ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ТЕНДЕНЦИЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ 59
1.1 Развитие протекционизма в современных условиях взаимозависимости государств 59
1.2 Эволюция целеполагания протекционизма в экономической политике
государств 74
1.3 Дихотомия протекционизма и либерализма в экономической политике
США и КНР 96
ГЛАВА 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОТЕКЦИОНИЗМА В УСЛОВИЯХ НАДНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОТРАСЛЕВОГО ДЕЛЕНИЯ 117
2.1 Исследование особенностей реализации протекционистского
инструментария в условиях функционирования Всемирной торговой организации 117
2.2 Определение взаимосвязи реализации протекционизма и развития
интеграционных объединений в условиях деглобализации 136
2.3 Определение отличительных особенностей и инструментов отраслевого
протекционизма 159
2.3.1 Космический протекционизм 159
2.3.2 Цифровой протекционизм 173
2.3.3 Экологический протекционизм в условиях «зеленого» энергетического
перехода 182
2.3.4 Аграрный протекционизм 200
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ФРАГМЕНТАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 211
3.1 Протекционистская компонента в современной государственной
экономической политике 211
3.2 Развитие теоретических положений протекционизма в контексте
сопряжения с теориями экономического развития и международной конкурентоспособности национальных экономик 223
3.3 Теоретические основы и эмпирическое обоснование реализации
протекционизма посредством государственного финансирования 248
ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОТЕКЦИОНИЗМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВ 260
4.1 Особенности механизма реализации инструментов протекционизма в
экономической политике США 263
4.2 Специфика механизма применения инструментов протекционизма в
экономической политике ЕС 280
4.3 Особенности механизма реализации инструментов протекционизма в
экономической политике КНР 294
4.4 Рекомендации по применению механизмов реализации инструментов
протекционизма в экономической политике РФ 311
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 338
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 347
ПРИЛОЖЕНИЯ 422
Актуальность темы исследования
В XXI в. наблюдается значимый рост протекционистской парадигмы экономической политики государств мира, что существенно отражается на формировании деглобализационной тенденции и усилении процессов фрагментации мировой экономики. Проявления протекционизма отмечаются в целом ряде экономических процессов: торгово-экономические и
технологические войны; санкционные противостояния; политики импортозамещения ряда стран; кризисы международных институтов (например, Всемирной торговой организации) и интеграционных объединений (например, выход Великобритании из Европейского союза); кризисы, связанные с пандемией коронавирусной инфекции, отразившиеся на прерывании глобальных производственных цепочек и частичной блокаде транспортно-логистических каналов. Указанные тенденции требуют обращения взглядов исследователей на новое научное осмысление реализуемых проявлений протекционизма с учетом современных условий.
Современный контекст предопределяет необходимость исследования ключевых характеристик внешней среды, влияющих на выработку государственной экономической политики и реализацию в ней протекционистской составляющей. В отличие от ранних этапов применения протекционизма (в XVII в. Англией, в XIX в. Германией), современные международные отношения характеризуются беспрецедентно высоким уровнем взаимопроникновения и взаимозависимости национальных хозяйственных систем. Тесные связи обуславливают распространение протекционизма от государства к государству в соответствии с эффектом домино.
Система наднационального регулирования в рамках международных организаций, прежде всего Всемирной торговой организации, не только существенно сужает возможности государств по применению протекционизма, но и предопределяет развитие новых инструментов протекционистской политики, способных обеспечить реализацию государственных задач в условиях многосторонних торгово-экономических обязательств. Кроме того, никогда прежде протекционизм не реализовывался на фоне столь большого количества региональных экономических интеграций. Указанный выше пример Брексита - выхода Великобритании из ЕС - иллюстрирует приоритетность национальных интересов над интересами объединения и политику экономического развития, сфокусированную на достижении долгосрочных целей экономического роста, пренебрегающую краткосрочными выгодами потребителей от свободной торговли.
Одновременно отмечается рост протекционистских мер в экономической политике развитых государств, нацеленных на сохранение технологического лидерства и конкурентных преимуществ на международном рынке. В то же время, практика развивающихся стран позволяет говорить о применении протекционизма, способного обеспечить условия для удовлетворения внутреннего спроса путем развития внутреннего производства в условиях целенаправленного ограничения конкуренции со стороны иностранных товаров, услуг и технологий.
Наряду с этим, происходит формирование новых отраслевых рынков (в космической области, сфере альтернативной энергетики, цифрового пространства). Появление новых рынков обуславливает стремление стран создать соответствующие конкурентоспособные отрасли, что требует государственного вмешательства и поддержки. В данном аспекте развитые государства обладают более широкими возможностями ввиду технологического превосходства, что создает угрозы консервации технологической отсталости развивающихся государств. В то же время, развитие внутреннего производства посредством импортозамещения (как в России) или возвращения национальных компаний (как в США) направлено на самообеспечение и снижение зависимости от иностранного влияния в торговой, инвестиционной, технологической, финансовой сферах.
В совокупности указанные особенности внешней среды и целеполагания отдельных государств определяют объективную необходимость развития теоретических представлений о протекционистской составляющей экономической политики, а также определения механизмов её реализации в рамках экономических систем на макроуровне, что подтверждает актуальность данного исследования.
Степень разработанности проблемы
Исследованию природы, принципов, инструментов, эффектов протекционизма, реализуемого в экономической политике государств на различных исторических интервалах, посвящены труды ведущих зарубежных и российских ученых.
Эволюция научной мысли отражается в трудах ученых, определяющих ключевые принципы государственной экономической политики в условиях формирования международных экономических связей и международных рынков. У. Стаффорд отмечал, что регулирование внешней торговли должно заключаться в монетарной сфере с целью накопления богатств . А. де Монкретьеном введен в употребление термин «политическая экономия» . Значимым вкладом в развитие теории протекционизма являются труды Т. Мана 3,4 , среди российских теоретиков-экономистов, занимающихся вопросами протекционизма, отмечаются труды И. Т. Посошкова и Ю.
Крижанича ; С. Ю. Витте и Д. И. Менделеева . Комплексному исследованию протекционистской парадигмы государственной экономической политики посвящены работы Ф. Листа ,10,11. Труды С. Амина содержат обоснование проведения экономической политики, направленной на снижение зависимости, решение задач продовольственной безопасности, внутреннего производства, занятости и доходов населения12,13.
С. Коул и А. А. Леонова рассматривают историю становления французского меркантилизма и его влияние на национальную экономику и политику страны14,15. В работах В. Н. Малова , А. В. Ковбасы и М. А. Мальцева отдельно отмечен вклад Ж. Б. Кольбера в развитие Франции . История развития британского меркантилизма, в том числе в британских колониях описана в работе Ж. Пикета .
Исследованию государственной экономической политики в системе мировой экономики посвящены основополагающие фундаменатальные труды
А. Смита и Д. Рикардо , Т. Гоббса21, в рамках мир-системной теории И.
Валлерстайна22 и в работах П. Матиаса и С. Полларда23.
В трудах С. А. Афонцева раскрыты факторы, обусловливающие протекционистские тенденции в мире в XXI в., в том числе в условиях санкций, а также отражены последствия и вызовы для России в условиях европейской и американской политики протекционизма.24,25,26.
Оценке социально-экономического развития России и вопросам государственного регулирования экономики посвящены исследования А. Г. Аганбегяна27, 28,29, А. Н. Клепача30,31.
Исследованию протекционизма как инструмента государственной поддержки и защиты от иностранной конкуренции новых отраслей экономики посвящены работы С. А. Толкачева, А. Ю. Теплякова , Д, Гилберта, О. А. Коска, Р. Олади . Значение государственного регулирования в вопросах конкурентоспособности национальных экономик рассмотрено в работах М. Портера , М. И. Гельвановского35,36.
Исследованию причин протекционизма и выбора стратегии международного взаимодействия в условиях теснейших международных экономических отношениях посвящены работы следующих авторов: Г. М. Гроссман, Э. Хелпман , Д. М. Гулд, Г. Л. Вулбридж. , Р. Осса , Р. Реувени,
В. Р. Томпсон , А. К. Роуз , П. Д. Файгельбаум, П. К. Голдберг, П. Дж. Кеннеди, А. К. Хандельвал , Д. Д. Пане, А. А. Патунру , Р. С. Гринберг, О. О. Комолов .
Риски сегментации мирового рынка и мировой финансовой системы, в том числе негативные последствия для России в условиях изоляции от системы международных расчетов, рассмотрены П. А. Минакиром, Д. А. Изотовым . В. П. Оболенский исследует вопросы усиления
протекционистской политики после периода преобладания свободной торговли. А. А. Мальцев и С. В. Чичилимов акцентируют внимание на противостоянии фритредерства и протекционизма в экономической теории . Л. Чиравенья, С. Михайлова акцентируют внимание на факторах, обусловливающих деглобализацию и протекционизм (межстрановое и
внутристрановое неравенство, популизм, национализм, дискредитация
международных институтов).
Роль государственного вмешательства в целях нивелирования негативных кризисных эффектов в экономике рассмотрена Г. З. Нкемга, Б. Пуми, Э. К. Фотио на примере стран Африки ; влияние финансового кризиса на возрождение государственного протекционизма исследовано У. Берницем и В. Ринге ; оценка воздействия торгового протекционизма на внешнюю торговлю Китая и прогноз его развития даны Ю. Вайзенгом .
...
Проведенное диссертационное исследование отражает постановку и решение задач, определяющих развитие концептуальных положений и методологии реализации протекционистской компоненты в государственной экономической политике в условиях деглобализационной тенденции в различных страновых условиях.
Разработана авторская концепция реализации протекционизма в условиях тесных экономических связей, в рамках которой установлены ключевые особенности внешней среды для государств, принимающих решение об усилении протекционистской компоненты в экономической политике; определены направления влияний этих особенностей, а также направления применения инструментов протекционизма.
Детерминированы основные характеристики современной среды развития протекционизма, отличные от условий, в которых ранее наблюдались тенденции роста протекционизма: тесные международные экономические связи; регулирование экономических процессов со стороны международных экономических институтов, усиление роли международных региональных экономических интеграционных структур различных форм.
Определено, что воздействие среды отразилось на двух направлениях, создавших предпосылки для реализации протекционизма в экономической политике государств: угроза национальной безопасности и обострение международной конкуренции. Развитые страны стали увеличивать протекционистскую компоненту в государственной экономической политике, направленной на самообеспечение, удержание конкурентных позиций на международных традиционных рынках, создание новых рынков и обеспечение лидерства на них за счет конкурентоспособности, основанной на технологиях .
Специфика современной тенденции протекционизма заключается в его интенсификации со стороны развитых стран, стремящихся сохранить лидирующие позиции в международном экономическом и политическом пространстве, тогда как ранее протекционизм реализовывался в целях улучшения экономического развития странами, не занимающими лидирующего положения.
Установлено, что развитие протекционизма не является исключающим для теорий, связанных с либерализационными моделями, а логично сочетается с ними. Теория международной конкурентоспособности национальной экономики позволяет обосновать роль развитых государств в качестве катализатора современной тенденции усиления протекционизма в условиях интернационализации мирового хозяйства. Неоинституциональная теория фактически обосновывает проведение политики с протекционистской доминантой за счет увеличения трансакционных издержек при увеличении рисков взаимозависимости государств как экономических акторов. Теория эндогенного роста дополняет протекционизм акцентами на развитие человеческого капитала и технологий посредством государственного регулирования при цели развития внутреннего производства. Повышение научного интереса к концепциям нулевого роста как парадигмы экономического развития развитых экономик требует снижения зависимости от зарубежных стран в целях повышения качества жизни, сопряженного с экономической безопасностью при осуществляемом технологическом прогрессе.
При экстраполяции представлений и выводов неоинституциональной экономической теории, основанной на взаимосвязи трансакционных издержек и риска осуществления межсубъектных экономических операций, на политику государств, установлено, что реализация внешнеэкономического курса государственной политики определяется рисками, формируемыми международной конъюнктурой. Выявлена взаимодополняемость положений теории эндогенного экономического роста и протекционизма в аспекте развития национального производства. Если протекционизм определяет задачи, обеспечивающие экономический рост: развитие национальных отраслей для удовлетворения внутреннего спроса и увеличения экспорта при ограничении иностранной конкуренции, то теория эндогенного роста предопределяет области государственного регулирования, способные обеспечить рост производительности труда в условиях экономики знаний. В контексте теорий нулевого роста увеличение благосостояния граждан и улучшение качества жизни могут рассматриваться с позиции обеспечения экономической безопасности.
Посредством экстраполяции результатов сравнительного анализа сочетания протекционистских и либерализационных инструментов в экономической политике США и КНР на другие страны, сделан вывод о целесообразности единовременной реализации протекционизма и либерализации. Их сочетание и применение зависит от целей экономической политики на определенном этапе, сложившейся международной экономической конъюнктуры и тенденций развития международных экономических связей. Динамика актов государственного вмешательства в экономику отражает, что одни и те же страны наряду с документами, ограничивающими свободные экономические отношения, принимают решения о либерализации отдельных связей, что определяется потенциальными выгодами или потерями от принятия того или иного решения.
Подтверждена гипотеза об усилении протекционизма в экономической политике государств в XXI в. результатами анализа динамики прироста валового мирового продукта и объема международной торговли с 1986 по 2021 гг. Начавшаяся после кризиса 2008 г. переориентация экономических политик государств на модели роста, сопряженные с развитием и реализацией внутреннего производственного потенциала при усилении защиты от иностранного экономического воздействия подтверждается динамикой экспортной и импортной квот крупнейших по объему национальных экономик. Установлено, что с 2009 по 2022 гг. количество протекционистских решений ежегодно в 4 и более раз превышает количество либерализационных решений в государственной экономической политике стран.
Определена тенденция к ежегодному увеличению количества компенсационных расследований в рамках ВТО, что подтверждает рост частично допускаемого и недопускаемого субсидирования производства и применения дискреционных финансовых инструментов поддержки внутренних производств со стороны правительств стран.
Выделены 3 периода в развитии протекционизма в мире в XXI в.:
Первый период: 2009 - 2016 гг. Увеличение масштабов вмешательства государства в экономику под влиянием негативных эффектов мирового экономического кризиса 2008 г.;
Второй период: 2017 - 2019 гг. Усиление протекционистской
составляющей в экономической политике стран мира под воздействием проведения политики экономического национализма в США;
Третий период: 2020 гг. - настоящее время. Увеличение
протекционистской компоненты под воздействием «коронакризиса» 2020-2021 гг.
Разработана авторская парадигма реализации инструментов протекционизма в условиях наднационального регулирования со стороны Всемирной торговой организации, базирующаяся на ограничениях ВТО, а также на анализе динамики государственных расходов и ограничительных мер, практикуемых в разных странах. Установлено, что среди инструментов протекционизма, в отличие от инструментов либерализации, преобладает субсидирование производства и экспорта, тогда как маневрирование ставками таможенных тарифов применяется существенно в меньшем объеме, что определяет второстепенное значение применения таможенно-тарифного регулирования в целях защиты и поддержки внутренних производителей. Адаптивность протекционизма к ограничениям таможенно-тарифного регулирования определила трансформацию инструментария и появление «скрытого» протекционизма.
Обоснован рост государственных расходов с позиции сопряжения протекционизма, теории А. Вагнера, неокейнсианства и теории Р. Дж. Барро. Данные взаимосвязи объясняют увеличение государственного присутствия в экономике, субсидирование производства и создание преференциальных условий для компаний и отраслей, поддерживаемых государством. Протекционизм может опираться на положения теории Р. Дж. Барро о взаимосвязи бюджета и экономического развития в контексте теории эндогенного роста. Доказано, что тенденция усиления протекционизма в экономической политике государств сопровождается тенденцией увеличения значения государственных расходов для экономического развития национальных экономик, что определено с учетом анализа динамики доли государственных расходов в ВВП двенадцати крупнейших национальных экономик с 2006 по 2021 гг.
Выявлено, что реализация протекционизма, связанная с ростом бюджетных производительных расходов и недополучением налоговых отчислений в государственную казну, предопределяет наращивание бюджетного дефицита и увеличение государственного долга, что позволяет предположить, что задача контроля бюджетного дефицита и государственного долга в целях устойчивости экономики станет все более актуальной в контексте усиления протекционистской компоненты в государственной экономической политике.
Установлено, что в условиях деглобализации и укрепления протекционизма усиливаются международные противоречия внутри объединения, и стремление государств защитить национальные интересы препятствует развитию внутрисоюзных связей. Кроме того, обостряются противоречия при выработке единых решений по экономическим связям интеграции на внешнем контуре. Определено, что на внутреннем контуре для зоны свободной торговли определяется наибольший уровень протекционистской составляющей по сравнению с другими формами в отношении стран-соучастниц объединения; для полной экономической интеграции - наибольший уровень либерализационной компоненты внутрисоюзных связей. На внешнем контуре для зоны свободной торговли предполагается наибольший уровень совместных либерализационных мер и наименьший уровень совместных протекционистских мер, что определяется степенью свободы государств в принятии независимых экономических решений; для полной экономической интеграции - наименьший уровень либерализационной компоненты и наибольший уровень протекционистской компоненты, что связано с необходимостью экономического объединения отстаивать интересы всех стран участниц....
1. Абзалбек, Е. Понятие и экономическое содержание конкурентоспособности национальной экономики / Е. Абзалбек // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. — 2014. — № 15. — С. 82-87.
2. Аганбегян, А. Г. Главные экономические вызовы, стоящие перед
Россией / А. Г. Аганбегян // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2022. — Т. 238. — № 6. — С. 88-101. — DOI:
10.38197/2072-2060-2022-238-6-88-101.
3. Аганбегян, А. Г. О необходимости планирования в новой России / А. Г. Аганбегян // Вопросы политической экономии. — 2021. — № 2. — С. 27¬44. — DOI: 10.5281/zenodo.5040286.
4. Аганбегян, А. Г. О преодолении стагнации и кризиса и переходе к устойчивому социально-экономическому росту в России / А. Г. Аганбегян // Актуальные проблемы экономики и управления. — 2022. — № 4(36). — С. 4¬34.
5. Аганбегян, А. Г. Три главных социально-экономических вызова, стоящих перед Россией, и 15 ответных шагов / А. Г. Аганбегян // Экономические стратегии. — 2022. — Т. 24. — № 6(186). — С. 6-15.
6. Аксенов, П. А. Регулирование иностранных инвестиций в США:
ограничения в условиях торговой войны / П. А. Аксенов // Международная торговля и торговая политика. — 2019. — №4. — С. 31-41. — DOI:
10.21686/2410-7395-2019-4-31-41.
7. Афонцев, С. А. Новые тенденции в развитии мировой экономики / С. А. Афонцев // Мировая экономика и международные отношения. — 2019. — Т. 63. — № 5. — С. 36-46. — DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-5-36-46.
8. Афонцев, С. А. Санкции и международные институты: перспективы снижения санкционных рисков для России / С. А. Афонцев // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2019.
— Т. 14. — № 3. — С. 48-68. — DOI:10.17323/1996-7845-2019-03-03.
9. Афонцев, С. А. Политика и экономика торговых войн / С. А. Афонцев // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2020. — № 1(45). — С. 193-198. — DOI:10.31737/2221-2264-2020-45-1-9.
10. Барсукова, С. Ю. Условия эффективного протекционизма. Размышления С.Ю. Витте и Д. И. Менделеева / С. Ю. Барсукова // ЭКО. — 2011. — № 7(445). — С. 157-171.
11. Бартенев, В. И. Блокирование помощи как элемент внешнеполитического инструментария сша: dejure и defacto / В. И. Бартенев // Вестник МГИМО-Университета. — 2018. — № 6(63). — С. 110-140. — DOI: 10.24833/2071-8160-2018-6-63-110-140.
12. Белова, Т. Н. Процессы импортозамещения в
агропродовольственной сфере / Т. Н. Белова // Экономика региона. — 2019. — Т. 15. — № 1. — С. 285-297.
13. Бирюкова, О.В. Вопросы национальной безопасности в торговой политике США / О.В. Бирюкова // Мировая экономика и международные отношения. — 2022. — Т. 66. — № 4. — С. 26-34. — DOI: 10.20542/0131-2227¬2022-66-4-26-34.
14. Бирюкова, О. В. Совместные инициативы вместо многосторонности
— новая реальность ВТО? / О. В. Бирюкова // Вестник МГИМО Университета.
— 2021. — Т. 14. — № 5. — С. 167-186. — DOI: 10.24833/2071-8160-2021-5-80¬167-186.
15. Благих, И. А. Перспективы развития сотрудничества России и Китая в производстве и торговле сжиженным природным газом (СПГ) в условиях санкционной политики Запада / И. А. Благих, Н. В. Хазова // Региональный экономический журнал. — 2022. — № 1(32). — С. 24-33.
...548