Социальная адаптация детей-мигрантов в учреждениях, выполняющих образовательные функции
|
Введение 3
1. Мигранты как объект социальной работы 7
1.1. Мигранты как социально-демографическая группа 7
1.2 Проблемы социальной адаптации детей-мигрантов 18
2. Содержание социальной работы в процессе социальной адаптации детей - мигрантов 27
2.1. Методы и технологии социальной работы в процессе социально-культурной адаптации детей-мигрантов 27
2.2. Социальная адаптация детей-мигрантов в образовательных
учреждениях и учреждениях, выполняющих образовательные функции 34
3. Социальная адаптация детей-мигрантов на примере работы
муниципального молодёжного автономного учреждения «ИТ-Центр» 42
3.1. Опыт работы муниципального молодёжного автономного
учреждения «ИТ-Центр» по социальной адаптации детей-мигрантов.. 42
3.2. Рекомендации по совершенствованию работы муниципального
молодёжного автономного учреждения «ИТ-Центр» 55
Заключение 59
Список использованных источников 61
1. Мигранты как объект социальной работы 7
1.1. Мигранты как социально-демографическая группа 7
1.2 Проблемы социальной адаптации детей-мигрантов 18
2. Содержание социальной работы в процессе социальной адаптации детей - мигрантов 27
2.1. Методы и технологии социальной работы в процессе социально-культурной адаптации детей-мигрантов 27
2.2. Социальная адаптация детей-мигрантов в образовательных
учреждениях и учреждениях, выполняющих образовательные функции 34
3. Социальная адаптация детей-мигрантов на примере работы
муниципального молодёжного автономного учреждения «ИТ-Центр» 42
3.1. Опыт работы муниципального молодёжного автономного
учреждения «ИТ-Центр» по социальной адаптации детей-мигрантов.. 42
3.2. Рекомендации по совершенствованию работы муниципального
молодёжного автономного учреждения «ИТ-Центр» 55
Заключение 59
Список использованных источников 61
Проблема включенности в социальные процессы мигрантов из бывших республик СССР является весьма актуальной темой на фоне мировых миграционных тенденций. Рост миграционных потоков из Средней Азии и стран Закавказья и других регионов в Российскую Федерацию увеличивается с каждым годом. Например, в 2015 году, по данным УФМС России, общее число мигрантов, поставленных на миграционный учёт, составляло 14 086 490 человек, в 2016 году эта цифра возросла до 14 337 084 человек [1]. С каждым годом количество прибывающих мигрантов увеличивается, они нуждаются в рабочем месте, жилье, в получении образования, устройстве детей в образовательные учреждения, а также в установлении новых социальных связей. Принимающее государство и общество, в свою очередь, испытывают потребность в сохранении безопасности в стране и трудовых, социальных ресурсах мигрантов. Все вышеперечисленные потребности объединяются одним термином, включающим и процесс, и результат - «социальная адаптация».
Исследователи европейского научного центра «Pew Research» отмечают, что данный процесс занимает в среднем от 5 до 10 лет и требует специальных мер поддержки со стороны государства [2]. Среди мигрантов значительный процент молодёжи и детей, которые нуждаются в поддержке и помощи в процессе социальной адаптации. Социальная адаптация детей - мигрантов особенно актуальна в контексте современной миграционной ситуации, когда большинство молодых мигрантов имеют недостаточный уровень владения русским языком, что значительно осложняет процесс их интеграции в российское общество.
Большое количество мигрантов, слабо интегрированных в сообщество, создают среду межнациональных конфликтов. Подростки - мигранты от 13-17 лет в состоянии социальной дезадаптации часто становятся участниками конфликтов с местным населением и, как следствие,объектом недоброжелательного отношения. В целом эта ситуация увеличивает социальную напряженность в обществе и представляет серьезный социальный риск. Данный риск будет сохраняться не менее двух поколений, как показывает опыт европейских стран. При этом неизбежны проблемы на всех уровнях жизнедеятельности - социокультурном, трудовой занятости, распространения экстремистских идеологий и осуществления асоциальных или террористических актов. Социальная безопасность принимающего общества существенно осложняется. Другой пострадавшей стороной оказываются сами мигранты, как люди, не реализующие социальные ресурсы, утрачивающие возможности развития.
В то же время опыт российского общества демонстрирует принципиальную возможность конструктивной успешной адаптации людей различных этнических групп в единое сообщество без отказа от собственных культурных норм. Можно предположить, что основой успешной социально-культурной адаптации является включенность в процессы развития, активность использования социальных ресурсов принимающей стороны, открытость общества по предоставлению таких ресурсов без социальной дискриминации мигрантов. Данные вопросы недостаточно изучены в научной литературе, в то время как актуальность таких исследований возрастает по мере увеличения миграционных потоков и роста социальных проблем во многих странах.
Наиболее актуальны, по мнению автора, вопросы изучения возможностей социальной адаптации подростков и детей из мигрантских семей. Проблемы социальной адаптации детского и подросткового возраста создают основу для асоциального поведения в будущем. Превентивное решение этих проблем возможно средствами социальной работы, представители которой имеют возможность координировать деятельность специалистов различных сфер деятельности.
Объект - дети-мигранты в российском обществе.
Предмет - социальная адаптация детей-мигрантов средствами социальной работы.
Цель - разработать рекомендации по совершенствованию использования технологий социальной работы в процессе социальной адаптации детей- мигрантов на базе ММАУ ИТ-Центра.
Задачи:
— изучить мигрантов как социально-демографическую группу;
— охарактеризовать проблемы социальной адаптации детей-мигрантов, представленные в научной литературе;
— описать методы и технологии социальной работы с детьми-мигрантами в процессе социально-культурной адаптации;
— выявить особенности и возможности социальной адаптации детей- мигрантов в российских образовательных учреждениях;
— проанализировать опыт работы ММАУ «ИТ-Центра» социальной адаптации детей-мигрантов;
— выявить проблемные аспекты социальной адаптации детей-мигрантов в ММАУ ИТ-Центре.
Методы - анализ документов, наблюдение, интервью прогнозирование, SWOT-анализ.
Материалы выпускной квалификационной работы были апробированы и представлены на всероссийских и международных научных конференциях:
1. Жаров Д.А. Нарушение процессов социальной адаптации молодых мигрантов как фактор социального риска // Всероссийская научно -практическая конференция студентов, магистрантов и молодых ученых «Социальные риски и проблемы обеспечения социальной безопасности в современном обществе», Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 19 апреля 2018 года, г. Архангельск.
2. Жаров Д.А. Проблемы социальной адаптации молодых мигрантов VII всероссийская научно-практическая конференция курсантов, студентов и молодых ученых «Молодые ученые в решении актуальных проблем безопасности». Академия МЧС, 20 апреля 2018 года, г. Железногорск.
3. Жаров Д.А. Международный опыт социальной адаптации мигрантов // Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Енисейские политико -правовые чтения». Сибирский федеральный университет (СФУ), 14-18 мая 2018 года, г. Красноярск.
Исследователи европейского научного центра «Pew Research» отмечают, что данный процесс занимает в среднем от 5 до 10 лет и требует специальных мер поддержки со стороны государства [2]. Среди мигрантов значительный процент молодёжи и детей, которые нуждаются в поддержке и помощи в процессе социальной адаптации. Социальная адаптация детей - мигрантов особенно актуальна в контексте современной миграционной ситуации, когда большинство молодых мигрантов имеют недостаточный уровень владения русским языком, что значительно осложняет процесс их интеграции в российское общество.
Большое количество мигрантов, слабо интегрированных в сообщество, создают среду межнациональных конфликтов. Подростки - мигранты от 13-17 лет в состоянии социальной дезадаптации часто становятся участниками конфликтов с местным населением и, как следствие,объектом недоброжелательного отношения. В целом эта ситуация увеличивает социальную напряженность в обществе и представляет серьезный социальный риск. Данный риск будет сохраняться не менее двух поколений, как показывает опыт европейских стран. При этом неизбежны проблемы на всех уровнях жизнедеятельности - социокультурном, трудовой занятости, распространения экстремистских идеологий и осуществления асоциальных или террористических актов. Социальная безопасность принимающего общества существенно осложняется. Другой пострадавшей стороной оказываются сами мигранты, как люди, не реализующие социальные ресурсы, утрачивающие возможности развития.
В то же время опыт российского общества демонстрирует принципиальную возможность конструктивной успешной адаптации людей различных этнических групп в единое сообщество без отказа от собственных культурных норм. Можно предположить, что основой успешной социально-культурной адаптации является включенность в процессы развития, активность использования социальных ресурсов принимающей стороны, открытость общества по предоставлению таких ресурсов без социальной дискриминации мигрантов. Данные вопросы недостаточно изучены в научной литературе, в то время как актуальность таких исследований возрастает по мере увеличения миграционных потоков и роста социальных проблем во многих странах.
Наиболее актуальны, по мнению автора, вопросы изучения возможностей социальной адаптации подростков и детей из мигрантских семей. Проблемы социальной адаптации детского и подросткового возраста создают основу для асоциального поведения в будущем. Превентивное решение этих проблем возможно средствами социальной работы, представители которой имеют возможность координировать деятельность специалистов различных сфер деятельности.
Объект - дети-мигранты в российском обществе.
Предмет - социальная адаптация детей-мигрантов средствами социальной работы.
Цель - разработать рекомендации по совершенствованию использования технологий социальной работы в процессе социальной адаптации детей- мигрантов на базе ММАУ ИТ-Центра.
Задачи:
— изучить мигрантов как социально-демографическую группу;
— охарактеризовать проблемы социальной адаптации детей-мигрантов, представленные в научной литературе;
— описать методы и технологии социальной работы с детьми-мигрантами в процессе социально-культурной адаптации;
— выявить особенности и возможности социальной адаптации детей- мигрантов в российских образовательных учреждениях;
— проанализировать опыт работы ММАУ «ИТ-Центра» социальной адаптации детей-мигрантов;
— выявить проблемные аспекты социальной адаптации детей-мигрантов в ММАУ ИТ-Центре.
Методы - анализ документов, наблюдение, интервью прогнозирование, SWOT-анализ.
Материалы выпускной квалификационной работы были апробированы и представлены на всероссийских и международных научных конференциях:
1. Жаров Д.А. Нарушение процессов социальной адаптации молодых мигрантов как фактор социального риска // Всероссийская научно -практическая конференция студентов, магистрантов и молодых ученых «Социальные риски и проблемы обеспечения социальной безопасности в современном обществе», Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 19 апреля 2018 года, г. Архангельск.
2. Жаров Д.А. Проблемы социальной адаптации молодых мигрантов VII всероссийская научно-практическая конференция курсантов, студентов и молодых ученых «Молодые ученые в решении актуальных проблем безопасности». Академия МЧС, 20 апреля 2018 года, г. Железногорск.
3. Жаров Д.А. Международный опыт социальной адаптации мигрантов // Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Енисейские политико -правовые чтения». Сибирский федеральный университет (СФУ), 14-18 мая 2018 года, г. Красноярск.
В настоящее время с уверенностью можно сказать, что социально-культурная адаптация детей мигрантов является одним из приоритетных направлений государственной национальной политики. Фактически, от успеха реализации адаптационных программ, количества образовательных учреждений и учреждений, выполняющих образовательные функции, а также от содержания и качества работы с детьми из семей мигрантов будет зависеть не только успех социальной адаптации этой категории людей, но и социальная безопасность, стабильность многонационального российского общества. Приверженность российским культурным ценностям основана в том числе на многонациональности общества.
Социально-культурная адаптация имеет огромное значение для развития страны, так как представители местного населения и мигранты могут адаптироваться и реализовать культурные ценности страны. Но могут и дистанцироваться друг от друга, создать очаги социальной напряженности и конфликтов, побудить к противостоянию на протяжении поколений.
Социально-культурная адаптация мигрантов является одним из способов повышения интеллектуального и образовательного уровня детей из семей мигрантов. Главным инструментом социально-культурной адаптации является социальная работа с детьми-мигрантами, основанная на различных адаптационных технологиях и методах. Как правило,используют образовательные,психолого-педагогические,реабилитационные,абилитационные технологии и т.д. Для полной реализации всех технологий и методов работы специалист по социальной работе в этом процессе должен кооперироваться с педагогами и психологами образовательных учреждений, где обучаются мигранты. Сотрудничество специалистов позволит эффективно выполнять поставленные цели и задачи по социальной адаптации представителей другой национальности и культуры в школах, колледжах, и институтах. Использование как можно более широкого диапазона социальных технологий возможно в соответствии с компетенциями привлекаемых специалистов. Реализация всех адаптационных технологий социальной работы невозможна без участия специалистов образовательного процесса. Таким образом, социальная работа является ключевым звеном в социальной адаптации молодых мигрантов, помогающим обрести молодым людям из ближнего зарубежья в новом обществе новые цели и основы жизнедеятельности, заниматься социально-полезной и позитивной деятельностью.
Также необходимо отметить важность подготовки квалифицированных специалистов, без которых усилия по социальной адаптации мигрантов будут малоэффективны. Государство обеспечивает развитие работы с несовершеннолетними мигрантами и содействует подготовке специалистов, готовых работать с детьми из семей мигрантов. Многие из них - потенциальные граждане РФ, и от уровня развития этих людей, способности войти в социум и стать носителем культурных ценностей российского общества будет зависеть будущее страны и её прогресс.
Социально-культурная адаптация имеет огромное значение для развития страны, так как представители местного населения и мигранты могут адаптироваться и реализовать культурные ценности страны. Но могут и дистанцироваться друг от друга, создать очаги социальной напряженности и конфликтов, побудить к противостоянию на протяжении поколений.
Социально-культурная адаптация мигрантов является одним из способов повышения интеллектуального и образовательного уровня детей из семей мигрантов. Главным инструментом социально-культурной адаптации является социальная работа с детьми-мигрантами, основанная на различных адаптационных технологиях и методах. Как правило,используют образовательные,психолого-педагогические,реабилитационные,абилитационные технологии и т.д. Для полной реализации всех технологий и методов работы специалист по социальной работе в этом процессе должен кооперироваться с педагогами и психологами образовательных учреждений, где обучаются мигранты. Сотрудничество специалистов позволит эффективно выполнять поставленные цели и задачи по социальной адаптации представителей другой национальности и культуры в школах, колледжах, и институтах. Использование как можно более широкого диапазона социальных технологий возможно в соответствии с компетенциями привлекаемых специалистов. Реализация всех адаптационных технологий социальной работы невозможна без участия специалистов образовательного процесса. Таким образом, социальная работа является ключевым звеном в социальной адаптации молодых мигрантов, помогающим обрести молодым людям из ближнего зарубежья в новом обществе новые цели и основы жизнедеятельности, заниматься социально-полезной и позитивной деятельностью.
Также необходимо отметить важность подготовки квалифицированных специалистов, без которых усилия по социальной адаптации мигрантов будут малоэффективны. Государство обеспечивает развитие работы с несовершеннолетними мигрантами и содействует подготовке специалистов, готовых работать с детьми из семей мигрантов. Многие из них - потенциальные граждане РФ, и от уровня развития этих людей, способности войти в социум и стать носителем культурных ценностей российского общества будет зависеть будущее страны и её прогресс.



