ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 6
1.1. Понятие занятости и трудоустройства в Российской Федерации 6
1.2. Правовое положение безработных граждан 11
1.3. Государственная политика в области содействия занятости населения 13
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ТРУД И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ.. 17
2.1. Структура Федеральной службы по труду и занятости Российской
Федерации, ситуация на рынке труда Белгородской области, программы трудовой мобильности 17
2.2. Признание граждан безработными, их права и порядок регистрации,
психологическая и материальная поддержка на период безработицы. Информация о рынке труда, возможности и программы органов государственной службы занятости в реализации гражданами права на труд 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 41
Актуальность темы исследования обусловлена сразу несколькими факторами:
- организационно правовые формы обеспечения занятости определяются как установленные государством приемы и средства, способствующие гражданам в получении возможности трудоустроиться (быть охваченными определенной формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно способностям, образованию и т.д.;
- трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан (на заработную плату, отдых, социальную защиту и т.д.);
- занятость и трудоустройство непосредственно определяют деятельность граждан в общественной и личной жизни.
Проблема занятости - одна из главных проблем общества. Проблемы, связанные с безработицей, отрицательно влияют на человека, приводят к бедности и болезням, а также порождают и обнажают другие проблемы.
Федеральная служба по труду и занятости РФ создана для реализации государственной политики в области занятости и трудоустройства граждан. В основе деятельности государственной службы занятости лежит стремление обеспечения гражданам достойной жизни и оказание помощи гражданам, попавшим в кризисную ситуацию.
Степень научной разработанности предлагаемой темы находится на приемлемом уровне. Исследования различных аспектов функционирования Федеральной службы по труду и занятости РФ и ее роль в реализации гражданами права на труд и обеспечение занятости населения проводились такими учеными как: С.В. Богданов, Э.Х. Вдовина, Л.Ф. Голубева, И.Д. Еналеева, О.В. Зайцева, Е.А. Исайчев, Н.Л. Мазин, Е.П. Пашин, Р.И. Капельников, Г.В. Омельяненко, Л.А. Саенко, В.Е. Темпельсон, Н.П. Фофанова, С.В. Хахидро, Т.Я. Четверина и др.
Цель исследования - выявить роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечение занятости населения.
Достижение указанной цели предполагает необходимость постановки и решения следующих задач:
- определить понятия занятости и трудоустройства в Российской Федерации;
- охарактеризовать правовое положение безработных граждан;
- исследовать государственную политику в области содействия занятости населения;
- изучить структуру и задачи Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации, а также ситуацию на рынке труда на примере Управления по труду и занятости Белгородской области, программы трудовой мобильности;
- проанализировать порядок признания граждан безработными, их права и порядок регистрации, психологическую и материальную поддержку на период безработицы;
- исследовать информацию о рынке труда, возможности и программы органов государственной службы занятости в реализации гражданами права на труд
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования Федеральной службы по труду и занятости РФ и ее роль в реализации гражданами права на труд и обеспечение занятости населения.
Предмет исследования - нормы российского права, регулирующие занятость и трудоустройство в РФ, а также положения законодательства РФ, определяющие государственную политику содействия занятости, в том числе гарантии по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.
Методологической основой работы являются общенаучные и частнонаучные методы познания: анализ, синтез, индукция и дедукция, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический и другие методы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в познании возможностей органов службы занятости, в реализации государственных программ в сфере занятости и трудоустройства граждан, а также в непосредственной возможности реализации как отдельными группами населения, так и индивидуально. Выводы и рекомендации по выпускной квалификационной работе могут быть использованы в практической деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости РФ.
Структура работы внутренне логична и способствует достижению поставленной цели и решению задач исследования. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, в составе которых шесть параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, степень научной разработанности, цели, задачи, объект, предмет, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе анализируется общая характеристика занятости и трудоустройства в РФ.
Вторая глава посвящена органам службы занятости и их роли в реализации права на труд и обеспечения занятости.
Заключение содержит основные результаты работы, выводы, рекомендации по проведенному исследованию.
Подводя итог исследованию функционирования Федеральной службы по труду и занятости РФ и ее роли в реализации гражданами права на труд и обеспечение занятости населения можно сделать вывод о том, что активную политику занятости населения государство осуществляет с помощью специальных учреждений - ЦЗН совместно с работодателями, учебными учреждениями, общественными объединениями.
Приведенные в работе примера о программах Белгородского ЦЗН является характеризующим для оценки роли ЦЗН, который реализует одно из главных направлений государственной молодежной политики - профориентацию, трудоустройство и занятость молодежи.
Управляющее воздействие на сферу рынка труда и занятость населения оказывают 3 субъекта:
- государство (через законодательную и исполнительную власть);
- работодатели (администрации предприятий и организаций);
- государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).
В заключение необходимо сказать, что молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контроля и помощи которой являются вопросами государственной политики.
Г осударство занимает самую активную позицию в сфере трудоустройства молодежи: разрабатывает комплекс мер по закреплению молодых рабочих кадров, особенно в трудонедостаточных сегментах экономики.
При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось с помощью экономических и правовых рычагов с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер. Службе занятости в решении этих вопросов принадлежит центральная роль.
Содействие занятости и трудоустройству граждан РФ должно проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально трудовых отношений.
Наличие в обществе бедных и малообеспеченных слоев населения с низким уровнем дохода объясняются существующими неравномерностями в сфере занятости, которые включают в себя: расширение потенциала бедности за счет безработных и работающих бедных, занятых на финансово- неблагополучных предприятиях, поэтому социальная политика должна быть сосредоточена на мерах, способствующих формирование условий для полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан.
Поэтому, важнейшим направлением государственной социальной политики является - содействие обеспечению более высокой степени занятости населения, в том числе и в негосударственном секторе. Повышения уровня образования, возможности переквалификации и профессиональной подготовке, а также помощь в вопросах охраны здоровья граждан в тех объемах, которые гарантированы Конституцией и законами РФ.
Всестороннее изучение и умелое применение мирового опыта борьбы с безработицей способствует скорейшему формированию и совершенствованию отечественного механизма занятости населения Российской Федерации, в этом механизме существенная роль отводится ЦЗН.
Действуя в установленных законом рамках служба занятости осуществляет комплексное регулирование занятости населения, решая при этом не только социальные и экономические, но и психологические проблемы нуждающихся граждан.
Проведенные исследования в области роли ЦЗН в реализации права на труд и обеспечения занятости даже на примере местного Управления показывают их острую необходимость, свидетельствуют о своевременности создания и успешной реализации, возложенных на данные учреждения задач, что говорит о чрезмерной важности ЦЗН и его возможности работать в условиях многозадачности.
Как показывают, приведенные во в параграфе 2.1. статистические данные: большинство граждан, вынужденных обратиться в ЦЗН получают помощь и поддержку в вопросах занятости и трудоустройства, что говорит не только о важности ЦЗН и его работе в условиях многозадачности, но и о высоком качестве, выполняемой работы.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 12 декабря 1993 г.: (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф»
2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Международное право». Информ. банк «Версия Проф».
3. О политике в области занятости [Электронный ресурс] : Конвенция Международной Организации Труда № 122 от 09 июля 1964 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
4. О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов [Электронный ресурс] : Конвенция Международной Организации Труда № 159 от 20 июня 1983 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5. О содействии занятости и защите от безработицы [Электронный ресурс] : Конвенция Международной Организации Труда № 168 от 21 июня 1988 г. Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
6. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 01 апреля 2019 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
7. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в ред. от 11 декабря 2018 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.) // Справочная правовая
система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
9. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
10. Об утверждении положения об организации общественных работ
[Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
11. Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 (в ред. от 21 февраля 2018 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
12. О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы : Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 (в ред. от 26 марта 2019 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
13. Социальный кодекс Белгородской области [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 28 декабря 2004 г. № 165 (в ред. от 21 декабря
2017 г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс» Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Белгородская область».
14. По делу о проверке конституционного абзаца десятого статьи 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации «[Электронный ресурс] : Постановление Конституционного суда РФ № 11- П от 25 мая 2010 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
15. Григорьев, И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 383 с... 28
Правовое регулирование труда инвалидов
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025