Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КАТАЛОГИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №179320

Тип работы

Диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы153
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ 13
1.1. Сущность и характеристики современной системы государственного управления закупочной деятельностью 13
1.2. Механизм каталогизации как элемент обеспечения прозрачности в
системе государственных закупок 27
1.3. Потенциал использования инструментов каталогизации в управлении
закупочной деятельностью 43
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАТАЛОГИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ
ЗАКУПОК В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 58
2.1. Анализ структуры и состава реквизитов каталога товаров, работ, услуг в
Единой информационной системе в сфере государственных закупок 58
2.2. Обоснование подходов к формализации показателей каталога объектов
закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации 69
2.3. Разработка процедур мониторинга состояния и проведения контрольных
процедур в системе государственного управления закупками 85
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНСТРУМЕНТАРИЯ КАТАЛОГИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЗАКУПОК 97
3.1. Оценка эффективности процедуры формирования сборника номенклатуры и цен в системе закупочной деятельности 97
3.2. Выявление отраслевых параметров в каталогах товаров, работ, услуг для
определения закупок по нерыночным условиям 108
3.3. Разработка рекомендаций по расширению участия субъектов малого и среднего бизнеса и социально-ориентированных некоммерческих
организаций в системе государственных закупок 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 137


Актуальность темы исследования. Совершенствование системы государственных закупок на основе повышения конкуренции, борьбы с недобросовестными практиками и развития правовых оснований является важной задачей государственного управления по развитию контрактной системы. С момента вступления в силу в 2013 году принципиально нового закона о государственных закупках № 44-ФЗ доля закупок, осуществленных посредством конкурентных способов выбора поставщика, значительно выросла. В целях противодействия коррупции и исключения возможности нецелесообразного использования бюджетных средств, введены требования по нормированию закупок, закупки переведены в электронный формат, что способствует обеспечению реализации принципов контрактной системы, развитию института внешнего контроля в сфере закупок, в том числе со стороны общества. Однако при этом сохраняются проблемы обеспечения закупок на рыночных условиях, характерные для разных отраслей экономики (IT-продуктов, товаров массового спроса, канцелярских принадлежностей, продукции машиностроения и др.), в том числе создающие препятствия для участия в закупках малых и средних предприятий. Многолетняя трансформация модели российской контрактной системы посредством внедрения зарубежного опыта и передовых практик показывает, что одним из направлений обеспечения развития конкурентных отношений в контрактной системе должны стать унификация закупочных процедур внедрения категорирования и каталогизации закупаемых товаров, работ и услуг как инструментов информационного обеспечения управленческих решений руководителей и специалистов по закупкам. Данные обстоятельства обуславливают научно-методологический и практический интерес и исследовательский выбор темы, его объект и предмет, определяют цели и задачи и, соответственно, его структуру.
Степень разработанности темы. Современное состояние и необходимость реформирования российской контрактной системы отмечается в работах российских исследований (Т.Ю. Абдалова, Ю.Г. Архипов, Е.Р. Борисова, И.И. Буркутов, А.А. Вершинина, Г.В. Дегтев, И.П. Гладилина, С.И. Гончаров, В.В. Горлов, М.В. Зинченко, А.В. Измякова, О.И. Лаврентьева, М.М. Магомадов, Н.А. Мамедова, П.А. Пашков, Р.Л. Поляков, О.В. Романова, Т.А. Рубинская, С.А. Сергеева, И.Б. Солтаханов, И.И. Смортицкая, А.В. Трофимовская, М.Г. Умнова, О.С. Шварцман и др.
Методологической и научно-практической базой при изучении механизмов формирования конкурентной среды и рыночных условий при государственных закупках послужили монографии и научные статьи российских ученых-экономистов и исследователей проблем
совершенствования отечественной контрактной системы в работах А.П. Ариончик, А.А. Бальсевич, В.А. Галанова, О.А. Гришиной, Е.Б. Лапиной, Г.В. Мягченко, Е.А. Подколзиной, О.В. Старых, С.В. Суровцева, М.А. Цыганковой, С.С. Цыганкова, М.Р.Б. Хадисова, С.Р. Шибаева и др.
Проведенный анализ результатов научных исследований показал, что методические вопросы, связанные с внедрением каталогизации имеют разнонаправленные подходы, кроме того, они ограничены законодательными ограничениями. Поэтому требуется разработка комплексного механизма совершенствования государственного управления закупочной деятельностью на основе каталогизации объектов закупок.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является развитие методического аппарата государственного управления закупочной деятельностью посредством инструментов каталогизации объектов закупок, что позволяет реализовать экспертные и контрольные процедуры для обеспечения реализации принципа конкурентности в государственных закупках и повышения эффективности функционирования контрактной системы в Российской Федерации.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
- обосновать значение каталогизации, стандартизации и категоризации объектов закупок в современной парадигме государственного управления закупочной деятельностью;
- выявить причины снижения эффективности применения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения прозрачности и конкурентности государственных закупок;
- систематизировать подходы к формализации показателей каталога объектов закупок для целей совершенствования государственного управления закупочной деятельностью;
- разработать контрольные процедуры в системе государственного управления закупками с использованием функционала каталогизации объектов;
- предложить модель оценки эффективности процедуры формирования
сборника номенклатуры и цен на объекты закупок;
- сформировать рекомендации для повышения конкурентности государственных закупок.
Объектом исследования является система органов и институтов публичного управления в сфере закупочной деятельности для государственных и муниципальных нужд.
Предметом исследования являются организационно-управленческие и экономические отношения, складывающиеся между участниками закупок в государственной контрактной системе на основе современных подходов к категорированию и каталогизации.
Теоретической и методологической базой исследования являются фундаментальные концепции и положения отечественных и зарубежных ученых в области государственного управления и управления государственными закупками. В работе использованы традиционные и современные концепции категорирования и каталогизации, инструменты контрактной системы. Теоретическую основу исследования составляют принципы стандартизации, категорирования и каталогизации товаров, работ, услуг для государственных нужд, зарубежные модели и передовые практики использования каталогов в контрактных системах. Исследование основано на применении методов научного познания (причинно-следственный анализ, сравнительный анализ и синтез, моделирование), а также методов статистического анализа для исследования состояния сферы государственных закупок в России.
Информационная база исследования представлена данными официальных интернет-сайтов исполнительных органов Российской Федерации, тематических исследований и обзоров общественных организаций, материалов научно-практических конференций, статей в научных журналах, посвященных тематике работы. В работе используются законодательные и нормативные акты Российской Федерации, доклады Федеральной антимонопольной службы и Департамента города Москвы по конкурентной политике.
Научная новизна исследования заключается в развитии методического обеспечения государственного управления закупочной деятельностью на основе принципов и инструментов каталогизации объектов закупок в парадигме дальнейшего совершенствования и повышения эффективности российской контрактной системы и обеспечения конкуренции в государственных закупках.
К числу наиболее существенных результатов, полученных лично автором диссертации и обладающих научной новизной, могут быть отнесены следующие:
- систематизированы методологические подходы к каталогизации, стандартизации и категоризации объектов закупок с учетом российского и международного опыта, что позволило обосновать значение унификационных характеристик в повышении прозрачности и конкурентности в государственной контрактной системе;
- определены причины снижения эффективности применения каталога товаров, работ, услуг, что позволило выявить отраслевые аспекты формирования позиций каталога для определения закупок по нерыночным условиям и установить ограничения по применению для участников государственных закупок;
- обобщены подходы к формализации показателей каталога объектов закупок для целей совершенствования государственного управления закупочной деятельностью, что позволяет сформировать инструментарий обеспечения потребностей государственных заказчиков в товарах, работах и услугах с необходимыми свойствами и характеристиками, а также механизм предотвращения проведению закупок на нерыночных условиях;
- разработаны механизмы проведения контрольных процедур в системе
государственного управления закупками с использованием функционала каталогизации объектов и на основе метода экспертных оценок, которые позволяют организовать мониторинг оценки уровня обеспечения конкуренции и реализацию алгоритма по категорированию закупок для организации процесса и повышения качества контрольно-ревизионных процедур в государственной закупочной деятельности;
- предложена модель оценки эффективности процедуры формирования
сборника номенклатуры и цен на объекты закупок, которая учитывает работу экспертных комиссий и полноты информации об объектах и способствует стимулированию спроса на внутреннюю продукцию при реализации принципов категорирования закупок;
- сформированы рекомендации для исполнительных органов власти в
целях повышения конкурентности государственных закупок,
включающие механизм мониторинга и информационной поддержки расширения участия субъектов малого и среднего бизнеса и социально¬ориентированных некоммерческих организаций в системе государственных закупок.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении, конкретизации и дополнении положений государственного управления закупочной деятельностью на основе каталогизации объектов закупок с применением принципы стандартизации, категорирования и каталогизации товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанных методик в процедурах государственного управления закупочной деятельностью в целях повышения прозрачности и уровня конкурентности закупок и снижения рисков как для заказчиков, так и для поставщиков. Результаты, разработанные в диссертации, могут быть использованы для уточнения и конкретизации положений о каталогизации объектов закупок, а также в практике деятельности исполнительных органов власти при решении задач реализации превентивных мероприятий по обеспечению рыночных условий при государственных и муниципальных закупках и реализации стратегических планов институционального развития контрактной системы в регионах Российской Федерации.
Апробация и публикация результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в 6 работах, в т.ч. 1 монографии, 3 статьях в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК, 2 статьи в журнале, индексированном в Scopus, и 1 статье в журнале, индексированном в Web of Science.
Гладилина И.П., Кадыров Н.Н. Современная модель каталогизации объектов закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков: Монография. М.: Изд-во КноРус, 2020. 116 с.
Гладилина И.П., Сергеева С.А., Кадыров Н.Н., Мельникова А.В., Строганова Е.В. Подготовка специалистов в сфере закупок к работе в условиях умной контрактной системы // Инновации и инвестиции, 2020, № 6, с. 96-99.
Гладилина И.П., Кадыров Н.Н., Строганова Е.В. Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха // Инновации и инвестиции, 2019, № 5, с. 62-64.
Прохоров А.В., Кадыров Н.Н. «Глобальная революция ценностей» в государственной службе // Вестник МГИМО-Университета, 2022, том 15, №1, с. 259-269, https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-1-82-259-269.
Sergeeva S.A., Kadyrov N., Stroganova E. Theoretical fundamentals and practice of formation of professional competencies of experts in the field of procurement for the use of statistical analysis results // Astra Salvensis, 2018, no. 6, pp. 159-169.
Stroganova Y., Kadyrov N., Prokhorov А. Matrix approach to managing of rationing in the public procurement // E3S Web of Conferences, 2021, vol. 284, no. 07024, https://doi.org/10.1051/e3sconf/202128407024.
Структура исследования. Текст диссертационной работы включает 155 страниц, 10 таблиц и 30 рисунков. Список использованных источников
включает 195 наименований.
Диссертационная работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и источников. В первой главе «Теоретико-методологические аспекты функционирования российской контрактной системы» представлены результаты исследования возможностей применения механизма каталогизации объектов закупок в системе государственного управления закупочной деятельностью, включая анализ зарубежного опыта. Во второй главе «Методические аспекты каталогизации объектов закупок в системе государственного управления закупочной деятельностью» представлен механизм современной единой
информационной системы государственных закупок в России, предложены подходы в части формализации показателей каталога объектов закупок и процедуры в системе государственного управления закупками с учетом внедрения каталогизации. В третьей главе «Развитие государственного управления закупочной деятельностью с использованием инструментария каталогизации объектов закупок» сформированы рекомендации по оценке эффективности процедуры формирования каталогов и расширению участия субъектов малого и среднего бизнеса и социально-ориентированных некоммерческих организаций в системе государственных закупок.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование и анализ институциональных особенностей и процессуального характера контрактной системы в России на современном этапе позволяет сформулировать ряд положений и выводов практического характера в части совершенствования закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков. Основные направления развития сферы закупок обусловлены расширением функционала информационных систем, применением технологий искусственного интеллекта, распространением приемов категорирования и каталогизации объектов закупок.
Так, применение категорирования и каталогизации товаров, работ и услуг по отраслевой принадлежности в сфере закупок позволит выявлять закупки на нерыночных условиях, повысить уровень конкуренции, снизить коррупционные риски, картельные сговоры, а также:
- снизить административные барьеры участия СМП и СОНКО в закупках, что приведет к совершенствованию механизма обеспечения конкурентоспособности закупок;
- увеличить количество экономически активных производителей товаров и услуг в сфере закупок.
Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена тем, что, несмотря значительные законодательные изменения и неоднократные преобразования контрактной системы, по материалам анализа данных сферы закупок Счетной Палатой Российской Федерации, из года в год наблюдается увеличение негативной тенденции в закупочной деятельности. Так, по итогам 2018 года объем государственных контрактов, заключенных с нарушениями, составил в размере 294,6 млрд. рублей, что превышает итоги 2017 года в 5,5 раза, но уже в 2020 году было выявлено нарушений на сумму в 108,5 млрд. рублей.
В целом в 2020 году (пандемийный период) наблюдалось снижение общего количества закупок - на 26,4% до 2,2 млн. закупок. При этом количество заключенных контрактов также снизилось, но на меньшую величину - на 6,5% и составило 3,4 млн. контрактов, но объем вырос до 8,9 трлн. рублей или на 7,7%
Каталогизация, стандартизация и категоризация товаров, работ и услуг является системообразующим элементом в функционирования российской контрактной системы и вносит существенный вклад в совершенствование государственного управления закупочной деятельностью. При основной задаче закупочной деятельности с позиции государственных заказчиков, т.е. обеспечения необходимыми товарами, работами и услугами в соответствии с их функционалом и потребностями, необходим контроль на входных стадиях процесса закупки, что и обеспечивает система каталогизации. Несмотря на действие системы стандартов в отношении классификаторов и каталогизации, оформления документации по предметам снабжения, также важно и последовательные шаги по повышению конкурентоспособности продукции национального производства на мировом рынке, включая адаптацию национальных стандартов и технических характеристик лучшим международным примерам.
Безусловно, наибольшее значение система каталогизации продукции имеет для высокотехнологичной продукции, а в условиях особенностей рынка государственного оборонного заказа с точки зрения ограниченности, а в большинстве случаев единственности покупателя (заказчика) военного назначения, именно для высокотехнологичной продукции военного назначения.
В ходе исследования установлено, что в настоящее время системы каталогизации продукции имеют более 70 стран мира, которые можно объединить в следующие международные системы: NCS (NATO Codification System) и PACS (Pacific Area Cataloguing System), функционирующие на одинаковых методологических принципах. В мировой практике успешных контрактных систем участие потенциальных заказчиков и исполнителей, т.е. участников закупочной деятельности, в процедурах актуализации каталога объектов закупок стимулирует конкуренцию в закупочных процессах.
Формирование системы каталогизации продукции в современной России, имея определенную базу в рамках командно-плановой системы, началось на рубеже XX и XXI веков, важным документом стала Концепция федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд. Данная Концепция декларировала такие задачи, которые должны были решаться для сокращения затрат на эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание ранее закупленной продукции, поддержки национальных производителей, формирования оптимального размера производственных и иных запасов, необходимых для бесперебойного выполнения функций государственных заказчиков, а также для обеспечения роста качества и конкурентоспособности отечественных производителей.
В Концепции введено понятие каталогизации продукции как многофункциональной управленческой деятельности на основе использования большого объема данных и информации, целью которой является решение задач повышения эффективности в системе государственного управления закупочной деятельностью, а именно, реализации единой политики закупок и унификации процессов в интересах удовлетворения потребностей государственных заказчиков, а также государственной технической политики по управлению качеством и номенклатурой продукции. Изначально в период формирования системы каталогизации был сформирован федеральный каталог, который разрабатывался экспертами Министерства обороны, Министерства внутренних дел Российской Федерации и другими ведомствами и государственными компаниями. Для обеспечения функционирования Федеральной системы каталогизации был разработан пакет Г осударственных стандартов, а координацию работы по использованию категорирования и каталогизации предполагалось возложить на Федеральный центр каталогизации.
Принятие курса на переход закупочной деятельности в электронный формат привело к формированию в ЕИС в сфере закупок КТРУ для обеспечения государственных закупок в 2018 году, который сбалансировано изменяет работу заказчиков и исполнителей, делая информацию для всех участников более прозрачной, в том числе и за счет внедрения нового подхода к каталогизации продукции для закупок.
В настоящее время принципы и доминанты контрактной системы определяют необходимость дальнейшего развития каталога товаров, работ, услуг. В результате проведенного исследования обоснованы направления развития контрольных процедур по обеспечению конкуренции и проведению закупок на рыночных условиях, базирующиеся на содержательной части каталога.
В диссертации систематизированы методологические подходы к каталогизации, стандартизации и категоризации объектов закупок с учетом российского и международного опыта, что позволило обосновать значение унификационных характеристик в повышении прозрачности и конкурентности в государственной контрактной системе.
Инструментарий обеспечения потребностей государственных заказчиков в товарах, работах и услугах с необходимыми свойствами и характеристиками, а также механизм предотвращения проведению закупок на нерыночных условиях, представленные в диссертации, основаны на анализе причин снижения эффективности применения каталога товаров, работ, услуг. Это позволило обобщить подходы к формализации показателей каталога объектов закупок для целей совершенствования государственного управления закупочной деятельностью.
Предлагаемая модель оценки эффективности процедуры формирования сборника номенклатуры и цен на объекты закупок позволит выявлять недостатки содержательного характера и совершенствовать работу применяемых в различных информационных системах каталогов, а также будет способствовать стимулированию спроса на внутреннюю продукцию при реализации принципов категорирования закупок.
Важным результатом следует считать комплекс рекомендаций, который предложен в диссертации для исполнительных органов власти (в том числе для Федеральной налоговой службы и Федеральной антимонопольной службы) в целях повышения конкурентности государственных закупок, включая использование механизма мониторинга и информационной поддержки расширения участия субъектов малого и среднего бизнеса и социально-ориентированных некоммерческих организаций в системе государственных закупок. Данные рекомендации также подкреплены рекомендациями по проведению контрольных процедур в системе государственного управления закупками с использованием функционала каталогизации объектов и на основе метода экспертных оценок, которые позволяют организовать мониторинг оценки уровня обеспечения конкуренции и реализацию алгоритма по категорированию закупок для организации процесса и повышения качества контрольно-ревизионных процедур в государственной закупочной деятельности.



1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. №44-ФЗ
2. Федеральный закон № 71-ФЗ от 01 мая 2019 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ
4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.07.2021 № 360- ФЗ
5. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ
6. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ
7. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010г. № 210-ФЗ
8. Концепция федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд. Утверждена Приказом Госстандарта РФ № 32 от 03.02.2000 года
9. Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618
10. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2019 N 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».
11. Постановление Правительства Российской Федерации № 436 от 2 июня 2001 года «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд»
12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил
формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также системы требований к форме системы плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» от 05 июня 2015 г. № 552
13. Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 г. №145 (ред. от 12.04.2018) «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
14. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2015 г. №1414 (ред. от 11.04.2019) «Правила функционирования Единой информационной системы в сфере закупок»
15. Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 №36 (ред. от
30.05.2017) «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок»
...195


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ