Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОСТПАМЯТИ В ИСПАНОЯЗЫЧНЫХ СТРАНАХ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

Работа №179418

Тип работы

Диссертация

Предмет

философия

Объем работы240
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме изучения культуры памяти о трагическом прошлом 15
1.1. Авторитаризм в Южной Америке как предмет философского осмысления 17
1.1.1. Ценности в структуре философской призмы интерпретации
авторитаризма 19
1.1.2. Пространство и время в структуре философской интерпретации
феномена авторитаризма 45
1.1.3. Понятие национальной идентичности как философская призма
изучения постпамяти в испаноязычных странах Южной Америки 60
1.2. «Культура памяти» — призма философской рефлексии трагического прошлого 69
Выводы по первой главе 92
ГЛАВА II. Культурная практика интерпретации и преодоления авторитарного прошлого в музейно-выставочной деятельности в испаноязычных странах Южной Америки 94
2.1. Опыт коммеморации в странах Южного конуса: Аргентина, Уругвай,
Чили 95
2.2. Коммеморативные инициативы в Перу, Боливии и Парагвае 138
2.3. Коммеморация в стадии формирования: Колумбия, Эквадор,
Венесуэла 171
Выводы по второй главе 191
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194
БИБЛИОГРАФИЯ 200


Актуальность исследования обусловлена наблюдаемой в последние годы поляризацией общества в ряде латиноамериканских стран, приводящей к масштабным протестам и дополнительной социально-политической турбулентности. Одним из факторов, оказывающих заметное влияние на эти процессы, является незавершенность процесса осмысления обществом таких культурных феноменов, как вооруженные конфликты второй половины ХХ в., в некоторых случаях продолжающихся по сей день; чувствительные вопросы ценностного отношения к наследию репрессивного курса ряда политических режимов, а также к специфическим национальным травмам, связанным, например, с территориальными спорами. Еще один фактор актуальности данного исследования — рост общественного интереса к коммеморативным проектам в мире в целом и в Южной Америке в частности. Здесь в последние годы был реализован целый ряд значительных инициатив в области памяти о жертвах репрессий, таких как, например, Музей памяти в Сантьяго, Место памяти в Лиме или строящийся Музей исторической памяти в Боготе, уругвайская выставка «Встретиться с ними»; был снят ряд аргентинских кинолент о преступлениях хунты и т.д. Этот интерес проявляется, в частности, в активизации обсуждения тематики памяти о противоречивых и конфликтных периодах национальной истории, и использовании ее политическими акторами для получения некоторых выгод, например, имиджевого характера. Стоит подчеркнуть, что такое обсуждение нередко носит характер медийной повестки, косвенно либо непосредственно пересекающейся с исследовательскими проектами. В то же время, представители научного сообщества активно вовлечены в него как независимые либо приглашенные эксперты, выступающие в качестве аналитиков тех или иных общественных либо правительственных инициатив. Культура в данном случае становится полем «переинтерпретации» ценностей «здесь и сейчас», нередко переконструирующих текущие ценностные форматы в прямо противоположных направлениях. Изучение данной проблематики позволяет более системно отслеживать политические тенденции и четче понимать, на какую аудиторию ориентируется тот или иной деятель или организация. Происходящая на наших глазах «война ценностных интерпретаций» дает возможность выявить специфику механизма столкновения ценностей различных общественных групп, маркированных общим концептом «исторической памяти», в контексте как рефлектируемой, так и нерефлектируемой актуализации самого этого концепта как общественной ценности в поставторитарных обществах.
Степень разработанности проблемы. Систематизация имеющихся исследований, непосредственно касающихся данной проблематики, позволила выделить несколько ключевых направлений, раскрывающих тему ценностной динамики поставторитарных обществ в следующих аспектах:
— во-первых, необходимо выделить исследования, касающиеся исторической памяти в целом и постпамяти в частности, а также выявления социокультурной роли этих феноменов. К этому блоку относятся работы П. Нора, М. Хальбвакса, М. Хирш, А. Ассман, Я. Ассмана, К. Дутки, А. Эрлл,
Э. Ригни, Я. Зерубавеля, А.М. Эткинда, И.С. Сульжицкого, Т.П. Емельяновой, Д.А. Аникина, О.В. Котуновой, Н.А. Касавиной, С.М. Хенкина, М.В. Филева, А.А. Курганского и др. Отдельно стоит отметить труды, посвященные различным практикам коммеморации, политике памяти и влиянию потрясений на самосознание и самовосприятие общества, например, исследования П. Уильямса, Н.В. Эппле, А.А. Королевой, Е.О. Гранцевой, Д.А. Аникина, Е.В. Благородовой, Н.А. Касавиной, В.М. Русакова, О.Ф. Русаковой и др. Важные научные результаты в области осмысления практик коммеморации, формирования коллективной памяти и групповой идентичности, в т.ч. в южноамериканском регионе, были получены Дж.П. Фельдманом, А. Серпенте, Н. Зарецки, С. Санчес дель Ольмо, А. Гюйссеном, Ф. Бермехо, Ф. Мюллером, Х. Севаско, И.С. Семененко, Н.А. Остроглазовой, Н.Л. Поляковой;
— во-вторых, потребовалось обращение к философским трудам, анализирующим феномен авторитаризма в политическом и социокультурном ключе, ведь авторитаризм — один из наиболее значимых факторов формирования постпамяти в рассматриваемом регионе. Здесь в свою очередь следует выделить прежде всего (1) классические работы Т. Адорно, Х. Арендт, М. Вебера, Э. Фромма, М. Хоркхаймера и др., а также современные исследования, например, Е.Б. Шестопал, Л.Д. Гудкова, М. Рохлица, А. Бельмонте, (2) исследования авторитаризма с региональным уклоном Ф. Лессы, Дж.П. МакШерри, Э.С. Дабагяна и др. Ценным материалом для настоящего исследования стали труды, посвященные (3) частным проявлениям авторитаризма, — таким, как насаждение образа врага, харизма и политическая религия и т.п. (Х. Майер, Г.И. Козырев и др.). Поскольку зачастую постпамять формируется в результате нарушений или специфических трактовок правовых норм (в первую очередь, понятия «геноцид»), в настоящем исследовании были использованы (4) работы с юридическим уклоном (У. Вальенте, И.В. Рачкова, Е.И. Рачковой, С. Камары Арройо);
— в-третьих, учитывая широкое применение концепции презентизма для анализа процессов формирования постпамяти, в числе философски значимых исследований времени в контексте актуальной проблематики философии культуры оказались применимы подходы Ф. Артога, К. Лоренца, М. Оукшотта, Ш. Ли Дауди, З. Баумана, Ю. Хеллермы, И.И. Куриллы.
— в-четвертых, в связи с необходимостью учета региональной специфики при написании работы использовались труды отечественных исследователей-латиноамериканистов А.В. Шестопала, Б.Ф. Мартынова, Л.С. Окуневой, А.В. Будаева, З.В. Ивановского, Л.С. Хейфеца, Д.А. Правдюк, Е.Н. Пашинцева, Д.А. Кузнецова, Н.В. Габдулина, А.А. Щелчкова, П.П. Яковлева, Н.М. Яковлевой, О.И. Поскониной, Д.С. Горшенева, Д.А. Дегтерева, Н.С. Иванова.
Объект исследования — становление культуры постпамяти в испаноязычных странах Южной Америки на примере коммеморативных инициатив.
Предмет исследования — ценностные аспекты осмысления трагического прошлого в испаноязычных обществах региона в процессе становления культуры постпамяти.
Цель исследования — выявление возможностей философско- культурологического подхода к проблеме становления культуры постпамяти в испаноязычных странах Южной Америки.
Задачи:
1. Рассмотреть явление культуры постпамяти с точки зрения философской рефлексии авторитарного и трагического прошлого с учетом ценностных, пространственно-временных и идентификационных аспектов;
2. Провести комплексный анализ факторов, влияющих на формирование постпамяти в изучаемом регионе, проследить взаимовлияние восприятия времени и специфики формирования коллективной памяти;
3. Выявить страновые и региональные особенности формирования коллективной памяти, протестировать гипотезу о наличии универсальных характеристик, присущих коммеморативным практикам региона;
4. Проанализировать разнообразные формы реализации проектов и инициатив памяти в Южной Америке;
5. Выявить особенности реализации коммеморативных музейно-выставочных проектов в странах рассматриваемого региона с точки зрения их значения для современных социокультурных и политических процессов.
Проблема исследования состоит в противоречивом влиянии на общественное сознание «ценностей постпамяти», конструируемых в социокультурных контекстах поставторитарных обществ испаноязычных стран Южной Америки, что открывает возможность исследовать динамику культурных изменений с позиций ре-интерпретации концептов «пространство» и «время» в дискурсивных практиках этих обществ.
Область исследования соответствует п. 21 Культурно-философская антропология, п. 42 Культурогенез и п. 46 Тенденции динамики культуры паспорта специальности ВАК 5.7.8 Философская антропология, философия культуры, а также п. 15 «Роль культуры в современных международных отношениях. Культуры и межкультурные отношения» Приоритетных направлений научных исследований МГИМО. Избранная область исследования соответствует п. 17. «Культурные основания социальных процессов» раздела «Философские науки и культурология» Перечня перспективных тематик кандидатских диссертаций Международно-правового факультета.
Информационная база исследования. В работе использованы нормативно-правовые акты, публикации в латиноамериканской,
американской, западноевропейской и отечественной печати, а также материалы, собранные в ходе полевых исследований в Уругвае и Аргентине.
Научная новизна состоит в следующем:
1. Проведено масштабное исследование (в т.ч. в ходе сбора полевых материалов в Уругвае и Аргентине) социокультурной динамики испаноязычных стран Южной Америки в сфере восприятия и рефлексии авторитарного и иного трудного прошлого с учетом ценностных, пространственно-временных и идентификационных аспектов этого процесса.
2. Проанализированы диаспоральные, социальные, психологические и этнокультурные факторы, обусловливающие характер протекания процессов формирования коллективной памяти о трагическом прошлом.
3. В свете концепции презентизма выявлены и описаны особенности восприятия времени в процессах формирования коллективной памяти. На примере стран региона подтверждено наличие универсальных характеристик, присущих коммеморативным практикам постпамяти с учетом страновой специфики.
4. Проанализированы разнообразные формы реализации проектов и инициатив памяти в Южной Америке, рассмотрены социально-политические условия коммеморативной работы. Выявлено активное применение практик коммеморации в публичной дискуссии с целью актуализации определенной повестки для мобилизации масс. Изучен опыт международного сотрудничества в сфере коммеморации, а также установлены ключевые вехи процессов меморизации трудного прошлого, повлиявшие в т.ч. и на реализацию соответствующих проектов в Южной Америке.
5. Проанализирован опыт создания музеев памяти в странах региона, исследованы особенности их содержательного наполнения, нематериальные практики коммеморации, а также инициативы в сфере декоммеморации.
Методологическая основа и методы исследования. Проблематика данного исследования определила необходимость междисциплинарного подхода с привлечением научной методологии таких дисциплин, как философия, политология, психология и культурология. Реализация философско-культурологической призмы исследования потребовала опоры на аксиологический, антропологический и динамический подходы. Для выявления общих тенденций формирования культуры постпамяти в испаноязычных странах Южной Америки, а также уточнения страновых и субрегиональных особенностей этих процессов обоснованным оказалось применение системного метода. Большое значение в ходе исследования отводилось методу экспертного интервью. За счет его применения оказалось возможным получение информации «из первых рук»: от профессионалов в музейно-выставочной деятельности, имеющих практический опыт реализации коммеморативных инициатив, культурологов и антропологов, занимавшихся полевыми исследованиями в рассматриваемых странах. Компаративный анализ, в свою очередь, позволяет сопоставить тенденции формирования культуры постпамяти в разных странах Южной Америки и соотнести их с общемировым опытом коммеморации (например, реализованной в США и ФРГ). Наконец, была проведена оценка уругвайского коммеморативного проекта «Встретиться с ними» на основании результатов полевого исследования путем использования герменевтического и аксиологического подходов (интерпретация художественного произведения и выяснение его ценностного содержания в историко-культурном контексте). Также был осуществлен анализ степени вовлеченности в проект зрителей и изучена общая концепция пространства Музея им. Х.М. Бланеса. Помимо этого, был выполнен непосредственный сбор информации об объектах памяти Буэнос- Айреса, а также об аргентинской выставке «Быть женщиной в ESMA — 2», продемонстрированной в Монтевидео.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая выводы, полученные в результате проведенного исследования, вернемся к базовому определению постпамяти в качестве социально-психологического феномена, за которым стоит совокупность воспоминаний о травматическом прошлом, чьими носителями являются поколения, не имеющие непосредственного опыта переживания этих событий. При этом постпамять включает в себя и процесс передачи этих воспоминаний, и рефлексию относительно их. Верно и то, что осмысление проблемного прошлого посредством коммеморации делает постпамять феноменом культуры, что позволяет говорить о ней в терминах ценностей и смыслов, рассматривать в контексте динамики пространственно-временных представлений и идентификационных программ.
Как было показано в диссертации, на рубеже XX и XXI вв. в Южной Америке фиксируется рост внимания к коммеморативным проектам, что во многом было вызвано завершением периода нахождения у власти авторитарных режимов, прекращением ряда вооруженных конфликтов или достижением обществом состояния, при котором оно остро нуждалось в рефлексии относительно затянувшихся болезненных и кровопролитных событий, конца которых в обозримом будущем не предвиделось. В данной работе была предпринята попытка проанализировать условия и особенности процессов формирования коллективной памяти — как управляемых (государственных), так и спонтанных (инициируемых «снизу»).
Перечислим основные выводы, к которым привело использование философско-культурологической призмы при рассмотрении указанных процессов.
Во-первых, в ходе проведения исследования установлено, что с учетом исторического развития стран региона восприятие авторитарного прошлого и авторитаризма в целом играет значительную роль в процессах, которые можно отнести к области коллективной памяти. Отношение к наделенному широкими полномочиями лидеру, применявшему популистские манипулятивные приемы и репрессивный инструментарий, обладавшему харизмой, способной обеспечивать популярность после его ухода от власти и даже смерти, определяет турбулентность или стабильность при реализации многих коммеморативных инициатив, а также некоторые линии дальнейшего развития общества в целом. Обращение к памяти о харизматическом лидере в оправдательном ключе способно провоцировать сторонников его курса или ценностей, им олицетворяемых, на демонстративные действия против активистов, занятых в сфере защиты прав человека, и их проектов — например, в форме вандализма.
Во-вторых, необходимо отметить важность применения комплексного междисциплинарного подхода к затрагиваемой проблематике. Поскольку постпамять представляет собой сложное многоуровневое явление, напрямую зависящее от социальной динамики, психологических, этнокультурных и аксиологических особенностей больших и малых социальных групп, политических тенденций и целенаправленного конструирования нарративов, при проведении исследования были учтены и рассмотрены с учетом страновой специфики все вышеперечисленные аспекты. В изученных странах заметную роль в процессах коллективной памяти играет групповая идентичность, в большей или меньшей степени сформированная на основе общего трудного прошлого. При этом важной характеристикой коммеморативных инициатив является их влияние на формирование и консолидацию идентичности (национальной, региональной, диаспоральной), находящей отражение в т.ч. в том, что музейные и иные мемориальные пространства становятся площадками сближения людей и консолидации сообществ, связанных общим опытом, взглядами и т.д. Если приверженность властей проблеме памяти в рамках реализации повестки прав человека оказывалась декларативной, а практические шаги в направлении создания некоего музея или монумента (равно как и его ликвидации), были ограничены и недостаточны, то включение гражданского общества в отдельных случаях давало результат и приводило к воплощению коммеморативных инициатив в той или иной форме.
Среди факторов, определяющих характер протекания процессов формирования коллективной памяти в странах региона, выделяются прежде всего:
• особенности культуры страны и социальных связей (более или менее выраженное значение семьи — например, в Аргентине вопрос кровного родства с жертвами стал для части общества способом подчеркнуть свой особый статус и заявить, что они имеют больше прав на память, компенсации и т.д.);
• принадлежность к сообществам (этническим — коренные народы, диаспоры; локальным — район города, целый населенный пункт, провинция, — например, перуанская провинция Аякучо и т.д.);
• наличие субъектов (например, государство, гражданское общество, оппозиция), заинтересованных в формировании определенного отношения к некоторым событиям прошлого, создании особой памяти или наоборот забвении неких фактов;
• нормотворчество — сбор свидетельских показаний, принятие законов, способствующих забвению и избеганию ответственности, или наоборот, аннулирующих амнистию и дающих начало расследованиям, создание специальных комиссий по расследованию преступлений; такие структуры целенаправленно собирают факты, которые можно положить в основу конструируемого нарратива постпамяти, а также сами по себе являются знаковым историческим явлением переходного периода, которое с высокой долей вероятности займет место в массовом сознании и коллективной памяти.
В-третьих, изученный полевой материал позволяет сделать вывод о высокой степени эффективности темы памяти как инструмента достижения конкретных политических целей путем обращения к событиям как недавней истории, так и фактам вековой давности. В этом смысле опыт ряда рассмотренных стран свидетельствует о том, что при грамотном и длительном воздействии на массовое сознание путем внедрения в него определенных нарративов постпамять можно конструировать в том или ином направлении, — например, наделяя общество ощущением травмы и навязывая ему самовосприятие в качестве жертвы наряду с враждебным отношением к предполагаемому источнику обиды. Манипулятивные приемы (например, такие, как конструирование образа врага, взывание к фактам исторической несправедливости и т.п.) оказываются особенно эффективны, когда нужно направить энергию негативных социально-психологических переживаний в нужное той или иной политической силе русло. В этом случае одни и те же узнаваемые образы (например, С. Боливара) могут актуализироваться в массовом сознании идейными противниками, вкладывающими в них противоположные смыслы.
Проблематика памяти также оказывает значительное влияние на восприятие темпоральности в обществах, переживших серьезную травму. В ряде стран современный этап развития фактически отсчитывается с того момента, когда была учреждена комиссия по установлению фактов. Учитывая, что в общественно-политическом дискурсе проблема прошлого актуализируется либо искусственно, либо в связи с новыми событиями в рамках громких судебных процессов над преступниками, ответственными за нарушения прав человека, можно констатировать, что прошлое живет в картине восприятия современности не как прошлое, а именно как настоящее.
В-четвертых, анализ коммеморативных инициатив показал, что успешность материальных, нематериальных и комбинированных проектов в сфере памяти, оцениваемая по тому, насколько они эффективны с точки зрения создания аффекта, мобилизации общества и актуализации соответствующего нарратива, варьируется в зависимости от ряда обстоятельств. Среди них можно выделить:
• заинтересованность обладающих различными ресурсами акторов в поддержке проекта;
• специфическую конъюнктуру в конкретный отрезок времени;
• запрос общества на обсуждение болезненного прошлого или конкретных его аспектов и т.д.
Выявленные особенности южноамериканских материальных коммеморативных инициатив включают в себя активное использование практик, применявшихся в проектах памяти о Холокосте, изучение опыта соседних стран, привлечение международных специалистов и структур, ориентацию на формирование национальной и региональной идентичности посредством приобщения посетителей музеев к истории страны, ее регионов, прочих уголков планеты, где имели место похожие травматические события. В отдельных случаях вовлечение международных акторов в национальную политику памяти повышало готовность государства к реализации соответствующих проектов в виду возможных имиджевых издержек в случае невыполнения взятых им на себя обязательств по предоставлению символической компенсации жертвам репрессий или иных нарушений прав человека....


1. Ley № 5858. Biblioteca y Archive Central de la Nacion. — 2017. — Текст : электронный. — URL: https://bacn.gov.py/archivos/9760/Ley%205858.pdf (дата обращения : 01.02.2023)
2. Ley N°13326. Centro de Information Oficial. — Текст : электронный. — URL: https://www.impo.com.uy/bases/leyes/13326-1965 (дата обращения :
16.11.2022)
3. Ley N°15848. Ley de Caducidad de la Pretension Punitiva del Estado. —
Текст : электронный // Centro de Information Oficial IMPO. — 1986. — URL: https://www.impo.com.uy/bases/leyes/15848-1986/1 (дата
обращения : 10.11. 2022)
4. Ley N° 28592 — Текст : электронный // 2005. — 2 p. — URL: https://www.gob.pe/institucion/congreso-de-la-republica/normas- legales/1496834-28592 (дата обращения : 15.10.2022)
Документы
5. Acuerdo final para la termination del conflicto y la construction de una paz
estable y duradera. — 310 p. — Текст : электронный. — URL:
https: //www.cancilleria.gov.co/sites/default/files/F otos2016/12.11_1.2016nu evoacuerdofinal.pdf (дата обращения : 12.05.2023)
6. Constitution de la Republica de Paraguay, 1992. — Текст : электронный. — URL: https://www.oas.org/juridico/spanish/mesicic2_pry_anexo3.pdf (дата обращения : 12.05.2023)
7. Informe Final, Capitulo Conclusiones y Recomendaciones. — Текст :
электронный // Derechos Humanos. — 2008. — URL:
http://www.derechoshumanos.net/lesahumanidad/informes/paraguay/Inform e_Comision_Verdad_y_Justicia_Paraguay_Conclusiones_y_Recomendacion es.pdf (дата обращения : 18.10.2022)
Медиа
8. Аргентина отплатила последнему диктатору. Коммерсант. 15.04.2021. — Текст : электронный. — URL: kommersant.ru/doc/1623233 (дата обращения : 02.02.2023)
9. Заявление Верховного комиссара ООН по правам человека Наванетхем
Пиллэй в рамках представления Годового отчета. — Текст : электронный. — URL:
https: //www. ohchr. org/ru/statements/2011/03/statement-ms-navanethem- pillay-united-nations-high-commissioner-human-rights (дата обращения : 02.05.2022)
10. Каракас обвинил США во вмешательстве в территориальный спор
между Венесуэлой и Гайаной. ТАСС. 06.10.2022. — Текст :
электронный. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-
panorama/15969725 (дата обращения : 07.01.2023)
11. Осквернение и освящение — Текст : электронный // Радио Свобода*. —
2002. — URL:
https://archive.svoboda.org/programs/christ/2002/christ.060202.asp (дата обращения : 29.01.2023). — *Радио Свобода признано в РФ СМИ- иноагентом
12. A todos ellos. — Текст : электронный // Informe de Madres y familiares de
Uruguayos Detenidos Desaparecidos. — 2004. — 605 p. — URL:
https://desaparecidos.org.uy/wp-content/uploads/2015/07/A-todos-ellos_.pdf (дата обращения : 03.01.2022)
13. Alianza Francesa de Lima presenta exposition fotografica "Yuyanapaq: para
recordar". — Текст : электронный. — URL:
https://lum.cultura.pe/noticias/alianza-francesa-de-lima-presenta-
exposici%C3%B3n-fotogr%C3%A1fica-yuyanapaq-para-recordar (дата
обращения : 03.06.2022)
14. Anuncian nueva marcha en Peru contra la candidatura de Keiko Fujimori. — Текст : электронный. — URL: https://www.americaeconomia.com/politica- sociedad/anuncian-nueva-marcha-en-peru-contra-la-candidatura-de-keiko- fujimori (дата обращения : 15.05.2022)
15. Archivo Nacional de Memoria. — Текст : электронный. — URL:
https://www.argentina.gob.ar/derechoshumanos/ANM (дата обращения :
16.11.2022)
...385


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ