Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние вербальных и невербальных составляющих на восприятие креолизованного текста

Работа №179360

Тип работы

Диссертация

Предмет

филология

Объем работы215
Год сдачи2021
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические обоснования изучения креолизованных текстов 19
1.1. Изучение образов сознания до начала ХХ в 19
1.2. Образы сознания с точки зрения современной философии....39
1.3. Образы сознания с точки зрения психологии 51
1.4. Образы сознания с точки зрения когнитивных наук 68
1.5. Образы сознания с точки зрения нейронаук 81
1.6. Креолизованные тексты с точки зрения лингвистики 92
Выводы по Главе 1 97
Глава 2. Исследование оценок креолизованных текстов по
отдельным факторным структурам 99
2.1. Описание эксперимента 101
2.2. Экспериментальный материал 103
2.3. Процедура эксперимента 108
2.4. Результаты эксперимента 111
2.4.1. Анализ оценок объектов в группе «Тексты» 141
2.4.2. Анализ оценок объектов в группах «Мужчины» и
«Женщины»: 150
2.4.3. Анализ оценок объектов в группах текстов «Портреты» и
«Фотографии»: 167
Выводы по Главе 2 183
Заключение 186
Литература 192
Приложения 226


Диссертационное исследование посвящено изучению влияния вербальных и невербальных (в данном случае исследуется влияние только одного их вида, а именно - иконических) составляющих при формировании образов восприятия, образов воспоминания и образов представления креолизованного текста.
Креолизованными текстами (КТ) называются вербальные тексты, сопровождаемые невербальными компонентами (в данном случае иллюстрацией) [345]. На данный момент креолизованные тексты активно задействованы во многих сферах повседневной и профессиональной деятельности. Необходимо принимать во внимание, что за последние годы появились новые виды СМИ, в частности интернет-СМИ, что привело к изменению требований к представлению информации. Это спровоцировало закономерные преобразования в печатных и электронных СМИ: увеличение степени визуализации контента, рост числа креолизованных текстов. Анализу креолизованных текстов посвящено множество научных и научно-популярных работ, а актуальность и важность их исследования не подвергается сомнению.
Необходимо отметить, что любое речевое высказывание в устной и письменной форме может рассматриваться как креолизованное поскольку оно содержит вербальные и невербальные (паралингвистические) компоненты. Это касается как устных, так и письменных высказываний: в первом случае под невербальными компонентами подразумеваются, например, жесты, поза, мимика говорящего, которые сопровождают высказывание. В случае с письменными текстами, подразумеваются как изображения, видео и другие мультимедийные материалы, сопровождающие текст, так и визуальные компоненты печатного текста (шрифт, кегль и пр.). Паралингвистические компоненты призваны привлечь внимание реципиента, при этом полное понимание и извлечение всей информации из креолизованного текста становится невозможным без их расшифровки и понимания.
Необходимо отметить, что в ходе восприятия креолизованного текста, как и в случае с остальными предметами, в сознании человека формируется образ воспринимаемого объекта. Образ представляет собой «результат преобразования объекта в сознании человека, способ осмыслен ия действительности» [186].
Степень разработанности проблемы. Изучение формирования образов сознания в речевой коммуникации происходит в рамках отдельных научных направлений: психолингвистики, психологии, когнитивных наук, философии и нейронаук. Данной проблемой занимались психолингвисты: А.А. Леонтьев, Е.Ф. Тарасов, И.В. Вашунина; философы: Д. Чалмерс, М.К. Мамардашвилли, Д.И. Дубровский, Г. Райл, С. Крипке, Д. Деннетт, Д. Сёрл, Р. Пенроуз, Х. Патнэм; психологи: К. Марбе, О. Кюльпе, В. Вундт, Э. Титченер, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р. Финке, А. Пэйвио; специалисты по когнитивным наукам: Дж. Брунер, Г. Яхода, Д. Кэмпбелл, М. Коул, О. Клайнеберг, Ф. Варела, Э. Томпсон, Э. Рош; эксперты в области нейронаук: А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина, К. Кох, С. Косслин и многие другие отечественные и зарубежные специалисты в указанных областях.
Следует отметить, что наибольшим потенциалом для понимания сознания и лежащих в его основе механизмов играет философия и психология, в то время как достижения когнитивных наук (поскольку в рамках когнитивных наук деятельность сознания исследуется с механистических позиций) на данный момент обладают ограниченным потенциалом для изучения сознания или же бывают полезны только в частных случаях, например, при работе с речевыми афазиями или нарушениями работы мозга. Необходимо также сказать, что большую роль в изучении сознания играют междисциплинарные исследования, и возможно, что решение многих проблем можно будет найти на стыке наук, в частности в таких отраслях, как психолингвистика.
Создание образа сознания при помощи креолизованного текста происходит на базе процессов функционирования образов восприятия, воспоминания и представления. В то же время интегрированный образ содержания КТ отличается от каждого из формирующих его компонентов в отдельности. Небезызвестно, что вербальный текст и подкрепленная иллюстрация помогает трансформировать восприятие заложенного в него смысла. Еще в начале ХХ века С. Эйзенштейн открыл закон кадра, объясняющий происхождение коннотационных связей между объектами, находящимися в сменяющих друг друга кадрах.
КТ как объект исследования появился сравнительно недавно. Стоит отметить, что на данный момент систематический анализ влияния на восприятие текста значимых характеристик его вербальной и невербальной (иконической) составляющих отсутствует. В диссертации производится попытка установления закономерностей при создании образов восприятия, воспоминания и представления КТ. Для этого проводится исследование КТ, состоящих из изображений разных стилей и вербальных текстов, описывающих данные изображения и присутствующие на них объекты.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью экспериментального изучения закономерностей индивидуального и массового восприятия публикуемых в СМИ КТ с опорой на образы восприятия, воспоминания и представления, выявления их смыслового потенциала, их влияния на аудиторию. Феномен креолизации трактуется предельно широко с учетом не только внешнего тексту изображения, но и всех аспектов собственного оформления текста. Кроме того, целесообразно исходить из представления, что любое речевое сообщение обладает определенной степенью креолизованности.
Объект исследования - креолизованные тексты в процессе их восприятия, состоящие из визуальных и вербальных элементов КТ, которые фиксируются в ходе эксперимента при помощи коннотативных значений слов КТ, в свою очередь, оцениваемых при помощи психологических методов.
Предметом исследования явились закономерности формирования образов сознания (образов восприятия, образов воспоминания и образов представления) в процессе восприятия КТ в зависимости от характеристик вербальной и невербальной (иконической) составляющих креолизованных текстов, использованных при их формировании.
В основу гипотезы исследования легло следующее предположение: лежащие в основе совокупного понимания текста элементы (образы восприятия, воспоминания и представления) в КТ получают более дискретную выразительную реализацию, что позволяет с достаточной эффективностью проводить их выявление и изучение экспериментальным путем.
Целью исследования стало выявление и анализ значимых смысловых корреляций вербальной и невербальной составляющих креолизованного текста, раскрывающихся в образах восприятия, воспоминания и представления в динамике их эффективного коммуникативного развертывания от невербальной части к вербальной или наоборот. Исследование направлено на решение проблемы описания содержания КТ в части фиксируемых коннотативных значений, выявляемых в ходе эксперимента по набору оценочных шкал. Для реализации цели исследования необходимо решить ряд частных задач:
1. Провести критический обзор имеющихся работ, в которых затрагивается проблема восприятия креолизованного текста.
2. Определить элементы восприятия КТ в форме образов сознания.
3. Продумать структуру психолингвистического эксперимента по направленности, этапам и внутренним взаимосвязям его составляющих.
4. Выбрать иллюстративный материал, предъявляемый в роли стимула для его последующей вербальной интерпретации респондентами в ходе свободного ассоциативного эксперимента.
5. Обобщить по частотности вербальных характеристик результаты первого (интерпретативного) этапа эксперимента. Провести градацию последних по шкале оценок.
6. На базе результатов первого этапа эксперимента провести вторую (моделирующую) часть эксперимента, обобщить и проанализировать ее результаты. Типологизировать характерные модели КТ с точки зрения внутренних (смысловых) корреляций между их вербальными и невербальными составляющими.
7. Провести выборочную дифференциацию элементов восприятия КТ (образы восприятия, воспоминания и представления). Определить характерные зависимости между вербальной и невербальной частями КТ по результатам эксперимента. Соотнести их с принятыми шкалами оценок.
Методы и материал исследования. На основе принимаемых теоретических положений и гипотезы исследования в работе использовались методы дефиниционно-семантического, компонентного и ситуационного анализа. Помимо этого, применялись элементы смысловой интерпретации и семиотического анализа. В основу исследования был положен психолингвистический эксперимент, направленный на выявление и частичную дифференциацию элементов восприятия КТ. Структура эксперимента в своей эмпирической части включала два этапа. Первый (интерпретационный) проводился по методу свободного ассоциативного эксперимента с первой группой испытуемых для выявления вербальных реакций испытуемых на предъявляемые им иллюстративные стимулы. По результатам первого этапа эксперимента составлялись оценочные шкалы вербальных характеристик стимульных изображений. Второй (моделирующий) этап эксперимента заключался в анкетировании второй группы респондентов на предмет смысловой координации вербально-оценочных и изобразительных стимулов в рамках единого КТ в процессе его перцептивного моделирования от невербальной части к вербальной или от вербальной части к невербальной. Теоретическая часть исследования была направлена на подготовку материалов эксперимента и всестороннюю обработку его результатов. При обработке данных эксперимента, помимо указанных выше лингвистических методов, применялся статистический метод. В эксперименте участвовали 200 человек: 20 в моделирующем этапе эксперимента, 180 в интерпретационном этапе. В качестве исходного материала испытуемым предъявлялись четыре стимульных изображения (фотографии и портреты людей). По подробным вербальным характеристикам стимульных изображений составлялись оценочные шкалы, на базе которых составлялись анкеты, используемые на втором этапе эксперимента. По результатам первого этапа эксперимента объем вербальной части составил около 1000 вербальных реакций (оценочных характеристик предъявляемых стимульных изображений). По результатам второго этапа эксперимента было выявлено и использовано более 16 000 реакций, раскрывающих смысловую взаимосвязь вербально-оценочных характеристик и соотносительного изображения в рамках моделируемого КТ. Полученный объем эмпирического материала позволил с достаточной точностью выявлять и анализировать характерные элементы восприятия КТ.
Научная новизна. Впервые разработана экспериментальная психолингвистическая методика выявления смысловых особенностей образов сознания, участвующих в восприятии креолизованного текста в зависимости от соотношения характеристик вербальной и невербальной (иконической) составляющих. Впервые на основе выделяемых образов сознания раскрываются аспекты перцептивного моделирования КТ в процессе его смыслового восприятия. Впервые постулируются взаимодополнительные отношения вербальной и невербальной частей КТ и их внутренняя интерпретационная взаимозависимость (перспектива смысловой интерпретации одной части креолизованного текста через другую). В ходе исследования были выявлены параметры изображения, которые в силу формальных признаков могут дополнять содержание вербального текста и воздействовать на образы сознания, создаваемые при помощи КТ. Результатом проведенной работы явилось определение закономерностей воздействия конкретных параметров изображения на образы сознания, сформированные при помощи КТ.
Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшем развитии методов психолингвистического анализа процессов восприятия текста на материале КТ. Обоснована эксплицитная интерпретационная репрезентативность КТ в сравнении с обычными видами вербального текста, позволяющая с большей точностью путем психолингвистического эксперимента выявлять элементы интерпретации текста по принципу перцептивного моделирования. Доказана возможность усиления смыслового воздействия КТ на основе изменения принципов взаимосвязи его вербальной и невербальной (иконической) частей.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данных настоящего исследования при изучении процессов восприятия информации на базе других типов текстов, а также в создании иллюстраций для текстов. Материалы исследования могут найти применение в учебном процессе при обучении методам интерпретации текста и/или других речевых единиц, в преподавании лингвостилистики, лингвистики текста, выявлении смысловых корреляций в переводе. Результаты исследования могут послужить основанием для проведения новых, более масштабных психолингвистических экспериментов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Восприятие КТ в форме образов сознания включает следующие
элементы: сенсорные и перцептивные образы сознания, на основе которых формируются образы восприятия, воспоминания,
представления.
2. Интерпретация КТ обостряется за счет контаминации его вербальной и невербальной (иконической) частей. При этом ключевую роль в восприятии креолизованного текста играет его вербальная часть, в то время как невербальная носит дополнительный характер. За оппозицией вербальной и невербальной частей КТ стоит оппозиция предметной семантики и смысла.
3. Оптимальный алгоритм психолингвистического анализа влияния вербальных и невербальных составляющих на восприятие креолизованного текста представлен психосемантическим экспериментом, направленным на выявление закономерностей восприятия его вербальных и невербальных составляющих. Данный эксперимент включает два этапа: интерпретативный и моделирующий. В нем используется иллюстративный материал (изображения человеческих лиц).
4. Интерпретативный этап эксперимента, в ходе которого проводился
свободный ассоциативный эксперимент, показал, что, несмотря на различия среди респондентов, у них присутствует общность сознания, позволившая на основе их ответов составить вербальные тексты, характеризующие людей на изображениях. Шкала вербальных характеристик КТ включает следующую градацию: злоба-доброта, раздражительность-спокойствие, глупость-ум,
замкнутость-общительность, стеснительность-раскрепощенность,
лживость-честность, коварство-прямодушие, хитрость-прямота,
неуверенность-уверенность, лень-трудолюбие, скрытость-
открытость, эгоистичность-альтруизм, жадность-щедрость,
трусость-храбрость, безынициативность-целеустремленность,
уступчивость-упрямство, небрежность-аккуратность, слабость-сила, грубость-нежность, опасность-безопасность.
5. Моделирующая часть эксперимента показала, что существуют различия в восприятии различных типов КТ. С точки зрения внутренних (смысловых) корреляций между вербальными и невербальными составляющими КТ выделяются следующие характерные модели: дополнение, дублирование, противоречие.
8. Характерные взаимосвязи между вербальной и невербальной составляющих КТ актуализируют трехфакторную структуру, которая включает следующие смысловые инварианты содержания:
• фактор «сила» (доминирующий по 12 шкалам характеристик восприятия)
• фактор «оценка» (доминирующий по 8 шкалам),
• фактор «активность» (доминирующий по 6 шкалам)
6. Между двумя частями семиотической оппозиции в КТ возникают интерпретационные отношения. Смысловое интерпретационное развитие КТ может строиться как от вербальной части к невербальной, так и от невербальной к вербальной.
7. На восприятие КТ оказывают влияние реалистичность или иконическая схематичность изображения, а также гендерный фактор. Выделение данных факторов восприятия позволяет с большей точностью дифференцировать образы сознания, участвующие в смысловом восприятии текста: сенсорные и перцептивные образы воспоминания, восприятия, представления.
8. Образы сознания, группирующиеся в единый образ восприятия
содержания КТ, находятся в тесной взаимосвязи. Наивысшая степень смысловой дифференциации, вплоть до контраста, может возникать между формируемым образом восприятия и образом воспоминания. В ходе эксперимента существенная
дифференциация указанных образов сознания выявлена не была.
Апробация. Основные положения диссертации были отражены в выступлениях на следующих конференциях:
1. XIX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации
2. Жизнь языка в культуре и социуме - 6
3. Вторые Ливенцевские чтения. Международные экономические отношения: реалии, вызовы и перспективы. Секция 8. От профессионализации к профессионализму. Интеграция языкового и профессионального обучения экономиста-международника.
4. Жизнь языка в культуре и социуме - 7
5. Коммуникация. Вербальный процесс. Кризис языковой модели
6. Коммуникация. Вербальный процесс. Кризис языковой модели - 2
7. Круглый стол рабочей группы проекта РНФ № 17-18-01642 «Разработка коммуникативной модели вербального процесса в условиях кризиса языковой модели»
8. Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения
9. Симпозиум «Теория речевой деятельности: вызовы современности» 10.Частное право как платформа для сотрудничества. Круглый стол №8
11. VII Международная научно-практическая конференция
«Актуальные проблемы современного языкового образования в вузе: вопросы теории языка и методики обучения»
12. Международная научно-практическая конференция
«Профессиональная картина мира: кросс-культурный диалог»
13.ICERI2019 (the 12th annual International Conference of Education, Research and Innovation)
14. XVIII межвузовский семинар «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения»
15. Коммуникация. Вербальный процесс. Кризис языковой модели, 13-е заседание "Материализм и идеализм языка. К 70-летию ""Марксизма и вопросов языкознания"
16. Коммуникация. Вербальный процесс. Кризис языковой модели
17. Цифровая дидактика: технологии и практики
Структура диссертации.
Объем работы 228 страниц, 336 000 знаков с пробелами;
количество глав 2;
количество источников использованной литературы 345;
количество таблиц и рисунков 18.
Публикации, включенные в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук:
1. Тарасов Е.Ф., Матвеев М.О., Нистратов А.А. Зависимость понимания слова от образов сознания, им репрезентированных (теоретико-экспериментальное исследование) / Е.Ф. Тарасов, А.А. Нистратов, М.О. Матвеев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2017. Т. 14. №4. - С. 627-642.
2. Матвеев М.О. Круглый стол «Смыслообразование в коммуникации» / М.О.Матвеев // Вопросы психолингвистики. №4 (34), 2017. - С. 188-193.
3. Вашунина Е.Ф., Матвеев М.О., Тарасов Е.Ф. Влияние качеств
креолизованного текста на его смысловое восприятие / И.В. Вашунина, М.О. Матвеев, Е.Ф. Тарасов // Вопросы
психолингвистики. 2018. №4 (38). - С. 34-53.
4. Матвеев М.О. Зависимость понимания слова от образов сознания, репрезентированных этим словом (экспериментальное исследование) // Полилингвиальность и транскультурные практики.
2019. Т. 16. № 4. С. 485-503.
5. Цзюй Ю., Матвеев М.О. Ретроспективно-сравнительный анализ развития психолингвистической мысли / Ю. Цзюй, М.О. Матвеев // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - 2019, №4. - С. 44-61.
6. Vvedensky V., Gurtovoy K., Sokolov M., Matveev M. Ordering of Words by the Spoken Word Recognition Time /V.Vvedensky, K.Gurtovoy, M.Sokolov, M.Matveev// Advances in Neural
Computation, Machine Learning, and Cognitive Research III /Kryzhanovsky B., Dunin-Barkowski W., Redko V., Tiumentsev Y. (eds). - NEUROINFORMATICS 2019. Studies in Computational Intelligence, vol 856. Springer, Cham. - pр. 151-156.
Монографии:
1. Матвеев М.О. Формирование образов сознания у экономистов- международников / М.О. Матвеев // Международные экономические отношения: реалии, вызовы и перспективы: монография / [Л.С.Ревенко, В.В. Перская, А.В. Холопов и др.]; под общ. ред. и с предисл. Л.С. Ревенко; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. междунар. экон. отношений и внешнеэкон. связей им. Н.Н. Ливенцева. — М.: МГИМО-Университет, 2019. - С. 330-341.
2. Матвеев М.О. Особенности формирования образов сознания у
студентов экономического факультета в ходе преподавания им иностранных языков / М.О. Матвеев // Современные международные экономические отношения в эпоху
постбиполярности: монография / Т.М. Исаченко, Л.С. Ревенко, И.Н. Платонова [и др.]; под общей редакцией Т.М. Исаченко; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, кафедра международных экономических отношений и внешнеэкономических связей имени Н.Н. Ливенцева. — М.: МГИМО-Университет, 2020. - С. 665-673.
3. Матвеев М.О., Нистратов А.А., Тарасов Е.Ф. Восприятие текста в зависимости от коммуникативной позиции испытуемого / М.О. Матвеев // Per linguam ad communicationem. Ключевые вопросы лингвистической теории в режиме дискуссии. Коллективная монография, под ред. А.В. Вдовиченко, Е.Ф. Тарасова, И.В. Журавлева. - М.: Институт языкознания, 2019. - С. 199-207.
4. Креолизованный текст: Смысловое восприятие. Коллективная монография / И.В. Вашунина, Е.Ф. Тарасов, А.А. Нистратов, М.О. Матвеев; отв. ред. И.В. Вашунина. Ред. колл.: Е.Ф. Тарасов, А.А. Нистратов, М.О. Матвеев. — Москва: Институт языкознания РАН,
2020. - 206 с.
5. Матвеев М.О., Нистратов А.А., Поликарпов Д.М., Тарасов Е.Ф. Проблемы смыслового восприятия креолизованного текста / М.О. Матвеев // Сознание. Язык. Мозг. Коллективная монография / Под ред. Е.Ф. Тарасова, И.В. Журавлева. - М.: Институт языкознания РАН, 2020. - С. 109-126.
6. Цзюй Ю., Матвеев М.О. Лицо как объект исследования в научной картине мира / М.О. Матвеев // Методология. Варианты. Практика. Коллективная монография / под общ. ред. С.В. Мыскина и Е.Ф. Тарасова. - М.: ООО «Агентство социально-гуманитарных технологий», 2020. - С. 207-223.
7. Матвеев М.О. Проблемы смыслового восприятия креолизованного текста / М.О. Матвеев // Профессиональная картина мира. Методология. Варианты. Практика. Коллективная монография / под общ. ред. С.В. Мыскина и Е.Ф. Тарасова. М.: ООО «Агентство социально-гуманитарных технологий», 2020. С. 95-109.
Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов:
1. Матвеев М.О. Соотношение речевых и когнитивных процессов (на примере восприятия креолизованных текстов) / М.О. Матвеев // Организационная психолингвистика [Электронный ресурс]: электрон. науч. журнал / гл. ред. С.В. Мыскин. — Вып. №2 (6). — С. 89-104. — Электрон, текстовые дан. (3,3 MB). — М.: ООО «Агентство социально-гуманитарных технологий», 2019.
2. Матвеев М.О., Цзюй Ю., Ли Я. Медиатекст как инструмент формирования образов сознания / М.О. Матвеев // Организационная психолингвистика [Электронный ресурс]: электрон. науч. журнал / гл. ред. С.В. Мыскин. - Вып. № 1 (9). - С. 26-45. - Электрон, текстовые дан. (3,3 MB). - М.: ООО «Агентство социально-гуманитарных технологий», 2020.
Тезисы и материалы научных конференций:
1. Matveev M. Mental images’ formation in students during foreign language studies (Experimental research) / M. Matveev // ICERI2019 Proceedings, 12th International Conference of Education, Research and Innovation. November 11th-13th, 2019 - Seville, Spain. - pp. 110-111.
2. Матвеев М.О. Влияние креолизованного текста на параметры формируемых образов сознания / c // Актуальные проблемы современного языкового образования в вузе: вопросы теории языка и методики обучения: Программа VII Международной научно-практической конференции и тезисы докладов. - Коломна: ГСГУ, 2019. - С. 82-83.
3. Матвеев М.О. Влияние параметров креолизованного текста на формируемые образы сознания (экспериментальное исследование) / М.О. Матвеев // Теория речевой деятельности: вызовы современности. Материалы XIX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 6-8 июня 2019 г. / Ред. коллегия: Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, В.П. Синячкин и др. - М: «Канцлер», 2019. — С. 82-83.
4. Matveev M. Using multimodal texts in teaching foreign languages in times of crisis / M. Matveev, E. Tarasov. // ICERI2020 Proceedings, 13th International Conference of Education, Research and Innovation. November 9th-10th, 2020 - Seville, Spain. - pp. 692-695.
5. Matveev M. Cloud computing in teaching conference interpreting / M.Matveev, D.Yershov. // ICERI2020 Proceedings, 13th International Conference of Education, Research and Innovation. November 9th-10th, 2020 - Seville, Spain. - pp. 451-456.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщенные результаты всего исследования можно сформулировать следующим образом.
В настоящее время существует потребность в изучении восприятия креолизованных текстов, обладающих большим воздействующим потенциалом и имеющих широкое распространение в средствах массовой коммуникации, поэтому данное исследование посвящено определению особенностей образов восприятия, воспоминания и представления, формируемых в процессе интерпретации КТ в зависимости от характеристик их вербальной и невербальной (иконической) составляющих.
В ходе проведения описываемого в данной работе эксперимента были выявлены закономерности интерпретации КТ в зависимости от характеристик их вербальной и невербальной (иконической) составляющих, что позволило сделать выводы о возможностях представления информации посредством сочетания вербального и невербального способов. В процессе исследования удалось совместить формальный, лингвистический, содержательный, логический, психологический и прагматический анализ феномена КТ. В работе было доказано, что особенности формальной стороны изображения оказывают существенное влияние на интерпретацию КТ. В результате проведенного исследования было подтверждено существование семантики визуальных характеристик изображения (расположения элементов, определенных геометрических форм, различных цветов и цветовых гамм). В работе предлагается механизм определения вероятности визуализации отдельных понятий посредством использования определенных параметров изображения.
В современной науке образы сознания рассматриваются с нескольких точек зрения: с точки зрения психологии, философии, когнитивных наук, нейронаук, а также с прикладных позиций, а именно создания политических мифов и рекламы.
Рассмотрев современное состояние философии сознания, мы смогли прийти к выводу, что оно характеризуется ее тесным взаимодействием с различными науками, и напрашивается вывод, что, с одной стороны, существует необходимость более интенсивной кооперации с другими дисциплинами, а с другой - уточнения ее собственного проблемного поля.
Что касается психологии, то, составив обзор на актуальные работы в данной области знания, мы пришли к заключению, что образы сознания понимаются представителями разных психологических школ по-разному, но в русле каждого подхода были получены важные результаты, вносящие вклад в общую картину о роли образов в когнитивных процессах.
Говоря о нейронауках в целом, можно прийти к выводу, что, несмотря на большие достижения в данной области, отмечается ограниченность их потенциала для изучения сознания, однако нельзя не упомянуть, что изучение органической структуры мозга оказывается полезным в прикладных областях, таких как медицина.
Что касается лингвистики, то КТ также изучаются в данной области знаний, однако большинство исследователей сходятся во мнении, что наиболее продуктивно было бы развивать данную предметную область, применяя методы других наук, например, психологии, что и попытался осуществить автор данной работы.
Таким образом, рассмотрев исследования в рамках различных отраслей знания, можно прийти к выводу, что проблема сознания очень многогранна, и особенно следует выделить потенциал философии и психологии для понимания сознания и лежащих в его основе механизмов, в то время как потенциал когнитивных наук и нейронаук при исследовании сознательных процессов (в том числе, языковых), весьма ограничен. Тем не менее, нельзя не отметить частные случаяи, например лечение и изучение речевых афазий или нарушений работы мозга. Из вышесказанного следует вывод, что большую роль в изучении сознания играют междисциплинарные исследования, и, возможно, что решение многих проблем можно будет найти на стыке наук, в частности в таких отраслях как психолингвистика.
Для выявления закономерностей восприятия КТ в зависимости от характеристик их вербальной и невербальной (иконической) составляющих был проведен эксперимент с использованием методики семантического дифференциала. Для характеристики вербальной и невербальной (иконической) составляющих КТ применялся метод описания. Анализ данных результатов эксперимента основан на применении количественных методов.
Полученные в результате эксперимента данные были обработаны при помощи программы факторного и кластерного анализа в статистическом программном пакете SPSS. При обработке данных выделена трехфакторная структура и определены нагрузки шкал по этим факторам. Необходимо отметить, что названия факторов носят весьма условный характер, поэтому было принято решение использовать стандартные наименования, а именно: «сила», «оценка», «активность».
Фактор можно рассматривать как смысловой инвариант содержания входящих в него шкал. Группировка шкал в факторы позволяет перейти от описания объектов с помощью признаков, заданных шкалами, к более обобщенному описанию с помощью меньшего набора категорий- факторов, представив содержание объекта в виде совокупности факторов с различными коэффициентами веса.
Далее приводится список шкал, входящих в отдельные факторы. В приводимом списке шкалы расположены в порядке убывания величины их вклада в общую дисперсию.
Фактор «сила» включает в себя 12 шкал, по которым он является доминирующим. В данный фактор входят следующие шкалы: «коварство - прямодушие», «лживость - честность», «злоба - доброта», «жадность - щедрость», «эгоистичность - альтруизм», «опасность - безопасность», «грубость - нежность», «хитрость - прямота», «раздражительность - спокойствие», «скрытность - открытость», «уступчивость - упрямство», «замкнутость - общительность».
Фактор «оценка» включает в себя 8 шкал, по которым он является доминирующим. В данный фактор входят следующие шкалы: «безынициативность - целеустремленность», «лень - трудолюбие», «глупость - ум», «небрежность - аккуратность», «слабость - сила», «трусость - храбрость», «уступчивость - упрямство», «неуверенность - уверенность в себе»
Фактор «активность» включает в себя 6 шкал, по которым он является доминирующим. В данный фактор входят следующие шкалы: «скрытность - открытость», «слабость - сила», «трусость - храбрость», «стеснительность - раскрепощенность», «замкнутость - общительность», «неуверенность - уверенность в себе». В ходе проведения эксперимента были сделаны приведенные ниже общие выводы:
• ключевую роль в формировании образа сознания креолизованного текста играет его вербальная часть, в то время как невербальная носит дополнительный характер.
• более реалистичные изображения и созданные на их основе тексты воспринимаются как более сильные.
• менее реалистичные изображения стимулируют создание образов сознания, характеризующихся более высокой оценкой со стороны респондентов.
• на показатели образов сознания влияет гендерный фактор: респонденты четко разграничивают показатели изображений мужчин и женщин, при этом зачастую выставляя им противоположные оценки.
Далее приводятся закономерности, характерные для частных случаев.
Было выявлено, что связь между текстами и креолизованными текстам в целом значительно теснее, чем между текстами или креолизованными текстами и изображениями. Это еще раз подтверждает предположение, что в формировании образов сознания ключевую роль играет вербальная часть креолизованного текста, в то время как его невербальная часть носит дополнительный характер.
На показатели образов сознания, сформированных при помощи изображений человеческих лиц и сформированных на их основе текстов и креолизованных текстов влияет тип изображения, на основе которого создавались тексты и креолизованные тексты (фотография или портрет), пол изображенного или описываемого человека, тип используемого материала (изображение, текст или креолизованный текст), причем тип образа сознания (образ восприятия или образ воспоминания) в данном случае релевантным фактором не является.
При работе с изображениями наиболее релевантный параметр предъявляемого стимула - тип изображения (в данном случае тип изображения определялся таким параметром, как «реалистичность - нереалистичность», т.е. при предъявлении фотографий и картин были получены противоположные результаты). Это подтверждает тезис, что использование паралингвистических средств переводит восприятие на подсознательный уровень, а невербальные средства передают эмоциональную сторону коммуникации и обеспечивают более быстрое и эфффективное восприятие за счет экономии усилий [14].
На показатели образов сознания, сформированных при помощи креолизованных текстов, влияют два фактора: тип изображения и гендер описываемых в креолизованных текстах людей.
На показатели формируемых при помощи текста образов сознания влияет несколько факторов: тип изображения, на основе которого создавался текст, а также гендерный фактор, т.е. пол изображенного и описываемого человека.
Кроме того, можно обнаружить и другую закономерность: образы сознания, сформированные при помощи фотографий без сопровождающего текста, значительно отличаются от таковых, сформированных при помощи креолизованных текстов и текстов без изображений, что подтверждает влияние вербальной части креолизованного текста на формируемый образ сознания. Данное наблюдение подтверждает вывод, что восприятие креолизованных текстов не сводится к простой сумме компонентов. Кроме того, данный феномен может быть объяснен тем, что изображение не является такой четко выраженной единицей, как слова, а его семантика по сравнению с последним характеризуется значительно меньшей определенностью, расплывчивостью, размытостью своих границ.



1. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 576 с.
2. Абульханова К. А. Мысль в действии. М.: Наука, 1968. 337 с.
3. Абульханова К.А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта // В кн.: Современная личность: Психологические исследования. М.: ИП РАН, 2012. c. 17-35.
4. Абульханова К.А. Субъект и субъектность: проблема определения качеств // В кн.: Развитие психологии в системе комплексного человекознания / Отв. ред.: А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. Ч. 1. М.: Институт психологии РАН, 2012. c. 49-62.
5. Августин А. Монологи. /О бессмертии души/ Блаженный Августин. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 511 с.
6. Анализ системного строения восприятия // Докл. АПК РСФСР. 1958, № 3; 1959. № 2
7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / Академии Педагог. наук РСФСР, 1960. 500 c.
8. Английские материалисты XVIII века: В 3 т./ Под ред. Б.В. Мееровского. Т. 3. М.: Мысль, 1968. 544 с.
9. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000. 303 с.
10. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М.: МПСИ, 2009. 159 с.
11. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: Аспект Пресс, 1999. 156 с.
12. Андриянов И.Е. Знание в философии И. Канта // Философия и общество. 2018. №2 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moral-i- soznanie-v-filosofii-i-kanta (дата обращения: 28.07.2021).
13. Анисимова Е.Е. Лингвистика и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Academia, 2003. 128 с.
14. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация. М.: Издательский центр «Академия». 2003. 128 с.
15. Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т.1. Ред. В. Ф. Асмус. М., «Мысль», 1976. 550 с.
...345


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ