Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностно-ориентированные технологии развития культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения

Работа №179246

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы личностно-ориентированных 10
технологий развития культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения
1.1. Основные подходы к изучению понятия «культура 10
здоровья»
1.2. Проблема культуры здоровья педагога в психолого¬педагогических исследованиях 15
1.3. Теоретическое обоснование личностно-ориентированных технологий развития культуры здоровья педагога дошкольного
20 образовательного учреждения
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию культуры здоровья педагога в контексте реализации личностно¬ориентированной технологии 32
2.1. Диагностика уровня сформированности культуры здоровья
педагога дошкольного образовательного учреждения 32
2.2. Апробация авторской личностно-ориентированной технологи
развития культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения 50
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения с использованием личностно-ориентированных
60 технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

Актуальность исследования. Культура здоровья личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущности сил, способностей. Она предстает в процессе воспитания как преемственное освоение различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии ее социальной активности. При этом формируется не только потребность в тех или иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений становления культуры здоровья современной конкурентоспособной личности педагога.
Проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из актуальных не только в России, но и во всем мире. Крупномасштабные изменения в ноосфере создают неблагоприятные условия для жизнедеятельности людей (И.Ю. Алексашина, Э.Н. Гусинский, Л.П. Мордвинцева, Ю.Н. Турчанинова и др.). К ним относятся глобальные нравственно-экологический и экономический кризисы, стремительно растущая технологизация жизни, увеличивающийся поток информации, требующий самоосмысления, убыстряющийся теми развития, а также усиливающаяся отчужденность социальных отношений. Возрастает влияние стрессогенного фактора урбанистического образа жизни. От педагога в современном обществе требуется способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни и кризисным ситуациям, что требуют повышенных физических, психических и интеллектуальных усилий, ясной ценностной ориентации, а, следовательно, и высокого уровня здоровья.
Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает гуманистический характер образования как один из ведущих принципов государственной политики в области образования, подчеркивая приоритет общечеловеческих ценностей, ценность жизни и здоровья человека.
В исследованиях здоровье человека рассматривается как социально- педагогическая категория (И.И. Брехман, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, Н.М. Полетаева, В.П. Петленко и др.), как непреходящая ценность и интегральная характеристика целостности личности, имеющая медико-психологический и социально-педагогический аспекты.
Как отмечает Л.Н. Волошина, «В настоящее время культура здоровья и здоровьесбережение осмысливаются как значимый феномен социального бытия, обусловленный как современными культурными дискурсами, так и не в меньшей степени социальными институтами, технологиями и приобретает значение сложного социокультурного явления. Становящаяся общественная потребность заключается в новой организации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующей оптимальные условия физического и психического развития всех участников образовательного процесса» [7, с. 126].
Индивидуализация общественной и экономической жизни России, глубокие противоречия, наслоившиеся в идеологии, культуре, образовании, предъявляют качественно новые требования к уровню культуры здоровья педагогов. В настоящее время разрабатываются кардинальные государственные меры по охране и укреплению здоровья населения. Это и региональная программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Белгородской области на 2017 - 2025 годы», и государственная программа «Активное долголетие» и др. Но их эффективная реализация возможна при преодолении узкоспециализированных подходов к проблеме здоровья, активной позиции не только государства, но и каждой личности. Назрела необходимость на основе личностно-ориентированных технологий объединить усилия системы образования и медицины, общественных организаций и средств массовой информации для повышения уровня культуры и качества здоровья. Преодолению разобщенности исследований и достижению поставленных результатов может служить единое поле деятельности всех перечисленных специалистов - это образовательное учреждение.
Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация педагогической деятельности еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления. Согласно исследованиям В.К. Бальсевич, М.Я. Виленского, Е.Н. Литвинова, Л.И. Лубышевой, В.И. Ляха, А.П. Матвеева, В.Д. Сонькина ведущими среди причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья педагогов, являются: неправильный образ жизни, выражающийся в гиподинамии, чрезмерной профессиональной нагрузке, неправильном питании, а также отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у всех участников образовательного процесса и в том числе педагогов, отсутствие системности в процессе формировании культуры здоровья.
Проблемой формирования здорового образа жизни педагогов занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
В работах Л.Н. Волошиной, культура здоровья - это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Анализ результатов современных исследований позволил выявить противоречие между потребностью современного общества в педагоге, способном к осознанию ценности своего здоровья, обладающем здоровыми жизненными навыками и способном донести эти знания до воспитанников и отсутствием системной деятельности по развитию культуры здоровья педагогов.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении потенциала личностно-ориентированных технологий развития культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Личностно-ориентированные технологии развития культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения».
Цель исследования: научно обосновать личностно-ориентированные технологии развития культуры здоровья педагога дошкольного
образовательного учреждения.
Объект исследования: процесс развития культуры здоровья педагогов.
Предмет исследования: личностно-ориентированные технологии развития культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование в практике дошкольной организации личностно-ориентированной технологии развития культуры здоровья педагога позволит повысить мотивацию в вопросах формирования культуры здоровья, уровень рефлексии, приведет к активности в деятельности по повышению всех компонентов культуры здоровья: ценностно-ориентационного (первичное осознание здоровья как ценности), деятельностного (активность в здоровьесозидающей
жизнедеятельности) и витального (реальном состоянии компонентов здоровья).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «культура здоровья» в психолого-педагогической литературе.
2. Определить целевые ориентиры, структуру и направленность личностно-ориентированных технологий развития культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения.
3. Оценить уровень сформированности культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения.
4. Апробировать личностно-ориентированной технологи в развитии культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения.
5. Обработать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы по развитию культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико - методологической основой исследования являются исследования педагогики здоровья (Л.Н. Волошина, Т.В. Волосникова, К.Е. Панасенко и др.); аксиологический подход к формированию культуры здоровья (А.А. Борисов, Е.И. Бережкова, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, В.Г. Казанская, Н.М. Полетаева, Л.Г. Татарникова, Б.Н. Чумаков и др.); теория здоровья как предмета исследования М.Г. Ивановой и др.; теория профессионального здоровья педагога В.Н. Шебеко; теория непрерывного педагогического образования взрослых, включая педагогов и родителей (И.Ю. Алексашина, B.C. Безрукова, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, В.Н. Максимова, В.И. Подобед, В.Н. Скворцов и др.).
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (2016-2017 гг.) проводился теоретический обзор литературных источников по проблеме исследования. В результате этого были определены исходные параметры исследования: его проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, теоретико-методологическая основа, обозначена проблема, которая заключается в выявлении потенциала личностно¬ориентированных технологий развития культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения.
На втором этапе (2017-2018 гг.) осуществлялся анализ состояния проблемы развития культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения, проводилось опытно-экспериментальное исследование по развитию культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения посредством использования личностно-ориентированных технологий.
На третьем завершающем этапе (2018 - январь 2019 гг.) были
систематизированы и обобщены результаты экспериментальной работы, завершено оформление диссертации.
Методы исследования:
1. Теоретические (комплексный анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, концептуальное обобщение педагогического опыта).
2. Эмпирические (анкетирование, тестирование, анализ собственной педагогической деятельности, педагогический эксперимент).
3. Математические методы обработки результатов.
Методики исследования:
1. Анкета «Культура здоровья педагога» (автор А.М. Лощакова) (адаптирована для работы с действующим педагогическим коллективом).
2. Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.
3. Анкетирование педагогов с целью выявления потенциала личностно-ориентированных технологий.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в определении целевых ориентиров, структуры и направленности личностно-ориентированных технологий развития культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в организации здоровьесберегающей деятельности в современном дошкольном образовании и своевременной профилактики нарушений здоровья педагогов.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №14 "Золотой ключик" города Белгорода.
В исследовании приняли участие 30 педагогов МБДОУ (воспитатели и педагоги дополнительного образования).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась:
- посредством выступления на педагогических советах МБДОУ, методических объединениях воспитателей дошкольных образовательных учреждений;
- по теме исследования опубликованы следующие научные статьи тезисы:
- Чепелева, Е.И. Развитие культуры здоровья педагога дошкольного
образовательного учреждения с использованием личностно¬
ориентированных технологий /Е.И. Чепелева // Материалы IV Всероссийской студенческой очно - заочной научно-практической конференции Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях - 2017», Сургут, 2017, - С. 127-132.
- Чепелева, Е.И. Теоретический анализ проблемы развития культуры здоровья педагогов дошкольного образовательного учреждения /Е.И. Чепелева//Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке», Тамбов, 2018, № 2-1 (30). - С. 118-120.
- Чепелева, Е.И. О проблеме развития культуры здоровья педагогов
дошкольного образовательного учреждения /Е.И. Чепелева//Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы
социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве», Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018, Часть 2. - С. 225-227.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы (включающего 70 источников), приложения.
Глава 1. Теоретические основы личностно-ориентированных технологий развития культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашем исследовании изучались личностно-ориентированные технологии развития культуры здоровья педагога дошкольного
образовательного учреждения.
В результате проведенного нами исследования удалось реализовать все поставленные задачи. Было изучено понятие «культура здоровья» в психолого-педагогической литературе; определены целевые ориентиры, структура и направленность личностно-ориентированных технологий развития культуры здоровья педагога дошкольного образовательного
учреждения; оценен уровень сформированности культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения; апробирована личностно¬ориентированная технологя в развитии культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения; обработаны и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения.
Теоретический анализ по проблеме исследования позволил установить, что культура здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения - это категория, интегрирующая личностные и профессиональные качества, определяющие здоровьесберегающий стиль поведения педагога и эффективную деятельность по формированию здорового образа жизни дошкольников.
Культура здоровья педагога развивается в специально созданных условиях профессионального образования, преимущественно на последипломном этапе, в процессе профессиональной деятельности. Основными препятствиями для развития высокого уровня культуры здоровья педагога являются объективные и субъективные факторы, к числу которых относятся: фактическое отсутствие системы непрерывного педагогического образования педагогов в области здоровья, высокая интенсивность профессиональной деятельности, отсутствие необходимого методического обеспечения, пассивность самих педагогов.
Показатели развития культуры здоровья служат основой для проектирования личностно - ориентированного педагогического сопровождения на этапе саморазвития и самообразования в области здоровьесбережения.
Эффективность работы по развитию культуры здоровья воспитателя на этапе самообразования обеспечивается комплексом психолого¬
педагогических (внутренних) и организационно - педагогических (внешних) компонентов технологии, обеспечивающих стимулирование личностно-профессионального развития воспитателя в данной сфере.
Критериями эффективности технологии развития культуры здоровья являются: ценностно-ориентационный показатель (первичное осознание здоровья как ценности), деятельностный (активность в здоровьесозидающей жизнедеятельности) и витальный (реальное состояние компонентов здоровья).
Констатирующий этап эксперимента показал, что педагоги не всегда достаточно мотивированы в вопросах формирования культуры здоровья, только часть педагогического коллектива демонстрирует готовность рефлексировать, активно включаться в деятельность по повышению культуры здоровья (собственного и других участников образовательного процесса) и повышать свой уровень образования в данном вопросе.
Таким образом, результаты данного этапа опытно - экспериментального исследования подтверждают актуальность проблемы культуры здоровья педагогов. Педагог в современном дошкольном образовательном учреждении выступает как образец для всех участников образовательного процесса, но при этом сам не всегда демонстрирует достаточный уровень культуры здоровья.
На формирующем этапе опытно - экспериментальной работы нами была реализована личностно-ориентированная технология развития культуры здоровья педагога дошкольного образовательного учреждения. Данная технология представлена целевым, технологическим, содержательным и критериально-оценочным блоками. Личностно-ориентированная технология строилась с учетом вариативности содержания деятельности. Это означает с одной стороны, признание разнообразия содержания и форм здоровьесберегающей деятельности, выбор которых должен осуществляться с учетом интересов и способностей педагогов, а с другой стороны - содержание дельности, ее средства и методы были организованы так, чтобы педагог мог проявить избирательность к виду и форме здоровьесберегающей деятельности. Педагоги вовлекались в разные виды здоровьесберегающей деятельности, для этого в практике работы эффективно сочетали групповые и индивидуальные стратегии. В процессе реализации личностно-ориентированной технологии были активно задействованы все материально-технические объекты и возможности ДОУ: комната психологической разгрузки, тренажерный зал с инструктором - консультантом, зал для занятий аэробикой и т.д. Под руководством старшего воспитателя и инструктора по физической культуре проводилась подготовка к участию в спортивных конкурсах и подготовка к сдаче норм ГТО. Педагоги на уровне ДОУ обобщили актуальный педагогический опыт по проблеме культуры здоровья педагога ДОУ. Активно использовались стимулирующие надбавки за показатели культуры здоровья.
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы показали положительную динамику по всем диагностируемым критериям. Всего 5 сотрудников (16,5%) по сравнению с 21 сотрудником (69,3%) на констатирующем этапе испытывают потребность в информации по данному направлению.
Частота распространенности высокого уровня культуры здоровья составила: 79,2% (24 педагога) на контрольном этапе по сравнению с 26,4% (8 педагогов) на констатирующем этапе эксперимента - в структуре ценностно-мотивацнонного; 72,6% (22 педагога) на контрольном этапе по
сравнению по сравнению 19,8% (6 педагогов) на констатирующем этапе эксперимента - в структуре рефлексивного; 69,3% (21 педагог) на
контрольном этапе по сравнению с 16,5% (5 педагогов) на констатирующем этапе эксперимента - в структуре деятельностного; 59,4% (18 педагогов) на контрольном этапе по сравнению с 19,8% (6 педагогов) на констатирующем этапе эксперимента - в структуре когнитивного компонентов.
Анализ данных, полученных по методике М. Рокича, выявил, что большинство педагогов в качестве доминирующих ценностей для себя определяют терминальные ценности, но на данном этапе эксперимента таких педагогов стало больше. Терминальные ценности - 26 педагогов (85.8%) и только 3 педагога (9,9%) - инструментальные ценности. Следовательно, еще больше педагогов определяют для себя как приоритетные ценности-цели и только четверть респондентов - ценности- средства.
Устойчиво-позитивное отношение к здоровью отмечают уже у 21 педагога (69,3), а не у 13 педагогов (43,9%) как на предыдущем этапе диагностики. Ситуативно-позитивное отношение отмечается у 9 педагогов (30.7%) по сравнению с 15 педагогов (49,5%) на предыдущем этапе эксперимента. И ситуативно-негативное отношение к здоровью не выявлено.
При этом уже 26 педагогов (86.8%) по сравнению с 18 педагогами (59,4%) на предыдущем этапе эксперимента принимали участие во всех спортивных, просветительских и иных мероприятиях, направленных на включение педагогов в различные формы активности в здоровьесозидающей жизнедеятельности. И 4 педагога (13,2%) по разным причинам не участвовали в большинстве таких мероприятий.
Анализ ведущей мотивации участия в таких мероприятиях показал, что 20 педагогов (66,5%) по сравнению с 12 педагогами (40,6%) на констатирующем этапе эксперимента принимают активное участие по причине как профессионально так и личной заинтересованности. Они испытывают потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих, соблюдают режим и получают от этого удовольствие.
И 10 педагогов (33,5) по сравнению 9 педагогов (29,7%) на предыдущем этапе эксперимента считают для себя необходимым принимать участие в таких мероприятиях, так как это дает возможность на личном примере показать дошкольникам ценности и содержательность здоровьесозидающей жизнедеятельности.
А анализ медицинской документации позволил определить витальный компонент культуры здоровья педагогов (реальное состояние компонентов здоровья) на контрольном этапе. В качестве источника информации выступали «Листы нетрудоспособности».
Анализ «Листов нетрудоспособности» показал, что уже 22 педагога (72,6%) по сравнению 18 педагогов (60.4%) на констатирующем этапе эксперимента в течение учебного года не болели и не прерывали свою профессиональную деятельность,
Уже 8 педагогов (26,4%), а не 9 (29,7%) как на констатирующем этапе эксперимента в разово воспользовались «Листом нетрудоспособности». Два и более раза в течение учебного года не болел ни один педагог.
Таким образом, результаты контрольного этапа опытно - экспериментального исследования подтверждают эффективности личностно-ориентированных технологий в развитии культуры здоровья педагогов.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ