ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТОЛОГИИ ОПОРНО¬
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 6
1.1. Анатомическое строение позвоночного столба и стопы 6
1.2. Виды нарушения осанки,причиныи диагностика 9
1.3. Виды плоскостопия, причины и диагностика 13
1.4. Важность здорового опорно-двигательного аппарата для здоровья
16
1.5. Сестринский процесс при заболеваниях опорно-двигательного
аппарата 17
1.6. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОПОРНО¬
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 23
2.1. Методологическое обеспечение и организация исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПАТОЛОГИИ ОПОРНО¬
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность проблемы заключается, в том, что в результате технического прогресса мы все чаще проводим свое время за компьютером, у телевизора, меньше двигаемся, а как результат - нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Это - некрасивая фигура, неуверенность в себе, плохое настроение и не только! Неправильная осанка может привести к целому ряду заболеваний, о которых мы даже не задумываемся. Например, боли в спине, проблемы со зрением, артриты, зубные и головные боли, заболевания почек, расстройства желудочно-кишечного тракта и многие другие [1, с. 13]. В свою очередь, плоскостопие также способствует развитию многих патологических процессов в организме, а именно нарушению кровообращения нижних конечностей, варикозному расширению вен, остеопорозу, болезни «Неврома Мортана». Многочисленные исследования показали, что в 90 % случаев данные заболевания протекают совместно. Например, научно доказано, что плоскостопие II степени приводит к изменениям в позвоночнике [2, с. 25].
В обязанности медицинской сестры входит не только выполнение манипуляций, заполнение документации, но и проведение профилактической работы. Именно медицинская сестра с помощью бесед с пациентом, его родственниками, проведения занятий в Школах здоровья может помочь предупредить развитие заболевания. Роль медицинской сестры важна. Медицинская сестра осуществляет уход за пациентом с заболеваниями опорно - двигательного аппарата, согласно, Этическому Кодексу медицинских сестер России, способствует облегчению нравственных и духовных страданий.
По данным статистики 90 % людей во всем мире имеют неправильную осанку. В России эта проблема у 60 % населения. Всемирная Организации Здравоохранения (ВОЗ) официально заявляет о том, что больше половины населения Земли страдает плоскостопием, причем на долю женщин приходится 90 % заболеваемости.
Особенно важным в формировании опорно-двигательного аппарата является подростковый период, так как в школьном возрасте организм активно растет и формируется, а некоторые отклонения от нормывозможно скорректировать под руководством грамотного специалиста, усилием воли, регулярными физическими упражнениями и комплексом профилактических мероприятий. Основными причинамизаболеваний опорно-двигательного аппарата является то, что школьники большую часть дня проводят за партой, мало двигаются, неправильно подбирают обувь,носят тяжелые сумки с учебниками. Несоблюдение правил профилактики этих нарушений может привести к серьезным последствиям.
Цель исследования: выявить нарушения опорно-двигательного аппарата и их причиныу учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 46 г. Белгорода».
Объект исследования: состояние здоровья опорно-двигательного
аппарата школьников 1, 5, 9, 11 классов Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 46 г. Белгорода».
Предмет: роль медицинской сестры в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата
Гипотеза: мы предполагаем, что выяснение причин нарушения опорно-двигательного аппарату школьников, позволит разработать комплекс мероприятий по профилактике нарушения осанки и плоскостопию.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по патологии опорно-двигательного аппарата у школьников.
2. Провести анализ состояния опорно-двигательного аппарата по медицинским картам учащихся 1, 5, 9, 11 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 46 г. Белгорода».
3. Определить роль медицинской сестры в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение научной литературы,
- социологический опрос-анкетирование,
- анализ состояния опорно-двигательного аппарата на основе изучения медицинских карт.
Структура данной дипломной работы состоит из введения, основной части, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, приложений.
В ходе исследования мы выявили нарушения опорно-двигательного аппарата и их причины у учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 46 г. Белгорода» и разработали комплекс корректирующих упражнений. Учащиеся и их родители отметили, что после выполнения комплекса упражнений исчезли болевые ощущения. Тем самым наша гипотеза подтвердилась.
Причинами нарушения опорно-двигательного аппарата можно считать: отсутствие контроля за осанкой, малая подвижность школьников, слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела, длительные занятия за компьютером без перерывов, особенно в раннем возрасте, повышенный вес портфелей, ношение портфелей и сумок, нарушающих осанку, неправильно подобранная обувь, избыточная масса тела, генетическая предрасположенность.
Мы изучили научно-медицинскую литературу, проанализировали состояние здоровья школьников по медицинским картам, провели социологический опрос. Это позволило нам выявить проблемы в состоянии опорно-двигательного аппарата у учащихся 1, 5, 9, 11-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 46 г. Белгорода».
С целью информирования о причинах и последствиях нарушения осанки и плоскостопия, нами была разработана и проведены пять занятий Школы здоровья «Школа здоровья по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата». Итоговое занятие Школы здоровья показало, что профилактическая деятельность медицинской сестры дает положительные результаты. Школьникам понравилось выполнять физические упражнения, и общее состояние их здоровья (по субъективным ощущениям) улучшилось.
Можно сделать вывод: медицинская сестра с помощью профилактических бесед, занятий в Школах здоровья способна повлиять на человека, и он 38
задумается о своем здоровье. Кроме этого, медицинская сестра осуществляет уход за пациентами с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, обучает их правильному выполнению лечебно-профилактических упражнений, простейшему самомассажу, дает консультацию в плане питания, сопровождает на различные диагностические и лечебные процедуры.
Мы провели ознакомительные беседы с преподавателями, с родителями школьников. Для каждой категории нами были составлены соответствующие рекомендации по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата для преподавателей, школьников и их родителей.
1. Необходимо спать исключительно на постели с жестким матрацем и невысокой подушкой, при этом желательно выработать привычку спать на спине.
2. В ходе беседы с родными выявить генетические предрасположенности к заболеваниям опорно-двигательного аппарата и уделять повышенное внимание предупреждению проявления данной патологии.
3. Осуществлять профилактические осмотры у врача ортопеда 1-2 раз в год;
4. Следить за рационом питания, контролировать вес.
5. Включить в рацион продукты, богатые Ca и Mg необходимые для построения костной системы (творог, молоко, сыр).
6. Обучать своих детей основам сохранения правильной осанки и через ежедневный контроль над положением тела выработать привычку правильной осанки.
7. Соблюдать временной режим работы за столом, за компьютером с использованием перерывов и выполнением 5-минутного комплекса упражнений для осанки и стоп.
8. Организовать детям посещение дополнительных спортивных секций (плавание, пилатес, йога), укреплять мышцы спины через увеличение двигательной активности, ежедневные занятия физкультурой, утреннюю зарядку.
9. Необходимо грамотно выбирать обувь, которая соответствует размеру, на невысоком каблуке 1,5-2 см, чтобы не вызывать дополнительную нагрузку на позвоночник.
10. Приучать детей с раненного детства к закаливанию, ходьбе босиком по песку, на «цыпочках», активные игры на свежем воздухе.
11. Отдавать предпочтение школьному ранцу, исключить ношение школьных принадлежностей в сумке на ручке.
12. Организовать вместе с другими родителями, классным руководителем место для хранения сменной обуви, школьных предметов для изобразительного искусства, физической культуры.
13. Ежедневно контролировать содержимое портфеля ребёнка.
14. В конце дня принимать расслабляющую ванну и делать массаж стоп.
15. В игровой форме организовать ребенку хождение по неровным поверхностям (рассыпать фасоль, пуговицы)... 16