Введение 4
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования сделок с производными финансовыми инструментами на внебиржевых рынках 15
1.1. Правовое определение производных финансовых инструментов 15
1.2. Особенности заключения сделок с производными финансовыми
инструментами 29
1.2.1. Виды производных финансовых инструментов 29
1.2.2. Биржевая и внебиржевая торговля ПФИ 38
1.2.3. Цели использования производных финансовых инструментов 45
1.3. Роль внебиржевых производных финансовых инструментов в мировом
экономическом и финансовом кризисе 2007-2008 гг 52
Глава 2. Реформа рынка производных финансовых инструментов в контексте
правового регулирования финансовых рынков в ЕС 70
2.1. История развития рынков внебиржевых ПФИ в свете становления и
эволюции единого финансового рынка ЕС 70
2.2. Общая характеристика реформы рынка производных финансовых
инструментов в ЕС. Правовой ответ ЕС на мировой экономический и финансовый кризис 2007-2008 гг 82
2.3. Надзор за рынками внебиржевых ПФИ в ЕС 98
Глава 3. Реализация реформы рынка производных финансовых инструментов в ЕС 110
3.1. Пре- и посттрейдинговые обязательства сторон производных
финансовых инструментов 110
3.1.1. Особенности осуществления клиринга производных финансовых
инструментов 110
3.1.2. Предоставление информации торговым репозитариям 129
3.1.3. Заключение договоров с ПФИ на биржевом и внебиржевом
пространстве 135
3.1.4. Механизмы снижения рисков, связанных с ПФИ 148
3.2. Правовое регулирование отдельных видов производных финансовых
инструментов 154
3.3. Правовое регулирование трансграничных сделок с внебиржевыми ПФИ 163
Заключение 181
Список использованных источников 187
Актуальность темы диссертационного исследования
Несовершенство функционирования рынка производных финансовых инструментов (далее - ПФИ) стало одной из причин развития мирового экономического и финансового кризиса 2007-2008 гг. Ошибки в использовании кредитных и процентных ПФИ в США способствовали образованию финансового «пузыря». Банковские и страховые учреждения осуществляли высокорискованные операции, которые привели их к банкротству. В силу глобализации кризисные процессы, зародившиеся в западном полушарии, затронули и Евросоюз, экономика которого погрузилась в глубокую стагнацию. Для преодоления негативных последствий и предотвращения новых кризисов требовалось установление жесткого контрольно-регулятивного режима: лидеры Группы двадцати взяли на себя обязательства по введению требований к заключению договоров с ПФИ. Данные положения легли в основу различных нормативно-правовых актов, регулятивных стандартов и иных документов, разработанных международными организациями и структурами, такими как Совет по финансовой стабильности, Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Международная ассоциация свопов и деривативов (ISDA) и др. Упомянутые документы были использованы государствами для создания национального законодательства и наднациональных нормативно¬правовых актов.
Первой страной, инициировавшей реформу ПФИ, стали США: в 2010 г. был принят «Закон Додда-Франка» (The Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act). Процесс разработки правил заключения договоров с ПФИ в Евросоюзе был запущен в 2009 г., в его рамках был одобрен ряд нормативно-правовых актов и создан надзорный орган.
В связи с этим тема настоящего исследования представляется актуальной в силу следующих причин.
1. Рынок внебиржевых ПФИ является крайне привлекательным для инвесторов. По подсчетам Европейского органа по ценным бумагам и рынкам, по состоянию на начало 2020 года объем рынка ПФИ в ЕС превышал 735 трлн. евро. При этом около 90% сделок заключаются на внебиржевом пространстве. Рынок показывает устойчивый рост, что говорит о высокостабильном интересе к данным операциям со стороны как финансовых, так и нефинансовых учреждений.
2. Опыт Евросоюза представляет особый интерес при разработке правового регулирования рассматриваемых правоотношений «с нуля»: в настоящем диссертационном исследовании рассматривается правовая форма регулирования в диалектике - с момента имплементации первых актов, которые косвенно затрагивали функционирование рынков ПФИ, до находящегося в постоянном движении современного пакета НПА. Стоит отметить, что до 2010 года ПФИ фактически находились вне правового поля ЕС. Новизна всего массива рассматриваемых правовых норм ЕС порождает ряд вопросов, на которые автор дает ответ в рамках этой работы. Почему Группа двадцати в 2009 году предложила определенное регулирование ПФИ? Как данные обязательства были отражены в нормативно-правовых актах ЕС? Каково будущее правового регулирования ПФИ в ЕС и какие требования выдвигаются к участникам рынка?
3. Несмотря на то, что с момента начала реформы рынка внебиржевых ПФИ в ЕС прошло более десяти лет, сам процесс нельзя назвать завершенным: регулирование этой области общественных отношений постоянно совершенствуется, а правовые нормы пересматриваются компетентными органами в зависимости от потребностей финансового рынка. Институты и специализированные органы ЕС опираются на гибкий поход, который устраивает как участников финансового рынка, так и государства- члены ЕС.
4. Правовое регулирование внебиржевых ПФИ преследует цель повышения устойчивости участников рынка к кризисам и прочим внешним дестабилизирующим факторам, обеспечения их прозрачности, привлекательности и информационной эффективности.
Степень научной разработанности темы диссертации в российской юридической литературе относительно низкая. Сравнительно небольшое число российских авторов посвятили свои научные труды проблемам регулирования внебиржевых ПФИ. Среди отечественных научных работ, направленных на исследование правовой сущности ПФИ, можно отметить диссертацию на соискание степени к.ю.н. Ивановой Е.В. «Правовая квалификация деривативов» (2006 г.), диссертацию на соискание степени к.ю.н. Меркуловой Л.А. «Финансово-правовые аспекты операций с производными финансовыми инструментами (деривативами)» (2011 г.), а также научные статьи Селивановского А.С. Вопрос правового регулирования операций с внебиржевыми ПФИ в ЕС остается в российской науке малоизученным, что повышает ценность проведенной автором работы.
Объектом исследования в настоящей работе выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения сделок с ПФИ на внебиржевом рынке в ЕС между участниками рынка, а также деятельность ЕС по правовому регулированию данных отношений. В объект исследования входят отношения между сторонами договора, наднациональными органами, торговыми площадками, центральными контрагентами и торговыми репозитариями.
Предметом исследования являются материальные нормы европейского права (учредительные договоры ЕС, нормативно-правовые акты институтов ЕС), практика Суда ЕС, аналитические доклады международных и европейских специализированных финансовых органов.
Целью работы является изучение и проведение комплексного исследования реформы рынка внебиржевых ПФИ в ЕС посредством выявления свойств и характеристик, присущих источникам правового регулирования, а также анализ правоприменительной практики. Для достижения поставленной цели автором были выделены следующие задачи:
• раскрыть юридическую сущность ПФИ и изучить особенности определений договора, закрепленных в нормативно-правовых актах ЕС и национальном праве отдельных государств, а также в академических работах;
• выявить особенности заключения сделок с внебиржевыми ПФИ, в частности: виды договоров, характерные черты операций с ними на бирже и вне биржи, а также цели использования ПФИ;
• определить степень влияния внебиржевых ПФИ на развитие мирового экономического и финансового кризиса 2007-2008 гг.;
• рассмотреть динамику правового регулирования рынков ПФИ в контексте становления финансовых рынков Евросоюза, выделить основные направления реформы рынка внебиржевых ПФИ в ЕС в посткризисный период;
• выявить особенности надзора за рынками внебиржевых ПФИ в ЕС;
• установить особенности осуществления клиринга ПФИ в ЕС, предоставления информации торговому репозитарию и применения методов снижения рисков;
• обозначить особенности заключения трансграничных договоров в
отношении ПФИ и рассмотрения связанных с ними споров.
Теоретической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых в области европейского права, посвященные общетеоретическим аспектам права ЕС, финансовым рынкам ЕС, производным финансовым инструментам, рынкам внебиржевых ПФИ, а также научные работы теоретико-правового характера, среди которых можно выделить исследования Абашидзе А.Х., Бекяшева К.А., Бирюкова М.М., Буренина А.Н., Вылегжанина А.Н., Калиниченко П.А., Касьянова Р.А., Капустина А.Я., Кашкина С.Ю., Колосова Ю.М., Лабина Д.К., Меркуловой Л.А., Мещеряковой О.М., Ручкиной Г.Ф., Селивановского А.С., Семилютиной Н.Г., Топорнина Б.Н., Шеленковой Н.Б., Шохина С.О., Энтина Л.М., Энтина М.Л.
В зарубежной литературе вопросы правового регулирования рынков ПФИ и финансовых рынков в ЕС были исследованы следующими авторами: Анденас М., Берри Э., Бернард К., Ваймеерш Е., Везерилл С., Вейл Р., Де Бурка Г., Дэвис К., Крейг П.П., Листа А., Молони Н., Пирс С., Схаммо П., Тоблер К., Уолкер Г.А., Ферран Э., Феррарини Г., Хентенс М., Харткамп А., Харти Т.С., Чалмерс Д., Шутзе Р.
Основную нормативную и эмпирическую базу исследования составили правовые акты Европейского союза. Речь идет, в первую очередь, об учредительных договорах ЕС в актуальных редакциях: Договоре «Об учреждении Европейского экономического сообщества» 1957 г., Договоре «О Европейском союзе» 1992 года. В результате начатой в начале 2010-х гг. реформы был разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, относящихся к вторичному праву ЕС, которые являются центральными для настоящей работы: Регламент № 648/2012/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС «О внебиржевых производных финансовых инструментах, центральных контрагентах и торговых репозитариях» от 04.07.2012 (далее - Регламент № 648/2012/ЕС), Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2014/65/ЕС «О рынках финансовых инструментов» от 15.04.2014 (далее - Директива № 65/2014/ЕС) и Регламент Европейского парламента и Совета ЕС № 600/2014/ЕС «О рынках финансовых инструментов» от 15.04.2014 (далее - Регламент № 600/2014/ЕС). Важную роль играют технические и регулятивные стандарты, развивающие положения указанных выше правовых актов ЕС. В основу настоящей работы также легли решения Суда ЕС по вопросам совершения операций с ПФИ и относительно полномочий европейских институтов и финансовых органов. Были использованы различные статистические, аналитические и информационные материалы институтов и специализированных финансовых органов ЕС.
Методы исследования. Исследование основывается на диалектическом методе научного познания, в рамках которого применялись общенаучные методы: логический, системный, структурно-функциональный, исторический, лингвистический и социологический. В своей работе автор опирается на частнонаучные методы исследования: сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой.
Научная новизна работы определяется темой диссертационного исследования и низкой степенью разработанности изучаемой проблемы в России. В российской науке отсутствуют комплексные исследования правового регулирования внебиржевых ПФИ в ЕС. Несмотря на то, что финансовые рынки в ЕС были изучены российскими исследователями, сегмент ПФИ, а также комплекс мер, принятый с 2011 г., обратил на себя внимание относительно узкого круга ученых. Автором были впервые рассмотрены такие вопросы европейского финансового права, как деятельность Европейского органа по ценным бумагам и рынкам в сфере разработки правового регулирования внебиржевых ПФИ, клиринг центрального контрагента, предоставление информации торговому репозитарию. Был произведен анализ нововведений, основанный на многогранном изучении проблемы. Анализируемые нормативно-правовые акты ЕС в сфере ПФИ были приняты после 2011 г. и продолжают претерпевать поправки с учетом практики применения определенных правовых процедур; принимаются технические и регулятивные стандарты и другие документы технического характера, развивающие положения Регламента № 648/2012/ЕС.
Научная новизна проявляется в следующих выносимых на защиту положениях.
1. Последствия мирового экономического и финансового кризиса 2007-2008 гг. стали отправной точкой начала реформы внебиржевых рынков ПФИ. Кризис выявил основные проблемы, которые характеризовали мировые и европейские финансовые рынки ЕС в тот период. Среди них - отсутствие стабильности, наличие системных рисков и асимметричное развитие. Комплексный анализ выявленных проблем и причин их возникновения позволил принять превентивные меры для предотвращения последующих кризисов, которые нашли отражение в новых нормативно¬правовых актах ЕС. Центральным документом реформы стал Регламент № 648/2012/ЕС. Введение требований к участникам договоров о прохождении клиринга, предоставлении информации торговым репозитариям и заключении сделок на регулируемых площадках должно способствовать повышению прозрачности на рынках.
2. Европейский союз не стремится к универсальному распространению обязательств по клирингу, репортингу и заключению договоров на регулируемых площадках на всех участников рынка. Установлены относительно высокие клиринговые пороги, что освобождает некоторые категории компаний от выполнения требований. В связи с этим для дополнительного обеспечения стабильности финансовых рынков в ЕС были предусмотрены методы снижения рисков, использование которых является обязательным для всех участников рынка вне зависимости от их категории.
3. Кредитно-дефолтные свопы - это один из видов ПФИ, применение которого существенно отразилось на развитии мирового экономического и финансового кризиса 2007-2008 гг. Риски, сопряженные с использованием данного финансового инструмента, заставили законодателя обратить внимание на кредитно-дефолтные свопы в первую очередь. Регулирование операций с данным ПФИ в ЕС отличается особо строгими правилами: был введен двухуровневый режим прозрачности, в соответствии с которым участники рынка должны докладывать о транзакциях с КДС не только национальным компетентным органам, но и Европейскому органу по ценным бумагам и рынкам; установлены повышенные клиринговые пороги, а также осуществляется дополнительный контроль за предоставлением информации торговым репозитариям.
4. ПФИ широко применяются в трансграничных сделках. Большую роль в регулировании ПФИ играет Международная организация свопов и деривативов. Одним из главных достижений Организации является разработка Рамочного договора 2002 г., на основании которого заключается 85% сделок по всему миру. При разрешении вопросов, связанных с трансграничными ПФИ, необходимо руководствоваться нормами международного частного права. В частности, трудности может вызвать выбор центрального контрагента, торгового репозитария, права, применимого к договору, а также компетентного судебного учреждения. В отсутствие выбора сторон в отношении права определенного государства, применяется метод характерного исполнения или наиболее тесной связи. Комплексная природа и инновационный характер договоров ПФИ делают сложным применение коллизионных привязок по аналогии.
5. Европейский орган по ценным бумагам и рынкам (ЕОЦБР) играет координирующую, регулятивную и надзорную роль в вопросах регулирования ПФИ в ЕС. При участии ЕОЦБР происходит разработка специальных нормативно-правовых актов ЕС. Важными полномочиями ЕОЦБР также являются лицензирование деятельности клиринговых учреждений и торговых репозитариев, осуществление контроля за торговыми площадками, общий анализ рынка ПФИ и присущих ему рисков.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что на основе проведенного анализа выявлены новые подходы к регулированию внебиржевых ПФИ в праве ЕС, комплексно изучена важная для осмысления развития любого финансового рынка (национального, регионального, международного) проблематика.
Результаты исследования носят важный практический характер. Процесс реформы правового регулирования рынков ПФИ в России и ЕАЭС не завершен. В России в последние годы была проведена значительная работа, направленная на создание детальной правовой базы регулирования ПФИ, которая не привела к принятию специального законодательства. Часть предложений, подготовленных экспертами, нашла отражение в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ. На начальных этапах находится гармонизация национального законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере регулирования финансовых рынков, включая область регулирования операций с ПФИ.
Результаты исследования могут быть использованы в рамках разработки, совершенствования или дополнения российского законодательства и права ЕАЭС.
Комплексный характер работы позволяет использовать ее в образовательных целях.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Диссертация была подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре европейского права МГИМО.
Результаты диссертационного исследования были представлены автором в ходе выступления перед студентами Гаагской академии международного права в рамках стажировки в 2016 г. Автор выступил с докладом на X Международном конвенте РАМИ в МГИМО МИД России на тему правового регулирования ПФИ на внебиржевом рынке ЕС.
По теме диссертации автором были опубликованы следующие статьи (некоторые в соавторстве) в рецензируемых научных изданиях (перечень ВАК):
1. Кригер А.М. История появления и правового регулирования производных финансовых инструментов // Евразийский юридический журнал. 2016. № 6 (97). С.114-116.
2. Кригер А.М., Касьянов Р.А. Особенности правового регулирования внебиржевых производных финансовых инструментов в ЕС // Финансовое право. 2016. № 9. С. 28-32.
3. Кригер А.М. Обзор изменений в регулировании производных финансовых инструментов в соответствии с директивой № 2014/65/ЕС «О рынках финансовых инструментов» // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. № 2 (11). C. 146-153.
4. Кригер А.М. Предполагаемые правовые последствия выхода Великобритании из ЕС на рынке производных финансовых инструментов // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2017. № 4. С. 37-45.
5. Кригер А.М. Роль Европейского органа по ценным бумагам и рынкам в регулировании рынка внебиржевых производных финансовых инструментов // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 3 (12). С. 105-111.
6. Кригер А.М. Особенности правового регулирования кредитно-дефолтных свопов в Европейском союзе // Международное право. 2018. № 1. С. 8-18.
7. Кригер А.М. Производные финансовые инструменты как катализатор мирового финансового кризиса 2007-2008 гг. // Финансовое право и управление. 2018. № 1. С. 52-63.
8. Кригер А.М. Особенности осуществления клиринга внебиржевых производных финансовых инструментов в Европейском союзе // Российский журнал правовых исследований. 2019. № 1 (18). С. 116¬126.
Научные статьи в изданиях, входящих в международную реферативную базу данных SCOPUS:
9. Kasyanov R., Kriger A. Towards Single Market in Financial Services: Highlights of the EU and the EAEU Financial Markets Regulation // Russian Law Journal. № 8(1). 2020. С. 111-137.
Структура диссертации обусловлена объектом, целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав (объединяющих 9 параграфов), заключения, списка использованных источников.
В ходе проведенного исследования было установлено следующее.
1. Теоретические и общеправовые определения понятия и сущности производных финансовых инструментов как в юридической литературе, так и в законодательных актах не отличается единообразием, что ведет к асимметричному правовому регулированию в различных государствах и правовых системах, усложняет гармонизацию или создание международного регулирования данного договора.
Западные формулировки отличаются размытостью, в то время как российским определениям присуща большая правовая точность и детализированность. Автором была предложена следующая дефиниция ПФИ: это договор, заключаемый между двумя или более сторонами, которые обязуются выполнить определенные действия в зависимости от количественных или качественных показателей базового актива по состоянию на определенный момент в будущем. Важнейшим элементом договора ПФИ является базовый актив, в отношении которого стороны обязуются осуществить те или иные действия. Договоры ПФИ имеют алеаторную природу, что проявляется в отсутствии уверенности сторон в результате их соглашения. Несмотря на это, договоры не могут быть квалифицированы как пари, и по закону они обеспечиваются судебной защитой. ПФИ - это не изобретение новейшего времени, а договор, применявшийся на протяжении длительного времени по всему миру.
2. В работе были выделены следующие особенности заключения сделок с ПФИ. Широко распространенными договорами являются фьючерсы, форварды, опционы и свопы. В настоящее время заключение договоров с данными финансовыми инструментами происходит как на бирже, так и вне нее. При этом договоры, заключаемые на биржах или регулируемых площадках, являются стандартизированными договорами и отличаются большей степенью защищенности. Биржевые договоры сопровождаются обязательным прохождением клиринга. В то же время внебиржевые договоры предоставляют сторонам большую свободу и гибкость в выборе удобных условий, что сопряжено с отсутствием контроля и большими рисками для сторон, которые самостоятельно несут ответственность по сделке. Тем не менее, стремительное развитие рыночной инфраструктуры в последнее десятилетие привело к размытию понятий биржи и регулируемого рынка: появляются новые гибридные платформы, которые с юридической точки зрения относятся к внебиржевому рынку, а по факту предоставляют услуги, аналогичные классическим биржам. Основными целями использования ПФИ являются хеджирование, арбитраж и спекуляция. Определение цели использования договора играет важную роль в связи с распространением на спекулятивные договоры требований об осуществлении клиринга.
4. Правовые отношения в сфере производных финансовых инструментов находятся в постоянной динамике: исследование, проведенное в настоящей работе, показало, что за последние тридцать лет как сами договоры, так и специфика правового регулирования отрасли претерпели колоссальные изменения. Участниками рынков ПФИ изобретаются новые инструменты, новые способы обеспечения исполнения обязательств. Государствами, с другой стороны, вводятся дополнительные требования в целях повышения прозрачности на рынках и увеличения прозрачности. Если еще в 2007 г. правовое регулирование рынка внебиржевых ПФИ практически отсутствовало, то сейчас можно говорить о комплексе нормативно-правовых актов как на национальном, так и международном уровне. Во многих государствах Евросоюза было разработано законодательство, в фокусе которого находится регулирование ПФИ, или же были внесены изменения в имеющиеся законы и подзаконные акты. На уровне ЕС были приняты Регламент №648/2012/ЕС, являющийся центральным элементом регулирования рынка ПФИ в ЕС, а также Директива 65/2014/ЕС и Регламент 600/2014/ЕС, посвященные рынкам финансовых инструментов в целом, но затрагивающие важнейшие аспекты функционирования рынков внебиржевых ПФИ.
5. Мировой экономический и финансовый кризис 2007-2008 гг. обратил внимание законодателя на важность регулирования ПФИ, так как ошибки и недобросовестное использование инструментария сказались на национальной и мировой экономике. Большие объемы рынка внебиржевых ПФИ, отсутствие прозрачности и низкое качество финансовых инструментов усугубили экономическую ситуацию. С 2009 г. были запущены процессы по регламентации сделок с ПФИ посредством мягкого права, которое впоследствии было имплементировано в национальное законодательство государств-участников Группы двадцати и других заинтересованных государств.
6. Последствия экономического и финансового кризиса выразились в следующих проблемах, присущих регулированию рынка ПФИ в ЕС: отсутствие стабильности, наличие системных рисков и асимметричное развитие. В целях нормализации функционирования рынка в ЕС была запущена реформа финансовых рынков. Еврокомиссия наделила полномочиями по разработке плана действий Группу под предводительством Жака де Ларозьера. Группой был подготовлен отчет, содержавший планы по регулированию финансовых рынков и ПФИ в ЕС. Теоретическое обоснование реформы нашло отражение в нормативно-правовых актах, которые формируют базу правового регулирования финансовых рынков в ЕС. В первую очередь, речь идет о Регламенте № 648/2012/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС «О внебиржевых производных финансовых инструментах, центральных контрагентах и торговых репозитариях» от 04.07.2012, в фокусе которого находятся непосредственно ПФИ, а также Директиве и Регламенте «О рынках финансовых инструментов».
Европейский орган по ценным бумагам и рынкам (ЕОЦБР) играет координирующую и надзорную роль на рынках ПФИ в ЕС. Под руководством органа происходит разработка нормативно-правовых актов, предоставление разрешения на ведение деятельности клиринговым учреждениям и торговым репозитариям, контроль за торговыми площадками, а также общий анализ рынка ПФИ и присущих ему рисков.
7. Нововведения затронули следующие аспекты заключения договоров ПФИ. Все участники рынка ПФИ были разделены на финансовых и нефинансовых контрагентов на основании их деятельности, а также в зависимости от количества заключаемых ими сделок на ежедневной или месячной основе. Финансовые учреждения и некоторые нефинансовые контрагенты (активные участники рынка, регулярно вступающие в сделки с ПФИ), выполняют обязательства, предусмотренные законодательством, при условии превышения ими клирингового порога. В соответствии с международными договоренностями в ЕС был введен клиринг центрального контрагента - процедура, посредством которой центральный контрагент вступает в сделку ПФИ, совершая новацию договора. Клиринг является признанным средством обеспечения стабильности и безопасности рынка ПФИ, использование которого благоприятно сказывается как на непосредственных участниках рынка, так и на показателях экономики в целом.
Предоставление информации торговому репозитарию является также неотъемлемым атрибутом совершения операций на рынке ПФИ. После заключения договора как финансовые, так и нефинансовые контрагенты обязаны предоставлять торговому репозитарию необходимую информацию относительно договора.
Важной особенностью развития регулирования рынка ПФИ стало введение правила об обязательном заключении сделок на одном из четырех видов регулируемых площадках: регулируемом рынке, многосторонней торговой площадке, организованной торговой площадке или иностранной регулируемой площадке, признанной в ЕС.
В 2019 году после длительных обсуждений было принято решение об освобождении малых финансовых контрагентов от указанных выше обязательств в связи с тем, что их деятельность не может существенно сказаться на функционировании финансовых рынков.
8. Анализ обязательств участников рынка ПФИ показал, что ЕС не придерживался идеи всеобщего распространения обязательств по клирингу, репортингу и заключению договоров на регулируемых площадках на всех участников рынка. В связи с этим были установлены относительно высокие клиринговые пороги, что освобождает определенные компании от обязательств. Поэтому для дополнительного обеспечения стабильности финансовых рынков Евросоюза были предусмотрены методы снижения рисков, использование которых является обязательным для всех участников рынка вне зависимости от их категории.
9. Кредитно-дефолтные свопы - это один из видов ПФИ, применение которого существенно отразилось на развитии мирового экономического и финансового кризиса 2007-2008 гг. Риски, сопряженные с использованием данного финансового инструмента, заставили законодателя обратить внимание на кредитно-дефолтные свопы в первую очередь. Регулирование данного ПФИ отличается особо строгими правилами, которые, тем не менее, не противоречат общему финансовому законодательству ЕС.
10. ПФИ широко применяются в трансграничных сделках. Большую
роль в частноправовом регулировании ПФИ играет Международная организация свопов и деривативов. Одним из главных достижений Организации является разработка рамочного договора в 2002 г., с
применением которого заключаются 85% сделок. Документом закладывается правовая основа для долгосрочного сотрудничества между участниками рынка. При разрешении вопросов, связанных с трансграничными ПФИ, необходимо руководствоваться нормами международного частного права. Среди проблем, требующих прояснения, - определение центрального контрагента, торгового репозитария, права, применимого к договору, а также компетентного судебного учреждения. В отсутствие выбора сторон в отношении права одного государства, применяется метод характерного исполнения или наиболее тесной связи. Комплексная природа и инновационный характер договоров ПФИ усложняют применение коллизионных привязок по аналогии.
11. ПФИ являются важным частноправовым договором, широко применимым в коммерческом обороте. Современное регулирование, несмотря на его стремительное появление и наличие некоторых недочетов, создает благоприятные условия для ведения бизнеса в данной сфере, а также для обеспечения безопасности и стабильности финансовых систем государств. Разработка законодательства осуществляется с учетом мнений реальных участников рынка, что говорит о возможности финансовых и нефинансовых контрагентов повлиять на формирование ландшафта правового регулирования рынков ПФИ.
1. Римская Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам от 19.06.1980 г. [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/901889343 (Дата обращения: 14.05.2018 г.).
2. Code of Standard Wording, Assumption and Provisions for
Swaps. 1985. ISDA. [Электронный ресурс]
https://www.rbccm.com/assets/rbccm/docs/legal/doddfrank/Documents/ISD ALibrary/1985%20Code%20of%20Standard%20Wording%20- %20Assumptions%20and%20Provisions%20for%20Swaps.pdf (Дата
обращения: 14.05.2018 г.).
3. International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards (Basel II Framework). 2004. Bank for International Settlements [Электронный ресурс] https://www.bis.org/publ/bcbs118.pdf (Дата обращения: 28.05.2018 г.).
4. Recommendations for Central Counterparties. Consultative
Report. BIS. 2004. [Электронный ресурс]
https://www.bis.org/cpmi/publ/d61.pdf (Дата обращения: 06.04.2018 г.).
5. International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards (Basel II Framework). 2004. Bank for International Settlements [Электронный ресурс] https://www.bis.org/publ/bcbs 118.pdf (Дата обращения: 28.05.2018 г.).
6. Basel II: International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: a Revised Framework [Электронный ресурс] https://www.bis.org/publ/bcbs107.pdf (Дата обращения: 29.05.2018 г.).
7. Statistical release. OTC derivatives statistics at the end-June
2016. BIS. November 2016. [Электронный ресурс]
https://www.bis.org/publ/otc hy1611.pdf (Дата обращения: 27.05.2018 г.).
8. Principles for financial market infrastructures, CPSS - IOSCO, 2012. [Электронный ресурс] http: //www.bis. org/cpmi/publ/d 101a. pdf. (Дата обращения: 06.04.2018 г.).
II. Нормативно-правовые акты ЕС
9. Consolidated version of the Treaty on the European Union. OJ
C 326. 26.10.2012. P. 13-390 [Электронный ресурс] https://eur-
lex.europa.eu/search.html?qid=1526289657256&whOJ=NO OJ%3D326,Y EAR OJ%3D2012&type=advanced&lang=en&SUBDOM INIT=ALL AL L&DB COLL OJ=oj-c (Дата обращения: 14.05.2018 г.).
10. Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union. OJ C 326. 26.10.2012. P. 47-390. [Электронный ресурс] https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:12012E/TXT (Дата обращения: 14.05.2018 г.).
11. Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council of 28 January 2003 on insider dealing and market manipulation (market abuse). OJ l 96. P. 16-25.
12. Directive 2004/39/EC of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on markets in financial instruments amending Council Directives 85/611/EEC and 93/6/EEC and Directive 2000/12/EC of the European Parliament and of the Council and repealing Council Directive 93/22/EEC. OJ L 145. 30.04.2004. P. 1-44.
13. Directive 2006/48/EC of the European Parliament and of the Council of 14 June 2006 relating to the taking up and pursuit of the business of credit institutions. OJ L 177. P. 1-200.
14. Directive 2014/65/EU of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on markets in financial instruments and amending Directive 2002/92/EC and Directive 2011/61/EU. OJ L 173. P. 349-496.
15. Directive 2014/91/EU of the European Parliament and of the Council of 23 July 2014 amending Directive 2009/65/EC on the coordination of laws, regulations and administrative provisions relating to undertakings for collective investment in transferable securities (UCITS) as regards depositary functions, remuneration policies and sanctions. OJ L 257. P. 186-213.
...259