Актуальность исследований мафит-ультрамафитовых комплексов,
концентрирующих в себе широкий спектр полезных ископаемых, главным образом, хрома, никеля, меди и благородных металлов, определяется необходимостью познания особенностей их структурной и вещественной организации. Тела ультрамафитов и мафит- ультрамафитов отличаются разнообразием форм, петрографическим и химическим составом, и лишь некоторые массивы обогащены рудными компонентами до промышленно значимых концентраций. Геологическое положение интрузивов не позволяет во многих случаях однозначно разделить их на рудоносные и безрудные, поэтому оценку потенциальной рудоносности следует давать на основе комплексного анализа петролого-геохимических особенностей пород, слагающих массивы, а также изучения их внутреннего строения и состава.
На территории Канской глыбы Восточного Саяна при проведении ранее геологосъемочных и прогнозно-металлогенических работ среди метаморфизованных осадочно-вулканогенных толщ были выявлены многочисленные ультрамафитовые и мафит-ультрамафитовые тела, в которых неоднократно отмечалась рудная минерализация меди, никеля и благородных металлов. Они были отнесены к четырем формационным типам и объединены в четыре комплекса: реститовый - идарский дунит-гарцбургитовый и магматические - кингашский дунит-верлит-пикритовый, талажинский плагиодунит- троктолит-анортозит-габбровый и кулибинский перидотит-пироксенит-габбровый. По геологии и рудоносности Канской глыбы написаны производственные и научные отчеты, а также опубликованы монографии и научные статьи. Наиболее значимые результаты приведены в работах Н.Г. Дубинина (1964), А.В. Тарасова и др. (1994), Т.Я. Корнева и др. (2003, 2004), А.Г. Еханина (2000), И.Г. Резникова и др. (2002), А.Д. Ножкина (1997), А.И. Чернышова и др. (2001, 2002, 2004), Г.И. Шведова и др. (1997), А.Н. Смагина и др. (2002, 2006, 2008), А.Н. Юричева и др. (2011-2016 г.г.), М.Ю. Цыпукова (1994), О.М. Глазунова и др. (1995, 2003, 2007, 2010). Тем не менее, материалы различных исследователей затрагивают в основном вопросы геологии и рудогенеза Кингашского массива с одноименным Cu-Ni-Pt месторождением. Остальное большое число мафит- ультрамафитовых и ультрамафитовых интрузивов Канской глыбы остается крайне слабо изученными. Так же дискуссионна их формационная принадлежность и остается до конца не выясненной их металлогеническая специализация.
Объектом исследования являются плутонические породы (габброиды) Аргысукского массива Канской глыбы Восточного Саяна и отмечаемая в них рудная минерализация.
Цель: характеристика петрологических особенностей пород Аргысукского массива с применением прецизионных методов анализа их вещественного состава и структуры для выявления формационной принадлежности исследуемого массива и перспективности обнаружения в нем медно-никелевого и благороднометального оруденения.
Задачи: 1. Изучить петрографические, минералогические и геохимические особенности габброидов Аргысукского массива. 2. Выявить главные типы рудной минерализации и выполнить ее интерпретацию.
Фактический материал: в основу работы положен материал, полученный в ходе геолого-поисковых работ, проводимых в 2008 г. Ивановской ГРЭ (г. Канск) в северо-западной части Восточного Саяна. Всего было изучено 45 штуфных образцов горных пород массива, 35 прозрачных шлифов и 12 аншлифов.
Научная новизна работы: в ходе комплексного исследования с применением прецезионных методов анализа автором расширена минералогия силикатных и рудных минералов габброидов Аргысукского массива. Впервые выявлены и охарактеризованы боулингит, бадделеит и циркон; увеличено число известных сульфидных минералов с 7 до 12 разновидностей путём диагностирования галенита, кобальтового пентландита, борнита, миллерита и халькозина.
Практическое значение: проведена формационная типизация Аргысукского массива Канской глыбы Восточного Саяна и оценка степени его перспективности на обнаружение медно-никелевой и благороднометальной минерализации с рекомендациями по направлению дальнейших поисковых работ. Главными потребителями полученной научной информации являются ОАО «Красноярскгеология», ОАО «Норильский никель», ГПКК «КНИИГиМС», одним из приоритетных направлений деятельности которых является поиски и разведка месторождений благородных металлов, расположенных на территории Красноярского края.
В работе было выполнено комплексное петрологическое исследование габброидов Аргысукского массива Канской глыбы Восточного Саяна, остающегося до настоящего времени одним из самых слабо изученных объектов в пределах Канской глыбы северо-западной части Восточного Саяна. Детально изучены петрографические и геохимические особенности пород, позволившие подчеркнуть отличительные черты изученного интрузива.
На дневной поверхности в настоящее время массив сложен габброидами от оливин-пироксеновых до лейкократовых разностей. Принимая во внимание высокое сходство по петрологическим особенностям пород Аргысукского и Талажинского массива, а также тот факт, что аэромагнитной разведкой доказывается наличие перекрытого габброидами тела ультрамафитов в основании Аргысукского массива, автор склонен отнести его по формационной принадлежности к талажинскому плагиодунит- троктолит-анортозит-габбровому комплексу. При этом Аргысукский массив, в отличие от Талажинского массива, характеризуется меньшим эрозионным срезом, что позволяет ожидать полную сохранность потенциального Cu-Ni оруденения в его придонной ультрамафитовой части. Однако, для подтверждения факта наличия «скрытой» пластины ультрамафитов и оценки степени ее потенциальной рудоносности, необходима постановка глубокого разведочного бурения.
В ходе настоящего исследования автором расширена минералогия силикатных и рудных минералов габброидов Аргысукского массива. Впервые выявлены и охарактеризованы боулингит, бадделеит и циркон. Нередкие находки последнего минерала в аргысукских габброидах в дальнейшем могут иметь высокий практический потенциал при геохронологических исследованиях и определения абсолютного возраста объекта и формационного комплекса в целом. Отметим, что в габброидах Талажинского массива цирконы до настоящего времени выявить не удалось.
Расширена минералогия сульфидных минералов с 7 до 12 разновидностей. Автором впервые диагностированы галенит, кобальтовый пентландит, борнит, миллерит и халькозин. Выявлены и охарактеризованы три генерации магнетита: 1 генерация - магнетит по хромшпинелидам, 2 генерация - магнетит, сформировавшийся в процессе серпентинизации зёрен оливина и 3 генерация - магнетит, образующийся в процессе замещения сульфидных минералов. Выделенные генерации отличаются по формам выделения и химизму, что получило отражение в работе.
Установленная сульфидная вкрапленность пирротин-пентландит-халькопиритового парагенезиса позволяет предположить наличие потенциальной промышленной медно- никелевой минерализации в «скрытой» ультрамафитовой части массива. В пользу потенциальной рудоносности Аргысукского массива также свидетельствует значительное сходство с эталонным Талажинским массивом плагиодунит-троктолит-анортозит- габбрового состава, который рядом исследователей в настоящее время относится к рифейской дунит-троктолит-габбровой никеленосной формации. Дополнительным эмпирическим аргументом потенциальной рудоносности исследуемого интрузива является обнаружение по результатам геолого-поисковых работ Ивановской ГРЭ (г. Канск) в 2008 г. контрастного по содержанию (0,01%) и короткого (1,5 км) потока рассеяния никеля. Большие чем в литифицированных породах содержания никеля в рыхлых породах вторичного ореола, очевидно, свидетельствуют о телескопировании данного элемента от скрытых рудных тел по полостям тектонических трещин.
Высокое сходство пород Аргысукского массива с Талажинским массивом и объединение их в один формационный комплекс позволяет интерполировать предположенную ранее геологическую модель образования Талажинского массива на исследуемый массив [16]. Очевидно, формирование интрузивных тел талажинского комплекса происходило в надсубдукционных условиях в обстановке островной дуги. Меньшая основность плагиоклаза, большая железистость оливина, большее суммарное содержание редких и РЗЭ в габброидах Аргысукского массива свидетельствует о том, что он был образован из более поздних дифференцированных расплавов.
1. Кислов Е.В. Рифейская платинометально-медно-никелевая металлогеническая эпоха:
факторы рудообразования // Петрология магматических и метаморфических комплексов. Вып. 7. - Томск, 2009. - С. 328-338.
2. Конников Э.Г. Дифференцированные гипербазит-базитовые комплексы докембрия
Забайкалья. - Новосибирск, Наука, 1986. - 224 с.
3. Петрология магматических и метаморфических комплексов / Геологическое положение
Кингашского мафит-ультрамафитового массива в структурах Восточного саяна и его внутреннее строение: А. И. Чернышов [и др.]. - Был. 3: В 2 томах. Материалы Всероссийской научной конференции. - Томск: Томский государственный университет, 2002. - 220 с.
4. Ножкин А. Д. Докембрий юго-западной окраины сибирского кратона // Новосибирск:
Институт геологии и минералогии СО РАН. - Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 314. № 1. - 5-16 с.
5. Корнев Т.Я. Дебасиализ и эволюция горных пород, руд и земной коры. - Красноярск:
КНИИГиМС, 2012. - 383 с.
6. Ножкин А.Д. Геохимические особенности, время и условия формирования
меатерригенно-карбонатных отложений Дербинского блока (Восточный Саян) [Электронный ресурс] / ИГМ СО РАН. - Новосибирск.: презентация. - URL: http://www.myshared.ru/slide/640642/ (дата обращения: 14.05.2017).
7. Юричев А.Н. Петроструктурный анализ оливина в ультрамафитах и мафитах
различных формационных типов канской глыбы восточного саяна / А.Н. Юричев, А.И. Чернышов. - Томск: Науки о Земле, 2012. - 195-201 с.
8. Региональные схемы корреляции магматических и метаморфических комплексов
Алтае-Саянской складчатой области / ред. В.Л. Хомичев. Новосибирск: СНИИГГиМС, 1999. - 260 с.
9. Чернышов А.И., Юричев А.Н. Петрология и потенциальная рудоносность
мафитультрамафитовых массивов Талажинского и Кулибинского комплексов Восточного Саяна. - Томск, 2012. - 131 с.
10. Государственная геологическая карта Российской Федерации. Масштаб 1:1000000 (третье поколение). Лист N-46 (47) . - Абакан. Объяснительная записка. СПб.: Картфабрика ВСЕГЕИ, 2008. - 393 с.
11. Вендское аккреционно-коллизионное событие на юго-западной окраине Сибирского кратона / доклады академии наук, 2007, том 415, № 6. - 782-787 с.
12. Юричев А.Н. Талажинский и Аргысукский массивы: общность петролого-геохимических черт (Северо - запад Восточного Саяна) / А. Н. Юричев, А. Н. Чернышов // Известия Томского политехнического университета2015. - Т. 326. № 1. - 40-49 с.
13. Налдретт А.Дж. Магматические сульфидные месторождения медно-никелевых и платинометалльных руд. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. - 488 с.
14. Boynton W.V. Geochemistry of the rare earth elements: meteorite studies // Enderson P. (ed.). Rare earth element geochemistry. Elsevier. 1984. - P. 63-114.
15. Sun S.S., McDonough W.F. Chemical and isotopic systematics of oceanic basalts: implications for mantle composition and processes. Geol. Soc. Spec. Publ., 1989, no. 42, pp. 313-345.
..16