Введение 3
Глава I. Художественное своеобразие романа Т. Толстой «Кысь» 8
1.1. Жанрово-стилистическое своеобразие романа 8
1.2. Образная система романа 23
Глава II. Интертекстуальность романа Т. Толстой «Кысь» 33
2.1. Понятие интертекстуальности как категории художественного
мышления 33
2.2. Интертекстуальные связи в романе 38
Заключение 53
Список использованной литературы 58
Приложения 63
Работа посвящена изучению постмодернистской поэтики романа Татьяны Толстой «Кысь».
С середины 1980-х годов XX столетия, в связи с изменением идеологической обстановки в России, происходит разрушение такого понятия, как «советский тип ментальности», что вызвано рядом общественных и политических событий, объединенных общим понятием - «перестройка». На развитие русской литературы конца ХХ это не могло не наложить определенный отпечаток.
Видоизмененное направление социалистического реализма не справлялось с основными вопросами, связанными с уверенностью писателей в том, кто они и могут ли они сконструировать новую модель общественного устройства. Заявляет о себе так называемая «массовая культура», формирующаяся в недрах направления постмодернизм, основываясь на мифологизации окружающей действительности, хаосе, способном к самоорганизации и саморегуляции, а также на поиске компромиссного решения между хаосом и порядком. Все это нашло художественное воплощение в выходивших в то время романах, таких, как «Кысь»Т. Толстой, Омон Ра» В. Пелевина и др. Следование традициям классического реализма отличает другое направление в отечественной литературе, представленное романами «Веселые похороны» Л. Улицкой и «Диверсант» А. Азольского. Исследователи в области литературоведения отмечают кризис в развитии жанра романа, главенствующего в эпоху реализма, . Однако многие учены сходятся во мнении. Что роман не сдает свои позиции, а, наоборот, обогащается, обращаясь к опыту предшествующих эпох, о чем свидетельствует творчество В. Максимова, А. Приставкина и др. Выдвинувшийся на первый план метод постреализма, пытаясь понять и объяснить особенности человеческой души, внутренний мир человек попытался объяснить через внешние причины и обстоятельства, повлиявшие на становление и формирование человеческой психологии.
В 1970-е годы возникает новое направление в истории развития русской литературы - так называемая литература «Новой волны», требующая до сих пор основательного изучения и постижения. Сложно выделить основные критерии, объединяющие писателей данного течения. С уверенностью можно сказать, что всех их объединяют, с одной стороны, временные рамки творчества, а с другой, интерес к новым жанровым формам. В рамках литературы «Новой волны» зародилась направленре, получившее определение как «женская проза», представленная именами Т. Толстой, В Токаревой, Л. Улицкой, Л. Петрушевской, Г. Щербаковой и др. Открытой остается проблема отнесенности их произведений к какому-то одному творческому методу, поскольку их отличала свобода творческого вымысла, свобода слова, отсутствие каких-то норм и ограничений. Представительницы «женской прозы» стремились определить свою позицию и найти оптимальный способ творческого самовыражения. С этим связано и то, что нет однозначного взгляда на поэтику произведений писательниц данного направления.
Одним из ключевых и самым ярким представителем так называемой «женской прозы» считается Т. Толстая, хотя писательница свое творчество относит к постмодернизму. Основное внимание Т. Толстая уделяет языку и стилю своих произведений, что и способствует отнесению ее к постмодернистсокму направлению.
Представленные в творчестве писательницы сквозные темы, идеи, проблемы и образы говорят о наличии огромного количества интертекстуальных связей, главные из которых:
• сквозной мотив круга, представленный в произведениях «Факир», «Петерс» и «Спи спокойно, сынок; круг у писательницы связан с понятием судьбы, не зависящей от воли человека; круг представляет собой хронотоп существования героя;
• сквозной мотив смерти;
• сквозной мотив игры, наиболее ярко представленный в произведении «Соня».
Мотив непонятости в окружающем мире, а, следовательно, и одиночества напрямую связан с проблемой дисгармонии между мечтой и реальностью. Данная проблема нашла свое активное воплощение в творчестве Т. Толстой, однако своими корнями она уходит в традиции русской классической литературы. В центре внимания писательницы оказывается «маленький человек», стремящийся найти себя и и свое место в окружающем мире. Однако, его попытки тщетны, что приводит к бегству героя от действительности в мир иллюзий и мечтаний, то есть в вымышленный, созданный ими самими мир. Причина всего кроется в том, что такая судьба героям уготована изначально и изменить ее не в силах никто. Тем не менее, вера в лучшее, надежда на исполнение мечтаний и грез не покидает героев Т. Толстой.
Гуманизмом и огромным сочувствие проникнуты все произведения Т. Толстой, что является признаком особого авторского отношения к своим героям, а также своеобразной авторской позицией.
Вызывая постоянные споры и размышления, творчество писательницы, тем не менее, занимает свое особое положение на просторах современной отечественной литературы, однако, следует отметить тот факт, что ее произведения не имеют однозначной оценки в кругу критиков. Одни исследователи говорят о стремление к извечным проблемам бытия, что. В принципе, не отрицает Т. Толстая. Но характерной особенностью является, что главные темы ее творчества получают сюжетное развитие на фоне современных обстоятельств и событий.
Роман «Кысь», напечатанный в 2000 году, мгновенно спровоцировал своим появлением ряд разнообразных отзывов и рецензий. Важно отметить, что многие отклики являли собой обыкновенный пересказ сюжета. Критики этого ряда не обращали внимание и не анализировали произведение с литературоведческой точки зрения, не рассматривали основные проблемы. Однако, в последующие десятилетия роман стали интерпретировать сквозь призму литературоведческого анализа, выделяя особенности проблематики, тематики, композиционного строения. Особое внимание стало уделяться авторской позиции в тексте, образности языка и стиля, а также интертекстуальным связям.
Накануне проецируемого возможного конца света многих людей интересует тема постапокалипсиса. Ведь вполне вероятно, что мир не исчезнет, а возродится в новом качестве. О том, каким может быть постапокалиптический мир, рассказывает в романе «Кысь» Татьяна Толстая.
К огромному спектру вопросов истории и современности обратилась Т. Толстая сразу же после выхода из печати произведения «Кысь», освещающие основные вопросы эпохи: политические, идеологические, философские, социальные, идеологические и другие. Все это позволяет сделать вывод о том, что произошел стремительный прогресс в развитии творческого пути писательница.
На вопросы, поднимаемые в современном обществе и не получившие своего логического разрешения и завершения, пытается ответить своим романом «Кысь» Т. Толстая. Разнообразные и противоречивые отклики и отзывы были представлены в трудах современных критиков: А. Немзера [Немзер 1998], Н. Ивановой [Иванова 1988; Иванова 2001], Б. Парамонова [Парамонов 2000] - от положительных, хвалебных, комплиментарных. До резко отрицательных и негативных, вплоть полного неприятия романа.
Наличие множество споров и дискуссий критиков и литературоведов подтолкнула к особому вниманию к проблеме интертекстуальности в романе Т. Толстой «Кысь». Не остался без внимания и вопрос жанра.
Исходя из всего вышесказанного, цель выпускной квалификационной работы сводится к выявлению своеобразия постмодернистской поэтики романа Т. Толсто й «Кысь».
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи выпускной квалификационной работы:
1) определение жанра произведения на основе выделения его основных жанровых признаков;
2) исследование стилистических особенностей романа, которые
являются традиционными и новыми для авторского стиля;
3) анализ интертекстуальности романа.
Объект исследования в выпускной квалификационной работе - роман «Кысь» Т. Толстой.
Предмет исследования в выпускной квалификационной работе - во- первых, жанровая и стилистическая специфика романа и, во-вторых, интертестуальные связи в произведении.
Главным литературоведческим методом исследования является
структурно-функциональный.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы прошла на Международном молодежном научном форуме «Белгородский диалог - 2019: проблемы истории и филологии», проходившем в НИУ «БелГУ» в апреле 2019 года.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, содержащего методические рекомендации по изучению романа Т. Толстой «Кысь» в старших классах средней школы.
Не случайно в литературоведении появился термин «женская проза». Это не просто произведения, написанные женщинами-писательницами, ибо в них присутствуют качества, объединяющие и В. Токареву, и Л. Петрушевскую, и Д. Рубину, и Л. Улицкую, и Т. Толстую и др.
«Женская проза» всегда занимала особое место в литературе. «Женский» взгляд на мир проявляется в том, что большое внимание уделяется таким понятиям, как дом, семья, верность, муж и жена, любовь, жизнь личная, индивидуальная, а не общественная. Зачастую герои, выстраивая свои отношения с внешним миром, должны прежде всего разобраться с отношением к самому себе, что говорит о глубоком психологизме «женской прозы».
«Женская проза» - это, можно сказать, и книги «о жизни». Чаще всего это бытовая история, сюжет, который может произойти за любыми окнами. При этом важно то, что думают обо всем случившемся герои, какие уроки они, а вместе с ними и читатель, выносят, какова авторская позиция по отношению к своим героям. Поэтому «женскую прозу» можно определить как творчество, сконцентрированное на бытовой проблематике, но с частыми философскими отступлениями.
Герой «женской прозы» - герой мыслящий, размышляющий о смысле жизни; герой, лишенный гармоничной «формы личного существования»; герои «женской прозы» - простые люди.
В произведениях, относящихся к «женской прозе», обычно мы не столкнемся с пошлостью, штампованностью, клишированностью, так как в них - сама жизнь, уникальная и неповторимая.
Следовательно, к особенностям «женской прозы» можно отнести особенности исследования социально-психологических и нравственных координат современной жизни: отстраненность от злободневных
политических страстей, внимание к глубинам частной жизни современного человека. Душа конкретного, «маленького» человека для «женской прозы» не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. А также, круг общих вопросов, решаемых «женской прозой», - это проблемы отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы оподления или сохранения нравственности.
В ходе выполнения дипломной работы нами была рассмотрена постмодернистская поэтика романа Татьяны Толстой «Кысь» , жанрово-стилистические особенности и специфика интертекстуальности. Опираясь на мнения критиков и исследования самого текста, а так же используя теоретическую литературоведческую базу, мы пришли к следующим выводам.
Постмодернистская поэтика воплощается, прежде всего, в жанре, который представляет собой роман-антиутопию с ее отличительными признаками: 1) актуальная проблематика современной культуры, общества, экологии, так и не нашедшая своего разрешения. Роман становится романом- предостережением, предупреждающим об опасности, которая может ожидать, если проблемы так и не будут решены; 2) смещенность временных и пространственных структур; 3) широкое использование в тексте фантастики, гиперболы, гротеска, символов, аллегорий; 4) создан особый тип героя-бунтаря, бунт которого не нашел своего воплощения.
В стилистическом отношении роман сохранил ряд устоявших черт стилистики Толстой. Это сказочность, смешение фантазии и реальности, превращение культурных мифов в мифы культуры, игра с этими мифа, пародийность, ироничность. Она из главных особенностей романа «Кысь» - это его интертекстуальность. Она выражается и в выборе жанра - антиутопия, которая отсылает нас к другим подобным произведениям, в первую очередь к роману Е. Замятина «Мы», В. Войновича «Москва 2042», «О, дивный новый мир!» Хаксли, и «1984» Оруэлла, Рея Бредбери «457 градусов по Фарингейту». Также Татьяна Толстая аппелирует в своем романе к различным формам фольклора, будь то легенда, народная сказка. В романе так же использована сказовая манера повествования. Текст содержит слова различных стилей и пластов языка: высокий стиль, нейтральный, разговорный, просторечия, речь сентиментальная, официозная на фоне стилизованного народного фольклорного языка. При этом роман содержит и слова современного русского языка, изуродованные и обезображенные корявыми нормами, а вернее, их отсутствием. Кроме того, текст изобилует авторскими неологизмами, отражающими процесс изменения слова и общества, который носит у Толстой негативное значение, хотя и отражает известный закон - все новое стремиться занять место старого.
Особую роль в романе играют аллюзии и реминисценции. Текст романа практически построен на цитатах. Это и выдержки из Библии, и русские заговоры, и отрывки из русской классики, начиная от А.С. Пушкина и заканчивая С. Есениным, В. Маяковским, Серебряным веком и современностью. Таким образом, в романе охватываются все культурные пласты, т.е. выделяется Традиция культуры. С помощью цитат автор отсылает читателя к главным проблемам, поднимаемым в романе. Так же цитирование в контексте романа создает эффект пародии, иронии, показывая несостоятельность попыток уничтожить слово, литературу, традицию.
Взаимодействие романа Т. Толстой с фольклорными текстами осуществляется на различных уровнях: сюжетном, образном, мотивном, структурном. Цитирование фольклорных и литературных источников в художественном тексте «Кыси» «подвержено комическому переосмыслению, что указывает на особый характер диалогичности романа» [Пономарева 2008: 20]. Диалог не есть бессмысленное варьирование «чужого» текста. Диалог у Т. Толстой - это насмешка. Игровой, пародийно-иронический характер реминисценций ведет к разрушению господствующих в общественном и литературном сознании стереотипов. В центре процессов деканонизации и десакрализации находится образ Пушкина - знаковая фигура для российского читателя. Развенчание здесь достигается с помощью постмодернистских приемов «панибратства», «осовременивания», «чтения в мыслях».
Повышенная степень интертекстуальности романа Т. Толстой приводит к насыщению текста знаками культуры, что позволяет выдвинуть на первый план культурную парадигму, а также поставить в новом аспекте проблему неразвитого мышления, неумения людей правильно и глубоко воспринять культурное наследие человечества.
Элементы «чужого» текста, с одной стороны, приводят к узнаванию, т.е. приближают изображенный мир далекого будущего к читателю. С другой стороны, будучи трансформированными, они вызывают эффект
«остраннения», отдаляют объект от адресата. Попеременное действие разнонаправленных сил узнавания/остраннения создает ту динамику диалога, которая приводит к генерированию новых смысловых уровней.
Для популярного постмодернистского автора «Кысь» был действительно большим экспериментом, прежде всего лингвистическим, как выразился Лев Данилкин: «Кысь» - даже не стилизация под допушкинский язык; этот сказ - вполне оригинальная разработка ненавистного писательнице деградировавшего, туземного, нетронутого ни одной культурной инвестицией языка».
«Кысь» - это роман-антиутопия, мутировавший мир полного невежества в глубоком обрамлении русской народной сказки. Трудно представить, как живут "бывшие", которые смотрят, как все происходило после взрыва, и до сих пор помнят, как все было. Весь роман пронизан иронией и даже сарказмом. Временами мир, описанный толстым, кажется смешным, временами пугающим, но он, безусловно, заставляет задуматься.
Заслуживает внимания и необычный язык романа (который, впрочем, многих просто отталкивает). Все ее герои говорят на необычном диалекте, своеобразной «мешанине» устаревших и диалектных слов, а также неологизмов, придуманных самой Толстой. И только «бывшие» говорят на знакомом нам русском языке, что делает их еще более отличными от других героев.
Таким образом, мы пришли к выводу, что роман Т. Толстой «Кысь» представляет собой антиутопическую фантазию, расположенный между «Бледным огнем» В. Набокова и «Заводным апельсином» Берджесса. Это блестяще изобретательное и мерцающее неоднозначное произведение искусства: рассказ о деградированном мире, который полон отголосков возвышенной литературы прошлого России; ухмыляющийся портрет человеческой бесчеловечности; дань уважения искусству в его суверенитете и беспомощности; видение прошлого как будущего, в котором будущее сейчас.
Можно с уверенностью сказать, что проза Т. Толстой, и в частности роман «Кысь», открыла новую страницу русской прозы, в которой явно обозначились стремление к «демифологизации реальности, раскрепощению человеческой фантазии и воображению, к полемике с мнимым народопоклонничеством и псовдодемократизмом» [Вахитова 1998: 446-447], что является убедительным свидетельством постмодернистской поэтики в ее русской форме.
1. Баландина Н.В. Молчит ли автор о сущности бытия? О творчестве Т.Толстой // Русская речь. - 2002. - № 3. - С. 35-42.
2. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994. - С.413-422.
3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М.: Худ. лит., 1975. - 504 с.
4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Сов. писатель, 1963. - 364 с.
5. Беньяш Е. Дунин сарафан (рецензия на роман Т. Толстой «Кысь») // Дружба народов. - 2001. - № 2. - С. 215-231.
6. Боровиков С. Татьянин день // Знамя. - 20003. - № 3. - С. 227-228.
7. Вайль П., Генис А. Городок в табакерке: Проза Т. Толстой // Звезда. - 1990. - 8. - С. 147-150.
8. Вахитова Т.В. Толстая // Русские писатели, ХХ век. Биобиблиогр. словарь: в 2 ч. / Н.Н. Скатов. - М.: Просвещение, 1998. - Ч. 2. - С. 445¬447.
9. Габриэлян Н. Ева - это значит «жизнь» (Проблема пространства в современной русской женской прозе) // Вопросы литературы. - 1996. - № 4. - С. 3-15.
10. Генис А. Рисунки на полях: Татьяна Толстая // Генис А. Иван петрович умер: Статьи расследования. - М.: НЛО, 1999. - С. 66-71.
11. Гощило Е. Взрывоопасный мир Татьяны Толстой. - Екатеринбург: Изд- во Уральского ун-та, 2000. - 201 с.
12. Давыдова Т. Т. Роман Т. Толстой «Кысь» // Русская словесность. - 2002. - №6. - с. 25-30.
13. Ерохина М.В., Соловьева О.В. Семантические интерпретации в романе Т. Толстой «Кысь» [Электронный ресурс] // Материалы международной научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания» // Режим доступа: http:www.pspu.ru / liter 2005_shtml.
14.Золотоносов М. Татьянин день // Молодые о молодых: Сборник литературно-критических статей молодых критиков; Редкол.:
B. Дементьев, Н. Машовец, И. Ростовцева, И. Слепнев. - М.: Молодая гвардия, 1984. - С. 27-39.
15. Иванова Н. И птицу паулин изрубить на каклеты (рецензия на роман Т. Толстой «Кысь») // Знамя. - 2001. - № 3. - С. 12-15... 57