Введение 3
Глава 1. Общие аспекты отношений государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства 14
1.1. Историческая объективность возникновения государственно-частного
партнерства 14
1.2. Основные формы государственно-частного партнерства 30
1.3. Национальная специфика внедрения государственно-частного партнерства
на примере ряда регионов и стран 38
Глава 2. Возникновение и эволюция системы государственно-частного
партнерства в Республике Корея и его роль в национальной экономике 45
2.1. Основные этапы становления южнокорейской экономики и специфика
хозяйственных задач 45
2.2. Алгоритм взаимоотношений государства и крупного бизнеса и предпосылки
для возникновения отношений государственно-частного партнерства 50
2.3. Организационные аспекты внедрения государственно-частного партнерства 53
2.4. Сферы применения и практические формы государственно-частного
партнерства 80
2.5. Результаты использования государственно-частного партнерства и
перспективы его развития 84
Глава 3. Международные аспекты корейского опыта внедрения
государственно-частного партнерства и возможность его восприятия в
России 117
3.1. Применимость корейской модели в условиях развивающихся стран и усилия корейского руководства по распространению своих наработок в области ГЧП за
рубежом 117
3.2. Возможность восприятия корейского опыта в РФ в контексте решения ключевых задач отраслевого и регионального развития 125
Заключение 137
Список использованной литературы
Определение оптимальных путей социально-экономического развития в условиях усиления процессов глобализации мирового хозяйства диктует необходимость учета общемировых экономических и политических тенденций, возможность критического заимствования зарубежных механизмов, технологий и инструментов для достижения целей государственной политики.
Одним из таких механизмов, сформированных в развитых странах мира и получивших в последние десятилетия широкое распространение в государствах с развивающейся экономикой, является взаимодействие между органами государственной власти и бизнесом в форме «государственно-частного партнёрства (Public-Private Partnership)».
Рассматриваемое в нынешних глобальных хозяйственных условиях как один важных способов развития эффективной рыночной экономики, «государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий» .
Изменение функций государства и его задач, связанных c разгосударствлением отдельных сфер экономики внутри страны, с одной стороны, а также распространение и расширение влияния частного сектора на мировую экономику в условиях глобализации, с другой стороны, становятся характерными тенденциями в современном мире. В данном контексте конструктивное взаимодействие бизнеса и государственных институтов является неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики.
Рассматриваемая форма, в отличие от традиционных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. Разнообразные виды и модели государственно-частного партнерства дают возможность использовать преимущества обеих форм собственности без глубоких социальных перемен и потрясений.
Республику Корею (РК) можно по праву отнести к числу стран, где не только накоплен существенный практический опыт в плане эффективного внедрения механизмов ГЧП, включая регулирующую базу их функционирования, но и за достаточно короткий 20-летний срок удалось добиться значительных положительных результатов в деле осуществления конкретных проектов.
Повышенный интерес к активному использованию ГЧП проявляют и в Российской Федерации. На уровне управления государством сформировалось понимание того, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития страны, достижение её стратегических целей на современном этапе невозможно без заинтересованного партнерства с представителями частного бизнеса. Стратегии и программы, ориентирующиеся только на использование бюджетных средств, не позволяют органам власти осуществлять масштабные, стратегические проекты, лежащие в основе высокой конкурентоспособности страны.
Сейчас, когда российская экономика движется в сторону классического государственно-монополистического капитализма в сочетании с обширными социальными обязательствами, развитие ГЧП может и должно стать эффективным рычагом экономического и социального развития, диверсификации экономики, укрепления и подъема в первую очередь несырьевых отраслей, роста численности, экономической и социальной значимости среднего класса, увеличения занятости, расширения налоговой базы, а с политической точки зрения укрепления стабильности российского общества.
Применительно к решению хозяйственных задач в различных отраслях значительное внимание уделено ГЧП в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., который является одним из основных документов системы стратегического планирования и определяет направления и ожидаемые результаты развития страны в долгосрочной перспективе. Идея использования механизмов партнерства лежит в основе реализации государственных стратегий и федеральных программ («Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие транспортной системы» и т.д.) .
Между тем, несмотря на то, что, как можно считать, первый опыт реализации проектов ГЧП Россия получила еще в середине 90х гг., внедрение партнёрства в широкое применение в отдельных регионах все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов, а его практика и методология продолжают формироваться. Хотя закон о соглашениях о разделе продукции и закон о концессионных соглашениях были приняты соответственно ещё в 1995 и 2005 гг., федеральное законодательство о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве (закон № 224- ФЗ) вступило в силу только с 1 января 2016 г. Региональные законы о ГЧП разрабатывались и принимались отдельными субъектами РФ и ранее. В настоящее время насчитывается порядка 68 таких документов .
Актуальность исследования, в связи с этим, как представляется, состоит в полезности глубокого и всестороннего рассмотрения и изучения опыта Республики Корея в свете задач социально-экономического строительства, стоящих перед Россией. Следует иметь в виду, что РК и РФ связывают растущие экономические контакты, а применительно к направленности развития межгосударственных отношений руководители двух стран с 2008 г. стали использовать термин «стратегическое партнёрство». Выраженное по результатам переговоров на высшем уровне в 2013 г. «стремление развивать взаимовыгодные, ориентированные в будущее отношения в духе стратегического партнерства и сотрудничества путем более полного раскрытия потенциала двусторонних связей» в принципе открывает широкое поле для взаимодействия в различных областях, в том числе в плане практического применения наработок в сфере ГЧП.
Степень разработанности научной проблемы. Несмотря на наличие в российской экономической науке вообще, и корееведении, в частности, большого числа серьезных и глубоких исследований на тему экономики РК, особенности корейского применения механизмов государственно-частного партнерства пока еще не выступали объектом комплексного и детального анализа.
Наиболее значимые зарубежные работы, посвященные анализу корейского опыта развития ГЧП, принадлежат перу таких южнокорейских исследователей, как Цой Сок Чжун, Ким Чжэ Хен, Ким Чжун Ук, Син Сун Хван, Ким Чун Бен.
Теоретические основы исследования сущности ГЧП, проблемы осуществления экономических проектов на основе данной модели, взаимодействие бизнеса и власти, формы и механизмы применения государственно-частного партнерства исследовали зарубежные ученые Э. Бордмен, К. Грив, Дж. Делмон, Э. Йескомб, Г. Ходж, а также российские ученые Э.В. Адамов, Е.М. Алешин, М.С. Айрапетян, О.В. Богаевская, Е.Ю.Бондаренко, М.В. Валитов, В.Г. Варнавский, О.В. Иванов, EB. Завьялова, В.А. Королев, П.Л. Селезнев, И.Н. Ткаченко.
Общие вопросы социально-экономического развития РК и актуальные аспекты корейско-российских двусторонних связей нашли рассмотрение в работах В.Д. Андрианова, К.В. Асмолова, И.В. Дьячкова, А.А.Дынкина, П.М. Мозиаса, В.Л Ларина, Г.Я.Левченко, В.Ф. Ли , Г.Ф. Кунадзе, В.В. Михеева, Л.Л. Полевого Б.В.Синицына, С.С. Суслиной, Г.Д.Толорая, А.В. Торкунова, М.Е. Тригубенко, В.Е.Хруцкого, В.И.Шипаева,. Становление корейского бизнеса с акцентом на отношения государства и «чэболь» (крупнейшие монополии) глубоко проработаны А.Н. Федоровским, а также в трудах южнокорейских и других зарубежных исследователей Ким Ки Вона, Д. Мурилло, Т.Л. Кэмпбелла, Макото Абе, Сун Юн Даля, Чан С. Джей, и др.
Период исследования. Представленное исследование охватывает период с 1968 г. по настоящее время. Наибольшее внимание уделено анализу современного этапа развития практики применения ГЧП в Республике Корея - с середины 2000-х гг. и по настоящее время.
Актуальность проблематики государственно-частного партнерства для РФ и недостаточная изученность в российской научной литературе положительного опыта, накопленного Республикой Корея в этом плане, обусловили выбор темы и определили цель и задачи диссертационного исследования.
Область исследования.
Диссертация соответствует требованиям Паспорта специальностей ВАК РФ 08.00.14. «Мировая экономика»: тема представленной работы соответствует пункту 10 данной специальности «Взаимодействие государства и бизнеса на национальном и международном уровнях. Экономическая роль неправительственных организаций в национальной и мировой экономике».
Объектом диссертационного исследования является система взаимоотношений государства и крупного бизнеса в формате государственно- частного партнерства в Республике Корея.
Предметом исследования выступают наиболее востребованные практические формы применения и способы стимулирования ГЧП в Республике Корея.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить лучшие практики и формы реализации проектов ГЧП в Республике Корея, а также определить возможности и целесообразные форматы их имплементации в Российской Федерации на основе анализа эволюции южнокорейской и российской систем отношений государства и бизнеса в форме ГЧП с учетом особенностей национальных экономических моделей.
Для достижения данной цели запланировано решение следующих задач:
- оценить результаты и эффективность взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства в РК;
- рассмотреть сферы реализации государственно-частного партнерства в РК, проанализировать существующую институциональную среду в увязке с решением задач экономического строительства этой страны и общемировыми тенденциями развития ГЧП;
- выявить наиболее распространенные модели, инструменты и способы стимулирования ГЧП в РК;
- определить возможности восприятия в России корейских методов развития государственно-частного партнерства и соответствующих институциональных преобразований, а также выявить перспективные направления сотрудничества двух стран с учетом их социально-экономических задач и нынешнего состояния двусторонних корейско-российских отношений.
Методологическую и теоретическую основу диссертационной работы составляют труды признанных зарубежных, корейских и российских экспертов и ученых в области государственно-частного партнерства, а также аналитические отчеты ведущих международных организаций.
В исследовании были применены общенаучные методы индукции, дедукции, обобщения, группирования и классификации, а также методы сравнительного, логического и статистического анализа.
Информационно-аналитической основой диссертационного исследования являются законодательные и нормативно-правовые акты органов власти Республики Корея и Российской Федерации, статистические и информационно- аналитические материалы Министерства стратегии и финансов РК, Центра управления инвестициями в государственно-частную инфраструктуру РК и Корейской службы статистической информации, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, аналитические и статистические документы международных и корейских организаций, в частности, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Азиатского банка развития, Института развития Кореи, Корейского института науки и передовых технологий и ряда других научных учреждений РК.
Помимо специализированных научных публикаций, в целях исследования используются информационные ресурсы созданного в России Национального центра государственно-частного партнерства (ГЧП), а также материалы научно¬практических конференций, периодической печати и глобальной информационной сети.
Научная новизна диссертационного исследования.
Научная новизна данной работы объясняется основными результатами, полученными в ходе исследования:
1) В результате всестороннего изучения практики применения ГЧП в Республике Корея на протяжении длительного исторического периода, в том числе с использованием оригинальных источников (законодательных актов, правительственных документов, статистических материалов) выявлены ключевые факторы, которые способствовали поступательному развитию ГЧП в РК, к которым относятся четко разработанная регулирующая база, стройная и достаточно компактная организационная структура принятия решений, способы стимулирования ГЧП, четко определенные процедуры отбора проектов.
2) Выявлены наиболее эффективные способы стимулирования ГЧП в РК, к которым относятся урегулирование концессионером с помощью государства земельных вопросов для реализации проекта, оказание частному участнику партнёрства финансового содействия и разделение правительством с частным инвестором рисков, возникающих при осуществлении проекта. Финансовое содействие выражается в выделении субсидий на строительство и предоставлении частному партнёру налоговых льгот, а разделение рисков достигается посредством «расчётного платежа при досрочном прекращении своих обязательств частной стороной», организации деятельности Корейского фонда гарантий инфраструктурных кредитов, а также применения механизмов «гарантии минимальных доходов» и «компенсации базовой стоимости».
3) Доказано, что южнокорейский опыт развития ГЧП активно распространяется в мире, чему способствуют не только действительный интерес к нему в развивающихся странах, но и последовательные усилия руководства РК в данном направлении, в том числе с использованием финансируемой им программы «Совместного владения знаниями». С учетом задач, стоящих перед Российской Федерацией в плане дальнейшего развития механизма ГЧП, высказаны рекомендации по ознакомлению с опытом ГЧП Южной Кореи посредством программы «Совместного владения знаниями».
4) В части, касающейся повышения результативности российских программ в сфере ГЧП, предложено обратить внимание на: а) корейскую практику подготовки подзаконного акта ГЧП (президентского указа «О применении Акта о государственно-частных партнёрствах в инфраструктуре»), Основного плана ГЧП, а также инвестиционного плана развития общественной инфраструктуры; б) использование в РК механизмов финансового содействия ГЧП (субсидии на строительство, налоговые льготы частному партнёру), разделения рисков («гарантии минимального дохода», «компенсация базовой стоимости», «расчётный платеж при досрочном прекращении своих обязательств частной стороной» и деятельности Корейского фонда гарантий инфраструктурных кредитов), а также внедрения «BTO-rs» и «BTO-a».; в) использование такого вида партнёрства, как BTL, а также распространение практики ГЧП на гражданское и военное жилищное строительство; г) введение российским законом о концессионных соглашениях оценки эффективности и сравнительного преимущества реализации проектов.
В отношении перспективных направлений сотрудничества между РФ и РК в плане ГЧП целесообразно учитывать интерес корейского бизнеса к таким российским объектам общественной инфраструктуры, как аэропорты, шоссейные дороги, учреждения здравоохранения и природоохранные сооружения.
Теоретическая значимость исследования состоит в развитии и систематизации научных знаний в области корееведения в целом. Также ряд теоретических положений работы может способствовать дальнейшему развитию такого относительно молодого научного направления в российской науке, как исследование зарубежного практического опыта государственно-частного партнерства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти Российской Федерации, а также учреждениями, занимающимися реализацией ГЧП-проектов в России (в частности, национальным центром ГЧП). Имеющийся опыт и лучшие практики применения механизмов ГЧП в Республике Корея могут быть заимствованы в контексте совершенствования законодательной и институциональной базы ГЧП в РФ. Кроме того, ряд положений, представленных в диссертации, может служить основой для выстраивания дальнейшего конструктивного сотрудничества двух стран в данной области.
Апробация и публикации.
Результаты исследования были представлены в форме докладов на трех международных и российских научно-практических конференциях.
Публикации результатов исследования.
Автором опубликовано четыре статьи в изданиях ВАК (общий объем - 1,5 печатных листа), а также две публикации в изданиях, индексируемых в международной базе данных Scopus (общий объем - 1,3 печатных листа).
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Представленная диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Основной текст диссертации изложен на 166 страницах и включает 18 таблиц и 1 формулу, 1 рисунок. Список использованных источников и литературы содержит 142 пункта.
Положения, выносимые на защиту.
Наиболее существенные научные результаты исследования, отражающие его научную новизну, состоят в следующем:
1) Предложена периодизация становления ГЧП Южной Кореи: 1968¬1994 гг., 1994-1998 гг., 1999-2004 гг., 2005 г. - начало 2015 г., апрель 2015 г. - н.в. Дана характеристика каждого этапа для внедрения накопленного опыта в практику развития ГЧП в РФ.
2) Выявлены ключевые факторы поступательного развития и успешного применения практики ГЧП в Южной Корее: активная государственная политика, в результате которой были созданы четко разработанные правовые механизмы ГЧП в РК и регулирующая база («Акт о государственно-частных партнёрствах в инфраструктуре», президентский указ «О применении закона о государственно-частных партнёрствах в инфраструктуре», Основной план ГЧП и методические рекомендации по реализации проектов ГЧП, четырёхлетний план мер финансово-бюджетной политики, который содержит специальный раздел, посвященный ГЧП), стройная и достаточно компактная организационная структура принятия решений, способы стимулирования ГЧП, четко определенные процедуры отбора проектов.
3) Установлены наиболее широко используемые способы стимулирования ГЧП в РК, а именно: урегулирование концессионером с помощью государства земельных вопросов для реализации проекта, оказание частному участнику партнёрства финансового содействия и разделение правительством с частным инвестором рисков, возникающих при осуществлении проекта.
4) Южнокорейская модель ГЧП применима для проектов по 53 видам общественных инфраструктурных объектов, а при реализации таких проектов наиболее эффективны два типа партнерства - BTO и BTL. В целях стимулирования темпов роста проектов ГЧП государство начало внедрять «BTO-rs» и «BTO-a».
5) Высказаны рекомендации по ознакомлению России с опытом ГЧП Южной Кореи посредством программы «Совместного владения знаниями» в части, касающейся правового регулирования, способов стимулирования ГЧП (механизмов финансового содействия, разделения рисков, а также внедрения «BTO-rs» и «BTO-a»). В качестве перспективных направлений сотрудничества между РФ и РК в плане ГЧП целесообразно учитывать интерес корейского бизнеса к таким российским объектам общественной инфраструктуры, как аэропорты, шоссейные дороги, учреждения здравоохранения и природоохранные сооружения.
Проведённое исследование позволило обеспечить решение поставленных задач и достигнуть поставленной цели, а именно выявить лучшие практики и формы реализации проектов ГЧП в Республике Корея, определить возможности их применения в Российской Федерации с учетом особенностей национальных экономических моделей.
Решение поставленных целей позволило сделать следующие выводы.
1) Оценить результаты и эффективность взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства в РК.
Развитие ГЧП в РК, которое началось с конца 60-х гг. XX века в форме реализации единичных проектов на основе отдельных законов (Акт о дорогах, Акт о портах и т. д.), приобрело целенаправленный характер с первой половины 1990-х гг. во многом под влиянием шагов, предпринятых руководством других развитых стран мира с целью содействия распространению практики ГЧП.
Благоприятными предпосылками для перехода к внедрению механизма ГЧП в Республике Корея стали уровень социально-экономического развития, достигнутый благодаря опоре государства на крупные промышленно-финансовые группы, а также постановка руководством РК задач по созданию современной общественной инфраструктуры в рамках дальнейшей трансформации страны, особенно на базе концепции «экономики знаний», провозглашённой в «генеральном плане» 1999 г. и «плане действий» 2000 г.
Государственно-частное партнерство, в становлении которого в РК можно выделить пять этапов (1968-1994 гг., 1994-1998 гг., 1999-2004 гг., 2005 г. - начало 2015 г., апрель 2015 г. - н.в.), получило значительное распространение в стране, о чем свидетельствуют суммарные показатели числа и стоимости инфраструктурных проектов на основе ГЧП. За период с 1995 по 2019 гг. зарегистрировано всего 753 проекта ГЧП на общую сумму около 121.7 трлн. вон, или примерно 104.5 млрд. долл. США.
2) Рассмотреть сферы реализации государственно-частного
партнерства в РК, проанализировать существующую
институциональную среду в увязке с решением задач экономического строительства этой страны и общемировыми тенденциями развития ГЧП.
ГЧП в Корее применяется для создания 53 типов общественных инфраструктурных объектов, которые подразделяются на 15 категорий: автомагистрали, железные дороги, морские порты, аэропорты, связь, водные ресурсы, энергетика, окружающая среда, лесное хозяйство, логистика, социальная сфера, гражданское (в том числе жилищное) строительство, возведение объектов для военнослужащих (для обучения, подготовки и квартирования воинских частей), образование, культура (включая туризм).
3) Выявить наиболее распространенные модели, инструменты и способы стимулирования ГЧП в РК;
Одной из особенностей ГЧП в Республике Корея является активное осуществление проектов двух типов - BTO (69.3% всех инвестиций) и BTL (66.7% всех проектов). Как правило, проекты концессионного типа более популярны в развивающихся странах, где такая инфраструктура, как дороги, железные дороги и порты, недостаточно развиты. С другой стороны, проекты ГЧП, которые связаны с закупкой услуг и которые требуют стабильных государственных выплат, более распространены в развитых странах. РК стала использовать проекты BTL после принятия в 2005 г. изменений в «Акт о частном участии в инфраструктуре» для строительства учебных заведений, жилья для военнослужащих, природоохранных сооружений и т. д.
К сильным сторонам ГЧП в Корее следует отнести четко разработанную регулирующую базу, а также стройную и вместе с тем достаточно компактную организационную систему принятия решений.
Иерархия правовых механизмов состоит из «Акта о государственно-частных партнёрствах в инфраструктуре» (основного закона ГЧП), президентского указа «О применении закона о государственно-частных партнёрствах в инфраструктуре», Основного плана ГЧП и методических рекомендаций по реализации проектов ГЧП. Кроме того, вопросам ГЧП посвящен специальный раздел четырёхлетнего плана мер финансово-бюджетной политики, который обновляется ежегодно.
Как главные компоненты нормативно-правовой базы «Акт о государственно-частных партнёрствах в инфраструктуре» и президентский указ «О применении закона о государственно-частных партнёрствах в инфраструктуре» определяют типы инфраструктуры и проектов для ГЧП, процесс отбора проектов и закупок, роль государственного и частного партнёров, механизмы поддержки ГЧП и т.д. Закон о ГЧП действует с 1994 г. С момента вступления в силу этот документ неоднократно подвергался значительным изменениям, которые вносились с учётом особенностей экономической ситуации и целей правительства. Одновременно корректировался и президентский указ, что позволяло постоянно совершенствовать институциональные основы и практику применения ГЧП в направлении содействия закупочному процессу, поощрения участия частного сектора, повышения прозрачности и эффективности в плане соотношения «цена-качество».
Основной план, который принимается сроком на один год, конкретизирует направления политики в области ГЧП, содержит подробную информацию о процедурах реализации проектов ГЧП, перечисляет нормативные акты для финансирования и рефинансирования проектов, а также раскрывает механизм распределения рисков и различных мер государственной поддержки и т. д. Ежегодное обновление плана позволяет учитывать изменение рыночных условий и задач правительства.
Ядром организационной структуры, отвечающей за развитие ГЧП в РК, является Министерство стратегии и финансов. Действуя как своеобразный «диспетчер» национальной программы ГЧП, оно формулирует Основной план ГЧП, разрабатывает руководящие установки по реализации партнерства, образует Комитет по рассмотрению проектов ГЧП, состоящий из представителей министерств-кураторов проектов и частных экспертов. Возглавляемый министром стратегии и финансов, комитет проводит заседания по мере необходимости для принятия важных решений по вопросам политики ГЧП и крупных проектов.
Профильным министерствам поручено разрабатывать планы ГЧП по направлениям деятельности и реализовывать проекты в рамках своей компетенции. Региональные органы власти занимаются проектами ГЧП в масштабах своих территорий. В целях обеспечения прозрачности и согласованности в действиях, крупномасштабным проектам присваивается статус «национальных». Они управляются Министерством стратегии и финансов РК и Комитетом по рассмотрению проектов ГЧП.
Четко определенные процедуры отбора проектов и роли, возложенные в связи с этим на правительственные органы в Республике Корея, отличаются от практики некоторых развивающихся стран, где различные заказчики (министерства или местные органы власти) имеют различные правила ГЧП и механизмы реализации, что мешает частному сектору активно участвовать в проектах ГЧП. Как бюджетному органу Министерству стратегии и финансов РК в целом удалось добиться соблюдения бюджетной дисциплины курирующими министерствами, хотя иногда и возникают трудности управления общим процессом из-за того, что проекты реализуют и
возглавляют различные министерства. Поэтому Министерство стратегии и финансов контролирует государственные ассигнования на стадии реализации. Курирующие ведомства должны соблюдать рамки, установленные в бюджетном плане. Министерство стратегии и финансов имеет полномочия отложить или заблокировать часть расходов на проекты ГЧП, если сочтёт это необходимым,
Другим ключевым компонентом институциональной системы ГЧП является, созданный при Институте развития Кореи, Центр по управлению государственными и частными инфраструктурными инвестициями. Он играет важную и самостоятельную роль в процессе отбора проектов и разработки политики. Центр помогает Министерству стратегии и финансов РК работать над Основным планом ГЧП, готовит методические рекомендации, оказывает содействие компетентным органам и министерствам в оценке потенциальных проектов, организации закупок и выборе концессионера, изучении проектных предложений, переговорах с потенциальным концессионером, привлечении иностранных инвесторов и т.д. Благодаря технической поддержке центра, обеспечиваются согласованность и качество различных проектов ГЧП.
С целью всесторонней оценки целесообразности осуществления проекта на стадии его отбора и утверждения в Корее используется механизм предварительного технико-экономического обоснования. Если стоимость предстоящих работ составляет более 50 млрд. вон, а правительственных субсидий - более 30 млрд. вон, или если проект влечет среднесрочные бюджетные расходы свыше 50 млрд. вон на проекты, связанные с объектами социальной сферы, здравоохранения, культуры, туризма, охраны окружающей среды, аграрного сектора и т.д., предварительную оценку проводит Центр управления государственно-частными инвестициями в инфраструктуру.
К способам стимулирования ГЧП, применяемых в РК, относятся урегулирование концессионером с помощью государства земельных вопросов для реализации проекта, оказание частному участнику партнёрства финансового содействия и разделение правительством с частным инвестором рисков, возникающих при осуществлении проекта. Финансовое содействие выражается в выделении субсидий на строительство и предоставлении частному партнёру налоговых льгот, а разделение рисков достигается посредством «расчётного платежа при досрочном прекращении своих обязательств частной стороной», организации деятельности Корейского фонда гарантий инфраструктурных кредитов, а также применения механизма «компенсации базовой стоимости».
После азиатского финансового кризиса в конце 1990-х гг. правительством была введена «гарантия минимальных доходов» в качестве механизма разделения рисков между государственным и частным партнёрами. По мере роста рынка ГЧП и с учётом публичной критики в адрес правительства по поводу чрезмерного налогового бремени правительство постепенно стало переходить к «компенсации базовой стоимости» для разделения рисков. Глобальный финансовый кризис 2008 г. негативно сказался на экономике Южной Кореи, в том числе на рынке ГЧП, а использование программы «гарантии минимальных доходов» было завершено в 2009 г.
Преимущественное снижение темпов роста рынка проектов ГЧП после 2010 г. вынудило правительство заявить о необходимости корректировки системы «гарантии минимальных доходов» в рамках принятых в апреле 2015 г. принципиальных направлений развития партнёрства, которые можно рассматривать как программу действий в области ГЧП. В частности, государство внедряет «BTO-rs» и «BTO-a» как «новые» типы партнёрства.
Южнокорейский опыт развития ГЧП активно распространяется в мире. Это является результатом не только действительного интереса к нему в развивающихся странах, но и последовательных усилий руководства Республики Корея. Передача опыта не является самоцелью для РК, а направлена на укрепление её международного имиджа, двусторонних связей с другими государствами и создание благоприятных условий для расширения позиций национального бизнеса за рубежом. Решению указанных целей служит финансируемая правительством РК программа «Совместного владения знаниями», а также деятельность ряда фондов, в том числе Фонда сотрудничества в экономическом развитии, Глобального инфраструктурного фонда, Корейского фонда зарубежной инфраструктуры и т.д.
4) Определить возможности восприятия в России корейских методов развития государственно-частного партнерства и
соответствующих институциональных преобразований, а также выявить перспективные направления сотрудничества двух стран с учетом их социально-экономических задач и нынешнего состояния двусторонних корейско-российских отношений.
В свете задач, стоящих перед Россией в плане дальнейшего развития ГЧП на основе принятого национального законодательства, а также с учётом многолетних наработок ГЧП в РК, корейский опыт может быть полезен для РФ. Этому способствует ряд факторов, в частности, использование в Корее концессионных соглашений как вида партнёрства, который получил широкое распространение в России, во многом схожие отраслевые направления применения ГЧП, а также выраженное руководством обеих стран стремление сотрудничать в деле развития объектов транспортной инфраструктуры, в том числе с использованием механизма ГЧП.
Заслуживает внимания корейская практика подготовки подзаконного акта ГЧП (президентского указа «О применении Акта о государственно-частных партнёрствах в инфраструктуре»), Основного плана ГЧП, а также инвестиционного плана развития общественной инфраструктуры.
Может представить интерес практика использования в РК механизмов финансового содействия ГЧП (субсидии на строительство, налоговые льготы частному партнёру) и разделения рисков («гарантии минимального дохода», «компенсация базовой стоимости», «расчётный платеж при досрочном прекращении своих обязательств частной стороной» и деятельности Корейского фонда гарантий инфраструктурных кредитов), а также внедрения «BTO-rs» и «BTO-a».
Перспективным представляется широкое использование такого вида партнёрства, как BTL, которое доказало свою полезность в Корее, а также распространение практики ГЧП на гражданское и военное жилищное строительство.
В целях ознакомления с корейским опытом ГЧП представляется возможным использовать созданный в РК основной механизм развития международного сотрудничества в данной области - Программу «Совместного владения знаниями», которая финансируется правительством страны.
Введение российским законом о концессионных соглашениях оценки эффективности и сравнительного преимущества реализации проектов позволило бы улучшить конкурентную среду и финансовую эффективность проектов.
Проявленный в последние годы интерес корейского бизнеса к таким российским объектам общественной инфраструктуры, как аэропорты, шоссейные дороги, учреждения здравоохранения и природоохранные сооружения дают основания рассматривать их перспективные направления сотрудничества в плане ГЧП.
1. О городской целевой комплексной программе создания
инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг. Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 N 781-ПП. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. alppp.ru/law/obrazovanie--nauka--
kultura/nauka/12/postanovlenie-pravitelstva-moskvy-ot-02-09-2008--781-pp.html
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (с изменениями на 10 февраля 2018 года). / [Электронный ресурс]. База данных «Консультант Плюс».
3. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.04.2010 N 319 «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» (с изменениями, внесенными приказом Минпромторга России от 27.12.2013 N 2155). / [Электронный ресурс]. База данных «Консультант Плюс».
4. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России). / [Электронный ресурс]. База данных «Консультант Плюс».
5. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года». / [Электронный ресурс]. База данных «Консультант Плюс».
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 N 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». / [Электронный ресурс]. База данных «Консультант Плюс».
7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса». / [Электронный ресурс]. База данных «Консультант Плюс».
8. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71129190/paragraph/1:1
9. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных
соглашениях». / [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://base.garant.ru/12141176/
10. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //ivo. garant.ru/#/document/10105771/paragraph/21200:1
На английском языке
11. Act on Private Participation in Infrastructure. Last amended by Act No.
7676, August 4, 2005. / [Electronic resource]. Mode of access:
http: //pimac. kdi.re. kr/law/law2_22.pdf
12. Act on Public-Private Partnerships in Infrastructure. Last amended by
Act No. 12248, January 14, 2014. / [Electronic resource]. Mode of access:
http://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=41990&lang=ENG
13. Act on the Acquisition of and Compensation for Land, etc. for Public
Works. Act No. 14711. / [Electronic resource]. Mode of access:
http://elaw.klri.re.kr/kor_service/lawView.do?lang=ENG&hseq=42799
14. Basic Plan for Public-Private Partnership Projects. Republic of Korea: Ministry of Strategy and Finance, 2011. / [Electronic resource]. Mode of access: http: //pimac. kdi.re. kr/eng/mission/ppp_guide .jsp/
15. Dedicated Public-Private Partnership Units: A Survey of Institutional and Governance Structures. OECD. 2010. / [Electronic resource]. Mode of access: http://www.oecd.org/gov/budgeting/dedicatedpublic-privatepartnershipunitsasurveyo finstitutionalandgovernancestructures.htm
....142