ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению ТНК в мировой политике 30
1.1. Теоретические подходы к исследованию предпосылок транснационализации деятельности компаний 30
1.2 Место транснациональных компаний в мировой политике 48
1.3 Основные модели взаимодействия государства и
транснациональных компаний 82
Глава 2. ТНК с государственным участием Китайской Народной Республики в Африке 104
2.1 Внешняя политика Китайской Народной Республики 104
2.2 Место Африки во внешней политике Китайской Народной
Республики 138
2.3 Китайские ТНК с государственным участием в Африке 151
Глава 3. ТНК с государственным участием Российской Федерации в Африке 193
3.1 Внешняя политика Российской Федерации 193
3.2 Место Африки во внешней политике Российской Федерации 229
3.3 Российские ТНК с государственным участием в Африке 239
Заключение 275
Список литературы 291
Приложение №1 333
Приложение №2
Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается рост интереса со стороны научного и экспертного сообщества к различным аспектам деятельности транснациональных компаний (ТНК). Во многом это объясняется постоянно растущим влиянием ТНК как акторов глобальной политики. Как ТНК, так и государства реализуют свои собственные интересы через различные инструменты, за счет которых удается не только закрепиться на рынке, но и получить политические дивиденды. Кроме того, в мире расширяются масштабы взаимодействия между ТНК и государствами: все больше стран прибегают к инструментам мягкой силы, в частности экономической дипломатии, которые призваны обеспечить распространение влияния государства и выгодное присутствие национальных компаний в зарубежных странах.
Торговая политика, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и в целом мягкая сила всегда были достаточно политизированными инструментами, которые тесно переплетались с целями внешней политики государства. Одни страны используют капитал в качестве меры принуждения или наказания посредством санкций и предоставления кредитов. Другие применяют их в качестве формы расширения присутствия капитала в другом государстве, что ведет к укреплению политического влияния.
Благодаря силам глобализации и присущей международным отношениям природе конкуренции между государствами прямые иностранные инвестиции все чаще стали использоваться на практике в качестве инструмента влияния. Соответственно, государство, как ключевой источник капитала, распределитель финансовых ресурсов, и ТНК, основной производитель и генератор инноваций (знаний), стали выступать уже в качестве необходимых друг для друга партнеров. Политическое и экономическое развитие государства в определенной степени стало зависеть от роли экономических акторов (ТНК) в его внешней политике, а также от того, как выполняют (и выполняют ли) ТНК эту роль. В этом контексте крайне интересно и показательно существование ТНК с государственным участием (ТНКсГУ).
Растущая роль ТНК с государственным участием в мировой экономике иногда вызывает споры из-за предполагаемых угроз национальным интересам принимающих стран или искажения международной конкуренции из-за «несправедливых» преимуществ, предоставляемых государством базирования. Поэтому неудивительно, что государственное участие в транснационализации государственных предприятий (ГП) в настоящее время является горячей темой в исследованиях международного бизнеса и международных отношений. Для многих исследователей этот полиморфизм государственного вмешательства свидетельствует о возрождении «государственного капитализма» в новой форме, и Китайская Народная Республика вместе с Российской Федерацией активно его практикуют.
Считается, что государственный капитализм в новом обличии характеризуется использованием государством этатистских и коммерческих стратегий в транснационализации государственного капитализма через национальные фонды развития/благосостояния (ФНБ) и органы управления государственными активами, вывоз ПИИ государственными предприятиями, слияния и поглощения и инвестиции в акционерный капитал, а также создание «национальных чемпионов». Другими словами, новый государственный капитализм представляет собой не отрицание рынков, а, возможно, последний шаг в соединении двух преобладающих политико-экономических логик при капитализме.
Ключевой вопрос здесь заключается в том, что в большей степени движет стратегией государственного капитализма: государственные геополитические интересы, такие как приобретение ключевых ресурсов для последующего использования их в качестве инструментов влияния и расширения государственного присутствия, или исключительно стремление к максимизации прибыли?
В данном исследовании приводятся факты, подтверждающие то, что государственный транснациональный капитал имеет комбинированный характер применения, поскольку практически любой инструмент экономической политики потенциально может быть адаптирован к внешнеполитическим задачам и список потенциальных инструментов геоэкономической политики по существу является открытым. Кроме того, инструменты экономической политики также могут иметь геополитические последствия, даже если они используются без учета геополитических целей.
ТНК с государственным участием, как правило, являются выходцами из стран с формирующейся рыночной экономикой, но многие из них также являются выходцами из развитых стран, особенно из стран - участниц ЕС. Согласно ЮНКТАД, география работы таких ТНК достаточно широка и охватывает не менее 103 стран происхождения (53 развивающиеся страны, 38 развитых стран и 12 стран с переходной экономикой). Китай занимает первое место по количеству государственных ТНК (18%). За Китаем следуют Малайзия (5%), Индия (4%), Южно-Африканская Республика (4%) и Российская Федерация (3%) . В этих пяти странах расположены более трети ТНК, находящихся в государственной собственности. При этом только две страны (КНР и РФ) активно вовлечены во все международные процессы, в том числе в Африке, и влияют на международную повестку.
Характерной чертой сегодняшней международной системы является многополярность. Хотя Соединенные Штаты Америки (США) продолжают занимать доминирующее положение, такие страны, как Китай и Россия продемонстрировали способность уравновесить и даже бросить вызов этой гегемонии. Это объясняется тем, что им удалось позиционировать себя в качестве конкурентов на международной арене, в том числе благодаря проекции своей силы и влияния на различные стратегические географические регионы, например Африку. На сегодняшний день Африканский регион представляет собой важную для обоих государств площадку .
На примере присутствия транснациональных компаний России и Китая в Африке была предпринята попытка изучить возможности использования ТНКсГУ в достижении внешнеполитических целей.
Степень разработанности проблемы. Вопрос транснационализации экономических акторов охватывает несколько направлений исследования. Фундаментальными в мировой политике представляются работы таких авторов, как Р. О. Кохейн , М. М. Лебедева456, Дж. Най, Т. Риссе , Дж. Розенау , М. К. Смутс , С. Стрэндж и др. Представители данного направления акцентируют свое внимание на трансформации мировой политики от Вестфальской модели, основанной на взаимодействии суверенных государств, к новой комплексной структуре, в которой основополагающую роль играют не только национальные государства, но и множество негосударственных акторов, в том числе транснациональные компании. Роль последних, как отмечают эксперты, становится все более ярко выраженной в силу роста количества транснациональных связей на всех уровнях взаимодействия.
Деятельность транснациональных корпораций на международной арене исследуется еще в работах А. В. Кузнецова , М. В. Братерского , С.Л. Ткаченко , В. В. Полякова , А. А. Сазонова , В. Д. Щетинина , Д. Филдхауза , Ван Кревельд , Т. Лоусон и др. , Дж. Курланчик . Исследователи данного направления уделяют значительное внимание политэкономическим аспектам деятельности ТНК, их роли в транснационализации мировой политики, а также влиянию их деятельности на институт государства и международные отношения в целом.
Экономический аспект деятельности ТНК также исследуется экспертным сообществом. В работах С. Хамера , Дж. Дайнинга , Р. Вернона , К. Кодзимы , Т. Одзава в которых подробно освещены мотивы, причины транснационализации и классификация ПИИ.
Для полного погружения в проблематику были изучены работы авторов, посвященных повышению роли Китая и России в международных отношениях, а также активизации их внешней политики. Исследовательский интерес к восхождению Китайской Народной Республики в качестве великой державы проявили Я.М. Бергер , О.Н. Борох и др. , В.Г. Гельбрас , В. Б. Кашин , А.С. Голобков , Е.Н. Грачиков , Г. В. Зиновьев , В.Я. Портяков3334, В.Л. Нежданов , Т.Л. Дейч , С. Г. Лузянин , Ж. Йожин , Х. Чен-Ган , Ц.
"ГЛ'тг'НТХ тх тттл 40 Т Т С| тттхтх41 "1Л”тхт. f*TX ТХ ТТТЛ ПлТТЛТТТТТТТ W ПО I I Т.1~/~* ТТН
инъи и др. , Ц. яцин , л. иньси и др. , К. недопиль , Ж. делисль , О.
Лизелот , Д. Роши , Д. Тобин . Труды следующих авторов были посвящены изучению внешнеполитического становления Российской Федерации: Т.А. Шаклеина , А. Цыганков , А.С. Барсенков ,
С. Караганов , Д. Симес , Д. Овэн , А. Монагхан , Л.В. Пономаренко , К.П. Боришполец . При этом стоит отметить исследования Т.А. Шаклеиной, которые стали основополагающими в вопросах изучения великодержавности государств. Согласно ей, великая держава характеризуется «способностью проецировать свои политические и экономические структуры через сложные
связи доминирования или сотрудничества, которые распространяются на значительную часть международного общества» .....
По итогам реализации задач, поставленных для достижения цели диссертационного исследования, были сделаны следующие выводы.
1. Несмотря на фундаментальный подход к вопросам мотивации и целеполагания при транснационализации, основные теоретические исследования оказались недостаточны для понимания нынешних условий выхода компаний с государственным участием на рынки третьих стран.
Анализ деятельности транснациональных компаний из Китая и России в странах Африканского региона показал, что причин транснационализации может быть множество. Корпоративные решения об инвестировании за рубежом могут быть обусловлены не только экономическими причинами (преимуществами локализации, в том числе низкой налоговой базой, низкой оплатой труда, стратегическим месторасположением региона; преимуществом масштабирования с возможностью выйти на новый рынок), но и политическими мотивами.
В первую очередь в рамках данной диссертации был рассмотрен вопрос понимания роли ТНК в мировой политике. Были изучены фундаментальные работы крупных исследователей о негосударственных акторах, в частности транснациональных компаниях, на предмет их места в системе МО. Так, в качестве основы для осмысления и интерпретации феномена компаний с государственным участием была выбрана теория политического реализма, исходящая из принципа, что государства являются основными акторами международных отношений и в вопросах получения наибольшей выгоды они нацелены на изменение в свою пользу баланса сил, используя для этого весь необходимый инструментарий, в том числе экономический.
Расширение экономического обмена не привело к фрагментации и децентрализации властных отношений. Напротив, преимущества экономической взаимозависимости позволили правительствам
адаптироваться и использовать экономическое государственное устройство в качестве жизненно важного элемента в своем внешнеполитическом инструментарии. В результате, государства создают компании, которые становятся частью сетевой глобальной экономики и призваны действовать как мультипликатор государственной мощи.
С учетом этого не может быть никаких серьезных эмпирических или теоретических сомнений в изменении соотношения сил между корпоративной и государственной властью за последние десятилетия. В нашем подходе признается трансформированная, но все еще актуальная роль национальных государств, с одной стороны, и глубокие структурные преобразования, которые привнес транснациональный капитализм, — с другой. Власть, государственные интересы и гегемония, на наш взгляд, являются преобладающими мотивами структурных изменений в международной среде. В этом смысле мы принимаем часть представлений реалистов о природе международной политики, и в то же время связываем этот реализм с основным вкладом транснационального капитализма - разграничением корпоративной власти посредством государственного участия.
Государство всегда было и остается тесно переплетенным с экономическими рациональностями, как пространственными, так и временными; и так называемый государственный капитализм - лишь один из примеров того, как проявляется эта связь.
В то же время, применив теорию структурной власти Сюзан Стрэндж к взаимоотношениям между государством и ТНКсГУ, данное исследование дополняет предложенную Дж. Стопфордом и С. Стрэндж триаду отношений и заполняет малоизученный ими исследовательский вакуум. В треугольнике отношений, где представлены взаимодействия между государством - государством, компанией - компанией и государством - компанией, последнее упоминание относится только к отношениям принимающего государства и компании. Это является серьезным упущением исследования Дж. Стопфорда и С. Стрэндж, которое данная работа попыталась расширить и дополнить, отвечая на вопрос о том, как отношения между государством происхождения и ТНК могут играть столь важную роль в МО.
Исследование отношений между государством происхождения и ТНК проводилось с применением четырех столпов структурной власти и концепции управляемой взаимозависимости, чтобы оценить, как отношения между государством происхождения и ТНК влияют на отношения между ТНК и принимающим государством и, следовательно, на отношения между государством происхождения и принимающим государством, что отражено в триаде отношений.
Результаты показывают, что отношения между ТНК и государством происхождения являются взаимозависимыми по той причине, что рыночная экономика не могла бы нормально функционировать без политических рамок, установленных государством, в то время как само государство не сможет обеспечить производство товаров, услуг и знаний без ТНК. Соответственно, такая природа отношений позволяет считать, что и государство, и ТНК сильно привязаны друг к другу. Особенно это касается государственных ТНК из Китая и России, которые будут следовать любым командам или инструкциям государства происхождения. При этом государство сохраняет предприятиям функциональную автономность и будет формировать все условия ради их успешного выхода на зарубежные рынки и последующего закрепления там. В силу этого названная нами взаимозависимость распространяется на все аспекты их взаимодействия, включая достижение внешнеполитических целей государства.
Немаловажным условием, влияющим на политическую транснационализацию, представляется также присутствие государства в экономике и политическая стратегия властей в отношении своих производственных активов. Государственный капитализм, который был затронут в нашем исследовании, представляется такой экономической системой, позволяющей властям активно вмешиваться в экономическое производство и функционирование рынков. Владея значительным процентом производственных активов посредством различных форм этатизма, таких как государственные субсидии, инвестиции, потребление и различные инструменты регулирования, а также посредством формальных и неформальных механизмов координации, Китай и Россия демонстрируют высокую степень контроля над своей экономикой. Соответственно, государственные предприятия и «национальные чемпионы» являются продуктом их государственного управления, поэтому, практически как любой инструмент экономической политики, потенциально их деятельность может быть адаптирована к внешнеполитическим задачам.
Сопоставив все случаи инвестиционной активности ТНКсГУ в Африканском регионе с описанными ранее условиями «политической интернационализации» С.А. Афонцева, а также со степенью участия руководства исследуемых стран в экономике, можно утверждать, что транснационализация этих компаний осуществлялась по политическим причинам. Во всех инвестиционных проектах были соблюдены хотя бы два из трех условий: а) интересы транснациональных корпораций и государства по определенным вопросам совпадали; б) субъекты принятия политических решений напрямую контролировали вопросы, связанные с зарубежной деятельностью ТНК; в) субъекты принятия политических решений создавали стимулы, побуждающие ТНК действовать в соответствии с внешнеполитическими приоритетами государства.
2. Взяв за основу взаимозависимый характер отношений государства с ТНК, автор исследования выявил возможные способы выстраивания такого партнерства. Анализ представленных в исследовании форм взаимодействия, существующих и возникающих между государствами и ТНК, показал, что во главе угла стоят правила, установленные в ходе переговоров между ними. Это может быть корпоративизм, классический этатизм (роль сильного государства), институционализм (создание институтов как инструмент регулирования рынка) и система взаимодополняемости - в зависимости от того, как государство намерено выстраивать свои отношения с крупным бизнесом.
Наиболее полно сегодняшний партнерский характер отношений между государством (Китай и Россия) и деловым сообществом отражает система взаимодополняемости, в которой ключевым выступает именно понимание кооперации. Под этим подразумевается представленная Линдой Вайс концепция «управляемой взаимозависимости» (УВ), в которой и государство, и доминирующие экономические группы достаточно сильны и сохраняют за собой автономию на операционную деятельность. При этом последняя регулируется более широкими целями, установленными и контролируемыми государством.
...
1. Военная доктрина Российской Федерации от 30.12.2014. // Российская газета: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/documents/2014/12/30/doktrina-dok.html
2. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам
политики безопасности. // Президент России: официальный сайт. - 2007. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения 29.07.2022)
3. Организация Объединенных Наций: официальный сайт. / Г енассамблея
ООН приостановила членство России в Совете ООН по правам человека. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://news.un.org/ru/story/2022/04/1421492 (дата обращения 19.08.2022)
4. Организация Объединенных Наций: официальный сайт. / Генассамблея ООН потребовала от России «немедленно» вывести свои войска из Украины. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2022/03/1419092 (дата обращения 19.08.2022)
5. Гражданский кодекс Российский Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // КонсультантПлюс. - 1994. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/99b7be87680eed1c2e9 c4f0738d52a442645ce07/ (дата обращения 12.08.2022)
6. Декларация первого саммита Россия-Африка. // Президент России: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5453 (дата обращения 06.08.2022)
7. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2018 год (версия 27.09.2019). // Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/685806 (дата обращения 04.08.2022)
8. Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) // Законодательство Китая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution (дата обращения: 05.11.2020)
9. Конституция Российской Федерации от 1993 года. // Российская газета: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/documents/2009/01/21/konstitucia-dok.html
10. Концепция внешней политики от 2016 года // МИД РФ: официальный
сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www. mid. ru/foreign_policy/news/- /asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения
06.08.2022)
11. Концепция внешней политики Российской Федерации от 1993 г. // Дипломатический вестник. МИД РФ. 1993. № 1-2
12. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: утвержден Президентом Российской Федерации Б. Ельциным в 1997 г. - Российская газета.
13. Морская доктрина Российской Федерации от 31.07.2022. // Президент России: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/xBBH7DL0RicfdtdWPol32UekiLMT AycW.pdf (дата обращения 25.07.2022)
14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию от 2020 года. // Президент России: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения 22.07.2022).
15. Резолюция Генеральной Ассамблеи, A/68/PV.80. // Организация Объединенных Наций: официальный сайт. - 2014. - [Электронный ресурс]. - Режим
...455