Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ТНК С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В ДОСТИЖЕНИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ: НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КИТАЯ В АФРИКЕ

Работа №179420

Тип работы

Диссертация

Предмет

политология

Объем работы332
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению ТНК в мировой политике 30
1.1. Теоретические подходы к исследованию предпосылок транснационализации деятельности компаний 30
1.2 Место транснациональных компаний в мировой политике 48
1.3 Основные модели взаимодействия государства и
транснациональных компаний 82
Глава 2. ТНК с государственным участием Китайской Народной Республики в Африке 104
2.1 Внешняя политика Китайской Народной Республики 104
2.2 Место Африки во внешней политике Китайской Народной
Республики 138
2.3 Китайские ТНК с государственным участием в Африке 151
Глава 3. ТНК с государственным участием Российской Федерации в Африке 193
3.1 Внешняя политика Российской Федерации 193
3.2 Место Африки во внешней политике Российской Федерации 229
3.3 Российские ТНК с государственным участием в Африке 239
Заключение 275
Список литературы 291
Приложение №1 333
Приложение №2

Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается рост интереса со стороны научного и экспертного сообщества к различным аспектам деятельности транснациональных компаний (ТНК). Во многом это объясняется постоянно растущим влиянием ТНК как акторов глобальной политики. Как ТНК, так и государства реализуют свои собственные интересы через различные инструменты, за счет которых удается не только закрепиться на рынке, но и получить политические дивиденды. Кроме того, в мире расширяются масштабы взаимодействия между ТНК и государствами: все больше стран прибегают к инструментам мягкой силы, в частности экономической дипломатии, которые призваны обеспечить распространение влияния государства и выгодное присутствие национальных компаний в зарубежных странах.
Торговая политика, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и в целом мягкая сила всегда были достаточно политизированными инструментами, которые тесно переплетались с целями внешней политики государства. Одни страны используют капитал в качестве меры принуждения или наказания посредством санкций и предоставления кредитов. Другие применяют их в качестве формы расширения присутствия капитала в другом государстве, что ведет к укреплению политического влияния.
Благодаря силам глобализации и присущей международным отношениям природе конкуренции между государствами прямые иностранные инвестиции все чаще стали использоваться на практике в качестве инструмента влияния. Соответственно, государство, как ключевой источник капитала, распределитель финансовых ресурсов, и ТНК, основной производитель и генератор инноваций (знаний), стали выступать уже в качестве необходимых друг для друга партнеров. Политическое и экономическое развитие государства в определенной степени стало зависеть от роли экономических акторов (ТНК) в его внешней политике, а также от того, как выполняют (и выполняют ли) ТНК эту роль. В этом контексте крайне интересно и показательно существование ТНК с государственным участием (ТНКсГУ).
Растущая роль ТНК с государственным участием в мировой экономике иногда вызывает споры из-за предполагаемых угроз национальным интересам принимающих стран или искажения международной конкуренции из-за «несправедливых» преимуществ, предоставляемых государством базирования. Поэтому неудивительно, что государственное участие в транснационализации государственных предприятий (ГП) в настоящее время является горячей темой в исследованиях международного бизнеса и международных отношений. Для многих исследователей этот полиморфизм государственного вмешательства свидетельствует о возрождении «государственного капитализма» в новой форме, и Китайская Народная Республика вместе с Российской Федерацией активно его практикуют.
Считается, что государственный капитализм в новом обличии характеризуется использованием государством этатистских и коммерческих стратегий в транснационализации государственного капитализма через национальные фонды развития/благосостояния (ФНБ) и органы управления государственными активами, вывоз ПИИ государственными предприятиями, слияния и поглощения и инвестиции в акционерный капитал, а также создание «национальных чемпионов». Другими словами, новый государственный капитализм представляет собой не отрицание рынков, а, возможно, последний шаг в соединении двух преобладающих политико-экономических логик при капитализме.
Ключевой вопрос здесь заключается в том, что в большей степени движет стратегией государственного капитализма: государственные геополитические интересы, такие как приобретение ключевых ресурсов для последующего использования их в качестве инструментов влияния и расширения государственного присутствия, или исключительно стремление к максимизации прибыли?
В данном исследовании приводятся факты, подтверждающие то, что государственный транснациональный капитал имеет комбинированный характер применения, поскольку практически любой инструмент экономической политики потенциально может быть адаптирован к внешнеполитическим задачам и список потенциальных инструментов геоэкономической политики по существу является открытым. Кроме того, инструменты экономической политики также могут иметь геополитические последствия, даже если они используются без учета геополитических целей.
ТНК с государственным участием, как правило, являются выходцами из стран с формирующейся рыночной экономикой, но многие из них также являются выходцами из развитых стран, особенно из стран - участниц ЕС. Согласно ЮНКТАД, география работы таких ТНК достаточно широка и охватывает не менее 103 стран происхождения (53 развивающиеся страны, 38 развитых стран и 12 стран с переходной экономикой). Китай занимает первое место по количеству государственных ТНК (18%). За Китаем следуют Малайзия (5%), Индия (4%), Южно-Африканская Республика (4%) и Российская Федерация (3%) . В этих пяти странах расположены более трети ТНК, находящихся в государственной собственности. При этом только две страны (КНР и РФ) активно вовлечены во все международные процессы, в том числе в Африке, и влияют на международную повестку.
Характерной чертой сегодняшней международной системы является многополярность. Хотя Соединенные Штаты Америки (США) продолжают занимать доминирующее положение, такие страны, как Китай и Россия продемонстрировали способность уравновесить и даже бросить вызов этой гегемонии. Это объясняется тем, что им удалось позиционировать себя в качестве конкурентов на международной арене, в том числе благодаря проекции своей силы и влияния на различные стратегические географические регионы, например Африку. На сегодняшний день Африканский регион представляет собой важную для обоих государств площадку .
На примере присутствия транснациональных компаний России и Китая в Африке была предпринята попытка изучить возможности использования ТНКсГУ в достижении внешнеполитических целей.
Степень разработанности проблемы. Вопрос транснационализации экономических акторов охватывает несколько направлений исследования. Фундаментальными в мировой политике представляются работы таких авторов, как Р. О. Кохейн , М. М. Лебедева456, Дж. Най, Т. Риссе , Дж. Розенау , М. К. Смутс , С. Стрэндж и др. Представители данного направления акцентируют свое внимание на трансформации мировой политики от Вестфальской модели, основанной на взаимодействии суверенных государств, к новой комплексной структуре, в которой основополагающую роль играют не только национальные государства, но и множество негосударственных акторов, в том числе транснациональные компании. Роль последних, как отмечают эксперты, становится все более ярко выраженной в силу роста количества транснациональных связей на всех уровнях взаимодействия.
Деятельность транснациональных корпораций на международной арене исследуется еще в работах А. В. Кузнецова , М. В. Братерского , С.Л. Ткаченко , В. В. Полякова , А. А. Сазонова , В. Д. Щетинина , Д. Филдхауза , Ван Кревельд , Т. Лоусон и др. , Дж. Курланчик . Исследователи данного направления уделяют значительное внимание политэкономическим аспектам деятельности ТНК, их роли в транснационализации мировой политики, а также влиянию их деятельности на институт государства и международные отношения в целом.
Экономический аспект деятельности ТНК также исследуется экспертным сообществом. В работах С. Хамера , Дж. Дайнинга , Р. Вернона , К. Кодзимы , Т. Одзава в которых подробно освещены мотивы, причины транснационализации и классификация ПИИ.
Для полного погружения в проблематику были изучены работы авторов, посвященных повышению роли Китая и России в международных отношениях, а также активизации их внешней политики. Исследовательский интерес к восхождению Китайской Народной Республики в качестве великой державы проявили Я.М. Бергер , О.Н. Борох и др. , В.Г. Гельбрас , В. Б. Кашин , А.С. Голобков , Е.Н. Грачиков , Г. В. Зиновьев , В.Я. Портяков3334, В.Л. Нежданов , Т.Л. Дейч , С. Г. Лузянин , Ж. Йожин , Х. Чен-Ган , Ц.
"ГЛ'тг'НТХ тх тттл 40 Т Т С| тттхтх41 "1Л”тхт. f*TX ТХ ТТТЛ ПлТТЛТТТТТТТ W ПО I I Т.1~/~* ТТН
инъи и др. , Ц. яцин , л. иньси и др. , К. недопиль , Ж. делисль , О.
Лизелот , Д. Роши , Д. Тобин . Труды следующих авторов были посвящены изучению внешнеполитического становления Российской Федерации: Т.А. Шаклеина , А. Цыганков , А.С. Барсенков ,
С. Караганов , Д. Симес , Д. Овэн , А. Монагхан , Л.В. Пономаренко , К.П. Боришполец . При этом стоит отметить исследования Т.А. Шаклеиной, которые стали основополагающими в вопросах изучения великодержавности государств. Согласно ей, великая держава характеризуется «способностью проецировать свои политические и экономические структуры через сложные
связи доминирования или сотрудничества, которые распространяются на значительную часть международного общества» .....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам реализации задач, поставленных для достижения цели диссертационного исследования, были сделаны следующие выводы.
1. Несмотря на фундаментальный подход к вопросам мотивации и целеполагания при транснационализации, основные теоретические исследования оказались недостаточны для понимания нынешних условий выхода компаний с государственным участием на рынки третьих стран.
Анализ деятельности транснациональных компаний из Китая и России в странах Африканского региона показал, что причин транснационализации может быть множество. Корпоративные решения об инвестировании за рубежом могут быть обусловлены не только экономическими причинами (преимуществами локализации, в том числе низкой налоговой базой, низкой оплатой труда, стратегическим месторасположением региона; преимуществом масштабирования с возможностью выйти на новый рынок), но и политическими мотивами.
В первую очередь в рамках данной диссертации был рассмотрен вопрос понимания роли ТНК в мировой политике. Были изучены фундаментальные работы крупных исследователей о негосударственных акторах, в частности транснациональных компаниях, на предмет их места в системе МО. Так, в качестве основы для осмысления и интерпретации феномена компаний с государственным участием была выбрана теория политического реализма, исходящая из принципа, что государства являются основными акторами международных отношений и в вопросах получения наибольшей выгоды они нацелены на изменение в свою пользу баланса сил, используя для этого весь необходимый инструментарий, в том числе экономический.
Расширение экономического обмена не привело к фрагментации и децентрализации властных отношений. Напротив, преимущества экономической взаимозависимости позволили правительствам
адаптироваться и использовать экономическое государственное устройство в качестве жизненно важного элемента в своем внешнеполитическом инструментарии. В результате, государства создают компании, которые становятся частью сетевой глобальной экономики и призваны действовать как мультипликатор государственной мощи.
С учетом этого не может быть никаких серьезных эмпирических или теоретических сомнений в изменении соотношения сил между корпоративной и государственной властью за последние десятилетия. В нашем подходе признается трансформированная, но все еще актуальная роль национальных государств, с одной стороны, и глубокие структурные преобразования, которые привнес транснациональный капитализм, — с другой. Власть, государственные интересы и гегемония, на наш взгляд, являются преобладающими мотивами структурных изменений в международной среде. В этом смысле мы принимаем часть представлений реалистов о природе международной политики, и в то же время связываем этот реализм с основным вкладом транснационального капитализма - разграничением корпоративной власти посредством государственного участия.
Государство всегда было и остается тесно переплетенным с экономическими рациональностями, как пространственными, так и временными; и так называемый государственный капитализм - лишь один из примеров того, как проявляется эта связь.
В то же время, применив теорию структурной власти Сюзан Стрэндж к взаимоотношениям между государством и ТНКсГУ, данное исследование дополняет предложенную Дж. Стопфордом и С. Стрэндж триаду отношений и заполняет малоизученный ими исследовательский вакуум. В треугольнике отношений, где представлены взаимодействия между государством - государством, компанией - компанией и государством - компанией, последнее упоминание относится только к отношениям принимающего государства и компании. Это является серьезным упущением исследования Дж. Стопфорда и С. Стрэндж, которое данная работа попыталась расширить и дополнить, отвечая на вопрос о том, как отношения между государством происхождения и ТНК могут играть столь важную роль в МО.
Исследование отношений между государством происхождения и ТНК проводилось с применением четырех столпов структурной власти и концепции управляемой взаимозависимости, чтобы оценить, как отношения между государством происхождения и ТНК влияют на отношения между ТНК и принимающим государством и, следовательно, на отношения между государством происхождения и принимающим государством, что отражено в триаде отношений.
Результаты показывают, что отношения между ТНК и государством происхождения являются взаимозависимыми по той причине, что рыночная экономика не могла бы нормально функционировать без политических рамок, установленных государством, в то время как само государство не сможет обеспечить производство товаров, услуг и знаний без ТНК. Соответственно, такая природа отношений позволяет считать, что и государство, и ТНК сильно привязаны друг к другу. Особенно это касается государственных ТНК из Китая и России, которые будут следовать любым командам или инструкциям государства происхождения. При этом государство сохраняет предприятиям функциональную автономность и будет формировать все условия ради их успешного выхода на зарубежные рынки и последующего закрепления там. В силу этого названная нами взаимозависимость распространяется на все аспекты их взаимодействия, включая достижение внешнеполитических целей государства.
Немаловажным условием, влияющим на политическую транснационализацию, представляется также присутствие государства в экономике и политическая стратегия властей в отношении своих производственных активов. Государственный капитализм, который был затронут в нашем исследовании, представляется такой экономической системой, позволяющей властям активно вмешиваться в экономическое производство и функционирование рынков. Владея значительным процентом производственных активов посредством различных форм этатизма, таких как государственные субсидии, инвестиции, потребление и различные инструменты регулирования, а также посредством формальных и неформальных механизмов координации, Китай и Россия демонстрируют высокую степень контроля над своей экономикой. Соответственно, государственные предприятия и «национальные чемпионы» являются продуктом их государственного управления, поэтому, практически как любой инструмент экономической политики, потенциально их деятельность может быть адаптирована к внешнеполитическим задачам.
Сопоставив все случаи инвестиционной активности ТНКсГУ в Африканском регионе с описанными ранее условиями «политической интернационализации» С.А. Афонцева, а также со степенью участия руководства исследуемых стран в экономике, можно утверждать, что транснационализация этих компаний осуществлялась по политическим причинам. Во всех инвестиционных проектах были соблюдены хотя бы два из трех условий: а) интересы транснациональных корпораций и государства по определенным вопросам совпадали; б) субъекты принятия политических решений напрямую контролировали вопросы, связанные с зарубежной деятельностью ТНК; в) субъекты принятия политических решений создавали стимулы, побуждающие ТНК действовать в соответствии с внешнеполитическими приоритетами государства.
2. Взяв за основу взаимозависимый характер отношений государства с ТНК, автор исследования выявил возможные способы выстраивания такого партнерства. Анализ представленных в исследовании форм взаимодействия, существующих и возникающих между государствами и ТНК, показал, что во главе угла стоят правила, установленные в ходе переговоров между ними. Это может быть корпоративизм, классический этатизм (роль сильного государства), институционализм (создание институтов как инструмент регулирования рынка) и система взаимодополняемости - в зависимости от того, как государство намерено выстраивать свои отношения с крупным бизнесом.
Наиболее полно сегодняшний партнерский характер отношений между государством (Китай и Россия) и деловым сообществом отражает система взаимодополняемости, в которой ключевым выступает именно понимание кооперации. Под этим подразумевается представленная Линдой Вайс концепция «управляемой взаимозависимости» (УВ), в которой и государство, и доминирующие экономические группы достаточно сильны и сохраняют за собой автономию на операционную деятельность. При этом последняя регулируется более широкими целями, установленными и контролируемыми государством.
...


1. Военная доктрина Российской Федерации от 30.12.2014. // Российская газета: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/documents/2014/12/30/doktrina-dok.html
2. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам
политики безопасности. // Президент России: официальный сайт. - 2007. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения 29.07.2022)
3. Организация Объединенных Наций: официальный сайт. / Г енассамблея
ООН приостановила членство России в Совете ООН по правам человека. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://news.un.org/ru/story/2022/04/1421492 (дата обращения 19.08.2022)
4. Организация Объединенных Наций: официальный сайт. / Генассамблея ООН потребовала от России «немедленно» вывести свои войска из Украины. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2022/03/1419092 (дата обращения 19.08.2022)
5. Гражданский кодекс Российский Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // КонсультантПлюс. - 1994. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/99b7be87680eed1c2e9 c4f0738d52a442645ce07/ (дата обращения 12.08.2022)
6. Декларация первого саммита Россия-Африка. // Президент России: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5453 (дата обращения 06.08.2022)
7. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год (версия 27.09.2019). // Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/685806 (дата обращения 04.08.2022)
8. Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) // Законодательство Китая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution (дата обращения: 05.11.2020)
9. Конституция Российской Федерации от 1993 года. // Российская газета: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/documents/2009/01/21/konstitucia-dok.html
10. Концепция внешней политики от 2016 года // МИД РФ: официальный
сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www. mid. ru/foreign_policy/news/- /asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения
06.08.2022)
11. Концепция внешней политики Российской Федерации от 1993 г. // Дипломатический вестник. МИД РФ. 1993. № 1-2
12. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: утвержден Президентом Российской Федерации Б. Ельциным в 1997 г. - Российская газета.
13. Морская доктрина Российской Федерации от 31.07.2022. // Президент России: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/xBBH7DL0RicfdtdWPol32UekiLMT AycW.pdf (дата обращения 25.07.2022)
14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию от 2020 года. // Президент России: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения 22.07.2022).
15. Резолюция Генеральной Ассамблеи, A/68/PV.80. // Организация Объединенных Наций: официальный сайт. - 2014. - [Электронный ресурс]. - Режим
...455


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ