ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСРЕГИОНАЛИЗМ:
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО НАУЧНОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА 33
1.1. Проблема формирования концептуального аппарата в исследованиях
трансрегиональных процессов 35
1.2. Подходы к выделению трансрегионального уровня международного
взаимодействия 61
1.3. Понятийный аппарат «трансрегионализма» и типология трансрегиональных связей 70
ГЛАВА 2. ТРАНСРЕГИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ 78
2.1. Межрегионализм (интеррегионализм). Кейс внешних связей Европейского союза 81
2.2. Трансрегиональные ассоциации. Кейсы БРИКС и МИКТА 93
2.3. Сетевой трансрегионализм. Кейсы ТТП, ТТИП и Инициативы пояса и
пути 110
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ТРАНСРЕГИОНАЛИЗМА НА МИРОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 130
3.1. Практическая концептуализация феномена международного трансрегионализма:
вычленение логики и практики эмпирического анализа 130
3.2. Функции трансрегионализации как тенденции современной мировой политики 149
3.3. Функции трансрегионализма как инструмента внешней политики 158
3.4. Перспективы развития трансрегионализма: сценарные прогнозы 166
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 174
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 182
ПРИЛОЖЕНИЯ 207
На фоне продолжающихся научных дискуссий о траекториях и сущностных характеристиках трансформации современной мировой политической системы несомненную актуальность сохраняют региональные исследования, особенно с учетом того факта, что региональный уровень закрепил за собой статус отдельного уровня анализа, а международно - политические регионы обрели принципиально новый потенциал влияния на протекающие глобальные процессы. Это обусловлено нарастающими в постбиполярный период темпами развития регионализма и регионализации, которую одни воспринимают как однонаправленный с глобализацией процесс и как составляющий ее этап, другие - как ее основной контртренд. Вместе с консолидацией региональной компоненты набирают силу и трансрегиональные процессы, которые все интенсивнее вовлекают в орбиту взаимодействия целые регионы и отдельные державы - центры эволюционирующей к полицентричности мировой системы. Усиление регионального уровня мировой политики, углубление сотрудничества внутри международных регионов и расширение сотрудничества вовне, стягивание традиционных регионов в макрорегиональные комплексы и формирование влиятельных трансрегиональных объединений свидетельствуют о новом качестве глобализационных процессов. Эти и другие факторы уже привели к тому, что регион не просто стал отдельным уровнем анализа, но и - в ряде случаев - стал приобретать определенную акторность, обладающую, однако, собственной спецификой: региональные процессы стали оказывать
принципиально новое и важное воздействие на эволюцию международной системы .
Активные научные дискуссии ведутся и вокруг проблемы дифференциации мирового пространства по уровням международного взаимодействия и глобального управления, где традиционно выделяются три уровня: двусторонний, региональный и глобальный. В науке о
международных отношениях традиционно приоритет исследований отдавался первому из них; изучение «глобального» стало объектом исследований глобалистики, при этом его соотношение с другими уровнями оставалось за пределами данной дисциплины; в рамках мирового комплексного регионоведения с опорой на междисциплинарный подход был значительно проработан региональный уровень, а научная дисциплина о мировой политике внесла существенный вклад в изучение «транснационального», формируя новый ракурс международных исследований. Тем не менее, основной массив существующих исследований упускает из внимания трансрегиональные практики международного взаимодействия, которые, вероятно, являются самыми «молодыми» и, в этой связи, представляют меньший (в сравнении с другими уровнями и мирополитическими тенденциями) эмпирический материал. Дальнейшее распространение практики «нового регионализма», дискуссии об эффективных формах глобального управления, поиск нового формата взаимодействия в усложняющемся мире, а также качественно новое развитие межрегионального сотрудничества и появление масштабных
трансрегиональных «мегапроектов» свидетельствуют о том, что трансрегиональный уровень международных отношений приобретает особую значимость и уже не может игнорироваться в практике регионостроительства и в научном анализе, учитывая вес и потенциал акторов, вовлеченных в данные процессы, а также с учетом сложной диалектики мегатрендов современной мировой политики - глобализации фрагментации, открытого регионализма и изоляционизма, интеграции и дезинтеграции, демократизации и дедемократизации - усложняющих движение маятника от стабилизации к хаотизации мировой политики и обратно . Усиление роли регионов в мировой политике - и шире - феномена «регионального», особенно с учетом формирования функциональных регионов различного типа, говорит об особой значимости региональных исследований в настоящее время.
Распространение на заре XXI века практики трансрегионализма было связано с зарождением таких трансрегиональных объединений как БРИКС, ИБСА, МИКТА, выдвижением инициатив по созданию Транстихоокеанского партнерства (ТТП), Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП), Инициативы пояса и пути, проекта Индо-Пацифики, активизации межрегионального сотрудничества по линии ЕС-Меркосур, ЕАЭС-АСЕАН и других. Формирование и последовательное усложнение трансрегиональной архитектуры мира обусловило необходимость не только качественного эмпирического анализа отдельных кейсов, но и комплексного теоретического осмысления феномена. Необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о международном трансрегионализме, то есть взаимодействии государств и международно-политических регионов на межрегиональном уровне, а не о сотрудничестве субнациональных регионов в приграничных зонах - трансграничном сотрудничестве, и именно это явление - международный трансрегионализм - и находится в фокусе настоящего диссертационного исследования.
Актуальность исследования. Актуальность исследований феномена международного трансрегионализма вытекает как минимум из двух соображений: практического и теоретического характера.
Практическая актуальность обусловлена реальной необходимостью для современных государств обустроить свою нишу в формирующейся трансрегиональной архитектуре мира, стратегически взвешивая свои политические и геоэкономические выгоды от своего участия в различных объединениях, а для ведущих держав - необходимостью выдвигать собственные инициативы, нацеленные на закрепление их глобального или регионального лидерства. Выключенность из такого рода процессов приобретает характер изоляции и, как следствие, влечет за собой множество международно-политических и социально-экономических издержек для государственного и шире - регионального развития.
Теоретическая актуальность вытекает собственно из недостаточной концептуализации феномена в научно-исследовательской литературе в условиях, когда трансрегионализм уже стал объективной реальностью мировой политики и оказывает значительное воздействие на современное мирополитическое и мироэкономическое развитие. В настоящее время изучение конкретных объединений и существующих проектов уже недостаточно для комплексного понимания данного феномена: исследователи стали отмечать назревшую необходимость качественной проработки концепции трансрегионального взаимодействия , которая может лечь в основу не только будущего экспертного прогнозирования, но и практической реализации внешнеполитической стратегии государств. Не существует и четкого определения феномена трансрегионализма: хотя этот термин и употреблялся в научно-аналитической литературе ранее, разными авторами в него вкладывалось разное понимание.
Кроме того, в настоящее время формируется ряд понятий и концепций, которые не только подтверждают признание трансрегионализма в качестве объективной реальности, но и подчеркивают комплексный характер этого нового явления международной жизни. Среди них концепции «трансрегиональных правовых систем», формируемых с целью интеграции масштабных правовых полей, стирающих принципиальные отличия в правовом регулировании обособленных интеграционных объединений в целях более эффективного и рационального осуществления больших инфраструктурных проектов и создания межрегиональных цепочек добавленной стоимости , или еще слабо оформленная, но уже обозначенная концепция «цифрового трансрегионализма», выраженная в объяснении новых тенденций электронной торговли на трансрегиональном уровне, требующих как формирования новых подходов, так и переосмысления роли глобальных институтов, таких как ВТО .
Открытым остается вопрос о сущности, функциях, эффектах трансрегионализма, а также проблема самой возможности его вписывания в горизонтальную и вертикальную дифференциацию глобального пространства, вопрос о потенциале трансформирующего влияния трансрегионализма на мировую политику. В то же время трансрегиональные процессы уже вовлекают в себя как «старые» великие и региональные державы, стремящиеся к сохранению своего влияния, так и новые центры силы, ставящие целью укрепление своего потенциала на международной арене. Особую значимость приобретает фактор формирующейся акторности таких объединений на современном этапе и формирование, вместе с тем, нового пространственного уровня международного взаимодействия и глобального управления. Подключение к этому процессу негосударственных, транснациональных акторов, создание новых межгосударственных объединений, основанных на функционально-пространственном принципе, объединяющим отдельные регионы и стягивающие их и их ресурсы в рамках масштабных трансрегиональных образований и макрорегиональных комплексов, формирует новое качество системы международных отношений. Своевременное понимание характеристик и потенциала данного процесса сможет обеспечить более эффективное и обоснованное научное прогнозирование и стратегическое планирование в условиях формирования новых узлов противоречий, связанных с конкуренцией трансрегиональных проектов, в том числе и для России, которая активно вовлечена в трансрегиональные проекты, включая их в круг своих внешнеполитических приоритетов.
В исследовательской литературе накоплен значительный опыт исследований, связанный с изучением становления и перспектив отдельных трансрегиональных объединений, при этом существует объективный недостаток обобщающих работ, на основании которых можно было бы сделать вывод о характере явления и его формах, потенциале, функциях и последствиях реализации трансрегиональных инициатив. Различия в подходах к трансрегионализму обусловлены комплексностью феномена и различием форм, которые принимает трансрегиональное сотрудничество в мире. Исходя из подобной научной проблемы вытекает закономерный исследовательский вопрос: какое влияние приобретают трансрегиональные объединения на современные мирополитические процессы? Можно предположить, что усиление влияния трансрегиональных объединений на современные мирополитические процессы может быть связано с устанавливаемой им взаимосвязанностью географических особенностей региона и новыми функциональными характеристиками. Это предположение и положено в основу научной гипотезы настоящего диссертационного исследования.
В качестве объекта исследования выступают трансрегиональные процессы в современной мировой политической системе. Предмет исследования - факторы влияния современных трансрегиональных процессов на современные мирополитические процессы.
Цель исследования - на основе анализа накопленного теоретического опыта, а также логики и эмпирики функционирования трансрегиональных групп выявить характерные черты трансрегионализма как глобального тренда современного мира и как инструмента внешней политики.
Поставленная цель достигается через последовательное решение следующих задач:
• систематизировать существующую базу теоретическую исследований феномена трансрегионализма и критически проанализировать ее в целях концептуализации феномена;
• сформулировать и обосновать авторское определение этого понятия, определить видовые формы трансрегионализма в современной системе международных отношений;
• выявить особенности структуры и функционирования
трансрегиональных объединений различного типа;
• дать оценку потенциала функционального влияния трансрегиональной составляющей на международно-политические процессы в целом через определение соотношения трансрегионализма и ключевых трендов мировой политики, а также выделение эффектов трансрегионализма;
• построить сценарии эволюции трансрегионального уровня международных отношений с учетом действующих и нарождающихся тенденций.
...
Актуальность исследований проблематики международного трансрегионализма приобретает в настоящее время особую значимость. Трансрегионализация стала объективной реальностью мировой политики: трансрегиональные форматы взаимодействия используются государствами и региональными объединениями для реализации собственных и коллективных внешнеполитических интересов; при этом трансрегиональный уровень, охватив широчайший круг акторов, формирует собственную систему взаимосвязей на уровне мирополитических процессов между региональным и глобальным. Частично трансрегиональное сотрудничество уже было «отработано» ранее, но именно в начале XXI века это явление приобретает новую форму и новое качество, позволяя трансрегиональным объединениям оказывать значительное влияние на всю систему глобального управления и мирополитическое развитие в целом. Сегодня именно на трансрегиональном уровне нарастает конкуренция проектов по дальнейшим трекам глобализации, отрабатываются новые паттерны трансрегиональной интеграции, формируются общие политические, экономические и сетевые социетальные пространства, формируются объединения, имеющие потенциал стать опорами новой системы глобального управления, происходит консолидация новых региональных и глобальных государств-лидеров.
Анализ накопленного теоретического опыта в данной области, представленный в Главе 1, позволил сделать вывод о недостаточной концептуализации в современной научно-аналитической литературе феномена трансрегионализма и различном понимании природы «трансрегионального» (с. 35-59). Это отражено, в частности, в отсутствии консенсуса по используемой терминологии: в работах разных авторов и даже подчас в различных работах одного автора синонимично используется несколько схожих понятий, проводимые различия между ними лишь запутывают исследователей, политиков и практиков, и не отвечают на основные вопросы: в чем заключается новая форма трансрегионализма в XXI веке, в каких формах он существует и как может быть инкорпорирован во внешнеполитический инструментарий.
В ходе критического анализа мировой научной литературы удалось выделить три потенциально формирующихся подхода к пониманию трансрегиональных связей (с. 59-68). Первый, узкий, подход основывается на понятии «интеррегионализма» (межрегиональных связей, отношений двух и более «регионализмов») как нового этапа развития политики нового/открытого регионализма, опуская остальные типы трансрегиональных связей как незначительные и несистематические, что позволяет оценить трансрегионализм как подтип регионализма. Второй подход делает упор на связях региональных акторов, выступающих в трансрегиональных связях отдельно от региональных интеграционных образований, но, в то же время, не исключает взаимодействия государств с региональными блоками, но при этом не охватывает всего разнообразия институционализированных связей на данном уровне, что оставляет за скобками значительное количество объединений и проектов надрегиональной функциональной природы. Решение противоречий, возникающих в использовании терминологии, может предложить третий, комплексный, подход, концептуализированный в настоящем диссертационном исследовании, предлагающий, по сути, включить эти виды взаимосвязей в единую типологию трансрегионализма, а также рассматривать этот феномен как широкий формат сотрудничества, который развивается без жесткой привязки к географическому фактору в особом функциональном, трансрегиональном пространстве, оказывая, тем самым, значительное новое воздействие на современное мирополитическое развитие. Этот подход позволяет на основе сравнительного мирополитического подхода и с использованием структурно-функционального метода проанализировать структуру трансрегиональных связей, выявить особенности их зарождения, развития, а также факторы успешного функционирования или торможения трансрегиональных проектов, выявить факторы, оказывающие влияние на распространение различных форм и моделей трансрегионального взаимодействия, а также оценить потенциал влияния трансрегиональных процессов на мировую политику.
Опираясь на комплексный интегративный подход к рассматриваемому феномену, трансрегионализм может рассматриваться как процесс институционализации сотрудничества между региональными объединениями и государствами разных регионов мира с формированием крупных международных кластеров в результате укрепления глобальных транснациональных, интеграционных, межрегиональных связей и взаимозависимости, а также целенаправленную политику государств и региональных объединений, направленную на обеспечение своих национальных и коллективных интересов посредством институционализации сотрудничества в различных областях и формирования общих политических, экономических и социетальных пространств, имеющих потенциал новой международной акторности функционального типа в системе глобального управления. Основными признаками трансрегионализма, таким образом, являются а) институционализация сотрудничества; б) связи между региональными объединениями и государствами разных регионов мира; в) усиление комплексной взаимозависимости; г) нацеленность на интеграцию в отдельных сферах взаимодействия; д) сотрудничество по широкой повестке дня; е) нацеленность на участие в системе глобального и регионального управления (с. 69-70).
В результате исследования были выделены основные форматы трансрегионального сотрудничества на основании критерия вычленения основных участников взаимодействия: межрегионализм
(институционализация сотрудничества между двумя и более региональными
сотрудничества государств из разных
мира) и сетевой трансрегионализм
сотрудничества между региональными
интеграционными группами, региональными организациями, отдельными государствами и группами государств, представляющих разные регионы) (с. 71-73).
Анализ кейсов трансрегиональных объединений и актуальных проектов различного типа, предложенный в Главе 2, продемонстрировал неравномерное углубление трансрегиональной интеграции в различных трансрегиональных кластерах и неоднородное распределение их влияния в мировой политике. Наиболее продвинутым в деле формирования общих пространств, консолидации интересов и институционализации к настоящему времени оказался формат трансрегиональных ассоциаций. Значительно меньших успехов достигли интеграционные группы в формате межрегионального сотрудничества, которым так и не удалось продвинуться по пути реальной институционализации сотрудничества. Еще более «размытым» и пока неустоявшимся форматом является сетевой трансрегионализм: ряд инициатив не вышли за рамки диалога, другие либо были заморожены, либо находятся в стадии оформления. Эмпирический анализ кейсов позволил выделить основные причины зарождения трансрегиональных проектов (которые были обусловлены как внешними, так и внутренними импульсами), круг включенных акторов (и их типов), степень их институционализации, сферы сотрудничества, а также ресурсы и потенциал их влияния друг на друга и на мировые политические процессы. Было продемонстрировано, что в основании различных трансрегиональных проектов могут лежать разные причины, но все они нацелены на использование преимуществ глобализации для продвижения своих интересов на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также чтобы повысить степень своего влияния.
Подробнее характеристики трансрегионализма рассмотрены в Главе 3. В настоящее время трансрегиональное взаимодействие может представлять собой более эффективный уровень глобального управления и принятия решений, чем глобальный (связанный с проблемой поиска масштабного консенсуса) и региональный (ограниченный границами региональной системы). Участие в трансрегиональных объединениях открывает перед государствами и региональными объединениями новые практические возможности в реализации своих интересов, позволяет находить новые эффективные конфигурации в объединении ресурсов и постановке коллективных целей, в обеспечении экономического процветания и безопасности, а также новые инструменты для реформирования глобальных институтов, многие из которых находятся в стадии переформатирования в условиях трансформации Вестфальской международной политической системы (с. 149-150). Государства, разделенные не только по географическому принципу, но и имеющие совершенно разные исторические, цивилизационные, социально-экономические и политические особенности развития формируют объединения нового формата, имеющие потенциал стать коллективными акторами в системе глобального управления посредством усиления их функциональной общности. В такое взаимодействие вовлекаются и региональные интеграционные группы, открывая новые возможности аккумулирования ресурсов и влияния. Трансрегионализация способствует дальнейшей институционализации международного сотрудничества, совершенствованию многоуровневой системы глобального управления, усилению международной взаимозависимости, но в то же время приводит и к усилению конкуренции на более высоком уровне взаимодействия. Трансрегионализм представляет собой основанную на усложнении интеграционных связей, адаптированную к современным условиям форму глобализации и одновременно новую форму регионализма, что отражает комплексность данного феномена. Кроме того, трансрегионализм может представлять собой эффективный инструмент внешней политики, предоставляя ведущим державам возможность преодолевать региональные ограничители роста и влияния (т.е. преодолевать региональные рамки в целях реализации своей глобальной политики), расширить возможности участия в мировой политике, а также укреплять региональное и глобальное лидерство, обеспечивая свои геополитические (прежде всего, связанные с влиянием и укреплением традиционных блоков и союзов и усилением, в том числе, и национального влияния в системе глобального управления) и геоэкономические интересы (связанные с гарантированием экономических выгод, поиском стимулов роста, транслированием новых стандартов, предлагаемых в качестве универсальных) (глава 3, п.3.2-3.3.).
В ходе диссертационного исследования были также уточнены и введены некоторые вспомогательные по отношению к авторскому определению трансрегионализма понятия, которые могут использоваться для более детальной характеристики этого феномена. Среди таких понятий - «конкурентный трансрегионализм» (с. 132), описывающий практику
конкуренции между влиятельными (и малосовместимыми)
трансрегиональными проектами современности, стремящимися
сформировать наиболее привлекательную модель взаимодействия, а также «трансрегиональная интеграция» (с. 140-142), под которой понимается процесс институционализации межгосударственного сотрудничества на
трансрегиональном уровне. Этот термин позволяет вписать трансрегионализм в более широкий контекст мегатрендов и объяснить интеграционную природу данного явления. В работе была также предпринята попытка рассмотрения трансрегионализма с точки зрения различных теоретических подходов с опорой на концепции «нового регионализма» и глобального управления (с. 135-143).
...
1. Декларация Гоа стран БРИКС (Гоа, Индия, 16 октября 2016 года). http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs
2. Делийская декларация стран БРИКС (г. Нью Дели, Индия, 29 марта 2012 года). http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs
3. Йоханнесбургская декларация стран БРИКС (г.Йоханнесбург, ЮАР, 26 июля 2018 года). Режим доступа: http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs
4. Концепция внешней политики Российской Федерации / Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41451
5. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС / утв.
Президентом РФ, 2013. Режим доступа:
http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf
6. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века / Министерство иностранных дел КНР, март 2015. Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t1254925.shtml
7. Саньянская декларация стран БРИКС (г.Санья, о.Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года). http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs
8. Совместное заявление глав государств и правительств стран - участниц БРИК
(г. Бразилиа, Бразилия, 15 апреля 2010 года).
http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs
9. Совместное заявление лидеров стран БРИК (г. Екатеринбург, Россия, 16 июня 2009 года). http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs
10. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути от 8 мая 2015 г. / Сайт Президента Российской Федерации. Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/4971
11. Сямэньская декларация стран БРИКС (г.Сямэнь, Китай, 4 сентября 2017 года). http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs
12. Уфимская декларация стран БРИКС (г.Уфа, Россия, 9 июля 2015 года). http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs
На английском языке:
13. 14th MIKTA Foreign Ministers' Meeting, Yogyakarta, 7 February 2019. Mode of access: http://www.mikta.org/document/joint.php?pn=1&sn=&st=&sc=&sd=&sdate=&edat e=&sfld=&sort=&at=view&idx=3 52
14. EU Negotiating Texts in TTIP - Draft Materials. European Commission Official Site. Mode of access: https://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=1230
15. EU-Mercosur Trade Agreement. EU-Mercosur Relations / European Commission Official Page. Mode of access: https://ec.europa.eu/trade/policy/in-focus/eu- mercosur-association-agreement/
...311