Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы экономического взаимодействия индии с интеграционной группировкой АСЕАН 13
1.1. Теоретические аспекты экономической интеграции в развивающихся странах .... 13
1.2. Ретроспектива развития интеграционных процессов в рамках АСЕАН 23
1.3. Предпосылки установления и развитие экономического сотрудничества между
Индией и АСЕАН в 1990-е гг 38
Глава 2. Экономическое сотрудничество Индии со странами АСЕАН на современном этапе: основные тренды, достижения и противоречия 56
2.1. Основные направления взаимной торговли Индии и АСЕАН 56
2.2. Гравитационные модели внешней торговли Индии со странами АСЕАН 71
2.3. Основные направления сотрудничества между Индией и АСЕАН в области
международного движения капитала 83
2.4. Прочие виды сотрудничества между Индией и АСЕАН 93
Глава 3. Перспективы развития экономического сотрудничества Индии и АСЕАН 110
3.1. Перспективы усиления экономических позиций Индии в Юго-Восточной Азии 110
3.2. Направления применения опыта Индии в развитии отношений Россия-АСЕАН и
возможность создания зоны свободной торговли ЕАЭС-АСЕАН 120
Заключение 142
Список сокращений и условных обозначений 155
Список литературы 157
Приложения 173
Приложение А. Взаимная торговля Индии и наиболее развитых стран АСЕАН с 2000 по 2017 гг. (млрд долл.) 173
Приложение Б. Взаимная торговля Индии и менее развитых стран АСЕАН с 2000 по 2017 гг. (млрд долл.) 174
Приложение В. Пять основных категорий экспортируемых и импортируемых товаров в рамках сотрудничества Индия-АСЕАН с 2010 по 2017 гг. (млн долл.) 175
Приложение Г. Взаимная торговля АСЕАН с наиболее активными торгово-экономическими партнерами по диалогу в 2000 и 2017 гг. (млрд долл.) 176
Приложение Д. ВВП (по обменному курсу) Индии, стран АСЕАН и Ассоциации в целом с 2007 по 2017 гг. (млн долл.) 177
Приложение Е. Расстояние между столицами Индии и стран АСЕАН (км) 178
Приложение Ж. Потоки прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) Индии в АСЕАН с 2005 по 2017 гг. (млн долл.)
Актуальность диссертационного исследования
Вторая половина XX в. характеризовалась ускорением темпов экономического роста Азии. Многие азиатские государства благодаря проведению рыночных реформ и участию в процессе интеграции в мировые рынки превратились в важные акторы глобальной экономики. При этом развивающиеся страны азиатского региона, несмотря на высокие темпы роста промышленного производства, все же имели определенные трудности с выходом на рынки сбыта и привлечением капитала. На экономический рост большинства развивающихся стран оказывали существенное влияние внешние факторы, что еще более усиливается в условиях глобализации мирового хозяйства. Соответственно процесс накопления и воспроизводства продолжает в значительной мере зависеть от условий торговли, притока капиталов, привлечения извне технологий.
В то же время необходимо также принимать во внимание два специфических фактора, постоянно оказывающих влияние на взаимоотношения азиатских стран, такие, как «опасение возможных угроз со стороны соседних стран и использование крупными государствами застарелых региональных конфликтов при выстраивании собственного геополитического курса. Именно эти факторы обусловливают высокую интенсивность региональных отношений, существенно превосходящую мировую, а также исключительную сложность взаимоотношений между крупными государствами как внутри региона, так и на мировом уровне» . Соответственно региональная интеграция представляет собой один из важнейших элементов мировой экономики и международных экономических отношений.
В настоящее время наиболее успешной интеграционной группировкой развивающихся стран является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В странах Ассоциации на протяжении долгого периода сотрудничества наблюдаются значительные темпы экономического роста. Так, в 2000-2017 гг. они составили в среднем по АСЕАН - 5,2%, среди подгруппы стран группировки с низким уровнем социально-экономического развития КЛМВ (Камбоджа, Лаос, Мьянма и Вьетнам) - около 6,8%. Кроме того, членам группировки удалось проявить устойчивость к разрушительным воздействиям последнего финансового кризиса (2008-2009 гг.). Темпы экономического роста группировки в 2008-2009 гг. составили 3,52%, а стран КЛМВ - 7,0% . «Сделав правильные выводы из уроков Азиатского финансового кризиса 1997 г., многие страны отвергли навязываемые МВФ условия кредитования. В результате они стали не столь зависимы от США, не обременены непосильными долгами и в настоящее время располагают определенным механизмом коллективного противодействия вызовам кризиса в рамках объединения АСЕАН+3» (страны группировки, Япония, Республика Корея и Китай).
Углубляя интеграцию между собой, страны Ассоциации тем самым стремятся повысить свою привлекательность как единого региона, а за счет системы диалоговых партнерств и зон свободной торговли гарантируют свою вовлеченность в международные экономические связи, «увеличивая свой вес в мировой экономике. В то же время, реализуя стратегию экономической модернизации, приоритетным для стран группировки остается сохранение социальной и политической стабильности.
Усилия влиятельных акторов современной мировой политики направлены на установление тесных связей с АСЕАН, объединяющей 10 государств ЮВА с населением в 2017 г. около 642 млн человек и совокупным ВВП (в текущих ценах) в размере 2,765 трлн долл. Так, наблюдается конкуренция между ведущими мировыми державами за установление влияния в регионе ЮВА» .
Индия, в свою очередь, является развивающейся индустриально-аграрной страной с развитой промышленностью, занимающей третье место в мире по объему ВВП (по ППС) после Китая и США с 2014 года. За годы независимого развития Индия проделала огромный путь в экономике. Емкий и постоянно растущий внутренний рынок, развивающаяся инфраструктура, предоставляемые инвесторам льготы и позитивные экономические перспективы делают Индию привлекательной для инвестиций.
В настоящее время торговля в пределах Азиатско-Тихоокеанского региона сосредоточена между двумя блоками: Восточная Азия (Китай, Япония, Республика Корея) и Юго-Восточная Азия (АСЕАН). Соответственно для Индии важно усилить свое присутствие в регионе ЮВА для получения доступа к новым рынкам сбыта и укрепления отношений с ближними странами. Однако с АСЕАН активно сотрудничает Китай, что вызывает определенное соперничество за доминирование в регионе и усиливает интерес Индии к Ассоциации. Соответственно изучение механизмов сотрудничества Индии со странами группировки представляется весьма актуальной задачей.
Степень разработанности проблемы
В настоящее время в России политическая и экономическая проблематика Индии и стран АСЕАН изучаются в Институте Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, Институте Востоковедения РАН и в Отделении международных экономических и политических исследований (ИМЭПИ) Института экономики РАН, Институте мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО), Центре Азиатских исследований и в Центре АСЕАН при МГИМО МИД России.
Проблемы социально-экономического развития и структуры хозяйства Республики Индии и АСЕАН рассмотрены в трудах отечественных специалистов: Акимова А. В., Брагиной Е. А., Воронина А. С., Гусакова Н. П., Галищевой Н. В., Кабир Л. С., Костюниной Г. М., Котовского Г. Г., Куценкова A. A., Ломакина В. К., Малярова О. Н., Мазырина В. М., Медового А. И., Мельянцева В. А., Михеева В. В., Носова М. Г., Пахомова А. А., Седова И. А., Старченкова Г. И., Чуфрина Г. И., Шмелева Н. П.; историческое, культурное и политическое развитие Индии в трудах Ваниной Е. Ю., Володина А. Г., Глушковой И. П., Журавлевой Е. С., Загородниковой Т. Н., Кашина В. П., Куценкова А. А., Лебедевой Н. Б., Лунева С. И., Мосякова Д. В., Федоровского А. Н., Юрлова Ф. Н.
Различные аспекты двухсторонних отношений между Индией и странами АСЕАН рассматривают российские ученые, в частности, Брагина Е. А. (Индия в контексте взаимоотношений Юг-Юг), Володин А. Г (политические аспекты взаимодействия Индии и Ассоциации), Галищева Н. В. (оказание финансовой помощи странам АСЕАН со стороны индийского правительства), Лебедева Н. Б. (политические и экономические аспекты двухсторонних отношений, роль Южно-Китайского моря в продвижении Индии в Азиатско-тихоокеанском регионе) и Седова И.А. (особенности взаимодействия Индии со странами ЮВА).
Необходимо отметить монографию российского индолога Галищевой Н. В. «Индия в мировом хозяйстве на рубеже веков: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая политика», в которой акцентируется внимание на реализации и активизации индийским правительством сотрудничества по линии «Юг-Юг», а также детально рассматриваются формы и виды, оказываемой Индией странам АСЕАН финансовой помощи в рамках стратегии «Взгляд на Восток».
Крайне познавательной с точки зрения взаимодействия Индии и стран АСЕАН по линии «Юг-Юг» также является коллективная монография «Иностранная помощь» под редакцией Л. М. Капицы, в которой «авторы раскрывают содержание иностранной помощи как инструмента внешней политики доноров, отслеживая эволюцию доктрины иностранной помощи», в частности, сотрудничества «Юг-Юг». Дополнительно в этой книге рассматривается индийская модель помощи международному развитию и непосредственно помощь индийской стороны странам региона ЮВА.
Из публикаций зарубежных специалистов, занимающихся исследованием экономики Индии и АСЕАН можно выделить труды таких авторов, как Ахлувалия М. С., Басу К., Брайант Э. Ф., Беннетт И., Вайдьянатан А., Визария Л., Вонг М-Н., Гай Л. Б., Гинзберг Дж., Дайсон Т., Датт Г., Захария Б., Капила У., Кассен Р., Куриен С. Т., Махаджан А., Панагария А., Раваллион М., Рао Г., Рао С. Х., Редди Ю. В., Родрик Д., Сингх А., Тох Р.,Хеллер П., Чакрабарти Р., Чаудхури С., Шанкар А. и Шанкар Р.
Позиция индийской стороны в рамках сотрудничества по линии «Юг-Юг» рассматривается в книге К.Грея и Б.К. Джиллса «Восходящие державы и сотрудничество Юг-Юг» («Rising Powers and South-South Cooperation»). Проводится анализ взаимодействия стран Юга по странам, регионам и субрегионам на политическом, экономическом и социальном уровнях.
Вопросы сотрудничества по линии «Юг-Юг» и особая (лидирующая) роль Индии в этом процессе также раскрываются в книге индийского ученого Чатурведи С. «The Logic of Sharing. Indian Approach to South-South Cooperation». В частности, С.Чатурведи утвеждает: «В политике сотрудничества Индии делается акцент, прежде всего, на приграничных государствах, исходя из предположения, что страна может играть конструктивную роль на глобальном уровне, если проводит созидательную миролюбивую политику со своими непосредственными соседями» .
Однако до настоящего времени отсутствуют комплексные работы, дающие целостное представление о взаимозависимости и механизмах взаимодействия внутренних и внешних факторов экономического сотрудничества Индии со странами АСЕАН. Базовые теоретические, а также научно-практические аспекты двухстороннего экономического сотрудничества заслуживают дальнейшего всестороннего исследования.
Информационную и статистическую базу диссертационного исследования представляют собой нормативные акты Индии, статистические и аналитические материалы Правительства и Резервного банка Индии, АСЕАН, Комитета по информационным технологиям при правительстве Индии, Национального информационного центра Индии, информационно-аналитические материалы международных организаций ООН, Всемирного банка, Международного Валютного Фонда, Азиатского банка развития и ВТО. При разработке основных положений диссертационного исследования используются методы систематизации, сравнения, группировок, статистической и логической аналогии, а также прогнозных оценок.
Теоретическая основа исследования
При написании диссертации использованы теоретические концепции экономической интеграции, в частности труды зарубежных ученых, таких как Алле М., Баласса Б., Бийо М., Винер Дж., Вейлер Ж., Кремер Г., Купер Р., Майлз Л., Митрани Д., Моннэ Ж., Мюре Ш., Перру Ф., Пиндер Д., Предоль А., Райнш П., Репке В., Стритен П. и Уэйр К.
Многие известные российские ученые также занимались вопросами интеграционных процессов: Быков А. Н., Былиняк С. А., Бондарев С. А., Буторина О.В., Гринберг Р. С., Костюнина Г. М., Титаренко М. Л., Шишков Ю. В., Щербанин Ю. А. и др.
В процессе работы над теоретической и практической частями диссертации большую помощь оказали труды российских ученых по проблемам международного движения капитала. В частности, работы Булатова А. С., Буглая В. Б., Кониной Н. Ю., Кузнецова А. В., Ливенцева Н. Н. и др.
Методология и методы исследования
В ходе работы автор исследования применяла различный методологический инструментарий: системный подход для анализа основных направлений взаимодействия Индии и АСЕАН в области торгового сотрудничества и международного движения капитала, а также прочих видов двухстороннего сотрудничества; статистический и ситуационный анализы, метод межстранового сопоставления с применением ряда макроэкономических показателей для сравнения с развитыми и менее развитыми странами, метод вторичного анализа экспертных оценок, графический метод, исторический и эволюционный подходы применительно к исследованию особенностей торгового сотрудничества и взаимодействия в области международного движения капитала. Методико-правовой основой диссертации послужили законодательство Индии и стран АСЕАН, международные соглашения, декларации Ассоциации и совместные заявления Индия-АСЕАН, Россия-АСЕАН.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является выявление особенностей взаимодействия Индии в рамках экономического сотрудничества с АСЕАН.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• охарактеризовать специфику экономического сотрудничества Индии со странами АСЕАН с 1992 года по 2018 год;
• выявить основные направления взаимной торговли Индии со странами АСЕАН.
• определить основные направления взаимодействия между Индией и Ассоциацией в области международного движения капитала и прочих видов двухстороннего сотрудничества;
• выявить перспективы усиления экономических позиций Индии в Юго-Восточной Азии;
• проанализировать возможности применения опыта Индии в развитии отношений Россия-АСЕАН.
Область исследования. Тема исследования соответствует следующим разделам паспорта специальности 08.00.14 (мировая экономика) - № 5 («Интеграционные процессы в развитых и развивающихся регионах мирового хозяйства, закономерности развития этих процессов, оценка интеграционных перспектив различных торгово¬экономических блоков») и № 25 («Национальная экономика отдельных стран в системе мирохозяйственных связей: проблемы оптимизации взаимодействия и обеспечения национальных экономических интересов. Международные экономические противоречия, их причины и способы разрешения»).
В частности, область исследования раскрывается в нижеперечисленных разделах:
1.3. Предпосылки установления и развитие экономического сотрудничества между Индией и АСЕАН в 1990-е гг.
2.1. Основные направления взаимной торговли Индии и АСЕАН
2.2. Гравитационные модели внешней торговли Индии со странами АСЕАН
2.3. Основные направления сотрудничества между Индией и АСЕАН в области международного движения капитала
2.4. Прочие виды сотрудничества между Индией и АСЕАН
3.1. Перспективы усиления экономических позиций Индии в Юго-Восточной Азии
3.2. Направления применения опыта Индии в развитии отношений Россия- АСЕАН и возможность создания зоны свободной торговли ЕАЭС-АСЕАН
Объект исследования диссертации - экономическое сотрудничество Индии со странами АСЕАН.
Предмет исследования - специфика механизма сотрудничества Индии со странами АСЕАН в области торговли и международного движения капитала, а также прочих видов двухстороннего взаимодействия.
Хронологические рамки исследования охватывают период с момента активизации двухстороннего сотрудничества между Индией и странами Ассоциации в 1992 году по 2018 год в условиях либерализации индийской экономики.
Теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного ис-следования определена выявлением автором особенностей экономического сотрудничества Индии со странами АСЕАН. Выводы, прогнозы и рекомендации диссертационного исследования могут быть применены в деятельности научных, образовательных и практических учреждений Российской Федерации.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в учебных дисциплинах по курсам «Экономика Индии», «Экономика стран АСЕАН», «Мировая экономика», «Актуальные проблемы мировой экономики», «Экономическое сотрудничество Китая и Индии и их сотрудничество в Зарубежной Азии» в МГИМО МИД России, НИУ «Высшая школа экономики», Институте стран Азии Африки, МГУ им. М.В. Ломоносова, Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития России, Институте Востоковедения РАН, Российском университете дружбы народов, Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.
Практическая значимость определяется возможностью применения результатов анализа эффективности и перспектив сотрудничества Индии с АСЕАН при разработке практических рекомендаций для развития взаимодействия Россия-АСЕАН.
Научная новизна исследования.
Впервые в российской науке проведен комплексный анализ экономического сотрудничества Индии со странами АСЕАН. Исследован процесс формирования интеграционных процессов в регионе Юго-Восточной Азии и взаимодействия членов группировки со странами-соседями. На базе обширного оригинального статистического и фактического материала автором изучена взаимосвязь внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на развитие двухстороннего экономического сотрудничества между Индией и странами АСЕАН.
Определены основные направления взаимной торговли Индии со странами АСЕАН, проведен анализ интенсивности товарных потоков и индекса Грубеля-Ллойда по пяти основным категориям экспортируемых и импортируемых товаров в рамках сотрудничества Индия-АСЕАН с 2010 по 2017 гг. Автором диссертационного исследования разработаны гравитационные модели внешней торговли Индии со странами АСЕАН.
Выявлены главные предпосылки и факторы вывоза национального капитала, его географическое распределение, а также основные направления и формы сотрудничества между Индией и АСЕАН в области международного движения капитала.
Рассмотрены также вопросы оказания двухсторонней финансовой помощи и такие виды сотрудничества Индии со странами АСЕАН, как научно-техническое, военное, морское, а также взаимодействие в области сельского хозяйства, образования, возобновляемой энергетики, космических технологий, транспорта и строительства.
Проведен анализ перспектив усиления влияния Индии в Юго-Восточной Азии.
Определены основные направления и перспективы экономического сотрудничества России со странами АСЕАН, проанализирована потенциальная возможность создания зоны свободной торговли ЕАЭС-АСЕАН, представлены рекомендации для повышения эффективности двухстороннего взаимодействия России и Ассоциации.
Положения, выносимые на защиту
1. В начале XXI в. двухстороннее экономическое сотрудничество между Индией и АСЕАН активно развивалось. Для углубления экономической интеграции с регионом Индия заключила двусторонние соглашения с большей частью стран Ассоциации, прежде всего, с Таиландом, Сингапуром и Малайзией. Соглашение о торговле товарами (так называемое Соглашение о ЗСТ) между Индией и АСЕАН, вступившее в силу в 2010 г., вывело отношения с группировкой на новый уровень. Однако необходимо учитывать, что Соглашение о ЗСТ по сравнению с другими соглашениями АСЕАН+1 имеет неглубокий характер с учетом большого списка исключений для снижения тарифов, строгих правил происхождения и отсутствия положений по вопросам конкуренции или государственных закупок. При этом руководство Индии и стран АСЕАН возлагают большие надежды на создание ВРЭП, которое в полной мере сможет учесть взаимные интересы.
2. Расширение экономического сотрудничества Индии со странами АСЕАН по линии «Юг-Юг» удовлетворяет потребности индийской стороны в новых рынках сбыта для ускорения своего экономического роста. При этом анализ общего товарооборота показывает, что страны группировки более важны для индийской стороны как источники импорта, чем как рынки сбыта. В то же время отмечается устойчивая тенденция к снижению индийских товарных потоков в Индонезию, Сингапур и Таиланд, постольку Индия начинает уделять больше внимания другим членам Ассоциации, в частности, Вьетнаму. Однако в целом наблюдается невысокая интенсивность двусторонних товарных потоков Индии и стран АСЕАН. На основе проведенного исследования можно заключить, что Индия больше заинтересована в развитии внешнеторговых связей с Ассоциацией, чем страны группировки во взаимодействии с ней, и свидетельствует о том, торгово-экономические отношения Индии и стран АСЕАН представляют сотрудничество «Юг-Юг».
3. Гравитационные модели внешней торговли Индии со странами АСЕАН демонстрируют, что ввиду совсем небольших полученных показателей эластичности зависимости объемов экспорта/импорта от ВВП страны-контрагента и расстояния, а также действия «антигравитационного» закона ВВП страны-контрагента (Индии) и расстояние между экономическими центрами не оказывают значительное влияние на экспорт Ассоциации в Индию, и, наоборот, ВВП стран группировки и расстояние несущественно влияют на индийский экспорт в Ассоциацию. Соответственно наблюдается слабая взаимосвязь экономик Индии и АСЕАН, что свидетельствует о том, что торгово-экономические отношения Индии и стран Ассоциации представляют сотрудничество по линии «Юг-Юг».
4. В настоящее время Ассоциация является основным направлением для индийских инвестиций за рубежом и значимым инвестором Индии, что демонстрируют устойчивые двусторонние связи в области международного движения капитала. Большая часть ПЗИ Индии сконцентрирована в офшорном центре - Сингапуре, но индийские компании постепенно уделяют все больше внимания вывозу инвестиций в другие государства-члены АСЕАН. Среди инвесторов превалируют индийские ТНК. Мотивацией для индийских вложений служат различные факторы, в частности, доступ к природным ресурсам, к страновому и региональному рынку, привлечение финансов, а также стратегические факторы.
5. Предоставляя помощь странам АСЕАН, Индия обеспечивает себя рынками
сбыта товаров, а также благоприятными условиями для индийских компаний для проникновения в регион ЮВА, что в итоге стимулирует как двухстороннюю торговлю, так и потоки в области международного движения капитала.
Степень достоверности и апробация результатов исследования
Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в тезисах выступления автора на международной конференции Третьи Ливенцевские чтения «Трансформация системы современных международных экономических отношений в условиях постбиполярности», организованной МГИМО МИД России.
Автором опубликовано в изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве науки и высшего образования России, четыре научные статьи, посвященные проблеме экономического сотрудничества Индии со странами АСЕАН.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Ильичева Ю. А. Особенности внешнеторговых отношений Индии и АСЕАН на современном этапе / Ю. А. Ильичева // Горизонты экономики. - 2019. - № 4 (50). - С. 58-64.
2. Ильичева Ю. А. Особенности научно-технического сотрудничества Индии со странами АСЕАН / Ю. А. Ильичева // Азия и Африка сегодня. - 2019. - № 9. - C. 66-71.
3. Ильичева Ю. А. Особенности сотрудничества Индии со странами АСЕАН в области безопасности в регионе Юго-Восточной Азии / Ю. А. Ильичева // Национальная безопасность. - 2019. - № 3. - С. 38-46.
4. Ильичева Ю. А. Предпосылки установления и развитие экономического сотрудничества между Индией и странами АСЕАН в 1990-е гг. / Ю. А. Ильичева // Теоретическая и прикладная экономика. - 2019. - № 2. - С. 71-81.
Современные реалии и прежде всего глобализация мировой экономики подталкивают страны к участию в региональных интеграционных процессах. Практически все государства в том или ином формате принимают участие хотя бы в одном интеграционном объединении, преследуя цель углубления внешнеэкономических связей и ускорения экономического развития страны, а также последующей интеграции в систему мирохозяйственных связей. В результате, на начало XXI в. практически все развитые страны являются интеграционными центрами.
АСЕАН относится к типу интеграции «Юг-Юг», представляя собой экономическое интеграционное объединение развивающихся стран. По мнению автора исследования, взаимодействие Индии со странами Ассоциации можно отнести к сотрудничеству «Юг-Юг», которое служит примером опоры на коллективные силы. При этом при стимулировании развития связей с Ассоциацией индийское руководство преследует следующие цели: расширение рынков сбыта товаров, обеспечение доступа к ресурсам и создание благоприятных условий для индийских компаний для их проникновения в регион Юго-Восточной Азии, а также геополитические интересы.
В настоящее время АСЕАН, являясь одним из важнейших акторов мировой экономики, представляет собой одну из крупнейших группировок не только среди развивающихся стран, но и в мире в целом, которая обладает значительным демографическим, производственным и экономическим потенциалом.
АСЕАН воплощает в себе концепцию «восточноазиатского регионализма». При этом на начальном этапе концепция Ассоциации предполагала противодействие внешним угрозам, а не создание единого федеративного образования. В то же время в рамках данной концепции наднациональным институтам не делегируется часть государственного суверенитета. При этом в рамках АСЕАН странам-участницам не оказывается экономической помощи, как это практикуется, например, в ЕС.
Экономическая интеграция в регионе ЮВА также характеризуется асинхронностью и многоуровневостью, что проявляется в разной степени ее глубины и интенсивности, а также наличием разрыва в уровне экономического развития наблюдается во всей группировке и даже среди «передовой пятерки» стран. В частности, Сингапур является одним из мировых лидеров по основным экономическим показателям, в то время как такие страны как Мьянма и Камбоджа и Лаос все еще остаются наименее развитыми государствами, тормозящими развитие группировки. При этом, несмотря на данные факторы, государствам удалось создать действительно самостоятельное и жизнеспособное региональное интеграционное объединение.
Анализ торговых потоков АСЕАН с третьими странами показывает, что в начале XXI века развитие двухсторонней торговли происходит в условиях обострения конкуренции между ведущими экономическими державами, являющимися важными партнерами Ассоциации (Китай, Япония, Республика Корея и страны ЕС). Китай занимает лидирующие позиции в товарном экспорте группировки, за ним следуют страны ЕС, США и Япония.
Соглашения о создании ЗСТ с диалоговыми партнерами обусловили новый формат сотрудничества «АСЕАН+1». В частности, Индия подписала Соглашение о свободной торговле с Ассоциацией в 2010 г. При этом, по мнению автора исследования, ошибочно рассматривать взаимодействие индийской стороны со странами группировки с точки зрения возможной интеграции Индии в АСЕАН, поскольку индийское руководство преследует иные цели, в частности, расширение рынков сбыта товаров, обеспечение доступа к ресурсам и создание благоприятных условий для индийских компаний для проникновения в регион ЮВА, а также геополитические интересы. Соответственно взаимодействие Индии со странами Ассоциации можно отнести к сотрудничеству «Юг- Юг», которое служит примером опоры на коллективные силы.
Взаимодействие по линии «Юг-Юг» «рассматривается Индией как одно из приоритетных направлений современной внешнеэкономической стратегии, позволяющих не только расширить сферу индийского экономического и политического влияния среди стран так называемого «Третьего» мира, но и в целом укрепить позиции Индии на международной арене. При этом одним из факторов, который традиционно учитывается индийским правительством и деловыми кругами при определении своей экономической стратегии в развивающихся странах, является наличие там индийской диаспоры» .
Развивая сотрудничество по линии «Юг-Юг», Индия придерживается стратегии оказания активного технического содействия странам АСЕАН: финансирования инфраструктурных проектов, осуществляемого на условиях грантов и льготных кредитов, предоставления образовательных и консультативных услуг и проч.
Примечательно, что индийское правительство оказывало поддержку членам Ассоциации с момента создания Движения Неприсоединения в 1950-60-х гг., но при этом больше политического, чем экономического характера, поскольку для Индии помощь странам группировки являлась очень важным политическим ходом.
С конца XX века и до настоящего времени Индия всегда стремилась к выстраиванию долгосрочных внешнеторговых отношений со странами АСЕАН, несмотря на некоторые трудности и ограничения. Именно благодаря активной позиции индийского руководства взаимодействие не только налаживалось, но и раз за разом ему придавался новый импульс. Так, смена политики Индии «Взгляд на Восток» на «Движение на Восток» на государственном уровне подтвердила ее особое отношение к Ассоциации.
В то же время наблюдается противоречивые итоги индийской «Восточной
политики». Так, несмотря на то, что товарооборот Индии со странами АСЕАН вырос с почти 3 млрд долл. в 1993 г. до 73 млрд долл. в 2017 г., совокупные товаропотоки не столь существенны на фоне аналогичного показателя торговли между Китаем и Ассоциацией в размере почти 444 млрд долл. в 2017 г. Возможно преломление данной тенденции за счет ускоренного расширения внешнеторгового оборота товарами и услугами в рамках зоны свободной торговли Индия-АСЕАН благодаря диверсификации взаимодополняемости. При этом одним из главных препятствий для наращивания товарооборота является ветхое состояние или отсутствие транспортной инфраструктуры между странами.
К тому же Соглашение о свободной торговле (2010 г.) по сравнению с другими соглашениями АСЕАН+1 имеет неглубокий характер с учетом большого списка исключений для снижения тарифов, строгих правил происхождения и отсутствия положений по вопросам конкуренции или государственных закупок. Соответственно Индия не получает больших выгод от своего экономического сотрудничества со странами Ассоциации. Несмотря на то, что в последние несколько десятилетий общий объем торговли между Индией и АСЕАН неуклонно растет, индийская сторона страдает от снижения тарифов на импорт из стран группировки. Индия стимулирует развитие двухсторонней торговли, предоставляя Систему преференций по беспошлинным тарифам для Лаоса, Филиппин, Брунея и Камбоджи.
Анализ общего товарооборота показывает, что страны группировки более важны для Индии как источники импорта, чем как рынки сбыта. Наиболее значимыми партнерами и основными направлениями для индийского экспорта являются Сингапур, Индонезия, Мьянма, Малайзия и Вьетнам. Однако отмечается устойчивая тенденция к снижению индийских торговых потоков в Индонезию, Сингапур и Таиланд, постольку Индия начинает уделять больше внимания другим членам Ассоциации, в частности, Вьетнаму.
При этом, несмотря на не столь впечатляющие показатели экономического сотрудничества Индии со странами АСЕАН, индийской стороне удалось достичь определенного успеха, в частности, за счет освоения новых рынков сбыта. Можно предположить, что «Восточная политика» укрепила сотрудничество Индии с регионом ЮВА по линии «Юг-Юг».
Полученные автором коэффициенты интенсивности двусторонних товарных потоков позволяют сделать вывод, что основными центрами индийской торговли в отношениях Индия-АСЕАН являются Сингапур, Таиланд и Малайзия. В целом наблюдается невысокая интенсивность товарных потоков, что свидетельствует о том, что торгово-экономические отношения Индии и стран АСЕАН представляют сотрудничество «Юг-Юг». В то же время, несмотря на низкий показатель интенсивности торговых потоков, Индия рассматривает группировку как одно из важных направлений своей долгосрочной международной стратегии. По мнению автора исследования, учитывая данные факторы, индийская сторона больше заинтересована в развитии внешнеторговых связей с Ассоциацией, чем страны группировки во взаимодействии с ней, что свидетельствует о том, торгово-экономические отношения Индии и стран АСЕАН представляют сотрудничество «Юг-Юг».
Анализ индекса Грубеля-Ллойда демонстрирует в целом интенсивные торгово-экономические связи по пяти основным категориям экспортируемых и импортируемых товаров между Индией и странами АСЕАН. Наиболее тесное взаимодействие наблюдается в энергетическом секторе, т.к. для дальнейшего развития своей экономики индийская сторона остро нуждается в энергетических источниках, и их поставки из стран ЮВА могут несколько ослабить ее «энергетический голод». Также существуют достаточно высокие связи в области драгоценных металлов, камней и бижутерии.
Разработанные автором диссертационного исследования гравитационные модели внешней торговли Индии со странами АСЕАН демонстрируют, что эластичность зависимости индийского экспорта в Индонезию, Малайзию, Таиланд и в целом в АСЕАН от ВВП страны-импортера положительна. Соответственно в перспективе, возможно увеличение индийских товарных потоков в данные страны благодаря росту их ВВП как страны-импортера. Однако ввиду совсем небольших полученных показателей эластичности зависимости объемов экспорта/импорта от ВВП страны-контрагента и расстояния, а также действия «антигравитационного» закона ВВП страны-контрагента (Индии) и расстояние между экономическими центрами не оказывают значительного влияния на экспорт Ассоциации в Индию, и, наоборот, ВВП стран группировки и расстояние несущественно влияют на индийский экспорт в Ассоциацию. Соответственно наблюдается слабая взаимосвязь экономик Индии и АСЕАН, что свидетельствует о том, что торгово-экономические отношения Индии и стран Ассоциации представляют сотрудничество по линии «Юг-Юг».
АСЕАН является основным направлением для индийских инвестиций за рубежом и значимым инвестором Индии, что демонстрируют устойчивые двусторонние связи в области международного движения капитала, которые вполне отвечают целям сотрудничества по линии «Юг-Юг». Около 22% индийских инвестиций приходится на Ассоциацию. Хотя потоки индийских ПЗИ в АСЕАН относительно невелики по сравнению с потоками из Японии, США и Китая, многие индийские фирмы продолжают расширять свое присутствие за счет небольших проектов, особенно в третичном секторе.
Большая часть ПЗИ Индии сконцентрирована в офшорном центре - Сингапуре, но индийские компании постепенно уделяют все больше внимания другим государствам- членам АСЕАН, где присутствует значительная индийская диаспора (Индонезия, Малайзия, Вьетнам и Таиланд). Основные инвестиции традиционно направляются в третичный сектор, прежде всего, в банковскую и финансовую сферы, информационные технологии (ИТ) и ИТ-сервисы, а также в металлургию и автомобильную промышленность.
Среди инвесторов превалируют индийские ТНК. Мотивацией для индийских вложений служат различные факторы, в частности, локальные преимущества членов группировки, присутствие большого сообщества индийской диаспоры, доступ к природным ресурсам, к страновому и региональному рынку, знакомая деловая среда, территориальная близость, привлечение финансов, а также стратегические факторы. Индийские фирмы практикуют слияния и поглощения для быстрого выхода на рынок Ассоциации, в т.ч. для расширения и обеспечения доступа к природным ресурсам или стратегическим активам. Тем не менее трансграничные слияния остаются немногочисленными.
На развитие двустороннего сотрудничества в области международного движения капитала оказывают положительное влияние заключение Соглашения об инвестициях, реализация индийские внешнеполитические курсы «Взгляд на Восток» и «Движение на Восток», а также либерализация индийской экономики в отношении ПЗИ и институциональная поддержка (например, Eximbank}.
Необходимо отметить, что двусторонние отношения в области международного движения капитала между АСЕАН и Индией укрепляются, при этом Ассоциация является основным источником ПИИ в Индию. Компании из стран группировки инвестируют в проекты в области инфраструктуры и сферу услуг. Значительная часть вложений АСЕАН в Индию приходится на Сингапур, за ним следуют Малайзия, Индонезия и Таиланд.
Индия рассматривает АСЕАН как важнейший путь для расширения своих экономических интересов и выходу на Азиатско-Тихоокеанский регион, что вполне отвечает целям сотрудничества «Юг-Юг». Для стимулирования двусторонних экономических отношений со странами Ассоциации Индия стремится к улучшению транспортного сообщения, в частности, реализуются проекты по созданию Трансазиатской дороги, железнодорожной ветви между Нью-Дели и Ханоем (Вьетнам), а также мультимодальный транспортный проект «Каладан» для соединения северо-востока Индии с Мьянмой и Таиландом. В настоящее время транспортная сеть либо отсутствует, либо обветшала и износилась. Обсуждаются также вопросы, связанные с расширением морского и воздушного сообщения между АСЕАН и Индией и преобразованием коридоров сообщения в экономические коридоры. Однако из-за проблем финансирования и сроков выполнения, а в ряде случаев - нестабильной ситуации на тех или иных участках или в приграничных районах, инфраструктурные проекты еще в процессе реализации.
В области научно-технического сотрудничества Индия щедро делится своими «научно-техническими знаниями» и «ресурсами» со странами-членами АСЕАН на различных уровнях, развивая взаимодействие по линии «Юг-Юг». В частности, создано четыре различных фонда, обеспечивающих взаимодействие между Индией и Ассоциацией и финансируемых индийской стороной в одностороннем порядке. Индия также проявляет большой интерес к расширению сотрудничества с группой стран КЛМВ, путем реализации программ по наращиванию потенциала в областях, в которых индийская сторона доказала свою компетентность, таких как информационные технологии, сельское хозяйство и космос. По мнению автора исследования, дальнейшее углубление такого рода сотрудничества между Индией и странами КЛМВ (Камбоджа, Лаосская Народно¬Демократическая Республика, Мьянма и Вьетнам) возможно именно в области космической науки и технологий, где индийская сторона может стать ведущим партнером.
Индия также активно предоставляет странам АСЕАН техническую помощь и участвует в строительстве ряда предприятий в Малайзии, Камбодже, Индонезии, Лаосе и Вьетнаме. Примечательно, что инициативы индийской стороны в области оказания технической помощи, которые охватывают почти все сферы, представляющие интерес для стран группировки, предусматривают подкрепление финансовой поддержкой (например, Мьянма и Вьетнам), что свидетельствует об активизации экономических связей Индии со странами Ассоциации, а не просто о донорстве.
Очевидно, что за счет предоставления финансовой помощи странам АСЕАН Индия обеспечивает себя рынками сбыта товаров и создает благоприятные условия национальным предприятиям для проникновения в регион ЮВА, что вполне отвечает целям сотрудничества «Юг-Юг» и стимулирует как двухстороннюю торговлю, так и потоки в области международного движения капитала. Система грантов и льготных кредитов позволяет сокращать риски, связанные с вхождением индийских компаний на новые рынки, а также снизить издержки на создание необходимой инфраструктуры. Донорские программы превратились в важный фактор, способствующий закреплению индийского бизнеса на рынках ЮВА. Относительно небольшие объемы финансовой помощи позволяют Индии грамотно и осторожно проводить свою политику в области международного движения капитала. При этом особое внимание уделяется странам с большими запасами топливно-энергетических ресурсов, в которых остро нуждается индийская сторона.
По мнению автора исследования, именно благодаря политике «Движение на Восток» со временем укрепление торгового и инвестиционного сотрудничества станет движущей силой для взаимодействия между АСЕАН и Индией и позволит использовать научно-технические достижения для ускорения развития (в этой сфере страна доказала свою компетенцию), что также усилит позиции Индии в регионе ЮВА. Индийская сторона также возлагает большие надежды на ВРЭП, которое, возможно, значительно увеличит двухсторонние торговые и инвестиционные потоки.
В то же время существуют некоторые «камни преткновения» для дальнейшего развития двухсторонних экономических отношений. В частности, согласованные преференции в рамках зоны свободной торговли Индия-АСЕАН сопровождаются сложными правилами товарного происхождения, нерациональным снижением тарифов, отсутствием информации и понимания условий предоставления торговых преференций. Отрасли также нуждаются в значительной реструктуризации для того, чтобы страны могли воспользоваться нишами на развивающихся рынках.
При этом необходимо отметить, что интенсификация торговых потоков потребует наряду с простым наращиванием товарооборота уделить значительное внимание расширению и диверсификации взаимодополняемости экономик Индии и стран АСЕАН, в том числе за счет развития новых видов производств и услуг, т.е. научно-технического сотрудничества. Именно такая стратегия вполне отвечает целям Сотрудничества «Юг- Юг».
Автор исследования полагает, что ввиду пока еще несущественного уровня торговли товарами со странами АСЕАН в ближайшем будущем Индия будет активно проникать на рынок услуг группировки. Именно в сфере информационных технологий, здравоохранения и образования индийская сторона обладает сравнительными преимуществами, которые со временем смогут принести существенные социально-экономические дивиденды в течение длительного периода.
По мнению автора исследования, сотрудничество в области международного движения капитала также получит дополнительный импульс, когда индийский бизнес осознает возможности, которые открывает ему разносторонний размер рынка при инвестировании в страны АСЕАН. В частности, инвестиции в какую-либо страну в любом секторе группировки обеспечивают доступ к процветающему рынку среднего класса, представляющий огромный потенциал со стороны предложения. Инвесторы также получают доступ к рынкам других наиболее развитых и развивающихся стран, с которыми АСЕАН подписала ЗСТ, а именно Австралии, Новой Зеландии, Китая, Японии и Республики Корея. Кроме того, индийские компании, вкладывающие в страны КЛМВ, могут извлечь выгоду из наиболее благоприятного режима, доступного подгруппе членов Ассоциации с низким уровнем социально-экономического развития в рамках схемы «Все, кроме оружия» Европейского союза.
Свою жизнеспособность и эффективность также доказала индийская стратегия предоставления финансовой помощи странам АСЕАН. В итоге, по мнению автора исследования, продолжение индийской политики оказания финансовой помощи постепенно приведет к укреплению позиций Индии в регионе ЮВА.
Дополнительный импульс развитию экономического сотрудничества придаст создание крайне важной для Индии и АСЕАН транспортной инфраструктуры, связывающей эти регионы. Именно транспортная отрасль впоследствии сможет обеспечить интенсификацию двухсторонних товарных потоков и взаимодействия в других сферах, укрепляя взаимосвязанность экономик. Также возможно усиление индийских позиции в двухсторонних отношениях с АСЕАН в рамках решения проблем окружающей среды и расширения возможностей «зеленой» (возобновляемой) энергетики ввиду активного развития технологической составляющей экономики Индии.
В то же время двухстороннее сотрудничество Индии со странами АСЕАН затрагивает вопрос обеспечения региональной безопасности. В частности, выделяется стремление индийской стороны укрепить свои позиции в регионе ЮВА, где наблюдается сильное влияние и присутствие Китая. Руководство стран Ассоциации, в свою очередь, также опасаются растущей мощи Китая. Данные опасения усиливались по мере активации деятельности Китая в бассейнах Южно-Китайского и Восточно¬Китайского морей. Соответственно АСЕАН разделяет стремление индийской стороны играть более активную компенсирующую роль в регионе, т.е. стать «антитезой» Китаю и его растущему влиянию в Азии. Следовательно, участие Индии в процессах, происходящих, в регионе Юго-Восточной Азии, является крайне важным для уравновешивания баланса политических сил в регионе.
Однако для большинства стран группировки КНР является крупнейшим торговым партнером и зарубежным инвестором. При этом необходимо принимать во внимание экономически обеспеченную значительную китайскую диаспору в странах АСЕАН, которая способна оказывать влияние на двухсторонние внешнеэкономические связи и процессы, проходящие внутри стран-участниц Ассоциации.
Между тем, Индия, в свою очередь, также укрепляет свои экономические позиции в зоне Южно-Китайского моря, принимая «молчаливое» участие в застарелых территориальных конфликтах между Китаем и некоторыми странами АСЕАН (Вьетнамом, Малайзией, Филиппинами и т.д.). Заинтересованность индийской стороны в свободном судоходстве обусловлена пристальным вниманием к Малаккскому проливу, через который осуществляются больше половины перевозок экспортируемых и импортируемых товаров Индии.
Вместе с тем необходимо отметить, что страны АСЕАН с осторожностью относятся к Индии ввиду риска обострения конкуренции и наводнения рынков стран ЮВА индийскими товарами за счет экспортоориентированной стратегии Индии на Востоке.
Осознание Россией возможных выгод от сотрудничества с АСЕАН произошло после значительного ускорения темпов экономического роста стран Ассоциации. При этом на момент достижения статуса стратегических партнеров (2018 г.) двухсторонние отношения России и Ассоциации были слабо развиты, значительно уступая по глубине взаимодействия с большинством диалоговых партнеров АСЕАН.
Между тем, обе стороны рассматривают друг друга в качестве потенциальных рынков сбыта, что стимулирует постепенное наращивание взаимной торговли за счет частичной взаимодополняемости России и АСЕАН. В настоящее время наблюдается повышенный интерес стран АСЕАН к российской агропродукции (помимо энергоресурсов), что потенциально открывает новые возможности для России и Дальнего Востока за счет расширения экспортной корзины.
Существующий на современном этапе небольшой объем двухстороннего товарооборота России и стран АСЕАН обусловлен географическим расположением (большое расстояние между экономическими центрами), слабым уровнем транспортной инфраструктуры на российском Дальнем Востоке и его недостаточной интеграцией в логистическую сеть Азиатско-Тихоокеанского региона, различиями в структуре и спецификации экономик, а также довольно высокой защитой рынков.
При этом необходимо принимать во внимание историческую составляющую взаимодействия между странами. Сотрудничество между Россией и странами АСЕАН в целом нельзя назвать тесным. В то же время в настоящее время активно развивается двухстороннее военно-техническое сотрудничество России как с традиционными партнерами (Вьетнам, Мьянма, Таиланд), так и с Филиппинами (с 2016 г.). В
финансовой сфере российские банки, как и индийские, также расширяют свое присутствие в странах Ассоциации.
С инвестиционной точки зрения Россия не может конкурировать с ведущими торгово-экономическими партнерами АСЕАН. Поскольку только в 2013 году российская сторона начала расширять инвестиционные формы сотрудничества, вкладывая средства в такие отрасли, как инфраструктура, технологии, энергетика и морские перевозки. В России предприятия стран Ассоциации (прежде всего, Сингапура и Малайзии) предпочитают инвестировать средства в тяжелую и легкую промышленность, строительные проекты, а также программы развития Сибири и Дальнего Востока.
Сотрудничество со странами АСЕАН развивает Россия в области технологий, атомной и энергетической сферах. При этом проекты сложно реализуемы с практической точки зрения, поскольку требуют огромных инвестиций и трансграничных соглашений между странами. В то же время, несмотря на серьезное отставание от других региональных игроков (Китая, Японии и Республики Корея) по глубине сотрудничества в сфере инноваций с Ассоциацией, российские венчурные компании, занятые в сфере информационно-коммуникационных технологий, успешно проникают на рынки стран группировки.
Необходимо отметить, что Россия рассматривает АСЕАН как рынок с наиболее благоприятными условиями и без особых политических проблем. Ранее страны Ассоциации не были одним из приоритетов российской внешнеэкономической политики ввиду географической удаленности от центральных партнеров в Восточной Азии и Западной Европе.
В настоящее время в регионе ЮВА Россия стремится воплотить концепцию Большого евразийского партнерства (БЭП). При этом создание совершенно новой формы сотрудничества с Ассоциацией в целом осложняется необходимостью согласования многих интересов, малым опытом участия России в проектах такого типа. Кроме того, бюрократия АСЕАН известна своей склонностью затягивать переговорные процессы, часто предпочитая форму, протокол и консенсус конкретному содержанию. Соответственно альтернативным методом наращивания взаимодействия с членами группировки становится двустороннее сотрудничество.
Необходимо отметить, что стратегия вовлечения АСЕАН и ее стран-членов в евразийскую инициативу предполагает использование модели многоуровневой интеграции, а не всеобъемлющего партнерства. Так, присоединение Ассоциации к БЕП происходит через отдельные соглашения и меморандумы.
Российская сторона активно продвигает развитие отношений со странами АСЕАН в формате «ЕАЭС+1». Однако в настоящее время данный формат реализован только в рамках созданной зоны свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом. Соглашение о свободной торговле практически не имеет негативных последствий для производителей Евразийского союза ввиду отсутствия конкуренции импортных товаров с производимыми аналогами в странах ЕАЭС и Вьетнаме, а также незначительных объемов двусторонней торговли. При этом российские экспортеры в области сельскохозяйственной продукции и машиностроения получают определенную выгоду. Положительным моментом также является то, что данное соглашение позволяет «набраться опыта» наднациональным органам ЕАЭС, осознать и учесть преимущества и недостатки ЗСТ при формировании БЕП.
В большей степени готовности к подписанию находится Соглашение о свободной торговле ЕАЭС-Сингапур, что обусловлено малой актуальностью снижения товарных тарифов для сингапурской экономики. Значительно больший интерес для Сингапура представляют Соглашение по торговле услугами или по инвестициям, при этом данные вопросы находятся вне компетенций стран ЕАЭС. Также обсуждается вопрос заключения Соглашений о свободной торговле с Индонезией и Камбоджой. Следовательно, российская сторона, двигаясь «от частного к общему», последовательно готовится к заключению соглашения о ЗСТ между ЕАЭС и АСЕАН.
Примечательно, что вокруг АСЕАН пересекаются российская большая евразийская инициатива и китайская Инициатива «Один пояс - один путь». При этом для данных крупных проектов первостепенное значение имеет осязаемый прогресс и демонстративные эффекты. Обе формы, по сути, не предполагают сильные юридически обязывающие договоренности. Соответственно, маловероятно, что могут возникнуть политические противоречия в результате наложения российского или китайского проекта.
Необходимо отметить, что российской стороне, погруженной в многогранное и многоуровневое противостояние с западными странами, позитивная повестка на международной арене крайне необходима. Вероятно, на восточном направлении роль такого позитивного элемента в ближайшее время будет играть инициатива Большого евразийского и/или Евразийского экономического партнерства. Соответственно АСЕАН становится важнейшим элементом этой инициативы, поскольку без Ассоциации БЭП в значительной степени будет состоять из ближайших партнеров по ЕАЭС, Китая и отдельных разрозненных союзников, в частности, Ирана.
При этом ключевым вопросом остается реальная экономическая отдача и/или сопутствующие политические дивиденды от участия в российском интеграционном проекте, на получение которых смогут рассчитывать страны Ассоциации. В то же время сохраняется главный риск, что при провале проекта Москва в глазах региональных игроков будет выглядеть лишь производителем внешнеполитических «смыслов» и бравурной риторики. В результате, на многие годы для российской стороны будут закрыты политические и экономические рынки стран АСЕАН, чем воспользуются более опытные и сильным конкуренты.
В настоящее время Китай предлагает странам региона, прежде всего, кредиты, инвестиции в инфраструктуру и торговлю, Индия - финансовую и гуманитарную помощь, обмен технологиями, образовательные услуги и инвестиции в инфраструктуру. США обеспечивает региональную безопасность и защиту от китайского влияния. Россия же не в состоянии предложить ни того, ни другого в таком же объеме. Российская сторона может усилить свое влияние в регионе ЮВА, но для этого потребуются инвестиции в совместные механизмы решения трансграничных проблем - от борьбы с терроризмом до содействия устойчивому развитию.
1. Сочинская декларация юбилейного саммита Россия-АСЕАН в связи с 20- летием установления диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству». - Сочи, 2016. - 12 с.
Монографии и исследования на русском языке:
2. Арапова, Е. А. Регионализация в Восточной Азии в условиях диверсификации источников экономического роста / Е. А. Арапова. - М. : Проспект, 2016. - 232 с.
3. АСЕАН в начале XXI века: Актуальные проблемы и перспективы / Л. Е. Васильев [и др.]. - М. : ИД «Форум», 2010. - 368 с.
4. Байков А. А. Сравнительная интеграция. Практика и модели интеграции в зарубежной Европе и Тихоокеанской Азии / А.А. Байков; отв. ред. А. Д. Богатуров. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 256 с.
5. Бондарев, С. А. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / Бондарев Сергей Александрович. - М., 2008. - 211 с.
6. Булатов, А. С. Перспективы экономической глобализации / А. С. Булатов [и др.]; под ред. А. С. Булатова. - М. : КНОРУС, 2019. - 672 с.
7. Булатов, А. С. Россия в международном движении капитала в 2017 - начале 2018 года / А. С. Булатов. - М. : МГИМО-Университет, 2018. - 54 с.
8. Былиняк, С. А. АСЕАН в системе международных экономических
отношений / С. А. Былиняк. - М. : Наука, 1994. - 264 с.
9. Галищева, Н. В. Индия в мировом хозяйстве на рубеже веков:
внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая политика / Н. В. Галищева. - М. : ООО «Буки Веди», 2013. - 501 с.
10. Галищева, Н. В. Экономика стран Южной Азии / Н. В. Галищева. - М. : МГИМО-Университет, 2009. - 768 с.
11. Григорян, К. Г. Комплексный подход к оценке состояния и перспектив развития региональных интеграционных объединений : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / Григорян Карен Григорьевич. - Москва, 2012.
12. Иностранная помощь / под ред. Л.М. Капицы (авторы: Капица Л.М., Абалкина А.А., Абрамова А.В., Габарта А., Галищева Н.В., Дегтерев Д.А., Дегтерева Е.А. и др.). - М. : "МГИМО-Университет", 2013. - 610 с.
13. Конина, Н. Ю. Слияния и поглощения в конкурентной борьбе международных компаний: монография / Н. Ю. Конина. - М. : Проспект, 2005. - 150 с.
14. Костюнина, Г. М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция: основные тенденции, проблемы и перспективы: дис. ... д-ра. эконом. наук: 08.00.14 / Костюнина Галина Михайловна - М., 2003. - 384 с.
15. Костюнина Г. М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция / Г. М. Костюнина. - М. : РОССПЭН, 2002. - 207 с.
...189