ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СООБЩЕСТВ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 24
1.1 Эволюция понятия устойчивость в научных трудах 24
1.2 Устойчивые сообщества на современном этапе развития 37
1.3 Элементы, уровни и субъекты устойчивых сообществ в контексте
институциональной экономики 50
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ СООБЩЕСТВ
США И КНР 66
2.1 Высокая децентрализация систем устойчивых сообществ в США 66
2.2 Особенности создания устойчивых сообществ в КНР, как в государстве с
переходной экономикой 85
2.3 Сравнение устойчивых сообществ в США и КНР 104
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ И НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ
РЕАЛИЗАЦИИ УСТОЙЧИВЫХ СООБЩЕСТВ 118
3.1 Количественная оценка имплементации устойчивых сообществ в США и
КНР 118
3.2 Международная политика ООН в области устойчивых сообществ 139
3.3 Рекомендации по развитию устойчивых сообществ в России для
совершенствования борьбы с изменением климата 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 179
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 183
Актуальность темы исследования. В настоящее время большинство ключевых показателей Целей устойчивого развития (ЦУР) остаются недостигнутыми. ЦУР включают 17 целей, которые были разработаны в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего» . Причинами такого положения являются усиление экологической, а именно природно-климатической, повестки в национальной и международной деятельности стран, а также пандемия коронавирусной инфекции.
Достижение ЦУР стало широкомасштабным глобальным движением, ориентированным на трансформацию мировой экономики. Это приводит к созданию новой системы национального и международного сотрудничества перед лицом новых больших вызовов. Становятся очевидными как необходимость взаимодействия государства и бизнеса, так и государства, бизнеса и общества. Появляются новые уровни взаимодействия, которые отсутствовали на предыдущих этапах реализации ЦУР.
Концепции устойчивости занимают особое место в формировании нового мировоззрения. Их генезис восходит к более ранним моделям развития 1970-х годов, в частности к теориям «пределов роста» (limits of growth) и «устойчивого роста» (sustainable growth). Таким образом, этимологически термин «устойчивые сообщества» происходит из связанных дискурсов «устойчивости» и «устойчивого развития», которые получили широкое распространение среди местных, национальных и международных политиков в неправительственных организаций (НПО), начиная с конца 1980-х годов. Первоначально, этот термин был связан c экологическим проблемам, затем был применен к городам, а в последствие к странам. Данный термин является эволюционным, на сегодняшний день он превратился в «sustainable community». Его широко используют в международной практике, в том числе, в стандартах и декларациях.
Так, существует международный стандарт ISO 37120 - Sustainable cities and communities. Данный стандарт также переведен на русский язык: ГОСТ Р ИСО 37120-2015 - Устойчивое развитие сообщества .
Важно отметить, что Цель 11 звучит на английском языке как: «Sustainable cities and communities», где под «Sustainable communities» понимаются различные населенные пункты, обладающие инклюзивными, безопасными, жизнестойкими и устойчивыми системами жизнедеятельности. Определение охватывает меры общего устойчивого жилищного строительства и урбанизации, а также другие более конкретные меры по транспортной системе, культурному и природному наследию, сокращению человеческих потерь и потерь от экологических бедствий.
В данной работе повышение устойчивости сообществ к изменениям климата рассматривалось в рамках задачи 11.5 «Сокращение ущерба от природных бедствий», ЦУР 11 «Sustainable cities and communities».
Риски для устойчивости экономики в контексте изменения климата, которые заключаются в повышении разрушительной мощи и частоты стихийных бедствий высоко оцениваются на международном уровне. Так, Группа по устойчивому развитию ООН в августе 2020 года опубликовала обучающий модуль по включению мер по снижению риска бедствий и адаптации к изменению климата в Рамочную программу ООН по сотрудничеству в области устойчивого развития . Данный модуль включает оценку экономической составляющей имплементации, мониторинга программ по снижению риска бедствий в контексте изменения климата. Причем данная работа ориентирована на сообщества в контексте инициативы «Leaving No One Behind» («Не оставлять никого в стороне»). На национальном уровне реализация данной политики можно отследить на примере США. Административно-бюджетное управление администрации президента США в начале 2022 года выпустили «Воздействие климатического риска: оценка финансовых рисков Федерального правительства,
связанных с изменением климата». В данном документе также уделяется особое внимание устойчивым сообществам .
Необходимо обратить внимание на то, что устойчивые сообщества не являются лишь муниципальными образованиями на местном уровне. Например, политолог Портни К. утверждает, что: «Устойчивые сообщества представляют широкий спектр территорий, к ним могут относиться местные муниципалитеты, города, макрорегионы, или же территории, которые разделены географическими естественными преградами, например, водоразделами» .
Таким образом, эволюцию термина «устойчивое сообщество» можно представить в виде Рисунка 1.
"Устойчивые сообщества"
"Sustainable Communities" в
контексте Декларации
тысячелетия ООН и
развития плана ООН для
достижения лучшего и
более устойчивого общества
для всех - "Цели
устойчивого развития"
"Sustainable Development
Goals", 2000 - наст. время.
Рисунок 1 - Эволюционное происхождение понятия «устойчивые сообщества». Источник: разработано автором.
«Зеленая» экономика, углеродная нейтральность и комплексный подход к устойчивости становятся ключевыми парадигмами современного
международного сотрудничества. Важным моментом для России является подготовка к климатическим изменениям и последствиям, которые активно происходят в северном полушарии и повышают частоту природных катаклизмов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р утвержден Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года . Это позволяет оценивать трансформационные процессы, происходящие на международной арене и приводящие к развитию комплексного подхода в реализации устойчивости крайне актуальными для изучения в нашей стране. Исследования механизмов формирования и деятельности устойчивых сообщества США и КНР могут применятся как для реализации на международной арене, так и с точки зрения применения опыта зарубежных стран при составлении отечественных стратегий устойчивого развития.
В отечественной науке существует ряд терминологических и смысловых противоречий в области идентификации термина «устойчивые сообщества». Это подтверждается отсутствием корректного перевода данного термина в стандарте ГОСТ Р ИСО 37120-2015 - Устойчивое развитие сообщества, а также ЦУР 11. Все это приводит к недопониманию в научной среде, вызывает сложности в имплементации международных инициатив, а также в проведении оценки результатов соответствующей деятельности.
Кроме того, актуальность данной работы связана с отсутствием полноценной оценки деятельности зарубежных стран в области развития устойчивых сообществ, что вызвано как терминологическими проблемами, так и отсутствием методики оценки.
Сравнение устойчивых сообществ в США и КНР представляет особый интерес ввиду кардинально различной институциональной системы данных государств. В процессе такого сравнения противоположных систем можно не только особенно очевидно увидеть положительные моменты формирования устойчивых сообществ, но также наиболее наглядно выделить вариативность подходов к реализации устойчивых сообществ в рамках различных институциональных моделей; более полно описать лучшие практики; отследить влияние государственного устройства на процесс развития устойчивых сообществ.
Несмотря на то, что обе страны не являются лидерами существующих международных рейтингов устойчивого развития, США и КНР, являясь безусловными экономическими лидерами значительно влияют на всемирный успех достижения ЦУР в будущем. Анализ и сопоставление их стратегий устойчивого развития заслуживает внимания для осуществления национальных стратегий.
Наконец, создание модели имплементации устойчивых сообществ для России могло бы способствовать реализации второго и последующего этапов национального плана адаптации к изменениям климата.
Степень научной разработанности проблемы. Зарубежный и отечественный подходы к изучению понятия устойчивость имеют некоторые методологические отличия. Так, среди зарубежных исследователей большое количество научных работ посвящено сравнению инженерной и экологической устойчивости. Данные работы выполнены в контексте определения терминологических рамок применимых к понятию устойчивости сообществ людей. Среди таких ученых следует отметить: Д. Милети, Ф. Х. Норрис, Гуй-Сянь Ляо, Ф. Беркеш, У. Н. Адгер, Б. Уолкер, М. Шеффер, М. Гудман, Дж. Ф. Брюно, К. С. Холлинг. В каждой работе автор по-своему трактует понятие устойчивости в контексте человеческого сообщества, выходя за рамки стандарта ИСО 37120-2015. Широта взглядов в отношении данного понятия переносится на сопредельные сферы устойчивого развития и приводит к появлению спорных моментов при реализации программ устойчивости. При написании данной работы были изучены труды зарубежных экономистов, изучающих вопрос в контексте природно¬климатических изменений, такие как: нобелевский лауреат У. Нордхаус, П. Ромер, Дж. Нил, С. Сян, Р.Э. Копп, Ха Чжун Чанг и др. В работе широко используется метод институционального анализа, развитие которого обязано работам: Д. Норта, О. Уильямсона, Т. Эггертссона, Э.Г. Фуруботна, Р. Рихтера, Р. Коуза, В.М. Полтеровича, А.Е. Шаститко, В.С. Лисина, А.А. Аузана.
В отечественной науке исследования лежат в более прикладной плоскости, где устойчивость описывается с помощью математической теории: А.М. Ляпунов, И.Г. Четаев, И.Г. Малкин, Н.Н. Красовский, А.М. Летов. В данных работах устойчивость рассматривается как чисто инженерное понятие. Другие исследователи изучают данный вопрос с точки зрения науки экологии, как свойство различных экосистем, например, Е.Я. Власова, И.Байджанова, Л.П. Бакуменко, Ю.М. Свирежев, Д.О. Логофет. Отдельная группа исследователей занимается понятием устойчивости с точки зрения региональных систем: С.Н. Бобылев, А.П. Кузнецов, Р.Ю. Селеменков, В.Г. Плющиков. Ими исследуются вопросы управления и эффективности регионов России. В области изучения смежных наук, таких как природно-экологический аспект и экономика, тренды в мировой экономике и др. были изучены работы следующих отечественных ученых: Б. Н. Порфирьева, А.Н. Илларионова, В.М. Катцова, Е.Б. Завьяловой, И.В. Макарова, Е.Г. Попковой, Л.М. Капицы, А.С. Булатова и др.
Несмотря на наличие в каждой работе индивидуальной авторской позиции, в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых недостаточно глубоко исследованы экономические тренды в области устойчивого развития. Именно игнорирование данного компонента приводит к неутихающим спорам в научной среде относительно смысловой составляющей данного термина. Отсутствуют работы, посвященные анализу систем устойчивости отдельных государств, что видится нам крайне важным в контексте меняющихся международных реалий. В то же время в России приняты Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» , Климатическая доктрина Российской Федерации , Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» . Эти документы свидетельствуют о высокой актуальности данной проблематики в свете энергетического кризиса и глобального потепления.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является совершенствование методики формирования устойчивых сообществ в контексте изменения климата.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- систематизировать отечественные и зарубежные подходы в области изучения устойчивых сообществ (муниципальных образований, городов, стран);
- обосновать методический базис изучения экономической компоненты устойчивых сообществ в контексте изменения климата, соответствующую современным тенденциями в рамках теоретических изысканий различный научных школ;
- проанализировать уровни и субъекты устойчивых сообществ, а также исследовать институты: органы (учреждения), программы, национальные и международные стратегии развития и сотрудничества выбранных для анализа государств и структуры ООН;
- произвести количественную оценку экономической трансформации устойчивых сообществ в США и КНР;
- смоделировать характеристические черты успешной имплементации устойчивых сообществ для реализации в практической деятельности стратегий устойчивости.
Объектом исследования являются устойчивые сообщества США и КНР как основа устойчивого развития.
Предмет исследования - экологические, социальные и экономические аспекты устойчивых сообществ США и КНР в контексте изменения климата.
Временные рамки исследования: вторая половина ХХ века (начиная с 1970 годов) - настоящее время.
Теоретическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам устойчивого развития, теории устойчивости, природно-климатических катастроф и изменений климата, а также прикладные работы практиков в данной области.
Методологической основой исследования являются общие методы научного познания: сравнение, анализ, синтез, дедукция, индукция, а также специальные методы научного познания: функциональный и ситуационный подход, метод экспертных оценок, исторический анализ. В данной работе используется метод институционального анализа для исследования субъектов и объектов устойчивых сообществ и укорененных связей между ними. Так как институциональный анализ один из основных методов в использованной работе, то нами рассматриваются институты, связанные с природно-климатическим развитием, которое особенно важно в контексте устойчивых сообществ.
...
Подводя итог данному исследованию, соотнесем основные результаты с поставленными целями в начале нашей работы.
Систематизированы отечественные и зарубежные подходы в области изучения устойчивых сообществ, в результате чего было выявлено, что существуют спорные аспекты в научных подходах зарубежных и отечественных ученых в области устойчивости сообществ, используемых в качестве основы терминологической базы, в том числе в международных стандартах, а также при составлении различных стратегий и программ устойчивого развития сообществ. По нашему мнению, следует дополнить термин «устойчивые сообщества», под которым следует понимать группу людей, проживающую на определенной территории со сформированными органами власти, которая соблюдает цели устойчивого развития в качестве основополагающих принципов деятельности, а также имеет потенциал для адаптации к внешним воздействиям или сохранению без изменений текущего состояния в случае влияния неблагоприятных факторов.
Введены категории субъектов устойчивых сообществ в контексте зеленой экономики и изменения климата (правительства, частные компании, неправительственные организации (НПО) и фонды), определены основные функции - планирование, имплементация и обучение. Обозначены уровни деятельности субъектов - национальный и макрорегиональный.
В рамках теоретических изысканий различный научных школ разработаны методические основания изучения экономической компоненты устойчивых сообществ в контексте изменения климата, соответствующую современным тенденциям. Идентифицированы этапы эволюции понятия устойчивость в зарубежной науке. Обоснована методическая база исследования, которая базируется на теории устойчивости: экологическая устойчивость, инженерная устойчивость; экономических науках: институциональная экономическая теория, поведенческая экономическая теория; социологических науках: чикагская школа социологии, экосоциология; психологических науках: гуманистическая
психология; междисциплинарных исследованиях: общая теория систем.
Введены категории субъектов устойчивых сообществ в контексте зеленой экономики и изменения климата (правительства, частные компании, неправительственные организации (НПО) и фонды), выделены основные функции - планирование, имплементация и обучение. Выделены уровни деятельности субъектов - национальный и макрорегиональный. Все вышеуказанные терминологические особенности могли бы послужить повышению систематизации в изучении устойчивых сообществ в России, устранить неточности в интерпретации зарубежных практик.
В результате сравнительного анализа экономической деятельности по реализации устойчивых сообществ в контексте в США и КНР выделены следующие особенности: подход США подразумевает высокую децентрализацию, передачу инициатив на места, с высокой долей привлечения частных компаний и НПО, особенно в определенные сферы, такие как: образовательная деятельность, а также реализация проектов на макрорегиональном уровне. Упор сделан на предотвращение природных катастроф, финансирование в страховую деятельность, которая подразумевает превентивные меры снижения риска бедствий; а также построение устойчивых сообществ с точки зрения индивидуальной готовности и высокой самоорганизации каждого члена сообщества.
КНР является лидером среди развивающихся экономик, стремится стать проводником устойчивого развития на территории Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и среди стран, расположенных вдоль «Шелкового пути», подчеркивая важность зеленого финансирования в данном макрорегиональном проекте. Однако внутри страны существует целый ряд задач, требующих незамедлительного решения. Трудности при реализации проектов устойчивых сообществ возникают из-за переходного характера экономики, большой дифференциации в экономическом и социально-культурном плане между городом и деревней, отсутствия институциональной базы, превалирующей роли государства во всех сферах китайского общества. Тем не менее, КНР показывает значительные успехи в реализации проектов ЦУР, что объясняется высоким уровнем сотрудничества по данному вопросу с соответствующими структурами ООН, колоссальными инвестициями.
В ходе институционального анализа уровней и субъектов устойчивых сообществ было установлено, что существенными параметрами устойчивых сообществ являются:
- Функции и полномочия основных субъектов; распределение сфер деятельности между ними;
- Практика государственно-частного партнерства и делегирования обязанностей на места;
- Вовлечение местного населения в реализацию устойчивых сообществ, с учетом экономико-политических и социальных особенностей государств и их влияние на имплементацию ЦУР;
- Деятельность государств на международном уровне.
Для повышения наглядности результатов были использованы показатели смертности от различных природных чрезвычайных ситуаций. Отмечены общие черты, связанные с высокой вовлеченностью государств во все сферы имплементации устойчивых сообществ, а также постепенным объединением экономической проблематики с задачами борьбы с природно-климатическими катастрофами и изменениями климата. Изученные страны уделяют повышенное внимание проблемам изменения климата и пытаются контролировать выбросы углерода. Сотрудничество в контексте «зеленой экономики» становится все более важной составляющей международной повестки США и КНР. В данном направлении страны активно используют механизмы межправительственных организаций, собственных международных инициатив, интеграционных объединений и партнерство с ООН.
Количественный анализ реализации экономической трансформации устойчивых сообществ США и КНР показал, что страны обладают уникальными особенностями, а также общими закономерностями и тенденциями в области реализации проектов устойчивых сообществ. Для повышения наглядности результатов анализа была составлена количественная оценка имплементации устойчивых сообществ в контексте «зеленой экономики» и изменения климата вышеописанными странами. Для этого использовались данные об экономическом ущербе, а также оценена бюджетная политика, проводимая каждой страной в данном направлении, как на основе бюджетных показателей отдельных ведомств, так и количества гуманитарной помощи и макрорегиональных инвестиций.
В ходе данного исследования было выявлено, что наиболее активную финансовую политику на международном уровне ведут США, выделяя наибольшее количество средств и являясь, по сути, донором 1/3 всех международных инвестиций в программы устойчивости. КНР имеет внушительный национальный бюджет в области защиты от чрезвычайных ситуаций и «зеленых» проектов, результаты данных финансовых инвестиций все еще не так очевидны в контексте жертв и материального ущерба, которые превышает США. Это связано с тем, что страна находится в процессе развития институтов борьбы с чрезвычайными ситуациями и экологическими проблемами, такими как Министерство чрезвычайных ситуаций КНР и Министерство экологии и окружающей среды КНР. Все это дает надежду, что уже в ближайшем будущем в КНР произойдут кардинальные изменения.
Создана модель успешной имплементации устойчивых сообществ для реализации в стратегиях устойчивости. Установлено, что на современном этапе ООН играет ключевую роль как международный и наднациональный орган продвижения стратегии устойчивого развития, а также стратегии включения проблематики «зеленой экономики», природно-климатических катастроф в ЦУР.
Практические рекомендации по реализации стратегий международного сотрудничества России в контексте новых глобальных тенденций развития «зеленой экономики» и повышения внимания к реализации ЦУР, а также изменениям климата, заключаются в применении положительных практик высокой децентрализации, когда инициатива направлена «по восходящей» от местных сообществ к «центру».
На международном уровне реализация проектов устойчивых сообществ является современным эффективным механизмом взаимодействия. Развитие повестки ЦУР в рамках ЕАЭС позволило бы задействовать новые, перспективные механизмы взаимодействия. Расширить горизонты международного сотрудничества можно не только в рамках экономических, но и экологических, социальных инициатив. К таким механизмам можно отнести повышение уровня регистрации нефинансовой отчетности компаний и др., применение практики к региональным и мультинациональным корпорациям.
Кроме того, видится полезным разработка национальной системы индикаторов измерения устойчивого развития. В настоящее время уже существует ряд инициатив, направленных на унификацию национальной и международной системы оценки достижений в области борьбы с изменениями климата. Например, разработка терминологии и индикаторов прогресса в области реализации Сендайской рамочной программы по уменьшению риска бедствий на 2015-2030 годы. Кроме того, оценку устойчивости сообществ можно проводить на основе внедрения международных методологий, например, DPSIR.
Россия, обладающая огромной территорией имеет большое количество трансграничных рек. Опасные ЧС, произошедшие на территории другой страны, вследствие изменения климата, могут привести к трансграничному загрязнению рек, быть крайне опасными для местных сообществ. В настоящее время практически отсутствуют механизмы взаимодействия в этом направлении, за исключением инициативы с Республикой Беларусь по трансграничному мониторингу Днепра. Однако наибольшее количество опасных объектов находится на приграничных территориях КНР. Все это создает прямую угрозу устойчивости сообществ вследствие изменения климата.
Решение данной проблемы может открывать целый ряд возможностей для международного сотрудничества. Повестка дня может включать совместные программы мониторинга трансграничных водных объектов по бассейнам рек, изучение качества и состояния поверхностных и подземных трансграничных вод, развитие трансграничной инфраструктуры и др. Все это позволит создавать устойчивые сообщества на макрорегиональном уровне.
Частный бизнес может выступать в качестве связующего звена между местными устойчивыми сообществами и государством. Очень полезна практика активного участия частного бизнеса зарубежных стран в повышении осведомленности населения о проблемах изменения климата, а также о способах защитить себя во время стихийных бедствий. Местным бизнес, а также крупные национальные компании могут выступать с различными инициативами. Данные инициативы также могут послужить хорошей базой для создания ГЧП, так как имеют ярко выраженную социальную направленность и решают различные задачи. К таким задачам можно отнести: проведение конференций для специалистов с целью обсуждения ключевых вопросов, касающихся реализации планов устойчивых сообществ, борьбы со стихийными бедствиями и изменениями климата.
В сфере обучения частный сектор может проводит тренинги и семинары, игры, викторины и онлайн информационные бюллетени, в которых основное внимание может быть уделено составлению семейного плана действий на случай стихийных бедствий, созданию набора для стихийных бедствий, инвентаризации имущества и осмотру дома.
Государственно-частное партнерство очень важный элемент в реализации устойчивых сообществ как внутри страны, так и за рубежом. На местном уровне необходимо уделять внимание развитию межотраслевых, и междисциплинарных партнерств для выявления и устранение пробелов в устойчивости. Привлечение частных инвесторов направлено также на финансирование не только национальных проектов, но и инфраструктурного развития за рубежом.
Акцент может быть сделан на «операционализации» устойчивости с использованием грантовых средств, например, в рамка отечественной инициативы «Безопасных город» и других федеральных ресурсов, в том числе предоставление федеральных «стартовых денег» региональным представителям. Государственно-частное партнерство и региональные инициативы должны быть направлены на повышение устойчивости взаимозависимой инфраструктуры, а также целостной устойчивости. Например, вызывает опасение взаимозависимость трансграничной инфраструктуры и потенциальные экономические последствий. Можно сделать вывод, что деятельность частных компаний должна хорошо согласовываться с государственной политикой, хотя и не являться ее прямым продолжением.
Связующим звеном между правительством и частным сектором могут выступать различные фонды, волонтерские организации. Построение стратегического партнерства - это ключевой подход данных организаций. Работа таких организаций должна быть направлена на привлечение участников для системы построения устойчивых сообществ: от частного сектора, до
правительства и гражданского общества.
Данные организации могут принимать активное участие в разработке образовательных программ, которые призваны знакомить население с новейшими прикладными технологиями в области устойчивого развития. Кроме того, они могут составлять подробные описания передовых практик по укреплению жилищ и повышению устойчивости к стихийным бедствиям. Инструменты программ могут включать курсы обучения в классе, печатные материалы, полевые руководства, компакт-диски, интерактивные онлайн-инструменты, бесплатную техническую помощь по горячей линии и др.
...
1. Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».
2. Указ Президента Российской Федерации от 4 октября 2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов».
3. Климатическая доктрина Российской Федерации. Распоряжение Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп.
4. Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 года №3183-р.
5. ГОСТ Р ИСО 37120-2015: Устойчивое развитие сообщества. Дата введения 1 февраля 2016 года.
6. ГОСТ Р 22.0.12 - 2015/ ИСО 22300: 2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Дата введения 1 апреля 2016 года.
7. America’s Water Infrastructure Act of 2018. US EPA.
8. ISO 37120 - Sustainable cities and communities. Publication date: July 2018.
9. m^TOWm. ШШ2017Ж 10Я 7 р^^Т^ЛШЙ^Ж^. Ж—ЖЖ1Т. [Положение Китайской Народной Республики о природных заповедниках. Согласно Решению Государственного совета о внесении изменений в некоторые административные правила от 7 октября 2017 г. Вторая поправка.]
10. ВЖЙ^^Ш^Й^^ЖЖ. Н^Ш (2016) 25 Ж.[ Национальный план оказания помощи при стихийных бедствиях, Письмо Г осударственного ведомства (2016 г.) № 25.]
11. Н^Н B£^W£T# «» ж в^м #Ж< Ш ^U£&&ft
2021 3 Я 15 0 . [Национальное агентство международного развития
сотрудничества. Меры по квалификации подразделений консультационных услуг для проектов иностранной помощи от 15 марта 2021 г.]
Монографии
12. Апанович, М., Галищева, Н., Дегтерев, Д. Индикаторы мирового развития: монография / коллектив авторов; под редакцией Л.М. Капицы. - 3-е изд., - М.: КНОРУС, 2021. - 556 с.
13. Аузан, А. Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь. -М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014. - 160с.
14. Коуз, Р. Очерки об экономической науке и экономистах. - М.: Издательство Института Гайдара, 2015. - 288 с.
15. Кузнецов А., Селименков Р. Устойчивое развитие региона. - Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2015. - 136 с.
...160