ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБОРОТА КРИПТОВАЛЮТЫ 43
§1. Понятие и содержание современной уголовной политики в сфере оборота криптовалюты в Российской Федерации 43
§ 2. Правовая и историческая обусловленность криптовалюты как предмета оборота: понятие, признаки 54
§ 3. Международно-правовые основы уголовной политики в сфере оборота криптовалюты 80
§ 4. Сравнительно-правовой анализ уголовной политики
в сфере оборота криптовалюты 111
§ 4.1. Режим регулирования криптовалюты и уголовная политика
в сфере ее оборота в США 118
§ 4.2. Режим регулирования криптовалюты и уголовная политика в сфере ее оборота в Канаде 153
§ 4.3. Режим регулирования криптовалюты и уголовная политика
в сфере ее оборота в Японии 174
§ 4.4. Режим регулирования криптовалюты и уголовная политика в сфере ее оборота в Израиле 184
§ 5. Оборот криптовалюты в российском праве: границы легитимности 192
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБОРОТА КРИПТОВАЛЮТЫ, ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 203
§ 1. Социальная обусловленность криминализации деяний в сфере оборота и использования криптовалюты 203
§ 2. Криптопреступление: понятие, специфика 222
§ 3. Объект и предмет криптопреступления 244
§ 4. Дифференциация ответственности за преступления, совершаемые в сфере оборота криптовалюты 256
§ 5. Признаки и классификация преступлений, совершаемых в сфере оборота криптовалюты 272
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ДЕЯНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ОБОРОТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ 287
§ 1. Вопросы правовой оценки преступлений, совершаемых в сфере оборота криптовалюты, посягающих на отношения собственности 287
§ 2. Проблемы ответственности за преступления, совершаемые с использованием криптовалюты, в сфере экономической деятельности 307
§ 3. Особенности квалификации преступлений, совершаемых
в отношении криптовалюты, в сфере компьютерной информации 333
ГЛАВА IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБОРОТА КРИПТОВАЛЮТЫ348
§ 1. Основные направления уголовно-правового противодействия
преступлениям в сфере оборота криптовалюты 348
§ 2. Практика и перспективы применения конфискации
криптовалюты как иной меры уголовно-правового характера 356
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 374
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 384
ПРИЛОЖЕНИЕ 442
Приложение 1 442
Приложение 2 460
Приложение 3 464
Приложение 4 466
Приложение 5 471
Актуальность темы исследования. Новейшая политическая, экономическая и инновационная конъюнктура, в условиях которой России приходится отстаивать свои государственные интересы в международных финансовых и информационных процессах, обусловила ее непосредственное участие в цифровых трансформациях общества и права.
Неизменным атрибутом нового цифрового поколения и констатацией эволюции финансовых технологий являются криптовалюты, более десяти лет удерживающие на себе внимание как регуляторов, так и различных слоев общества во всем мире. В то же время инновационный прорыв в экономике обусловил возникновение ряда острых вопросов, связанных с официальным экономическим и правовым статусом криптовалюты и ее использованием в хозяйственной деятельности. Согласно международным отчетам по криптовалютным платежам, на 2022 год Россия занимает восьмое место в рейтинге стран по активности использования криптовалюты гражданами (10,1% населения) , в числе лидеров США, Индия, Пакистан и другие страны, при этом по состоянию на начало 2023 года глобальный общемировой уровень владения криптовалютой составил в среднем 4,2% с более чем 420 миллионами пользователей криптовалюты по всему миру . Согласно ежегодным отчетам о состоянии преступности в сфере оборота криптовалюты, составляемым международной организацией Chainalysis, использование криптовалют растет быстрее, чем когда-либо прежде. По всем криптовалютам, отслеживаемым Chainalysis, общий объем транзакций вырос до 15,8 трлн долларов США в 2021 году, что на 567% больше, чем в 2020 году. Объем незаконных транзакций увеличился на 79%, остальная доля — законное использование криптовалют, что также демонстрирует значительный рост .
В результате в сфере глобальных и стратегических интересов законодательных процессов была определена задача правового регулирования криптовалют и противодействия преступной деятельности в сфере их оборота.
Следует отметить, что темпы развития информационных технологий значительно опережают законодательную базу и ее практическое применение, в связи с чем возникающие проблемы не могут быть решены государством с учетом действующих положений гражданского, уголовного и других отраслей права без научного обоснования необходимости актуализации уголовной политики в сфере оборота криптовалюты и изменения законодательства в соответствии с существующими реалиями.
В сложившейся ситуации представляется актуальным исследование криптовалюты, ее места и роли в регулировании правовых отношений, возникающих в сфере ее оборота, и создание механизмов уголовно-правового противодействия преступлениям, совершаемым с ее использованием или совершаемым в отношении криптовалюты как предмета преступления, а также исследование такого нового вида преступлений как криптопреступления.
Проблема регулирования криптовалюты находится на стыке ряда отраслей права. В связи с этим системный подход к изучению криптовалюты как инновационного явления, находящегося в общей системе правоотношений, представляется наиболее оптимальным. Такой подход позволит выявить новые проблемы в современной науке уголовного права и определить пути их решения.
Следует отметить, что актуализации вышеупомянутой проблемы способствовали два аспекта: социальный и общеправовой. Социальный аспект заключается в том, что темпы развития современных финансовых технологий опережают формирование адекватного отношения общественности и государства к инновациям, и вновь возникающие правоотношения требуют привлечения специалистов как для решения общих теоретических вопросов, так и для решения вопросов правоприменения. Общеправовым аспектом, в свою очередь, является необходимость модернизации правового регулирования проблем, возникающих в связи с социальным аспектом.
Существенное значение уголовного законодательства для предотвращения преступлений, совершенных в сфере оборота криптовалют, также признается международным правом. В частности, 10.01.2020 г. вступила в силу Пятая Директива Европейского союза 2018/843/EU (5AMLD) о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма , принятая 04.05.2018 г. исключительно ради ужесточения борьбы с отмыванием денег, полученных с использованием криптовалют и криптоактивов. Предыдущая версия Директивы 4AMLD 2018 г. не способствовала повышению уровня прозрачности корпоративной и финансовой информации для предотвращения уклонения от уплаты налогов, поскольку существующие правила, согласно которым деятельность в сфере безналичных платежей может быть признана незаконной, были установлены рамочным решением Совета 2001/413/JNA от 28.05.2001 г. и не позволяли адекватно противостоять новым вызовам, связанным с виртуальными валютами и мобильными платежами в Европейском союзе.
Применение децентрализованной системы в финансовом секторе стало лишь вопросом времени. Технологии электронной цифровой подписи развиты и протестированы во всем мире. Стоит отметить, что усиление санкционного давления на Россию стало неофициальным стимулом активизации работы Центрального банка России и государственных институтов по разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля» , поскольку появилась необходимость пресечения оттока капитала и усиление контроля за обращением электронных денежных средств, в том числе конвертируемых в криптовалюту.
Государства, пытающиеся регулировать криптовалюты на основе своей традиционной юрисдикции, столкнулись с новыми вызовами в области трансграничного обмена данными, в то время как международно-правовое регулирование информационных технологий развито недостаточно.
Традиционно регулирование цифровых валют и систем, на которых они работают, относится к валютной и финансовой сферам национального законодательства. В международно-правовом поле действует Целевая группа по финансовым мероприятиям — ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег — Financial Action Task Force, FATF), которая учреждена «G7» (Группой Семи) при участии Европейской комиссии во время Парижской встречи в июле 1989 года .
Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее, закон о ЦФА) не содержит определения криптовалюты. При этом понятие цифровой валюты, предложенное законодателем, гипотетически подразумевает под таковой и криптовалюты (как более широкое значение), однако такой пробел приводит к фрагментации понятий в теории права и на практике. Собственно, как и самому обороту цифровой валюты, в законе о ЦФА обозначена только одна норма (ст. 14), определяющая лишь организацию ее выпуска, обращения и запрет на распространение информации об оферте и (или) акцепте в качестве платежного средства.
Изложенное в законе определение можно отнести к любой информации в информационной системе, которая предлагается или принимается в качестве средства обмена, не обеспечивается никакой из признанных государственных валют и не имеет лица или органа, обязанного осуществить выплату по требованию обладателя информации. Данное определение не содержит привязки к применению криптографии или иной технологии, используемой при функционировании криптовалют и их обороте. Положения закона о ЦФА распространяются на отдельные виды токенов и на цифровые валюты, обеспеченные другими активами.
Относительно новое подмножество криптоактивов — так называемые децентрализованные финансы (DeFi) — экосистема финансовых приложений на базе технологии распределенного реестра (блокчейн), с использованием которых можно получать аналог привычных финансовых услуг, являются новым этапом эволюции криптовалютных технологий, создавая параллельную финансовую систему. Согласно исследованиям, в 2022 году каждый второй мошеннический проект в сфере оборота криптовалюты был связан с DeFi . Операции, осуществляемые с помощью DeFi, включают займы и кредитование, сбережения, инвестиции, деривативы и страхование. DeFi использует цифровые токены, такие как криптовалюты, для всех транзакций в экосистеме. Одним из потенциальных преимуществ DeFi является возможность включения различных участников в финансовую систему, предоставляя пользователям доступ к финансовым услугам без необходимости выполнять обременительные требования.
Кроме того, серьезную озабоченность регулирующих органов вызывает использование стабильных монет («stablecoins» ) — криптоактива, который предназначен для поддержания стабильной рыночной цены. Будучи привязанными к реальным активам, эти монеты избегают значительной волатильности, которая характеризует криптоактивы в целом.
По мнению автора, такие криптоактивы выходят за рамки законодательного понятия «цифровая валюта» и могут быть отнесены к цифровым финансовым активам, но только в случае их обеспечения реальной валютой, золотом или товарами. Однако токены, стейблкоины и типичные криптовалюты, не обеспеченные активами и не удостоверяющие права на какие-либо объекты, остаются за пределами регулирования закона о ЦФА.
Таким образом, необходимость общего концептуального подхода к формированию уголовной политики государства в сфере оборота криптовалюты позволит максимально устранить угрозы экономической безопасности, а также любые другие риски, которые может представлять криптосфера для экономики.
В уголовном законодательстве Российской Федерации экономические проблемы оборота криптовалюты и криптоактивов до настоящего времени не имеют соответствующего самостоятельного обозначения. В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) присутствуют нормы, объектом охраны которых является собственность, экономическая деятельность либо общественная безопасность и общественный порядок. В то же время многочисленные негативные проявления, связанные с оборотом криптовалют и технологии блокчейн, остаются вне рамок не только уголовно¬правового, но и финансового регулирования, поскольку отсутствует единый подход к понятию и содержанию новых информационных экономических процессов у законодателя и у теоретических и практических деятелей. Преступления в сфере оборота криптовалюты имеют высокую латентность, и связано это в первую очередь с тем, что законодательные структуры уголовно¬правовых норм об ответственности за экономические преступления являются весьма размытыми, а потому малоэффективными и не способными противодействовать указанным деяниям.
Помимо разработки и внедрения инструментов и технологий, необходимых для того, чтобы идти в ногу с постоянно меняющейся угрозой, следует обеспечить условия для современной законодательной защиты на национальном уровне. Представляется наиболее правильным создание нового специального объекта права по аналогии с регулированием исключительных прав.
...
В настоящем исследовании в рамках поставленных целей и задач были проанализированы теоретические основы уголовной политики в сфере оборота криптовалюты, исследована юридическая природа криптовалюты как инновационного феномена на основе обширного анализа существующих международно-правовых норм, регламентирующих ее статус и правовой режим регулирования, а также проработаны механизмы уголовно-правового противодействия нарушениям в сфере ее оборота в Российской Федерации.
Рассмотренные теоретические и практические проблемы правоприменения в сфере оборота криптовалют позволили разработать авторский подход к направлениям развития отечественного уголовного законодательства по анализируемым вопросам.
Глобализация и цифровизация общества привнесли в мировую экономику малопрогнозируемые ранее явления и изменили соотношение сил участников финансового рынка, что обусловило происхождение криптовалюты историческими и научно-технологическими аспектами.
Технологии децентрализованных сетей, рост стоимости криптовалют, стремительное включение их в трансграничный финансовый оборот стимулировали становление кардинально новых отношений, где государство уже не играет ключевую роль.
Криптовалюты являются в настоящее время вершиной эволюции денег, при этом не связанных с состоянием государственной экономики и стоимостью традиционных активов, таких как золото, нефть или газ.
Новое поколение цифровой валюты — криптовалюта, создание и оборот которой осуществляется на базе технологии распределенного реестра, показало, что бесконтрольность ее эмиссии, происходящей посредством миллионов компьютеров по всему миру, использующих программу для вычисления алгоритмов, привлекает все больше инвесторов, ежегодно увеличивая ее капитализацию, поставив рекорд темпов роста платежных инструментов за всю историю развития мировой экономики.
Попытки доктринального обоснования различных понятий криптовалюты в России путем рассмотрения ее в системе объектов гражданских прав или введения абсолютно новых дефиниций, на наш взгляд, только замедляют процесс принятия законодательного решения по этому вопросу, а добавление в существующую систему объектов гражданских прав нового объекта породит еще большие споры о свойствах и признаках криптовалют.
Уникальность криптовалюты состоит в том, что она заключает в себе признаки многих объектов гражданских прав, но при этом в полной мере не обладает признаками ни одного из них. Единственно верным решением в этой связи является не расширение существующей системы объектов гражданских прав, а отнесение криптовалюты к уже существующему объекту, а именно к иному имуществу в рамках ст. 128 ГК РФ.
Основными признаками криптовалюты являются децентрализация, анонимность, необеспеченность и неосязаемость, из которых автором формулируется ее понятие как иного имущества (существующего в электронной форме), созданного на основе криптографических методов, использование и оборот которого осуществляется на базе децентрализованной сети. Международно-правовой опыт регулирования криптовалют позволил автору установить, что криптовалюты рассматриваются в качестве денежного средства или валюты; средства платежа или обмена; товара/иного имущества; а также в качестве денежного суррогата.
Позитивная или нейтральная позиции некоторых стран, например, Венесуэлы, Японии, США, Канады, Австралии и части Евросоюза к вопросам законодательного закрепления криптовалютной деятельности определяет будущее криптовалюты в большинстве государств.
Россия в данном аспекте может стать первым государством, принявшим концепцию о правовом регулировании криптовалютных отношений, примерив на себя имеющийся международно-правовой опыт, и на основе его анализа выработать оптимальную законодательную конструкцию, отвечающую новым цифровым и финансово-технологическим реалиям.
В рамках модели уголовно-правового регулирования криптовалютных отношений в России автором предложено три варианта регулирования криптовалюты и криптоактивов:
1. Специальный нормативно-правовой акт.
2. Законодательное ограничение использования криптовалют и криптоактивов.
Анализируя оба варианта определения границ легального оборота криптовалюты и виртуальных активов, автору представляется, что определяющим значением в выборе наиболее подходящего является защита основных институтов гражданского оборота, а соответственно, и защита прав и интересов заинтересованных лиц, в первую очередь правоотношений, подлежащих уголовно-правовой охране.
По мнению автора, правовая концепция регулирования оборота криптовалюты и криптоактивов при дальнейшем расширении и поддержке потенциала цифровых финансов с точки зрения инноваций и конкуренции соответствует приоритетам мировой экономики и приоритетам цифровой эпохи, работающей на благо людей. Выработка единого подхода в определении нормативной базы необходима для развития взаимосвязи гражданских и уголовно-правовых мер противодействия криптопреступности.
На основании исследования международно-правовых норм в сфере оборота криптовалюты и сравнительного анализа уголовного законодательства России и зарубежных стран в работе обозначена современная тенденция в развитии как международного, так и отечественного уголовного законодательства, направленная на систематизацию преступлений в сфере оборота криптовалюты.
Автором определено понятие нового вида преступлений — криптопреступления (криптовалютные преступления), как разновидности киберпреступлений, под которыми следует понимать совокупность преступлений, в которых предметом или средством совершения преступлений является криптовалюта. Такой вид преступности, как экономически мотивированный, так и связанный с иными личными мотивами, нарушает установленный порядок экономической, финансовой и информационной деятельности, в связи с чем криптопреступления однозначно отнести к экономической преступности нельзя.
Криптопреступления, так же как и экономическая преступность посягают на общественные отношения, связанные с нормальным функционированием экономической и финансовой деятельности государства и общества, однако мировая судебная практика показывает, что объекты посягательств криптопреступлений выходят за рамки объекта экономической преступности.
Криптопреступления, так же как и киберпреступления связаны с функционированием компьютерной информации, и деятельность эта осуществляется в виртуальной сети. Вместе с тем природа криптовалюты по своей сути является беспрецедентной, и не может сравниваться с компьютерной информацией, охраняемой законом.
К узким специфическим чертам криптопреступлений можно отнести их транснациональный и вневременной характер. Криптопреступления, в отличие от экономических и компьютерных преступлений, причиняют цифровой ущерб, расследование таких преступлений требует специфических цифровых доказательств и возможно после подключения к соответствующей технологии распределенного реестра, на котором функционирует криптовалюта, и, кроме того, к такого рода преступлениям могут применяться специфические меры уголовно-правового характера, такие как конфискация криптовалюты и обращение ее в доход государства.
Вышеуказанная специфика криптовалюты как предмета (объекта) преступления определяет круг общественных отношений, связанных с ее оборотом, раскрывая взаимосвязь выделяемых нами видов объектов в близкий ряд взаимосвязанных криптопреступлений.
Вся совокупность объектов преступлений, имеющая место в действительности, представляется нам не общим объектом посягательства, а системой, в рамках которой выделяются подсистемы и элементы. Отдельно взятый объект преступления (определенные криптовалютные отношения) выступает как часть системы таких преступлений.
В этой связи общественные отношения, как объект преступлений, совершаемых в сфере оборота криптовалюты, подразделяются автором на три категории:
1) преступления, при совершении которых непосредственно криптовалюта является объектом посягательства (например, ст. 172.2 УК РФ), при этом необходимо отличать случаи, когда криптовалюта выступает в качестве предмета преступления (различные виды ее хищений);
2) преступления, при совершении которых ущерб причиняется объектам уголовно-правовой охраны при использовании криптовалюты как инструмента (средства) совершения преступления (например, ст.ст. 174, 174.1 УК РФ);
3) преступления, при совершении которых производство и (или) оборот криптовалюты являются целью совершения преступления и объектом посягательства выступают иные общественные отношения (например, контрабанда оборудования для майнинга криптовалюты или незаконное использование энергоресурсов в тех же целях).
Следовательно, обоснование общего для всех преступлений, совершаемых в сфере оборота криптовалюты, видового объекта посягательства представляется вполне закономерным, при этом в качестве непосредственного объекта преступления будут выступать конкретные общественные отношения, возникающие вследствие совершения определенных преступных действий.
Таким образом, видовым объектом преступлений, совершаемых в сфере оборота криптовалюты, является совокупность общественных отношений, складывающихся в связи с созданием, использованием и оборотом криптовалюты.
...
1. Директива 2013/50/ EU Европейского парламента и Совета от 22
октября 2013 года, вносящая изменения в Директиву 2004/109/ EC Европейского парламента и Совета о гармонизации требований прозрачности в отношении информации об эмитентах, чьи ценные бумаги допущены к торгам на регулируемом рынке, Директива 2003/71 / EC Европейского парламента и Совета о проспекте ценных бумаг, подлежащем публикации, когда ценные бумаги предлагаются общественности или допускаются к торгам, и Директива Комиссии 2007/14 / EC, устанавливающая подробные правила для реализации определенных положений Директивы 2004/109 / EC [Электронный ресурс]. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=OJ%3AL%3A2013%3A294%3ATOC (дата обращения:
10.11.2022) .
2. Директива 98/26/EC Европейского парламента и Совета от 19 мая 1998 года об окончательности расчетов в системах расчетов по платежам и ценным бумагам [Электронный ресурс]. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/?uri=OJ%3AL%3A1998%3A166%3ATOC (дата обращения:
10.11.2022) .
3. Директива № 2009/110/EC Европейского парламента и Совета от 16 сентября 2009 года о принятии, осуществлении и пруденциальном надзоре за бизнесом учреждений электронных денег, вносящих изменения в Директивы 2005/60 / EC и 2006/48 / EC и отменяющих Директиву 2000/46 / EC [Электронный ресурс]. — URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2009/110/oj (дата обращения: 02.07.2016).
4. Директива № 2014/42/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 3 апреля 2014 года о замораживании и конфискации средств совершения преступлений и доходов от преступлений в Европейском союзе [Электронный ресурс]. — URL: http://data.europa.eu/eli/dir/2014/42/oj (дата обращения: 02.07.2016).
5. Директива №2015/849 Европейского парламента и Совета Европейского союза о предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег или финансирования терроризма, об изменении Регламента (ЕС) 648/2012 Европейского парламента и Совета ЕС и об отмене Директивы 2005/60/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС и Директивы 2006/70/ЕС Европейской комиссии [Электронный ресурс]. — URL: https://eur- lex.europa.eu (дата обращения: 17.11.2017).
6. Директива Европейского союза от 10 января 2020 года №2018/843/EU (5AMLD) о предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма [Электронный ресурс]. — URL: https://eur-lex.europa.eu (дата обращения: 10.06.2021).
7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных договоров. — 2001. — № 3.
8. Конвенция Оорганизации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, Вып. XLVII. — Москва, 1994. — С. 133-157.
9. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Бюллетень международных договоров. — 2006. — № 10. — С. 7-54.
10. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности // Бюллетень международных договоров. — 2005. — № 2. — С. 3-33.
11. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма // Собрание законодательства Российской Федерации. — 19.02.2018. — № 8. — Ст. 1091.
12. Конвенция о киберпреступности (Будапешт, 23 ноября 2001 г.) // Convention on Cybercrime. Budapest, 23.XI.2001. (European Treaty Series - № 185) // Council of Europe. [Electronic data]. — URL: https://rm.coe.int/1680081561 (дата обращения: 01.08.2022).
13. Постановление (ЕС) 2016/794 Европейского парламента и Совета от 11 мая 2016 года об Агентстве Европейского союза по сотрудничеству правоохранительных органов (Европол) и замене и отмене решений Совета 2009/371/ JHA, 2009/934/ JHA, 2009/935/ JHA, 2009/936/ JHA и 2009/968/ JHA [Электронный ресурс]. — URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения: 27.10.2017).
14. Постановление (ЕС) № 236/2012 Европейского парламента и Совета
от 14 марта 2012 года о коротких продажах и некоторых аспектах кредитных дефолтных свопов [Электронный ресурс]. — URL: https://eur-
lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=OJ%3AL%3A2012%3A086%3ATOC (дата обращения: 10.11.2022).
15. Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
...698