Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА

Работа №179423

Тип работы

Диссертация

Предмет

экономика

Объем работы275
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ 13
1.1. Сущность и содержание стратегического управления промышленным
предприятием 13
1.2. Особенности стратегического управления инновационной
деятельностью 20
1.3. Теоретические основы организационного аспекта стратегического управления
инновационной деятельностью 33
1.4. Оценка эффективности и результативности инновационной деятельности в
системе стратегического менеджмента 50
П.ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА 68
2.1. Трансформация внешней среды предприятий нефтегазовой отрасли 68
2.2. Опыт стратегического управления инновационной деятельностью
зарубежных предприятий нефтегазовой отрасли 88
2.3. Текущее состояние практики стратегического управления инновационной
деятельностью российских нефтегазовых компаний 133
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РОССИЙСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА 173
3.1. Формирование модели анализа инновационной деятельности и идентификации рисков инновационного развития в конкурентной среде 173
3.2. Разработка перечня метрик эффективности и результативности инновационной деятельности 191
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 214
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 220
ПРИЛОЖЕНИЕ A 250
ПРИЛОЖЕНИЕ B 252
ПРИЛОЖЕНИЕ C 254
ПРИЛОЖЕНИЕ D 264
ПРИЛОЖЕНИЕ E 267
ПРИЛОЖЕНИЕ F 269
ПРИЛОЖЕНИЕ G 270
ПРИЛОЖЕНИЕ H

Актуальность темы исследования.
Совершенствование методов стратегического управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой отрасли необходимо в условиях изменений внешней среды, трансформации мирового энергетического рынка, основанной на реализации политики устойчивого развития, получившей название «энергетический переход». Преобразование энергетического баланса, структуры спроса и предложения энергоносителей, как следствие стимулирующей политики государств, создает новые угрозы и возможности для развития компаний нефтегазовой отрасли в долгосрочной перспективе.
Тренды устойчивого развития носят глобальный характер, в связи с чем явление энергетического перехода будет напрямую затрагивать экономические интересы Российской Федерации, системообразующих предприятий добывающей промышленности. Регуляторные меры Европейского союза, одного из ключевых импортеров энергоресурсов, направленные на стимулирование альтернативной энергетики, носят экстравертивный характер, обладают потенциалом диссеминации эффектов на субъекты международных экономических отношений. Так, внедрение трансграничного углеродного налога окажет прямое влияние на деятельность отечественных предприятий нефтегазовой отрасли, совокупные потери для российской экономики могут составить не менее 15 млрд долл. до 2035 года .
Избежание экономических рисков возможно при реализации эффективного стратегического управления инновационной деятельностью предприятий. Инновационное развитие, основанное на внедрении новейших разработок в сфере науки и техники, является ключевым фактором сохранения конкурентоспособности компаний в условиях растущей турбулентности внешней среды. Повышение операционной и энергетической эффективности, экологичности предприятий нефтегазовой отрасли, цифровизация производственных и административных процессов являются сегодня одними из основных задач, стоящими перед нефтегазовыми компаниями.
Необходимость интенсификации научно-технического развития компаний нефтегазовой отрасли отражена в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года , закрепляющей цель достижения технологической независимости и повышения конкурентоспособности отечественного топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей промышленности в течение последующих четырнадцати лет.
Исследования инновационной активности субъектов отечественной экономики показывают, что достижение целей энергетической стратегии невозможно без изменения корпоративных политик в области инновационного менеджмента: не менее 30% используемых в Российской Федерации технологий приобретается за рубежом, а доля страны на мировом рынке изобретений составляет менее 1% . Выявлено, что одной из причин формирования зависимости от импорта инновационной продукции является недостаточная распространенность практики стратегического управления инновационной деятельностью.
Отдельного внимания требуют вопросы совершенствования методических рекомендаций по формированию стратегий инновационного развития отечественных системообразующих предприятий. Текущие подходы к стратегическому управлению инновациями основаны на методических материалах Минэкономразвития по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий , методических указаниях Правительства Российской Федерации по разработке и корректировке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий . Данные рекомендации в дальнейшем были адаптированы в рамках программ инновационного развития (ПИР) в интересах реализации корпоративных целей и задач в таких нефтегазовых компаниях, как ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Транснефть», АО «Зарубежнефть».
Несмотря на то, что в совокупности методические рекомендации затрагивают широкий спектр аспектов управления инновационной деятельностью, существует необходимость их дальнейшего совершенствования с учетом отраслевой специфики, положений теории инновационного менеджмента, актуальных вызовов и угроз в области инновационного развития. Так, например, необходима дополнительная проработка методологии по оценке эффективности и результативности инновационной деятельности, требований к минимальной доле затрат на НИОКР в бюджете компаний.
Таким образом, в сложившихся в настоящее время условиях очевидна необходимость совершенствования практики стратегического управления инновационной деятельностью: низкая инновационная активность, зависимость от импорта высоких технологий в условиях осложнения внешней среды создают риски для долгосрочного экономического развития нефтегазовой отрасли, митигация которых возможна в результате разработки новых подходов в области стратегического управления инновационной деятельностью системообразующих компаний, в том числе в таких аспектах, как формирование инновационной системы предприятия, оценка эффективности и результативности научной деятельности, реинжиниринг инновационного процесса предприятий.
Степень изученности и научной разработанности проблемы.
Вопросы стратегического управления инновационной деятельностью промышленных предприятий глубоко проработаны научным сообществом в России и за рубежом:
Основополагающие положения теории стратегического менеджмента были заложены П. Друкером, И. Ансоффом, М. Портером, К. Эндрюсом, Г. Минцбергом и др.
Теоретические аспекты стратегического управления инновационной деятельностью на промышленных предприятиях были рассмотрены в работах Й. Шумпетера, Фримана К., Васюхина О.В., Фалько С.Г., Синельникова А.А., Вишневского К., Карасева О. и других.
Существенный вклад в исследование инновационной деятельности и инновационных процессов внесли Росвелл Р., Купер Р., Чесбро Г., Эссманн Х., Агеев А., Гассман О., Цедтвиц М., Хартиг Э., Карлссон Б.
Вопросы мониторинга и оценки реализации инновационных стратегий обсуждались в работах Бессанта Д., Адамса Р., Шепурек С., Хаузера Д., Цеттельмайера Ф., Николаева А.В., Керссенс-ван Дронгелен И., Синельникова А.А., Каплюк Е.В. и других.
Несмотря на высокий уровень проработанности проблематики стратегического управления инновационной деятельностью промышленных предприятий, считается недостаточным освещение частных аспектов управления научно-техническим развитием нефтегазовой отрасли. Требуется дополнительная систематизация фрагментарных знаний в области инновационного менеджмента, полученных отечественными и зарубежными научными школами. Глобальные изменения на энергетическом рынке требуют проведения актуальных исследований, посвященных роли инновационной деятельности в обеспечении реализации риск-менеджмента, устойчивого развития отечественных добывающих компаний в условиях турбулентного рынка. Разработанные ранее модели оценки инновационной деятельности компаний основаны на методах финансового прогнозирования и не учитывают характерные особенности инновационной деятельности, связанные с эффективностью управления знаниями, патентной активностью, основаны на методах «интроспективного анализа» хозяйственной деятельности без учета конкурентной среды.
Существующие пробелы в научном знании обусловили необходимость проведения диссертационного исследования, определили его теоретическую новизну и практическую значимость, легли в основу сформулированных автором темы, цели и задач.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке методических положений по совершенствованию стратегического управления инновационной деятельностью отечественных предприятий нефтегазовой отрасли в условиях глобального энергетического перехода.
Для достижения цели исследования поставлены и решены следующие задачи:
- Исследовать теоретические основы стратегического управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой отрасли;
- Систематизировать теоретические и методологические положения в
области стратегического управления инновационной деятельностью
предприятиями нефтегазовой отрасли;
- Проанализировать влияние трендов в области глобального энергетического перехода на стратегическое управление инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой отрасли;
- Исследовать зарубежный опыт стратегического управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой отрасли;
- Провести анализ текущей практики стратегического управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой отрасли в Российской Федерации;
- Разработать модель анализа инновационной деятельности предприятий нефтегазовой отрасли в конкурентной среде;
- Предложить перечень метрик инновационной деятельности предприятий нефтегазовой отрасли;
- Сформулировать практические рекомендации по совершенствованию стратегического управления инновационной деятельностью российских предприятий нефтегазовой отрасли в условиях глобального энергетического перехода.
Объектом исследования являются предприятия нефтегазовой отрасли, осуществляющие инновационную деятельность с применением инструментов стратегического управления.
Предмет исследования - организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе стратегического управления инновационной деятельностью на предприятиях нефтегазовой отрасли.
Теоретической основой диссертационного исследования послужили классические и современные концепции в области теории инновационного, стратегического менеджмента, работы отечественных и зарубежных ученых в области управления инновациями, инновационной деятельности.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания: научная абстракция, системный, функциональный, комплексный, логический подходы, методы статистического и сравнительного анализа, др.
Информационную базу исследования составили нормативные документы Правительства, Министерств Российской Федерации, материалы научных периодических изданий, статистические отчеты и базы данных в сети Интернет, годовые отчеты отечественных и зарубежных нефтегазовых и сервисных компаний, статьи в периодической печати, аналитические материалы консалтинговых агентств и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических положений по совершенствованию стратегического управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой отрасли в условиях глобального энергетического перехода с учетом результатов анализа теоретических основ и зарубежного опыта.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мировой энергетический рынок находится в условиях растущей турбулентности, связанной с трендами глобального энергетического перехода, трансформации энергетического баланса, структуры потребления. Уже сегодня наблюдается акселерация внедрения принципов устойчивого развития в ведущих экономиках мира. Преобразования носят эволюционный характер, исключающий возможность реализации радикальных сценариев изменения спроса на энергоносители, что подтверждается результатами кризиса 2020 года. В дальнейшем совокупность факторов приведет к сохранению объемов производства нефти в абсолютных показателях, вырастет доля ВИЭ и газа, как топлива переходного периода.
Интенсификация глобального энергетического перехода связана в том числе с экспоненциальным ростом числа стран, ужесточающих регулирование в области устойчивого развития и усиливающих фискальное давление на предприятия нефтегазовой отрасли. Европейский союз принимает наиболее активное участие в разработке регуляторных мер, обладающих экстравертивным характером с потенциалом диссеминации эффектов на субъекты международных экономических отношений. Сложившиеся неблагоприятные условия внешней среды требуют адаптации стратегий инновационного развития предприятий нефтегазовой отрасли с целью устранения рисков и реализации возможностей.
Анализ стратегического управления инновационной деятельностью в отечественных и зарубежных предприятиях нефтегазовой отрасли показал, что компании, действующие в наименее благоприятных внешних условиях среды, наиболее склонны к диверсификации целей инновационного развития, в том числе за счет реализации задач в области повышения энергетической эффективности, экологических показателей, разработки альтернативных видов топлива, ВИЭ, квантовых вычислений и т.д. В 2021 году, в условиях ужесточения экологического законодательства, увеличилась диверсификация целей инновационного развития не только европейских, но и американских и китайских компаний. Данные результаты соответствуют принципу стратегического управления И. Ансоффа, согласно которому диверсификация инновационного портфеля компании осуществляется при росте рисков неопределенности внешней среды.
Диверсификация целей и задач инновационного развития требует формирования благоприятной внутренней среды предприятия, инновационного потенциала, неотъемлемым аспектом которого является финансовое обеспечение научно-исследовательской деятельности. Инновационный потенциал лежит в основе роста патентной активности и лидерства в области внедрения и разработки технологических решений.
Высокие показатели инновационного потенциала достигаются ведущими ВИНК, выступающими в качестве пионеров инновационного развития нефтегазовой отрасли. Лидеры инноваций реализуют как традиционные прикладные проекты в области повышения операционной эффективности, так и фундаментальные, поисковые исследования по перспективным направлениям. Помимо ВИНК ключевую роль в инновационном развитии нефтегазовой отрасли западных стран также играют нефтесервисные компании, высокая наукоемкость которых может быть связана с уровнем рыночной конкуренции, клиенто¬ориентированной моделью бизнеса, влиянием принципа market pull.
В условиях диверсификации целей инновационного развития западные компании склонны к формированию инновационных систем, характеризующихся значительной интернационализацией сетей НИОКР, с целью трансфера знаний из внешних источников инноваций. Также применяются инструменты венчурного инвестирования: фонды являются инклюзивным методом расширения
инновационной воронки. Специфика инновационной культуры нефтегазовой отрасли обуславливает региональный характер данной практики: так, китайские компании, несмотря на значительную диверсификацию целей и реализацию агрессивной стратегии повышения инновационного потенциала, придерживаются закрытых сетей НИОКР.
В процессе осуществления инновационной деятельности формируется группа лидеров нефтегазовой отрасли, ежегодно получающих тысячи патентов на изобретения, обеспечивающих экспорт инновационных решений. Научный и технологический задел, созданный данными компаниями, позволяет обеспечить устойчивое развитие предприятий с уменьшением зависимости от внешних факторов.
Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года определила необходимость выхода отечественных компаний в лидеры инновационного развития с достижением технологической независимости в течение последующих четырнадцати лет. На сегодняшний день нельзя точно утверждать о перспективах успешной реализации данной задачи: инновационный потенциал и патентная активность отечественных системообразующих предприятий нефтегазовой отрасли ниже, чем у зарубежных конкурентов.
Несмотря на формирование в ведущих компаниях отрасли ПАО «Г азпром» и ПАО «НК «Роснефть» системы управления инновационной деятельностью, соответствующей основным международным стандартам, реализацию ПИР, не были созданы все необходимые условия для технологического лидерства.
Финансирование инновационной деятельности в большинстве отечественных компаний не соответствует конкурентному уровню, является фактором низкого инновационного потенциала и, соответственно, недостаточной патентной активности компаний. Отсутствие интернационализации сетей НИОКР не позволяет осуществлять трансфер инновационных решений из внешних источников инноваций. Перечни показателей эффективности и результативности инновационной деятельности, применяемые в ПИР, не позволяют выявить угрозы инновационного, устойчивого развития .
Хотя сегодня отечественные компании действуют в благоприятных условиях внешней среды, экстравертивный характер регуляторных мер в области устойчивого развития субъектов международных экономических отношений создает значительные риски, реализация которых возможна в перспективе 2025 - 2030 гг. Снижение инновационного потенциала как одного из основных инструментов митигации долгосрочных вызовов и угроз, повышения конкурентоспособности приведет к значительным экономическим потерям предприятий. Продолжение текущей практики стратегического управления инновационной деятельностью также грозит закреплением технологического отставания в национальном масштабе.
Для разработки рекомендаций по совершенствованию стратегического управления инновационной деятельностью российских компаний нефтегазовой отрасли автором были решены поставленные исследовательские задачи:
- Исследованы теоретические основы стратегического управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой отрасли (п. 1.1. - 1.5.);
- Систематизированы теоретические и методологические положения в области стратегического управления инновационной деятельностью предприятиями нефтегазовой отрасли (п. 1.1. - 1.5.);
- Проанализировано влияние трендов в области глобального энергетического перехода на стратегическое управление инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой отрасли (п. 2.1.);
- Исследован зарубежный опыт стратегического управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой отрасли (п. 2.2.);
- Проведен анализ текущей практики стратегического управления инновационной деятельностью предприятий нефтегазовой отрасли в Российской Федерации (п. 2.3.);
- Разработана модель анализа инновационной деятельности
предприятий нефтегазовой отрасли в конкурентной среде (п. 3.1.);
- Предложен перечень метрик инновационной деятельности
предприятий нефтегазовой отрасли (п. 3.2.);
- Сформулированы практические рекомендации по совершенствованию
стратегического управления инновационной деятельностью российских предприятий нефтегазовой отрасли в условиях глобального энергетического перехода (п. 3.3.).
Достигнута цель исследования: разработаны методические положений по совершенствованию стратегического управления инновационной деятельностью отечественных предприятий нефтегазовой отрасли в условиях глобального энергетического перехода.
Сформирован ряд рекомендаций по совершенствованию практики стратегического управления инновационной деятельностью на отечественных предприятиях нефтегазовой отрасли:
1) рекомендуется внедрить требования к минимальной доле затрат НИОКР системообразующих компаний (не менее 0.42% от выручки),
2) рекомендуется внедрить требования к минимальной доле затрат на исследования в области декарбонизации и устойчивого развития в бюджете НИОКР (не менее 20% от бюджета НИОКР),
3) рекомендуется открыть как минимум один зарубежный центр НИОКР с привлечением зарубежных специалистов системообразующими компаниями,
4) рекомендуется обновить методические рекомендации
Минэкономразвития, ПИР компаний в соответствии с разработанной автором моделью KPI, позволяющей осуществлять мониторинг этапов инновационного процесса.
Рост инвестиций в инновации, интернационализации сетей НИОКР, совершенствование перечня метрик эффективности и результативности позволит расширить инновационную воронку, разработать и внедрить прорывные решения в области устойчивого развития и энергетического перехода, занять лидерские позиции среди конкурентов по показателям патентной активности.
...


1. ГОСТ Р 56261-2014 Инновационный менеджмент. Инновации. Основные
положения (Переиздание) [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200118633
2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология (ИТ). Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1200045267
3. Международный стандарт ISO 9000:2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, [Электронный ресурс]. - 2015. URL: https://iso-management.com/wp-content/uploads/2018/09/ISO-9000-2015.pdf
4. Методические материалы Минэкономразвития по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, утверждены распоряжением Министерства экономического развития российской Федерации от 31 января 2011 года, N 3Р-ОФ
5. Методические материалы Минэкономразвития по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, утверждены распоряжением Министерства экономического развития российской Федерации от 21.12.2020 № 23-Д01
6. Методические материалы по вопросам разработки и корректировки программ
инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий, одобрены Председателем
Правительства РФ от 07.11.2015 № ДМ-П36-7563
7. Руководство Осло, рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям, четвертое издание - 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://read.oecd- ilibrary.org/science-and-technology/oslo-manual-2018 9789264304604- en#page90
8. Руководство Осло, рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям,
третье издание. - 2010. [Электронный ресурс] URL:
https://mgimo.ru/upload/docs 6/ruk.oslo.pdf
9. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г., № 1523-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. ISO 56002:2019 Innovation management — Innovation management system —
Guidance [Электронный ресурс]. 2019. URL:
https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:56002:ed-1:v1:en
Научная литература на русском языке
11. Агеев А., Стратегии, инновации, модели/ Агеев А., Громбал П. // Экономические стратегии, 2007. - №05-06.
12. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/ И. Ансофф - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.
13. Ансофф И., Стратегическое управление/ И. Ансофф - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
14. Байко В.П. Методы измерения эффектов инновационной деятельности по фазам жизненного цикла инноваций / В.П. Байко, С.Г. Фалько // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - №3 (10). - C. 1101-1110.
15. Богоявленский В.И. Стратегия, технологии и технические средства поиска, разведки и разработки морских месторождений в Арктике // Вестник МГТУ, 2014. - №3.
...248


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ