Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования инсценирования политической реальности 22
1.1 Концептуализация понятий 22
1.2 Полипарадигмальный подход к изучению природы инсценирования
политической реальности 42
Глава II. Влияние инсценирования политической реальности на современное медиаосвещение политики 68
2.1 Механизмы и критерии инсценирования политической реальности 68
2.2 Вопрос о приемлемости инсценирования политической реальности.
Последствия инсценирования, риски и уязвимости на современном этапе .. 105
Глава III. Инсценирования политической реальности в дискурсе конфликтов на постсоветском пространстве 131
3.1 Эволюция инсценирования политической реальности в интернете в 2008¬
2020 гг 131
3.2 Роль инсценирования политической реальности в дискурсе конфликтов на
постсоветском пространстве 157
Заключение 170
Библиографический список 182
Приложение 1 205
Новейшие технологии выводят коммуникационный процесс на принципиально новый уровень, при котором привычное понимание достоверности информации размывается. На фоне постоянных трансформаций в области коммуникации, возникших в результате стремительного развития онлайн-ресурсов и соцсетей, новые формы подачи информации вступают в противоречие с привычным обществу восприятием сообщений и приводят к их искажениям. Знания в современном мире приобретают все более хаотичный и неструктурированный характер, а критерии, по которым человек мог бы отбирать информацию, постепенно стираются . При этом становится все труднее определить источник искажения - происходит ли оно в результате деятельности отдельных политических акторов или же становится частью естественного процесса передачи информации в современных условиях. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть активное распространение феномена инсценирования политической реальности, объединившего в себе как классические варианты субъектного искажения информации, так и специфические искажения, свойственные интернет-пространству.
Предлагаемый в работе подход базируется как на понимании инсценирования реальности У.Беком, так и на инсценировании в рамках драматургического подхода И.Гофмана, находящего продолжение в более поздних трудах немецких исследователей. Это позволяет проанализировать влияние инсценирования политической реальности на разных уровнях и проследить, как данное явление перерастает из отдельных искажений новостных сообщений в глобальную проблему массового производства новых рисков на фоне появления все новых уязвимостей информационного пространства.
Актуальность диссертационного исследования. На сегодняшний день становится отчетливо видно, что научные и технологические инновации имеют неоднозначное влияние на социум. Последствия таких нововведений становятся все менее прогнозируемыми и все менее управляемыми. При этом коммуникационные процессы наиболее чувствительны ко всем подобным изменениям, одновременно подвергаясь влиянию как извне, так и изнутри. В итоге в силу нелинейного характера развития социума, а также трансформации доверия к знанию прирост новой информации зачастую вызывает только новый виток неопределенности, что доказывает утверждение У.Бека о том, что «риски - это риски в знании» . Важной составляющей этого современного процесса производства неопределенности является инсценирование реальности. Выбрав практический подход к изучению данного феномена, мы показываем, как именно функционирует инсценирование реальности в глобальном масштабе, а также демонстрируем механизмы, за счет которых оно возникает в рамках ежедневной массовой коммуникации. Детальное рассмотрение данного феномена, по нашим оценкам, поможет проникнуть в суть того информационного релятивистского хаоса, который оборачивается для современного общества разрушением социальных связей и норм.
Усложнение процесса массовой коммуникации приводит к неспособности социальных и политических институтов и систем своевременно реагировать на изменения в информационной среде и адаптироваться к новым условиям. Одним из следствий данного диссонанса становится развитие латентных уязвимостей информационного пространства, в частности, инсценирование политической реальности в интернете, которое постепенно превращается в доминирующий способ репрезентации событий. При этом речь идет уже не о смещении баланса между реалистичностью и эстетической трансформацией, зачастую затрагивающем авторские материалы. Речь идет о существенных искажениях в новостном контенте, затрудняющих получение важной для общества информации, которые, тем не менее, все еще нельзя отнести к дезинформации. Несмотря на то, что лежащие в основе инсценирования политической реальности в интернете механизмы - гиперболизации, прогнозирования и интегрирования институциональной и неинституциональной картины мира, не имеют сами по себе целью дезинформацию или манипулирование, они становятся благоприятной почвой для распространения ложной и предвзятой информации. Другим важным последствием, связанным с рассматриваемым феноменом, является «инсценирование реальности глобального риска» , описываемое У.Беком в связи с масштабами современных искажений в информационном пространстве.
С практической стороны актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска решений по предотвращению инсценирования рисков и их минимизации их последствий.
Степень научной разработанности проблемы. Хотя упоминания об инсценировании политической реальности нередко встречается в трудах исследователей - от описания элементов театрализованных политических перформансов , известных из истории, до охватившего глобальное информационное пространство явления, в работах почти всегда отсутствует структурированное и развернутое описание явления, его характеристик и особенностей. Кроме того, под влиянием интернет-технологий инсценирование политической реальности в интернете превращается в принципиально более масштабное и неуправляемое явление, источником которого становятся не только определенные акторы, но и все чаще - сами процессы внутри массовой коммуникации. В связи с этим автор предпринимает попытку детальной проработки концепции, а также ее актуализации с учетом особенностей современных российских интернет-СМИ и анализа примеров инсценирования политической реальности в новостном контенте.
Анализ инсценирования политической реальности включает в себя многочисленные аспекты. Выделим три основных направления, имеющих наиболее актуальное значение для данной диссертации.
Первое направление включает труды, дающие подход к инсценированию реальности на микроуровне и подразумевает междисциплинарность (социологии, политологии, психологии, семиотики, театроведения). Так, в работах современных немецких исследователей, феномен инсценирования изучается в большей степени в качестве инструмента управления общественным мнением, а также метода политической власти (Э.Фишер-Лихте , Т.Мейер , К.Шиха ).
В частности, в трудах немецких социологов рассматривается история возникновения термина «инсценирование» в контексте театра, а также его соотношение с термином «театрализация». Также в рамках этого подхода можно найти ретроспективный взгляд на феномен обширный обзор эволюции инсценирования в политике на различных исторических этапах.
Рассмотрение природы инсценирования у немецких исследователей перекликается с драматургическим подходом в социологии И.Гофмана , однако его концепция «исполнения» в большей степени соотносится с манипулятивным элементом, который имеет второстепенное значение для данного исследования. Тем не менее, теория фреймов, а также подход Гофмана к интерпретации послужили важной базой анализа эффектов, обуславливающих возможность инсценирования политической реальности.
Несмотря на активное использование термина, феномен инсценирования политической реальности редко занимает центральное место в работах исследователей и применяется ими для раскрытия отдельных аспектов их центральных концепций - «политейнмент» А.Дернера, «медиакратия» Т.Мейера или концепции медиаэтики К.Шихи . Тем не менее, данные авторы вносят значительный вклад в рассмотрение практики инсценирования в политических коммуникациях прошлых лет, которая становится важной основой для анализа современного инсценирования реальности.
Второе направление объединяет работы, подразумевающие макроподход к феномену инсценирования и родственным понятиям. Это труды, посвященные изменениям в социальной сфере, коммуникациях и медиапространстве в связи развитием технологий - вопросу, имеющему ключевое значение для исследования инсценирования реальности: работы М.Маклюэна , в
соответствии с которыми с освоением нового медиума человек переходит на принципиально новый уровень восприятия информации и коммуникации, социального конструирования реальности П.Бергера и Т.Лукмана , которое имеет в своей основе те же принципы, что и инсценирование реальности в современном обществе, соотношение реальности и ее символического отображения Ж.Бодрийяра , а также интерпретация общества как аутопойезиса коммуникаций по Н.Луману , «сетевое информационное общество» и «массовая самокоммуникация» М.Кастельса , «мозаичная культура» А.Моля . Также принципиально важную роль сыграли работы, посвященные исследованию механизмов массового поведения, Г. Лебона , С. Московичи , Г.Блумера , труды в области массовых коммуникаций П.Лазарфельда , Г. Лассуэлла , У. Липпмана , Р.Мертона , Э.Германа и Н.Хомски , труды отечественных исследователей В.П.Терина и С.В.Чугрова , Ф.И. Шаркова , а также социология культуры Л.Г.Ионина .
Третье направление, представляющее особую важность для изучения рисков и уявзимостей, связанных с инсценированием реальности, объединяет труды, посвященные «мировому обществу риска» и глобализации У.Бека , работы Э.Гидденса по теории рисков рефлексивного модерна, теория глоболокальных рисков и «нормальная аномия» С.А.Кравченко, а также работы и материалы по информационной безопасности (И.Н.Панарин , Г.Г.Почепцов , Д.Ю.Швец ).
В зарубежной и отечественной литературе отражаются различные аспекты феномена инсценирования реальности в современной массовой коммуникации, а также непосредственно связанные с ним феномены и проблемы. Зачастую предпосылки или последствия инсценирования реальности в той или иной мере описываются в исследованиях, несмотря на то, что термин «инсценирование реальности» в них не фигурирует. Так или иначе, затрагивающие данную проблему работы не дают развернутого описания феномена в современных реалиях, его характеристик, механизмов и критериев, а также не рассматривают конкретных примеров его возникновения. Используя труды из этих трех направлений, автор диссертации предпринимает попытку разработать категориальный аппарат в отношении феномена инсценирования и показывает, как с учащением появления инсценированного контента в СМИ размываются границы между реальным и представляемым, что впоследствии может применяться в целях манипулирования общественным мнением.
Объектом диссертационного исследования является инсценирование реальности как один из способов репрезентации политической реальности.
Предметом диссертационного исследования являются возникновение, механизмы и особенности инсценирования политической реальности в интернет-СМИ и связанные с ним риски (на примере дискурса постсоветского пространства в российском интернет-сегменте, а именно - в российских интернет-СМИ).
Гипотеза. Активное распространение инсценирования политической реальности в новостном контенте в рамках дискурса постсоветского пространства вызывает усиление агрессивной риторики в соцсетях, способствующей росту международной напряженности и разжиганию межнациональной розни. Гипотеза подтвердилась.
Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и эмпирическая проверка гипотезы о том, что активное распространение инсценирования политической реальности в новостном контенте в рамках дискурса постсоветского пространства вызывает усиление агрессивной риторики в соцсетях, способствующей росту международной напряженности и разжиганию межнациональной розни.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть происхождение термина «инсценирование» в различных областях знания, определить соотношение и пересечение научных интересов политической социологии, социологии и политологии по вопросу инсценирования политической реальности, дать развернутое определение понятия «инсценирование политической реальности» с учетом особенностей современной политической коммуникации;
- систематизировать и проанализировать научные подходы к изучению социально-политической природы инсценирования реальности, выделить ключевые характеристики инсценирования политической реальности в интернете;
- проанализировать ключевые механизмы возникновения инсценирования политической реальности на всех стадиях производства массмедийного политического контента, определить критерии для выявления инсценирования политической реальности;
- рассмотреть последствия и риски инсценирования политической реальности на современном этапе, его влияние на распространение политической апатии и абсентеизма; сопоставить полученные выводы с выводами исследователей по вопросу приемлемости инсценирования;
- проанализировать примеры инсценирования политической реальности в интернете в дискурсе конфликтов на постсоветском пространстве в рамках case study;
- в рамках контент-анализа на основании одного из критериев инсценирования реальности определить 1) наличие тенденции роста количества контента, генерирующего инсценирование политической реальности в интернете, 2) определить влияние инсценирования политической реальности в интернете на усиление агрессивной риторики в соцсетях, способствующей росту международной напряженности и разжиганию межнациональной розни.
Теоретико-методологическая основа. Составление теоретико-методологического инструментария было обусловлено междисциплинарным характером исследования инсценирования политической реальности, множеством различных ракурсов изучения явления. Выбранный нами полипарадигмальный подход позволяет получить комплексные представления об инсценировании политической реальности как о сложном социально¬политическом феномене.
Фундаментом диссертационной работы стали следующие концепции и подходы: «симулякр», «гиперреальность», «несобытие» Ж.Бодрийяра ,
коммуникативная рациональность Ю.Хабермаса , социальное конструирование П.Бергера и Т.Лукмана , «аутопойезис» Н.Лумана , концепция дискурса как сочетания текста с социальной практикой М.Фуко , дискурсивный критический подход Т. ван Дейка , «массовая самокоммуникация» М.Кастельса и «сетевое информационное общество» , «текучая современность» З.Баумана , «спираль означения» К.Томпсона и ее развитие в трудах Дж.Александера , концепция «социальных представлений», С.Московичи, «мозаичная культура» А.Моля, «постправда» .
Основой для исследования истории понятия «инсценирования», его соотношения с театрализацией в политике и обществе стали исследования по теории театральности Э.Фишер-Лихте и драматургический подход в социологии И.Гофмана . Для изучения различных проявлений инсценирования в политической коммуникации немаловажную роль сыграли концепции немецких исследователей: «политейнмент» А.Дёрнера , «медиакратия» Т.Мейера , исследования У.Сарцинелли в области «символической политики», а также американских: «политика как ритуал» М.Эдельмана и «псевдособытие» Д.Бурстина .
Типологизация рисков инсценирования реальности и связанных с ним уязвимостей массовой коммуникации основывается на концепциях У.Бека , Н.Лумана , Э.Гидденса , С.А.Кравченко , В.И.Зубкова .
Подспорьем для написания работы также послужили структурно- семиотические исследования СМИ в работах С.Холла , Г.Дебора , модель пропаганды Э.Хермана и Н. Хомски , анализ случаев инсценирования культурной формы Л.Г. Ионина .
Ключевую роль при выборе методологии исследования сыграли работы М.К.Горшкова , Б.А.Грушина , П.Штомпки , В.А.Ядова , С.А.Кравченко.
Основными методами исследования стали компаративный анализ социологических концепций и подходов, общесоциологический и историко-проблемный анализ, классификация и типологизация, количественный и качественный контент-анализ, общенаучные методы индукции и дедукции, синтеза.
В качестве case study, определившего эмпирическую базу и хронологический период объектов анализа в медийном дискурсе, а также позволившего показать актуальные примеры инсценирования реальности в рамках дискурса конфликтов на постсоветском пространстве была выбрана проблема обострений в российско-грузинских (2008 год) и российско- украинских отношениях (2014, 2016, 2018-2020 годы - периоды, связанные с зарождением, постепенным развитием кризиса, его наиболее острой фазой и спадом напряжения и интереса СМИ).
Источниковую базу исследования составили новостные материалы российских интернет-СМИ, входящие в период исследования (2008-2020 гг.), освещающие события на постсоветском пространстве.
Эмпирическое исследование, позволившее подтвердить гипотезу, проводилось в несколько этапов. Так, на подготовительном этапе во второй главе нами были выявлены и описаны основные критерии и индикаторы инсценирования политической реальности в интернете, а также обосновано их дальнейшее применение в рамках контент-анализа - метода, наиболее применимого для изучения родственных инсценированию реальности явлений, таких как пропаганда и манипулирование. На первом этапе методом количественного контент-анализа новостных материалов интернет-СМИ была выявлена динамика роста случаев инсценирования политической реальности. На втором этапе методом качественного контент-анализа комментариев пользователей социальной сети Twitter было установлено, что в рамках дискурса постсоветского пространства рост случаев инсценирования реальности приводит к усилению агрессивной риторики в соцсетях, способствующей росту международной напряженности и разжиганию межнациональной розни.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- осуществлен комплексный анализ как макро-, так и микроподходов к изучению инсценирования реальности и родственных явлений, помогающих раскрыть различные аспекты инсценирования реальности;
- введена новая модель анализа инсценирования политической реальности, дано структурированное и развернутое описание явления, определены характеристики феномена инсценирования реальности с учетом усложняющейся структуры и динамики изменений информационного пространства;
- выявлены ключевые механизмы генерирования инсценирования реальности, рассмотрены и типизированы причины их возникновения;
- разработаны критерии для выявления инсценирования реальности применительно к материалам онлайн-СМИ;
- определены уязвимости и риски, связанные с феноменом инсценирования реальности;
- на материале собственного case study разработана концептуальная картина инсценирования реальности в рамках дискурса постсоветского пространства, как одной из наиболее сложных и неоднозначных тем для российского медиапространства.
- в ходе эмпирического исследования определена возможность влияния роста инсценирования политической реальности на усиление агрессивной риторики в соцсетях в рамках дискурса постсоветского пространства.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования
Теоретический вклад в исследование заявленной проблематики.
Диссертация содержит концептуализацию процесса трансформации современного информационного пространства в условиях развития технологий и связанных с ними изменений в обществе. Наиболее значимыми результатами исследования стали концептуальное определение и характеристика понятия инсценирования реальности как многоуровневого процесса конструирования событий, явлений или рисков, обусловленного нелинейным характером современной социокультурной динамики и глобальной сложностью общества. Предложенные критерии инсценирования реальности позволяют расширить область исследования особенностей современной коммуникации и связанных с ними рисков. В отечественный научный оборот введен новый теоретический материал, полученный в результате анализа собственных эмпирических данных, а также ряд работ зарубежных исследователей, посвященных теории коммуникаций.
Практическая значимость работы заключается в выявлении и классификации наиболее характерных механизмов инсценирования реальности в повседневной массмедийной практике, а также в рамках case study, демонстрирующего тенденции глобального инсценирования реальности, и связанных с ним рисков и уязвимостей. Результаты исследования могут послужить основой для разработки рекомендаций по генерированию качественного контента и минимизации рисков инсценирования для СМИ и новостных агрегаторов. Кроме того, практическая значимость состоит в разработке и специфических индикаторов, позволяющих интернет- пользователю выявить инсценированный контент в материале и сигнализирующих о необходимости проверки информации и углубленного критического анализа.
Результаты диссертационного исследования могут использоваться в рамках курса по политической социологии, в общих курсах по теории коммуникации, психологии и социологии коммуникаций, социологии журналистики, а также спецкурсах для магистров и аспирантов, в практике социологических исследований и политическом консультировании. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и переподготовке кадрового состава органов власти и в сфере управления в области информационной политики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Инсценирование политической реальности в интернете существенно отличается от примеров инсценирования в эпоху традиционных СМИ, поскольку на фоне изменений в массовой коммуникации значительно увеличивается роль несубъектных источников инсценирования, тогда как в прошлом наибольшую опасность в этом отношении представляла деятельность политических акторов. Таким образом, если раньше инсценирование политической реальности производилось институциональными средствами, то теперь зачастую производится акторами самокоммуникации. В связи с этим автор вводит новую модель анализа инсценирования политической реальности, а также дает структурированное и развернутое описание явления. В рамках данной модели вводится следующее авторское определение: Инсценирование политической реальности в интернете - это многоуровневый процесс конструирования событий, явлений или рисков, обусловленный нелинейным характером современной социокультурной динамики и глобальной сложностью общества. Подчеркивается, что инсценирование политической реальности в интернете не подразумевает дезинформации и манипулирования, однако может стать для них «благоприятной» почвой.
2. На основе анализа различных теоретических подходов к изучению
массовой коммуникации выделены следующие характеристики инсценирования политической реальности в интернете как важного социально-политического информационно-коммуникационного процесса: гиперболизация (по масштабу, по актуальности, по новизне), преувеличение (реальности, вероятности, курьезности) события или явления, сочетание прогностического характера исходной информации и редуцированной подачи материала, дополнительное скрытое кодирование, интегрирование неинституциональной и
институциональной картины мира.
3. При изучении механизма инсценирования политической реальности в интернете было установлено, что искажения, генерирующие инсценирование реальности, зафиксированы на всех этапах массовой коммуникации в сфере политики. Важными факторами в этом процессе становятся агрегаторы контента в качестве дополнительного звена современной коммуникационной цепи и усложнение взаимоотношений между политическими коммуникаторами, средствами массовой информации и соцсетями, включение информации из соцсетей и мессенджеров (ссылки, цитаты, фото-, видео- и аудиоматериалы). Это приводит к множеству негативных для политической коммуникации эффектов, в том числе к рекурсивному наслаиванию смыслов, а также рассеиванию ответственности за публикацию некорректной информации и агрессивных высказываний, созданию иллюзии отражения общественного мнения в случае с подборками комментариев. Кроме того, на фоне роста инсценирования политической реальности в интернете масштабируются эффекты, производимые классическими приемами пропаганды и манипулирования.
4. Распространение инсценирования политической реальности в глобальном масштабе несет в себе существенные риски, связанные с формированием политической идентичности, институционализацией, политической коммуникацией, а также ведет к стиранию политического, снижению качества дискурса, поляризации общества, росту политической апатии и агрессивных проявлений. В результате данная ситуация может привести к всплеску радикальных настроений, который потенциально имеет риск перехода из виртуальной среды в реальную. В связи с этим следует пересмотреть сделанные ранее выводы о приемлемости инсценирования политической реальности в интернете и разработать ряд мер по его ограничению.
5. Проследив эволюцию инсценирования политической реальности в интернет-СМИ на конкретных примерах, автор пришел к выводу, что за последнее десятилетие проявления инсценирования политической реальности участились и видоизменились, а связанные с ним риски и уязвимости для общества и информационного пространства увеличились. Особенности, которые приобретает новостной контент в онлайн-СМИ, в значительной степени влияют на формирование дополнительных факторов инсценирования политической реальности. Автор приходит к выводу, что хотя субъектная составляющая инсценирования политической реальности присутствовала в материалах на протяжении всех изученных этапов, во многом именно непосредственная зависимость интернет-СМИ от сиюминутных интересов аудитории способствовала наиболее активному росту инсценирования реальности в политических новостях. Другим важным фактором стала потребность интернет- СМИ постоянно реагировать на изменения в потреблении контента аудиторией. За счет этого требования к качеству контента и аккуратности в отношении подачи фактов значительно снизились, что не только создало почву для постоянного продуцирования инсценирования политической реальности в интернете, но и упростило задачу акторам, заинтересованным в манипулировании аудиторией и распространении дезинформации.
6. Особенно уязвимым для инсценирования политической реальности в интернете в рамках российского информационного пространства является дискурс постсоветского пространства, поскольку инсценирование политической реальности становится одной из причин усиления агрессивной риторики в интернет-СМИ и соцсетях, способствующей росту международной напряженности и разжиганию межнациональной розни.
Степень достоверности результатов определяется тем, что в ходе исследования автор использовал широко применяемые в современной российской и мировой социологической науке теоретико-методологические подходы, а также опирался на принципы и достижения из области политологии, теории коммуникаций и социальной философии. Фактологическая корректность результатов работы также основывается на соответствии методов обработки эмпирической информации цели и задачам диссертационного исследования.
Апробация результатов исследования. Поэтапные выводы и результаты исследования были представлены в статьях и докладе «Инсценирование политической реальности в интернете как дополнительный фактор международной напряженности» в рамках XII Конвента РАМИ.
Ключевые положения диссертации были апробированы в ходе семинаров на 2-м и 3-м курсе факультета Международной журналистики МГИМО МИД России в рамках дисциплины «Психология массовой коммуникации» в 2019¬2021 уч. г. и в лекции для магистерского курса «Современные методы исследования средств массовой коммуникации» в октябре 2020 г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Инсценирование политической реальности - понятие, которое пришло в категориальный аппарат социологии из теории театра как характеризующее проецирование элементов театрального действия в политическую реальность под влиянием усложнения коммуникации и социальных структур. Инсценирование политической реальности присутствовало на всех этапах существования символической политики, поскольку при подобной передаче политического сообщения имелась необходимость эстетической трансформации информации, что не могло не приводить к искажению исходного посыла и размытию его смысла. Значительные изменения произошли в специфике инсценирования реальности с развитием медиаполитики, поскольку при этом инсценирование реальности стало происходить сразу на нескольких уровнях и обуславливаться в том числе особенностями медиаканалов и редакционной политикой СМИ. Но настоящий скачок масштабирования инсценирования политической реальности произошел с развитием интернета, когда технологии непосредственно затронули не только скорость и охват передачи сообщения, но сами основы межличностной коммуникации, которая постепенно стала смещаться онлайн-пространство.
Инсценирование политической реальности на начальном этапе его становления как политико-социологического феномена - то есть как одного из инструментов политической коммуникации, и современное инсценирование политической реальности в интернете как часть эпохи постправды - «квазиреальной среды» благоприятной для различного рода “псевдоновостей”, имеют в своей основе сходные принципы, но различные характеристики.
В данном диссертационном исследовании рассматриваются особенности инсценирования реальности с учетом усложняющейся структуры и динамики изменений информационного пространства. Так, несмотря на то, что данное явление нередко встречалось в исторических примерах и широко использовалось в политической коммуникации с развитием медиаканалов, именно сейчас оно вступило в полную силу в новых медиа, в силу таких их характеристик, как мультимедийность, гипертекстуальность, конвергенция и интерактивность. Помимо их явных преимуществ, они, как показал анализ примеров подобных материалов, несут в себе дополнительные риски искажения информации за счет сложности структуры коммуникации и связанных с этим уязвимостей.
Как было выявлено, благодаря современным изменениям СМИ в интернете получили те же технические возможности, что соцсети и блоги - они могут публиковать информацию в любой выбранной форме - тексте, инфографике, фото, аудио и видео; у них есть возможность создать иллюзию гипертекста, заполняя материалы гиперссылками и иконками, ведущими на другие материалы внутри сайта, хотя пользователь при этом остается в одной журналистской системе координат; интернет-СМИ могут совмещать множество форматов информации в одном материале, интегрируя в них также контент из социальных сетей; и, наконец, за счет последнего новостные онлайн-порталы могут создавать иллюзию интерактивности, которая позволяет пользователю чувствовать себя вовлеченным в процесс создания новостей.
При этом подчеркнем, что возможности таких интернет-СМИ приблизились к любым другим новым медиа именно по техническим характеристикам, однако по содержательному и идеологическому аспектам они по-прежнему стараются оставаться ближе к печатным СМИ. В связи с этим интернет-порталы, особенно когда речь идет о политическом контенте, предпринимают попытки объединить старые форматы с новыми, что приводит к значительному диссонансу в материалах относительно корректности изложения информации. И поскольку граница между развлекательным контентом и политическим, которая была отчасти стерта еще на стадии появления медиаполитики, окончательно исчезает, инсценирование политической реальности становится существенной проблемой как с точки зрения политики, так и с точки зрения социологии и коммуникологии.
В исследованиях, изучающих искажения сообщения, на протяжении всего времени изучения политической коммуникации и СМИ наблюдается амбивалентность трактовки источника возникновения данного феномена. Отчасти «вина» в проблеме инсценирования политической реальности возлагается на определенных политических акторов, которые заинтересованы в появлении в медиапространстве недостоверной информации в отношении своего оппонента или оппозиционной точки зрения. Отчасти причина проблемы видится в коммерциализации СМИ, которые стремятся привлечь больше рекламы за счет публикации «газетных уток».
Однако обращая внимание на то, что всплеск инсценирования политической реальности, а также распространяющихся в этой «благоприятной» среде фейков произошел именно в последнее десятилетие, автору видится логичным обратить внимание на другие причины инсценирования. В связи с этим автор выдвигает тезис о том, что один из наиболее важных источников инсценирования политической реальности на современном этапе следует искать в изменениях массовой коммуникации, обусловленных влиянием информационных технологий и спецификой трансформации
коммуникационных процессов в целом.
Поскольку информация является связующим звеном, обеспечивающим функционирование всех сфер человеческой деятельности и политических институтов в частности, отметим, что искажения на уровне информации неизбежно приведут к негативным изменениям в политических процессах и таким масштабным явлениям, как аномия и дисфункция политических институтов. А учитывая бесконечное множество искажений, которое потенциально заложено в процессе инсценирования реальности на современном этапе, последствия разрастания данного феномена трудно переоценить.
В условиях «текучей современности» человек постепенно привыкает к условиям постоянной неопределенности и вынужденной готовности к различным проявлениям риска. Несмотря на отсутствие возможности точного прогнозирования на дальнюю перспективу, достоверная информация и точные данные в этом положении по крайней мере помогли бы обществу ориентироваться в проблемах рекурсивно и принимать основанные на полученных данных решения. Однако в текущей ситуации каждый человек вынужден наугад ориентироваться в огромном количестве сообщений, не имея возможности защититься от недостоверной информации. И примечательно то, что в рамках процесса инсценирования реальности СМИ производят все больше специфического контента, включающего некорректно изложенные смыслы, который ни редакция, ни аудитория больше не относят к искажению информации, а воспринимают в качестве новой нормы.
Проведенный анализ феномена инсценирования реальности и основных социологических теорий в данном исследовательском поле позволил обосновать целесообразность применения междисциплинарного подхода к его рассмотрению. В теоретической части исследования выявлены два основные подхода к инсценированию реальности и на основе анализа этих двух подходов была выработана собственная модель процесса изучения инсценирования реальности.
В рамках исследовательской работы было разработано следующее определение: Инсценирование реальности - это многоуровневый процесс конструирования событий, явлений или рисков, обусловленный нелинейным характером современной социокультурной динамики и глобальной сложностью общества.
В процессе изучения примеров инсценирования реальности автор пришел к следующим ключевым выводам:
1. С учетом положения о том, что искажения возникают во всех звеньях цепи коммуникации, автор указывает на то, что в условиях сетевого общества данный процесс зачастую перестает быть линейным. Безусловно, в рамках массовой коммуникации коммуникатор передает сообщения по каналам коммуникации и его получает аудитория, однако далее выясняется, что каждый ее представитель получил свой участок информации и в той форме, которая была обусловлена множеством факторов, формирующих его восприятие в данный момент. После этого благодаря системе комментирования и соцсетям в целом отдельные получатели дают обратную связь, которая соответствует сообщению в том виде, в котором оно было ими получено. Несмотря на то, что обсуждение может проходить в рамках одной платформы (непосредственно под новостью на информационном портале, в комментариях к анонсу новости в соцсети и пр.), комментарии могут относиться уже не к исходному сообщению, а к комментариям других пользователей. Эта ситуация становится частью явления массовой самокоммуникации, наряду с самостоятельным воспроизводством и потреблением инфоповодов внутри соцсетей, которое происходит за рамками средств массовой информации.
Здесь также важно упомянуть роль интегрированного контента, когда обратная связь сама по себе может послужить в определенном смысле инфоповодом (когда новость состоит в возникновении общественного резонанса вокруг случайного высказывания публичного лица в соцсетях), развитием информационного сюжета, а также формирует новый вид журналистского материала, имитирующего анализ общественного мнения. Таким образом, автор утверждает, что новые формы взаимодействия между источником, каналом информации и аудиторией, которые появились с развитием соцсетей, внесли важные изменения в цепь коммуникации, которые нередко затрудняют возможность отследить источник сообщения и приводят к хаотичности потоков информации.
2. В связи с чрезвычайной сложностью структуры коммуникации в онлайн- пространстве, постоянным размытием и редукцией смыслов, возникновением рекурсивных искажений информации возникает вопрос о том, является ли возможным управление коммуникационными процессами в сетевом обществе. Автор приходит к выводу, что попытки мерить соцсети и множество других онлайн-платформ по тем же меркам, что и массовую коммуникацию в рамках традиционных СМИ нецелесообразно и бессмысленно. Тем не менее, это не значит, что функционирующие в онлайн-пространстве средства массовой информации должны культивировать то же безответственное отношение к информации, что и социальные сети, поскольку именно СМИ по-прежнему продолжают задавать ту планку, на которую ориентируется аудитория в оценке приемлемости или неприемлемости искажений. Принципы, на которых основывались требования, предъявляемые к новостным сообщениям в печатной версии, должны оставаться актуальными и для тех онлайн-платформ, которые позиционируют себя как СМИ.
3. В рамках исследования в новостных онлайн-материалах было зафиксировано множество различных случаев, которые становятся частью процесса инсценирования реальности. Тем не менее, автору удалось выявить те общие черты, которые послужили основой для выявления характеристик феномена и разработки критериев выявления инсценирования. В основе инсценирования реальности как способа репрезентации лежит гиперболизация (по масштабу, по актуальности, по новизне), преувеличение (реальности, вероятности, курьезности) события или явления, но не преуменьшение или нейтрализация информации. Инсценирование реальности зачастую включает подмену фактической информации мнениями, а также создание ложной сенсационности информации, однако не подразумевает создание ложных фактов. Иными словами, исходной точкой инсценирования реальности является реальный факт или высказывание. Инсценирование реальности в новостном контенте включает дополнительное скрытое кодирование или явную оценку, источник которых трудно или не представляется возможным установить. Преувеличение вероятности события или явления в процессе инсценирования реальности зачастую происходит за счет сочетания прогностического характера исходной информации и редуцированной подачи материала. В процессе инсценирования реальности происходит интегрирование неинституциональной и институциональной картины мира - прямое (интегрированный контент в новостях) или косвенное (непосредственное влияние интереса аудитории на повестку дня).
4. Было установлено, что значительное влияние на качество производимого интернет-СМИ контента оказывают агрегаторы новостей, которые по сути являются дополнительным посредником или вторичным каналом коммуникации. Алгоритмы оценки популярности тем и материалов, цитируемости и кликабельности занимают ключевое место среди факторов, задающих повестку дня, определяющих формат заголовков и самих текстов, востребованность интегрированного и мультимедийного контента. Если раньше все это определялось в основном редакционной политикой, или же в наиболее принципиальных случаях цензурой со стороны государства, то на сегодняшний день складывается стихийно под воздействием интересов и приоритетов массовой аудитории, а точнее массового сознания, которые ранее невозможно было выявить без соответствующих алгоритмов.
С одной стороны, можно сказать, что при таком положении вещей уменьшается возможность для журналистов и политиков диктовать свои правила и собственную повестку и тем самым происходит демократизация процессов в информационном пространстве. Но с другой стороны было бы некорректным утверждать, что данная ситуация, которая "по-честному" и достаточно прозрачно складывается под влиянием поведения массовой аудитории, соответствует интересам потребителя информации, поскольку потребности индивида могут не совпадать с потребностями "толпы". В случае, если пользователь целенаправленно ищет с практической точки зрения полезную для себя информацию - потребность, которая рано или поздно возникает у каждого индивида в информационном обществе, он не будет заинтересован в просматривании множества сообщений с типовыми заголовками, некорректной гиперболизированной подачей данных или их полным отсутствием, устаревшей или непроверенной информацией. Однако в процессе пассивного и бесцельного "блуждания" по информационному пространству в качестве стандартного времяпрепровождения (например, в транспорте или во время перерыва на работе) рядовой интернет-пользователь будет неосознанно выбирать именно такой контент, открывая ссылки с наиболее кричащими заголовками, с наибольшей степенью вероятности предлагающие развлечение, а не смысловую нагрузку. Отметим, что именно за подобными заголовками нередко скрываются вредоносные сайты или вирусный контент. Если теоретически продолжить данную тенденцию и довести её до точки абсурда, то мы увидим, что такой подход в конечном итоге должен привести к превращению всего интернет- контента в вирусный при полном исчезновении других форматов. На фоне того контента, который является на сегодняшний день наиболее популярным в соцсетях, такое развитие событий уже не кажется столь абсурдным, если предположить, что функционирование алгоритмов новостных агрегаторов будет осуществляться по тому же принципу, что и сейчас.
Важно отметить, что если ранее рост инсценирования реальности затрагивал в большей степени новости из сферы культуры и шоу-бизнеса, то со временем эта проблема все больше затрагивает серьезные политические и экономические темы, которые ранее освещались аналитиками, экспертами и обозревателями. В результате роста инсценирования реальности в интернет- контенте происходит не только стирание политического и снижение качества дискурса, но и поляризация общества, в том числе по вопросам национализма и патриотизма, которая все более настойчиво требует обособления «другого», выделения его специфических черт и присвоения ярлыков. Данная проблема ведет к еще более существенным последствиям, когда затрагивает тему международных отношений. Так, на фоне усиления эмоционального и оценочного элемента в новостях растет общий уровень аномии в обществе, а также поощрение выражения агрессии, которое потенциально имеет риск перехода из виртуальной среды в реальную.
Отметим, что ходе попытки представить ретроспективный взгляд на вопрос о приемлемости инсценирования политической реальности было установлено, что большинство исследователей приходит к выводу о невозможности полного изъятия элементов инсценирования реальности как в отношении медиаопосредованной политической коммуникации, так и в отношении ее медиапрезентации в целом. В связи с этим исследователи предполагают, что для решения проблемы достаточно определить ряд принципов, соблюдение которых позволит журналистам создавать качественный контент несмотря на наличие инсценирования. Однако автор указывает на то, что дискуссии о приемлемости инсценирования политической реальности велись относительно той его версии, которая присутствовала еще на этапе традиционных медиа или же начальном этапе развития интернет-технологий в области коммуникаций, и не учитывают те риски, которые сопровождают инсценирование реальности на современном этапе. Поэтому автор приходит к выводу о том, что выводы о приемлемости инсценирования политической реальности должны быть пересмотрены, а затем должны быть разработаны меры по максимальному ограничению случаев инсценирования реальности в новостном контенте.
В диссертационной работе в качестве case study по данной проблеме были изучены примеры инсценирования политической реальности в интернете в материалах, затрагивающих дискурс постсоветского пространства, а также показана эволюция инсценирования реальности, по мере того, как интернет- СМИ начинают обособляться как самостоятельный тип средств массовой информации и перестают быть просто дополнительной платформой традиционных СМИ. На примерах продемонстрировано, как особенности, которые приобретает новостной контент в онлайн-СМИ - мультимедийность, гипертекстуальность, конвергенция и интерактивность - влияют на формирование дополнительных факторов инсценирования реальности. Автор приходит к выводу, что хотя субъектная составляющая инсценирования реальности присутствовала в материалах на протяжении всех изученных этапов, во многом именно непосредственная зависимость интернет-СМИ от сиюминутных интересов аудитории способствовала наиболее активному росту инсценирования реальности. Другим важным фактором стала потребность интернет-СМИ постоянно реагировать на изменения в потреблении контента аудиторией. За счет этого требования к качеству контента и аккуратности в отношении подачи фактов значительно снизились, что не только создало почву для постоянного продуцирования инсценирования реальности, но и упростило задачу акторам, заинтересованным в манипулировании аудиторией и распространении дезинформации.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что в рамках периода с 2014 по 2020 год в интернет-СМИ наблюдается рост случаев инсценирования политической реальности, что в рамках дискурса постсоветского пространства приводит к усилению агрессивной риторики в соцсетях, способствующей росту международной напряженности и разжиганию межнациональной розни. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в рамках эмпирического исследования, подтвердилась. В связи с этим автор обращает внимание на то, что актуальность проблемы инсценирования политической реальности в интернете возрастает, как и связанные с ней последствия и риски. Также отмечается, что дискурс постсоветского пространства в рамках российского информационного пространства является особенно уязвимым для инсценирования политической реальности.
Хотелось бы предположить, что в ответ на изменения, затронувшие современное медиапространство и процесс продуцирования рисков, в обществе должен возникнуть механизм защиты от вирусных процессов в информационной среде, которые не препятствуют адекватному восприятию реальности, оценке событий и их последствий. Однако вследствие того, что на сегодняшний день можно констатировать отсутствие такого механизма, непрерывный процесс потребления аудиторией инсценированного контента должен расцениваться как важный фактор в процессе формирования общественного мнения под влиянием медиа.
Предотвращение еще большего роста количества инсценированного контента, по мнению автора, могло бы произойти в двух вариантах развития событий. Первым из них является повышение медиаграмотности населения, предусматривающее соответствующие курсы в общеобразовательных учреждениях и институтах вне зависимости от специальности. Принципы верификации и отбора информации могли бы стать подспорьем в обучении, а также любой работе с данными. Такие меры помогли бы аудитории ориентироваться в огромном потоке данных и защититься от информационного шума.
Вторым вариантом является новый уровень саморегулирования СМИ, который мог бы быть инициирован непосредственно теми новостными агрегаторами и агрегаторами медиаконтента, которые отчасти стали причиной «заспамленности» медиапространства, информационной неразборчивости и халатному отношению к корректности публикуемых данных. Те алгоритмы, которые на данный момент отдают приоритет наиболее популярным материалам вне зависимости от их соответствия журналистским стандартам, могли бы быть сглажены алгоритмами, нацеленными на отбор по крайней мере корректной формы сообщения - например, отслеживание наличия ссылки на источник информации и полноты заголовка. Предполагается, что такие меры помогли бы устранить возможность создания «неоднозначного» и по-разному трактуемого заголовка и тем самым сократить количество «кликбейта», поскольку в этом случае средствам массовой информации пришлось бы так или иначе прибегать к более четким формулировкам. Таким образом, журналисты бы оказались уже перед выбором - публиковать новость со «скучным», но корректным заголовком, или же публиковать откровенные фейки, создание которых будет уже не так просто оправдать.
Также улучшению ситуации могло бы послужить разделение полноценно журналистского контента и новостей с содержанием интегрированного контента, которое бы подразумевало исключение интегрированного контента из поиска по СМИ по ключевым словам или же, опять-таки по наличию ссылки на конкретный источник информации.
Впрочем, нельзя отбрасывать и оптимистичный вариант - возможность саморегулирования информационного пространства и постепенного снижения спроса на инсценирование реальности в СМИ. Происходящее сейчас фактическое обесценивание информации должно в определенный момент остановиться, а на смену ему может прийти переоценка факта, которая приведет к большей востребованности качественного контента, приоритету его «полезности» и достоверности. Однако даже в случае такого развития событий остается неизвестным, сколько времени может занять данный процесс и насколько критичными стать за этот период риски для общества, коммуникации, политической сферы и международных отношений.
1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. - М.: Академия
исследований культуры; Серебряные пруды, 2001. - 416 с.
2. Александер Д.С. Демократическая борьба за власть: президентская кампания в США 2008 года // Вестник МГИМО. - 2008. - № 3. - С. 73-80.
3. Алхасов А.Я. От критической теории к теории коммуникативного действия. Эволюция взглядов Ю. Хабермаса. Тексты. - Ульяновск: Издательство УлГТУ, 2001. - 150 с.
4. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
5. Бауман 3. Мыслить социологически. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 256 с.
6. Бауман З. Текучая современность. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
7. Бауман, 3. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2005. - 390 с.
8. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум,1995. - 323 с.
9. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 168-215.
10. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. - Екатеринбург: Editions DENOEL, 2000. - 68 с.
11. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. - М.: Рипол Классик, 2016. - 224 с.
12. Бодрийяр Ж. Реквием по Масс-Медиа // Поэтика и политика.
Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. - М.: Институт экспериментальной
социологии, СПб.: Алетейя., 1999. - С. 193-226.
13. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.
14. Бодрийяр Ж. Симуляция и симулякры. - М.: ПОСТУМ, 2015. — 240 с.
15. Боровинская В. С. К вопросу о последствиях инсценирования политической реальности в интернете / В. С. Боровинская // Социодинамика. - 2020. - № 10. - С. 11-20.
...273