ВВЕДЕНИЕ 5
Глава I. Подходы к исследованию управления Интернетом с точки зрения теории
глобального управления и теории режимов 36
1.1 Теория глобального управления 36
1.1.1 Понятие и предмет глобального управления 36
1.1.2 Глобальное управление с точки зрения основных направлений ТМО 47
1.1.3 Глобальное управление и международные режимы 53
1.2 Теория международных режимов 58
1.2.1 Ключевые положения теории международных режимов и её основные
направления 59
1.2.2 Теория комплексных режимов 79
1.2.3 Проблема определения акторов международных режимов 85
1.3 Управление Интернетом как предмет глобального управления и
международный комплексный режим управления Интернетом 89
1.4 Заключение по Главе I 96
Глава II. Система международного управления Интернетом на современном этапе:
ключевые структурные особенности и диспропорции 99
2.1 История развития Интернета: от военного заказа до международного феномена (1969 - н.д.) 99
2.1.1. Ранний этап: 1960-е - 1980-е гг. Формирование технологических
стандартов и базовой инфраструктуры 99
2.1.2. Принципы принятия решений и регулирование адресного пространства
сети Интернет 107
2.1.3. 1980-е - 1990-е гг.: «де-милитаризация», приватизация и
коммерциализация Интернета 111
2.1.4. Всемирная паутина (World Wide Web) 115
2.1.5 Интернет на современном этапе: перспективы и проблемы (1990-е - н.д.) 117
2.2. Ключевые институты системы управления Интернетом 122
2.2.1 Общество Интернета (ISOC) 124
2.2.2 Корпорация по присвоению доменных имен (ICANN) 126
2.2.4 ООН и специализированные учреждения ООН 129
2.3. Реформирования системы управления Интернетом: концепции и
бенефициары 148
2.4 Заключение по Главе II 160
Глава III. Роль, место и позиция стран БРИКС в системе управления Интернетом 163
3.1. Подход стран-членов БРИКС к вопросам управления Интернетом 164
3.1.1. Инфраструктура 164
3.1.2. Правовые вопросы 169
3.1.3. Экономические вопросы 175
3.1.4. Развитие 179
3.1.5. Социокультурная компонента 182
3.2. Управление Интернетом в повестке БРИКС: достигнутый прогресс,
проблема согласования позиций 187
3.3. Заключение по Главе III 194
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 205
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 212
ПРИЛОЖЕНИЯ 247
Приложение А. Методология определения и мониторинга обязательств неформальных институтов глобального управления 247
Приложение Б. Организационная структура Общества Интернета 253
Приложение В. Стандарты Интернета и процедура их разработки в рамках Общества Интернета 256
Приложение Г. Повестка управления Интернетом в заключительных документах и аналитических материалах Форума ВВУОИ 259
Приложение Д. Регламент международной электросвязи МСЭ 263
Приложение Ж. Декларируемые приоритеты стран БРИКС в вопросах развития инфраструктуры Интернета 265
Приложение З. Декларируемые приоритеты стран БРИКС в правовых вопросах управления Интернетом 266
Приложение И. Декларируемые приоритеты стран БРИКС в блоке экономических аспектов управления Интернетом 267
Приложение К. Декларируемые приоритеты стран БРИКС относительно проблематики развития в системе управления Интернетом 268
Приложение Л. Декларируемые приоритеты стран БРИКС в отношении социально-культурных аспектов управления Интернетом
Актуальность темы исследования.
Глобальная информационно-коммуникационная сеть Интернет имеет огромное значение для мировой экономики, политики и культуры. Предоставляя широкие возможности для быстрой передачи данных, Интернет выполняет роль универсального посредника в деловых вопросах, коммуникационной платформы субъектов политического процесса, а также формирует особую социокультурную среду, становясь таким образом «основным пространством групповой и межличностной коммуникации, где генерируются новые культурные смыслы и способы взаимодействия» .
Выступая в качестве ключевой технологии в эпоху цифровой коммуникации, Интернет является основой глобальной цифровой экономики. Несмотря на существующие разночтения в определении сущности и оценки объемов цифровой экономики в мировом масштабе и на уровне отдельных стран , выводы исследователей данного вопроса сходятся в том, что развитие цифровой экономики и, следовательно, Интернета как ее основы следует считать ведущим фактором глобального экономического развития на современном этапе .
Политический аспект развития Интернета непосредственно связан с вопросом обеспечения стабильности мирового порядка, безопасности отдельных государств и личности. Способствуя в силу своей всепроникающей природы подлинной глобализации информационного пространства, Интернет одновременно содействует возникновению угроз нового типа: кибертерроризма , конфликтов с применением кибероружия , распространение киберпреступности и других. В период пандемии коронавируса COVID-19 особенно остро проявилась проблема распространения недостаточно полной или заведомо ложной информации о свойствах вируса, способах его профилактики и лечения, динамике заболеваемости и смертности, что потребовало принятия скорейших скоординированных мер . Высокая значимость противодействия угрозам, связанным с развитием Интернета, признается на самом высоком уровне - доктрины информационной безопасности ведущих международных акторов , в том числе Российской Федерации , или иные по наименованию документы прямо указывают на приоритетность задачи противодействия киберугрозам.
Проблемой в данном контексте является отсутствие некоего «единого центра» принятия решений относительно будущего Интернета, особенностей его работы на современном этапе и т.д. Международный режим управления Интернетом находится в состоянии постоянного интенсивного развития. Мы можем говорить о наличии некой совокупности устоявшихся практик только в отношении узкого перечня вопросов - выделения блоков адресного пространства Интернета , эксплуатации корневых DNS-серверов , позволяющих
подключенным к Интернету устройствам взаимодействовать друг с другом, и принципов создания и администрирования национальных доменов верхнего уровня и присвоения индексов имен интернет-доменов по типу .com, .ru и других .
То, что в научной литературе принято называть управлением Интернетом, тем не менее, выходит за рамки технической стороны обеспечения работы всемирной сети и включает также экономические аспекты развития сети, обеспечение кибербезопасности, вопросы защиты прав человека, охраны интеллектуальной собственности, налогообложения электронной коммерции и многое другое . Обсуждение этих вопросов должно способствовать «разработке общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение интернета» . Следует также отметить, что дискуссия об особенностях управления Интернетом сама по себе является компонентом более широкой повестки управления киберпространством , что потенциально добавляет рассматриваемому вопросу «вертикальное» измерение.
Наряду с тематическим разнообразием, управление Интернетом подразумевает включение в процесс широкого круга акторов, имеющих принципиально разную природу. По мнению многих авторов, государства, оставаясь ключевыми носителями суверенитета в его классическом или вестфальском понимании , при обращении к вопросам регулирования цифрового пространства «теряются» среди профессиональных объединений, работающих под эгидой Общества Интернета и отвечающих за выработку технологических стандартов Интернета, международных организаций и форумов наподобие Форума управления Интернетом Организации Объединенных Наций, некоммерческих организаций и других вовлеченных игроков .
Суммируя вышесказанное, мы приходим к выводу о том, что выработка некой универсальной модели управления Интернетом представляется крайне сложным процессом, требующим унификации подходов к решению большого количества вопросов силами многочисленных акторов, обладающих различной природой, возможностями и интересами. Это объясняет тот факт, что, несмотря на значимость Интернета для современного мира, консенсус по многим вопросам управления глобальной сетью еще не достигнут. Учитывая высокую скорость происходящих трансформаций, уже сейчас опережающую процесс выработки политических решений , вопрос об оптимальном пути выработки искомого консенсуса представляет собой востребованное направление для исследования.
Сложность выработки решений по вопросам управления Интернетом соответствует ключевым трендам развития мировой политической системы, среди которых выделяется «сложное волнообразное движение к полицентричности» . На практике это выражается в трансформации структурной и институциональной системы мировой политики, вследствие которой возникают новые форматы международного сотрудничества, «основанные на более справедливой системе влияния и обмена», а политический процесс приобретает сетевой, многоуровневый характер . Озвученные тенденции приводят к возникновению и росту влияния трансрегиональных структур управления, примерами которых являются международные форумы закрытого («клубного») типа наподобие «Группы двадцати» и БРИКС.
Россия придает большое значение развитию сотрудничества в рамках сетевых структур управления. Ставя во главу угла обеспечение «устойчивой управляемости мирового развития», Россия декларирует приверженность наращиванию взаимодействия с партнерами в рамках «Группы двадцати», БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединения РКИ (Россия, Индия, Китай) и ряда других структур и диалоговых площадок. Углубление сотрудничества со странами БРИКС рассматривается в качестве метода противодействия военным угрозам, в том числе использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) с целью подрыва государственного суверенитета, политической независимости и др. в соответствии с Военной доктриной Российской Федерации .
Таким образом, актуальность представленной темы исследования обусловлена ее непосредственной связью в практической плоскости с текущими трансформационными процессами глобальной политико-экономической среды, становлением цифровой экономики и цифрового общества, а также
декларируемыми интересами Российской Федерации в данных условиях, а в теоретическом отношении - с актуальной повесткой современной науки о
международных отношениях:
- в военно-политической плоскости: Интернет выступает как источник угроз безопасности государства и личности нового типа, вследствие чего повышение эффективности участия в процессе выработки «правил игры» в области кибербезопасности на различных площадках следует рассматривать в качестве приоритета;
- в сфере экономических отношений: Интернет является основой глобальной цифровой экономики, при этом согласование общих подходов относительно регулирования цифровой торговли, налогообложения цифровых активов и других подобных вопросов нередко сталкивается с трудностями и противоречиями, обусловленными несовпадением интересов договаривающихся сторон или структурными особенностями задействованных переговорных площадок.
- в теоретической плоскости: тренд на возникновение и рост значимости трансрегиональных сетевых структур в системе глобального управления обуславливает необходимость и востребованность исследования особенностей текущей повестки и процесса принятия коллективных решений в рамках данных площадок наряду с интересами стран-участников по ключевым вопросам.
Объектом исследования выступает совокупность институтов, международных практик, соглашений и норм международного права, составляющие систему управления международной коммуникационной сетью Интернет. Предмет исследования - позиции Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (БРИКС) относительно реформирования и развития системы управления Интернетом, а также решения по данному вопросу, принятые на площадке БРИКС.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей позиции стран БРИКС и положения БРИКС в системе управления Интернетом, а также оценка их влияния на международный режим управления Интернетом.
Исследовательский вопрос сформулирован следующим образом: какие характерные особенности имеют позиции стран БРИКС по проблеме международного управления Интернетом и как их подход влияет на глобальный режим управления Интернетом?
Автор настоящего исследования выдвинул следующую гипотезу: Страны БРИКС поддерживают повестку реформ системы глобального управления Интернетом на более равной и инклюзивной основе, что подразумевает уважение государственного цифрового суверенитета с акцентом на обеспечении международной информационной безопасности, расширении представительства и наращивании потенциала развивающихся государств. Данный принцип находит выражение в позициях пяти стран относительно реформирования системы международного управления Интернетом, представленных в документах БРИКС. БРИКС выступает в качестве площадки для согласования позиций, выработки повестки дня реформы технического режима управления Интернетом и ее продвижения на глобальном уровне.
Интернет является ключевой технологией эпохи цифровой коммуникации и основой глобальной цифровой экономики. Вопросы управления всемирной сетью включают не только технологические аспекты, но и проблемы политического взаимодействия, в частности обеспечение стабильности мирового порядка, безопасности отдельных государств и личности, поддержание здоровой конкуренции на рынке цифровых услуг и др. В результате развития Интернета возникают угрозы нового типа, включая применение кибероружия, распространение киберпреступности и кибертерроризма и т.д., что обуславливает необходимость большего вовлечения государства в управление сетью, которая в течение длительного периода времени развивалась усилиями профессионального сообщества без существенного вмешательства со стороны государства.
Важным свойством системы управления Интернетом на современном этапе является ее децентрализованность, то есть отсутствие условного центра принятия решений по вопросам развития цифровой инфраструктуры, обеспечения цифровой безопасности, решения проблем социально-культурного развития, преодоления «цифрового разрыва» и т.д. В системе управления Интернетом ведут деятельность акторы, обладающие принципиально разной институциональной природой - национальные государства, межправительственные организации,
профессиональные объединения и неформальные межгосударственные институты. Опыт анализа истории развития Интернета и состояния системы управления сетью в ее современном виде показывает, что в краткосрочной перспективе данные свойства системы не могут быть эффективно изменены без коренной перестройки всего Интернета на основе принципиально иных идейных установок и технологических решений.
В рамках настоящего исследования сформулированы предложения относительно реформирования системы управления Интернетом с опорой на позиции стран БРИКС, являющихся близкими партнерами России. Выполнив поставленные промежуточные исследовательские задачи, автор пришел к следующим выводам:
1. Ключевыми структурными особенностями современной системы управления Интернетом являются ее децентрализованность, а также разнообразная природа вовлеченных в решение актуальных вопросов акторов. Источником противоречий является несоответствие роли национальных государств, являющихся ключевыми носителями суверенитета и представителями интересов граждан на мировой арене, их реальными возможностям в деле управления Интернетом. Наибольшим оценочным влиянием на управление сетью оказывают акторы, обладающие негосударственной природой, в частности профессиональные организации, формирующие технические стандарты, необходимые для бесперебойной работы Интернета на всем его протяжении. Эти организации предоставляют национальным государствам либо ограниченные, как в случае с ICANN, возможности влиять на принимаемые решения, либо, как в случае с Обществом Интернета, в принципе не предусматривают наличие механизмов поддержания обратной связи, что позволяет поставить под вопрос легитимность принимаемых решений и подотчетность данных институтов. Также следует отметить, что, в силу разности в оценочном уровне цифровой развитости, государства мира неравномерно вовлечены в решение вопросов управления Интернетом, где первенство принадлежит развитым странам «глобального Севера». Данное несоответствие приведет к усилению антагонизма между государствами в мировом цифровом пространстве по мере усиления потенциала развивающихся государств вследствие роста населения, расширения доступности Интернет-услуг и экономического роста;
2. Анализ существующих концепций трансформации системы управления Интернетом показывает сложность осуществления коренной перестройки рассматриваемой системы. Сценарий максимизации цифрового суверенитета государства сталкивается с трудностями обеспечения всеобщего контроля над деятельностью собственников компьютерных сетей местного уровня и обладателями устройств с функцией сетевого доступа. Решение проблемы децентрализованности Интернета путем наделения уже существующих организаций новыми полномочиями сталкивается с проблемой согласования необходимых изменений между ключевыми акторами наряду с проблематичностью сохранения эффективности работы целевого института в условиях существенного расширения его функционала. Проекты, связанные с формированием новых органов управления Интернетом на базе эксклюзивных объединений ведущих государств по типу «Группы двадцати», усугубляют проблему глобального цифрового неравенства в силу того, что конечными бенефициарами в рамках новой системы остаются развитые страны «глобального Севера». Проект «точечной» реформы отдельных институтов управления Интернетом представляется наиболее реализуемым среди всех рассмотренных и сформулированных в рамках представленного исследования, однако в таких условиях остаются нерешенными многие описанные проблемы современной системы управления Интернетом. При определении оптимального сценария развития системы управления Интернетом автор исследования опирался на оценку возможности практической реализации рассматриваемого проекта, вследствие чего сформулированный автором перечень ключевых пунктов декларации БРИКС по вопросам управления Интернетом наследует основные положения проекта «точечной» реформы негосударственных институтов управления сетью;
3. Как и «Группа двадцати», объединение БРИКС относится к т.н. неформальным институтам глобального управления. Несмотря на то, что подобные институты не принимают юридически обязательные решения, не создают механизмы обеспечения выполнения принимаемых решений и опираются исключительно на политическую волю стран-участниц, на текущем этапе формирования международного режима управления Интернетом, а именно формулирования базовых принципов международного взаимодействия, их влияние в интересующей области представляется весьма значительным. Среди доводов в пользу выбора БРИКС как одной из наиболее перспективных площадок для продвижения интересов России в области управления Интернетом следует отметить следующее. Во-первых, за годы исследований БРИКС показал себя как эффективный механизм согласования и выполнения коллективных решений, способный преодолевать имеющиеся внутренние противоречия и принимать решения, выходящие за рамки декларации о намерениях, примером чего служит создание Нового банка развития БРИКС. Во-вторых, в отличие от «Группы двадцати», внутри БРИКС отсутствует четкое разделение на центры силы, то есть страны-члены взаимодействуют на инклюзивной и равной основе. Для «Группы двадцати» характерно наличие сильного влияния «ядра», представленного странами-членами «Группы семи», что оказывает непосредственное влияние на характер принимаемых решений. В рамках «Группы двадцати» в отсутствие консолидированной позиции развивающихся стран и других центров силы, не ассоциированных со странами «глобального Севера», принятие шагов по перестройке системы управления Интернетом приведет к углублению цифрового разрыва в международном масштабе. В-третьих, страны-члены БРИКС зарекомендовали себя в качестве ответственных и последовательных сторонников многостороннего подхода к решению глобальных проблем, что соответствует декларируемым приоритетам России во внешней политике. Важной характеристикой БРИКС является сложившаяся атмосфера доверия между странами-партнерами, а также готовность «пятерки» к открытому диалогу со всеми заинтересованными сторонами, для чего была создана соответствующая институциональная структура, включая механизм БРИКС+;
4. Анализ декларируемых приоритетов цифрового развития стран БРИКС позволил сделать вывод о наибольшей востребованности таких областей управления Интернетом как развитие базовой инфраструктуры и обеспечение кибербезопасности. Ключевую роль в формулировании повестки БРИКС по интересующим вопросам играют Россия и Китай, чьи инициативы в большинстве случаев встречают поддержку Бразилии, Индии и ЮАР. Выводы об эффективности реализации решений БРИКС по вопросам управления Интернетом опираются на массив данных, собранных за годы наблюдений с опорой на оригинальную методологию исследования уровня исполнения решений неформальных институтов глобального управления, что является новшеством для отечественной практики исследования БРИКС.
Наиболее проблемной областью взаимодействия «пятерки» в интересующей области являются вопросы социально-культурного характера. На уровне БРИКС согласовано сравнительно небольшое количество многосторонних решений по данному направлению, что обусловлено разностью подходов к практической реализации странами БРИКС прав и свобод человека и гражданина в физическом и цифровом пространствах. Развитие данной проблематики в будущем потребует изменения подхода России и Китая как ключевых игроков, которые в настоящее время заинтересованы в углублении сотрудничества в других областях.
Такие компоненты повестки управления Интернетом как электронная торговля и содействие развитию наряду с другими областями за исключением инфраструктурного развития и обеспечения кибербезопасности следует рассматривать как менее проблемные в сравнении с социально-культурной компонентой. Малое количество принятых решений и согласованных инициатив объясняются «растворением» данных вопросов в более обширных областях сотрудничества, примером чего может фактическое слияние проблематики содействия международному развитию с компонентом развития цифровой инфраструктуры.
Перспективным, но, в то же время, связанным с рядом трудностей, направлением сотрудничества БРИКС является обеспечение кибербезопасности, что обусловлено повышенным вниманием к данной проблематике России и Китая как ключевых игроков в рамках объединения. БРИКС может оказать существенное воздействие на формирование международного режима обеспечения кибербезопасности в отношении базовых принципов сотрудничества и создания механизмов обеспечения доверия в будущем, однако в настоящее время выработка общих подходов внутри БРИКС сталкивается с проблемой разности подходов Бразилии и ЮАР и «тройки» Россия-Китай-Индия. В соответствии с концепцией сильного и слабого цифрового суверенитета государства, Бразилию и ЮАР можно отнести к категории стран со слабым цифровым суверенитетом с точки зрения восприятия местными правительствами необходимости присутствия государства в цифровом пространстве. Опыт Индии, которая постепенно переходит к реализации сильного цифрового суверенитета, позволяет сделать вывод о том, что в будущем БРИКС может прийти к более консолидированной позиции о роли государства в обеспечении кибербезопасности. Сужение повестки БРИКС в области кибербезопасности до взаимоприемлемых тем для обсуждения, например до противодействия экстремизму и терроризму в сети во всех их проявлениях, вероятнее всего, не приведет к ожидаемому результату, а именно к формированию перечня фундаментальных для будущего международного режима принципов сотрудничества, но в то же время позволит решить ряд вопросов прикладного характера, например наладить более широкий обмен информацией относительно противодействию распространению экстремистских материалов.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207.-р.
2. Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2014 N Пр-2976
3. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640 Об
утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации
4. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации"
5. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
6. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ
7. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 533-ФЗ «О внесении поправок в федеральный закон «О связи»
Научные статьи периодических изданий
8. Архипова М.Ю., В.П. Сиротин. Региональные аспекты развития информационно-коммуникационных и цифровых технологий в России // Экономика региона. - 2019. - Т. 15. - № 3. - С. 670 - 683.
9. Барабанов О.В. Проблемы глобального управления: выбор аналитической парадигмы // Вестник международных организаций. - 2009. - Т.4. - № 2. С. 5
- 13.
10. Баринова Д.С. Национальные домены: символы государственных границ и безграничных возможностей // Вестник МГИМО-Университета 5(13). - 2010.
- С. 307 - 314.
11. Баринова Д.С. Асимметрия виртуального политического пространства // Сравнительная политика 4 (6). - 2011. - С. 13 - 18.
12. Баринова Д.С. Методологические аспекты исследования виртуального пространства Интернета // Метод. - 2010. - №1. - С. 109 - 122.
13. Бураева Л.А. Кибертерроризм как новая и наиболее опасная форма терроризма // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 3. - С. 35
- 37.
14. Бухт, Р., Хикс, Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. - 2018. - Т.13. - № 2. - С. 142 - 173.
15. Васильковский, С.А., Игнатов А.А. Управление Интернетом: системные
диспропорции и пути их разрешения // Вестник международных
организаций. - 2020. - Т.15. - №. 4. - С. 7 - 29.
...326