Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПРИЯТИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРИ

Работа №17925

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы21
Год сдачи2016
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
507
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. В настоящее время возрастает стрессовая нагрузка как на общество в целом, так и на отдельную личность, в связи с этим большое внимание уделяется совладающему поведению. Особую актуальность приобретают вопросы переживания детьми стрессовых ситуаций, закономерностей формирования совладающего поведения на ранних этапах онтогенетического развития.
В психологии совладающего поведения накоплен значительный опыт в классификации стратегий совладающего поведения (С. Фолькман, Р. Лазарус,
А. Биллингс, Р. Моос, М. Зендер, А. Хаммер), в изучении возрастных особенностей формирования совладающего поведения (Н.М. Лыковой, С.К. Нартовой-Бочавер, А.Н. Фоминовой), в описании ресурсов совладающего поведения (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Е.В. Кожевникова), в исследовании социальной поддержки в детско-родительских отношениях (Р.М. Грановская, Т.В. Гущина, Т.Л. Крюкова, И.М. Никольская, Н.Ф. Михайлова), установлены семейные факторы, влияющие на совладающее поведение детей младшего школьного возраста (Е.В. Куфтяк, Н.А. Сирота, М.В. Сапоровская, А.В. Смирнова).
Особое внимание в данном контексте привлекает младший школьный возраст - период, когда формируются первые формы адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Ситуация школьного обучения имеет для ребенка стрессогенный характер и ставит его перед необходимостью приспособления к ее требованиям. Безусловно, что младшие школьники недостаточно способны к анализу ситуаций, относительно ограничены в способах совладания. Наряду с этим важную роль в этот период играет взаимодействие ребенка с родителями в семье. Именно в этом возрасте происходит формирование совладающего поведения путем имитации родительских способов совладания. Во многих исследованиях детско-родительских взаимоотношений подчеркивается решающая роль матери в формировании личности (С. Броди, Д. Винникотт, Л.С. Выготский, А.А. Реан, Е.Т. Соколова и др.) и стратегий совладающего поведения ребенка (Н.О. Белорукова, Т.В. Гущина, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская).
Несмотря на накопленную в этой области обширную научную фактологию, остается ряд нерешенных вопросов в отношении преемственности совладающего поведения и детско-родительского взаимодействия. Исследова¬ния различных стратегий совладающего поведения в младшем школьном воз¬расте в контексте восприятия детско-родительского взаимодействия оставалось за рамками научного анализа.
Проблема, на решение которой направленно исследование. В
настоящее время проблема преодоления стрессовых ситуаций приобретает особую значимость, большое внимание приобретают вопросы формирования стратегий совладающего поведения на различных стадиях онтогенетического развития. Полученные в исследовании результаты могут способствовать прояснению психологической детерминации совладающего поведения детей,
способствует углублению научных представлений о феномене интернализации в младшем школьном возрасте.
Таким образом, очевидно противоречие: с одной стороны, существует дефицит научно обоснованных, эмпирических данных, показывающих специфику формирования образцов и источников совладающего поведения в младшем школьном возрасте; с другой стороны, известно, что в детско-родительском взаимодействии происходит становление совладающего поведе-ния. Все вышесказанное определяет актуальность, теоретическую и
практическую значимость выбранной нами темы исследования.
Цель исследования - выявить условия интернализации совладающего поведения матери младшими школьниками при различном восприятии детско-родительского взаимодействия.
Объект исследования - интернализация совладающего поведения матери ребенком в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - восприятие детско-родительского взаи-модействия как условие интернализации совладающего поведения матери ребенком в младшем школьном возрасте.
Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позво-лил выдвинуть следующую гипотезу исследования, согласно которой можно предположить, что специфика восприятия детско-родительского взаимодействия является условием интернализации ребенком материнского совладающего поведения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении диссертационного исследования подведены основные итоги работы, обобщены основные результаты и сформулированы следующие выводы.
1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования позволил установить, что совладающее поведение представляет собой динамический процесс целенаправленного поведения, позволяющий личности преодолеть стрессовую ситуацию адекватными способами, через осознанные стратегии. Напряженные, трудные ситуации с которым неизбежно сталкивается младший школьник приводят к изменениям в семейной системе, где все члены взаимно влияют и взаимнообуславливают друг друга. Таким образом, детско¬родительское взаимодействие является важнейшим фактором становления совладающего поведения ребенка в младшем школьном возрасте.
2. Результаты изучения восприятия детско-родительского взаимодействия с позиции матерей позволяют говорить о том, что для матерей взаимодействие характеризуется оптимальным эмоциональным контактом при наличии излишней строгости и тревожности за детей. Отмечаются также сниженные показатели требовательности и небольшие разногласия, конфликты в семье.
3. Результаты исследования показателей восприятия детско-родительского взаимодействия с позиции детей младшего школьного возраста показали, что для младших школьников восприятие отмечается благополучием, гармоничными отношениями со своими матерями. Однако в оценках детей отмечена полярность в восприятии отношения матери, что говорит о непостоянности воспитательных требований, некоторой непоследовательности в детско-родительском взаимодействии.
4. При сравнительном исследовании восприятия детско-родительского взаимодействия матерей и младших школьников выявлены статистически значимые различия. Так, у матерей преобладает излишнее восприятие детско¬родительского взаимодействия с позиции строгости и последовательности. Восприятие детско-родительского взаимодействия со стороны младших школьников характеризуется неоднородностью от эмоционально близких до чрезмерной требовательности и высокого контроля в отношениях со стороны матери. Данный факт указывает на то, что у матерей восприятие детско¬родительского взаимодействия происходит в значительной степени на сознательном уровне с позиции когнитивного анализа, а у детей в большей степени включены эмоциональные компоненты восприятия детско¬родительских отношений, которые в меньшей степени осознаются.
5. Сравнительный анализ стратегий совладающего поведения у младших школьников и их матерей выявил статистически значимые различия. У матерей доминируют эффективные, зрелые, сложившиеся стратегии решения проблем и поиска социальной поддержки. Для матерей свойственен анализ, просчет и предугадывание текущих ситуаций с учетом прошлого опыта, направленность их усилий на изменение ситуаций, поиск выхода из них, а в тех случаях, если ощущается необходимость в поддержке, они обращаются к родственникам, друзьям, специалистам как внешним ресурсам за помощью, что свидетельствует о социальной независимости. У детей преобладает малоэффективная, но типичная для данного возраста стратегия совладающего поведения: игнорирование проблем, что связано с тем, что у них слабо развита рефлексия, самоосмысление, логическое мышление. В ситуациях избегания младшие школьники ощущают безопасность и эмоциональное спокойствие, в результате им легче уйти, забыть, мыслительно отдалиться от проблем.
6. Результаты изучения взаимосвязи между восприятием детско-родительского взаимодействия ребенка младшего школьного возраста и их стратегиями совладающего поведения позволяют говорить о том, что эффективные стратегии совладания применяются при эмоциональном принятии матерью, а неэффективные стратегии совладающего поведения связаны с
восприятием воздействия с позиции конфронтации, чрезмерного
контроля, строгости и непоследовательности в отношениях и высокой тревожности родительниц. Так, семейные конфликты и споры, отражающие низкую сплоченность, разногласия, отсутствие и недостаток эмоционально-доверительного общения родителей, дефицит положительных ощущений приводит к состоянию психологической депривации детей. Отсутствие эффективной семейной коммуникации препятствует формированию умений и навыков конструктивного разрешения проблемных ситуаций детьми.
7. Установлена связь между восприятием детско-родительского взаимодействия и материнскими стратегиями совладания. Так, при восприятии детско-родительского взаимодействия с позиции последовательности и сотрудничества матери в большей степени используют стратегии эффективного совладания. Чем более выражена требовательность и запреты со стороны матери, тем более свойственно им использовать неэффективные стратегии совладающего поведения. Чем больше родительницы поэтапно пытаются выстроить требования и правила поведения для детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, проявить эмоциональную уравновешенность в отношениях с ними, тем легче им эффективно решать сложные ситуации.
8. Интернализация эффективной стратегии - решение проблем - у детей младшего школьного возраста прослеживается при условии восприятия матерями детско-родительского взаимодействия с ребенком с позиции удовлетворенности, последовательности, согласия, снижения строгости и контроля, а также при восприятии младшими школьниками этих отношений как удовлетворительных. Радость от общения с матерью повышает самооценку ребенка, уверенность в собственных силах, в семейной поддержке, способствует принятию социальных обязательств. Находясь в сильной эмоциональной связи с родительницей, дети сознательно отождествляются с ней, вживаются в образ матери, интернализируют стратегии совладающего поведения.
9. Неэффективная стратегия конфронтации интернализируется младшими школьниками при низком уровне согласия, близости, последовательности и удовлетворенности матери в детско-родительском взаимодействии. При восприятии детско-родительского взаимодействия детьми младшего школьного возраста с позиции низкого уровня близости, согласия и последовательности со стороны матери происходит интернализация неэффективного совладания. Это связано с тем, что матери осознают свое недовольство ребенком, а дети ощущают отчужденность и холодность по отношению к ним. Матери позволяют себе выражать физическую или вербальную агрессию, направленную на ребенка. А младшие школьники в последующем интернализируют средства и способы нападения, таким образом, они готовы к применению в деятельности.
10. Предложена программа по коррекции детско-родительского взаимодействия, при интернализации малоэффективных и неэффективных стратегий совладающего поведения. Результаты практической апробации позволяют рекомендовать ее использование в практической работе психологов
образовательных школ для развития благоприятного детско¬родительского взаимодействия.
В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу о том, что восприятие детско-родительского взаимодействия является условием интернализации ребенком материнского совладающего поведения. В то же время поставило ряд новых вопросов, определяющих перспективы дальнейшего исследования по рассматриваемой проблеме. Предметом специального исследования может стать интернализация ребенком отцовского совладающего поведения, а также изучение влияния качеств личности на совладающее поведение.



1. Матафонова, С.И. Поиск социальной поддержки как эффективный копинг-ресурс психологического здоровья младших школьников [Текст] /
С.И. Матафонова // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные
науки: научный журнал. - Красноярск: Изд-во Научно-Инновационный Центр,
2014. - № 11,7(59). - С. 2483-2494.
2. Матафонова, С.И. Взаимосвязь дисгармоничного воспитания матерей и совладающего поведения детей младшего школьного возраста [Текст] / С.И. Матафонова // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки: научный журнал. - Красноярск: Изд-во Научно-Инновационный Центр,
2015. - № 3,1(63). - С. 699-706.
3. Матафонова, С.И. Динамика выбора копинг-стратегий у детей младшего школьного возраста [Текст] / С.И. Матафонова // Теория и практика общественного развития: научный журнал. - Краснодар: ООО издательский дом «Хорс», 2015. - №12. - С.490-492.
Другие публикации:
4. Платонова, * С.И. Влияние детско-родительских отношений на защитно-совладающее поведение младших школьников [Текст] / С.И. Матафонова // Обеспечение приемственности в пространстве «детский сад - школа»: Материалы региональной научно-практической конференции. Часть 2. - г. Иркутск: Изд-во «ГОУ ВПО «ВСГАО», 2010. - С. 91-94.
5. Платонова, * С.И. Некоторые аспекты защитно-совладающего поведения младших школьников под влиянием детско-родительского отношения [Текст] / С.И. Платонова // Психология образования: состояние и перспективы: материалы науч.- практич. конф. психологов Сибири. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. - С.681-684.
6. Матафонова, С.И. Детско-родительские отношения как основной социальный ресурс совладающего поведения младшего школьника [эл. ресурс] / С.И. Матафонова // Инновации в образовании и лингвистике: материалы II Всероссийской интернет-конференции Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2011. - Режим доступа: CD-R.
7. Матафонова, С.И. Механизмы совладающего поведения
в младшем школьном возрасте [Текст] / С.И. Матафонова // Психологические аспекты работы с семьей. Иркутск: ИПКРО, 2012. - С.86-89.
8. Матафонова, С.И. Апробация программы по формированию совладающего поведения младших школьников [Текст] / С.И. Матафонова // Здоровье участников образовательного процесса: материалы II Всероссийской науч.-практ. конф. Томск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГПУ», 2013. - С.126-130.
9. Матафонова, С.И. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и оценок детско-родительских отношений младшими школьниками [Текст] / С.И. Матафонова // Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса, подвергшихся насилию: материалы научно-практической конф. Иркутск: Изд-во ОГАОУ ДПО «ИПКРО», 2013. - С.90-98.
10. Матафонова, С.И. Интерактивные методы в программе «Родные руки» [Текст] / С.И. Матафонова // Организация педагогического процесса в условиях реализации компетентностного подхода в системе общего и профессионального образования: материалы международной науч.-метод. конф. Братск - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. - С.146-149.
11. Матафонова, С.И. Гендерные аспекты совладающего поведения младших школьников [Текст] / С.И. Матафонова // Перспективы развития в области педагогики и психологии: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Челябинск, 2015. -
С.85-87.
* Фамилия Платонова изменена на фамилию Матафонова на основании свидетельства о браке 1-СТ №814014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ