Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ И ОХРАННЫХ КОМПАНИЙ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ И ЗОНАХ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Работа №179302

Тип работы

Диссертация

Предмет

уголовное право

Объем работы213
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ И ОХРАННЫХ КОМПАНИЙ 24
§ 1.1. Правовой статус частных военных и охранных компаний и критерии их легитимности 24
§ 1.2. Уголовно-правовые особенности районов вооруженных конфликтов и
зон повышенной опасности 65
§ 1.3. Разграничение деятельности частных военных и охранных компаний и преступных формирований в международном и национальном уголовном праве 85
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ И ОХРАННЫХ КОМПАНИЙ .. 109
§ 2.1. Правовой статус и индивидуальная ответственность сотрудников
частных военных и охранных компаний 109
§ 2.2. Условия и критерии правомерности причинения вреда сотрудниками частных военных и охранных компаний в условиях вооруженных конфликтов
и зон повышенной опасности 128
§ 2.3. Иммунитеты и исключение из сферы уголовной ответственности сотрудников частных военных компаний 141
ГЛАВА 3. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ И ОХРАННЫХ КОМПАНИЙ И ИХ СОТРУДНИКОВ 151
§ 3.1. Проблемы международно-правового регулирования деятельности
частных военных и охранных компаний и их сотрудников 151
§ 3.2. Направления оптимизации международного сотрудничества в сфере предупреждения преступлений со стороны сотрудников частных военных и охранных компаний и их реализация в законодательстве Российской Федерации 170
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 182
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 189

Актуальность темы исследования. Использование частных военных и охранных компаний для реализации интересов суверенных государств становится все более частой практикой. Опыт показывает их большую эффективность, техническую оснащённость и подготовленность, но в то же время и большую, чем это характерно для военнослужащих регулярных армий, склонность к совершению различных правонарушений - как в рамках уголовного права, так и в рамках права вооруженных конфликтов. В отличие от регулярных вооруженных сил, которые в большинстве государств составляют солдаты срочной службы и лица, не имеющие реального опыта боевых действий, сотрудниками частных военных и охранных компаний зачастую становятся бывшие солдаты и офицеры, принимавшие участие не в одной войне. Немаловажным является и тот факт, что воспользоваться услугами, предоставляемыми частными военными и охранными компаниями, могут не только государства и международные организации, но и частные лица. Последнее подтверждается практикой размещения частной вооруженной охраны на судах, следующих через зону повышенной опасности в условиях борьбы с пиратством у берегов Сомали и в Индийском океане. Учитывая, что применение частных военных и охранных компаний в вооруженных конфликтах становится все более распространенным для многих государств, «белое пятно» в области привлечения их сотрудников к ответственности в соответствии с международным правом ставит под угрозу все успехи, достигнутые в гуманитарной области после окончания Второй мировой войны. В то же время развитие технологий и новых методов ведения военных действий в значительной степени размывает понятие «непосредственного участия в вооруженных конфликтах».
Несмотря на то, что в литературе используются различные термины для обозначения феномена частных военных подрядчиков - «частные военные компании», «частные военные предприятия», «частные охранные компании», в настоящей работе используется преимущественно термин «частные военные и охранные компании», поскольку речь идет в первую очередь о деятельности подобных предприятий в рамках вооруженных конфликтов за пределами государств их регистрации, в то время как исключительно «охранные компании» представляют собой организации, чья деятельность не предполагает использование технических и иных средств, причиняющих вред жизни и здоровью человека и окружающей среде .
Известная ситуация с убийством в Багдаде четырнадцати иракских граждан сотрудниками американской частной военно-охранной компанией Blackwater (в настоящее время называющейся «Academy») 16 октября 2007г ., хотя и привела к определенным юридическим последствиям и осуждению нескольких сотрудников этой компании, всё же показывает явную недостаточность существующих уголовно-правовых механизмов для обеспечения уголовного преследования и защиты жертв подобных преступлений. Судебный процесс по этому делу завершился 13 апреля 2015 г., за немотивированную стрельбу, в результате которой пострадали более тридцати человек, включая четырнадцать погибших мирных жителей, были осуждены три сотрудника ЧВОК, один из них приговорен к пожизненному заключению, трое других - к тридцати годам лишения свободы каждый . При этом в 2017 г. приговоры были пересмотрены , и три из них отменены как «необычные и жестокие», пожизненный приговор для одного из охранников был вновь вынесен только в августе 2019 г. Однако данный случай фактического вынесения обвинительного приговора сотруднику ЧВОК - скорее исключение (подтверждаемое тем, что только один из четырех приговоров остался к настоящему моменту в силе), в то время как неопределенный статус подобных компаний приводит к их практически полному исключению из области действия права. Последнее можно проиллюстрировать инцидентом, произошедшим в 2006 г., когда сотрудником компании Blackwater был убит охранник вице-президента Ирака, и единственными последствиями этих действий были его увольнение и депортация из страны, а впоследствии он был принят на работу в Министерство обороны США . В целом за период 2005-2007 гг. сотрудники компании Blackwater оказались вовлечены в 196 инцидентов с применением огнестрельного оружия в Ираке .
Представители Рабочей группы ООН по использованию наемников как средства нарушения прав человека отметили (по делу о событиях в Багдаде 16 октября 2007 г.), что хотя судебный процесс является исключением, а не нормой, в этот раз «правосудие сработало», и Председатель Рабочей группы ООН Эльжбета Карска заявила, что Организация поддерживает приговоры, вынесенные членам частной военизированной компании, поскольку они должны привлекаться к ответственности за любые нарушения норм международного права и международного гуманитарного права . Сложившаяся вокруг данного процесса ситуация демонстрирует «правовой вакуум», в котором находятся и действуют частные военные и охранные компании. Становясь все более и более популярным инструментом решения военно-политических задач, такие компании и их сотрудники не попадают в полной мере в поле действия права, что вызвано как их неопределенным юридическим статусом, так и тем, что такая деятельность зачастую осуществляется в условиях, затрудняющих её контроль и оценку.
Государства, в которых всё же существует законодательство, посвященное деятельности частных военных и охранных компаний, в первую очередь фокусируются на гражданско-правовых аспектах, регулируя вопросы деятельности юридических лиц, их лицензирования и т.д. Такие нормы не отвечают реалиям, редко отражают действительный характер деятельности частных военных и охранных компаний, не защищают жертв нарушений прав человека и не обеспечивают должной ответственности для правонарушителей. При этом в законодательстве ряда государств существуют нормы, предполагающие реализацию уголовной ответственности через механизмы экстратерриториальных правовых норм, однако они крайне редко используются на практике.
К услугам частных военных и охранных компаний прибегают не только государства, но и международные организации, а также интеграционные объединения. Применение частных военных и охранных компаний в операциях Организации Объединенных Наций по поддержанию мира в совместных операциях Европейского союза также становится все более распространённой практикой. При этом подобные компании привлекаются чаще всего не самими организациями, а государствами-участниками, но попадают при этом под все иммунитеты, установленные для миротворческого контингента. Но тот факт, что сотрудники частных военных и охранных компаний не являются служащими вооруженных сил направляющих государств, крайне затрудняет определение их фактического статуса в таких операциях.
По своей сути сотрудники частных военных компаний - это современная версия наёмников, но компании более структурированы, имеют в своем распоряжении значительно больше ресурсов и возможностей, и единственным итогом отсутствия правового регулирования этого явления может стать их абсолютная неподконтрольность и безнаказанность (хотя именно это и делает частные военные и охранные компании настолько популярным инструментом ведения войны в современном демократическом мире, где открытое применение вооруженных сил государства может вызвать недовольство населения и усиление конфронтации между государствами на международной арене). Для того чтобы избежать катастрофических последствий существования «маленьких частных армий», необходимо, сохранив преступный статус классического понятия «наёмник», выделить в отдельную регулируемую правом как на международном, так и на национальном уровне категорию «частные военные и охранные компании».
В этой связи настоящее исследование характеризуется значительной актуальностью, а его результаты могут быть использованы как в научно-теоретическом плане, так и с целью совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики.
Степень разработанности темы исследования нельзя назвать высокой, хотя в последние годы этому вопросу уделяется все большее внимание, ведь ЧВОК постепенно входят в сферу внешнеполитических интересов России. Анализу проблем правового регулирования деятельности частных военных и охранных компаний, а также привлечения их к ответственности, посвящены работы А.Г. Волеводза, А.И. Никитина, А.А. Сырхаева, Ю.С. Апухтина, Б.Н. Кашникова, В.Н. Кулебякина, И.П. Коновалова и О.В. Валецкого, В.М. Неелова, А.И. Никитина, Д.О. Новиковой, А.Н. Михайленко, П.В. Саваськова, И.А. Сафранчука и др. Ряд научных работ, посвященных вопросам правового регулирования деятельности ЧВОК, были опубликованы Центром Евро-атлантической безопасности МГИМО под руководством А.И. Никитина (А. Г. Волеводз , М.А. Небольсина , Д.О. Новикова ).
Значительно больше трудов, в том числе и фундаментального характера, посвященных теме частных военных компаний, издано в зарубежных странах, где применение ЧВОК является уже сложившейся практикой - в первую очередь в США и Великобритании. Из значительных работ на эту тему можно назвать «Corporate Warriors: The Rise of the Privatized Military Industry» («Корпоративные солдаты: развитие частной военной отрасли») Питера Сингера; «War by Contract: Human Rights, Humanitarian Law, and Private Contractors» («Война по контракту: права человека, гуманитарное право и частные военные подрядчики») Ф. Франчиони и Н. Ронцитти. К исследованию частных военных компаний в своих трудах обращались Д. Айзенберг, В.
Билкова, Ю. Брауэр, Д. Брукс, Э. Давид, Л. Дамиан, Л. Дикинсон, Й. Динштейн, Х.К. Зарате, М. Калагус, Э. Крахман, Дж. Магаото, А. Перре, Ж. Пикте, Х. Л. Прадо, Д. Типлинг, Б. Чалок и др.
Исследованиями деятельности частных военных и охранных компаний занимаются экспертные группы в рамках Организации Объединенных Наций (Рабочая группы ООН по вопросу об использовании наемников как средстве нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение, а также Межправительственная рабочая группа открытого состава по разработке содержания международной нормативной базы регулирования, мониторинга и контроля деятельности частных военных и охранных компаний), Международного комитета Красного Креста, различные научные институты, в частности - Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI), Женевский центр демократического контроля над вооруженными силами (DCAF), Исследовательская служба Конгресса США (CRS) и др.
Большую значимость для настоящей работы представляют и исследования в области права вооруженных конфликтов, значительным вкладом в развитие которых являются труды таких исследователей, как А.Х. Абашидзе, Р.А. Адельханян, И.Н. Арцибасов, Ю.Н. Астафьев, А.А. Ахметзянов, В.А. Батырь, И.П. Блищенко, Р.М. Валеев, Егоров С.А., Н.В. Жданов, Р.А. Каламкарян, А.Я. Капустин, И.И. Карпец, В.А. Карташкин, И.И. Котляров, Е.А. Лукашева, И.И. Лукашук, Ф.Ф. Мартенс, Е.В. Мартыненко, А.Н. Михайленко, А.С. Михлин, О.Ю. Молибога, А.А. Потапов, А.Ю. Скуратова, О.И. Тиунов, Б.Р. Тузмухамедов, Н.А. Ушаков, В.В. Фуркало, М.Л. Хабачиров, Н.О. Шандиева и др.
В процессе исследования автор также использовала научные труды А.Х. Абашидзе, Ю.В. Баулина, Ч. Бекариа, А.Н. Вылегжанина, А.В. Гриненко, О.С. Иоффе, К. Кенни, В.Ф. Кириченко, В.Н. Козака, С.М. Кочои, В.Н. Кудрявцева, И.И. Лукашука А.А. Малиновского, М.Д. Наташева, И.А. Рарога, Э.Л.
Сидоренко, Н.А. Стручкова, П.А. Фейербаха, А.Е. Шаргородского, М.Л. Энтина и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что настоящее исследование впервые рассматривает уголовно-правовые особенности правового регулирования деятельности сотрудников частных военных и охранных компаний и ответственности за преступления, совершаемые ими в обстоятельствах вооруженных конфликтов, районах повышенной опасности, нестабильных ситуациях различного генеза, создающих условия, в которых возможны грубые нарушения международного гуманитарного права, преступления международного характера, серьёзные нарушения прав человека, которые в итоге оказываются за пределами правового регулирования. В исследовании сформулированы тезисы, описывающие процесс легитимизации частных военных и охранных компаний и критерии, позволяющие считать их легитимным для правового поля явлением, несмотря на недостаточную степень урегулированности как на международном, так и на региональном и национальном уровнях, описан правовой статус сотрудников частных военных и охранных компаний. Осуществлён криминологический анализ их деятельности в условиях нестабильных ситуаций и выделены виды преступлений, наиболее характерные для указанных обстоятельств с учётом существующих проблем правового регулирования на национальном и международном уровне и соотношения правовых систем. В работе также рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются международные инициативы по правовому регулированию частных военных и охранных компаний, их связь с реформированием национального законодательства, и обоснованы предложения по внесению изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации .
Объектом диссертационного исследования является деятельность сотрудников частных военных и охранных компаний в районах вооруженных конфликтов и зонах повышенной опасности, а равно общественные отношения, возникающие в результате совершения ими преступлений при осуществлении своих служебных обязанностей.
Предметом диссертационного исследования являются правовые нормы различного уровня - как международного права, так и национальных правовых систем, направленные на реализацию ответственности сотрудников ЧВОК и их сотрудников за совершение уголовных преступлений, нарушение норм международного гуманитарного права и права прав человека, а также криминологические особенности преступлений, совершаемых сотрудниками частных военных и охранных компаний в районах вооруженных конфликтов и зонах повышенной опасности.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного изучения статуса частных военных и охранных компаний в вооруженных конфликтах и районах повышенной опасности выявить пределы правомерности деятельности их сотрудников и определить условия привлечения их к уголовной ответственности за причинение вреда охраняемым законом правам и интересам.
Используя теоретические подходы криминологической науки и уголовного права, автор ставит задачу выработать предложения по противодействию преступности сотрудников частных военных и охранных компаний в указанных обстоятельствах, а также дать научно обоснованные рекомендации по изменению национального законодательства в части регулирования деятельности частных военных и охранных компаний и формированию новых правовых норм, посвященных регулированию этого явления.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:
- определение правового статуса частных военных и охранных компаний и критериев их легитимности как нового явления в правовом поле;
- выявление уголовно-правовых особенностей правовых режимов районов вооруженных конфликтов и зон повышенной опасности;
- разграничение деятельности частных военных и охранных компаний и преступных формирований;
- определение правового статуса сотрудников частных военных и охранных компаний, действующих в обстоятельствах вооруженных конфликтов и районов повышенной опасности;
- выявление условий и критериев правомерности причинения вреда сотрудниками частных военных и охранных компаний в условиях вооруженных конфликтов и зон повышенной опасности;
- разработка вопросов уголовной ответственности и иммунитетов в случае совершения преступлений сотрудниками частных военных и охранных компаний при осуществлении ими своих функций;
- выявление проблем, стоящих перед разработкой международно¬правовых механизмов регулирования деятельности ЧВОК в части реализации ответственности, в том числе уголовной, за правонарушения в области уголовного, международного гуманитарного права и нарушение прав человека, и выработка предложений по их разрешению;
- выработка предложений по совершенствованию национального законодательства для целей обеспечения реализации уголовной ответственности сотрудников частных военных и охранных компаний.
Методологию и методы проведенных научных исследований составили положения общенаучного диалектического метода познания. Общенаучными методами, использованными в настоящем исследовании, являются обобщение, дедукция, системно-структурный подход, метод научной абстракции, метод логического и системного анализа.
В ходе диссертационного исследования были использованы специальные методы: сравнительно-правовой, историко-правовой,
формально-логический.
В основе диссертации лежит сравнительно-правовой метод, поскольку основной задачей настоящего исследования является сравнительный анализ норм международного и национального права, применимых к регулированию деятельности частных военных и охранных компаний. Данный метод, наряду с формально-логическим, позволяет определить различия в подходах государств и международных организаций к правовому регулированию деятельности ЧВОК, сопоставить соответствующие правовые нормы с уголовно-правовым законодательством и правом вооруженных конфликтов, выделяя на основе такого анализа наиболее проблемные вопросы в уголовно¬правовой оценке деятельности частных военных и охранных компаний в условиях вооруженных конфликтов и зон повышенной опасности.
Кроме того, в настоящем исследовании использовался историко-правовой метод, позволяющий оценить эволюцию в правовом регулировании деятельности частных военных и охранных компаний и связанных отраслей права и тенденции его развития.
Теоретическую основу исследования составили научные исследования отечественных и зарубежных учёных в области криминологии, уголовного права, международного уголовного и международного гуманитарного права, а также работы, посвященные проблемам общей теории права, рассматривающие вопросы правового статуса и правовых режимов, доктринальные комментарии к международным и национальным нормативно¬правовым актам и др.
Нормативную основу исследования составляют международно-правовые акты по международному праву, международному гуманитарному праву, международному праву прав человека, Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. Важную роль для настоящей работы сыграли такие международно-правовые документы, как Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г., Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенция ООН об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и др.
Основой для анализа национальных законодательств послужили нормативные правовые акты в сфере регулирования деятельности частных военных и охранных компаний, принятые в Великобритании, Ирландии, Италии, Нидерландах, США, Франции, Швейцарии, ЮАР и др., а также уголовное законодательство Беларуси, Великобритании, Венгрии, Испании, Казахстана, Канады, Польши, Российской Федерации, США, Франции, ФРГ, Швейцарии и др.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили решения международных и национальных судебных органов по делам, касающимся деятельности частных военных и охранных компаний, преступлений наёмничества, общих принципов международного уголовного права.
Теоретическая значимость работы состоит в возможности использования результатов настоящего исследования и сделанных в нем выводов и предложений для целей формирования правовой базы, необходимой для установления и осуществления эффективного контроля над деятельностью частных военных и охранных компаний в части противодействия преступности в условиях вооруженных конфликтов, районов повышенной опасности и иных нестабильных ситуаций. Положения диссертации могут найти применение не только для дальнейшей разработки вопросов правового регулирования частных военных и охранных компаний, но и для развития теории международного гуманитарного и уголовного права с учётом современных тенденций ведения войны, особенностей развития событий в нестабильных ситуациях, современного морского пиратства.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты настоящего исследования могут быть использованы для целей правоприменительной деятельности международных институтов, национальных правоохранительных органов и иных компетентных институтов в части привлечения к уголовной ответственности сотрудников частных военных и охранных компаний.
Результаты проведенного исследования нашли отражение в следующих положениях, выносимых на защиту.
1. Частные военные и охранные компании как объект правового исследования представляют собой обладающие определенным правовым статусом образования, совершающие юридически значимые действия в районах вооруженных конфликтов и районах повышенной опасности. В уголовно-правовом контексте их анализ ориентирован на установление различий частных военных и охранных компаний от организованных преступных групп, преступных сообществ, наемничества, терроризма и экстремизма. Организационно-правовой статус частных военных и охранных компаний и их сотрудников, правовой режим функционирования организаций в районах вооруженных конфликтов и районах повышенной опасности, система правовых норм, регулирующих их непосредственную деятельность в процессе оказания военно-охранных услуг, в том числе связанную с возможностью причинения вреда, формируют критерии, на основе которых осуществляется уголовно-правовая оценка деятельности сотрудников частных военных и охранных компаний, определяя тем самым особенности их уголовно-правового статуса.
Оформление правового статуса частных военных и охранных компаний в России требует принятия комплекса мер, не только направленных на лицензирование их деятельности, регламентацию режима обращения с оружием и применения силы, процедур регулирования и надзора за деятельностью организаций, но и определяющих пределы правомерности причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам в зонах вооруженных конфликтов.
2. В качестве критериев легитимности, позволяющих отличать частные военные и охранные компании от преступных организованных формирований, могут выступать организационно-правовые и функциональные признаки.
К организационно-правовым признакам относятся: формирование частных военных и охранных компаний как коммерческих организаций, действующих на постоянной основе; наличие четкой организационной структуры, специального законодательства, регулирующего вопросы лицензирования, организационно-правовой формы; договорная основа оказания ими услуг государству (или иным организациям).
Функциональные признаки включают: широкий круг оказываемых услуг (в том числе высокотехнологичных); выполнение ими задач, традиционно закрепленных за государственными органами; запрет на непосредственное участие в вооруженных конфликтах и др.
3. Значительную роль в становлении правового статуса частных военных и охранных компаний сыграла тенденция к делегированию государственных функций, в том числе в области обеспечения национальной безопасности. В то же время и частные военные, и охранные компании, и наемнические группы фактически берут на себя выполнение ряда традиционно государственных функций, и основой для разграничения этих понятий и легитимизации частных военных и охранных компаний становится сущность делегируемых функций. Выделение сугубо государственных функций, делегирование которых невозможно, ограничивает круг возможных видов деятельности для частных военных и охранных компаний, степень их вовлеченности в вооруженные конфликты и делает возможным их привлечение со стороны как государств, так и международных институтов, например, таких как ООН.
4. Необходимость ограничивать деятельность частных военных и охранных компаний актуализирует вопрос об уголовной ответственности юридических лиц. Возможность включения в уголовное законодательство Российской Федерации положений, закрепляющих юридические лица в качестве субъекта совершения преступления, может быть рассмотрена в срезе оценки непосредственной связи между частными военными и охранными компаниями, их сотрудниками и нанимателем независимо от того, является им государство или иное юридическое лицо.
5. Одним из элементов правового статуса частных военных и охранных компаний, устанавливающих пределы правомерности деятельности их сотрудников, является правовой режим функционирования компаний. Под ним понимается совокупность правовых норм, действующих в конкретных обстоятельствах, в рамках которых частные военные и охранные компании осуществляют свою деятельность, и определяющих права и обязанности, закрепленные как за самими компаниями, так и за их сотрудниками в условиях вооруженных конфликтов и районов повышенной опасности.
Уголовно-правовые особенности правовых режимов, действующих в условиях нестабильности, характеризуются такими признаками, как: возможность введения новых правовых норм уголовно -правового характера, отличных от действующих в мирное время; особый порядок их применения и охраны; специфический субъект и объект преступления и др. Правовое регулирование деятельности частных военных и охранных компаний должно учитывать эти особенности, а уголовное законодательство - содержать положения, обеспечивающие привлечение к уголовной ответственности за совершаемые преступления, уточняющие применимое право и не допускающие введения иммунитетов в отношении сотрудников частных военных и охранных компаний.
6. Вопрос правомерности причинения вреда сотрудниками частных военных и охранных компаний следует рассматривать сквозь призму обстоятельств, исключающих преступность деяния, а именно необходимой обороны (ч. 1 ст. 37 УК РФ) и исполнения приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ). Обстоятельства вооруженного конфликта или района повышенной опасности могут создавать условия, в которых реализуется беспредельная самооборона, в рамках которой причинение вреда любой тяжести не создаёт состава преступления. Для установления пределов права на самозащиту для сотрудников частных военных и охранных компаний необходимо выделить их в отдельную категорию субъектов таким образом, чтобы реализация ими права на самооборону не смешивалась с непосредственным участием в военных действиях.
В процессе функционирования частных военных и охранных компаний, действующих на основании договора с государством, их сотрудники могут оказываться субъектами распоряжений не только собственного руководства, но и военных начальников. Ситуации причинения вреда при выполнении таких распоряжений могут рассматриваться по аналогии с причинением вреда военнослужащими, действующими на основании законного приказа (ст. 42 УК РФ), однако такое применение положений ст. 42 УК РФ должно учитывать запрет на непосредственное участие в военных действиях. Таким образом, распоряжение или приказ, нарушающие указанный запрет, в соответствии с ч. 2 ст. 42 УК РФ сами становятся заведомо преступными.
7. В рамках международного взаимодействия можно выделить две основные тенденции развития уголовно-правового статуса частных военных и охранных компаний: запрет на деятельность, нарушающую исключительную монополию государства на применение силы, и обеспечение привлечения к уголовной ответственности. Эти же направления следует учитывать и при формировании национальной правовой базы. Защита государственной монополии на применение силы может быть обеспечена в рамках ч. 2 ст. 171 УК РФ посредством включения в неё положений об ответственности за незаконное осуществление предпринимательской деятельности за рубежом, а также в рамках главы 30 УК РФ путем установления ответственности за делегирование государственных функций, реализация которых частными лицами недопустима (в частности, предполагающих непосредственное участие в военных действиях) при условии формирования на законодательном уровне списка таких государственных функций в рамках специального законодательства о частных военных и охранных компаниях.
8. Обеспечение привлечения к уголовной ответственности за преступления, совершаемые сотрудниками частных военных и охранных компаний в процессе осуществления ими своей профессиональной деятельности, возможно путем внесения изменений в ряд положений УК РФ на основе специального законодательства, определяющего правовой статус частных военных и охранных компаний и их сотрудников. Эти изменения должны дополнительно разграничивать деятельность частных военных и охранных компаний и наёмничество в рамках положений ст. 359 УК РФ, в которую возможно внести дополнительное примечание, определяющее понятие сотрудника частной военно-охранной компании как «лица, являющегося сотрудником частной военно-охранной компании и действующего на основании договора между такой компанией и Российской Федерацией и оказывающего военно-охранные услуги в пределах, определённых таким договором и законодательством Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации».
9. Важным является выделение юрисдикции, которая распространяется на сотрудников частных военных и охранных компаний, действующих на территории иностранных государств. Привлечение к уголовной ответственности сотрудников частных военных и охранных компаний за преступления, совершаемые за пределами территории Российской Федерации, может осуществляться на основе принципа
универсальной юрисдикции. Для этих целей ч. 2 ст. 12 УК РФ может быть дополнена следующим образом: «Военнослужащие воинских частей
Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, а также лица, оказывающие военно-охранные услуги Российской Федерации, в том числе, иностранные граждане и лица без гражданства, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации».
10. В процессе осуществления своей деятельности сотрудники частных военных и охранных компаний могут становиться исполнителями или соучастниками преступлений, для которых специальным субъектом являются военнослужащие. Для обеспечения привлечения сотрудников частных военных и охранных компаний к ответственности за такие преступления, необходимо включить их в состав специальных субъектов воинских преступлений. Для этой цели список субъектов, установленный в части 1 ст. 331 УК РФ, может быть изложена в следующей редакции: «Преступлениями против военной службы признаются
предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов, и лицами, оказывающими военно-охранные услуги Российской Федерации».
Степень достоверности и апробация результатов. Настоящая работа была выполнена на кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Содержащиеся в исследовании положения, выводы и рекомендации нашли отражение в четырех научных статьях, три из которых опубликованы в изданиях, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации:
1. Егорова А. К. Правовое регулирование охраны морских судов в зонах повышенной опасности с использованием частных военных и охранных компаний / А. К. Егорова // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2018. - № 4. - С. 25-28.
2. Егорова А. К. Правовой статус и уголовная ответственность
сотрудников частных военных и охранных компаний: проблемы
экстратерриториальной юрисдикции и международно-правового
регулирования / А. К. Егорова // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 7. - С. 280-283
3. Егорова А. К. Частные военные и охранные компании или организованные преступные группы? Вопросы разграничения в международном и национальном уголовном праве / А. К. Егорова // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2019. - № 6. - С. 27-30.
4. Егорова А.К. Деятельность частных военных и охранных компаний: вопросы легитимности и права / А. К. Егорова // Юридические исследования. - 2022. - № 5. - С. 13 - 22.
В период с 2016 по 2019 гг. результаты исследования обсуждались на научных конференциях, в частности, в рамках XVII Всероссийской научной конференция студентов и молодых учёных «Актуальные вопросы публичного права» (г. Екатеринбург, Уральский государственный юридический университет, 1-2 ноября 2018 г.), Седьмой ежегодной международной
конференции «Октябрьские чтения» (г. Санкт-Петербург, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»).
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, направлена на раскрытие её темы и включает в себя: введение; три главы, подразделяемые на восемь параграфов; заключение; список использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате настоящего исследования, посвященного уголовно-правовой оценке деятельности сотрудников частных военных и охранных компаний в вооруженных конфликтах и зонах повышенной опасности, сделаны следующие выводы:
1. Частные военные и охранные компании как объект правового исследования представляют собой обладающие определенным правовым статусом образования, совершающие юридически значимые действия в районах вооруженных конфликтов и районах повышенной опасности. В уголовно-правовом контексте их анализ ориентирован на установление различий частных военных и охранных компаний от организованных преступных групп, преступных сообществ, наемничества, терроризма и экстремизма.
2. Организационно-правовой статус частных военных и охранных компаний и их сотрудников, правовой режим функционирования организаций в районах вооруженных конфликтов и районах повышенной опасности, система правовых норм, регулирующих их непосредственную деятельность в процессе оказания военно-охранных услуг, в том числе связанную с возможностью причинения вреда, формируют критерии, на основе которых осуществляется уголовно-правовая оценка деятельности сотрудников частных военных и охранных компаний, определяя тем самым особенности их уголовно-правового статуса.
3. Проведен анализ процесса легитимизации частных военных и охранных компаний и выявлены критерии, позволяющие считать их легитимным явлением современной правовой действительности, несмотря на существующие пробелы в правовом регулировании. Такими критериями являются:
- наличие социально-признанной ценностной природы, то есть признание значимости явления социальными субъектами, что выражается в участии частных военных и охранных компаний в миротворческих операциях ООН, в миссиях, осуществляемых в рамках Общей политики обороны и безопасности Европейского союза, и т.д.;
- формирование внутреннего, в том числе правового, содержания, которое обусловливает необходимость установления правового статуса частных военных и охранных компаний в рамках национальных нормативных правовых актов, принятых рядом государств, в том числе Великобританией, США, Францией, Швейцарией и др., а также выработки международного обязывающего документа на уровне ООН, регулирующего деятельность таких компаний.
4. Правовой статус частных военных и охранных компаний и их сотрудников, действующих в районах вооруженных конфликтов и зонах повышенной опасности, представляет собой совокупность прав и обязанностей, изменяющихся в зависимости от конкретных условий, юридических фактов, правоотношений, в которых участвует субъект. Его определение усложняется не только отсутствием международно-правового регулирования, но и различием национальных подходов к вопросам делегирования государственных функций, правовому определению наёмничества как смежного явления, законодательству об обороте и обращении с оружием, международно-правовых обязательств таких государств.
5. Определены критерии разграничения частных военных и охранных компаний и преступных организованных формирований, к которым относятся организационно-правовые и функциональные признаки. К организационно-правовым признакам относится: формирование частных военных и охранных компаний как коммерческих организаций, действующих на постоянной основе; наличие четкой организационной структуры, специального законодательства, регулирующего вопросы лицензирования, организационно-правовой формы; договорная основа оказания ими услуг государству (или иным организациям). Функциональные критерии включают: широкий круг оказываемых услуг (в том числе высокотехнологичных); выполнение ими задач, традиционно закрепленных за государственными органами; запрет на непосредственное участие в вооруженных конфликтах и др.
6. Установлено, что возможность включения в УК РФ положений, закрепляющих юридические лица в качестве субъекта совершения преступления, может быть рассмотрена в контексте оценки непосредственной связи между частными военными и охранными компаниями, их сотрудниками и нанимателем независимо от того, является им государство или иное юридическое лицо, а также более эффективного воздействия на преступную деятельность таких организаций и их сотрудников.
7. Правовые режимы функционирования частных военных и охранных компаний как совокупность правовых норм, действующих в конкретных обстоятельствах, в рамках которых частные военные и охранные компании осуществляют свою деятельность и определяющих права и обязанности, закрепленные как за самими компаниями, так и за их сотрудниками в условиях вооруженных конфликтов и районов повышенной опасности, определяют пределы правомерности деятельности сотрудников ЧВОК и оказывают непосредственное влияние на её уголовно-правовую оценку. В рамках правового режима осуществляется связь между различными уровнями правового регулирования (международного, национального), но и соотношение действия норм, находящихся на одном уровне - как это происходит, например, в рамках правового режима оккупированных территорий.
Уголовно-правовые особенности правовых режимов, действующих в условиях нестабильности, характеризуются такими признаками, как: возможность введения новых норм уголовно-правового характера, отличных от действующих в мирное время; особый порядок их применения и охраны; специфический субъект и объект преступления и др. Правовое регулирование деятельности частных военных и охранных компаний должно учитывать эти особенности, а уголовное законодательство - содержать положения, обеспечивающие привлечение к ответственности за совершаемые преступления, уточняющие применимое право и не допускающие введения иммунитетов в отношении сотрудников частных военных и охранных компаний.
8. На основе принципов самообороны сформулированы условия и критерии правомерности причинения вреда сотрудниками частных военных и охранных компаний в условиях вооруженных конфликтов и зон повышенной опасности. Перенесение принципов самозащиты, применимых в мирное время на территории государства, несостоятельно в условиях вооруженного конфликта или же нестабильной ситуации, поскольку это приводит к ослаблению правозащитных функций международного гуманитарного права. Для того, чтобы к деятельности сотрудников ЧВОК можно было применять критерии правомерности применения силы без ущерба для интересов гражданского населения, необходимо выработать нормативные критерии, закрепляющие за ними специальный статус в рассматриваемых обстоятельствах.
Основными критериями правомерности причинения вреда при осуществлении права на самозащиту сотрудниками частных военных и охранных компаний становятся правомерность цели защиты, пропорциональность и незаконность нападения. В УК РФ эти правила могут быть отражены в рамках положений ч. 1 ст. 37 и путем включения в УК РФ сотрудников частных военных и охранных компаний как отдельной категории субъектов.
9. Вопрос об иммунитетах и исключении из сферы уголовной ответственности для частных военных и охранных компаний и их сотрудников стоит таким образом, что государства в первую очередь стремятся защитить своих граждан от действия уголовного права и от уголовного преследования со стороны государства, на территории которого такой персонал осуществлял военно-охранную деятельность. В то же время тенденция развития положений, исключающих сотрудников частных военных и охранных компаний из сферы уголовной ответственности или предоставляющих им иммунитеты, свидетельствует о постепенном отказе от этой практики.
10. Определены основные тенденции развития уголовно-правового
статуса частных военных и охранных компаний: запрет на деятельность, нарушающую исключительную монополию государства на применение силы, и обеспечение привлечения к ответственности, в том числе уголовной. Эти же направления следует учитывать и при формировании национальной правовой базы. Большое влияние на уголовно-правовую оценку деятельности сотрудников частных военных и охранных компаний имеют следующие принципы и тенденции развития международно-правового регулирования деятельности ЧВОК: а) запрет на деятельность, нарушающую
исключительную монополию государства на насилие; б) определение функций государства, делегирование которых недопустимо; в) ответственность начальников согласно цепочке командования, ответственность государств; г) необходимость принятия национальных норм, устанавливающих уголовную ответственность за преступления, совершенные сотрудниками ЧВОК за пределами территориальной юрисдикции отечественного государства или государства-контрагента.
Защита государственной монополии на применение силы может быть обеспечена в рамках ч. 2 ст. 171 УК РФ посредством включения в неё положений об ответственности за незаконное осуществление
предпринимательской деятельности за рубежом, а также в рамках главы 30 УК РФ путем установления ответственности за делегирование государственных функций, реализация которых частными лицами недопустима (в частности, предполагающих непосредственное участие в военных действиях) при условии формирования на законодательном уровне списка таких государственных функций в рамках специального законодательства о частных военных и охранных компаниях.
11. Рассмотрен вопрос возможности правового регулирования деятельности частных военных и охранных компаний и их сотрудников в Российской Федерации и проведена оценка уголовно-правовых норм, необходимых для полноценного функционирования такого законодательства. Внесение изменений в ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 171, ч. 1 ст. 331 и ст. 359 УК РФ, а также ряд других изменений в положения, касающиеся преступлений против воинской службы, ответственности начальников, невыполнения приказа и распоряжения, позволит сформировать уголовно-правовой статус сотрудников частных военных и охранных компаний, действующих в вооруженных конфликтах и зонах повышенной опасности.
12. Установлено, что обеспечение привлечения к уголовной ответственности за преступления, совершаемые сотрудниками частных военных и охранных компаний в процессе осуществления ими своей профессиональной деятельности возможно путем внесения изменений в ряд положений УК РФ на основе специального законодательства, определяющего правовой статус частных военных и охранных компаний и их сотрудников. Разграничение сотрудников частных военных и охранных компаний и наёмников может быть обеспечено уточнением ст. 359 УК РФ путем включения в неё примечания, исключающего из числа наёмников лиц, являющихся сотрудниками ЧВОК и действующих на основании договора между такой компанией и Российской Федерацией.
13. С целью привлечения к уголовной ответственности сотрудников частных военных и охранных компаний за преступления, совершаемые за пределами территории России, на основе принципа универсальной юрисдикции в рамках ч. 2 ст. 12 УК РФ целесообразно в состав субъектов, на которых распространяется универсальная юрисдикция, помимо российских военнослужащих, дислоцирующихся за пределами государства, включить сотрудников частных военных и охранных компаний, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, действующих на основании договора с Российской Федерацией.
14. Признано целесообразным включение в содержание ч. 1 ст. 331 УК РФ сотрудников частных военных и охранных компаний в качестве специальных субъектов преступлений в дополнение к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданам, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов, поскольку в процессе осуществления своей деятельности сотрудники частных военных и охранных компаний могут становиться исполнителями или соучастниками преступлений против военной службы, предусмотренных главой 33 УК РФ.


1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1- ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 5. - Ст. 375.
4. Постановление Пленума Верховного суда РФ № 5 от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Росс. газета. - 2003, 2 дек.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» // Росс. газета. - 2010, 17 июня.
6. Проект Федерального значения № 62015-6 «О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по сост. на 24.04.2012 г.) - Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&arhiv/a_dz_6.nsf/ByI D&18C2606E1D1A34FD432579EE002F9B7F (дата обращения: 05.03.2019).
Международные нормативные правовые акты и документы
7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
8. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Росс. газета. - 1995, 5 апр.
9. IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от
18 октября 1907 г. и Приложение к ней: Положение о законах и обычаях сухопутной войны // Действующее международное право. Т. 2. - М.:
Московский независимый институт международного права, 1997. - С. 575-587.
10. Документ Европейской службы внешних дел 8628/14 EU Concept for Contractor Support to EU-led military operations от 7 апреля 2014 г. - Режим доступа: http://register.consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&f=ST%208628%202014%20INI T (дата обращения: 14.05.2018).
11. Документ МООНК UNMIK/REG/2000/47 Regulation No. 2000/47
от 18 августа 2000г. «On the status, privileges and immunities of KFOR and UNMIK and their personnel in Kosovo» - Режим доступа:
http://www.unmikonline.org/regulations/2000/reg47-00.htm (дата обращения: 14.04.2018).
12. Документ ООН А/61/341. Доклад Рабочей группы по
использованию наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение от 13 сентября 2006 г. - Режим доступа: http://daccess-
ods.un.org/access.nsf/Get?Open&DS=A/61/341&Lang=E (дата обращения:
07.05.2018).
13. Документ ООН A/63/467-S/2008/636 от 6 октября 2008 года
соответствующих международно-правовых
обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта) - Режим доступа:
https://www.icrc.org/rus/assets/files/other/montreau.pdf (дата обращения:
14.02.2019).
14. Документ ООН Резолюция 1952 (2010) S/RES/1952 (2010) от 29
ноября 2010 г. - Режим доступа: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/655/25/PDF/N1065525.pdf?OpenElement (дата обращения 17.04.2018).
15. Документ ООН A/45/594. Типовое соглашение о статусе сил для проведения операций по поддержанию мира от 9 октября 1990 г. - Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/45/594 (дата обращения: 29.11.2018).
...228


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ