ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ . 12
1.1. Современные концепции международной конкурентоспособности компаний .... 12
1.2. Факторы и инструменты международной конкурентоспособности компаний
розничной торговли 27
1.3. Влияние цифровых технологий на конкуренцию розничных компаний на мировом
рынке 45
ГЛАВА 2. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АМЕРИКАНСКИХ РОЗНИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ 67
2.1. Процессы глобализации в секторе розничной торговли и формирование
мирового рынка розничной торговли 67
2.2. Место и роль американских компаний на мировом рынке розничной торговли . 82
2.3. Особенности конкурентоспособности американских розничных компаний в
условиях конкуренции с глобальными компаниями электронной коммерции 96
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ ОПЫТА АМЕРИКАНСКИХ КОМПАНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ С УЧЕТОМ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛИ 114
3.1. Построение модели оценки конкурентоспособности американских компаний
розничной торговли 114
3.2. Оценка конкурентных позиций российских компаний розничной торговли в
сопоставлении с международными конкурентами в условиях цифровизации 132
3.3. Перспективы повышения конкурентоспособности российских компаний розничной торговли в условиях цифровизации с учетом опыта американских
компаний 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171
БИБЛИОГРАФИЯ 179
ПРИЛОЖЕНИЯ 207
Актуальность темы исследования. Цифровая экономика представляет собой неотъемлемый компонент четвертой промышленной революции, или, другими словами, шестого хозяйственного уклада, основанный на цифровых технологиях и знаниях, которые формируют новые цифровые возможности и навыки у бизнеса, государства и общества. Для цифровой экономики характерна опора на нематериальные активы, использование технологии больших данных, повсеместное внедрение многосторонних бизнес-моделей. Цифровая экономика задает направления трансформации секторов экономики, в частности, розничного сектора. Новые бизнес-модели строятся на клиентоориентированности. Основным источником создания стоимости становится высокоскоростная обработка огромных массивов данных. На современном этапе развитие конкуренции напрямую связано с возрастающей ролью цифровых технологий.
Растущее влияние на международную конкурентоспособность розничных компаний оказывает процесс цифровизации, который включает в себя построение инновационных бизнес-моделей, активное внедрение и использование в своей деятельности сквозных цифровых технологий, развитие направления электронной коммерции. Несмотря на то, что многие розничные компании были созданы задолго до начала цифровой трансформации, сейчас они вынуждены трансформироваться под давлением новейших тенденций. За последние пять лет мировой объем рынка электронной торговли увеличился вдвое и составил 4,5 триллиона долларов, что оказывает сильное влияние на деятельность традиционных компании” отрасли .
Усиливается конкуренция на мировом рынке, меняется структура конкурентообразующих факторов, характер и методы соперничества на мировом рынке.
Особый интерес представляет изучение американских компаний розничной торговли. Индустрия розничной торговли является важной составляющей экономики США. На мировом рынке розничной торговли семь из десяти крупнейших компаний являются американскими, что, безусловно, подчеркивает значимость данного рынка.
Поднятая в исследовании проблематика актуальна и для российского розничного сектора. В связи с этим, учитывая растущую популярность цифровых технологий, важно проследить, как это отразится на российских компаниях розничной торговли, и определить возможность применения опыта американских компаний.
Особое внимание следует обратить на то, что сами по себе новые технологии, в том числе цифровизация, ничего не гарантируют. Важно то, как они появляются, разрабатываются, внедряются и используются. Создание условий для этого требует системного, комплексного и многоуровневого исследования как самой категории конкурентоспособности, так и разработки всестороннего пакета мероприятий по ее повышению не только для самих розничных компаний, но и для других элементов институциональной структуры управления экономикой, вплоть до уровня внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности.
Степень разработанности темы исследования. В последние годы под влиянием усиливающейся конкуренции, неоднозначных и противоречивых глобализационных процессов, развития цифровой экономики требуют переосмысления многие аспекты конкурентоспособности компаний и национальных экономик. Глубинные теоретические и методологические аспекты сущности конкурентоспособности стран, отраслей и компаний нашли отражение в научных трудах таких классиков мировой экономической теории, как Ж. Бертран, О.А. Курно, Дж.М. Кейнс, Т. Мальтус, К. Маркс, А. Маршалл, Дж.С. Милль, Д. Рикардо, Дж. Робинсон, А. Смит, Г. Спенсер, Ж.Б. Сэй, Э. Чемберлин, И. Шумпетер.
Международные экономические, практические управленческие и маркетинговые аспекты конкурентоспособности стран и отдельных компаний исследовались в трудах современных зарубежных ученых: И. Ансоффа, Ф. Котлера, М. Портера, К. Сала-и-Мартина. Помимо этого, данная проблематика рассматривалась в работах таких отечественных ученых, как Н.С. Загребельная, Н.Ю. Конина, Н.А. Савельева и др. Изучению факторов, влияющих на конкурентоспособность компаний, посвящены работы Н.М. Милосердовой, И.М. Смолейчука, Ш.А. Солиева, Н.С. Ящина и др.
Отдельные аспекты формирования конкурентоспособности, конкурентных преимуществ компаний розничной торговли в условиях трансформирующейся экономики раскрыты в работах И.А. Жебелева, А.А. Исокова, С.Дж, Комилова, Я.В. Трофимовой, О.М. Хотяшевой и др.
Проблемы формирования международной конкурентоспособности розничных сетей в условиях цифровой экономики находят отражение в работах таких ученых, как А. Зоччи, В.П. Куприяновский, С. Неймейер.
Вышеперечисленные ученые, а также полученные в результате исследований результаты внесли значительный вклад в развитие теории конкуренции, конкурентоспособности компаний. Специфические особенности формирования и управления конкурентоспособностью розничных торговых компаний, в частности, в условиях цифровой экономики недостаточно исследованы и требуют дальнейшего научного осмысления, в связи с чем расширение работы в данной области представляет актуальную научную и практическую задачу, что и обосновывает выбор и значимость темы диссертационного исследования.
Актуальность и степень разработанности темы определили цели и задачи диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования — выявить основные факторы и инструменты обеспечения международной конкурентоспособности американских розничных компаний в условиях цифровизации и разработать рекомендации по ее повышению.
Для достижения цели исследования автором поставлены следующие задачи:
- обобщить теоретические концепции, характеризующие сферу конкурентоспособности;
- уточнить определение конкурентоспособности в соответствии с современными условиями;
- выявить ключевые факторы и инструменты конкурентоспособности;
- систематизировать факторы конкурентоспособности розничных компаний на примере США с учетом влияния процессов глобализации на формирования международной конкурентоспособности компаний отрасли;
- разработать комплексную модель анализа и оценки международной конкурентоспособности американских компаний розничной торговли в условиях цифровой экономики;
- выявить и описать особенности повышения качества обслуживания клиентов в международных американских компаниях в условиях цифровизации и модернизации экономики с помощью проведения полевого исследования;
- предложить практические рекомендации по повышению уровня международной конкурентоспособности российских компаний розничной торговли и публичных институтов управления российской экономикой для достижения мирового лидерства с учетом опыта международных американских компаний.
Объектом исследования являются крупнейшие международные американские розничные компании.
Предмет исследования — процесс обеспечения международной конкурентоспособности американских компаний розничной торговли в условиях цифровизации экономики.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2005 по 2021 годы.
Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют фундаментальные труды классиков мировой экономической теории, отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами повышения конкурентоспособности и формирования конкурентных преимуществ розничных компаний; специальные исследования по вопросам международной конкурентоспособности американских розничных сетей, а также материалы международных научно-практических конференций. Кроме того,
информационно-статистическую базу диссертационного исследования составляют статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, данные Всемирной торговой организации, Международного института развития менеджмента, правительственные документы, которые содержат описание целей, задач и планируемых мероприятий в сфере цифровой экономики, аналитические материалы и отчеты зарубежных и отечественных компаний розничной торговли, аналитические обзоры ведущих консалтинговых компаний, среди которых Deloitte, PwC, McKinsey, а также годовые отчеты крупнейших компаний отрасли, терминала «Блумберг». Среди российских и иностранных периодических изданий следует выделить The Economist, Strategy & Business, «Мировая экономика и международные отношения», «Маркетинг в России и за рубежом» и др.
В ходе исследования планируется использовать различные методы научного познания, в том числе методы сравнительного, диалектического и системного анализа, методы восхождения от абстрактного к конкретному, методы дедукции и индукции, методы сводки и группировки экономических показателей, метод экспертных оценок, экономико-математические методы, методы
эконометрического моделирования. Также автор применяет экономико-статистический, факторный, функциональный и структурный анализы и проводит полевое исследование.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном изучении специфики международной конкурентоспособности и конкурентных преимуществ американских компаний розничной торговли с учетом цифровизации, технологической трансформации и модернизации экономики.
В ходе исследования научной проблематики автором выделены наиболее важные проблемы, условно поделенные на блоки:
- отсутствие единого подхода к определению категории «международная конкурентоспособность», а также общепринятых методик ее оценки и анализа, в частности, применительно к отрасли розничной торговли как американской, так и российской;
- отсутствие единого суждения о том, какие факторы оказывают наибольшее влияние на международную конкурентоспособность отрасли розничной торговли в рамках комплексного анализа эволюции мирохозяйственных систем.
К основным результатам, составляющим научную новизну диссертационного исследования следует отнести:
1. Автор детализирует экономическое содержание понятий
«конкурентоспособность розничной компании», «управление
конкурентоспособностью розничной компании», «международная
конкурентоспособность розничной компании».
2. В ходе обобщения и систематизации внутренних и внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность глобальных розничных компаний США, автор выделяет отдельный блок «цифровых факторов» на современном этапе, играющий важную роль в формировании международной конкурентоспособности розничных компаний.
3. Автор выявляет приоритетные стратегии глобальной экспансии розничных торговых компаний в процессе систематизации тенденций развития компаний отрасли в условиях глобализации.
4. Автор выделяет ключевые конкурентные стратегии развития
розничных компаний путем применения собственного пятиступенчатого подхода на нейроэкономическом, микроэкономическом, мезоэкономическом,
макроэкономическом уровнях для анализа американского и российского рынков розничной торговли.
5. Разработана авторская многошаговая эконометрическая модель выбора индикаторов международной конкурентоспособности для проверки теоретических положений первой главы об уточнении категории конкурентоспособности, а также определения влияния различных показателей на конкурентоспособность . Используемый инструментарий построения модели используется для анализа данных параметрической статистики и может быть применен в отношении российских организаций розничной торговли.
6. Автор проводит полевое исследование (анкетирование), на основе которого формулирует выводы, касающиеся повышения качества торгового обслуживания и, как следствие, уровня конкурентоспособности розничных торговых компаний.
7. На основе собранного и обобщенного опыта автор проводит системный анализ, по результатам которого представляет ряд практических рекомендаций для повышения уровня международной конкурентоспособности как для российских розничных компаний, так и государственных институтов власти в условиях глобальной цифровизации.
Теоретическая значимость исследования состоит в координации различных научных подходов, устранении неполноты теории конкуренции и конкурентоспособности, разработке комплексного, системного и многоуровневого подхода к обоснованию категории «международная конкурентоспособность» с целью выявления причин достижения мирового лидерства американскими компаниями розничной торговли.
Практическая значимость. По итогам проведенного диссертационного исследования получены значимые практические выводы, которые могут быть использованы:
- для усиления конкурентных позиций российских розничных компаний в мире и российской экономики в целом;
- в процессе стратегического планирования деятельности российских компаний;
- при разработке экономической политики государства;
- в реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при проведении семинарских занятий, в частности, по курсам «Мировая экономика», «Менеджмент», «Экономика фирмы», «Изучение и анализ деятельности фирм».
Соответствие содержания диссертации паспорту научной специальности. Диссертация выполнена согласно паспорту специальности 08.00.14 — «Мировая экономика» и включает положения, соответствующие п. 3 «Глобализация экономической деятельности — качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни, его позитивные и негативные последствия для развитых и развивающихся стран», п. 6 «Мировой рынок товаров и услуг: сдвиги в отраслевой структуре, формы и методы конкуренции в различных его секторах, механизмы регулирования международной торговли товарами», п. 13 «Современные рыночные стратегии и их роль в развитии международного обмена. Методические аспекты международной конкурентоспособности (ценообразование, маркетинг)» и п. 21 «Направления и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Особенности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий, отраслей и регионов».
Апробация работы. Основные положения и выводы настоящего диссертационного исследования изложены в статьях общим объемом 4,5 п.л., опубликованных в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Отдельные положения работы апробированы автором в докладах на Международных научно-практических конференциях, в числе которых: «Первые Герчиковские чтения. Современные проблемы менеджмента, маркетинга и предпринимательства» 2017 г. (МГИМО МИД России), «III Ливенцевские чтения. Трансформация системы современных международных экономических отношений в условиях постбиполярности» 2019 г. (МГИМО МИД России), «Вторые Герчиковские чтения. Международный бизнес в эпоху глобальных трансформаций и цифровой революции» 2019 г. (МГИМО МИД России), «Международный опыт стимулирования развития микро-, малых и средних предприятий: возможности применения в России» 2019 г. (МГИМО МИД России).
Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Иллюстрации представлены в виде таблиц и рисунков.
Во введении автором определяется актуальность и научная новизна исследования, ставятся цели, обосновывается теоретическая и практическая значимость работы и формулируются ключевые положения, выносимые на защиту.
В первой главе рассматриваются теоретические и методологические основы международной конкурентоспособности компаний, комплексные и системные многоуровневые и междисциплинарные подходы к оценке и анализу конкурентоспособности компаний.
Во второй главе проведен анализ процессов глобализации, деглобализации и реглобализации с точки зрения международной конкурентоспособности американских розничных компаний. Определено место американских компаний в рейтингах, а также системно и комплексно проанализированы их конкурентные преимущества на уровнях мировой экономики: нейроэкономическом,
микроэкономическом, мезоэкономическом, макроэкономическом и
мегаэкономическом.
В третьей главе на основе построенной линейной и степенной эконометрической модели 47 ведущих американских компаний отражен набор показателей конкурентоспособности американских компаний отрасли ритейла. Полученные результаты подтверждают ряд доказанных теорий конкуренции согласно индексу Херфиндаля — Хиршмана, по которому именно степень развития конкуренции внутри страны является движущей силой конкурентоспособности отдельных компаний.
В заключении приводятся выводы, полученные в ходе изучения особенностей деятельности американских розничных компаний в условиях цифровой экономики, и на основе этого выносятся рекомендации по повышению конкурентоспособности отечественных компаний отрасли на вышеуказанных уровнях российских публичных институтов, в том числе внешнеэкономических и внешнеполитических.
Как установлено в настоящем диссертационном исследовании, конкуренция является основой развития рыночного хозяйства. Неконкурентоспособные компании теряют позиции на национальном и мировом рынках и в конечном счете прекращают свое существование. Развитие цифровой экономики как одного из элементов перехода к четвертой промышленной революции значительно усиливает остроту конкурентной борьбы розничных компаний. Причем в последнее время этот процесс также получает дальнейшее развитие со стороны гео -политико¬экономических и неоднозначных процессов глобализации. Сегодня для создания и удержания конкурентного преимущества на мировом и национальном рынке розничным компаниям необходимо непрерывно внедрять инновационные процессы по причине того, что любое достигнутое преимущество может быть воспроизведено конкурентами. Также необходимо учитывать, что на достижение конкурентного преимущества оказывают влияние национальная
макроэкономическая политика, развитие институциональной инфраструктуры и международные усилия внешнеполитического руководства страны по продвижению национальных экономических интересов за границей. Так, среди 250 крупнейших розничных компаний в мире 78 компаний из США и только 4 являются российскими (условно, т.к. большинство из них зарегистрировано вне России). Действительно, в условиях цифровой экономики растущее влияние на международную конкурентоспособность компаний отрасли оказывает процесс цифровизации, который для розничных компаний включает в себя построение инновационных бизнес-моделей, активное внедрение и использование в своей деятельности сквозных цифровых технологий, развитие направления e-commerce и постепенный переход на a-commerce, что является необходимым, но недостаточным условием.
Иерархическая структура международной конкурентоспособности основывается на трех базовых уровнях: макроуровень, мезоуровень и микроуровень. Мезоуровень (уровень отрасли: розничная торговли) создает благоприятную конкурентную среду для компаний. Особая роль отводится субъектам (микроуровень), непосредственно участвующим в процессах конкуренции, производства, сбыта. В своем исследовании автор, по большей части, концентрируется не на анализе макроэкономических факторов, а на микроэкономическом подходе, отводящем существенную роль компаниям и бизнесу в повышении международной конкурентоспособности. Именно отдельные компании, движимые конкуренцией, обеспечивают рост производительности и создают стоимость, которая поддерживает экономическую стабильность страны.
Проведенное исследование и полученные результаты позволили
сформулировать следующие выводы и рекомендации:
1. Современный этап развития экономики характеризуется усилением
интеграционных процессов и конкуренции хозяйствующих субъектов на потребительском рынке. В розничной торговле конкурентоспособность - это способность компаний отрасли обслуживать и реализовывать
конкурентоспособные товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам превосходят товары фирм-конкурентов в условиях непрекращающегося совершенствования информационных систем в результате использования новейших цифровых технологий. Конкурентоспособность рассматривается эффективным механизмом, обеспечивающим и создающим розничным торговым компаниям конкурентные преимущества и устойчивую позицию на рынке с учетом оценки возможностей конкурентов.
2. Формирование конкурентоспособности розничных торговых компаний основывается на учете внутренних и внешних факторов, которые воздействуют на конечные результаты финансовой и хозяйственной деятельности розничных компаний. В диссертации факторы сгруппированы в четыре блока. Факторы, обусловленные внешней средой, подразделяются на макроэкономические факторы (косвенные) и факторы отраслевой конкурентной среды. Внутренние факторы разбиваются на две группы: факторы конкурентоспособности услуг розничной торговли и факторы конкурентоспособности, связанные с деятельностью компаний. Кроме того, автором дополнительно выделен отдельный блок «цифровых факторов», играющий важную роль в формировании конкурентоспособности розничных компаний. Бизнес-модель современных американских розничных компаний основывается на повышении скорости оборота товарной массы, в основном, за счет снижения цены, что коррелирует со стилем жизни американского среднего класса.
3. В диссертации рассмотрены проблемы глобализации и ее влияния на становление мирового рынка розничной торговли. Глобализация розничной торговли находит свое отражение в росте масштабности бизнеса, укрупнении компаний, сочетании функций оптовых и розничных операторов, транснационализации деятельности на основе использования сетевых технологий, размывании территориальных границ ведения бизнеса при сохранении национальной принадлежности. Автором систематизированы тенденции развития глобальных розничных компаний на примере США: рост масштабов деятельности сетевых розничных компаний, расширение глобальной экспансии крупнейших компаний отрасли, расширение методов и стратегий глобальной экспансии (M&A, франчайзинг, создание СП и т.д.), усиление концентрации и консолидации торговли, диверсификация деятельности транснациональных розничных торговых компаний, развитие омниканальных розничных продаж. Однако, на некоторых этапах развития сетевых розничных компаний США отмечается неоднозначность и противоречивость процесса глобализации, проходящего через этапы глобализации, антиглобализации, деглобализации и реглобализации.
4. Вторая группа внутренних факторов конкурентоспособности
розничных компаний включает в себя факторы, связанные с деятельностью компаний, в частности, финансовое положение. Показатели
конкурентоспособности могут быть сгруппированы в два блока - показатели финансово - хозяйственной деятельности и показатели качества торгового обслуживания. В рамках диссертационного исследования предлагается регрессионная модель оценки конкурентоспособности американских коммерческих организаций розничной торговли. Исследованием установлено, что результирующий показатель (у) — коэффициент финансового рычага имеет очень высокую связь с фактором (х4) — норма прибыли в текущем периоде, прошлом периоде и в периодах. Коэффициенты и результирующий показатель могут быть применены российскими компаниями для оценки финансового положения компаний отрасли.
5. Автором проведен анкетный опрос 200 респондентов и дана оценка качества торгового обслуживания американских компаний розничной торговли на примере Walmart. В качестве приоритетных факторов, влияющих на качество торгового обслуживания следует выделить: уровень цен, широту ассортимента, режим работы розничных компаний и наличие цифровых новшеств. Предложены мероприятия по повышению качества торгового обслуживания, что повысит уровень конкурентоспособности розничной торговой компании, обеспечит рост объемов товарооборота и т.д.
6. Применен авторский пятиступенчатый подход на
нейроэкономическом, микроэкономическом, мезоэкономическом (региональном, отраслевом), макроэкономическом (национальном уровне) для анализа американского и российского рынков розничной торговли. Автор установил, что основными чертами современной российской розничной торговли являются следующие: увеличение доли торговых сетей, увеличение количества
специализированных торговых сетей, рост зарубежных розничных сетей, региональная (территориальная) экспансия торговых сетей с целью выхода за пределы рынков Москвы и Санкт-Петербурга. Исследование опыта зарубежных розничных торговых компаний позволило выделить следующие стратегии развития розничных компаний: стратегия капитализации, стратегия консолидации, стратегия диверсификации, стратегия мультиформатности, стратегия «эмоциональной конкуренции», стратегия внедрения цифровых технологий (коэффициенты эластичности, рассчитанные на базе построенной модели, отражают возрастающее влияние цифровизации на выручку компаний отрасли). Автором систематизированы приоритетные направления цифровизации розничных компаний: работа с потребителями, e-commerce (в частности, m-commerce), логистика, работа с поставщиками, контроль работы цифровой инфраструктуры и внутренние бизнес - процессы. В процессе исследования были выявлены новые источники конкурентных преимуществ розничных компаний, которые сформировались за счет развития и внедрения цифровых технологий. Логистические стратегии выделены в отдельный блок, так как большим недостатком российских розничных компаний по сравнению с американскими является слабая логистика. Конкурентные преимущества, основанные на эффективной логистической системе, позволяют удерживать лидерство в ценах и поддерживать постоянное расширение спроса.
7. Проведен сравнительный анализ экосистемных и традиционных бизнес-моделей розничных компаний. Компании сектора движутся по пути создания целостных экосистем (площадок) с широким спектром услуг. Такого рода комплексный подход применяется не только к потребителям, но и к поставщикам, логистическим компаниям и платежным операторам. Таким образом, происходит постепенный процесс интеграции розничного, ИТ, финансового и др. секторов. Помимо этого, все чаще прослеживается тенденция к трансформации компаний сектора в производителей цифровых решений: с одной стороны, ИТ -компании становятся своего рода новыми конкурентами розничных компаний, с другой, стратегическими партнерами в силу необходимости осуществления значимых капиталовложений в исследования и разработки, а также наличия высококвалифицированных специалистов, которые обладают необходимыми компетенциями в области развития и внедрения цифровых новшеств.
8. Разработаны рекомендации в сфере государственной политики: совершенствование нормативно-правовой базы в области цифровых технологий, электронной коммерции (речь идет о законах защиты прав потребителей цифровых товаров и услуг, создании реестра электронных торговых площадок и т.д.); внесение обязательных законодательных требований по маркировке продукции RFID-метками; содействие развитию инфраструктуры, в том числе дорожной; создание условий для исследования и разработок в сфере цифровых технологий, в частности, содействие развитию малого и среднего инновационного предпринимательства; подготовка высококвалифицированных кадров в области цифровых технологий; стимулирование компаний из разных секторов экономики к переходу на цифровизацию; создание условий для развития цифровых навыков у населения.
В свою очередь, рекомендации для российских розничных компаний заключаются в следующем: повышение точности товарных рекомендаций; создание новых услуг на основе интеллектуального анализа данных; внедрение вышеупомянутых цифровых новшеств путем реализации пилотных проектов; внедрение RFID-систем; внедрение систем взаимодействия материальных объектов (интернета вещей) для оптимизации пространства торговых точек, управления цепочками поставок и построения «умных» полок; создание омниканальных площадок и совершенствование омниканальной бизнес-модели (до сих пор многие российские компании придерживаются принципа мультиканальности, который идет вразрез с обеспечением бесшовного покупательского опыта, создания единого клиентского сервиса и др.); дальнейшая интеграция различных систем и применение большего количества каналов коммуникации; инвестирование в системы сохранности данных и кибербезопасности для элиминирования рисков прямых взломов и непреднамеренных сбоев в цифровой инфраструктуре.
При прочих равных условиях и поддержании традиционных факторов конкурентоспособности розничных компаний, в настоящее время главным инструментом повышения международной конкурентоспособности становится умение компаний быстро и своевременно внедрять инновационные разработки в области сбора и обработки информации, а также монетизации информационных активов.
Среди институциональных нововведений на макроэкономическом уровне также требуется создание адекватной финансовой системы и финансовых рынков, совершенствование системы законодательства, направленного на устранение административного давления на бизнес и развития конкуренции — главного преимущества американских розничных сетей. Необходимо также развивать финансовую инфраструктуру экономики — углубление и либерализацию финансовых рынков — и налоговую систему.
Выдвинутые предложения позволяют существенно повысить эффективность работы и международную конкурентоспособность российских розничных сетей в условиях цифровой экономики.
Для системного решения задач исследования создана и представлена схема - модель многоуровневой системной и комплексной классификации элементов, составляющих категорию «международная конкурентоспособность» компаний розничной торговли (Рис. 3.3.2; Приложение №4).
Также представлены теоретические положения по анализу международной конкурентоспособности американских розничных компаний с использованием авторской схемы-модели анализа конкурентоспособности в условиях цифровой экономики.
Практическая и научная значимость проведенного диссертационного исследования.
Разработанные в диссертационном исследовании новые положения международной конкурентоспособности позволяют провести практический анализ конкурентоспособности российских розничных сетей, повысить качественные и количественные результаты их работы с целью роста показателей российской экономики: как ВВП, так и структуры платежного баланса РФ в условиях цифровизации экономики.
Разработанная регрессионная модель и полученные на ее основе результаты позволяют выработать и оценить набор показателей конкурентоспособности розничных сетей и факторов, оказывающих влияние на основные показатели.
Разработанная автором многоуровневая системная комплексная схема - модель позволяет определить качественные показатели международной конкурентоспособности розничных компаний в условиях цифровой экономики, а также сформулировать основные направления совершенствования их деятельности как для самих компаний, так и для государственных органов и институтов публичной власти.
Результаты расчетов имеют практическое значение для создания новых розничных сетей, анализе и совершенствовании существующих, а также для дальнейшего использования в органах и институтах государственной публичной власти.
Таким образом, цель диссертационного исследования, которой является анализ методов, инструментов и факторов повышения конкурентоспособности американских розничных компаний для использования опыта достижения мирового лидерства российскими розничными компаниями в условиях цифровизации, достигнута.
1. Акофф, Р.Л. Акофф о менеджменте = Ackoffs Best. His Classic Writings on Management / Р.Л. Акофф ; пер. с англ. Ю. Канского. — СПб.: Питер, 2002 — 448 с.
2. Андерсон, С. Письма Безоса: 14 принципов роста бизнеса от Amazon / С. Андерсон ; пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — 312 с.
3. Ансофф, И. Стратегический менеджмент / И. Ансофф. — СПб: Питер, 2009. — 344 с.
4. Бабецкая-Кухарчук, О.А. Переход к рынку в Pоссии и его влияние на международную интеграцию : Препринт WP2/2003/04 / О.А. Бабецкая -Кухарчук, М. Морель. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 44 с.
5. Боулз, С. Микроэкономика : Поведение, институты, эволюция / С. Боулз.
— М.: Дело, 2010. —576 с.
6. Боумен, К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумен. — М.: 1997.
— 175 с.
7. Власов, М.П. Моделирование экономических процессов / М.П. Власов, П.Д. Шимко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
8. Гальперин, В.М. Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. — В 2-х т. / Институт «Экономическая школа». — СПб., 2004.
9. Дарвин, Ч. Происхождение видов / Ч. Дарвин. — Москва: АН СССР, 1939.
10. Деминг, У.Э. Новая экономика / У.Э. Деминг ; [пер. с англ. Т. Гуреш]. — М.: Эксмо, 2006. — 208 с.
11. Ергин, Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power / Д. Ергин. — М.: ДеНово, 1999.
— 936 с.
12. Загородников, А.Н. Загородников Управление общественными связями в бизнесе : учебник / А.Н. Загородников. — М.: Крокус, 2013.
13. Загребельная, Н.С. Международная конкурентоспособность
автомобилестроительных компаний США : учебник / Н.С. Загребельная. — М.: Флинта, 2016. — 201 с.
14. Зиновьев, А.А. Гомо Советикус : Пара беллум / А.А. Зиновьев. — М.: Московский рабочий, 1991. — 416 с.
15. Квинт, В.Л. Концепция стратегирования. Т. I / В.Л. Квинт. — СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. — 132 с. — (Серия «Библиотека стратега»).
...272