Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная адаптация детей-мигрантов в учреждениях, выполняющих образовательные функции

Работа №17932

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
979
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Мигранты как объект социальной работы 7
1.1. Мигранты как социально-демографическая группа 7
1.2 Проблемы социальной адаптации детей-мигрантов 18
2. Содержание социальной работы в процессе социальной адаптации детей - мигрантов 27
2.1. Методы и технологии социальной работы в процессе социально-культурной адаптации детей-мигрантов 27
2.2. Социальная адаптация детей-мигрантов в образовательных
учреждениях и учреждениях, выполняющих образовательные функции 34
3. Социальная адаптация детей-мигрантов на примере работы
муниципального молодёжного автономного учреждения «ИТ-Центр» 42
3.1. Опыт работы муниципального молодёжного автономного
учреждения «ИТ-Центр» по социальной адаптации детей-мигрантов.. 42
3.2. Рекомендации по совершенствованию работы муниципального
молодёжного автономного учреждения «ИТ-Центр» 55
Заключение 59
Список использованных источников 61


Проблема включенности в социальные процессы мигрантов из бывших республик СССР является весьма актуальной темой на фоне мировых миграционных тенденций. Рост миграционных потоков из Средней Азии и стран Закавказья и других регионов в Российскую Федерацию увеличивается с каждым годом. Например, в 2015 году, по данным УФМС России, общее число мигрантов, поставленных на миграционный учёт, составляло 14 086 490 человек, в 2016 году эта цифра возросла до 14 337 084 человек [1]. С каждым годом количество прибывающих мигрантов увеличивается, они нуждаются в рабочем месте, жилье, в получении образования, устройстве детей в образовательные учреждения, а также в установлении новых социальных связей. Принимающее государство и общество, в свою очередь, испытывают потребность в сохранении безопасности в стране и трудовых, социальных ресурсах мигрантов. Все вышеперечисленные потребности объединяются одним термином, включающим и процесс, и результат - «социальная адаптация».
Исследователи европейского научного центра «Pew Research» отмечают, что данный процесс занимает в среднем от 5 до 10 лет и требует специальных мер поддержки со стороны государства [2]. Среди мигрантов значительный процент молодёжи и детей, которые нуждаются в поддержке и помощи в процессе социальной адаптации. Социальная адаптация детей - мигрантов особенно актуальна в контексте современной миграционной ситуации, когда большинство молодых мигрантов имеют недостаточный уровень владения русским языком, что значительно осложняет процесс их интеграции в российское общество.
Большое количество мигрантов, слабо интегрированных в сообщество, создают среду межнациональных конфликтов. Подростки - мигранты от 13-17 лет в состоянии социальной дезадаптации часто становятся участниками конфликтов с местным населением и, как следствие,объектом недоброжелательного отношения. В целом эта ситуация увеличивает социальную напряженность в обществе и представляет серьезный социальный риск. Данный риск будет сохраняться не менее двух поколений, как показывает опыт европейских стран. При этом неизбежны проблемы на всех уровнях жизнедеятельности - социокультурном, трудовой занятости, распространения экстремистских идеологий и осуществления асоциальных или террористических актов. Социальная безопасность принимающего общества существенно осложняется. Другой пострадавшей стороной оказываются сами мигранты, как люди, не реализующие социальные ресурсы, утрачивающие возможности развития.
В то же время опыт российского общества демонстрирует принципиальную возможность конструктивной успешной адаптации людей различных этнических групп в единое сообщество без отказа от собственных культурных норм. Можно предположить, что основой успешной социально-культурной адаптации является включенность в процессы развития, активность использования социальных ресурсов принимающей стороны, открытость общества по предоставлению таких ресурсов без социальной дискриминации мигрантов. Данные вопросы недостаточно изучены в научной литературе, в то время как актуальность таких исследований возрастает по мере увеличения миграционных потоков и роста социальных проблем во многих странах.
Наиболее актуальны, по мнению автора, вопросы изучения возможностей социальной адаптации подростков и детей из мигрантских семей. Проблемы социальной адаптации детского и подросткового возраста создают основу для асоциального поведения в будущем. Превентивное решение этих проблем возможно средствами социальной работы, представители которой имеют возможность координировать деятельность специалистов различных сфер деятельности.
Объект - дети-мигранты в российском обществе.
Предмет - социальная адаптация детей-мигрантов средствами социальной работы.
Цель - разработать рекомендации по совершенствованию использования технологий социальной работы в процессе социальной адаптации детей- мигрантов на базе ММАУ ИТ-Центра.
Задачи:
— изучить мигрантов как социально-демографическую группу;
— охарактеризовать проблемы социальной адаптации детей-мигрантов, представленные в научной литературе;
— описать методы и технологии социальной работы с детьми-мигрантами в процессе социально-культурной адаптации;
— выявить особенности и возможности социальной адаптации детей- мигрантов в российских образовательных учреждениях;
— проанализировать опыт работы ММАУ «ИТ-Центра» социальной адаптации детей-мигрантов;
— выявить проблемные аспекты социальной адаптации детей-мигрантов в ММАУ ИТ-Центре.
Методы - анализ документов, наблюдение, интервью прогнозирование, SWOT-анализ.
Материалы выпускной квалификационной работы были апробированы и представлены на всероссийских и международных научных конференциях:
1. Жаров Д.А. Нарушение процессов социальной адаптации молодых мигрантов как фактор социального риска // Всероссийская научно -практическая конференция студентов, магистрантов и молодых ученых «Социальные риски и проблемы обеспечения социальной безопасности в современном обществе», Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 19 апреля 2018 года, г. Архангельск.
2. Жаров Д.А. Проблемы социальной адаптации молодых мигрантов VII всероссийская научно-практическая конференция курсантов, студентов и молодых ученых «Молодые ученые в решении актуальных проблем безопасности». Академия МЧС, 20 апреля 2018 года, г. Железногорск.
3. Жаров Д.А. Международный опыт социальной адаптации мигрантов // Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Енисейские политико -правовые чтения». Сибирский федеральный университет (СФУ), 14-18 мая 2018 года, г. Красноярск.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время с уверенностью можно сказать, что социально-культурная адаптация детей мигрантов является одним из приоритетных направлений государственной национальной политики. Фактически, от успеха реализации адаптационных программ, количества образовательных учреждений и учреждений, выполняющих образовательные функции, а также от содержания и качества работы с детьми из семей мигрантов будет зависеть не только успех социальной адаптации этой категории людей, но и социальная безопасность, стабильность многонационального российского общества. Приверженность российским культурным ценностям основана в том числе на многонациональности общества.
Социально-культурная адаптация имеет огромное значение для развития страны, так как представители местного населения и мигранты могут адаптироваться и реализовать культурные ценности страны. Но могут и дистанцироваться друг от друга, создать очаги социальной напряженности и конфликтов, побудить к противостоянию на протяжении поколений.
Социально-культурная адаптация мигрантов является одним из способов повышения интеллектуального и образовательного уровня детей из семей мигрантов. Главным инструментом социально-культурной адаптации является социальная работа с детьми-мигрантами, основанная на различных адаптационных технологиях и методах. Как правило,используют образовательные,психолого-педагогические,реабилитационные,абилитационные технологии и т.д. Для полной реализации всех технологий и методов работы специалист по социальной работе в этом процессе должен кооперироваться с педагогами и психологами образовательных учреждений, где обучаются мигранты. Сотрудничество специалистов позволит эффективно выполнять поставленные цели и задачи по социальной адаптации представителей другой национальности и культуры в школах, колледжах, и институтах. Использование как можно более широкого диапазона социальных технологий возможно в соответствии с компетенциями привлекаемых специалистов. Реализация всех адаптационных технологий социальной работы невозможна без участия специалистов образовательного процесса. Таким образом, социальная работа является ключевым звеном в социальной адаптации молодых мигрантов, помогающим обрести молодым людям из ближнего зарубежья в новом обществе новые цели и основы жизнедеятельности, заниматься социально-полезной и позитивной деятельностью.
Также необходимо отметить важность подготовки квалифицированных специалистов, без которых усилия по социальной адаптации мигрантов будут малоэффективны. Государство обеспечивает развитие работы с несовершеннолетними мигрантами и содействует подготовке специалистов, готовых работать с детьми из семей мигрантов. Многие из них - потенциальные граждане РФ, и от уровня развития этих людей, способности войти в социум и стать носителем культурных ценностей российского общества будет зависеть будущее страны и её прогресс.



1. Информационная поддержка мигрантов Статистика ФМС за 2015,
2016 год по миграционной ситуации в России [Электронный ресурс]: «Я - мигрант» //Информационная поддержка мигрантов - Режим доступа:http ://yamigrant.ru.
2. 5 facts about the Muslim population in Europe [Электронный ресурс]: Pew research center // News in the numbers - Режим доступа: http://www.pewresearch.org.
3. Кудоярова T. В. Проблемы функционирования и изучения русского языка в постсоветском Таджикистане // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2010, № 1. - С. 28-30.
4. Мукомель В.И. Мигранты на российском рынке труда: занятость, мобильность, интенсивность и оплата труда // Статистика и экономика. - 2017. - № 6. - С. 69-73.
5. Плюгина И.В. Понятие мигранта и основные категории мигрантов / И.В. Плюгина // Журнал российского права. 2012. - № 8. - С. 128-134 .
6. Пайтян Р.Х. Понятие «мигрант» в международном праве / Р.Х. Пайтян // Красноярск, СФУ. - 2014. - С. 2-7.
7. Безбородова Т.М. К вопросу об определении понятия и административно-правового статуса трудового мигранта / Т.М. Безбородова. Москва: ПСЭ. - 2011. - № 4. - C. 58-63.
8. Романова О. Б. Понятия «мигрант» и «переселенец»: теоретические особенности и социальная реальность /О. Б. Романова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013. - № 1.- С. 21-24.
9. Терюкина М.Л. Основы миграционной политики: учебно-методическое пособие/ М. Л. Тюркина. М: Право. - 2010. - 215 с.
10. Брусина О. В. Мигранты из Средней Азии в России: этапы и причины приезда, социальные типы, организации диаспор /О В. Брусина// Вестник Евразии, 2014. - № 9. - С. 98-101.
11. Смирнова С. В. Особенности адаптации трудовых мигрантов из стран Средней Азии / С.В. Смирнова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2013. - № 42. - 259 с.
12. Якобсон А. Я. Мигранты на рынке труда: социологические и управленческие аспекты / А.Я. Якобсон // Вестник УГНТУ, - 2015. - № 16. - 94с.
13. Назарова Е. А. Ценностные ориентации и самочувствие мигрантов и их семей // Вестник СЕТУ. - 2016. - № 1-67 с.
14. Рязанцев С. В. Влияние трудовой миграции на здоровье мигрантов в России и их супругов в Таджикистане / С. В. Рязанцев // Вестник ТЕУПБП-2014. - № 5. - с. 61.
15. Бучаков С.А. Детерминанты преступности мигрантов./ Вестник Омского университета // Серия «Право». - 2012. - № 1 (30). - С. 164-169.
16. Бабаев М. М., Королева М. В. Преступность приезжих в Москве /М.М. Бабаев // Москва: Московская печать. - 2016. - № 8. - С. 53-55.
17. Топилин А. В. Взаимодействие этномиграционных процессов и их последствий /А.В Топилин// Вестник Астраханского университета. - 2015. - №18. - 102 с.
18. Кудрявцев В. Н. Причины преступности в России. Криминологический анализ / В. Н Кудрявцев // Социально-экономические тенденции. - 2013. - №2. - С. 23-24.
19. Ееоргиевский, А.Б., Петленко В.П. Философские проблемы теории адаптации / А.Б. Ееоргиевский, В.П. Петленко, - Москва: Союз печать, 1975. - 277 с.
20. Бабаев М. М. Социально-демографическая и уголовно-правовая характеристика личности преступника-иностранца /М.М. Мамаев// Проблемы российского государства и права. - 2012. - №4. - 45с.
21. Прокушева Н. В. Практические методы социальной работы с вынужденными мигрантами // Вестник БГУ. - 2015. - №5. - С 22-23.
22. Шамне Н. Л. Культурно-языковая и социальная адаптация мигрантов / Н. Л. Шамне // Власть. - 2013. - № 6. - 86 с.
23. Сулимин В. В. Стратегия межэтнического и социального взаимодействия, адаптация мигрантов в культурной среде принимающего социума /В.В. Сумилин // Аграрный вестник Урала. - 2012. - №6. - С. 85-87.
24. Апанасюк Л. А. К вопросу преодоления ксенофобии и нетерпимости среди молодежи на региональном уровне / Л. А Апанасюк// Вектор науки ТГУ, - 2013. - № 3. - С. 25-26.
25. Апанасюк Л. А. Социально-культурные условия формирования навыков межкультурного взаимодействия студентов-мигрантов/ Л.А. Апанасюк // Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - 2017. - № 12. - 54 с.
26. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование в полиэтничном регионе/ Г.В. Палаткина // Астраханская печать, - 2011. - № 2. - С. 72-74.
27. Радиков И. В. Нетерпимость и ксенофобия как угроза стабильности и безопасности России / И. В. Радиков // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2013. - №3. - С. 28-30.
28. Сакаев В. Т. Миграции в российской Федерации в XXI веке: социально-политические риски / В.Т. Сакаев // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. «Гуманит. науки, - 2013. - № 5. -17 с.
29. Вульфсон Б. Л. Аккультурация иммигрантской молодежи в европейском образовательном пространстве / Б.Л. Вульфсон // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 6. - 21 с.
30. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций / Н.М. Лебедева. - М.: ИЭА РАН. - 2013. - №4. - 12 с.
31. Галоян, Я.Э. Педагогическая поддержка детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве / Я.В. Галоян // Педагогика. - 2016. - №32. - 55 с.
32. Глухова, Т.В. Национальная идентичность и межнациональная толерантность в подростковом возрасте / Т.В. Глухова, С.В. Мутерперель // Международная политика, - 2013. - №7. - 19 с.
33. Прокушева, Н.В. Практические методы работы с мигрантами / Н.В. Прокушева // Теория и практика общественных наук. - 2015. - № 5. - С. 196-202.
34. Шеметов, А.Г. Будущее миграции - будущее Сибири / А.Г. Шеметов // Политика, 2015. - № 14. - С. 91-104.
35. Акмалова, А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами / А. А. Акмалова // Изд-во РГСУ, 2015. - №13. - С. 132-136.
36. Прохожев, А.А. Социальная безопасность и мигранты / А. А. Прохожев // Новости. - 2014. - № 7. - С. 76-84.
37. Солонина, В.П. Стратегия работы с мигрантами/. В.П. Солонина //Изд- во РГСУ. - 2012. - № 6. - С.178-184.
38. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами /Л.Я. Дятченко // Центр социальных технологий, - 2016. - № 4. - 123 с.
39. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии
государственного и муниципального управления / В.Н. Иванов // «Экономика», 2011. - № 8. - С. 327-330.
40. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы / П.Д. Павленок // Школьная педагогика, 2012. - №6. - С. 12-16.
41. Евтух В. Б. Иммигранты в инонациональной среде: проблемы адаптации / В.Б. Евтух // Миграция и мигранты в мире капитала, 2015. - №2. -С. 12-13.
42. Бурковская Т. В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов / Т.В. Бурковская // Педагогика. - 2012. - № 6. - С. 47-53.
43. Силантьева Т. А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов / Т. А Силантьева // Вестник АГТУ. - 2017. - №11. - С.14.
44. Воробьева, О.Г. Научное обеспечение управления миграцией /
О.Г. Воробьева, О.В. Скоробогатько // Азимут, 2013. - № 27. - С. 84-89.
45. Алейникова Е.Л., Серик И.В., Лукьяненко М.А. Формирование коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в работе с родителями / Е.Л Алейникова, И.В. Серик, М.А Лукьяненко // Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2014. - №7. - С. 247-249.
46. Лукьяненко М.А., Посевина К.Н. Работа социального педагога по адаптации детей-мигрантов к образовательной среде / М.А.Лукьяненко, К.Н. Посевина // Символ науки. - 2016. - №11. - 48 с.
47. Евтух В. Б. Иммигранты в инонациональной среде: проблемы адаптации / В. Б. Евтух // Миграция и мигранты в мире капитала, - 2014. - №3. - С.170-181.
48. Бурковская Т. В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов / Т.В. Бурковская // Наука в Екатеринбурге, - 2015. - №4. - 29 с.
49. Захарченко Е. Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы / Е.Ю. Захарченко // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 47-53.
50. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова // Образовательный центр «Педагогический поиск», - 2012. - №2. -160 с.
51. Еармаева, Т. В. Роль семьи в школьной социализации подростков (на материале образовательных учреждений / Т.В. Еармаева // Науч. журн, - 2012. - № 2. - С. 22-24.
52. Ермакова Т. М. Проблемы социализации школьников в условиях социальной нестабильности российского общества / Т.М. Ермакова // Исследователь. - 2015. - № 34. - 56 с.
53. Устав ММАУ ИТ-Центра: приказ администрации г. Красноярска. - №144 от 15.12.2014. - 24 с.
54. Bus.gov.ru [Электронный ресурс] :.Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях// Поиск информации об учреждениях. - Режим доступа: http://bus.gov.ru/pub/home.
55. Центр культурно-языковой адаптации детей-мигрантов на базе МБОУ «СШ №19» [Электронный ресурс]: Официальный сайт. - Режим доступа: http:// school19nv.ucoz.ru.
56 .Захаркина Н.В. SWOT-анализ как инструмент управления профессиональным развитием персонала [Электронный ресурс]
/Н.В.Захаркина//Фундаментальные исследования, 2015. - №2. - Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru.
57. Плющ И.В. Методы прикладного социологического исследования // И.В Плющ, А.В. Сперанский. - Красноярск, - 2007. - 236 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ