Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по предупреждению оптической диcграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа №179333

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ..................................................................................... 6
1.1. Развития зрительно-пространственных функций в онтогенезе .................. 6
1.2. Особенности формирования зрительно-пространственных функций у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как
фактор возникновения оптической дисграфии.................................................. 13
1.3. Обзор методических рекомендаций по развитию зрительнопространственных функций у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи .............................................................................................. 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ
ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ........................... 24
2.1 Организация изучения предрасположенности к оптической дисграфии
старших дошкольников с общим недоразвитием речи..................................... 24
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития зрительнопространственных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи. ............................................................................................. 31
2.3 Методические рекомендаций по развитию зрительно-пространственных
функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.................. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 52
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................... 57

Речь в жизни человека является способом формирования и формулирования своих мыслей, а так же средством общения, социальным воздействием
на окружающих (Л.С. Выготский). Нарушение речи оказывает отрицательное
влияние на формирование неречевых психических функций.
Как утверждает А.Р. Лурия, наличие у детей вторичных отклонений (в
том числе и зрительно-пространственных) приносит дополнительные трудности в речь ребенка, в овладение знаниями, и готовности к школьному обучению.
К шести годам по мнению Т.Б. Филичевой, при нормально развивающем онтогенезе, у детей уже должны быть сформированы зрительнопространственные функции: зрительный гнозис, зрительный анализ и синтез,
пространственные представления, зрительно-моторная координация и др.
А.В. Семенович, А.Н. Корнев утверждают, что у старших дошкольников присутствуют не только нарушения речи, но и отклонения в развитие неречевых психических функций, в том числе и зрительно-пространственных
представлений. Это в который раз показывает системный характер психического развития, тесную взаимосвязь речевых и неречевых психических процессов.
Как утверждает Э.Г. Симерницкая, трудности в овладение зрительнопространственными функциями приводят к неумению дифференцировать
зрительные образцы букв и цифр, к оптическим дислексиям и дисграфиям, к
дискалькулиям, при таких трудностях школьная адаптация детей затрудняется, это отрицательно влияет на формирование личности. Таким образом формирование зрительно-пространственных функций является одним из условий
успешной подготовки детей к школе.
Для оптимизации процесса обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста по мнению С.П. Ефимовой, необходимо целенаправленное изучение психологических особенностей детей, выявление и определениекачественного характера нарушений психического развития, в связи с этим
заслуживают внимания вопросы, касающиеся выявления психологических
механизмов нарушений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Зрительно-пространственные функции это очень сложная система психики человека (А.Ф Литвинова, Т.Н. Визель, А.Р. Лурия). Зрительно - пространственные функции рассматриваются как представления о пространстве
и пространственно - временных отношениях, а именно это: величина, форма,
расположении объектов, их передвижение и вращение т.д.
Анализ научно-методической литературы показал, что освоение ребенком пространства происходит постепенно за счет его двигательной активности, начиная с ползания и заканчивая бегом.
Зрительное восприятие является наиболее «опредмеченным», объективированным восприятием человека. Именно поэтому оно имеет очень большое значение для познания и для практического действия. Способность к
пространственной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин,
овладением математическими операциями, пониманием условий задач и со
всей познавательной деятельностью в целом. Следует отметить значительную роль пространственных представлений для овладения детьми письменной речью (А.Р. Лурия). Достаточный уровень сформированности пространственных представлений является одной из предпосылок становления этого
вида речи. Несформированность пространственных представлений ведет к
ошибкам, которые проявляются на разных языковых уровнях – уровнях буквы, слога, слова, фразы, текста; отрицательно влияет на процесс формирования лексико-грамматической стороны речи, словесно-логического мышления.
Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева, представляют данные исследований,
свидетельствующих о том, что у 15–20% будущих первоклассников развитие
оптико-пространственных функций не готово к решению задач школьного
обучения.


Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей /
Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. М.: Издательство «Просвещение», 2006. 291с.
2. Ахутина, Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных
функций: учебное пособие для студентов вузов / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. М.: Академия, 2003. 64 с.
3. Балашова, Е.Ю. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы / Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. М.: Генезис,
2014. 70 с.
4. Безруких М.М. Готов ли ребёнок к школе? Методические рекомендации / М.М. Безруких. М.: Вентана – Граф, 2009. 64с.
5. Брагинский, В.Л. Почему не каждому даётся грамота? / В.Л. Брагинский. М.: Просвещение, 2005. 264 с.
6. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель. М.: Астрель,
2005. 384 с.
7. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 154 с.
8. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова; под ред.
И.Ю. Левченко. М.: Книголюб, 2008. 96 с.
9. Воронова, Л.В. Преодоление и предупреждение ошибок при чтении и письме в классах коррекции / Л.В. Вершинина // Начальная школа.
2004. №12. С. 84-89.
10. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский.
М.: Эксмо, 2004. 512 с.
11. Галкина, О.И. Развитие пространственных представлений у детей
в начальной школе / О.И. Галкина. М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР. 2000. 90с.Голод, В.И. Особенности переработки зрительной информации у
детей младшего школьного возраста / В.И. Голод // Дефектология. 2004. №5.
С. 73-76.
13. Дубровинская, Н.В., Психофизиология ребёнка: Учебное пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер,
М.М. Безруких. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 144с.
14. Дурманова, Е.К. Коррекционно-развивающая работа по развитию
пространственных представлений старших дошкольников / Е.К. Дурманова,
Е.С. Ерзунова, А.В. Раевская // Вестник Вологодского государственного
университета. Серия: Гуманитарные, общественные, педагогические науки.
2017. №1 (4). С. 85-88
15. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, научн. ред.
О.В. Защиринская. СПб.: Издательство «Речь», 2011. 180с... 50

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ