ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СКАНДИНАВОВ В ПЕРИОД С IX ПО XI ВВ 28
§ I.1 Характеристика социальной дифференциации скандинавского общества и ее влияния на формирование военных подразделений в период с IX по XI в 28
§ I.2 Защитное и наступательное вооружение у представителей военной организации скандинавов в период с IX по XI вв 40
§ I.3 Драккар как основа военно-морских сил викингов в период с IX по XI вв., на примере корабля из Гокстада 48
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН С МОМЕНТА ЕЁ ЗАРОЖДЕНИЯ В VI В. И ДО СЕРЕДИНЫ XI ВВ. РОРЬ ВАРЯЖСКОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 56
§ II.1 Оценка ведения боевых действий славян в VI в., отраженная в работах византийских авторов: Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега 56
§ II.2 Этапы формирования дружинной организации Киевской Руси в период с IX по XI вв., структура и её характеристика 63
§ II.3 Специфика военно-морского флота Киевской Руси в период с IX по XI вв 79
ГЛАВА III. АНАЛИЗ КОМПЛЕКСА ЗАЩИТНОГО И
НАСТУПАТЕЛЬНОГО ВООРУЖЕНИЯ ДРУЖИННИКОВ КИЕВСКОЙ РУСИ В ПЕРИОД С IX ПО XI ВВ 87
§ III. 1 Защитное снаряжения воинов Древней Руси и его характеристика 87
§ III.2 Мечи и сабли как основное наступательное оружие древнерусского дружинника 96
§ III.3 Специфика дополнительного вооружения дружинного войска Киевской Руси 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 128
Актуальность темы исследования. Согласно мнению большинства современных исследователей, война на ранних стадиях развития государственности в мире являлась одной из важнейших форм культурных контактов и обменов. В этой связи было бы неверным считать причиной военных действий только лишь стремление к личному обогащению. Именно благодаря военным столкновениям народы зачастую знакомились с важнейшими культурными и научными достижениями соседей. Подобные культурные обмены наблюдаются исследователями при рассмотрении такого явления как военные взаимоотношения Руси с народами Скандинавии.
Однако, вопрос о том насколько велико было влияние скандинавов на дальнейший ход истории русской цивилизации остается спорным по сей день, что отражено наличием в современной исторической науке двух направлений, связанных с вопросом создания нашего государства. Это говорит о том, что, в настоящий период времени, данный спор имеет право на существование. Более того военные и, в частности культурные контакты между Россией и странами, населяющими Скандинавский полуостров, были актуальны на протяжении всего существования наших цивилизаций и продолжают оставаться таковыми. В настоящее время это подтверждается программой по обмене студентов.
В то же время вопрос о преемственности традиций хорошо показан на начальном этапе создания Древнерусского государства, когда первые князья, которые, если верить летописным сведениям, были родом из Скандинавии, подчиняя своей воли соседние союзы славянских племен, облагали их фиксированной данью, подтверждая тем самым свою власть над данной территорией.
В этой связи исследователи сравнивают подобные действия с таким современным явлением как рэкет. Более того, в современном мире существует теория, согласно которой государство появляется путем внедрения института Рэкета. Данная теория акцентирует свое внимание на том, что основными признаками государства являются монопольные права на применение насилия и налогообложения. Одновременно с этим следует отметить, что сама категория владения теми или иными землями реально могла воплощаться только в запрете, или, наоборот, в разрешении на пользования благами, получаемые с данной территории. Подобную картину мы видим и на Руси, в которой князь и его дружина являлись организацией, обладающей неограниченными военными и административными полномочиями.
Таким образом, вышеуказанные факты свидетельствуют о необходимости комплексного изучения военных организаций народов Руси и Скандинавии, а также выявление роли последних на формирование и развитие военной и административной структур славян.
Степень изученности проблемы. Необходимо отметить, что представленная исследовательская работа носит междисциплинарный характер, поскольку в рамках заявленной темы задействованы следующие науки - история, археология, филология. Проблема, подымаемая в данном исследовании, является актуальной для всех специалистов, упомянутых выше дисциплин. Для филологов более значимыми являются вопросы, связанные со славянской терминологией, которая отражает внутреннюю структуру древнерусской дружины, а также возможные заимствования из других языков. Археологам важными являются сведения, связанные с военным инвентарем курганных захоронений IX-XI вв.
Далее необходимо обратиться к непосредственному
историографическому обзору темы исследования. Привлекавшую в процессе написания работы литературу, исходя из поставленной проблемы исследования, целесообразно разделить на несколько групп: монографии исследователей, которые в свою очередь следует разделить на отечественные и зарубежные; статьи в периодических изданиях; Справочно¬энциклопедические издания; интернет-ресурсы.
Каждую группу будет логично рассмотреть в рамках отдельной главы исследования. При этом обзор монографий и статей в периодических изданиях будет уместно произвести с учетом деления литературных наименований на советскую и постсоветскую. Отдельным блоком необходимо выделить работы зарубежных исследователей. Также следует обратить внимание на то, что те работы, которые были написаны в советское время, но переиздавались, мы будим относить к постсоветским.
В первую очередь необходимо рассмотреть монографии и статьи, на которые мы ссылались в процессе написания первой главы «Особенности формирования военной организации скандинавов в период с IX по XI вв.». Среди изданий советского периода использовалась работа А.С. Кана . В своей работе исследователь акцентировал свое внимание на том, что в изучаемый нами период, между бондами и знатью еще не оформились межсословные отношения.
Значительный объем информации был взят из работ современных исследователей, а также работ, имеющих современное переиздание. Среди последних особый интерес привлекли работы А.Я. Гуревича. Который один из первых пришел к заключению о том, что бонды являлись основной массой скандинавского общества . Им же были предъявлены сомнения относительно одной из функций ярла, а именно выполнение различных религиозных обрядов . О функциях ярла также сообщали А.А. Фетисов и А.С. Щавелев .
Огромный вклад в изучении внутренней дифференциации бондов имеет работа Г.С. Лебедева . Автор выделил из категории свободного населения людей, которые опираясь на крупные земельные владения, имели связи с многочисленными семьями. Исследователь отмечал их как «могучие бонды». В свою очередь Н. Будур обозначает их как «отличные бонды» . Она же, исходя из анализа источников, сообщает о последовательности созыва военного ополчения.
На основании сведений, представленных в данной работе, посвященных военным организациям Скандинавии и Руси и влиянию первой на последнюю, можно сделать ряд заключительных выводов, подводящих итог проведенной исследовательской работы.
Во-первых, в IX-XI вв. скандинавы представляли из себя людей, закаленных физически и морально уже самим образом жизни. Они жили исключительно ради войны и, в связи с этим первоклассно владели оружием и являлись великими воинами, которые были знакомы со всеми секретами военного искусства, изученного ими в процессе постоянных тренировок и практик, на протяжении всей их жизни. Военная организации народов Скандинавии заключалась в делении на народное ополчение и дружину. Первое состояла из подвластного населения, которое находилось в состоянии воинской повинности в случае войны. Также, в состав народного ополчения входили дружины местных малых конунгов, которых именовали союзниками, а также отряды наемников, среди которых были представители различных племен, в том числе и славян. Дружина в свою очередь имелась как у конунга, так и мелких ярлов, и отдельных знатных представителей. Все второстепенные дружины по своей структуре ориентировались на дружину конунга. Последняя подразделялась на «верхнюю» и «нижнюю». Исходя из названия, последняя была менее значима, она созывалась только в случае войны или похода и находилась в непосредственном подчинении «верхней», также она была меньшего размера. В отношении «верхней» следует сказать, что она имела численное превосходство и находилась непосредственно при правителе. Со временем эта дружина превратилась в военную аристократию, и ее представители назначались на различные военно-административные, экономические и прочие посты.
Во-вторых, в отношении военного снаряжения воинов следует сказать, что в бою они полагались на защиту шлема, который в большей степени был куполообразный, кольчуга, представленную в виде рубахи с коротким рукавом и нашитой поверх друг друга металлических бляшек. Также к числу оборонительного снаряжения следует отнести щит, который был довольно внушительных размеров до одного метра в поперечнике и который защищал воина от колена до подбородка. Также скандинавский воин владел довольно внушительным комплексом наступательного вооружения, среди которого наиболее распространенным и часто применяемым был меч. Последний изначально был однолезвийный, но со временем был вытеснен обоюдоострым, поскольку последний был более функциональным. На создание мечей высокого качества тратились большие средства и человеческие ресурсы. Со временем мечи стали украшать, поскольку данный вид оружия указывал на социальный статус владельца. Менее значимыми после меча были такие виды оружия как топор, копье и лук со стрелами. Топор делился на два типа - двуручный и сделанный по принципу метательных франкских топоров. Несмотря на то, что данное оружие было менее популярным, тем не менее оно использовалось в силу своей дешевизны в сравнении с мечом. Что касается копья, то оно было в длину около двух метров, использовалось как в ближнем бою, так и на дистанции. Среди археологических находок встречаются наконечники копий и стрел с инкрустацией. Луки и стрелы также применялись в бою, но были еще менее популярными. Более того, как отмечают исследователи данный вид оружия был предназначен для людей из низшего слоя.
В-третьих, в отношении флота скандинавов следует сказать, что данная часть военной силы викингов представляла наиболее грозную опасность для тех, на кого они нападали, поскольку в период IX по XI века, флот викингов, по мнению ряда исследователей, был самым мощным в мире, а с их умениями мореплавателей никто не мог сравниться. Корабли викингов обладали внушительными на тот момент размерами и что не мало важно имели высокий уровень маневренности и динамики, что позволяло им стремительным образом грабить прибрежные территории и скрываться по водным путям.
Среди найденных представителей военных кораблей викингов, наибольший интерес у исследователей вызывает драккар из захоронения в Гокстаде.
1. Бируни Абу-р-Райхан Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия) / Под ред. Г.Г. Леммлейна, перев. А.М. Беленицкого. - М.: АН СССР, 1963. - С. 230-241.
2. Ибн-Хордадбех // Гаркави А. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. - СПб.: Типография императорской академии наук, 1870.
- С. 44-58.
3. Ибн-Фадлан // Гаркави А. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. - СПб.: Типография императорской академии наук, 1870.
- С. 82-116.
4. История Льва Диакона Калойского / Перев. М.М. Копыленко. - М.: Наука, 1988. - 239 с.
5. О славянах // Хвольсон Д.А. (пер.) Известия о Хазарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Абу-Али Ахмеда Бен Омар Ибн- Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала Х века. - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1869. - С. 178.
6. Повесть Временных Лет // Отв. ред. Адриановой-Перетц В.П. - СПб.: Наука, 1996. - С. 143-271.
7. Песнь о Риге // Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. / Пер. А.И. Корсуна, ком. М.И. Стеблин-Каменского. - М.: АН СССР, 1963. - С. 159-164.
8. Появление славян // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Е.А. Мельниковой. - М.: Логос, 2003. - С. 24.
9. Прокопий Кесарийский Война с готами. Кн. IV. / Пер. с греч. С.П. Кондратьева, отв. ред. Е.А. Косминский. - М.: АН СССР, 1950. - С. 375-430.
10. Русско-византийские договоры X в. // Каштанов С.М. Из истории русского средневекового источника (Акты X-XVI вв.) / Отв. ред. В.Л. Янин. - М.: Наука, 1996. - С. 4-58.
11. «Русская Правда» Краткая редакция // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. / Под ред. А.Г. Кузьмина, С.В. Перевезенцева.
- М.: Владос, 2004. - С. 236-244.
12. «Русская Правда» Пространная редакция // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. / Под ред. А.Г. Кузьмина, С.В. Перевезенцева. - М.: Владос, 2004. - С. 244-259.
13. Стратегикон Маврикия / Отв. ред. и перев. В.В. Кучма. - СПб.: Алетейя, 2004. - С. 183-197.
II. Исследования
14. Алексеев Ю.Г. Военная история допетровской России. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2018. - 752 с.
15. Арбман Х. Викинги. - СПб.: Евразия, 2006. - 320 с... 129