ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО 8
СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Социокультурное сопровождение студенческой молодежи: основные 8 теоретические подходы
1.2. Социокультурные проблемы студенческой молодежи 17
2. ОПЫТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ 25 МОЛОДЁЖИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА)
2.1. Анализ опыта и проблемы социокультурного сопровождения 25 студенческой молодежи в Управлении физической культуры, спорта и молодёжной политики Белгородского района
2.2. Муниципальная модель социокультурного сопровождения студенческой 39 молодежи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность темы исследования. Решение проблем студенческой молодежи имеет существенное значение для динамичного и стабильного развития современного российского общества. Студенческая молодёжь в силу своей многочисленности, организованности, гибкости мышления, специфики творческого потенциала, способности к социально-преобразующей деятельности, а также предрасположенности к новым идеям, умениям и навыкам становится значимым субъектом общественных отношений.
В настоящее время происходит расширение представления о функциях социально-культурной деятельности в жизни индивида и актуализируется социальный заказ на использование креативных технологий в решении тех или иных проблем молодого человека. Значительно число социально активных субъектов, постоянно способствующих возникновению и развитию новых интересов студенческой молодежи, их увлечений и потребностей, образуют неисчерпаемый потенциал социально-культурной деятельности.
Однако современные молодые люди сталкиваются с негативными последствиями российских реформ, такими как: социальная дифференциация, обострение социального напряжения, разрушение нравственных основ жизнедеятельности, социальная неопределенность, что актуализирует необходимость внедрения технологий социокультурного сопровождения в практику учреждений, работающих со студенческой молодежью.
Социокультурное сопровождение представляет собой многогранное, осознанное и добровольное взаимодействие специалистов молодёжной организации (сопровождающих) в создании, освоении, сохранении и распространении общественно значимых культурных ценностей, осуществляемое с целью удовлетворения социокультурных потребностей молодых людей (сопровождаемых).
Концепция социокультурного сопровождения студенческой молодёжи строится на идеях разностороннего развития личности, реализации права молодых людей на актуальную информацию, отдых и досуг, свободное участие в научной и культурной жизни общества, а также на идее свободного времени, реализуемой в молодёжной организации, посредством формирования общественно-ценностных интересов, способствующих развитию личности, созданию условий для удовлетворения и развития творческой индивидуальности молодых людей.
Таким образом, современному российскому обществу необходимы креативные, образованные, духовно развитые молодые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, ориентированные на творческую самореализацию во всех сферах жизнедеятельности общества, способные не просто адаптироваться в окружающем мире, а творчески его преобразовывать. Именно эти факторы личностного развития будут определять успешность социально-экономического и культурного развития современной России, обеспечивать социальную стабильность и повышение качества жизни населения.
Степень научной разработанности проблемы. Проблематика социокультурного сопровождения студенческой молодёжи занимает значительное место в системе научного знания.
Сущность понятий «молодёжь» и «молодёжная политика» проанализирована в публикациях А.И. Зырянова, Ю.А. Зубок, Л.Е. Никифоровой, Е.В. Маликовой, Т.К. Ростовской, Н.Л. Смакотиной, И.С. Шаповаловой.
В работах М.А. Головчина, Г.В. Леонидовой, Ю.Ю. Степановой, Т.С. Стрункиной представлен теоретико-методологический анализ социокультурных потребностей современной молодёжи.
В контексте рассматриваемой проблемы принципиально важными представляются исследования Т.Г. Киселевой, Е.И. Григорьевой,
Ю.Д. Красильникова, Г.Ю. Литвинцевой, Ю.А. Стрельцова, в которых представлены теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности.
В трудах О.А. Акимовой, М.Э. Вильчинской-Бутенко, М.Р. Грифа представлены сущностные характеристики социально-культурного сопровождения как процесса, способствующего творческому развитию индивида.
Социокультурные практики работы со студенческой молодёжью представлены в статьях А.В. Вороновой, В.Б. Дубинина, Ю.В. Назаровой, Е.Г. Наумовой, М.В. Смелова.
Проблемы социального проектирования как средства развития студенческой молодёжи выявлены в работах А.В. Кибальник, Г.В. Кузнецовой, А.Н. Смирновой.
В публикациях К.С. Афанасьева, С.В. Новикова, Н.В. Просвириной, Н.А. Самохвалова, А.И. Тихонова проанализирована деятельность молодёжных общественных организаций и молодёжных
многофункциональных центров, а также доказана необходимость государственной поддержки молодёжных инициатив как средства преодоления асоциальных явлений в студенческой среде.
Особый интерес для изучения социокультурного сопровождения молодёжи представляют диссертационные исследования Л.И. Грошевой, И.В. Козловой, Ю.А. Луц, в которых представлены различные аспекты рассматриваемой проблемы.
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научной литературе проблем социокультурного сопровождения студенческой молодёжи, многие аспекты данного процесса требуют более детального изучения.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости внедрения инновационных форм и методов социокультурного сопровождения студенческой молодёжи в практику молодёжных организаций.
Объект исследования - социокультурное сопровождение молодёжи.
Предмет исследования - особенности социокультурного сопровождения студенческой молодёжи на муниципальном уровне.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику социокультурного сопровождения студенческой молодёжи и предложить пути совершенствования данной деятельности на муниципальном уровне.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть теоретические основы социокультурного сопровождения студенческой молодёжи;
- охарактеризовать опыт социокультурного сопровождения студенческой молодёжи в Белгородском районе;
- выявить проблемы и разработать муниципальную модель социокультурного сопровождения студенческой молодёжи.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения, обоснованные в трудах Ю.А. Зубок, В.А. Лукова, В.И. Чупрова, относящиеся к характеристике социального положения молодежи в современном обществе, актуальных проблем ее социализации и самоопределения; теории социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (А.И. Арнольдов, М.А. Ариарский, А.Д. Жарков,
Ю.Д. Красильников); концептуальные идеи социокультурного сопровождения (О.А. Акимова, М.Э. Вильченская-Бутенко, М.Р. Гриф).
Методы исследования: анализ специальной научной литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования; сравнение, обобщение; анкетирование и экспертный опрос; методы математической статистики, послужившие для обработки результатов исследования.
Эмпирическую базу исследования составили:
- результаты анализа нормативно-правовых документов различного уровня, в частности: Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2014 г.); Закон Белгородской области «О государственной поддержке талантливой молодёжи» (1996 г.); Закон Белгородской области «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений в Белгородской области» (1997 г.);
- отчетные документы Управления физической культуры, спорта и молодёжной политики Белгородского района;
- вторичный анализ результатов исследований, проведенных по проблеме социокультурного сопровождения студенческой молодёжи (Ю.Ю. Степанова, 2017; А.В. Кибальник, 2018);
- результаты авторского социологического исследования «Проблемы социокультурного сопровождения студенческой молодёжи», проведенного на базе Управления физической культуры, спорта и молодёжной политики Белгородского района, (N = 100); исследование также включало экспертный опрос (N = 30).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении теоретических основ социокультурного сопровождения студенческой молодёжи; разработке авторского определения понятия «социокультурное сопровождение студенческой молодёжи»; анализе опыта и диагностике проблем социокультурного сопровождения студенческой молодёжи в Управлении физической культуры, спорта и молодёжной политики Белгородского района; разработке муниципальной модели социокультурного сопровождения студенческой молодёжи.
Апробация результатов выпускной квалификационной
работы. Работа выполнена по заказу Управления физической культуры, спорта и молодёжной политики Белгородского района, где прошла апробацию в ходе производственной и преддипломной практик. По теме выпускной квалификационной работы опубликовано 2 статьи в сборнике материалов VIII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (2016 г.).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Для стабильного и динамичного развития современного российского общества решение проблем студенческой молодежи становится приоритетным. Студенческая молодёжь в силу своей многочисленности, организованности, гибкости мышления, специфики творческого потенциала, способности к социально-преобразующей деятельности, а также предрасположенности к новым идеям, умениям и навыкам становится значимым субъектом общественных отношений.
Однако современные молодые люди сталкиваются с негативными последствиями российских реформ, такими как: социальная дифференциация, обострение социального напряжения, разрушение нравственных основ жизнедеятельности, социальная неопределенность, что актуализирует необходимость внедрения технологий социокультурного сопровождения в практику учреждений, работающих со студенческой молодежью. Решению указанных проблем будет способствовать социокультурное сопровождение - многогранное, осознанное и добровольное взаимодействие специалистов молодёжной организации (сопровождающих) в создании, освоении, сохранении и распространении общественно значимых культурных ценностей, осуществляемое с целью удовлетворения социокультурных потребностей молодых людей (сопровождаемых).
Концепция социокультурного сопровождения студенческой молодёжи строится на идеях разностороннего развития личности, реализации права молодых людей на актуальную информацию, отдых и досуг, свободное участие в научной и культурной жизни общества, а также на идее свободного времени, реализуемой в молодёжной организации, посредством формирования общественно-ценностных интересов, способствующих развитию личности, созданию условий для удовлетворения и развития творческой индивидуальности молодых людей.
Успешность решение проблем студенческой молодёжи определяется такими факторами, как развитость социальной сферы, качество социокультурной среды, эффективность деятельности традиционных агентов социализации и инкультурации, эффективность реализуемой молодежной политики, включенность в социальную структуру для реализации социокультурного потенциала, социальное самочувствие, жизненные стратегии и ценностные ориентации молодежи, уровень и качество жизни и др.
В условиях современного российского общества решение проблем студенческой молодёжи осложняется такими факторами как снижение эффективности традиционных институтов воспитания и социализации, возрастание роли альтернативных агентов социализации (референтная группа, СМИ и информационно-коммуникационные источники, субкультурные объединения, нетрадиционные религиозные объединения, и т.д.), социально¬экономическая и социокультурная депривация. Данные проблемы заставляют молодое поколение искать альтернативные, не всегда санкционированные обществом способы реализации социальной активности, социально¬экономической адаптации, социокультурной интеграции, как основ для обретения самостоятельного статуса.
В ходе исследования установлено, что в городе Белгороде и в регионе в целом созданы условия для повышения социальной активности студенческой молодежи, удовлетворения ее социокультурных потребностей, реализации социокультурного потенциала. Однако эффективность социокультурного сопровождения студенческой молодежи на муниципальном уровне невозможна без своевременной, адекватной и систематической диагностики, направленной на формирование конкретных рекомендаций по обеспечению социального развития, социального воспитания молодых людей, их успешной самореализации и достижению жизненно важных целей.
В ходе проведенного социологического исследования были диагностированы следующие проблемы: выявлена низкая оценка молодежью собственных социальных стартовых возможностей; неопределенность дальнейших жизненных перспектив студенческой молодежи; недостаточные условия для развития и реализации социокультурного потенциала молодого человека; инфантилизм молодежи при решении социальных проблем; недостаточная социальная инициативность и активность молодежи.
Важнейшим ресурсом в решении выявленных проблем студенческой молодежи становится разработка и реализация муниципальной модели социокультурного сопровождения студенческой молодежи.
Модель представляет собой систему целенаправленных направлений деятельности по организации социокультурного сопровождения студенческой молодежи на муниципальном уровне и повышению уровня вовлеченности студенческой молодежи в культурно-досуговую, общественную жизнь города.
Модель может быть реализована при условии нормативно-правового, организационно - управленческого, информационно - аналитического, ресурсного обеспечения, проведения социологических исследований в области исследования социокультурных проблем и потребностей студенческой молодежи, подготовки кадров, научно - методического обеспечения, реализации целевых программ.
Стратегической целью разработки данной модели является обеспечение системно-ориентированного социокультурного сопровождения студенческой молодежи на муниципальном уровне.
Основными тактическими целями Модели являются:
- разработка концепции социокультурного сопровождения студенческой молодежи на муниципальном уровне;
- развитие форм молодёжного добровольчества;
- развитие молодёжного самоуправления;
- развитие и поддержка молодёжных общественных организаций и объединений;
- поддержка молодежного предпринимательства в городе и регионе;
- организация научно-исследовательской деятельности студенческой молодежи;
- реализация целевых муниципальных, областных программ поддержки студенческой молодежи;
- осуществление мер по формированию культуры здорового образа жизни среди студенческой молодёжи, организация и проведение спортивно¬массовых мероприятий;
- развитие созидательной культурно-досуговой активности студенческой молодёжи;
- содействие трудоустройству студенческой молодёжи.
Планируемыми результатами реализации модели станут создание условий, необходимых для активного вовлечения студенческой молодежи в процессы функционирования и преобразования общества; развитие форм молодёжного добровольчества; развитие молодёжного самоуправления; развитие и поддержка молодёжных общественных организаций и объединений; поддержка молодежного предпринимательства в городе и регионе; развитие системы наставничества, оказании индивидуальной помощи и поддержке в реализации различных инициатив студенческой молодежи.
1. Об основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р] / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_171835.
2. О государственной поддержке талантливой молодёжи: [Закон Белгородской области от 09.01.1996 № 44 (ред. от 03.12.2018)] / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/469027179.
3. О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений в Белгородской области [Закон Белгородской области от 07.07.1997 № 123 (ред. 23.03.2017)] / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/469020966.
4. Аванесова, Е.Б. Модель процесса воспитания общественной активности молодёжи в условиях социальной среды / Е.Б. Аванесова // Вестник Костромского государственного университета. - 2014. - Т. 20. - С.180-185.
5. Акимова, О.А. Социокультурное сопровождение процесса адаптации иностранных студентов / О.А. Акимова // Русский язык в современном Китае: сб. науч.-метод. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Хайлар, КНР, Институт русского языка и культуры Хулуньбуирского института, 2-5 октября 2015 г.) / Забайкал. гос. ун-т; Хулуньбуирский ин-т (г. Хайлар, КНР). - Чита: ЗабГУ, 2015. - С. 5-8.
6. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность в условиях модернизации духовной жизни России / М.А. Ариарский // Труды Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013.
- Т. 195. - С. 8-15.
7. Аткина, А.М. Участие белгородских СМИ в реализации государственной молодёжной политики / А.М. Аткина // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - № 28(249). - Вып. 32. - С. 84¬94.
8. Афанасьев, К.С. Поддержка молодёжных инициатив как средство преодоления асоциальных явлений в студенческой среде / К.С. Афанасьев // Царскосельские чтения. - 2013. - № 1. - С.45-48.
9. Белините, А.В. Средства массовой информации как фактор развития государственной молодёжной информационной политики /
А.В. Белините // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018.
- №2. - С.177-187.
10. Васильева, Л.Е. Активная жизненная позиция, её формирование у студенческой молодёжи / Л.Е. Васильева, О.В. Кириллова // Вестник Чувашского университета. - 2013. - № 1. - С. 111-115.
11. Вильчинская - Бутенко, М.Э. Реализация функций социально-культурного сопровождения персонала организаций / М.Э. Вильчинская- Бутенко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 4 (40). - С.137-145.
12. Вильчинская - Бутенко, М.Э. Сущностные характеристики социально-культурного сопровождения персонала организаций / М.Э. Вильчинская-Бутенко // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. - 2014. - № 2 (39).
- С.58-63.
13. Воронова, А.В. Неформальные социальные практики самореализации молодёжи в системе социокультурных образований / А.В. Воронова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 7 (15). - С.15-24.
14. Воротников, В.Л. Специфика профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде в условиях центров досуга / В.Л. Воротников // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - Вып. 2 (106). - С. 236-240.
15. Гафиатулина, Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи как объект государственной молодежной политики / Д.В. Кротов, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 3. - С. 38-41... 63