Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА СЕРБИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Работа №179288

Тип работы

Диссертация

Предмет

мировая экономика

Объем работы215
Год сдачи2019
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ: ГЛОБАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ 17
1.1. Обеспечение продовольственной безопасности как глобальная проблема
современности 17
1.2. Роль аграрного сектора и аграрной политики в обеспечении
продовольственной безопасности 33
1.3. Масштаб и состояние продовольственной безопасности в странах, переживших военные конфликты и политические потрясения (на примере
Сербии) 44
1.4. Политика развития сельского хозяйства западнобалканских стран 59
ГЛАВА 2. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО СЕРБИИ КАК ОСНОВА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 76
2.1. Тенденции производства сельскохозяйственной продукции 76
2.2. Оценка поддержки производителей сельскохозяйственной 96
продукции в Сербии 96
2.3. Потребление сельскохозяйственной продукции: экономические и
социальные аспекты 105
2.4. Внешняя торговля сельскохозяйственной продукцией Сербии 114
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ СЕРБИИ 123
3.1. Эволюция подходов к решению проблем аграрного сектора и продовольственной безопасности 123
3.2. Влияние Европейского союза на аграрную политику и продовольственную
безопасность Сербии 162
3.3. Состояние и перспективы развития связей субъектов Российской
Федерации с Республикой Сербией в аграрном секторе 178
Заключение 190
Список источников и литературы 196
Список сокращений 211
Приложения 213
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 213
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 214
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 215
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 216
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 217
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 219
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 221
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 223

Актуальность исследования.
Анализ аграрной политики Сербии в контексте обеспечения продовольственной безопасности имеет первостепенное значение для выявления основных закономерностей общественного развития страны. В настоящее время наблюдается недостаток фундаментальных и прикладных исследований в этой области, которые учитывали бы сербскую действительность, ее экономическую и национально специфику. Обоснование стратегии развития аграрного сектора Сербии позволит в дальнейшем выработать принципы и механизмы эффективной реализации наиболее значимых направлений. В экономике Сербии преобладает аграрный сектор, однако уровень его развития не соответствует современным требованиям. Проблема продовольственной безопасности как составная часть национальной безопасности остается актуальной. Сельское хозяйство обеспечивает население продуктами питания, а перерабатывающую промышленность — сырьем. От эффективности этой отрасли непосредственно зависит жизненный уровень большей части населения.
Одним из преимуществ того, что Сербия еще не входит в состав Европейского союза (ЕС), является законодательное предоставление больших свобод национальным сельхозпроизводителям, что в определенной степени позволяет им выдерживать конкуренцию с транснациональными сельскохозяйственными корпорациями. Для Сербии чрезвычайно важно сохранить суверенитет в развитии аграрного сектора, чтобы иметь возможность влиять на состояние продовольственной безопасности, поскольку в стране еще не осуществлен переход к концепции национальной продовольственной безопасности, рассчитываемой по показателям обеспечения энергетическими ресурсами, как это принято в ряде стран мира.
Доля сельского хозяйства в ВВП сербской экономики очень высокая — 6 %, а доля сельского хозяйства в общей занятости в Республике Сербия остается одной из самых больших в Европе — 23 %1.
Республика Сербия, имея статус кандидата на вступление в ЕС и подписав Соглашение о стабилизации и ассоциации, до сих пор не выработала единых подходов к обоснованию концепции обеспечения продовольственной безопасности. Кроме того, требуется доработка научной методологии в части определения приоритетов в развитии аграрной сферы. Например, до сих пор неизвестно, будет ли Сербия после вступления в ЕС создавать свою собственную национальную политику в сфере сельского хозяйства или будет ориентироваться на Единую сельскохозяйственную политику (ЕАП - CAP). В соответствии с Соглашением о стабилизации и ассоциации Сербия берет на себя обязательства по гармонизации законодательства страны с законодательством ЕС. Кроме того, в течение шести лет, или в рамках так называемого переходного периода, будет последовательно ежегодно уменьшать таможенные пошлины на ввоз продукции из ЕС, пока к концу этого периода не достигнет нулевого уровня. В Европе в сельском хозяйстве сосредоточен преимущественно крупный бизнес, получающий большую государственную поддержку, в то время как в сельском хозяйстве Сербии преобладает мелкий семейный бизнес, не способный конкурировать по многим параметрам с импортируемой продукцией.
Еще одной существенной проблемой, с которой столкнулись сербские производители, является навязывание европейских стандартов производства. В сербском сельскохозяйственном секторе на протяжении долгих лет создавались свои стандарты производства и качества, соответствующие как
1 Стратеги];-! и политика разво]а индустрще републике срби|е од 2011 до 2020 године. Закон о Влади // Службени гласник РС, бр. 55/05, 71/05, исправка, 101/07, 65/08 и 16/11.
требованиям как внутреннего потребителя, так и бюджету производителя. Обеспечение нововведенных европейских стандартов оказалось сверхзатратным для национального производителя, вследствие чего многим из них пришлось закрыться. Сербские фермеры не могут конкурировать с субсидируемой продукцией из ЕС, поэтому в магазинах все меньше отечественных продуктов.
Современное состояние сельского хозяйства Сербии, ее потенциал, поток инвестиций свидетельствуют о том, что по-прежнему природные ресурсы страны недостаточно используются для обеспечения продовольственной безопасности. Республика Сербия разработала программу, направленную на развитие сельскохозяйственного сектора. Данная программа включает комплекс мер в рамках экономической политики страны. Для обеспечения продовольственной безопасности и развития сельской местности была принята Стратегия по развитию сельского хозяйства в Республике Сербия в период 2014—2024 гг. Кроме того, были утверждены две национальные программы (Национальная программа по сельскому хозяйству и Национальная программа развития сельских районов), задачей которых является определение путей реализации стратегических целей государства в данном направлении.
Учитывая изменение климата, глобальное потепление и принятие мер, обусловленных процессом вступления в ЕС, Сербии необходимо в ускоренном порядке улучшать аграрный сектор, чтобы обеспечить продовольственную безопасность, которая является частью национальной безопасности страны.
Располагая плодородными почвами, Сербия имеет все предпосылки для успешного развития аграрной отрасли. Приоритетным вектором развития аграрного комплекса Сербии, безусловно, должно являться взаимодействие с Российской Федерацией, которая, несмотря на свои огромные территории и возможности, импортирует очень большое количество сельскохозяйственной продукции из многих стран, в том числе ведущих недружественную политику в отношении России.
Научная новизна.
Научная новизна диссертации заключается в подробном анализе аграрного сектора Сербии и выявлении особенностей продовольственного сектора страны на пути вступления в ЕС, а также рассмотрении путей сотрудничества России и Сербии в данном секторе. Автор рассмотрела современные показатели национальной продовольственной безопасности в странах, переживших военные конфликты (на примере Сербии), оценку возможных направлений развития аграрного сектора страны для улучшения самообеспечения населения, анализ путей оптимизации регулирования внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции. Автор впервые исследует данный регион делая акцент на аграрный сектор и продовольственную безопасность. Важность темы усиливается тем, что выбран момент, когда Сербия, с одной стороны, находится на пути вступления в ЕС, а с другой — все больше укрепляет свое сотрудничество с Российской Федерацией в данной области. Автор рассмотрела пути развития продовольственной безопасности с помощью аграрного сектора и пришла к выводу, что страна имеющая плодородные почвы и климат подходящий для сельскохозяйственного производства может достичь лучших результатов в плане производства и безопасности сельскохозяйственной продукции. Для этого нужны четкие и приемлемые меры государственной политики, которые защитят отечественного производителя.
Степень разработанности проблемы.
В настоящее время в работах ученых (А.Г. Папцова, В.И. Назаренко, Е.В. Серовой, С.В. Киселева, А. И. Алтухова, Л.С. Ревенко) разработана сущность аграрной политики развитых стран, определены тенденции развития мировых рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия, обеспечения продовольственной безопасности, использования биологических ресурсов и почвенно-климатического потенциала. Проблема продовольственной безопасности анализируется в исследованиях А.А. Афиногентовой, А.А. Никонова, В.В. Овчинникова, В.И. Назаренко, Н.И. Шагайды, Н.Я. Коваленко, Э.Н. Крылатых. В работах А. Куге и Д. Андрича дается обзор последствий войны для разных секторов экономики, включая и продовольственный. В трудах К. Джурич и С. Янкович приведен анализ аграрного сектора Сербии в процессе европейской интеграции. Органическое сельскохозяйственное производство исследовали Д. Ковачевич, С. Ольача, Р. Пеянович, А. Попович- Вранеш, М. Томаш. Были использованы материалы сербских специалистов, исследующих аграрную проблематику: Ц. Овчич, З. Закич, З. Стоянович, М. Цветкович, Н. Богданова.
Автор диссертации также ссылается на Стратегию развития сельского хозяйства в Республике Сербия в период 2014—2024 гг., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, Соглашение о стабилизации и ассоциации между Европейским союзом и Республикой Сербией. Рынок аграрных товаров исследовал Б. Влахович; вопросы финансирования сельского хозяйства в Республике Сербии рассмотрены в работах Г. Радович, Р. Пеянович, М. Томаш, Г. Максимович, Г. Краинович, В. Йелич. Перспективы сотрудничества между Сербией и Евразийским экономическим союзом анализировал Д. Трифкович. Р. Попович рассматривал состояние сербских фермеров в современной ситуации. В работах Б. Вельковича и М. Бугарина исследуются проблемы внешней торговли сельскохозяйственной продукцией. Продовольственная безопасность подробно рассмотрена в работах Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН
(ФАО). Статистические данные доступны на сайте Государственного
института статистики Республики Сербия.
Рассматриваемая тема является теоретико-практической, поскольку в ходе исследования были использованы как эмпирические данные, так и теоретические, позволяющие исследовать специфику обеспечения продовольствием населения Сербии, а также оптимизацию аграрной политики, нацеленную на развитие внутреннего потенциала сельскохозяйственного сектора.
Методологическая основа исследования.
В процессе исследования и написания диссертации применялся комплекс общенаучных методов, в том числе исторический и логический, графический, статистический методы, метод наблюдения и сравнения, метод экспертных оценок.
Цель и задачи исследования.
Целью работы является рассмотрение степени развитости аграрной политики Сербии в контексте обеспечения продовольственной безопасности. Для достижения цели исследования были формулированы следующие задачи:
> рассмотреть, когда и какого рода реформы проводились в аграрном секторе Сербии, и оценить их успешность;
> оценить совокупность условий и факторов, в том числе последствия военных действий, которые повлияли на продовольственный сектор экономики Сербии;
> сделать анализ политики развития сельского хозяйства западнобалканских стран;
> указать объем производства зерновых культур, овощей и фруктов, а также обосновать факторы, повлиявшие на рост или спад в производстве; указать на органический вид производства как один из перспективных и рентабельных;
> определить уровень государственной поддержки производителям сельхозпродукции;
> выявить наиболее приоритетные направления аграрной политики, которые могут оказать положительное влияние на состояние продовольственной безопасности Сербии;
> проанализировать привилегии, которые дает получение статуса кандидата на вступление в ЕС в форме средств IPA (англ. Instrument for Pre-Accession Assistance, рус. Инструменты для помощи в присоединении) и IPARD II ( англ. Instruments for Pre-Accession Assistance for rural development, рус. Инструменты для помощи в присоединении в области развития сельских районов);
> выявить приоритетные векторы сотрудничества в аграрном секторе с Российской Федерацией.
Область исследования.
Область исследования соответствует пункту 2 «Теории развития мирового хозяйства и международных экономических отношений. Анализ и оценка современных концепций» паспорта специальности ВАК 08.00.14 «Мировая экономика» и пункту 21 «Развитие ресурсной базы мирового хозяйства. Экономические аспекты глобальных проблем — экологической, продовольственной, энергетической. Мирохозяйственные последствия глобальных процессов, пути и механизмы их решения» паспорта специальности ВАК 08.00.14 «Мировая экономика».
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является аграрная политика Сербии. Предмет исследования — влияние комплекса мер аграрной политики на продовольственный сектор и обеспечение продовольственной безопасности в Республике Сербия на современном этапе и в будущем.
Хронологические рамки диссертационного исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 г. по конец второго десятилетия двухтысячного года.
Практическая значимость работы.
Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследование позволит государственным органам Сербии лучше понять, каким образом нужно формировать аграрную политику в контексте обеспечения продовольственной безопасности. Материалы исследования могут быть также полезны аналогичным структурам других стран, вступающих в ЕС. В исследовании дан полный обзор состояния аграрного сектора Сербии и обеспечения продовольствием на современном этапе, рассмотрены плюсы и минусы развития продовольственного сектора. Для российских экспертов исследование будет иметь важное значение в решении проблемы региональной продовольственной безопасности. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в научно-образовательных целях в процессе подготовки специалистов-международников, экономистов, аграриев.
Апробация исследования.
Основные положения и выводы диссертации обсуждены на научно-практических конференциях, а именно: I Ливенцевские чтения
«Международные экономические отношения — научная школа МГИМО» (Москва, 2017), II Ливенцевские чтения «Международные экономические отношения: реалии, вызовы и перспективы» (Москва, 2018), III Ливенцевские чтения «Трансформация системы современных международных экономических отношений в условиях постбиполярности» (Москва, 2019).
По профилю диссертации опубликовано 5 работ, в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК.
Положения, которые выносятся на защиту.
> Выявлено, что Сербия на протяжении 15 лет довольно часто проводила аграрные реформы. Эти изменения не привели к стабильному росту аграрного сектора, а лишь к его частичным изменениям. Главные элементы реформ аграрного сектора Сербии включали: либерализацию рынка, приватизацию предприятий перерабатывающей промышленности, активизацию аграрного финансового рынка. В 2013 г. начался новый этап реформ: ускорился процесс сближения с ЕС, укрепились институциональные рамки и структуры для доступа к фондам IPARD, а также произошло сближение аграрной политики Сербии с Единой сельскохозяйственной политикой ЕС (англ. Common Agricultural Policy). Без адекватных мер аграрной политики, которые будут влиять на улучшение структуры собственности, не будет восстановлен или развит аграрный сектор Сербии. Необходим дальнейший прорыв в создании новой сельскохозяйственной техники, модернизация определенных элементов или целостных систем сельскохозяйственного производства.
> Установлено, экономика Югославии была ослаблена политикой США. К 1990 г. югославская экономика процессом приватизации была доведена до краха. Снизился уровень заработной платы, были проведены массовые увольнения, в результате экономических манипуляций и принятия новых законов многие компании были принудительно обанкрочены. Война также вызвала переселение народов, которые навсегда оставляли свою землю, многие ушедшие воевать так и не вернулись с войны. Все, что происходило после распада Социалистической Федеративной Республики Югославии, нанесло ущерб всем, но в большей степени Сербии. Ведь для нее развал общей страны сопровождался международными санкциями и бомбардировками НАТО. Кроме людских потерь, война оставила свой след и на природных ресурсах. «Война после войны» до сих пор продолжается, поскольку фермерские поля во время войны и после нее остаются непригодными и недоступными для использования из-за размещения большого количества наземных мин.
> Установлено, что в последние годы был достигнут прогресс в
развитии сельского хозяйства во всех западнобалканских странах, но предстоит еще проделать большую работу для подготовки секторов сельского хозяйства к вступлению в ЕС. Факторами, сдерживающими развитие сельского хозяйства, являются мелкие фермерские хозяйства, которые должны иметь либо масштаб, необходимый для доступа к рынкам и освоения новых технологий (в связи с чем следует особо отметить важность общественных услуг в сельских районах и коллективных действий фермеров), либо доступ к технологиям, приспособленным для малых предприятий. Повышению производительности может также способствовать укрепление прав собственности, крайне важных для эффективного функционирования рынков аренды земли, которые способны помочь фермерам добиться экономии за счет масштаба. Четкая долгосрочная стратегия реформирования
сельскохозяйственной политики является предварительным условием для эффективной корректировки сельского хозяйства.
> Определено, что благодаря благоприятными природными условиями Республика Сербия имеет большой потенциал для реализации экспортной деятельности сельскохозяйственной продукции. В Сербии агрохимикаты, биологические и химические препараты используют незначительно, это позволило сохранить все свойства почвы для производства органического вида продукции.
> Выявлено, что производители основных сельскохозяйственных
товаров в Республике Сербия лишены самой значительной формы поддержки. Выявленные отрицательные значения показателей поддержки
сельскохозяйственных производителей позволяют сделать вывод о том, что из-за отсутствия прямых и косвенных бюджетных платежей сельхозпроизводители в Республике Сербия платят больше налогов, чем получают субсидий.
> Сделан вывод о том, что основная задача развития сельского хозяйства в Сербии состоит в обеспечении внутреннего спроса и внутренних потребностей за счет собственного сельскохозяйственного производства. Что касается институциональной поддержки развития сельского хозяйства, самым важным шагом было создание Агентства по сельскохозяйственным платежам в 2009 г. Основной задачей развития аграрного сектора в Сербии является повышение конкурентоспособности агропродовольственной системы и расширение экспортно ориентированной деятельности. Процесс реформ предполагает отказ от секторального подхода к управлению аграрной политикой и продвижение территориального подхода в рамках более широкой аграрной политики, ориентированной на концепцию интегрированного развития сельских территорий. Новый подход к продовольственной безопасности в Республике Сербия — это комплексная цепочка «с полей на стол», которая подразумевает ответственность всех участников — от производителей до конечных потребителей. Автор пришла к выводу, что для преодоления проблем в сельском хозяйстве создание цифровой платформы, для поддержки фермерам и сельскохозяйственным компаниям в мониторинге состояния их сельскохозяйственных культур и планировании сельскохозяйственной деятельности имеет существенное значение. AgroLIFE — это программное приложение, специально разработанное для автоматизированного управления сельскохозяйственным производством.
> Выявлено, что Сербии перед вступлением в ВТО (предварительное условие для вступления в ЕС) необходимо систематически согласовать все законы о запрещении использования генетически модифицированных организмов (ГМО).
> Определено, что Сербия в результате создания зоны свободной
торговли может позиционироваться в качестве моста между ЕС (Европейского союза) и ЕАЭС (Евразийского экономического союза). В аграрном секторе открываются новые сферы в области мясопроизводства, производстве и обмене зерном, удобрениями, а также двустороннем обмене научными и техническими достижениями, опытом и технологиями ведения сельскохозяйственного производства. Акцент делается на диверсификацию внешнеторговых связей в области агропромышленного комплекса (АПК), расширение номенклатуры продовольственных товаров, увеличение взаимных поставок безопасной продукции животного и растительного происхождения.
Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Список использованной литературы включает источники на русском, английском и сербском языках.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи диссертации, отражена научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теории обеспечения продовольственной безопасности: глобальные и национальные аспекты» проведен анализ теоретических аспектов, а также выявлены проблемы продовольственной безопасности в странах, переживших военные потрясения на Балканах. Кроме этого, автор рассмотрел конкуренцию со стороны Европейского союза в сельскохозяйственном секторе экономики Сербии.
Во второй главе «Сельское хозяйство Сербии как основа обеспечения продовольственной безопасности» проводится анализ объемов производства сельскохозяйственной продукции, потребления сельскохозяйственной продукции и внешней торговли сельскохозяйственной продукцией.
В третьей главе «Основные направления формирования современной аграрной политики Сербии» особое внимание уделяется государственной аграрной политике, направленной на обеспечение продовольственной безопасности, и современным подходам к решению продовольственной безопасности, а также перспективам сотрудничества с Российской Федерацией.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Достижение продовольственной независимости и безопасности страны возможно прежде всего за счет превращения сельского хозяйств в наукоемкую и высокотехнологичную отрасль. При этом аграрная политика страны должна иметь комплексный характер, опираться на вполне достаточное и предсказуемое финансирование, а также на полноценную и стабильную законодательную базу.
В свете сложившейся геополитической ситуации в мире и политики большинства европейских государств Сербии необходимо придерживаться собственного вектора развития и не примерять на себя маску псевдодемократии. Располагая плодородными территориями, Сербия может успешно развивать аграрную отрасль, однако реальное положение дел оставляет желать лучшего.
На протяжении 15 лет Сербия довольно часто проводила аграрные реформы. В начале 2000-х гг. сельскохозяйственная политика осуществлялась с помощью мер, направленных на ценовую поддержку производства (надбавки) в секторах, которые должны были обеспечивать сырьем перерабатывающую промышленность. С 2004 г. аграрная реформа должна была способствовать росту конкурентоспособности семей, занимающихся сельским хозяйством.
Тем не менее положения о мерах поддержки до 2012 г. несколько раз менялись, что способствовало созданию нестабильной и неблагоприятной экономической среды. В этот период модель административного управления была заменена неолиберальной моделью. В 2013 г. начался новый этап реформ, когда ускорился процесс сближения с Европейским союзом, укрепились институциональные рамки и структуры для доступа к фондам IPARD, произошло сближение аграрной политики Сербии с Единой сельскохозяйственной политикой ЕС. Все эти изменения не смогли сделать аграрную систему Сербии стабильной.
В 90-х г. экономика Югославии была ослаблена политикой США. Снизился уровень заработной платы, были проведены массовые увольнения, в результате экономических манипуляций и принятия новых законов многие компании принудительно обанкротились. Война также вызвала переселение народов, жители навсегда оставляли свою землю, многие с войны так и не вернулись. Все, что происходило после распада Социалистической Федеративной Республики Югославия, нанесло ущерб всем, но в большей степени Сербии. Ведь для нее развал общей страны сопровождался международными санкциями и бомбардировками НАТО. «Война после войны» до сих пор продолжается, поскольку фермерские поля остаются непригодными и недоступными для использования из -за большого количества наземных мин.
Природные условия в Сербии благоприятны для выращивания фруктов, особенно яблок, груш, слив, персиков, вишен, абрикосов, клубники, малины и др. Поэтому наибольший рост физического объема производства в Республике Сербия отмечен в выращивании фруктов, а наибольшее сокращение в животноводстве, особенно свиноводстве из-за переизбытка мяса на рынке ЕС, на который Сербия поставляет свою продукцию. Среди причин, повлиявших на такое изменение объемов производства, неблагоприятные климатические условия (сильные засухи и периодические наводнения) и недостаточный объем инвестиций, который может повлиять на производительность и увеличение объема производства. В Сербии почва сохранила все свойства для органического вида производства, так как агрохимикаты, биологические и химические препараты используются ограниченно. Производство органической продукции растениеводства особенно распространено (около 91 %), наибольшую долю составляют кормовые растения и зерновые культуры.
Производители основных сельскохозяйственных товаров в Республике Сербия лишены самой значительной формы поддержки.
Основная задача развития сельского хозяйства в Сербии — обеспечение внутреннего спроса и внутренних потребностей за счет собственного сельскохозяйственного производства. Однако это должно быть не урегулирование совокупного спроса любой ценой, а эффективное производство и низкие затраты на рабочую силу. В Сербии необходимо внедрять современные технологии в сельском хозяйстве, выбрать долгосрочную производственную стратегию, провести интенсификацию сельскохозяйственного производства, а также изменить его структуру. Что касается институциональной поддержки развития сельского хозяйства, самым важным шагом было создание Агентства по сельскохозяйственным платежам в 2009 г. В целях развития аграрного сектора в Сербии требуется повышение конкурентоспособности агропродовольственной системы и расширение экспортно-ориентированной деятельности. В связи с этим определены два приоритетных направления: 1) повышение производительности за счет использования новых технологий, с тем чтобы сельское хозяйство Сербии стало лидером в регионе; 2) продвижение традиционных продуктов с защищенным географическим происхождением, что может способствовать росту экспорта страны на мировом рынке. Этот процесс реформ предполагает отказ от секторального подхода к управлению аграрной политикой и продвижение территориального подхода в рамках более широкой аграрной политики, ориентированной на концепцию интегрированного развития сельских территорий. Новый подход к продовольственной безопасности в Республике Сербия — это комплексная цепочка «с полей на стол», которая подразумевает ответственность всех участников: от производителей до
конечных потребителей. Автор пришла к выводу, что создание Национального совета по продовольственной безопасности, оказало благоприятные действия на сербского потребителя, которые стали больше доверять качеству продуктов питания. Помимо данных решений для улучшения ситуации в продовольственной политике состоялось открытие «Сельскохозяйственного клуба» в рамках реализации проекта ООН «Поддержка развития сельского хозяйства и сельских территорий в Сербии». Основными целями создания клуба являются укрепление экспортного потенциала и повышение эффективности агропромышленного комплекса Сербии. Помимо советов и клубов для развития и модернизации сельского хозяйства были созданы цифровые платформы, которые оказывают поддержку фермерам и сельскохозяйственным компаниям в мониторинге состояния их сельскохозяйственных культур и планировании сельскохозяйственной деятельности.
Автор подчеркивает, что Сербии перед вступлением в ВТО (предварительное условие для вступления в ЕС) необходимо систематически согласовывать все законы о запрещении использования генетически модифицированных организмов (ГМО).
Что касается сотрудничества с Россией, Сербия в результате создания зоны свободной торговли может позиционироваться в качестве моста между ЕС и ЕАЭС. В аграрном секторе две страны открывают новые сферы в области производства мяса, производстве и обмене зерном, удобрениями, а также обмене научными и техническими достижениями, опытом и технологиями ведения сельскохозяйственного производства. Акцент оба государства делают на диверсификации внешнеторговых связей в сфере агропромышленного комплекса (АПК), расширении номенклатуры
продовольственных товаров, расширении взаимных поставок безопасной продукции животного и растительного происхождения на территории обеих стран.
В процессе написания диссертации автор пришла к выводу, что развитие сельского хозяйства в Сербии сопровождается хроническими проблемами из- за отсутствия системных и постоянных мер аграрной политики. Учитывая изложенное, автор рекомендует в ближайшие пять лет обеспечить выполнение следующих действий.
1. Отказ от двойных стандартов на международной арене.
2. Выбор вектора на сближение экономических и политических отношений с Российской Федерацией.
3. Разработка стратегии развития аграрной политики страны.
4. Разработка стратегии развития экспорта сельскохозяйственной продукции в РФ.
5. Поэтапное вытеснение сельскохозяйственной импортируемой
продукции.
6. Обеспечение поддержки аграрных рынков страны.
7. Создание центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации в стране и потенциальных рынков сбыта продукции.
8. Создание межгосударственных объединений, совместных предприятий, а также отраслевых ассоциаций или союзов производителей.
9. Реализация инвестиционно-инновационных проектов с целью развития внутреннего рынка и импортозамещения.
10. Разработка научно-обоснованной систему специализации сельскохозяйственного производства в стране.
11. Координация научных исследований и подготовка аграрных кадров.
Автор пришла к выводу, что на последующих этапах необходимо сосредоточиться на создании единых страховых фондов в стране и обеспечении устойчивого развития. По мере формирования аграрного рынка необходимо поднимать вопрос об увеличении доходности бюджета страны от сельскохозяйственного производства.
В последние годы был достигнут прогресс в развитии сельского хозяйства во всех западнобалканских стран, но предстоит еще проделать большую работу для подготовки секторов сельского хозяйства к вступлению в Европейский союз. Факторами, сдерживающими развитие сельского хозяйства, являются мелкие фермерские хозяйства, низкая доля рыночного производства, плохо развитые рыночные структуры, несоблюдение стандартов безопасности пищевых продуктов и ограниченные возможности экспорта. Четкая долгосрочная стратегия реформирования сельскохозяйственной политики является предварительным условием для эффективной корректировки сельского хозяйства.



1. Доклад о целях в области устойчивого развития. Организация
Объединенных Наций. — Нью Йорк, 2017. URL:
https://unstats.un.org/sdgs/files/report/2017/thesustainabledevelopmentgoalsr eport2017 russian.pdf
2. Европа и Центральная Азия. Региональный обзор по продовольственной безопасности, ФАО - Будапешт, 2016. URL: http://www.fao.org/3/a- i6877r.pdf
3. Закон о условима признаваша права и враЬашу землишта коде jе прешло
у друштвену сводину по основу полопривредног землишног фонда и конфискациям због неизвршених обавеза из обавезног откупа
полопривредних производа // Службени гласник РС. 1991. № 18; 1992, № 20, 1998, № 42.
4. Закон о условима и поступку претвараша друштвене сводине у друге облике сводне // Службени гласник РС. 1991. № 48.
5. Закон о сводинскод трансформации // Службени гласник РС. 1997. № 32; 2001, № 10.
6. Закон о приватизации // Службени гласник РС. 2001. № 38; 2003. № 18.
7. Закону о друштвеном капиталу // Службени гласник СФР1. 1989. № 84 и Службени гласник СФР1. 1990. № 46.
8. Закон о условима и поступку претвараша друштвене сводине у друге облике сводне // Службени гласник РС. 1991. № 48.
9. Закон о условима признаваша права и враЬашу землишта коде je прешло
у друштвену сводину по основу полопривредног землишног фонда и конфискациям због неизвршених обавеза из обавезног откупа
полопривредних производа // Службени гласник РС. 1991. № 18.
Службени гласник РС. 1992. № 20. Службени гласник РС. 1998. № 42.
10. Zakon o podsticajima u poljoprivredi i ruralnom razvoju // Sluzbeni glasnik Republike Srbije. Br. 10/2013.
11. Закон о безбедности хране // Службени гласник РС № 41; 2009, № 17; 2019. URL: https: //www.paragraf.rs/propisi/zakon o bezbednosti hrane. html
12. Закон о санитарном надзору // Службени гласник РС № 125; 2004.
13.Закон о ветеринарству // Службени гласник РС № 91; 2005, № 30; 2010, № 93; 2012, № 17; .2019
14. Правилник о програму обуке за стицаше основних знаша о личнод хигщени и мерама заштите од заразних болести, начину шеговог спровореша, висини трошкова, накнади за рад комисща и осталим питашима // Службени гласник РС №15; 2017.
15. Zakon o budzetu Republike Srbije za 2019 godinu // Sluzbeni glasnik Republike Srbije. Br. 95/2018. URL: https: //www.paragraf.rs/propisi/zakon- o-budzetu-republike-srbije-za-2019-godinu.html
...118


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ