ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ 40
1.1. Проблемное поле стратегического развития человеческих ресурсов в
Арктике 40
1.2. Компаративный анализ теоретических концепций человеческого
капитала, человеческого потенциала, трудового потенциала и кадрового потенциала применительно к исследованиям Арктики 62
1.3. Нормативное регулирование кадровой составляющей стратегической
арктической политики России 79
1.4. Исследование зарубежного опыта решения проблем кадрового
обеспечения (на примере Норвегии) 87
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ 99
2.1. Трудовой потенциал населения Арктической зоны РФ: сопоставление
подходов и оценок 99
2.2. Измерение вклада демографического потенциала Арктической зоны РФ
в формирование трудового потенциала 108
2.3. Оценка трудовых ресурсов как базиса формирования трудового
потенциала Арктической зоны РФ 122
2.4. Миграционные критерии оценки кадровой ситуации в арктических
регионах 135
ГЛАВА 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОГРАММНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ВОСПРОИЗВОДСТВУ КАДРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ 161
3.1. Развитие концептуальных подходов к общей арктической кадровой
политике России 161
3.2. Кадровое обеспечение арктической нефтегазовой промышленности в
свете цифровизации 175
3.3. Кадровое обеспечение развития Северного морского пути (СМП) 186
3.4. Кадровое обеспечение развития морского транспорта в российской
Арктике 199
ГЛАВА 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ 223
4.1. Фактор образования в развитии человеческих ресурсов Арктической
зоны РФ 223
4.2. Развитие научно-образовательной деятельности в Арктической зоне РФ
234
4.3. Воспроизводство человеческих ресурсов на региональном уровне: роль
образования 245
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 257
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 261
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы. Российская Арктика представляет собой стратегически значимый макрорегион Российской Федерации по целому ряду причин, наиболее существенными из которых являются колоссальные разведанные запасы углеводородов, способные обеспечить страну топливно-энергетическими и минеральными ресурсами на многолетнюю перспективу; экономическая и геополитическая значимость Северного морского пути как потенциально одной из крупнейших транспортных артерий для морских перевозок; а также значительная протяженность морской границы Российской Федерации и необходимость обеспечения ее безопасности. В 1990-х гг. развитие Арктики отошло на задний план среди государственных приоритетов России. Однако уже с начала XXI столетия нормативные правовые акты, регламентирующие политику России в Арктике, позволяют говорить о все возрастающем осознании критической значимости этого региона для достижения целей и задач развития нашей страны в целом. В настоящее время можно говорить о масштабном многоцелевом мегапроекте освоения Арктики - возможно, будет более точным термин «переосвоение», предложенный В.В. Ивантером, В.Н. Лексиным и Б.Н. Порфирьевым - этот коллектив известных российских ученых небезосновательно сравнивает арктический мегапроект по значимости с советскими мегапроектами в области атомной энергетики и космоса .
Крупнейшие проекты, входящие в состав современного арктического мегапроекта, - это разведка и освоение нефтегазовых месторождений (как на сухопутных арктических территориях, так и на арктическом шельфе), а также развитие Северного морского пути. Оба этих проекта требуют значительного количества квалифицированных человеческих ресурсов - это означает, что в развитии российской Арктики важную роль играет кадровый потенциал предприятий и организаций, ведущих деятельность на арктических территориях. Однако для государственных корпораций минерально¬сырьевого комплекса, транспортных компаний, научно-образовательных учреждений Арктической зоны РФ (АЗ РФ), а также государственных органов исполнительной власти имеет место быть значимая проблема дефицита высококвалифицированных специалистов, способных жить и эффективно работать в экстремальных природно-климатических условиях Арктики. При этом ярко выражена потребность не только в специалистах с высшим образованием, но и в работниках со среднеспециальным образованием рабочих специальностей.
На 2021 год годовая потребность в специалистах оценивается на уровне почти 74 тыс. человек на всю Арктическую зону Российской Федерации. Возможности удовлетворения имеющегося спроса на кадры «своими силами» варьируются от одного арктического региона к другому, однако очевидно, что этот спрос не может быть удовлетворен лишь за счет выпускников вузов, находящихся в АЗ РФ; требуются дополнительные ресурсы, особенно если речь идет о специалистах узкого профиля по тем специальностям, по которым вузы АЗ РФ не ведут подготовку вовсе. Сохраняется проблема миграционного оттока молодежи северных регионов для обучения в вузах за пределами АЗ РФ (после чего заметная доля молодежи уже не возвращается в Арктику, а трудоустраивается за ее пределами), а также миграционного оттока выпускников северных вузов, ищущих возможности трудоустройства в других регионах страны. Неразвитая интеллектуальная инфраструктура арктических регионов провоцирует отток населения. Количественный и качественный дисбаланс на рынке труда ставит под угрозу реализацию мегапроектов и национальных проектов в Арктической зоне РФ.
Потребность в кадровой обеспеченности АЗ РФ прогнозируют на основе опросов работодателей, однако это очень ограниченный и малостратегичный подход. Необходима прогнозно-стратегическая модель воспроизводства кадров, учитывающая все основные процессы и тенденции в экономике, технологиях, управлении и социальной сфере. Механизмы кадрового воспроизводства требуют проверки, уточнения и оптимизации на основе современных методов прогнозирования и стратегирования.
Степень изученности проблемы.
Вопросы развития человеческих ресурсов, особенно в части подготовки кадров в субъектах АЗ РФ и России в целом, активно изучаются многими исследователями.
Роль высшего образования в пополнении кадрового потенциала предприятий российской Арктики исследуется А.М. Таймицким и К.С. TdfjrTZATiT-TAJ П ВПМ QDTniX/XD ВП mQDP П L4 Г''гГАТТХ7РТ~ N4
лайковым , , коллективом авторов во главе с п.т^. степусь , , , TVT.TJ.
по I 1/Л П/Л1Г о i.'A гт пито и < и 1° 11 Т Т Т ’ 1Д^оттт TTTTT"XZ 12 ГТ Л от"/Л|т 13 ТТ ПТЛ
Ивановой с коллегами , , , , Н.Г . меньших , О.М. островской и др. Особенности рынка труда российской Арктики и подготовки специалистов в интересах развития грузоперевозок по Северному морскому пути анализируют Е.А. Смягликова и И.И. Костылев .
Многие отечественные эксперты и исследователи выделяют перечень ключевых кадровых проблем, присущих в настоящее время арктическим территориям России: отток экономически активного населения; суровые природно-климатические условия; продолжительный демографический кризис; дисбаланс в системе подготовки кадров; низкая привлекательность арктических регионов для молодых специалистов - можно особо выделить работы М.В. Ивановой , Н.И Сидняева17, К.А. Корнякова , Е.В. Евменовой , Е.А.Корчак, Т.П. Скуфьиной , А.П. Исаева и И.А. Фоминой , Б.А. Ревича , В.В. Быстрова, А.В. Маслобоева, В.А. Путилова .
Важное место занимают вопросы развития человеческих ресурсов и в диссертационных исследованиях. Так, вопросы изменения
институциональных условий рассмотрены в работах О.В. Будзинской , С.С. Стукановой , Ю.Ю. Ващейкиной , А.Д. Волкова , гармонизации отраслевых и региональных стратегий в работах И.А. Антипина , П.В. Мельникова , роли государства в исследованиях Д.В. Гонина , Х.А. Константиниди , И.В. Юсуповой , У.Е. Якушевой , роли инновационного развития в исследованиях Е.А. Окуньковой , Е.И. Клемашевой . Различные аспекты образовательных технологий управления человеческими ресурсами рассмотрены в работах Д.В. Диденко 35 , С.И. Шорохова . Влияние цифровой трансформации на развитие человеческих ресурсов (в том числе в части новых компетенций) отражено в исследованиях Д.Е. Бекбергеневой , Л.Д. Гурцкого , А.Д. Запольского , И.С. Беляева (включая идею обучения по двухпрофильным специальностям, одна из которых будет востребована в условиях Арктики). Вопросам эффективности сферы услуг при воспроизводстве человеческого потенциала посвящено исследование А.В. Золотарчук . Уточнению содержания категории «человеческие ресурсы» и различным аспектам, связанным с этой категорией, включая управление, посвящены работы Э.Н. Вахабова , Р.Н. Великанского , Д.В. Горбунова , Н.В. Марановой44 45 , Е.Г. Худяковой , А.Э. Чульдум , Р.П. Якуниной , А.М. Фадеева, по мнению которого «кадровый потенциал ...
По итогам выполненного исследования можно сделать следующие основные выводы:
Показано, что кадровый потенциал предприятий АЗ РФ представляет собой совокупный трудовой потенциал российской Арктики, который, в свою очередь, является одной из ключевых систем человеческого потенциала. По этой причине кадровый потенциал должен рассматриваться в тесной связи с трудовым потенциалом. При анализе кадрового и трудового потенциала необходимо уделять приоритетное внимание роли системы образования в воспроизводстве кадров, поскольку образование является ключевым фактором формирования кадрового и трудового потенциала.
Установлено, что успешное управление кадровым потенциалом должно опираться на инструментарий стратегического управления, которое в современных условиях должно опираться на системное цифровое сопровождение (базы данных, анализ кадрового потенциала и т.д.).
Показано, что уделяется недостаточно внимания необходимости изменения государственной политики занятости в Арктике, показавшей себя недостаточно эффективной. В значительной части эта политика сводится к привлечению дополнительных трудовых ресурсов, хотя имеющихся трудовых ресурсов может быть достаточно в количественном отношении - однако они не обладают требуемой квалификацией.
Выявлено, что необходима качественная интенсификация научно-образовательной и инновационной политики в регионе, способствующая, с одной стороны, интеграции российских арктических регионов в научное пространство России и устойчивым и продуктивным научным контактам с ведущими научными учреждениями России, с другой - развитию «арктического интеллектуального сервиса».
Показано, что значительные изменения в структуру занятости арктического населения способна внести цифровая трансформация. Развитие удаленной занятости с использованием современных ИКТ дает жителям российской Арктики значительно больше возможностей трудоустройства в любой точке России и мира без необходимости покидать свое место жительства. Таких сотрудников можно и целесообразно готовить через систему дистанционного обучения, развития которой арктические регионы должны уделить больше внимания.
Установлено, что опыт Норвегии в сфере развития кадрового потенциала арктических территорий позволяет выявить важность таких мер, как инициативы по созданию конкурентоспособной местной и региональной индустрии поставщиков для нефтегазового сектора; требование, чтобы 70% задействованного инженерно-административного потенциала относилось к данному региону; программы повышения квалификации и программы специально для найма молодых людей и государственные субсидии на организацию учебных курсов для молодежи до 24 лет и других программ для молодежи.
Показано, что система кадрового обеспечения морского транспорта является высокоглобализированной, что составляет определенные проблемы для поддержания уровня обеспеченности кадрами морского и речного флота в России вследствие высокого градиента заработных плат в сторону работы на иностранных судах для качественных российских специалистов. Проблемное поле кадрового обеспечения морского транспорта в Арктике и на Дальнем Востоке осложняется еще более сложной демографической ситуацией в регионе по сравнению со среднероссийской.
Определено, что согласно индексам трудового потенциала, у ряда субъектов, чьи территории входят в состав АЗ РФ, скорее складывается относительно устойчивая ситуация по экономическим показателям, в большинстве своем они находятся выше медианы (кроме Республики Карелия и Красноярского края), а также по демографическим показателям, где ниже медианы оказались лишь Республика Карелия и Архангельская область - однако следует помнить, что демографическая ситуация представляется более благополучной, чем на самом деле, из-за так называемого «вывоза смертности». Для повышения трудового потенциала населения российской Арктики необходимо сконцентрироваться на инновационном развитии, а также на развитии образования и здравоохранения.
Показано, что вклад демографического потенциала в трудовой потенциал российской Арктики в настоящее время неоднозначен. К наиболее серьезным негативным демографическим проявлениям, подрывающим трудовой потенциал арктических регионов России, следует отнести старение населения и растущую долю населения старше трудоспособных возрастов на фоне сохраняющейся высокой смертности в трудоспособных возрастах. Критическое значение для трудового потенциала Арктики имеет также миграционный баланс арктических регионов России, причем речь идет не только о количестве, но и о «качестве» мигрантов, их человеческом капитале.
Показано, что одна из наиболее проблемных современных тенденций социально-экономического развития арктических территорий состоит в снижении абсолютной численности рабочей силы во многих арктических регионах, а именно в республиках Карелия и Коми, Архангельской и Мурманской областях, а также Красноярском крае. В арктических регионах наряду со старением на размер рабочей силы может оказывать влияние также миграционный отток населения, однако это влияние необязательно будет отрицательным, поскольку приезжает в наиболее успешные арктические регионы преимущественно население в трудоспособных возрастах, а выезжает население старших возрастов, желающее провести старость в более благоприятных для жизни условиях.
Выявлено, что опыт Советского Союза, а также зарубежных арктических стран свидетельствует об успешности освоения отдаленных регионов через системное повышение уровня их научно-инновационного потенциала. В настоящее время тенденции численности научно-инновационных кадров (в том числе, высшего образования) непосредственно в АЗ РФ говорят о нарастании недостаточности данного потенциала (его кадровой составляющей), что не может в долгосрочной перспективе обеспечить экономическую и кадровую безопасность региона и скажется на его освоенности.
Показано, что кадрово-демографическую ситуацию в арктических регионах и регионах, имеющих арктические территории, связанную как с проблемами естественного воспроизводства, так и с оттоком населения (а также со значительным притоком с положительным сальдо особенно для наиболее экономически успешных регионов) можно было бы назвать вполне естественной и не требующей специальных мер поддержки кадрового потенциала арктического макрорегиона, однако автором установлено, что уровень миграции (сальдо) зависит не столько от экономики, сколько от интегральных показателей качества жизни, а также уровня научно¬образовательной освоенности регионов страны в целом.
Сделано обоснованное предположение, что наиболее перспективным подходом к стратегическому управлению кадровой обеспеченностью арктической политики России будет реализация его в рамках цифрового управления кадровой системой всей страны с упором для арктических регионов на стремление к достижению показателей, определяющих качество жизни как центральных для устойчивости управления их кадровым обеспечением на долгосрочный период в условиях стратегической геополитической турбулентности.
1. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Утверждена постановлением Правительства от 30 марта 2021 года №484. URL: http://government.ru/rugovclassifier/830/events/ (дата доступа 27.05.2022)
2. Государственная программа «Социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации». Утверждена постановлением Правительства от 30 марта 2021 года №484. Подпрограмма 1 «Создание условий для привлечения частных инвестиций и создания новых рабочих мест в Арктической зоне Российской Федерации» URL:
http://government.ru/rugovclassifier/830/events/ (дата доступа 27.05.2022)
3. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». URL: https://mintrud.gov.ru/docs/laws/83 (дата доступа 27.05.2022)
4. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом РФ 18 сентября 2008 года (Пр - 1969) // Российская газета. 30.03.2009.
5. План развития Северного морского пути на период до 2035 года.
Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 г. № 2115-р. URL:
http://static.government.ru/media/files/StA6ySKbBceANLRA6V2sF6wbOK SyxNzw.pdf (дата доступа 27.05.2022)
6. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1997 года № 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 256.
7. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012014121500197rangeS ize=1 (дата обращения: 15.01.2023).
8. Постановление Правительства РФ от 12.05.2020 N 656 (ред. от
28.12.2022) "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Столица Арктики". URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005130028 (дата
обращения: 15.01.2023).
9. Приказ Минфина России от 11.11.2021 № 493 «Об утверждение
перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации». URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/7id_4M34943-
prikaz_minfina_rossii_ot_11.11.2021 493 ob utverzhdenie perechnei su
bektov_rossiiskoi_federatsii_v_sootvetstvii_s_polozheniyami_punkta_5_stat i_130_byudzhetnogo_kodeksa_rossi (дата обращения: 1.12.2022).
10. Распоряжение Правительства РФ от 30 августа 2019 г. №1930-р «О Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года». URL: http://government.ru/docs/37755/ (дата обращения 14.01.2023)
11. Распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2018 года №2101-р. «Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года». URL: http://government.ru/docs/34297/ (дата обращения 23.01.2023)
12. Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года №645. URL: http://kremlin.ru/acts/news/64274 (дата доступа 27.05.2022)
13. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и
обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 20.02.2013. URL: http://government.ru/info/18360/ (дата доступа
27.05.2022)
14. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030
года. URL: https://www.rosmorport.ru/media/File/State-
Private_Partnership/strategy_2030.pdf (дата доступа: 14.01.2023)
15. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года. Принята Постановлением Правительства Мурманской области от 26 августа 2010 года №383-ПП (с изменениями на 23 декабря 2011 года) URL: http://docs.cntd.ru/document/913518803 (дата доступа 27.05.2022)
...352