Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ СУБНАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ШВЕЙЦАРИИ

Работа №179413

Тип работы

Диссертация

Предмет

политология

Объем работы270
Год сдачи2021
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 31
1.1. Развитие международной деятельности субнациональных регионов в контексте
реализации концепции «мягкой силы» 31
1.2. Международные связи субгосударственных регионов: сущность, виды, основные
тенденции 52
1.3. Международная правосубъектность и координация международных связей
субнациональных регионов (на примере России и Швейцарии) 71
Глава 2. СУБНАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РОССИИ И ШВЕЙЦАРИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 88
2.1. Параметры сопоставимости и критерии сравнительного анализа Российской Федерации и
Швейцарской Конфедерации 88
2.2. Исторические предпосылки, особенности и принципы формирования федеративной
государственности России и Швейцарии 99
2.3. Распределение полномочий между центром и регионами в области внешней политики и
международных связей субнациональных регионов 117
2.4. Международных связи приграничных и внутригосударственных регионов России и
Швейцарии 138
Глава 3. КУЛЬТУРНО - ГУМАНИТАРНЫЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА С КАНТОНАМИ ШВЕЙЦАРИИ, КАК ИНСТРУМЕНТЫ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИЙСКО - ШВЕЙЦАРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 158
3.1. Подходы России и Швейцарии к использованию «мягкой силы», роль субнациональных
регионов в реализации данной концепции 158
3.2. Исторические корни и современное состояние российского-швейцарского взаимодействия
в гуманитарной и социальной сфере 169
3.3. Основные направления и перспективны развития связей субъектов СФО со швейцарскими
кантонами в культурно - гуманитарной сфере 184
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 219
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 229
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список швейцарских компаний, осуществляющих деятельность в России и зарегистрированных при Швейцарском центре содействия бизнесу в России 265
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Встреча с директором Швейцарского культурно-делового центр «Гельвеция-Сибирь» Д.К. Колбасовым (26.08.2019 г.) 271

Актуальность проблемы исследования. Международные связи субнациональных регионов являются динамично развивающимися в мировой политике - происходит повышение активности и уровня участия субнациональных акторов во внешних сношениях, эти процессы обусловливаются масштабной трансформацией мировой политической системы, происходящей в современных условиях.
Развитие международных связей регионов государств интенсифицируется в результате активно происходящих мирополитических процессов глобализации, регионализации и интеграции. В современных условиях государства ищут пути дополнения и совершенствования сложившейся системы межгосударственных отношений.
Происходит трансформация роли городов и внутригосударственных регионов в мировой политике в виде повышения их включенности в международную жизнь, формировании между этими субъектами сетевых взаимоотношений, усилению акторности территориальных образований, а также развитию асимметричных взаимодействий на международной арене, а именно между государством, с одной стороны, и регионом или городом - с другой .
Международные связи субнациональных регионов органично дополняют международные отношения, наполняя их конкретным содержанием, с учетом специфики и приоритетов каждого региона. Данная область международного сотрудничества весьма обширна - это экономические, научные, технические, экологические и гуманитарные сферы, и именно прямое сотрудничество регионов, позволяет максимально эффективно и динамично его реализовывать.
О важности и перспективности развития межгосударственного регионального сотрудничества сказано в Концепции внешней политики Российской Федерации (утвержденной Президентом Российской Федерации
В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.) - «Субъекты Российской Федерации
осуществляют международные и внешнеэкономические связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и иными законодательными актами. Министерство иностранных дел Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимую правовую и экспертно - консультативную помощь в развитии международных и внешнеэкономических связей [...] Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества является важным резервом двусторонних связей с соответствующими регионами и государствами в торгово-экономической, гуманитарной и иных областях» .
Тем не менее, в виду динамизма процессов мировой политики, трансформации роли и сфер участия внутригосударственных акторов, в настоящее время проблемы международных связей субнациональных регионов теоретически исследованы недостаточно, в том числе, и особенности международных культурно¬гуманитарных связей регионов Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации. Исследование международных связей именно этих государств обусловлено рядом факторов. С одной стороны, Россия и Швейцария обладают элементами структурного сходства: сходны исторические особенности
формирования государства за счет присоединения регионов с различным этическим составом и, соответственно, полиэтнический характер населения государств, мультиконфессиональность, федеративный характер
государственности и широкие полномочия регионов по осуществлению международных связей. С другой стороны, Швейцария является одним из мировых лидеров в сфере инноваций , в научно-образовательной сфере , по вовлеченности в мировую торговлю и участию субгосударственных регионов в международных связях .
По мнению ряда авторитетных исследователей, опыт федералистских отношений в Швейцарии, в условиях сосуществования разных этнолингвистических единиц, а также опыт участия в международной жизни объективно востребован для Российской Федерации .
Следовательно, сравнительное исследование международных связей субнациональных регионов Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации являются весьма актуальным. Данные государства являются сопоставимыми для проведения сравнительного исследования, что дает возможность провести подробный сравнительный анализ по широкому спектру характеристик, выявив общее и особенное в международных связях субнациональных регионов, позволит объективно оценить современный уровень развития международных связей регионов нашего государства, а также определить приоритетные направления развития этой сферы политической науки.
Степень научной разработанности проблемы. Концептуальные исследования системы международных отношений, анализ современных ключевых трендов, изучение трансформации роли и состава акторов мировой политики проведены в трудах А.В. Торкунова , М.М. Лебедевой , П.А. Цыганкова , А.Д. Богатурова , Т.А. Алексеевой .
Участию субгосударственных регионов в международном сотрудничестве были посвящены основополагающее труды исследователей А.Г. Гранберга , Л. Б. Вардомского , Е. Е. Скатерщиковой , В.Л. Толстых , А.С. Макарычева , О.В. Плотниковой , в которых исследованы правовые основы, координация федеральным центром, проанализированы основные факторы и региональная структура международных связей регионов РФ.
Следует отметить труды исследователей кафедры Мировых политических процессов МГИМО в области участия субгосударственных акторов в мировой политике: М.М. Лебедевой , Ю.А. Никитиной , С.П. Артеева , М.В. Харкевича , в которых комплексно проанализировано участие широкого спектра государственных и негосударственных акторов в мировой политике, охарактеризовано современное состояние системы мирового устройства, исследована трансформация роли внутригосударственных регионов и глобальных городов в мировой политике, а также современные разнонаправленные мирополитические тренды.
Мирополитические процессы глобализации, регионализации и интеграции, их влияние на международные связи субнациональных регионов государств проанализированы в исследованиях А.Д. Воскресенского , М.М. Лебедевой , С.И. Чернявского , К.П. Боришполец , В.А. Дергачева , Н.П. Медведева .
Реализации концепции «мягкой силы» на основе несилового влияния на международной арене посвящены концептуальные труды американского политолога Дж. Ная . Исследование инструментов публичной дипломатии, сущность, основные подходы, российская специфика использования «мягкой силы» проведены в работах М.М. Лебедевой , Т.В. Зоновой , М.В. Харкевича , Ю.А. Никитиной , Е.А. Шлапеко . Роль образования, как значимого потенциала «мягкой силы» во внешней политике России обозначена в трудах исследователей А.В. Торкунова , М.М. Лебедевой, Ж. Фор . Следует отметить труды исследователей кафедры Международных гуманитарных связей СПбГУ, связанные с исследованием особенностей международного сотрудничества в области культуры на уровне субъектов Российской Федерации, а также развития концепции и походов публичной дипломатии: В.И. Фокина , Н.М. Боголюбовой , Ю.В. Николаевой .
Научное осмысление формирования федеративных отношений и региональной политики Российской Федерации, эволюция распределения властных полномочий между центром и регионами, статус и возможности субъектов федерации РФ по осуществлению международных связей нашли отражение в трудах Р. Г. Абдулатипова . М.Т. Фарукшина , Р. Ф. Туровского , Ю.М. Почты , И.М. Бусыгиной .
Существенный вклад в разработку методологии исследования политических процессов и международных связей регионов государств, а также методологии проведения компаративных политологических исследований внесли О.В. Гаман- Голутвина , М.А. Хрусталев , П.А. Цыганков , С.М. Хенкин, О.Г. Харитонова , Л.В. Сморгунов , М.В. Ильин , Е.Г. Пономарева , А.И. Соловьев , Т.А. Алексеева , Ю. А. Нисневич , Т.В. Карадже , К.С. Гаджиев , Ч. Рейджин .
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования сформулированы следующие основные выводы. При анализе развития международной деятельности субнациональных регионов в контексте реализации концепции «мягкой силы» было выявлено, что в современном мире реализация данной концепции является важным ресурсом лидерства государства на международной арене, а публичная дипломатия становится важным аспектом внешнеполитической деятельности. Рост значимости несилового влияния несуверенных акторов в современных условиях обусловлен кризисом глобализационных процессов и определенной деградацией международных отношений целого ряда государств в условиях противоборства ведущих держав на мировой арене. Международное культурно-гуманитарное взаимодействие, которое является основным фактором «мягкой силы» активно реализуется на субнациональном уровне, ввиду того, что субнациональные регионы осуществляют свою международную деятельность в основных сферах культурно-гуманитарного сотрудничества, методами публичной дипломатии. Субнациональные регионы, являясь комбинированными (государственно¬негосударственными) акторами мировой политики могут принимать участие в реализации «мягкой силы» государства, либо формировать свои направления, в зависимости от региональной специфики и внешнеполитической конъюктуры, таким образом придавая гибкость и разнообразие инструментам продвижения несилового влияния государств.
Анализ становления субнационального уровня международного взаимодействия позволил выделить три основных этапа. Первый этап был отнесен к середине ХХ века, в этот период произошло становление регионов государств в качестве участников мировой политики. Регионы ряда федераций Северной Америки и Западной Европы первыми начали международную деятельность. Данные процессы были в первую очередь обусловлены экономическими факторами по восстановлению послевоенного хозяйства, развитием процессов «идентификационной дипломатии» и формированием первых трансграничных
пространств. Второй этап относится к концу ХХ века - началу XXI века, когда процессы глобализации, регионализации и интеграции вывели значительную часть субнациональных регионов на международную арену. Данные тенденции возможно трактовать, как формирование «субнационального измерения» мировой политики. Третий, современный этап характеризуется определенным кризисом глобализационных процессов и нарастанием изоляционистских тенденций в мире, что обусловлено усилением геополитического противостояния ведущих мировых держав при формировании полицентричного мира. В этих условиях значительно трансформируется участие субнациональных регионов в международных связях, формируются новые феномены мировой политики, оказывающие влияние на субнациональный уровень взаимодействия, такие как: многоуровневость
международного взаимодействия и повышение значимости субнационального уровня, мультиакторность мировой политической системы, деволюция властных полномочий и повышение самостоятельности субгосударственных регионов во внешних сношениях, сетевой характер взаимодействия акторов на международной арене, ассиметричные взаимодействия субгосударственных регионов.
Для исследования сущности и содержания международных связей регионов, их места в системе мировой политике, было проанализировано понятие «регион». Эта категория не имеет устоявшегося определения в политической науке и определяется, исходя их предмета исследования. В контексте проведенного исследования был использован институциональный подход, на основании которого субнациональный регион рассматривается как территория, имеющая определенный правовой статус и являющаяся политическим институтом. Международные связи регионов государств - это межрегиональные связи, осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами. Международные связи регионов государств могут осуществляться в различных формах - приграничное, трансграничное сотрудничество, межтерриториальные связи, они проходят с различной глубиной и интенсивностью в зависимости от типологии регионов. Межтерриториальное сотрудничество может осуществляться как между внутригосударственными регионами двух сопредельных государств, так и между регионами нескольких государств. Для реализации этой задачи создаются специализированные международные организации.
Исследование международной правосубъектности и координации международных связей субнациональных регионов позволило определить, что внутригосударственные регионы федеративных государств обладают вторичной международной правосубъектностью, которая носит ограниченный характер ввиду действия норм конституции и федерального законодательства. Координация международных связей субнациональных регионов, как метод государственного регулирования отношений имеет несколько составляющих: организационную, нормативно-правовую, коммуникативную, информационную. В различных государствах сложились различные типы координационных процессов - от субординационного до партнерско-концессуального, в зависимости от степени централизации политических процессов и исторических особенностей формирования модели федерализма.
При определении параметров сопоставимости Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации, как кейса исследования в области международных связей субнациональных регионов было выявлено, что данные государства являются сопоставимыми для проведения компаративного исследования, критериями сравнительного анализа субнационального уровня международного взаимодействия в России и Швейцарии, позволяющими полно описать и проанализировать исследуемые категории являются: исторические предпосылки, особенности и принципы формирования федеративной государственности России и Швейцарии; форма и принципы государственного устройства; распределение властных полномочий между центром и регионами; осуществление международных связей приграничными и внутригосударственными регионами.
Сравнительный анализ субнационального уровня международного взаимодействия в России и Швейцарии позволил определить, что исторические особенности формирования федеративной государственности в России обусловили высокий уровень централизации политических процессов. Российская Федерация формировалась «сверху-вниз» для предотвращения дезинтеграционных процессов, российскую модель федерализма можно трактовать как централизованную федерацию, имеющую конституционно-договорную основу и сформированную, исходя из национального и административно-территориального принципов с элементами ассиметрии. В отличие от России, федеративная государственность в Швейцарии сформировалась в результате генезиса конфедеративных отношений кантонов, что обусловило субсидиарный характер распределения властных полномочий и широкие полномочия и уровень самостоятельности кантонов. Таким образом, в Швейцарии сформировалась договорная, децентрализованная, симметричной федерация на основе субсидиарности и территориального принципа формирования, с широким использованием инструментов прямой демократии.
При осуществлении международных связей, субъекты Российской Федерации и кантоны Швейцарской Конфедерации обладают сходными возможностями. В то же время, при реализации полномочий по участию в международной деятельности регионов России и Швейцарии выявлены значительные отличия: швейцарские регионы являются основателями и участниками ряда трансграничных пространств с наивысшими показателями эффективности. Швейцарские кантоны относятся к проэкспортному типу открытости. В отличие от Швейцарии, в России большинство регионов - интроверты, или относятся к ограниченному типу открытости. К эспортноориентированным можно отнести лишь треть всех регионов России, приграничные регионы России являются менее развитыми, относительно центральных, что обусловлено центроориентрованным характером экономики, формировавшейся в условиях постоянной военной угрозы. Границы Швейцарии, а соответственно приграничный статус швейцарских регионов сформировался достаточно давно, когда как в России большая часть приграничных регионов получила данный статус с распадом СССР в 1991 году. К тому же, регионы Швейцарии граничат с экономически развитыми, регионами государств со сходным лингвистическим и конфессиональным составом - Италией, Францией, Германией, что определяет высокий уровень и эффективность приграничного сотрудничества по европейскому типу. В отличие от Швейцарии, в России большая часть регионов граничит с экономически менее развитыми регионами, принадлежащими к различным цивилизационным пространствам, соответственно уровни и типы приграничного сотрудничества регионов России различны (китайский, постсоветский и европейский типы).
Концепция «мягкой силы» широко используется Россией и Швейцарией ввиду наличия значительных ресурсов и инструментов продвижения у данных государств — мощное историческое наследие, значимые достижения в области культуры и искусства, высокий уровень науки и высшего образования. Таким образом, Россия и Швейцария являются одними из мировых лидеров по использованию инструментов несилового влияния на международной арене. Следует особо отметить, что для Швейцарии, последовательно реализующей политику нейтралитета, которая ограничивает участие в политических и военных союзах, а также ввиду отсутствия мощных ресурсов «жесткой силы» - значительной территории, населения, природных ресурсов и военной мощи , инструменты «мягкой силы» являются одними из основных, при осуществлении внешней политики. Специфика использования «мягкой силы» Россией заключается в значительном участии государственных акторов в данных процессах. Россия реализует цивилизационный проект «Русский мир», основанный преимущественно на инструментах «мягкой силы», сформирован целый ряд институтов и организаций, призванных способствовать продвижению российской «мягкой силы» в мире. Следует отметить важную и порой уникальную роль субнациональных регионов в реализации концепции «мягкой силы» России, связанную с осуществлением международного сотрудничества Республики Крым, в условиях санкционной политики стран Запада, а также формирование и реализацию субъектами федерации различных программ международного сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере с государствами и субнациональными регионами.
Исследование культурно-гуманитарных связей субъектов СФО России с кантонами Швейцарии показало высокий уровень взаимодействия ввиду значительной самобытности, большого потенциала в научно-образовательной, культурной, музейно-выставочной сферах данных регионов, что является значимым фактором формирования «мягкой силы» России в отношениях со Швейцарией. Проведенное исследование позволило определить, что кризисные события 2014 года, приведшие к введению ограничительных мер и снижению уровня российско-швейцарских отношений, не привели к уменьшению интенсивности международных культурно-гуманитарных связей регионов России и Швейцарии, о чем свидетельствует продолжение ранее запущенных культурно - гуманитарных проектов, проведение перекрестных годов культуры России и Швейцарии, а также реализация значительного числа мероприятий в регионах России и Швейцарии с участием официальных лиц, приуроченных к 200-летнему юбилею российско-швейцарских отношений. Следует отметить, что по ряду направлений культурно-гуманитарного сотрудничества произошла определенная активизация взаимодействия - расширилось участие исследователей сибирских регионов в крупных научных проектах Швейцарии, а также произошла активизация визитов официальных делегаций, расширилась их география. Данные процессы возможно трактовать, как усиление субнационального уровня международного взаимодействия России и Швейцарии в условиях кризисных явлений и санкционной политики государств. Международное сотрудничество регионов СФО с кантонами Швейцарии развивается во всех основных культурно - гуманитарных сферах, однако каждый регион развивает связи в ряде приоритетных направлений, обусловленных спецификой и возможностями региона - так, в Томская область развивает связи в научно-образовательной сфере, а республика Тыва - связи в области продвижения самобытной культуры коренных сибирских народов.
Проведенный анализ позволил выявить ряд проблемных областей формирования российской «мягкой силы» субнациональными регионами. Во- первых, очевиден дисбаланс проведения культурно-гуманитарных мероприятий и проектов швейцарских регионов на территории России, относительно мероприятий регионов России на территории Швейцарии, обусловленный отсутствием
системной финансовой и организационной поддержки международной культурно - гуманитарной деятельности, как в Швейцарии в виде Совета по культуре «Pro¬Helvetia» со значительным государственным финансированием. ...


1. Декларация о намерениях по сотрудничеству между Правительством Российской Федерации и Федеральным советом Швейцарии (Принята в г. Берне 02.09.1993) [Электронный ресурс] // Информационный портал «Правовая Россия».
- Режим доступа: http://old.lawru.info/base72/part7/d72ru7348.htm
2. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.) [Электронный ресурс] // Информационно -правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/170280/#block 100
3. Дополнительный протокол к Европейской рамочной конвенции о
приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Мадрид. 9 ноября 1995 г. Ст. 3. / Сборник документов и материалов по вопросам
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.
- М., 2003.
4. “Дорожная карта” по общему пространству свободы, безопасности и
правосудия 2005 [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.russianmission.eu/ru/osnovnye-dokumenty#sthash.LINv4H9Y.dpuf
5. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Мадрид. 9 ноября 1995 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: https://base.garant.ru/2560784/
6. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях
Конституции (Основного Закона) РСФСР" [Электронный ресурс] // Сайт Конституции Российской Федерации - Режим доступа:
http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/zakony/183128/
7. Закон г. Москвы от 28.03.2001 N 11 (ред. от 15.02.2017) "О договорах и соглашениях города Москвы" [Электронный ресурс] // Информационно-правовой
портал «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=28116- 0&rnd=99F7488C4906C38BB0125C0CE8A5C0EB&req=doc&base=MLAW&n=1763 92&REFDOC=28116&REFBASE=MLAW#1tu9ogak4x2
8. Закон Санкт-Петербурга от 29 декабря 2000 г. N 693-79 "О соглашениях, регулирующих международные и внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 13 декабря 2000 года) [Электронный ресурс] // Информационно -правовой портал «Гарант». - Режим доступа: https://base.garant.ru/8018258/
9. Закон Новосибирской области от 13 ноября 2000 г. N 125-03 "О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: https://base.garant.ru/7128850/
10. Конституция (Основной закон) СССР: Принятая Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. //Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41.
11. Конституция (Основной закон) СССР: Принятая на II Всесоюзном Съезде Советов 31 января 1924 г. // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2.
12. Конституция (Основной закон) СССР: Принятая на Чрезвычайном VIII Съезде Советов СССР 5 декабря 1936 г. // «Известия ЦИК Союза СССР и ВЦИК» от 6 декабря 1936 года. № 283.
13. Конституция Кантона Берн от 06.06.1993 (в ред. От 11.12.2013) // Verfassung des Kantons Bern (KV) vom 06.06.1993 (Stand 11.12.2013). Systematische Sammlung (BSG), 101.1.
14. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) [Электронный ресурс] // Информационно - правовой портал Г арант. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10103000/
15. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс] // Информационно - правовой портал
...348


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ