Также было продумано позиционирование сувенирной продукции, которое выражается в фразе «из нашего дома в ваш дом», что отражает открытость и радушие Музея, а также в подобранных для каждого божества слоганах.
Проектная деятельность состояла из ряда этапов, целью которой являлась разработка сувенирной продукции для Первого музея славянской мифологии, в первую очередь включающая в себя создание графических образов, транслирующих ценности Музея и славянской культуры и предназначенных для коммуникации с музейной аудиторией. Разработанная сувенирная продукция представлена следующими носителями: блокноты (31 шт.), закладки (9 шт.), футболка (1 шт.), шоппер (1 шт.), пластиковый пакет (1 шт.), полотенце (1 шт.), значки (7 шт.), брелоки (6 шт.), магниты (3 шт.), обложка на паспорт (1 шт.), стикерпак (1 набор).
При решении задачи по способам реализации физических носителей описаны технические особенности допечатной подготовки и требования к макетам.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, а цель - разработать сувенирную продукцию для Первого музея славянской мифологии - достигнута.
Итоги исследования конкурентного и аналогового анализа, а также исследование Первого музея славянской мифологии могут быть применены для расширения методов выявления потребностей целевой аудитории, улучшения методов коммуникации с целевой аудиторией и определение новых сувенирных носителей. Результат проектной деятельности может быть использован Первым Музеем славянской мифологии для коммуникации с аудиторией, самопрезентации и повышения узнаваемости. Перспективы практической части работы заключаются в реализации состава проекта в полном объеме, а также в возможности дальнейшего сотрудничества с Первым музее славянской мифологии по расширению линейки сувенирной продукции.
1) Craddock P. The art and craft of faking: copying, emdellishing and transforming // Fake? The Art of Dectption. Ed. by M. Jones, P. Craddoc, N. Baker. London, 1990. P. 247-274.
2) Ethnologisches Museum. - [S. l.], 2022. - URL:
https://www.smb.museum/en/museums-institutions/ethnologisches-museum/home/ (access date: 14.02.2022).
3) National Nordic Museum. - [S. l.], 2022. - URL: https://www.nordicmuseum.org (access date: 14.02.2022).
4) Shop of Estonian National Museum // Estonian National Museum. - [S. l.], 2022. - URL: https://www.erm.ee/en/pood (access date: 14.02.2022).
5) Shop of National Nordic Museum // National Nordic Museum. - [S. l.], 2022. -
URL: https://www.nnmstore.org/shop/museum-store-
brand/40?page=1&limit=60&sort_by=category_order&sort_order=asc (access date: 10.12.2021).
6) Tommy Gifts. [Б. м.], 2022. URL: https://tommygifts.ru (дата обращения: 15.02.2022).
7) Webshop of Ethnologisches Museum // Ethnologisches Museum. - [S. l.], 2022. - URL: https://www.smb-webshop.de/en/# (access date: 14.02.2022).
8) Акинфеева И. И., Железняк О. Е. Сувенир как феномен культуры: специфика и классификационные признаки // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 5 (100). С. 305-313.
9) Антипов Д.А., Костылев И.О. Музейный сувенир: эволюция музея // Музейный сувенир: эволюция музея. 2017. № 2. С. 82-92.
10) Аудитория музеев в цифровую эпоху // Издательская платформа НИУ ВШЭ. [Б. м.], 2022. URL: http://mmbook-hse.ru/books/27/sections/207/ (дата обращения: 13.11.2021).
11) Балаш А.Н. Музейный предмет и музейный сувенир: аутентичность и ее трансформация в современной музейной практике // Вопросы музеологии. 2014. №2 (10). С. 22-27.
12) Бойлан П. Дж. // Управление музеем : [практ. руководство]. Москва, 2004, С. 8.
13) Быстрова Т. Ю. Сувенир как элемент корпоративной культуры и бизнес- коммуникаций // Человек в мире культуры. 2013. №3 (24). С. 41-50.
14) Быстрова Т.Ю. Необходимые характеристики образа в дизайне сувенирной продукции // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2015. № 1. С. 91-97.
15) Вероисповедание древних славян: сб. тр. междунар. науч. конф. Гуманитарные науки в современном ВУЗе: вчера, сегодня, завтра, Санкт-Петербург 12 дек. 2019 г. -Санкт-Петербург: Изд. дом Санкт-Петербургского гос. ун-та промышленных технологий и дизайна, 2019. С 696-699
...47