ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ЕЕ ИНСТИТУТОВ 24
§ 1.1 Теоретико-методологические основы исследования политических систем 24
§ 1.2 Генезис трансформации институтов государства и политической системы Таджикистана 42
§ 1.3 Институциональная модель политической системы: специфика Таджикистана 58
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТАДЖИКИСТАНА 76
§ 2.1 Практика функционирования и взаимодействия государственно-политических институтов Таджикистана 76
§ 2.2 Специфика становления и эволюции партийно-политической системы Таджикистана 94
§ 2.3 Концептуализация партийного рельефа политического пространства Т аджикистана 107
ГЛАВА III. Перспективы динамики политической системы Таджикистана: факторы стабильности и угрозы устойчивости режима 124
§ 3.1 Акторы и движущие силы трансформации политической системы Таджикистана 124
§ 3.2. Факторы стабильности политической системы и угрозы режимной устойчивости 141
§ 3.3. Типология политической системы Таджикистана и перспективы ее дальнейшей трансформации 161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 186
ПРИЛОЖЕНИЯ 218
Актуальность темы исследования. Сегодня происходят кардинальные изменения глобального миропорядка, непосредственно затрагивающие и центральноазиатский регион (далее - ЦАР), ставший платформой для учреждения и расширения Шанхайской организации сотрудничества. Республика Таджикистан (далее по тексту - Таджикистан) - страна-учредитель этой международной организации, в странах-членах которой проживают свыше 3,297 млрд человек. В последние годы Таджикистан, другие страны ЦАР стали пространством столкновения цивилизационных интересов глобального «Запада» и еще более обширного «Востока».
Мировая политика вступила в новую фазу конфликта между этими цивилизациями, и одна из линий этого цивилизационного разлома проходит и через Таджикистан. Как никогда актуален вопрос - способна ли государственно-политическая система Таджикистана сохранить стабильность и устойчивость в период еще не завершенной трансформации, в условиях новых глобальных вызовов и региональных угроз безопасности? Поиск ответа на этот главный вопрос - центральная линия данного исследования.
Актуальность темы вызвана также востребованностью научного осмысления институциональной природы сложившейся за 30 лет политической системы, объективной оценки способности власти, политических сил, элит и общества Таджикистана к выработке и реализации институциональных механизмов, обеспечивающих выживание в условиях быстро меняющейся международной обстановки. Пандемия Ковида-19, захват власти Талибаном в соседнем Афганистане, нарастание
геополитического давления США на страны Центральной Азии (далее по тексту - ЦА), поставили перед политико-административными элитами, системными институтами Таджикистана сложные политические,
экономические задачи, от успешного решения которых зависят адекватность ответов на нарастающие внешние вызовы и угрозы, устойчивость государственно-политической системы. мир, стабильность в
таджикистанском обществе.
Данное исследование актуально и в аспекте определения векторов и динамики дальнейших институциональных, политических и структурных изменений в соответствии с внутриполитическими и внешнеполитическими приоритетами и объективными условиями развития страны. Изучение генезиса и процесса институциональной трансформации политической системы показали, что тема требует многоаспектного изучения, системного и объективного описания содержания и динамики трансформационного процесса. Важно объективно определить достигнутый уровень политико-системной, режимной устойчивости и, в перспективе, готовность государственно-политических институтов к неизбежной смене главы государства.
Автор диссертации видит актуальность своего исследования в развитии теоретико-методологического обеспечения решения практических внешнеполитических задач Российской Федерации (далее - России). В условиях быстрого и противоречивого развития ситуации в ЦА, считаем, что тематика и полученные научные результаты исследования могут быть востребованы внешнеполитическими органами России для уточнения механизмов влияния на благоприятный ход политических процессов в дружественной стране, обеспечение ее суверенитета, целостности и безопасности. Россия - мощный глобальный политический субъект, не вмешиваясь в институциональное строительство или в смену политической системы Таджикистана, она обладает политическими, дипломатическими, информационными, экономическими, военными инструментами и «мягкой
силой» влияния, эффективность которых может поддерживаься
полученными научными результатами данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Замысел исследования включает определение онтологических границ проблемы, изучение и опора на существующие теории, концепции в качестве исследовательского теоретико-методологического инструментария для анализа
институциональной природы политической системы, исходных условий трансформации, акторов, движущих сил, этапов, состояний системы, факторов устойчивости, оценки результатов трансформации,
закономерностей и особенностей функционирования институтов политической системы Таджикистана.
Научная литература, образующая теоретико-методологическую основу исследования, достаточно представительна и разнообразна. Это теории систем, концепты формальных и неформальных институтов, транзитологии, модернизации и трансформации политий, типологизации политических режимов, становления и развития партийных систем (партиом), элитообразования, коммуникаций власти и гражданского общества. Они составляют обширный корпус политологической историографии, охватывающий период развития политической мысли с середины ХХ века и до наших дней. По содержательному наполнению источники условно подразделим на следующие группы:
Первую группу образует совокупность фундаментальных научных трудов, определивших дальнейшее развитие основных направлений и школ политической философии, социологии и политологии, предложивших концептуально-теоретическую базу и методологические инструменты исследования проблем институциональной трансформации постсоветских политических режимов. Работы Г. О'Доннелла, Дж. Марча, Д. Норта, Й. Олсена, П. Холла, и других ученых сформировали основательную теоретическую среду развития институциональных исследований за границами экономического поля.
Зарубежные и российские политологи активно используют методы неоинституционального анализа для изучения широкого круга эмпирических проблем, среди которых: формы и способы институализации политических акторов и элит, структурирования отношений акторов по поводу власти через политические режимы, партийные системы, электоральные институты, а также отношения между государственной властью и институтами гражданского общества. Российская политологическая школа неоинституционализма также представлена большим массивом теоретических и аналитических работ, часть из которого использовалась для понимания и структурирования предметного поля институциональной трансформации в данной диссертации.
Теоретические позиции многих авторов раскрывают центральное понятие диссертации - институционализацию как учреждение каких-либо новых политических и общественных институтов, организационно-правовое закрепление или смену форм политических, экономических и социальных отношений. Под институциональной трансформацией большинством российских авторов понимается процесс радикального изменения институциональной структуры и всей системы институтов власти, государства и общества, механизмов их создания, развития, функционирования, адаптации или замены их на новые. Проблематика политических трансформаций всесторонне раскрыта в монографиях, научных трудах и статьях О.Э. Бессоновой, Л.В. Боровской, О.В. Гаман-Голутвиной, Н.В. Гусевой, В.Я. Гельмана, С.В. Патрушева, Е.О Пахомовой, А.В. Рыбакова и ряда других авторов.
Вторая группа теоретических источников, использованных в диссертации, относится к концептам и моделям транзитологии, интерпретации траекторий институциональных преобразований в переходных обществах. Широко распространенная на западной политологии теория транзита в виде универсальных паттерн линейного вектора движения к демократии (то, что Л. Даймонд назвал «телеологическим искушением») разошлась с эмпирикой постсоветского политического развития. Однако сама постановка научных задач, концепты и аргументация теоретического объяснения с позиций транзитологических подходов происходящих глобальных трансформаций в мире, в конкретных регионах и странах заслуживает глубокого изучения и применения в данной диссертации в виде моделей транзита и трансформации институтов переходных обществ. Такие авторитетные ученые как В. Банс, Р.Л. Даймонд, Р. Даль, Г. О'Доннелл, Т. Карозерс, Д. Растоу, Э. Тоффлер, Ф. Шмиттер, С. Хантингтон, Ш. Эйзенштадт создали обширное теоретико-методологическое пространство, необходимое для объяснения и понимания трансформационных процессов в переходных обществах и, непосредственно, в Таджикистане.
Историография постсоветских политических исследований показывает тенденцию постепенного смещения фокуса с транзитологической парадигмы перехода от авторитаризма к демократии на исследование траекторий режимных трансформаций по «недемократическим» векторам. В связи с этим в исследовании стоит задача критического анализа концепции универсальности и линейности транзитологического подхода, осмысления природы и уточнения типологии современных «переходных» политических режимов и причин нелинейных режимных изменений. Ученые России и стран СНГ на основе критического анализа западных транзитологических концепций исследовали ход и промежуточные результаты транзита в постсоветских странах, включая Таджикистан и другие страны ЦА.
Ценность большинства работ этих авторов в методологическом подходе, который рассматривает переходные процессы не только с точки зрения «демократизации» или «авторитаризации», а с позиций институционализации политических систем и режимов. Глубокий анализ политических трансформаций, состояния политических систем и режимов в странах ЦА опубликовали в своих трудах Н.Н. Арзамаскин, М.С. Ашимбаев, Е.В. Бродовская, П.К. Гончаров, А.Н. Данилов, А.Ю. Мельвиль, А.П. Цыганков, А.А. Фисун, О.Г. Харитонова, С.Н. Шкель и ряд других. Их аналитические подходы к оценке переходных состояний и режимной динамики различаются, но предложенные методологии исследований через призму неоинституционального и неопатримониального подходов представляют востребованную методологическую базу для данной диссертации и других политологических исследований.
Третья группа научных трудов описывает политические системы и режимы, динамику их трансформаций. Категории «политическая система», «политический режим» имеет разнообразные определения и классификации в западной и российской политической мысли, в теории и практике сравнительного анализа постсоветских режимов на основе изучения генезиса элит в демократических, авторитарных и клановых обществах. Задачи исследования решались на основе теоретических концептов и когнитивных методологий, сформированных Г. Алмондом, Дж. Барнсом, Б. Геддес, Р. Далтоном, М. Дюверже, Д. Истоном, М. Картером, А. Лейпхартом, Х. Линцем, Дж. Пауэллом, К. Стромом, С. Хантингтоном, К. Шмиттом и другими учеными.
Изучение онтологии партийно-политических систем, их институциональных структур и механизмов взаимодействия подсистем, траекторий и результатов трансформации, анализ методов режимной типологизации политических систем стали ключевыми исследовательскими направлениями в диссертации. Уточнение природы и эволюции современных политических систем и режимов, сложившихся в республиках ЦА, Таджикистане, потребовало применения неопатримониального подхода, исследующего современные формы господства, формальные и неформальные режимные институции, участвующие в формировании своеобразного для каждой страны партийно-политического пространства.
...
Выдвинутая автором диссертации первоначальная гипотеза включает два взаимосвязанных аспекта: первый - основная роль таджикистанских элит в инициации и осуществлении процесса преобразования советской авторитарной политической системы в другую; второй аспект связан с результатами трансформации, характеризующими политическую систему Таджикистана через оценку режима как гибридного, в котором функционирование демократических институтов сочетается с авторитарными практиками. В ходе и по результатам проведенного исследования автор доказал подтверждение первоначальной гипотезы, используя широкую теоретико-методологическую базу зарубежных и российских ученых, значительный массив разнообразных эмпирических данных.
Выполнена целевая установка диссертации - комплексно исследовать историко-политические предпосылки, условия, генезис и специфику трансформации политической системы Таджикистана, роль элиты как движущей силы трансформационного процесса. Подбор теоретической и эмпирической аргументации для верификации гипотезы сформировал ответ на исследовательский вопрос об институциональных механизмах, применяемых политико-административной элитой для сохранения устойчивости политической системы и консолидации политического режима, и о перспективах их дальнейшей трансформации.
Решение задачи изучения и применения в работе теорий политических систем, типологий режимов, концептов трансформаций и транзитов постсоветских обществ позволило: раскрыть, уточнить такие категории как политическая система, режим, институт, трансформация,
институционализация; сформировать подходы к операционализации понятий политического пространства, партийного рельефа, построить аналитические модели, раскрывающие ход и результаты трансформации. Центральной задачей исследования стало определение причин, условий и содержания трансформационных изменений, их научная интерпретация, выявление закономерностей и особенностей развития государственно-политических институтов, формальных и неформальных институций Таджикистана.
Выяснено, что последствия гражданской войны, влияние авторитарных традиций на политическую культуру элиты и масс, коммунистического идейного наследия стали важными факторами формирования национальной модели политической системы. Эта специфическая модель соединила в себе набор как формальных демократических институтов (органов, учреждений, принципов и методов взаимодействия власти и общества), так и неформальных институтов, традиций, патримониальных механизмов властвования и авторитарных практик, которые синтезировались в гибридной природе политического режима Таджикистана.
Задача исследования элитогенеза, механизмов рекрутирования, институциализации политико-административных элит дополнялась определением реального влияния региональных кланов на состав властных акторов, этнополитическую сегментацию таджикистанского общества. Случай Таджикистана подтверждает правоту Д. Растоу С. Хантингтона, Т.Л. Карла и Ф. Шмиттера об определяющей роли правящих элит - инициаторов, основных акторов и движущих силах трансформационных процессов в обществе. Установлено, что в ходе первых этапов трансформации политико-административная элита Таджикистана селективно рекрутировалась из политических партий и движений, последующая структуризация властных элит происходит в основном через неформальные институты - регионально-клановые группировки Хатлонской области и частично через институт многопартийности. За послевоенные годы эти элиты из руин создали новый Таджикистан, успешно позиционировали его в международном сообществе, при этом порождая формальные и неформальные институты воспроизводства своей власти.
Решение исследовательской задачи определения условий стабильности/дестабилизации, вызовов и угроз устойчивости политической системы Таджикистана привело к пониманию, что сохранение стабильности при трансформации политической системы, предполагает выявление реально действующих факторов, выработки правовых, политических, информационных, административных механизмов, применяемых для стабилизации системы. Политической системе Таджикистана присуща динамическая стабильность, характеризуемая успешным применением механизмов ее регулирования: конституционные реформы и изменение норм законодательства; институциональная подстройка подсистем к внешним вызовам и настроениям общества; прагматическое взаимодействие между правящими элитами и другими региональными силами; создание массовых общественных институтов, лояльных властям; формирование единой таджикистанской идентичности. Политической стабильности и устойчивости режима Э. Рахмона также способствуют: национальный архетип,
факционализм, патерналистские и подданнические установки политического сознания и поведения большинства населения.
Завершающей работу исследовательской задачей стала типологизация режима и политической системы через соотношение атрибутов демократических, авторитарных институтов и режимных практик власти, во многом предопределяющих дальнейшие перспективы политического развития Таджикистана. В основе ее решения - выявление типологических режимных признаков, оценка их выраженности для определения типа режима как характеристики политической системы. Гибридная форма режима в Таджикистане была установлена на основе применения авторского методического аппарата определения наличия и баланса выраженности разнообразных типологических признаков режимов в пространстве от демократии до авторитаризма. Таким образом, в рамках диссертационного исследования автор выполнил поставленные исследовательские задачи и пришел к следующим основным обобщениям и выводам:
1. Институциональная трансформация политической системы преобразовала все ее структуры, функции государственно-политических институтов, связи, отношения и взаимодействия между ними, ценности и идеологию, границы политического пространства, состав элиты, каналы и механизмы ее рекрутирования во власть. Не состоялся перенос западных моделей транзита и форм демократического правления на исторический таджикистанский традиционализм, изначально была выбрана национальная модель «незападной» (нелиберальной) демократии, которую дополняли, модифицировали авторитарные, патримониальные механизмы и практики. Специфическими факторами трансформации являлись: отсутствие опыта построения «демократической государственности», клановая разделенность и неразвитость гражданского общества, потребность масс в сильной исполнительной власти, усиление роли президента в условиях слабости парламента и молодой многопартийной системы.
2. Старт процесса формирования политической системы независимого Таджикистана связан с неудачей в апробации парламентской формы правления. Причина - изначальная неготовность таджикистанского общества адекватно воспринимать современную парламентскую демократию, видя в ней не самую эффективную ветвь власти. Этот фактор ускорил переход к президентской власти с жесткой централизацией управления и концентрацией властных компетенций, использованием авторитарных практик. Формирование института многопартийности на основе идеологического плюрализма сопровождалось легализацией, затем запрещением деятельности ПИВТ, полным доминированием правящей НДПТ и поэтапной лоялизацией, маргинализацией политической оппозиции.
...
1. Конституция Республики Таджикистан : офиц. текст (на тадж. и русск. яз.) в ред. референдума 22.05. 2016 г. - Душанбе : Шарки озод. - 21 с.;
2. Декларация о суверенитете Таджикской Советской Социалистической
Республики : офиц. текст от 24.08. 1990 г. Принята на второй сессии
Верховного Совета Таджикской ССР двенадцатого созыва. - Душанбе : Ирфон, 1990. - 13 с.;
3. Конституция (Основной Закон) Таджикской Советской Социалистической Республики : офиц. текст. Принята 14.04.1978 г. - Душанбе : Ирфон, 1987. - 51 с.;
4. О государственной независимости Республики Таджикистан : Постановление и Заявление Верховного Совета РТ от 9 сентября 1991 года № 392 // Ведомости Верховного Совета РТ. - Душанбе: Первая типография Госкомитета Республики Таджикистан по печати, 1991 г. №18.;
5. Об образовании Национального Собрания (Маджлиса) Республики Таджикистан : Указ президента РТ Р. Набиева от 12.05. 1992 г. № УП-108 // Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. 1992 г. №11.;
6. О выборах Президента Республики Таджикистан : конституционный
закон РТ от 21.07. 1994 г. №1043 : офиц. текст в ред. Конст. закона РТ от 19.07.2019 г. № 1638 // Ведомости Верховного Совета Республики
Таджикистан, 1994 г. №13, Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1999 г. №9.;
7. О референдуме Республики Таджикистан : Конституционный закон РТ от 4.11. 1995 г. № 106 : офиц. текст по в ред. конст. закона от 3 августа 2018 г. № 1542 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1995 г. №21.;
8. О выборах в Маджлиси Оли Республики Таджикистан : Конституционный закон РТ от 10.12. 1999 года N 856 : офиц. текст // Ахбори Маджлиси Оли РТ, 1999 г. № 12.; в ред. 19.07.2019 г.;
9. О Правительстве Республики Таджикистан : Конституционный закон РТ от 12.05.2001 г. N 28 : офиц. текст в ред. закона от 18.03.2022 г. № 1851 //Ахбори Маджлиси Оли РТ, 2001 г. №22.;
10. О местных органах государственной власти : конституционный закон РТ от 17.05. 2004 г. №28 офиц. текст в ред. Конст закона от 08.06.2022 г. № 1872 //Ахбори Маджлиси Оли РТ 2004 г. №5.;
11. Об органах прокуратуры Республики Таджикистан : конституционный закон РТ от 5.07. 2005 г. № 107 : офиц. текст в ред. Конст. закона РТ от 29.01.2021 г. № 1752 //Ахбори Маджлиси Оли РТ 2005 г. № 16.;
12. О телевидении и радиовещании : закон РТ от 14.12. 1996 г. № 382 от 02.01.2019 г. № 6 : офиц. текст в ред. закона РТ от 02.01.2019 г. № 1572 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1996 г. № 24.;
13. О судах Республики Таджикистан : конституционный закон РТ от 26.07.2014 г. № 1084 : офиц. текст в ред. конст. закона РТ от 21.02.2018 г. № 1509.
14. Об основателе мира и национального единства - Лидере нации : конституционный Закон РТ от 14.11. 2016 г. № 1356 : офиц. текст // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2016 г. № 11.;
15. Об изменении наименования Таджикской Советской
Социалистической Республики : закон Таджикской ССР от 10.09. 1991 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан.,1991 г. № 18.;
...372