ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
1.1. Формирование лексической стороны речи у дошкольников 6
1.2. Особенности формирования лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха 12
1.3. Анализ эффективных методов по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром 16
Глава 2. Экспериментальное обоснование проблемы в формировании лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
2.1. Организация исследования уровня сформированности лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха 24
2.2. Методические рекомендации по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
1.1. Формирование лексической стороны речи у дошкольников 6
1.2. Особенности формирования лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха 12
1.3. Анализ эффективных методов по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром 16
Глава 2. Экспериментальное обоснование проблемы в формировании лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
2.1. Организация исследования уровня сформированности лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха 24
2.2. Методические рекомендации по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
В дошкольном возрасте овладение речью у детей представляет собой важнейшую линию развития. Речевая система формируется и действует в единой взаимосвязи с формированием сенсорной, умственной, психологической сферы дошкольника. Одной из характеристик сформированности речи у дошкольника является большой словарный запас, в следствие этого одной из основных задач дошкольной образовательной организации является расширение словарного запаса детей дошкольного возраста.
Снижение слуха у детей дошкольного возраста негативно воздействует на его психологическое развитие, ограничивает возможности познания окружающего мира, препятствует овладению знаниями, умениями, навыками и формированием способностей, задатков и предрасположенностей, которые заложены природой в каждом человеке.
Словарный запас у детей с нарушением слуха вследствие нарушения слухового анализатора резко ограничен. Часто дошкольники с нарушением слуха заменяют одни слова другими в конкретных смысловых группах. У детей с нарушением слуха в словаре наблюдаются также лексические смешения слов, которые обусловлены недостаточным их различением на слух, также присутствует некорректность и недифференцированность значений слов, неверное их использование. Причиной трудностей в построении просьб, вопросов, в переходе от приема информации к своим изречениям зачастую является ограниченность словарного запаса дошкольника.
Работа по увеличению словарного запаса дошкольников с нарушением слуха происходит на индивидуальных и фронтальных занятиях, а также и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Задачей этих занятий считается выполнение целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром, строением, методами применения и областью функционирования наиболее важных предметов в жизни человека, а также с условиями существования самого человека и животных. Ведущей задачей на данных занятиях является расширение словарного запаса. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дошкольники с нарушением слуха усваивают необходимый минимум словарного запаса (Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова) (11).
Таким образом, исследование проблемы обогащения и увеличения объема словарного запаса детей с нарушением слуха дошкольного возраста, определение задач словарной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром является актуальной проблемой для современной педагогики.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Объект исследования: процесс формирования лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха.
Предмет исследования: методические рекомендации по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать уровень сформированности словарного запаса у дошкольников с нарушением слуха.
3. Разработать методические рекомендации по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Гипотеза исследования: формирование лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха будет эффективной, если: логопедическая работа на занятиях по ознакомлению с окружающим миром будет организованная, последовательная, поэтапно, с учетом психофизических особенностей каждого ребенка....
Снижение слуха у детей дошкольного возраста негативно воздействует на его психологическое развитие, ограничивает возможности познания окружающего мира, препятствует овладению знаниями, умениями, навыками и формированием способностей, задатков и предрасположенностей, которые заложены природой в каждом человеке.
Словарный запас у детей с нарушением слуха вследствие нарушения слухового анализатора резко ограничен. Часто дошкольники с нарушением слуха заменяют одни слова другими в конкретных смысловых группах. У детей с нарушением слуха в словаре наблюдаются также лексические смешения слов, которые обусловлены недостаточным их различением на слух, также присутствует некорректность и недифференцированность значений слов, неверное их использование. Причиной трудностей в построении просьб, вопросов, в переходе от приема информации к своим изречениям зачастую является ограниченность словарного запаса дошкольника.
Работа по увеличению словарного запаса дошкольников с нарушением слуха происходит на индивидуальных и фронтальных занятиях, а также и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Задачей этих занятий считается выполнение целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром, строением, методами применения и областью функционирования наиболее важных предметов в жизни человека, а также с условиями существования самого человека и животных. Ведущей задачей на данных занятиях является расширение словарного запаса. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дошкольники с нарушением слуха усваивают необходимый минимум словарного запаса (Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова) (11).
Таким образом, исследование проблемы обогащения и увеличения объема словарного запаса детей с нарушением слуха дошкольного возраста, определение задач словарной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром является актуальной проблемой для современной педагогики.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Объект исследования: процесс формирования лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха.
Предмет исследования: методические рекомендации по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать уровень сформированности словарного запаса у дошкольников с нарушением слуха.
3. Разработать методические рекомендации по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Гипотеза исследования: формирование лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха будет эффективной, если: логопедическая работа на занятиях по ознакомлению с окружающим миром будет организованная, последовательная, поэтапно, с учетом психофизических особенностей каждого ребенка....
Анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблемам развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха позволил нам определить следующие особенности: формирование лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха в отличие от их сверстников с нормальным слухом, не происходит спонтанно само собой, только под воздействием речевого общения, а требует целенаправленной и систематической работы. Работа по формированию лексической стороны речи осуществляется на специальных занятиях, в бытовой деятельности, включает предметно-практическое обучение и носит коммуникативную направленность.
Результат проведенного экспериментального исследования по уровню сформированности лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха позволил получить целостную оценку. Исследование показало, что у дошкольников отмечается ограниченность словарного запаса. В речи таких детей прослеживается преобладание предметного словаря бытового характера, с редким употреблением слов, обозначающих признак или действие предмета. Для многих дошкольников характерны скудность и неточность словаря, недостаточная дифференцированность слов по семантике, встречаются повторы слов, неправильное их использование.
С целью коррекции выявленных недостатков у дошкольников с нарушением слуха мы проанализировали требования программы, методическую литературу и отобрали комплекс дидактических игр и упражнений для занятий по ознакомлению с окружающим миром, который способствовал формированию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Для того чтобы определить содержание комплекса игр упражнений, мы составили тематический план занятий по ознакомлению с окружающим миром, в соответствии с основными разделами программы: огород, одежда, игрушки, книга, домашние животные, почта, профессии. Так же, опираясь на 48
программу был определен необходимый словарный запас в рамках прохождения каждой темы.
Комплекс дидактических игр по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха может быть использован педагогами на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Результат проведенного экспериментального исследования по уровню сформированности лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха позволил получить целостную оценку. Исследование показало, что у дошкольников отмечается ограниченность словарного запаса. В речи таких детей прослеживается преобладание предметного словаря бытового характера, с редким употреблением слов, обозначающих признак или действие предмета. Для многих дошкольников характерны скудность и неточность словаря, недостаточная дифференцированность слов по семантике, встречаются повторы слов, неправильное их использование.
С целью коррекции выявленных недостатков у дошкольников с нарушением слуха мы проанализировали требования программы, методическую литературу и отобрали комплекс дидактических игр и упражнений для занятий по ознакомлению с окружающим миром, который способствовал формированию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Для того чтобы определить содержание комплекса игр упражнений, мы составили тематический план занятий по ознакомлению с окружающим миром, в соответствии с основными разделами программы: огород, одежда, игрушки, книга, домашние животные, почта, профессии. Так же, опираясь на 48
программу был определен необходимый словарный запас в рамках прохождения каждой темы.
Комплекс дидактических игр по формированию лексической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха может быть использован педагогами на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.





